Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Литература латышей. Культурно-просветительная работа
Этнография - Народы Европейской части СССР

В культурном наследии латышского народа видное место занимает литература. Как и народная культура в целом, литература досоветского периода развивалась в ожесточенной борьбе против угнетателей и поработителей народа, против реакционной идеологии и культуры господствующих классов. В основу ее легли прогрессивные и революционные идеи эпохи, развитие ее базировалось на богатых традициях устного народного творчества, накопленных в течение долгих столетий крепостнического и капиталистического угнетения и классовой борьбы. Весьма плодотворное влияние на латышскую литературу оказала передовая русская литература. Ее демократизм, тесные связи с жизнью народа и с его освободительной борьбой, художественные достоинства способствовали созданию лучших демократических и реалистических традиций латышской литературы.

Основоположником латышской литературы является Юрис Алунан (1832—1864 гг.) — один из радикально настроенных деятелей буржаузно-либерального так называемого младолатышского движения 50—60-х годов прошлого столетия. Младолатышские деятели сыграли видную прогрессивную роль в борьбе против привилегий немецких баронов, феодально-крепостнического строя, за просвещение и культуру народа. Деятели младолатышского движения издавали первую прогрессивную газету на латышском языке «Петербургас авизес» («Петербургская газета»). Их деятельность оставила заметный след в развитии языка. В течение многих столетий народу силой навязывались молитвенники, библии и тому подобная литература, издававшаяся немецкими помещиками и пасторами на изуродованном до неузнаваемости латышском языке. Младо- латыши боролись против онемечивания и искажения латышского языка, стремились обогатить его лексику, разработать принципы правописания. Они нанесли сильный удар гнусной «теории» немецких баройов, утверждавших, будто латышский язык груб, неразвит и негоден для выражения мыслей и требований культурных людей.

В 70-х годах работу, начатую Ю. Алунаном в области латышского литературного языка, продолжал А. Кронвальд.

70-е и 80-е годы — период дальнейшего развития латышской народной литературы. В эти годы писали поэты Аусеклис и Пумпур (А. Пум- пуром в 1888 г. на основе народных сказаний был создан латышский национальный эпос «Лачплесис»), появилось первое крупное реалистическое произведение — роман «Времена землемеров» (1879 г.) братьев Р. и М. Каудзитес, рассказы Апсишу Екаба. В эти годы зародилась латышская драматургия, началось развитие латышского театра. Основоположником латышской драматургии и театра является А*. Алунан.

В период с 90-х годов до революции 1905—1907 гг. латышская литература достигла высокого уровня. Этому способствовал рост рабочего движения, распространение идей марксизма-ленинизма, подготовка революции 1905—1907 гг., во главе которой стал революционный рабочий класс, руководимый большевиками. В эти годы углублялась идейная направленность и общественно-воспитательная роль прогрессивной демократической литературы, совершенствовалась художественная форма. Произведения Р. Блаумана, В. Плудона, Аспазии (Э. Розенберг), Э. Бирзниека- Упита, Доку Атиса, Персиетиса, Э. Треймана-Зваргулиса и многих других, написанные в конце XIX — начале XX в., представляют собой ценный вклад в развитие латышской народной литературы и культуры.

В 90-х годах важную роль в распространении передовых идей сыграло так называемое «Новое течение» («Яуна страва»), возникшее под влиянием рабочего движения. Основное его ядро составили революционно настроенные деятели, первые пропагандисты идей марксизма в Латвии. Издаваемая ими газета «Диенас лапа» боролась за повышение идейно-художественного уровня литературы, за правдивое отражение действительности. Особое внимание деятели «Нового течения» уделяли распространению русской передовой литературы XIX в.

Революционная литература развивалась в тесной связи с рабочим движением. Основоположником революционных традиций латышской литературы был Э. Вейденбаум (1867—1892 гг.) — один из активных деятелей «Нового течения». В своей поэзии он выступал с резкой критикой существовавшего строя, разоблачал капиталистов и помещиков, защищал свободу и права, честь и достоинство трудового человека. Поэзия Э. Вей- денбаума — ценное достижение критического реализма в латышской литературе.

В развитии революционной латышской литературы исключительное значение имеет творчество великих народных писателей — Я. Райниса и А. Упита. Творчество Райниса (1865—1929 гг.) — краеугольный камень латышской революционной поэзии и драмы досоветского периода. Его сборники стихов «Далекие отзвуки синего вечера», «Посев бури»,

«Тихая книга» и др., драма «Огонь и ночь» воспитывали рабочий класс и массы трудящихся в духе борьбы против царизма и капитализма, способствовали росту классового сознания пролетариата. Райнис сумел в революционно-романтических образах своей поэзии и драматургии ярко выразить социалистические идеи рабочего класса, показать, что рабочий класс, миллионы трудящихся масс являются настоящими хозяевами жизни, что только уничтожение эксплуататорского капиталистического строя принесет им свободу и счастье. Большое влияние на творчество Райниса имел фольклор латышского, русского и других народов, его поэзия и драмы («Огонь и ночь», «Вей, ветерок», «Илья Муромец» и др.) тесно срослись с устным народным творчеством. Огромна роль Райниса в развитии латышского литературного языка.

Творчество А. Упита (род. в 1877 г.) подняло на высокую идейнохудожественную ступень реалистическую прозу и драму. Он первым в своих романах («Новые истоки», «В шелковой паутине» и др.) и в пьесах («Голос и эхо», «Солнце и пар» и др.) сумел реалистически осветить революционное рабочее движение, формирование революционного сознания рабочего класса, его борьбу с угнетателями. В творчестве Я. Райниса и А. Упита развиваются традиции партийной социалистической литературы, основы которой В. И. Ленин охарактеризовал в статье «Партийная организация и партийная литература» и основоположником которой был М. Горький. Творчество Я. Райниса и А. Упита в идейном и художественном отношении родственно творчеству М. Горького. Упит неоднократно подчеркивал, что именно произведения М. Горького утвердили его на пути критического реализма, помогли разоблачить буржуазную пошлость и слиться с пролетариатом в его борьбе за освобождение. Руководящей силой в борьбе за идейность литературы, против декадентства, буржуазного национализма и шовинизма была партия большевиков, в рядах которой шли и революционные латышские социал-демократы. Огромную положительную роль в этой борьбе играла нелегальная партийная печать русская («Искра» и «Правда» и др.) и латышская («Циня» и др.).

Великая Октябрьская социалистическая революция, ознаменовавшая коренной поворот в развитии культуры всех народов России, положила начало созданию новой литературы — советской. Знамя реалистического искусства подхватили новые мастера литературы. Одни писатели (Л. Паэгле, Л. Лайцен) прошли трудную школу борьбы в буржуазной Латвии, обращая свое творчество в грозное оружие против порабощения и эксплуатации и призывая к восстановлению Советской Латвии. Другие — Р. Эйдеман, А. Кадикис-Грозный, Э. Эфферт-Клусайс, К. Иокум, К. Пе- лекайс, А. Цеплис и др.— жили в Советском Союзе и боролись вместе со всеми советскими людьми за окончательную победу Октябрьской революции, за успешное построение социализма. Они вошли в семью советских писателей и являются основоположниками латышской советской литературы. Большинство из них — бойцы Красной Армии, красные стрелки, с оружием в руках сражавшиеся за Советскую власть и посвятившие этой борьбе основную часть своего творчества.

С восстановлением Советской власти передовые латышские писатели во главе с А. Упитом активно включились в борьбу за строительство новой социалистической жизни и литературы. Следуя призывам Коммунистической партии неустанно бороться за идейность и партийность литературы, за дальнейшее совершенствование ее, латышские советские писатели создал^: идейно насыщенные и художественно яркие произведения социалистического реализма, посвященные советской действительности и героическому прошлому народа, революционной освободительной борьбе. Выдающееся место в латышской советской литературе занимают мастерские полотна А. Упита — романы «Земля зеленая» и «Просвет в тучах».

Активную творческую деятельность развивает народный писатель В. Лацис, выросший еще в условиях капиталистической Латвии (тогда было создано его замечательное произведение «Сын рыбака»). Его эпопеи «Буря» и «К новому берегу», посвященные темам Великой Отечественной войны и первого периода социалистического строительства в Латвии, принадлежат к числу крупнейших достижений латышской художественной прозы послевоенных лет.

Вдохновенным поэтическим языком воспел борьбу советского человека за построение новой, счастливой жизни Я. Судрабкалн (сборник «В братской семье» и др.)* Боевая актуальность тематики, высокое идейно-художественное мастерство, советский патриотизм — характерные черты поэзии Я. Судрабкална.

Проза А. Саксе, Ж. Гривы, Я. Гранта, В. Берце, Я. Ниедре, А. Гри- гулиса, А. Броделе и других раскрывает многие характерные особенности строительства социализма в Латвии, рисует картины народно-освободи- тельной борьбы прошлого. Лучшие произведения этих писателей — сви детельство новых успехов латышской советской прозы. В латышской советской поэзии также немало произведений, авторы которых взволнованно, с глубоким патриотическим чувством воспевают героическую силу и моральное величие советского человека, строящего социализм. Таковы стихи А. Григулиса, В. Лукса, А. Балодиса, Ю. Ванага, Ф. Рокпелниса, М. Кемпе, М. Рудзита. Выросло талантливое молодое поколение писателей и поэтов — А. Веян, О. Вациетис, Б. Саулитис, М. Бирзе, 3. Скуинь, Д. Зигмонте и др.

Задачи периода развернутого строительства коммунизма, решения июньского Пленума ЦК КПСС 1963 г. воодушевляют писателей в дальнейшей борьбе за высокую идейность и художественное мастерство своих произведений, за повышение воспитательной роли литературы социалистического реализма.

Культурно-просветительная работа

Широкий размах приобрело издание книг и периодики в Советской Латвии. Печатное слово стало достоянием трудящихся. Наряду с художественной литературой издается много оригинальной и переводной научной и массово-политической литературы. С 1940 по 1960 г. в Латвийской ССР издано около 20 тыс. книг общим тиражом свыше 150 млн. экз. Особую ценность представляют произведения классиков марксизма-ленинизма, которые при Советской власти впервые стали доступны широким массам, читающим их на родном языке. Увеличилась также численность изданий периодической печати. Количество издаваемых газет и журналов за годы Советской власти возросло больше чем в четыре раза. В 1940 г. в республике выходила 21 газета разовым тиражом 404 тыс. экз., а в 1961 г.— 90 газет тиражом 889 тыс. экз. Журналов и других периодических изданий в 1940 г. было издано 35, а в 1961 г. — 107. Большой популярностью пользуются газеты — «Циня» {основанная в 1904 г.), «Советская Латвия», журналы «Карогс», «Падомью Латвияс комунистс» и др. По количеству экземпляров журналов, издаваемых на душу населения, Латвийская ССР занимает среди союзных республик второе место, а по количеству экземпляров газет — третье место.

Важную роль в образовании и коммунистическом воспитании народных масс играют культурно-просветительные учреждения.

Один из важнейших видов идеологической работы — организация лекций, которой в Латвийской ССР занимается Общество «Знание», насчитывающее более 12 тыс. членов. Кроме того, большую лекционную работу ведут партийные и общественные организации, располагающие более чем 50 тыс. агитаторов и пропагандистов.

Важное значение в научно-просветительной и пропагандистской работе имеет деятельность музеев. В 1961 г. в республике действовало три исторических музея, один революционно-исторический, два музея искусств* один естественно-исторический, один литературный, один истории медицины, один геологический, 15 краеведческих, а также семь мемориальных музеев классиков латышской литературы (Э. Вейденбаума, Р. Блау- мана, Л.,Паэгле и др.)* Большой интерес представляет Государственный этнографический музей, показывающий быт латышских крестьян в XVII—XIX вв. Экспозиция организована по этнографическому и географическому принципу. В музее представлено более 50 старинных крестьянских домов и других построек, а также орудия труда и предметы народного быта. Это первый в Советском Союзе музей на открытом воздухе.

С 1957 г. в Риге действует Выставка народного хозяйства Латвийской ССР, ее экспонаты демонстрируют расцвет народного хозяйства и культуры республики. Число посетителей музеев'за последние годы достигло в среднем 800 тыс. человек в год.

Незаменимым средством культурно-просветительной работы стало радио и телевидение. Вместо уничтоженных фашистами во время Великой Отечественной войны радиостанций построены новые, создан Дом радио с семью обширными студиями. Численность индивидуальных владельцев радиоприемников в республике превысила 200 тыс: С 1954 г. в Риге начал действовать телецентр. В шести крупнейших городах республики построены ретрансляционные станции, в 1960 г. было около 49 тыс. индивидуальных владельцев телевизоров..

Искусство

В Советской Латвии ярко расцвело и искусство. При капитализме профессиональное’искусство было оторвано от жизни народа, и его достижениями пользовались главным образом господствующие классы. Долгие десятилетия широким фронтом велась борьба прогрессивных мастеров театра, изобразительного искусства и музыкальных деятелей против реакционных модернистских и формалистических направлений буржуазного искусства, за здоровое реалистическое творчество. Путь развития искусства в борьбе двух культур был чрезвычайно сложным и противоречивым, и все же передовые деятели его сумели добиться успехов и создать художественные ценности в различных видах и жанрах искусства. Произведения композиторов А. Юрьяна, Я. Витола, Э. Дарзиня, Э. Мелнгайлиса, А. Калныня внесли большой вклад в развитие латышской музыки. Немало ценных произведений создали художники К. Гун, Ю. Феддер, Я. Розенталь, В. Пурвит, К. Миес- ниек, Я. Тилберг, скульпторы Т. Залькалн, Г. Шкилтер, К. Зале и др. Больших успехов достигли и деятели латышского театра, защищавшие демократические и реалистические основы сценического искусства.

Возникновение латышского театрального искусства связано с деятельностью Рижского латышского театра. Основание нового Рижского театра означало дальнейший этап его развития в начале XX в., когда развиваются и укрепляются его демократические традиции. В годы буржуазной диктатуры тяга к здоровому реалистическому искусству проявилась в деятельности Художественного, Национального и Рабочего театров в Риге. В упорной борьбе за идейно-художественное совершенство сформировались и виднейшие деятели досоветского латышского театра, такие выдающиеся советские артисты и режиссеры, как А. Амтман-Бриедит, Э. Смил- гис, Л. Берзиня и др.

Подобно литературе и другим областям латышской культуры, искусство с самого начала своего развития находилось под благотворным влиянием русской передовой культуры.

В Советской Латвии искусство принадлежит народу, тесно связано с жизнью народа и требованиями масс. Неустанная забота Коммунистической партии и Советского правительства, тесное творческое сотрудничество советских народов являются залогом его быстрого прогресса.

В Латвийской ССР работают 11 театров, которые, используя .богатый творческий опыт театров других республик, главным образом московских театров, прочно стоят на идейно-художественных позициях советской театральной культуры. Ведущее место занимают Государственный академический театр драмы, Художественный театр им. Я. Райниса и Государственный театр русской драмы в Риге. В коллективах этих театров работают выдающиеся мастера сцены А. Амтман-Бриедит и Я.Осис (Академический театр драмы), Л. Берзиня и Э. Смилгис (Художественный театр) и др. Республиканские театры ведут огромную воспитательную работу среди трудящихся, выступают в районных центрах, колхозах и совхозах, руководят драматическими коллективами художественной самодеятельности и др. Непрерывно растет количество спектаклей и число зрителей.

В строительство новой социалистической культуры активно включились и композиторы старшего поколения — народные артисты СССР А. Кал- нынь и Э. Мелнгайлис и более молодые М. Заринь, А. Скулте, А. Жилин- ский, Я. Озолинь, Я. Иванов и многие другие. Созданы новые советские оперы («К новому берегу» М. Зариня и др.), симфонии, оратории, песни. В ярких музыкальных образах выражается радость созидательного труда советского народа, воспевается его героизм в борьбе за свободу.

Богатой творческой жизнью живут Государственный академический театр оперы и балета, филармония; расцвела в республике культура хорового пения. Организуются праздники песен, в которых участвуют многие тысячи певцов из самодеятельности. В республике создано свыше тысячи самодеятельных хоров. Успешно развивается народное танцевальное искусство.

Неограниченные возможности развития открылись перед изобразительным искусством. Уже в первые послевоенные годы стали появляться жанровые картины на темы советской действительности («Новые паруса» Э. Кал- ныня). Постепенно расширяется тематика; растет многообразие форм и жанров, зреет мастерство, глубже осваиваются принципы социалистического реализма. Широкое признание получили картины «В. И. Ленин на IV  съезде социал-демократии Латышского края в Брюсселе в 1914 году» О. Скулме, «Латышские рыбаки» Я. Осиса, мастерски выполненные пейзажи К. Миесниека и натюрморты Л. Свемпа, портреты Я. Тилберга, многие работы молодых художников. Немало замечательных произведений создали скульпторы (Т. Залькалн, А. и Я. Бриедис, К. Земдега и др.) и графики (В. Валдманис, А. Апинис, Р. Упит, А. Юнкер и др.). Большая работа ведется в области декоративного искусства.

В семье братских народов латышский народ имеет возможность быстро продвигаться вперед, широко развернуть свои творческие способности и создавать новые культурные ценности.

Не удовлетворяться достигнутым, способствовать подъему уровня многонациональной советской культуры — такова задача работников науки, литературы и искусства в период развернутого строительства коммунизма. Успешно выполняя задачи, выдвинутые XXII съездом Коммунистической партии Советского Союза, работники культуры Советской Латвии будут бороться за дальнейший расцвет культуры социалистической Родины, за построение коммунизма.

В новой Программе Коммунистической партии Советского Союза, в этом историческом документе нашей эпохи, выдвинута светлая перспектива коммунизма, поставлена задача мобилизации всех сил советского народа на построение коммунистического общества. В борьбе за коммунизм непрерывно возрастает значение идеологической работы. Великие задачи по созданию материально-технической базы коммунизма и воспитанию нового человека коммунистического общества обязывают работников народного образования, литературы, искусства и всех культурно-просветительных учреждений приложить все силы к тому, чтобы поднять народную культуру на уровень новой эпохи.