Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Духовная культура литовцев: общий очерк, народное образование
Этнография - Народы Европейской части СССР

Литовская культура периода формирования раннефеодального государства самобытна и достигла высокого уровня. В дальнейшем культура Литвы развивалась в тесном контакте и взаимодействии с русской культурой; о ее огромном влиянии свидетельствует то, что русский язык был государственным языком Великого княжества Литовского.

Уния с Польшей, а также деятельность католической церкви оказали немалое влияние, особенно на господствующие классы, которые усвоили польский язык, пренебрегали родным языком и народной культурой. Создателями и хранителями народной материальной и духовной культуры были простые крестьяне-земледельцы, поэтому традиционная культура литовского народа до последнего времени носила ярко выраженный крестьянский характер.

Господствующие классы феодальной Литвы пользовались навыками и мастерством народных умельцев. Известно, что феодальные замки и иные здания в Вильнюсе, Тракае и других местах сооружали крепостные мастера. «Литовские ножи», части брони и другие изделия местных ремесленников часто посылались великими князьями как дар в чужие края. В Литве было очень развито производство стекла и ювелирное дело. Широкое применение в быту феодалов находили керамические изделия, особенно фигурные кафели, и ткани (пояса, тонкое полотно и т. п.), изготовленные крепостными мастерами.

Архитектура, скульптура, изобразительное искусство феодальной Литвы, развиваясь по общим законам искусства своего времени, сохраняли национальные черты, что позволяет говорить о литовской готике, литовском барокко, о литовской школе изобразительного искусства и т. п.

Большим достижением литовской культуры было появление в середине XVI в. письменности на родном языке. Первые книги были религиозного характера, печатались готическим шрифтом. В конце XVI — первой половине XVII в. были изданы первые грамматики и словари литовского языка. Для печатания литовских книг, издаваемых в Восточной Пруссии, как правило, применялся готический шрифт, в Литовском государстве — латинский.

Во время реформационного движения в 1579 г. была основана Вильнюсская иезуитская академия с двумя факультетами: философским и богословским. В XVII в. к ним прибавился юридический, а в XVIII в. медицинский факультеты. Несмотря на то, что академия находилась в руках иезуитов, в ее стенах была создана двухтомная история Литвы, составлен латинско-польско-литовский словарь, подготовлена грамматика литовского языка. С усилением католической реакции интерес к литовскому языку значительно уменьшился. Преподавание в академии велось на латинском языке, а разговорным языком студентов и преподавателей стал польский.

В XVI в. появляются и первые относительно подробные описания быта и культуры литовцев. Это книга Яна Ласицкого «De diis Samagitarum», рассказывающая о некоторых элементах материальной культуры — промыслах, жилище, одежде, о семейном быте и мифологии литовцев; произведения Михаила Литуана, в которых обычаи литовцев, преимущественно феодалов, сравнивались с обычаями других народов.

Исчерпывающие описания разных сторон быта и культуры литовских крестьян Восточной Пруссии второй половины XVII в. дали Теодор Леп- нер («Der Preusche Litauer») и Матеус Преториус («Deliciae Prussicae»). Описанные ими жилища, одежда, народные кушания и утварь, внутрисемейные отношения, обрядность, музыка, народная медицина и др. свидетельствуют о высокой материальной и духовной культуре литовского крестьянства.

Свидетельством развития народной культуры западных литовцев служит реалистическая поэма «Времена года» классика литовской литературы XVIII в. К. Донелайтиса, который с большой художественной силой изображает современные ему быт, культуру и социальные отношения литовцев.

Вся упомянутая литература XVI —XVIII вв. свидетельствует о единстве материальной и духовной культуры литовцев Литвы и Восточной Пруссии.

Присоединение Литвы к России (1795 г.) имело положительное значение не только для экономики страны, но и для дальнейшего развития ее культуры. Была проведена школьная реформа, в 1803 г. был учрежден на базе бывшей иезуитской академии Вильнюсский университет, который стал одной из известнейших высших школ Европы, особенно в области естественных наук, медицины и математики. В нем учились многие выдающиеся деятели науки, культуры и искусства — поэт-демократ Адам Мицкевич, Ю. Словацкий, основоположник русской монголистики И. Ковалевский, историки Теодор Нарбут, Симонас Даукантас и др. По числу студентов это был один из крупнейших университетов царской России. Благодаря его деятельности пробудился интерес к народной культуре литовцев и в самой Литве стали собираться и издаваться литовские народные песни (в 1825, 1829 гг.). В 1812 г. писателем Дионисом Пошкой был создан первый в Литве этнографический музей. Много этнографических сведений, освещающих материальную и духовную культуру крестьян Литвы первой половины XIX в., оставили в своих трудах писатели того времени С. Даукантас, М. Валанчюс и А. Юцявичюс. Во второй половине XIX в. сформировался литовский литературный язык, в основу которого был положен западноаукштайтский диалект. Тесные связи литовской интеллигенции с передовыми русскими деятелями способствовали проникновению в Литву произведений русских революционных демократов Герцена, Чернышевского и Др. Прогрессивная интеллигенция Литвы хорошо была знакома с «Колоколом», «Современником», с многими воззваниями русских революционеров.

Репрессии царского правительства после подавления в Литве восстаний 1831 г. и особенно 1863—1864 гг. имели тяжелые последствия для культурного развития литовского народа. В 1832 г. был закрыт Вильнюсский университет, жестоко преследовалось малейшее проявление революционной мысли. В 1864 г. была запрещена литовская письменность на латинском шрифте и литовская речь в школах и государственных учреждениях. Контрабандой литовских книг, отпечатанных латинским шрифтом за границей, занимались большей частью простые крестьяне «книгоноши». Они преследовались царскими властями, ссылались на каторгу в Сибирь, а литовские книги конфисковывались. На таможнях только за 1900—1902 гг. были конфискованы 56182 единицы разных изданий, однако борьба за печать не приостановилась.

Сеть начальных и других школ в литовских губерниях царской России была ничтожна: в 1899 г. в Ковенской губ., например, одна сельская школа приходилась на 184,6 кв. верст с 7312 жителями.

В последние десятилетия XIX в. и в начале XX в. большинство крестьянских детей обучались литовскому чтению и письму в нелегальных так называемых тайных школах. Организаторы такого обучения преследовались царскими властями и наказывались штрафом до 300 руб. или арестом до трех месяцев. Невзирая на это, тайные школы в Литве действовали до революции 1905 г. и позже.

В этот период просветительную работу вели разные общества, такие, как основанный в Вильнюсе в 1867 г. отдел Северо-Западного края Русского географического общества, Вильнюсское медицинское общество и др. В 1893 г. в Вильнюсе состоялся IX съезд археологов России, в связи с которым оживился интерес к литовским памятникам древности.

В конце XIX в. появились первые литовские газеты «Аушра», «Варпас» и др., которые в основном печатались в Пруссии и нелегально транспортаровались в Литву. На дальнейшее развитие литовской национальной культуры большое влияние оказывала русская революционная социал-демократическая печать, в первую очередь ленинская «Искра». Уже в 1904 г. в Лондоне был издан на литовском языке «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса й Ф. Энгельса. Борьбу литовского народа против национального угнетения поддерживали все прогрессивные силы России, в первую очередь революционные социал-демократы, о ней несколько раз писалось в ленинской «Искре».

В результате революционного подъема в России царское правительство 7 мая 1904 г. было вынуждено отменить запрет литовской письменности на латинской основе, что способствовало более быстрому культурному развитию литовского народа.

В 1907 г. в Вильнюсе по инициативе литовской прогрессивной интеллигенции было основано Литовское научное общество, имевшее целью собирание литовского фольклора, исследование литовского языка, литературы, истории и этнографии. Оно издавало ежегодник «Лиетувю таута» («Литовский народ»), организовало большую библиотеку и архив рукописных материалов (ныне хранятся в Институте литовского языка и литературы АН Лит. ССР в Вильнюсе).

Почетными членами общества были такие известные языковеды, как Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, И. Ендзелин, А. Беценбергер, А.       Лескин и др.

В 1905 г. в Вильнюсе была поставлена первая литовская оперетта М. Пятраускаса «Трубочист и мельник», организовались певческие общества, было основано первое искусствоведческое общество «Вильняус канклес» («Вильнюсские гусли»); в 1907 г. была организована первая художественная выставка профессионального искусства Литвы. Увеличилось число школ и учащихся в них, хотя обучение все еще велось на русском языке, а преподавание литовского языка как предмета стояло на низком уровне.

Великая Октябрьская социалистическая революция, освободив национальные окраины царской России, дала толчок дальнейшему развитию их культуры. Советское правительство Литвы в 1918 г. приняло ряд мер для повышения народной культуры: было введено обязательное обучение всех детей и подростков от 8 до 17 лет, церковь была отделена от государства, прекращено преподавание закона божия в школах. Были организованы курсы инструкторов школ для взрослых, открыт Вильнюсский университет с бесплатным обучением на местных языках, в марте 1919 г. открылся народный университет при Литовском научном обществе, был организован Историко-этнографический музей, принят закон об охране памятников культуры и истории, начата организация литовского государственного театра и симфонического оркестра.

Однако эти весьма важные и полезные начинания затормозились после реставрации буржуазных порядков.

В период буржуазной диктатуры в Литве (1919—1940 гг.) культурное развитие народа шло довольно медленными темпами. Несмотря на введение в 1927 г. обязательного четырехлетнего начального обучения всех детей школьного возраста, около 60% их постоянно оставалось вне школы. В 1938/39 учебном году на тысячу жителей Литвы приходилось учащихся: в высших школах 1,6, в средних школах 13,1 и в начальных школах 124,5 человек. Многие средние школы принадлежали разным клерикальным организациям, что обусловило характер обучения молодежи в них. В 1938/39 учебном году в Литве было: гимназий — 29 государственных и 27 частных, прогимназий — 21 государственная и 19 частных с 20 тыс. учащихся. В Каунасе действовало несколько высших школ: университет (с 1922 г.), консерватория, ветеринарная академия, двухлетние курсы физической культуры; в Дотнуве — сельскохозяйственная академия, в Клайпеде — двухлетний педагогический и трехлетний коммерческий институты. В Каунасском университете в 1939 г. числилось 2893 студента, а в других высших школах Литвы число студентов не превышало 100—200 человек. Большинство студентов принадлежало к городской и сельской буржуазии. Для детей бедноты средняя, а тем более высшая школа были почти недоступными.

Библиотек, кинотеатров, музеев и других культурно-просветительных учреждений, особенно в деревне, было очень мало.

Тиражи книг художественной литературы не превышали 2—3 тыс. экз. (поэзии—лишь 200—300 экз.). Среди периодических изданий преобладали клерикальные и буржуазные националистические издания.

Большая часть культурной работы в буржуазной Литве проводилась по инициативе, а часто и на средства отдельных прогрессивных деятелей. Так, в г. Шяуляй было создано просветительное антиклерикальное общество «Культура» (1920 г.), которое основывало народные книжные магазины, читальни, народные университеты, издавало книги и журнал «Культура», вокруг которого группировалась и объединялась прогрессивная интеллигенция. В 1923 г. там же возникло краеведческое общество, которое в 1927 г. организовало один из крупнейших этнографических музеев буржуазной Литвы — музей «Аушра» в Шяуляй, издавало краеведческий журнал «Гимтасай краштас» («Родной край»), проводило этнографические экспедиции. В Каунасе была создана галерея М. К. Чюрлиони- са. Краеведческие музеи возникли в Паневежисе, Биржай и других уездных городах. Материалы по фольклору публиковались в серийном издании Каунасского университета «Мусу таутосака» («Наш фольклор»), «Таутосакос дарбай» («Фольклорные труды») и др. Появились первые исследования по литовскому народному искусству и фольклору.

Восстановление в Литве Советской власти в 1940г. коренным образом изменило всю культурную жизнь республики, пробудило творческие силы народа.

Еще в 1940—1941 гг. в республике была значительно расширена сеть начальных и средних школ, организовано восемь народных университетов, много вечерних школ для взрослых, курсы ликвидации безграмотности и малограмотности, на которых учились более 130 тыс. человек. Был издан закон (20.VIII 1940 г.) об охране памятников культуры, организован Государственный художественный музей в Вильнюсе.

Гитлеровская оккупация в годы второй мировой войны нанесла тяжелый удар литовской национальной культуре. В начале 1943 г. были закрыты все высшие учебные заведения, разогнаны профессора и студенты, разгромлена Академия наук, уничтожено много библиотек, лабораторий, театров.

После освобождения Литовской ССР Советской Армией Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли большое внимание развитию культуры литовского народа. В 1945 г. в республике уже действовало 10 высших школ, 8 учительских семинарий, много техникумов и вечерних школ для взрослых. Из года в год расширялась сеть начальных и семилетних школ. В 1952 г. в крупных, а в 1961 г. во всех городах республики было введено обязательное среднее, а в сельских местностях — восьмилетнее обучение всех детей школьного возраста. В 1963 г. в республике работало 433 средних, 920 восьмилетних и 2747 начальных школ с более чем 509 тыс. учащихся. В 1963 г. средние школы окончило около 13       тыс. человек (в буржуазное время 1000—1200). Техникумы (в 1963 г. их было 75) окончило в 1963 г. 6500 специалистов, высшие учебные заведения — 3400. В Литве полностью ликвидированы безграмотность и малограмотность.

Среди высших школ самыми крупными являются Вильнюсский университет им. В. Капсукаса, политехнический и медицинский институты (Каунас), Вильнюсский педагогический институт, сельскохозяйственная и ветеринарная академии, Вильнюсский художественный институт, консерватория и др. В высших школах Литвы в 1963 г. обучалось 34 тыс. студентов. Литовская ССР по числу студентов на 10 тыс. жителей далеко обогнала такие капиталистические страны, как США, Англия, Франция, ФРГ, Япония, Швеция и др. Многие литовские юноши и девушки учатся в высших школах Москвы, Ленинграда и других городов Советского Союза.

Коренным образом изменилась социальная структура учащихся — теперь это дети трудящихся: колхозников, рабочих, интеллигенции.

Преподавание в высшей школе ведется на литовском языке (по некоторым специальностям имеются параллельные русские группы). Обучение в начальных и средних школах ведется на литовском, русском и польском языках (в соответствующих школах). В литовских и польских школах как обязательный предмет преподается русский язык, в русских — литовский.

Непрерывный рост и усовершенствование техники требует от рабочих и колхозников повышения квалификации, побуждает их учиться на специальных курсах и в вечерних школах. По данным Всесоюзной переписи населения 1959 г., в республике на каждую тысячу жителей приходилось 45 человек с высшим и средним специальным образованием, 33 с общим средним, 110 с неполным средним и 307 человек с начальным и незаконченным семилетним образованием.

В республике ведется разносторонняя научно-исследовательская работа в высших учебных заведениях и в Академии наук Литовской ССР, в системе которой в 1963 г. имелось 11 научно-исследовательских институтов с большим числом вспомогательных учреждений (лабораторий, музеев и т. д.).

Научно-исследовательская работа в области общественных наук проводится в трех институтах — экономики, истории и литовского языка и литературы. Эти институты, руководствуясь постановлениями партии и правительства по дальнейшему развитию народного хозяйства и культуры республики, направляют свою научную работу на исследование актуальных проблем современности.

В области исторических наук центральное место занимает подготовка обобщающих работ по истории, археологии и этнографии Литвы. Историки Литвы особое внимание уделяют вопросам социалистического и коммунистического строительства, изучению социалистической культуры и быта рабочих и колхозного крестьянства республики, разоблачению антинаучных концепций литовской буржуазной историографии. Вышла в свет академическая «История Литовской ССР» (I и II тт.) и другие труды.

Согласно постановлениям ЦК КП Литвы и Совета Министров Литовской ССР (от 6.III 1957 г., 17.XII 1955 г. и 13.XII 1958 г.), проведены археологические исследования Нижнего замка в Вильнюсе и средневекового замка на острове в г. Тракай. Раскопки дали богатый материал, имеющий большое значение для изучения быта и культуры литовского города XIII — XIV вв. Издан обобщающий коллективный труд — «Очерки археологии Литвы» (1962 г.).

Центрами этнографической работы в республике являются Институт истории АН Литовской ССР, в котором имеется сектор этнографии, тт Историко-этнографический музей. Этнографические кадры подготавливаются кафедрой археологии и этнографии Вильнюсского государственного университета им. В. Капсукаса. Этнографы республики поддерживают тесный контакт с учеными Москвы, Риги, Таллина, Киева и других научных центров Советского Союза. В секторе этнографии Института истории АН Литовской ССР, на кафедре археологии и этнографии Вильнюсского университета, в Историко-этнографическом музее и в ряде других музеев республики (Историко-этнографический музей «Аушра» в г. Шяуляй и др.) за советское время ежегодными этнографическими экспедициями накоплен большой вещественный, иллюстративный и описательный материал по отдельным микрорайонам, фабрикам и колхозам республики. Подготовлен и частично опубликован ряд монографий по жилищу, сельскохозяйственным орудиям, пище и утвари, одежде, современной семье, рабочему быту и т. п., издается серийный сборник статей по археологии и этнографии «Из истории культуры литовского народа», в 1964 г. вышел из печати обобщающий труд «Очерки литовской этнографии».

Большая научно-исследовательская работа ведется также в области литовского языкознания (диалектологии, топонимики, истории языка и др.), литературы и фольклора. Изданы такие труды, как «История литовской литературы» (3 тома), «Большой академический словарь литовского языка» (7 томов), «Очерк литовского фольклора» и др. Начато многотомное академическое издание литовского фольклора (2 тома вышли в свет). Институт литовского % языка и литературы АН Литовской ССР является пентром литуанистики и координирует исследования ученых многих стран.

В республике и за ее пределами известны имена таких крупных литовских ученых, как президента Литовской Академии наук химика академика Юозаса Матулиса, историка академика Юозаса Жюгжды, литератора и критика академика Костаса Корсакаса, ректора Вильнюсского университета математика академика Ионаса Кубилюса и многих других.

В республике имеется 37 музеев, в том числе 14 краеведческих. Наиболее крупные — Историко-этнографический музей в Вильнюсе, Каунасский художественный музей им. М. К. Чюрлиониса, Вильнюсский художественный музей, Историко-этнографический музей «Аушра» в г. Шяуляй. За последние годы во многих районах и колхозах открыты музеи на общественных началах, почти при каждой средней и восьмилетней школе имеется небольшой школьный музей, созданный самими учениками.

Важным фактором дальнейшего подъема культуры является густая сеть библиотек в городах и селах. Уже в 1962 г. каждая семья была абонентом библиотеки. На сто жителей приходится более 700 книг. Книги выпускаются тиражом в несколько десятков тысяч экземпляров. Произведения литовских писателей издаются и переиздаются центральными издательствами на русском и других языках, благодаря чему достижения литовской национальной культуры известны далеко за пределами республики.

Библиотеки республики ведут широкий обмен книгами со многими странами мира. Так, например, одна только Центральная библиотека АН Литовской ССР в 1962 г. обменивалась изданиями с учреждениями 40 стран и пополнила свои фонды 10 тыс. рукописей и 50 тыс. книг и периодических изданий. Кроме того, в республике имеются несколько книжных хранилищ с миллионными фондами: библиотека Вильнюсского университета, Республиканская книжная палата, Республиканская библиотека и др.

Республиканские газеты и журналы издаются массовыми тиражами. Например, ежедневная «Тиеса» («Правда») выходит более чем 200 тыс. экз., «Комяунимо тиеса» («Комсомольская правда») более чем 70 тыс. тиражом. В республике нет семьи, которая не выписывала бы газет или журналов.

В 1963 г. в республике насчитывалось свыше 600 тыс. радиоприемников и радиоточек. Радио обслуживает миллионную аудиторию и прочно вошло в быт народа. Имеется несколько мощных радиостанций, а в каждом районном центре радиоузлы с местной программой. Республиканские радиопередачи ведутся на литовском, русском и польском языках. В Вильнюсе построен телецентр.

В советское время в Литве появилась и своя кинематография, создано немало известных документальных и художественных кинофильмов («Адомас хочет быть человеком», «Марите», «Живые герои» и др.)* Кроме республиканской киностудии, в Литовской ССР работает ряд любительских киностудий в высших учебных заведениях, на предприятиях. В городах и селах республики развита сеть кинотеатров и кинопередвижек.

Центрами культурной работы, особенно в сельской местности, являются клубы-читальни и дома культуры, которых насчитывается в одних только колхозах и совхозах около 2 тыс. Организуемая ими художественная самодеятельность объединяет 254 тыс. участников. Традицией стали ежегодные республиканские смотры самодеятельности.

О небывалом расцвете национальной культуры свидетельствует воз- росшая сеть профессиональных и народных театров. В Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде и Шяуляй на общественных началах работают симфонические оркестры, а в г. Таураге — народная филармония.

С каждым годом растут ряды спортдменов республики. Среди них немало всесоюзных и международных чемпионов по многим видам спорта. Большой популярностью пользуются в Литве баскетбол, настольный теннис, бокс, водный спорт, легкая атлетика. Квалифицированные тренеры готовятся Каунасским институтом физкультуры. Широко распространен туризм.

Постоянно развиваются и крепнут культурные связи Литовской ССР с братскими народами Советского Союза и социалистических стран. Культурные достижения литовского народа неразрывно связаны с общим подъемом народного благосостояния.