Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Одежда литовцев
Этнография - Народы Европейской части СССР

Литовская традиционная одежда, которая формировалась и развивалась на протяжении столетий, бытовала до XIX в. С развитием капитализма, особенно в пореформенный период, из города в деревню начали проникать новые виды одежды, постепенно вытесняя традиционную. Прежде всего изменения коснулись материала, из которого изготовлялись некоторые преимущественно нарядные элементы одежды — лифы, передники, головные уборы. Покрой их оставался традиционным. Основные же части одежды—рубахи, юбки, штаны, кафтаны, долго шились из домотканой материи. Некоторые предметы традиционной одежды сохранились до наших дней.

Традиционная женская одежда состояла из рубахи, юбки, передника, лифа, пояса, головдого убора, обуви и украшений.

Одной из основных частей традиционного женского костюма была длинная холщовая рубаха (marskiniai), иногда цельная, но чаще сшитая из двух частей — верхней и нижней. Для верхней применялось более тонкое, иногда покупное полотно, для нижней — более грубое, домотканое. По покрою различалось четыре основных типа женских рубах: 1) туникообразные, 2) туникообразные с наплечниками, 3) с поликами, пришитыми по основе, и 4) более поздние, концаXIX — началаХХ в., на кокетке. За исключением рубах с поликами, характерных для клайпедского комплекса одежды, все остальные были распространены по всей территории Литвы.

Рубахи богато украшались белой ажурной гладью или ткаными узорами из красных, синих или белых ниток. Во второй половине XIX в. в восточной и юго-восточной и в отдельных местностях центральной и западной частей Литвы распространилась вышивка рубах крестом красной и черной бумагой по канве. Большой популярностью вышивка крестом пользовалась на юго-востоке Литвы, в соседних с Белоруссией районах, видимо оттуда она и была заимствована.

В рубахах особенно украшались длинные рукава и воротник, так как они видны из-под лифа, меньше — грудь, полики и наплечные нашивки. Самым распространенным орнаментом был геометрический или стилизованный растительный.

Во время полевых работ женщины ходили в одних рубахах, подпоясывая их ткаными поясами. Обычно же поверх рубахи надевались юбки (sijonas) из льняной, шерстяной или полушерстяной ткани. Литовки носили две-три, иногда четыре юбки — одну поверх другой. Шили их широкими и длинными, наверху у пояса собирали в складки или сборки. Расцветка и орнамент юбок были разнообразными: поперечно- или продольнополосатые, в клетку различных пропорций, одноцветные или отделанные ткаными геометрическими и растительными орнаментами. В юбках, как и во всем традиционном литовском женском костюме, преобладают сочетания красного и зеленого, черного и красного, белого и синего цветов. Нередко применялись желтые, оранжевые и фиолетовые тона.

Обязательной принадлежностью литовского традиционного как женского, так и девичьего костюма был передник (prijuoste), тканый из , льняной, шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, или сшитый из покупной материи. Литовские передники очень разнообразны по своим узорам и их исполнению. При тканье передника использовались почти все формы техники — браная, закладная и др. Клетчатые, полосатые, белые и темные с многоцветным тканым или вышитым орнаментом передники дополняли и украшали женский костюм.

Нарядной и праздничной частью традиционного литовского женского костюма была безрукавка — лиф (Нетепё). В будни безрукавки носились реже. Шили их из домотканого мелкоузорчатого шерстяного или полушерстяного материала, зажиточные крестьянки — изшелка, парчи и сатина, которые более широко стали применяться в XIX в. В различных этнографических областях Литвы безрукавки отличаются некоторыми деталями покроя. К концу XIX в. безрукавки были заменены белыми холщовыми лифами, поверх которых надевались кофты.

Традиционный женский, как и мужской, костюм дополнялся поясом (juosta). Судя по археологическим данным, пояса в Литве были известны уже в VIII в. В быту пояса использовались очень широко, например при изготовлении девичьих головных уборов, при пеленании детей и т. д. С давних времен пояса дарили на свадьбах и в иных случаях.

По способу изготовления литовские пояса бывают нескольких видов: тканые на дощечках, плетеные, тканые на ниту и на станках браной и за кладной техникой. Соответственно технике различаются и узоры поясов. В плетеных поясах встречаются косые цветные полосы, ромбы, треугольники, в тканых на дощечках—продольные или поперечные полосы, в тканых закладной техникой — растительные мотивы и звездочки. В наиболее распространенных и красивых браных поясах преобладает геометрический орнамент. В поясах, как и в других частях одежды, доминируют красный, синий, белый и фиолетовый цвета. Фон образует белая, льняная основа, узор — шерстяные, реже шелковые цветные нити утка. Литовские пояса изготовлялись различной ширины — от узкой тесьмы в 1—2 см до поясов в 10 и более см. Пояса почти всегда заканчиваются разноцветными кистями.

Верхней зимней женской одеждой служили домотканые серые, коричневые, иногда белые суконные сермяги (sermega) и овчинные шубы (kaili- niai). Сермяги шились в талию, с цельной спинкой и небольшими клиньями по бокам, а жемайтские — иногда отрезные по талии, с нижней частью в мелких сборках. Отложной воротник, манжеты и карманы украшались бархатом, плюшем, черной фабричной тесьмой или вышивались черными нитками.

Шубы или полушубки из овчины шились прямого покроя, с отложным воротником из того же меха.

Обязательной частью традиционной женской верхней одежды было большое, накидываемое на плечи покрывало (skara), бытующее в некоторых местах, особенно в Дзукии, и в настоящее время. Его ткали из шерстяных или льняных ниток одноцветным и клетчатым.

Головные уборы, а также прически девушек и замужних женщин отличались друг от друга. Еще в начале XIX в. женщины волосы подстригали или обвертывали жгутом вокруг головы, девушки же заплетали две косы, которые укладывали вокруг головы или носили распущенными. К концу XIX в. и женщины стали заплетать косы.

Традиционные девичьи головные уборы довольно разнообразны: венки из цветов руты, из тканых поясков, парчовых или шелковых лент, в основу которых клалась твердая бумага и береста. Иногда девичьи венки бывали и в виде мягкой перевязи. Наряду с венками девушки в

XIX  в. часто носили и разные платки. Традиционным головным убором замужних женщин был полотенчатый убор — намитка (nuometas), широко распространенная у балтийских, славянских и других народов. В первой половине XIX в. весьма популярными стали платки и чепцы, а с начала XX  в. платки из ситца, шелка, шерсти и домотканые холщовые вытеснили все головные уборы и по сей день бытуют в литовской деревне. Носила платки по-разному, чаще всего завязывали под подбородком.

Традиционный как мужской, так и женский костюм дополнялся красивыми узорчатыми вязаными перчатками (pirstines), нарукавниками (riesines) и чулками (kojines).

Основным украшением литовских женщин до конца XIX в. оставались серебряные, янтарные, коралловые и стеклянные бусы (karoliai). Хотя археологический материал Литвы богат фибулами, браслетами, кольцами, гривнами, височными кольцами и другими украшениями, до XIX в. они уже не дошли.

В народной женской одежде были некоторые локальные особенности. По покрою отдельных предметов одежды, колориту и технике изготовления тканей в литовском традиционном женском костюме выделяются шесть основных комплексов: жемайтский, аукштайтский, дзукский, клайпедский, в Занеманье — капский и занавикский. В каждый из них входят все вышеперечисленные элементы одежды и резких различий между ними не существует.

Для западнолитовского — жемайтского — комплекса народной одежды характерна довольно темная цветовая гамма и сочетание контрастных цветов: красной и синей, красной и черной, черной и зеленой красок в юбках, безрукавках и других частях одежды. Для жемайтского комплекса характерны продольно- и поперечнополосатые юбки, а также красные нижние юбки. Нижние юбки украшались черной тесьмой.

Жемайтские передники также продольнополосатые, однако колорит их светлее: на белом или сером фоне располагаются красные, синие или разноцветные полоски.

Лифы короткие, по линии талии пришивалась полоса шириной 10— 15 см, заложенная в мелкие складки. Спереди лиф застегивался на крючки или пуговицы. Вырез у шеи небольшой, круглый. Для жемайтского комплекса одежды характерно ношение разнообразных платков на голове, плечах и на шее. Особенно красивы жемайтские шерстяные многоцветные платки, а также тканые из льняных или хлопчатобумажных ниток в красную и белую клетку.

Жемайтский комплекс народной одежды XIX в. отличается и своеобразными долблеными деревянными башмаками (klumpes), которые носили женщины, мужчины и дети как повседневную, а иногда и как выходную обувь. Вероятно, деревянные башмаки в западную часть Литвы проникли через Пруссию, куда они были принесены колонистами из Западной Европы, переселившимися на опустевшие прусские земли после морового поветрия 1710 г.

Аукштайтский—восточнолитовский—комплекс заметно отличается от жемайтского цветовой гаммой. В нем преобладали светлые тона, особенно белый цвет. Кроме рубах, белыми были передники, а иногда и холщовые юбки, которые украшались красными или синими браными узорами. Характерны также и клетчатые юбки светлых тонов.

Аукштайтские безрукавки многоцветные или черные, короткие, с глубоким вырезом у шеи, со шнуровкой из металлической цепочки или ленточки.

Характерный девичий головной убор — парчовые ленты. В аукштайт- ckqm комплексе народной одежды дольше всех, до начала XX в., сохранилась намитка как праздничный головной убор замужних женщин. В Аукштайтии преобладают плетеные пояса. Только для местного комплекса одежды характерны металлические бусы.

Юго-восточный — дзукский — комплекс народной одежды отличается многоцветностью: клетчатыми юбками, а также передниками и лифами, в которых переплетаются различные цвета. Лифы короткие, с четырехугольным или круглым вырезом у шеи, украшались они узкой тканой тесьмой. Из поясов изготовлялись также и девичьи головные уборы — невысокие (3—4 см) венцы \pakalke). Пояса в Дзукии использовались очень широко и изготовлялись разной техникой. В Дзукии была известна своеобразная вязаная из льняных ниток обувь (cempes), которую носили дома и на полевых работах.

Особенно богата и многоцветна занеманская традиционная одежда, в которой выделяются два определенных комплекса — южный капский и северный занавикский, распространение которых и названия совпадают с границами соответствующих диалектов Занеманья.

Занеманские комплексы прежде всего отличаются многоцветными передниками с вытканными закладной и браной техникой узорами из стилизованных лилий, расположенных полосами или разбросанных по всему переднику; рубахи богато украшены белой ажурной гладью; юбки темных тонов — зеленые, бордо, фиолетовые в широкую продольную полосу; лифы от талии расклешены, в капском комплексе они длинные, в занавик- ском — короткие.

Клайпедский комплекс отличается особенно темными тонами: преобладали черный, коричневый, синий и зеленый цвета.Несомненное влияние на одежду клайпедцев оказала местная лютеранская секта гернгутеров, запрещавшая светские развлечения, яркую одежду и пр.

Клайпедский комплекс отличался и покроем рубах. Кроме туникообразной рубахи с наплечниками, известен также тип с прямыми поликами, пришитыми по основе; юбки продольнополосатые или клетчатые, мелко плиссированные. Только для клайпедского костюма характерны и привязные карманы — «делмонас» (delmonas), которые носили на правом боку под передником. В них хранились деньги, носовой платок и разные мелочи.

Клайпедские пояски узенькие, многоузорчатые, часто встречается сочетание синего и зеленого цветов.

Охарактеризованные локальные комплексы традиционной литовской женской одежды соответствуют тем этнографическим областям, которые выделяются и по другим элементам материальной культуры литовцев: жилищу, земледельческим орудиям, а также языковым диалектам.

На формирование некоторых элементов в локальных комплексах традиционной литовской женской одежды повлияли культурные и экономические связи литовцев с соседними народами.

Особенно много общих черт в одежде литовцев и латышей: покрой рубах, узор юбок, головные уборы, мотивы орнаментики. Сходные элементы одежды свидетельствуют о культурной общности обоих народов. Много общего в узорах и колорите у восточных литовцев (особенно дзуков) и белорусов.

Литовская мужская одежда свою национальную специфику утратила гораздо раньше, чем женская, но до этого и она имела много общих черт с мужской одеждой соседних белорусского и польского народов. В связи с ранним исчезновением народной мужской одежды выявить в ней локальные различия не удается.

Основными частями традиционного мужского костюма были рубаха, штаны (kelnes), жилет и кафтан — холщовый (trinyciai) или суконный, и сермяга.

Мужские рубахи шились из холста, с отложным или стоячим воротником, длинными рукавами на манжете. Старинные рубахи были туникообразного покроя с наплечниками, а более поздние — на кокетке. Вышивкой или нашивками из белой хлопчатобумажной ткани украшались воротник, манжеты и грудь. Для вышивки подбирались растительные или геометрические орнаменты. Они выполнялись черной и красной бумажной ниткой, крестом по канве. Такая орнаментация, как и в женских рубахах, более широко распространена в соседних с Белоруссией районах Литвы.

На западе Литвы рубахи заправлялись в штаны, и только в жаркие дни, в страдную пору, старики носили их навыпуск с белыми полотняными штанами. В восточной части Литвы рубахи круглый год носили навыпуск, подпоясав тканым поясом, в чем также прослеживается несомненное влияние восточных соседей — славян.

Штаны шились неширокими, длинными, для летнего времени из полотняной, для зимы — из суконной или полушерстяной ткани в мелкую полоску, клеточку или одноцветные. Из такого же материала шились и жилетки.

Поверх рубахи надевались кафтаны. Шились они до колен, в талию, с отрезной спинкой. Карманы, грудь, воротник, манжеты и швы серых суконных кафтанов украшались тесьмой или обшивались черным шнурком.

Основным материалом для изготовления мужской зимней одежды была овчина. Шубы и полушубки шились чаще всего прямого покроя и подпоясывались поясами.

Зимой носили различные меховые шапки, летом — соломенные шляпы и покупные круглые картузы с козырьками.

Повседневной обувью восточных литовцев до конца XIX в. были лыковые лапти (vyzos) и кожаные постолы (nagines), в западных районах Литвы, кроме постолов,— деревянные башмаки. Кожаную обувь зажиточные крестьяне в XIX в. носили по праздникам: мужчины — сапоги с высокими голенищами, женщины — полуботинки на каблуке. Валяная обувь с галошами более широко распространилась только в начале XX в.

Одежда литовских рабочих конца XIX — начала XX в.— была более близка к «модной одежде», но многие черты сближали одежду рабочих и с крестьянской, так как значительная часть их была крестьянского происхождения. В одежде рабочих преобладали дешевые покупные в основном хлопчатобумажные ткани. Судя по изобразительным материалам, одежда рабочих в конце XIX—начале XX в. состояла из цветной рубахи-косоворотки, жилета, нешироких длинных штанов, длинного пиджака и сапог с высокими голенищами. Верхняя одежда — пальто и полупальто — шилась городского типа. В женской одежде также преобладали дешевые хлопчатобумажные ткани. По покрою она была близка городскому костюму того времени.

В начале XX в. литовская традиционная как женская, так и мужская одежда исчезает из повседневного употребления, крестьянская одежда сближается с городской. Однако ткани, особенно для рабочей одежды и белья, изготовлялись дома.

Заметно изменилась в этот период женская одежда. Многоцветные клетчатые и полосатые юбки сменились однотонными или двухцветными, мелкоузорчатыми. Изменился и их покрой: вместо широких, в сборку стали шить узкие наверху юбки из клиньев, их украшали черной тесьмой и пуговицами. Передники сохранились только в костюме пожилых женщин. Вместо праздничных, шелковых или парчовых декоративных безрукавок в будни стали носить холщовые. В праздники поверх рубах надевали шерстяные или хлопчатобумажные блузки.

Особенно ощутим стал переход к городской моде в одежде в 30—40-х годах ХХв. В это время более широко входят в быт покупные ткани — шелк, тонкая шерсть и хлопчатобумажные, из которых в основном шились праздничные платья. Кроме платьев, модными для женщин были так называемые английские костюмы, летние и зимние, а из верхней одежды —суконные и плюшевые пальто, короткие полушубки. Однако покупные материалы были доступны более зажиточным крестьянам. Большинство же крестьян одевались в домотканину. Но социальные различия в данный период, как и в прежние времена, сказывались не в покрое одежды, а в ее качестве и количестве.

Некоторым изменениям подвергся и мужской костюм. Традиционные суконные кафтаны были заменены пиджаками, покрой которых менялся в соответствии с общеевропейской городской модой, хотя материал часто оставался домотканым.

За годы Советской власти в связи с коренной перестройкой экономики в одежде литовского крестьянства и городских рабочих произошли большие изменения. Прежде всего современная одежда почти окончательно утратила традиционные черты. Полотно и сукно домашнего тканья в настоящее время почти не употребляются. При шитье одежды и город, и деревня (с некоторым запозданием) пользуются фасонами последних журналов мод. Пропагандистами новых мод и вкусов являются швейные ателье и магазины готового платья, услугами которых в настоящее время пользуются не только горожане, но и сельские жители.

Широко распространены теперь трикотажные изделия. Литовский трикотаж пользуется большой популярностью среди населения других братских республик, так как он отличается красивой расцветкой, изящной отделкой и модными фасонами. Из верхней трикотажной одежды в быту литовцев преобладают шерстяные, полушерстяные и хлопчатобумажные кофты, изготовляемые Шяуляйской фабрикой «Вярпстас», Телыпяйской «Мастис», Каунасскими, Вильнюсскими и другими трикотажными фабриками. Широким спросом пользуется и хлопчатобумажное трикотажное белье.

Старые традиции ручного вязания узорчатых перчаток, чулок и других частей одежды и в настоящее время широко сохраняются.

Значительно изменился и характер современной обуви, особенно крестьянской. В городах преобладает кожаная, в деревне — резиновая обувь, преимущественно сапоги с высокими голенищами, так как они удобны на полевых работах и в работе на животноводческих фермах. Праздничная же обувь везде кожаная, покупная. Колхозники Жемайтии до сих пор иногда при работе в хлеву пользуются деревянными башмаками, изготовлением которых занимаются специальные деревенские мастера (klumpdirbiai). Простые и украшенные «клум- пес» для взрослых и детей и по сей день продаются на некоторых базарах Жемайтии.

Современная одежда литовцев сохранила некоторые традиционные черты, особенно у сельского населения юго-восточной части Литвы. Женщины старшего поколения охотно носят большие клетчатые платки, длинные широкие юбки и кофты, по праздникам белые, часто вышитые передники.

Из традиционных украшений большой популярностью пользуются янтарные бусы, броши и браслеты, а также серебряные украшения с инкрустацией из янтаря, изготовляемые комбинатом художественных изделий Литовской ССР «Дайле». В последние годы комбинат изготовляет и пропагандирует оригинальные украшения из дерева. Традиционная же одежда в настоящее время широко используется во время торжеств, семейных праздников и вечеров художественной самодеятельности.