Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Литература и театр литовцев
Этнография - Народы Европейской части СССР

В XVII—XVIII вв. появились первые художественные произведения светского содержания на литовском языке (эпиграммы, поэмы, письма в стихах). Самое значительное место в литовской литературе XVIII в. занимает К. Донелайтис (1714— 1780), автор поэмы «Времена года» (напечатана в 1818 г.). Литовскую художественную литературу успешно развивали поэт и лингвист Д. Пош- ка, поэт и фольклорист С. Станявичюс, писатель и историк С. Даукантас. Популярно творчество А. Страздаса (1763—1833), многие стихотворения которого стали народными песнями, в них ярко выражены чаяния крестьянства и его бунтарский дух. А. Баранаускас (1835—1902) в известной поэме «Аникщчяйский бор» (1858—1859) показал социальное и национальное угнетение литовского народа.

В 1880—90-х годах за границей нелегально начали выходить литовские газеты «Ausra» («Заря»), «Varpas» («Колокол»), выдвинулся ряд выдающихся литовских писателей-публицистов, сформировался литературный язык. Значительное место в литературе этого периода заняли публицист и писатель В. Кудирка (1854—1899) и поэт И. Мачюлис-Майронис (1862—1932), многие стихотворения его превратились в народные песни. Национально-освободительные устремления демократической части интеллигенции наиболее ярко выразили поэт И. Мачис-Кекштас и писатель Ю. Андзюлайтис-Калненас. Они сблизились с рабочим движением и в отдельных своих произведениях выступали с пропагандой социалистических идей.

В конце XIX — начале XX в. в литовской литературе утвердился критический реализм, вершиной которого явилось творчество народной писательницы И. Бенюшевичюте-Жемайте (1845—1921). В своих рассказах Жемайте рисовала тяжелую жизнь литовских крестьян, разоблачала произвол царских властей и помещиков, высмеивала ксендзов. Писатель И. Билюнас (1879—1907) одним из первых в литовской литературе создал образ рабочего. Реалистические традиции литовской литературы развивали поэты Й. Иоварас (р. 1885), Л. Гира (1884—1946), прозаики А. Венуолис (1882—1957), Лаздину Пеледа (псевдоним двух сестер Иванайскайте) и др.

Романтическое направление представляли писатели Майронис, В.         Креве-Мицкявичюс (1882—1954), И. Тумас-Вайжгантас (1869—1933). Все эти литовские писатели реалистического и романтического направлений в своем творчестве, особенно в поэзии, широко использовали традиции и поэтические средства литовского фольклора.

Зарождение литовской пролетарской литературы относится к началу XX         в., когда начал свою деятельность выдающийся революционер и писатель В. Мицкявичюс-Капсукас (1880—1935), первый литовский критик- марксист. В годы первой мировой войны прозвучал голос одаренного пролетарского поэта, основоположника социалистического реализма в литовской литературе Ю. Янониса (1896—1917).

Огромное влияние на дальнейшее развитие литовской литературы оказала Великая Октябрьская социалистическая революция и борьба литовского народа за Советскую власть в 1918—1919 гг. После установления буржуазного строя в Литве пролетарские писатели (В. Мицкявичюс-Капсукас, А. Регратис, Б. Пранскус-Жалионис, Г. Тауткайте, А. Магинскас, A.   Ясутис, А. Гузявичюс и др.), находясь в Советском Союзе или в литовском подполье, продолжали работу над созданием литовской пролетарской литературы, организовали коммунистическую печать — журналы «Kibirkstis» («Искра»), «Priekalas» («Наковальня») и активно участвовали в революционной борьбе.

В период буржуазно-фашистской диктатуры в Литве сформировались две противоположные писательские группы: реакционно-буржуазная и демократическо-антифашистская. Важное место в литовской демократической антифашистской литературе заняли писатели младшего поколения: П. Цвирка (1909—1947), поэтесса С. Нерис (1904—1945), поэты В. Монт- вила (1902—1941), Т. Тильвитис (р. 1904), писатели А. Венцлова (р. 1906), И. Шимкус (р. 1904), критик К. Корсакас (р. 1909). Они смело разоблачали буржуазный строй, резко осуждали фашизм и клерикализм, стараясь глубоко отобразить в своих произведениях реальную действительность. Многие из этих писателей сплотились вокруг прогрессивных органов печати— журналов «Trecias frontas» («Третий фронт»), «Literatura», «Pros- vdiiste» («Проблески»), «Kulutra» и др.

Представителями модернистских направлений в этот период являлись поэты Б. Сруога (1896—1947), В. Миколайтис-Путинас (р. 1893), К. Бин- кис (1895—1942) и др. В 30-х годах, однако, и в их творчестве наметился поворот к реализму. В реалистических романах и рассказах В. Миколай- тиса-Путинаса, И. Марцинкявичюса, И. Грушаса, И. Симонайтите, И. Паукштялиса, в некоторых пьесах С. Чюрлионене широко показан быт буржуазной Литвы и разложение литовской буржуазии.

Восстановление Советской власти в Литве в 1940 г. определило начало нового этапа развития литовской литературы. Организатором литовских советских писателей явился П. Цвирка. Активное участие в процессе формирования новой литературы и освоения метода социалистического реализма приняли многие прогрессивные писатели республики. В стихах B.  Монтвилы, С. Нерис, Л. Гиры, Т. Тильвитиса и других с глубоким поэтическим чувством выражены идеи советского патриотизма.

В годы Великой Отечественной войны основная группа литовских советских писателей находилась в эвакуации, некоторые из них боролись в рядах Советской Армии. В военные годы больших успехов достигла литовская поэзия, которая была проникнута глубоким лиризмом и народностью, ненавистью к врагам, уверенностью в победе. В этот период с наибольшей силой раскрылся талант выдающейся литовской поэтессы С. Нерис. Ее стихи о .родине, о советском солдате стали широко известны во всех уголках страны.

В послевоенное время вернулись к литературной деятельности некоторые писатели старшего поколения: А. Венуолис, И. Симонайтите, В. Микол айтис-Путинас, Б. Сруога и др., появилось много талантливых молодых писателей. В условиях строительства социализма и коммунизма литовская литература окрепла идейно и художественно. Большую роль в литературе послевоенного периода сыграли рассказы и очерки П. Цвир- ки, роман А. Венуолиса «Усадьба Пуоджунасов», дилогия А. Гудайтиса- Гузявичюса «Правда кузнеца Игнотаса», «Братья», поэма Т. Тильвитиса «На земле литовской», стихи А. Венцлова и др. В них раскрыты революционные традиции литовского народа, разоблачены буржуазные националисты, показаны новые герои — строители социализма и коммунизма.

Новые сдвиги в литовской, как и во всей советской литературе, произошли после XX съезда КПСС. Еще больше укрепились связи литературы с жизнью народа, на первый план выступили темы современности, проблемы коммунистической морали, пафос социалистического гуманизма и интернационализма. Эти особенности отражаются в романах, повестях и рассказах таких писателей, как Ю. Балтушис, И. Симонайтите, В.      Микол айтис-Путинас, А. Венцлова, Ю. Паукштялис, Г. Корсакене, М. Слуцкие, Алф. Беляускас, И. Авижюс и др. На современном этапе литовская поэзия достигла высокого расцвета. Об этом убедительно говорит присуждение Ленинской премии Э. Межелайтису за книгу стихов «Человек» (1962 г.). Несколько поэм о судьбах литовского народа создал Ю. Марцинкявичюс. Яркой индивидуальностью отличаются стихи В.           Мозурюнаса, В. Реймериса, А. Балтакиса, Я. Дегутите, А. Малдониса и др. С интересными драматургическими произведениями в последние годы выступили А. Грицюс, ,Ю. Грушас, В. Милюнас, К. Сая, В. Римкя- вичюс и др. В области литературоведения и критики активно работают К. Корсакас, Б. Пранскус, Ю. Лебедис, И. Ланкутис, В. Кубилюс, К. Амбрасас и др.

Литовская литература развивалась и развивается в тесном содружестве с литературой соседних народов (русского, белорусского, украинского, польского, латышского, немецкого). В конце XIX в. в Литве начала быстро распространяться переводная литература. На литовский язык переведено значительное количество произведений русских классиков (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя и др.) и советских писателей (М. Горького, А. Толстого и др.), появились переводы и выдающихся произведений западных писателей (немецких, английских, французских, польских и др.) и античной литературы. За годы Советской власти количество и качество переводной литературы необычайно выросли.

В досоветское время только несколько произведений литовских писателей (К. Донелайтиса, А. Баранаускаса, П. Цвирки) были переведены на другие языки. В условиях советского строя значительные произведения почти всех выдающихся литовских писателей переведены на русский и другие языки народов СССР.

Театр

Литовский профессиональный театр возник всего 40 лет назад. 1918—1919 гг. — годы Советской власти в Литве — важный этап в развитии литовского театрального искусства. По инициативе литовского советского правительства начинаются подготовительные работы по созданию литовского профессионального советского театра, в которых активно участвуют К. Глинскис и Ю. Вайчкус. Труппа Ю. Вайчкуса «Летучий театр» в Вильнюсе стала первым литовским театром профессионального типа. 19 декабря 1920 г. усилиями прогрессивных деятелей литовской культурьГ(Ю. Вайчкус, К. Глинскис, Л. Гира, А. Суткус и др.), сплотившихся вокруг «Литовского общества творцов искусства», в Каунасе был открыт государственный профессиональный литовский театр — Государственная драма, опера и балет.

Однако при буржуазной власти театр не смог создать подлинно реалистических спектаклей большого общественного звучания и только восстановление Советской власти в Литве создало условия для подъема и расцвета сценического искусства. Открылись драматические театры в Паневежи- се и Вильнюсе, театры Юного зрителя и Музыкальной комедии в Каунасе. В 1940 г. начали действовать Государственная филармония и Ансамбль песни и танца. В этом же году Каунасский театр драмы, оперы и балета был разделен на два самостоятельных театра — театр драмы и театр оперы и балета.

Великая Отечественная война прервала плодотворно начатую театральную жизнь. Годы фашистской оккупации — темная страница в истории литовского театра. Гитлеровцы изгнали из театров выдающихся деятелей, ввели немецкую цензуру. Государственная филармония была закрыта.

Многие писатели, музыканты, актеры Литвы, эвакуировавшись в Советский Союз, объединились там в 1942 г. в Государственный ансамбль Литовской ССР.

Послевоенный период в литовском театре примечателен значительными событиями.

К началу 1963 г. в республике действовало восемь драматических театров (наиболее крупные Вильнюсский государственный академический театр драмы, Каунасский государственный и Паневежский театры).

В современной литовской драматургии за последние годы появился ряд значительных произведений. О юноше, ищущем верный жизненный путь, рассказывает драматическая поэма Ю. Марцинкявичуса «Двадцатая весна», трагическая гибель дер. Пирчюпис, сожженной фашистскими оккупантами, стала темой поэмы «Кровь и пепел» того же автора; молодой драматург К. Сая в пьесе «Тревога» затрагивает острые проблемы современности, борется за чистоту моральных принципов советского человека; морально-этической теме посвящена и пьеса В. Римкявичюса «Круг». Этому же драматургу принадлежит интересная пьеса «Водяная лилия», рассказывающая об острой классовой борьбе в послевоенной литовской деревне.

Плодотворно трудятся и мастера старшего поколения: А. Грицюс в своей сатирической комедии «Сев и жатва» высмеивает недостатки в работе отдельных колхозников. Ю. Грушас создал трагедию «Геркус Монтас» о восстании прусских племен против крестоносцев и пьесу «Профессор Марк Видин», посвященную проблемам войны и мира. О наших современниках пишут В. Милюнас («Чайки провожают»), И. Склютаускас («Парень с чертовым волосом»), Ю. Хливицкас и др.

В последние годы появились национальные оперы: В. Кловаса «Пиле- най», посвященная борьбе литовцев с крестоносцами; Б. Дварионаса «Даля» по мотивам драмы Б. Сруоги о борьбе литовского крестьянства с крепостничеством; В. Баумиласа «Утопленница» по повести А. Виенуоли- са о трагической доле женщины в старой литовской деревне. Крупнейшими мастерами оперной сцены являются народный артист СССР Кипрас Пятраускас, народная артистка Литовской ССР А. Сташкявичюте, А. Со- дейка, Е. Саулявичюте, А. Стасюнас и др.

Молодое актерское поколение воспитывается в драматической студии при Вильнюсской государственной консерватории, в театральных вузах Москвы и Ленинграда.

За последние годы были поставлены литовские балеты: «На берегу моря» Ю. Юзелюнаса, «Аудроне»И. Индры, «Эгле — королева ужей» Б. Бальсиса.

В республике имеется одиннадцать народных театров. Эти коллективы возникают в деревнях, при городских клубах, университетах и других учебных заведениях. Для них пишут пьесы ведущие литовские драматурги.

После XXII съезда КПСС литовский театр стремится еще глубже и оперативнее откликаться на насущные вопросы современности, борется за глубоко идейное и художественное отражение жизни.

Стали хорошей традицией гастроли крупных актеров и режиссеров профессиональных театров на сценах народных театров.

Подлинным праздником народного искусства являются проводимые в республике праздники песен, на которые со всех уголков республики съезжаются лучшие творческие коллективы танцоров, музыкантов, певцов. Праздники песен — свидетельство растущего из года в год творческого мастерства народа, это молодость республики.

Успехи литовского советского театра продемонстрировали гастроли 1964 г. в Москве, где на сцене Кремлевского дворца съездов коллектив Вильнюсского государственного академического театра оперы и балета показал оперу Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», балет «Аудроне» Е. Бальсиса и др.

В 1964 г. литовские артисты и музыканты успешно гастролировали в Финляндии, в Польше, в ГДР и других странах. Это свидетельствует о возросшем мастерстве литовских мастеров искусства, о правильном пути развития современной литовской музыки и театра, выполняющих задачи эстетического и идеологического воспитания трудящихся масс, поставленные перед работниками идеологического фронта июньским Пленумом ЦК КПСС.