Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Изобразительное и прикладное искусство литовцев
Этнография - Народы Европейской части СССР

Литовское народное прикладное искусство имеет древние корни. Особенно совершенны по своим художественным формам текстильные и деревянные изделия. Встречается роспись мебели, декоративные железные изделия, керамика, плетение из соломы и корней и т. п. Кожаные и янтарные художественные изделия в народном быту были распространены слабее.

Литовские крестьяне изготовляли в феодальный период ткани для одежды, различных предметов домашнего убранства.

Самыми красивыми по богатству узора и красок являются покрывала. Для них характерна несложная техника тканья, своеобразный узор полосами или в клетку, традиционный геометрический орнамент — различные сочетания квадратов (качпедес), кресты, звездочки и стилизованные растительные мотивы (листья дуба и др.). В начале XX в. техника тканья усложняется, но орнамент, как правило, остается геометрическим. В настоящее время применяется браный способ тканья, особенно поясов, покрывал и др. Покрывала ткутся с растительным, иногда с животным орнаментом.

Излюбленные сочетания цветов контрастные — красный с зеленым, желтый с фиолетовым, черный с белым, оранжевый с синим и т. п. Узоры народных тканей, их традиционные цветовые сочетания в настоящее время широко используются в творчестве мастеров прикладного искусства, в текстильной промышленности.

Еще в конце XIX в. была распространена резьба по дереву: украшенные резным орнаментом лопасти прялок, самопрялки, вальки и рубели, вешалки, посуда, подсвечники, табакерки, трубки, музыкальные инструменты (канклес, свирели), деревянная обувь (клумпес) и т. п. Резьбой украшались сани, повозки, дуги и т. п.

Деревянные изделия по своей форме сходны с подобными же изделиями соседних народов, но иногда имеют своеобразный по форме и композиции орнамент: сегментная розочка (звездочка), квадрат, ромб, круг. Интересны подсвечники с головками лошадей, ужей и птиц.

Орнаментированные деревянные вещи (за исключением клумпес) изготовлялись только для собственного употребления и для подарков. Поэтому они особенно оригинальны и богато украшены.

Развивалось и народное изобразительное искусство: скульптура, графика, живопись. Наиболее интересной является деревянная скульптура. Лучшие ее образцы можно было в прошлом найти в придорожных крестах и настольных часовенках. Они украшены богатой резьбой и объемными скульптурами. Народные мастера придавали бытовую, жизненно правдивую трактовку религиозным сюжетам. В многочисленных изображениях святых и особенно в излюбленном образе скорбящего Христа нетрудно видеть реалистический типаж со всеми характерными национальными чертами.

Встречается деревянная скульптура на сказочные и бытовые сюжеты часто сатирического характера.

Народная деревянная скульптура очень лаконична, формы обобщены, нередко стилизованы и подчеркнуто экспрессивны. Деревянная скульптура покрывалась красками, что делало ее более выразительной и реалистичной. Особенностью литовской народной деревянной скульптуры была ее фронтальность. Все внимание сосредоточивалось на передней плоскости скульптуры, так как она ставилась у стены и смотрелась лишь с лицевой стороны. Своей непосредственностью, лиризмом, внутренним теплом, юмором литовская народная скульптура и в наше время пленяет зрителя.

Среди других видов изобразительного искусства в XIX в. был распространен разнообразный по композиции, формам и краскам жемайтский народный лубок — гравюра на дереве. Здесь, как и в скульптуре, даже в чисто религиозных сюжетах народные мастера умели выразить протест и ненависть к эксплуататорским классам (например, лубок «Страшный суд» — 1848 г., где помещики и чиновники показаны в аду).

В годы буржуазной республики народное искусство, особенно изобразительное, почти не развивается. Новый его расцвет наступает только после восстановления Советской власти в Литве, когда народное искусство приобретает новое содержание и форму.

Первенствующее место в современном народном искусстве занимает деревянная скульптура малых форм. Многие современные мастера Литовской ССР известны по всему СССР и за границей (резчики Ю. Лауринкус, А.           Пушкорюс, И. Календа, Н. Линкявичюс, С. Тречюс, В. Никша, П. Шаулис, живописец А. Винцюнас и др.).

В современной народной скульптуре изображаются бытовые и исторические сцены, литературные и фольклорные персонажи и т> п. Нередко встречаются работы сатирического сюжета, в которых высмеиваются бюрократизм, зазнайство и т. п.

Народная литовская скульптура все больше приобретает качество профессиональной. Она отказалась от полихромии. Мастера на специальных курсах изучают пропорции, анатомию, много внимания уделяют передаче движения, которое раньше не изображалось, моделированию и фактуре материала, развилась объемность, решение в плане круглой скульптуры.

Народные скульпторы используют дерево, гипс, терракоту и другие материалы. Большинство народных мастеров наряду со скульптурой изготовляют богато орнаментированные шкатулки, трубки, палки, декоративные тарелки и пр.

Сильнейшее влияние профессионального искусства сказывается на народной живописи и графике, где народное искусство не имело прочных традиций.

Сейчас многие любители обучаются в различных кружках профессиональными художниками.

В настоящее время большое развитие получили и художественные ремесла. Производство художественных изделий сосредоточено в Республиканском художественном комбинате «Дайле», где работают как художники со специальным образованием, так и народные мастера; последние часто работают на дому.

С древних времен Литва славилась янтарными изделиями. В наше время художественная обработка янтаря сконцентрирована в Клайпеде и Паланге. Здесь изготовляются янтарные ожерелья, браслеты, брошки,, мозаика и пр.

Мастерские художественной керамики существуют в Каунасе, где делаются мелкие скульптуры, декоративные вазы, сервизы. В Каунасе и Клайпеде работают ткацкие мастерские (изготовляются декоративные ткани, скатерти, пояса, ковры, национальная одежда). Имеются мастерские художественной обработки дерева и кожи, национальных музыкальных инструментов. Для распространения изделий Художественного фонда в городах республики имеются специализированные магазины. Изделия из янтаря, кожи, дерева и т. д. широко известны в других республиках и за границей.

Народные мастера (их в республике свыше 5 тыс.) имеют все условия для дальнейшего совершенствования и развития своего творчества.

Дошедшие до нас памятники профессионального искусства восходят к XV—XVI вв. В XVII—XVIII вв. в Литве получили развитие монументальная декоративная живопись и скульптура. В то время были созданы известные фрески Пажайсляйского монастыря (близ Каунаса) и замечательные скульптуры в костеле Петра и Павла (Вильнюс).

В конце XVIII в. в Высшей школе Литвы (Вильнюсский университет) были созданы кафедры изобразительных искусств. Кафедрой архитектуры руководил известный архитектор, сын крепостного Л. Стуока-Гуцявичюс. Большое влияние на становление национальной художественной культуры оказали руководители кафедры живописи П. Смугляв ичюс, И. Рустемас, скульптор К. Ельскис и др. Вильнюсская художественная школа была прогрессивным явлением в культурной жизни Литвы. Ее представители: П. Смуг- лявичюс, И. Рустемас, И. Дамелис, В.Смаковский, К. Ельскис и др., придерживаясь в своих произведениях принципов академического искусства, противопоставляли господствующей религиозной тематике новую тематику—портрет, исторические сцены, бытовые картины и т. п. Вильнюсские художники были тесно связаны с Петербургской академией художеств.

После восстания 1831 г., когда царское правительство закрыло Вильнюсский университет, литовские художники обучались в художественных школах разных стран (Германии, Италии), а также в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где на творчество литовских мастеров заметное влияние оказали передвижники.

Революция 1905 г. и связанное с ней национально-освободительное движение создали некоторые условия для дальнейшего развития литовской национальной культуры. С 1907 г. начали организовываться ежегодные художественные выставки, на которых видное место занимали произведения Ю. Зикараса (1881—1944), создавшего ряд скульптур и барельефов, поднимающих вопросы социального неравенства («Безработный», «Огорченная») пейзажиста А. Жмуйдзинавичюса (род. в 1876 г.), скульптора П. Римша (1881—1960), живописца П. Калпокаса (1880—1945) и др. Искусство в основном развивалось в русле реализма, но появлялись работы, отражавшие символизм, мистические настроения, субъективизм.

Особое место в литовской живописи начала XX в. занимает творчество художника и композитора Микалоюса Константинаса Чюрлиониса (1875—1911) — яркая и самобытная страница в истории не только литовского, но и мирового изобразительного искусства. Талантливый музыкант, он создал около 300 картин, необычайно свежих, оригинальных, полных трудно выразимого словами своеобразия, красочности, пронизанных музыкой. М. Горький назвал художественное творчество М. К. Чюрлиониса музыкальной живописью. Многие его картины основаны на библейских, космических и фантастических темах (циклы «Сотворение мира», «Потоп», «Знаки Зодиака», «Соната звезд» и др.). Глубоко трогает гуманизм мастера в таких произведениях, как «Весенняя соната», триптих «Весна», цикл «Зима», «Морская соната», «Тишина» и др. Чюрлионис как художник — уникальное явление в истории литовского искусства.

Литовское искусство развивалось трудными и сложными путями. Буржуазия поддерживала салонное импортированное с Запада формалистическое искусство, а реалистическому искусству старалась навязать свои националистические идеи. Однако реализм удержал свои позиции. Он ярко проявился в произведениях художников старшего поколения, таких, как К. Шклерис, Ю. Зикарас, В. Диджиокас, 3. Пятравичюс и др. Крупным мастером реалистического направления был П. Калпокас, создавший много портретов, тематических композиций, пейзажей, фресок.

Демократические реалистические традиции искусства продолжал и развивал скульптор В. Грибас (1890—1941), расстрелянный гитлеровскими оккупантами. Он создал ряд монументальных памятников, из которых лучшими являются памятник писателю-просветителю XIX в. Симанасу Даукантасу в местечке Папиле и памятник Жемайтису — литовскому крестьянину — в Расейняй.

В 1934 г. группа воспитанников Каунасской художественной школы связала свою работу с деятельностью Коммунистической партии Литвы. Они издавали альманах «Первые шаги», а позже нелегальную сатирическую газету «Sluota» («Метла»*), редактором которой был художник С. Жукас, известный автор острых, разоблачающих буржуазию карикатур.

В годы Советской власти (1940—1941), особенно после Великой Отечественной войны, литовские художники начали интенсивную творческую работу. В произведениях художников С. Жукаса, В. Юркунаса, В. Мац- кявичюса, Л. Вайнейкис, И. Жебенкене и других отражен героизм советских людей в борьбе против фашистских захватчиков.

За послевоенный период литовское изобразительное искусство прочно овладело методом социалистического реализма и обогатилось рядом значительных произведений. Успешно работают скульпторы. Памятник победы в Калининграде, созданный литовскими скульпторами Ю. Микенасом, Б. Пундзюсом, П. Вайвадой и Р. Якимавичюсом, удостоен Государственной премии в 1947 г., памятник Герою Советского Союза М. Мельникайте в Зарасае и писателю П. Цвирке (скульптор Ю. Микенас), памятник жертвам в дер. Пирчюпис (работа молодого скульптора Г. Якубониса, присуждена Ленинская премия в 1963 г.) и др. выразительно говорят о достижениях литовской монументальной скульптуры.

Широко известна и литовская станковая скульптура, отличающаяся ярким национальным характером, глубокой идейностью, высокохудожественной реалистической формой. Главная тема скульптурных произведений— современная действительность, советский человек, его труд и стремления. Особенно интенсивно развивается портрет (работы Г. Якубониса, Н. Гайгалайте, Ю. Микенаса, Н. Пятрулиса). Значительные достижения имеются в области жанровой скульптуры (К. Киселис,Б. Виш- няускас и др.). Созданы также широко известные декоративные витражи и скульптуры «Эгле — королева ужей» (Р. Антинис), «Юрате и Кас- титис» (Н. Гайгалайте), «Ратнича» (Б. Вишняускас), которые украшают курорты Паланга и Друскининкай.

Литовская живопись прошла сложньш путь развития, и только в последнее время более ясно определились основные тенденции ее развития. Пейзажи А. Жмуйдзинавичюса, А. Савицкаса, В. Мацкявичюса, А. Гу- дайтиса известны по всей нашей стране. Но в наши дни усилия художников, особенно молодых, направлены на создание крупных жанровых картин, которых раньше было очень мало. В произведениях, отображающих жизнь и труд советских людей на стройках, в колхозах, на заводах, видны поиски новых выразительных средств: лаконизма, экспрессии, динамики, простоты, которые по-новому раскрывают образ советского человека и советской действительности.

Литовская советская графика в последнее время также достигла замечательных успехов в области эстампа, плаката и оформления книг.

Широко известны иллюстрации В. Юркунаса к классической поэме К. Донелайтиса «Времена года», И. Кузминскиса к поэме А. Баранаускаса «Аникщчяйский бор» и многие другие. Художественное оформление литовской книги ежегодно отмечается медалями и дипломами на всесоюзных конкурсах. Многие гравюры по дереву, линогравюры, литографии, офорты, созданные графиками А. Стяпонавичюсом, А. Скирутите, П. Раудуве, А.   Кучасом, Т. Кулакаускасом, Л. Пашкаускайте и другими мастерами, также известны по всему Советскому Союзу.

Большие успехи достигнуты и в прикладном искусстве, где особенно выделяются керамика и витраж, показанные на выставке 1961 г. в Москве. Прикладное искусство развивается на прочной основе народных традиций. Простота и изящество, вкус и сдержанность в оформлении бытовых вещей являются ценной .осо* бенностью литовского прикладного искусства. Художественные произведения широко используются в быту. В интерьерах клубов, кафе, ресторанов используются керамика, текстиль, декоративная скульптура и другие произведения прикладного искусства.

Характерной чертой современного литовского искусства является его актуальность, глубокая идейность и реалистичность. Литовские художники настойчиво ищут новых выразительных средств нового яркого художеств енн ог о я зык а, ст р ем ятся создать произведения искусства, достойные великой эпохи развернутого строительства коммунизма.