Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Фольклор литовцев. Народная музыка и танцы
Этнография - Народы Европейской части СССР

Одной из важнейших областей духовной культуры литовцев является фольклор. Его богатство, идейная ценность и красота говорят о неиссякаемыхтворческих силах и художественных способностях народа.

Значительное место в литовском фольклоре занимает песня (daina)r десятки тысяч песен звучат во всех концах республики. Даровитые певицы знают до 400—500 традиционных песен (около 15 тыс. строк). Их называют «королевами песен».

Характерно разнообразие трудовых песен. Среди них выделяются жатвенные песни, выражающие чувства и чаяния жниц, на плечах которых лежал этот тяжелый труд. Мелодии их узкого диапазона (опорные тоны — малая терция) украшены мелизмами, эмоциональны, ритм свободный, темп медленный, торжественный. Трудовым песням свойственны припевы.

Пастухи пели речитативные, импровизационные песни, в которых часто встречаются слова «ралйо», «эдро». Эти эмоциональные выкрики, сигналы животным, громко и протяжно исполняемые (типична ритмическая формула П или), особенно характерны для пастушьих песен в

Аукштайтии.

Совсем иной припев характерен для сенокосных песен. Косари Жемайтии и других районов Литвы пели песни с припевом «валйой», который выражает восторг, чувство восхищения:

Valioj piev^, pievutel§,                        Валйой луг, лужочек,

Valioj Ьа1Ц dobilelj,                           Валйой белый клеверочек,

Valioj, valioj!                                       Валйой, валйой!

В песнях косарей слышалась то радость труда, то жалобы на свою долю.

Среди обрядовых песен наиболее многочисленны свадебные. Многие из них сохранились до наших дней. Во время свадьбы исполнялись величальные, гостевые, плясовые и лирические песни — о любви, о переживаниях невесты, расстающейся с юностью, родным домом, опасающейся жестокого мужа и неласковых его родителей. Эти песни отличаются эмоциональностью и большой художественностью. Одной из таких жемчужин народного творчества является популярная песня «Тихо, тихо Нямунас струится».

Песня раскрывает горе и возмущение девушки, которую отдают немилому старику, говорит о ее светлой любви к молодому парню.

Военно-исторические песни рассказывают о борьбе литовского народа с врагами страны. К ранним произведениям этого жанра исследователи относят песню о князе Судайтисе. Полагают, что в ней говорится о взятии замка Каунаса крестоносцами в 1362 г.

Важный этап в литовском песенном творчестве представляют революционные песни: поэзия городского и деревенского пролетариата, возникшая в конце XIX и в XX в. Основная тема их — борьба против царизма, капиталистического строя и буржуазной диктатуры.

Характер литовских народных песен сугубо лирический. Даже баллада в литовской песенной традиции утрачивает эпические черты. Большинство песен строфического склада (строфики не знают лишь причитания, некоторые детские и пастушеские песни) с преобладанием четырехстрочной строфы. Язык песен насыщен ласкательными и уменьшительными формами.

В прошлом многие песни исполнялись хором. Об этом свидетельствует обилие архаических припевов. В некоторых районах еще сохранился один из древнейших способов группового пения — антифонное (певец или группа поет текст, а другие повторяют или поют лишь припев).

Наиболее интересную форму группового пения представляли собой песни-сутартине (sutartine) — своеобразный вид полифонических песен, бытовавших в Аукштайтии, но ныне уже исчезнувших. Песня сутартине строится в двухголосном полифоническом складе, порой в форме трехголосного канона (одновременно звучат два голоса, один отдыхает). Таким образом, группа певцов одновременно пела две разные мелодии и чаще всего разные слова:

Особенностями сутартине являются почти сплошные параллельные секунды, синкопированный ритм, терцовые ходы, отсутствие развитой ладовой системы. Сутартине самобытное и оригинальное явление народной музыки, резко отличающееся от «бурдона» эстонцев и латышей и от подголосного пения русских.

Кроме полифонического стиля, для литовских народных песен характерен монодический и гомофоно-гармонический стиль. Первый отличается большим ладовым и ритмическим разнообразием, стройностью мелодической линии. Второй — более поздний, многоголосный, основанный на трех функциях мажорного лада.

Литовский фольклор отличается не только богатой песенной поэзией, но и разнообразным повествовательным творчеством. В народе бытуют многочисленные волшебные, бытовые, «докучные» сказки, сказки о животных, предания, былички, легенды и другие жанры народной прозы.

Сказочные сюжеты преимущественно международного характера. Лишь в бытовых сказках, отражавших социальное неравенство, классовую борьбу литовского народа в эпоху феодализма, а отчасти и капитализма встречаются специфические литовские сюжеты.

Среди волшебных сказок особенно выделяется сказка «Эгле — королева ужей». В ней рассказывается, как девушка вышла замуж за Ужа, родила ему трех детей и счастливо жила с ним. Раз она затосковала по родине. Выполнив трудные задачи, она идет с детьми навестить своих родителей. Но ее злые братья не хотят отпустить ее к Ужу и убивают его в море. С горя вдова превращает себя в ель, одного сына в дуб, другого в клен. А дочку, которая испугалась жестоких пыток дядьев и выдала отца, превращает в дрожащую осину. Эта сказка, полная трагического пафоса семейной верности, любви, ненависти к злу, пленила многих писателей, художников, композиторов. По ее сюжету созданы одноименные высокохудожественные творения в разных областях искусства: С. Нерис создала поэму, Э. Бальсис — балет, Р. Антинис — скульптуру.

Своеобразны литовские былички и демонологические сказания; в них встречаются древнемифологические образы: такие существа, как айтва- рас (aitvaras), каукас (kaukas), лауме (laume), перкунас (perkunas) и пр. Для литовского повествовательного фольклора характерны многочисленные сказания о происхождении вещей, явлений, порой полные народного юмора.

В преданиях народ рассказывает о возникновении и исчезновении озер, гор, городов, замков. Нередко их основание приписывают богатырям и великанам. Например, о холме Гирникай существует такое предание: «Умерла мать одного великана. Великан жил далеко. Он пошел на похороны матери. По пути насыпался песок в его клумпес (деревянные башмаки). Великан высыпал его, и возникла гора Гирникай. Потом он сел у этой горы, начал горько плакать, из слез великана возникло озеро Буленай».

Сходные предания, овеянные поэтичностью, фантазией и любовью к родному краю, есть и у других народов Прибалтики. Некоторые литовские легенды близки к эстонским преданиям о Калевипоэге.

Кроме песенного и повествовательного фольклора, существует много других, так называемых малых жанров (загадки, пословицы и поговорки).

Пословицы и поговорки ярко отражают многовековой трудовой жизненный опыт, моральные и общественные взгляды народа. В них запечатлены классовые отношения («Пан — не брат», «С барином говори, камень в руке держи»), выражены патриотические чувства, отражена борьба против поработителей, осуждаются человеческие пороки и восхваляется духовная красота, человечность («Не тот друг, кто сладкие губы целует, а тот, кто кровавые утрет»). В рамках этих жанров создаются произведения, которые отражают перемены, происходящие в социалистической Литве. Много произведений создано народом во время Великой Отечественной войны. В них выразилась ненависть к гитлеровским оккупантам и отразился героизм народа. В причитаниях оплакиваются погибшие бойцы, молодежь, угнанная в рабство в фашистскую Германию. Матери проклинают захватчиков — «черных воронов, чтобы им было тесно и в сырой земле и в немом гробу, чтобы вихрь разметал их прах».

Литовский советский фольклор искренне и правдиво выражает переживания и мысли трудящихся, отражает созидательный труд народа во имя построения коммунизма.

Разнообразный и самобытный литовский фольклор давно привлек к себе внимание. Первые записи фольклора, преимущественно пословиц и поговорок, опубликованы в этнографических и лингвистических трудах XVII—XVIII вв. Первый сборник литовских песен появился в Пруссии. Его подготовил Л. Реза («Dainos oder lithauische Volkslieder», 1925). Рукописный сборник сказок, подготовленный С. Даукантасом (1835 г.), положил начало собиранию повествовательного творчества. В XIX и XX          вв. среди собирателей следует отметить С. Станявичюса, А. Юшку, И. Басанавичюса, В. Креве-Мицкявичюса и др.

В настоящее время собиранием и исследованием литовского фольклора занимаются Институт литовского языка л литературы Академии наук Литовской ССР, а также высшие учебные заведения, краеведческие музеи, кружки. В основном рукописном хранилище литовского фольклора при Институте литовского языка и литературы находится более 200 тыс. записей песен, 50 тыс. сказок, 100 тыс. пословиц и поговорок, 80 тыс. загадок и большое количество произведений других жанров народного поэтического творчества. Собранный материал систематизируется и подготавливается к печати. Ведется изучение и популяризация литовского фольклора, входящего в золотой фонд литовской народной культуры.

Народная музыка и танцы

Народные танцы — неотъемлемая часть художественного творчества литовцев. В лирических, бытовых и юмористических танцах и хороводах разносторонне проявилась одаренность народа.

Литовские народные танцы складывались столетиями. Со временем одни из них отмирали, например военные пляски «Муштинис» («Битва»), «Кирвис» («Топор»), погребальные игры, многие обрядовые пляски, другие — продолжали развиваться и создали основу для современного литовского народного хореографического искусства.

Содержание литовских народных танцев и хороводов разнообразно. Они изображают трудовые процессы: «Ругяляй» («Рожь»), «Линялис» («Ленок»), «Добилелис» («Клеверочек»), «Кальвялис» («Кузнец»), «Щяучу- кас» («Башмачник»), «Малунелис» («Мельница»). В них выражается симпатия к трудолюбивому человеку, высмеиваются лентяи и дармоеды, например, в хороводах «Катре», «Тингинелис» («Лентяй»). В танцах и хороводах широко отражаются семейный быт и отношения молодежи, поэтизируется верная любовь; старинные танцы и хороводы ярко раскрывают чувства невесты, ее трогательное расставание с девичеством, ее страх перед тяжелой жизнью в чужом доме: «Садуте», «Вайникелис» («Веночек»). Танцы л хороводы, изображающие животных и птиц: «Блездингеле» («Ласточка»), «Гайдис» («Петух»), «Ожялис» («Козлик»), «Джигунас» («Рысак»), мастерски имитируют их повадки, характер.

Литовские народные танцы преимущественно коллективные. Сольное исполнение встречается редко, а перепляс вообще неизвестен. Мужчины и женщины участвуют в танце одновременно, но имеются особые мужские и женские танцы.

Для большинства литовских народных танцев характерна симметричность рисунка и движений. Движения весьма разнообразны: известно более 30 отдельных па. Движения танцующих легкие, мягкие, прыжки невысокие и плавные.

Народные танцы и хороводы сопровождаются песнями или инструментальной музыкой. Песенное сопровождение больше всего характерно для хороводов (особенно типа «ратяляй»). Темп литовских народных танцев нельзя назвать быстрым, хотя он и быстрее, чем у латышей, эстонцев.

Развитию народного хореографического искусства на протяжении долгих веков всячески препятствовали господствующие классы и католическая церковь. Восстановление Советской власти в Литве создало неограниченные возможности для всестороннего развития талантов и способностей народных масс.

Народная музыкальная культура Литвы издавна богата и высокохудожественна. Основную часть литовской народной музыки составляют вокальные произведения — песни, причитания. Их напевы отличаются большим разнообразием: для одних характерна певучесть, мелодичность, другие — речитативные или танцевальные. Разнообразны они и по ладу. В основе древних мелодий обычно лежит тетратонный или пентатонный лад. Очень часто встречаются и другие архаические лады: ионийский, миксолидийский, эолийский, дорийский, реже фригийский и лидийский лады. Широко распространен натуральный и гармонический минор и мажор, а также разные их модификации, ладовая переменность. В интонационной структуре литовских народных мелодий преобладают небольшие интервалы (секунда, терция, кварта, реже секста).

Метроритмический строй литовских мелодий отличается сложностью и разнообразием. Многим древним мелодиям свойствен свободный асимметричный ритм. Нередко встречаются асимметричные размеры (5/в»5/4» 7/8), устойчивые смешения тактовой структуры в виде сложных метроритмических формул (5/g? 3/s или 7s, 5/в)« Специфическая черта некоторых литовских песен — своеобразное построение мелодий из смешанных двухтактных и трехтактных интонаций.

Литовские народные мелодии по форме очень разнообразны: от простейших повторений интонаций (а а а...) до самых сложных сочетаний (а в, а в в, ава; авс; авав; аава; авас; aBcd; аввсит. д.). Многогранность форм литовских народных мелодий красноречиво свидетельствует о процветании у литовцев богатой музыкальной культуры.

Из литовских народных инструментов наиболее известен канклес. Это струнный, щипковый деревянный инструмент, родственный латышской кокле, эстонскому каннель, русским гуслям. Число струн от 3 до 25; наиболее известны пяти-, семи-, двенадцатиструнные канклес (реконструированные канклес имеют 20—22 струны, контрабасовые — 12—13). Играющий держит их на коленях или на столе. Помимо канклес, распространены также разнообразные духовые и ударные инструменты, широко применяемые в самодеятельных оркестрах.

Интерес к литовской народной музыке возникает с ростом национального самосознания. Первый сборник народных мелодий (к песенным текстам, собранным и изданным в 1829 г. С. Станявичюсом) опубликован в 1833 г. В XIX в. были изданы также сборники народных мелодий А. Юшки, О. Кольберга, X. Бартша, в XX в. — А. Сабаляускаса, Т. Бразиса, Я. Чюрлионите, 3. Славюнаса и др. Ценные записи сделаны М. К. Чюрлио- нисом, С. Шимкусом и др. В советское время вырастают масштабы собирательской деятельности. Всего собрано около 45 тыс. литовских народных мелодий. Они хранятся в Институте литовского языка и литературы и Вильнюсской государственной консерватории. Этот громадный материал всесторонне изучается. Особенно много в области изучения народных песен сделано ученым и педагогом Я. Чюрлионите и ее учениками.

Богатое инструментальное и вокальное творчество народа создало основу для развития профессиональной музыки, первые шаги которой связаны с нарастающим революционным движением трудящихся в конце XIX    в.

Наиболее массовыми очагами распространения профессиональной музыки были хоровые коллективы, возникшие во второй половине XIX в. и действовавшие в полулегальных условиях. В скором времени они распространились по всей Литве, несмотря на полицейские преследования, недостаток руководителей и бедность репертуара.

Повсеместное возникновение хоровых коллективов определялось рядом причин. Основные из них — пробуждение национального самосознания, рост революционных настроений. Общение певцов на спевках и концертах происходило, конечно, не только на почве художественных, но и политических интересов.

Развитие культуры хорового пени я в значительной мере определило то обстоятельство, что первые литовские композиторы — Ю. Науялис (1869—1934), Ч. Саснаускас (1867—1916), Микас Пятраускас (1873—1937) и другие — в своем творчестве обращались прежде всего именно к жанру хоровой песни. Большие заслуги в области песенного творчества принадлежат М. Пятраускасу, который не только собирал оригинальные лирические песни и обрабатывал народные песни, но и был создателем первых литовских революционных песен, а также первых национальных опер и оперетт. В области песни ярко проявили себя в дооктябрьский период и другие, тогда еще начинающие композиторы, такие, как С. Шимкус (1887—1943), Ю. Груодис (1884—1948), Ю. Таллат-Келпша (1889—1949).

Самым крупным литовским композитором дооктябрьского периода был воспитанник Петербургской консерватории М. К. Чюрлионис. Его творчество глубоко народно, он понял значение народного искусства и стал использовать интонации народных песен в своих оригинальных произведениях. Глубокую задушевность его творчества определяет господствующее в его произведениях лирическое настроение. Музыка Чюрлиониса отличается также философскими раздумьями. В его музыке много оптимизма, жизнерадостности, светлого отношения к жизни.

Преемником традиций М. К. Чюрлиониса в буржуазный период стал Ю. Груодис — крупнейший литовский композитор и воспитатель молодого творческого поколения. Его творчеству, отличающемуся жанровым разнообразием (фортепианные сонаты, симфонические вариации, балет «Юра- те и Каститис» и др.), свойственны непрерывно льющаяся мелодия широкого диапазона, изобилующая модуляциями гармония, оживленный темп. Груодис первым среди литовских композиторов показал в своих произведениях художественную ценность и красоту литовской народной многоголосной музыки (сутартинес).

Одним из литовских композиторов, посвятивших всю свою творческую жизнь борьбе за народность литовской музыки, был С. Шимкус. Величайшая заслуга Шимкуса как композитора заключается в собирании литовских народных песен, в их гармонизации и популяризации. В своем творчестве он следовал традициям своих учителей — классиков русской музыки. Наиболее известные его произведения — это песни, симфоническая поэма «Нямунас», опера «Деревня в имении или Пагиренай».

Шимкус принадлежал к числу музыкальных деятелей старшего поколения, которых воспитала и направляла в их творческой деятельности Петербургская консерватория. Работая в буржуазных условиях, каждый из них своим творчеством, исполнительской и музыкально-общественной деятельностью внес свой вклад в дело укрепления реалистических приемов в литовской музыкальной культуре.

Особенно бурными темпами стала развиваться литовская профессиональная музыка в годы Советской власти. Продолжая и развивая творческие традиции литовских классиков, литовские советские композиторы добились больших успехов в области симфонической музыки. В таких сочинениях, как концерты для скрипки Б. Дварионаса и Э. Бальсиса, симфонии С. Вайнюнаса и Ю. Индры, концерты для фортепиано С. Вайнюнаса и Б. Дварионаса, программные симфонические произведения Ю. Юзелю- наса («Африканские эскизы»), В. Палтанавичюса («Вильнюсские акварели») и В. Лаурушаса («Буревестник»), ярко отражаются пути развития национального стиля, рост идейного уровня и профессионального мастерства композиторов, в них новаторски решаются вопросы народности и доступности музыкального языка.

Литовские композиторы создали ряд крупных сценических произведений, в том числе оперы («Марите» А. Рачюнаса, «Пиленай», «Вайва» и «Дочь» В. Кловы, «Даля» Б. Дварионаса и др.), балеты («На берегу моря» Ю. Юзелюнаса, «Аудроне» Ю. Индры, «Эгле — королева ужей» Э. Баль- сиса) и оперетты (А. Белазараса и Б. Горбульскиса).

Яркими образцами литовского кантато-ораториального жанра являются кантаты и оратории Ю. Башинскаса, А. Белазарнса, А. Рачюнаса, Ю. Каросаса и др. Следует упомянуть и произведения других жанров, отличающиеся высоким мастерством, такие, как фортепианный квинтет С. Вайнюнаса, струнные квартеты Э. Бальсиса, И. Набажаса и т. д., хоровые и сольные песни, инструментальные пьесы, эстрадная музыка и пьесы для народных духовых инструментов.

Во всех областях творчества литовских композиторов заметно стремление к правильному отображению богатой и разнообразной советской действительности. Большие сдвиги произошли за последние годы и в области литовского музыковедения, особенно фольклористики. Работники музыкального фронта Советской Литвы всеми силами стремятся к тому, чтобы их творчество и исполнительское искусство были доступны широким массам трудящихся, они глубоко сознают свою роль во всенародной борьбе за победу коммунизма.