Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Основные данные из белорусской истории науки и профессионального искусства
Этнография - Народы Европейской части СССР

История белорусской литературы, искусства и науки свидетельствует о высокой одаренности и жизнедеятельности белорусского народа, сумевшего в тяжелых условиях многовекового угнетения развивать свою куль- туру, создавать художественные ценности. В дореволюционное время, в условиях социального и национального угнетения, культура и искусство белорусского народа не имели возможностей для широкого развития .

Архитектура и изобразительное искусство эпохи Киевской Руси на территории Белоруссии представлены такими выдающимися памятниками, как Софийский собор XI в. и Спасо-Евфросиниевская церковь XII в. в Полоцке, Коложская церковь XII в. в Гродно и др.

В период формирования и развития белорусской народности выросла белорусская литература, появились книгопечатание, произведения искусства, театр.

Воссоединение Белоруссии с Россией в конце XVIII в. явилось историческим событием, имевшим громадное прогрессивное значение для дальнейшего развития Белоруссии. Более интенсивно стала развиваться белорусская культура, испытавшая на себе благотворное влияние могучей культуры русского народа и русской передовой общественной мысли. Уже в первой половине XIX в. прогрессивная русская общественность и местная национальная интеллигенция начинают проявлять интерес к истории, быту, фольклору и языку белорусского народа.

Выдающимися произведениями белорусской художественной литературы первой половины XIX в. являются анонимные пародийно-сатирические поэмы «Энеща навыварат», «Тарас на Парнасе» и так называемые гутарт, правдиво отражавшие жизнь закрепощенного крестьянства.

В XIX в. белорусский народ выдвинул из своей среды плеяду талантливых писателей и поэтов. Среди них можно назвать сына крепостного крестьянина поэта Павлюка Багрима, писателя и драматурга В. Ду- нина-Марцинкевича, поэтов-демократов Франтишка Богушевича, Янку Лучину, Адама Гуриновича и др. Развитие демократической литературы отразило духовный рост белорусского народа. Характерной чертой белорусской литературы была ее органическая связь с народным творчеством.

Среди замечательных представителей передовой общественной мысли необходимо назвать руководителя вооруженного восстания 1863 г. в Белоруссии Кастуся Калиновского. Он был автором талантливых публицистических произведений и издателем подпольной газеты «Мужыцкая прауда».

Среди гуманитарных наук значительного развития в дореволюционное время достигли история, фольклористика, языкознание, этнография. Во второй половине XIX в. усилился интерес к изучению жизни белорусского народа. Этому в значительной степени содействовало основанное в Вильно в 1867 г. Северо-Западное отделение Русского географического общества, которое еще больше укрепило связи белорусских ученых с русской наукой.

Из местной национальной интеллигенции вышли такие видные ученые, как И. И. Носович, П. В. Шейн, Е. Р. Романов, Н. Я. Никифоровский, А. И. Богданович, И. И. Григорович, академик Е. Ф. Карский, М. В. Довнар-Запольский и др.

Культура и литература Белоруссии XIX в. развивались под влиянием передовых идей русских революционных демократов: В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и А. Н. Добролюбова, русской классической литературы и творчества замечательного украинского кобзаря Тараса Шевченко.

Значительным явлением в театральной жизни Белоруссии прошлого столетия был театр В. Дунина-Марцинкевича. Он поставил оперу «Сялян- ка» (либретто В. Дунина-Марцинкевича, музыка С. Монюшко), в которой впервые на городской сцене прозвучал белорусский язык.

Усилившиеся связи с русским искусством сказались на дальнейшем развитии белорусской живописи, утвердившейся на позициях реализма. Основными жанрами становятся пейзаж, бытовая тематическая картина, портрет. Видными представителями белорусской живописи XIX — начала XX в. были В. Ванькович, И. Дамель, И. Хруцкий, А. Горавский, Н. Силиванович и др. Из среды белорусского народа вышел ряд талантливых художников-живописцев: С. Зарянко, И. Добровольский, В. Бялы- ницкий-Бируля, скульптор А. Васютинский, архитектор К. Введенский и другие мастера, обогатившие своим творчеством русское искусство.

Революция 1905—1907 гг. вызвала подъем национально-освободительного движения белорусского народа и рост его национального само- сознания. Усилилось революционно-демократическое направление в печати. Осенью 1905 г. начала выходить белорусская газета «Наша доля», вскоре закрытая царской цензурой. Вместо нее стала издаваться газета «Наша шва», сгруппировавшая вокруг себя лучшие силы белорусской литературы.

В годы революции 1905—1907 гг. начали свою творческую деятельность классики белорусской литературы Янка Купала и Якуб Кол ас. Они возглавили новое революционно-демократическое направление в литературе Белоруссии. Крупными представителями белорусской революционно-демократической литературы были Цётка (Элоиза Пашкевич), Алесь Гурло, Максим Богданович, Тишка Гартный, Змитрок Бядуля, Констанция Буйло и другие писатели.

Основная масса трудящихся Белоруссии была неграмотной. Национальных школ не было. Преподавание в школе на белорусском языке была запрещено. По данным школьной переписи 1911 г., в белорусских губерниях из 100 учащихся, поступивших в первый класс начальной школы, до четвертого класса доходили единицы. Среднее, а тем более высшее образование было доступно только представителям господствующих классов.

Великая Октябрьская социалистическая революция, освободившая белорусский народ от социального и национального угнетения, открыла перед ним величественные перспективы и в развитии его культуры. За годы Советской власти в Белоруссии, как и во всей стране, совершилась культурная революция.

Белоруссия из отсталой окраины Российской империи превратилась в республику высокой культуры — социалистической по содержанию и национальной по форме.

Важнейшее значение в культурной революции имело бурное развитие народного образования. Была решена важнейшая задача культурного строительства — ликвидация неграмотности взрослого населения. Если в дореволюционной Белоруссии около 80% населения было неграмотным, то Советская Белоруссия стала республикой сплошной грамотности. В школах, в средних специальных и высших учебных заведениях республики обучается учащихся в расчете на 10 тыс. населения больше, чем в любом капиталистическом государстве Европы.

В республике укреплена связь общеобразовательной школы с жизнью, осуществлен переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению. К началу 1962/63 учебного года насчитывалось 12 967 общеобразовательных школ, в которых обучалось 1 577 300 учащихся. Если до революции в Белоруссии не было ни одного высшего учебного заведения, то теперь в республике имеется 25 вузов. Они готовят кадры высшей квалификации по всем важнейшим для народного хозяйства и культуры специальностям.

В начале 1963 г. в Белоруссии издавалось 177 газет и журналов разовым тиражом 2768 тыс. экземпляров. Почти каждая семья выписывает газеты и журналы. Небывалых размеров достигло издательское дело. Только за 1962 г. в республике было издано 1612 названий книг общим тиражом 17 073 тыс. экземпляров.

Широко развита в Белоруссии библиотечная сеть. К концу 1962 г. в республике было более 20 тыс. библиотек, а общий книжный фонд составлял около 54 млн. томов.

Радиосеть в Белоруссии начала создаваться в 1925 г. К началу 1963 г. в республике действовало более 1300 тыс. трансляционных радиоточек, в том числе в сельской местности 919 тыс.

Телевизионные передачи из первого белорусского телевизионного центра в Минске начали передаваться в декабре 1956 г. Сейчас телевизионные центры действуют во многих крупных городах республики (Витебске, Гомеле, Бресте, Барановичах). Налажена ретрансляция телепередач из Москвы, Киева и прибалтийских республик. С введением в действие всех предусмотренных семилетним планом телевизионных центров и ретрансляторов телевизионным вещанием будет охвачено 95% территории республики.

К началу 1963 г. в Белоруссии было 38 музеев: Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Художественный музей БССР, Историко-археологический музей в Гродно, Дом I съезда РСДРП в Минске, литературные музеи Янки Купалы и Якуба Коласа, областные историко-краеведческие музеи, Военно-исторический музей обороны Брестской крепости и др.

Центрами коммунистического воспитания и любимыми местами отдыха широких слоев трудящихся республики стали клубы и дома культуры.

В дореволюционной Белоруссии не было научно-исследовательских учреждений, если не считать Минской опытной болотной станции. Теперь в республике их имеется около ста. Центром научной мысли Советской Белоруссии является Академия наук БССР. В составе ее четырех отделений к началу 1963 г. работало 19 научно-исследовательских институтов. В республике ведет научную работу Институт истории партии при ЦК КПБ — филиал Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

Достойное место заняла белорусская литература. Белорусский народ гордится именами народных поэтов республики Янки Купалы и Якуба Коласа, заложивших основы белорусской национальной литературы, а также именами народных писателей и поэтов БССР Кондрата Крапивы, Петруся Бровки и Михася Лынькова, продолжающих лучшие реалистические традиции белорусской литературы.

За большие творческие успехи ряд писателей Советской Белоруссии был награжден Государственной премией, а в 1962 г. народный поэт Белоруссии Петрусь Бровка за книгу стихов «А дни идут» удостоен звания лауреата Ленинской премии.

Высокого художественного уровня достигла за годы Советской власти белорусская проза. Крупнейшим мастером прозы является Якуб Колас. Его трилогия «На росстанях», широко и правдиво отобразившая жизнь и быт белорусского села, рост классового самосознания его населения, принадлежит к классическим произведениям белорусской литературы. Пользуется известностью и его повесть «Трясина» о партизанской борьбе в Белоруссии в годы гражданской войны. Почетное место в ряду лучших писателей Белоруссии занимает Тишка Гартный, автор романа «Соки целины», повествующего о политической активности белорусов накануне Октября. Кузьма Чорный, автор широко известных романов «Третье поколение», «Батьковщина», повестей «Люба Лукьянская», «Скипьевский лес» и других произведений, известен как знаток народной психологии, быта и языка. Если в романах и повестях Я. Коласа, Т. Гартного, К. Чорно- го отображена Белоруссия накануне Октября и первых лет Советской власти, то в произведениях Платона Головача и Михася Лынькова в основном показана Белоруссия первых дней коллективизации и индустриализации. Это — повесть П. Головача «Спалох на загонах», рассказы М. Лынькова «Баян», «Андрей Летун» и др. М. Лыньков написал также ряд интересных произведений о гражданской войне (повесть «Миколка-паровоз», рассказы «Гой», «Над Бугам»), а в послевоенные годы опубликовал роман- эпопею о всенародной борьбе против фашистских захватчиков «Незабываемые дни».

Тема партизанской борьбы — одна из ведущих тем белорусской послевоенной литературы — широко представлена в произведениях Янки Брыля, Ивана Шамякина, Ивана Мележа. Широкую известность приобрели романы И. Шамякина «Глубокое течение» — о партизанах Белоруссии, «Крыницы» — о новых веяниях в жизни республики после XX съезда КПСС, трилогия «Тревожное счастье»—об участии белорусов в отражении фашистского нашествия. Янка Брыль является мастером короткого рассказа, новеллы. И. Мележ — автор военно-исторического романа «Минское направление» и романа «Люди на болоте» — о белорусской деревне накануне коллективизации.

Особое место среди белорусских прозаиков занимает Янка Мавр, пишущий преимущественно книги для детей («Полесские робинзоны», «Сын воды», «Амок» и др.)*

Больших творческих успехов достигла белорусская поэзия, основоположниками которой являются Янка Купала и Якуб Колас. Поэмы «Курган», «Бондаровна» Я. Купалы, «Новая земля» Я. Коласа — классические произведения белорусской поэзии, повествующие о трудной судьбе белорусов в условиях царизма. Совсем по-иному зазвучало поэтическое слово Я. Купалы и Я. Коласа в годы Советской власти. Из многочисленных произведений этого периода нужно отметить поэму Я. Купалы «Над рекой Аресой» — о социалистических преобразованиях в белорусской деревне и поэму «Хата рыбака» Я. Коласа — о воссоединении белорусского народа. Новое поколение белорусских поэтов развивало лучшие традиции Я. Купалы, Я. Коласа и русской классики. Поэма Михася Чарота «Босые на огнище» показала силу народного духа в годы революционных битв. Певцами народного счастья, новых социалистических отношений в городе и деревне, героизма народа являются поэты Петрусь Бровка, Петро Глебко, Аркадий Кулешов, Максим Танк. К числу их лучших произведений следует отнести поэмы «Беларусь», «Катерина», «Добрый друг» П. Бровки, поэму «В те дни» П. Глебки, поэму «Знамя бригады» Аркадия Кулешова, многие стихи Максима Танка.

Пьесы белорусских драматургов Кондрата Крапивы, Кастуся Губаре- вича, Андрея Макаенка и других с успехом идут на сценах театров не только Белоруссии, но и театров союзных республик. Широко известны пьесы «Партизаны» и «Кто смеется последним» К. Крапивы, «Брестская крепость» К. Губаревича, «Извините, пожалуйста» и «Лявониха на орбите» А.  Макаенка.

Белорусская драматургия прошла сложный творческий путь от небольших народных сценок до высокохудожественных полотен. Свою историю развития имеет и белорусский театр.

В начале XX в. зарождается белорусский профессиональный театр. До Великой Октябрьской революции были известны театр Игната Буй- ницкого и Первое товарищество белорусской драмы и комедии.

В начале 1917 г. в Белоруссии возник еще один стационарный театр — Первое белорусское товарищество драмы и комедии. Осенью 1920 г. в Минске был открыт Первый белорусский государственный драматический театр, а через несколько лет в Витебске — Второй белорусский государственный драматический театр, в Минске — Русский драматический театр БССР.

В 1920 г. был создан Белорусский передвижной театр под руководством драматурга, режиссера, первого народного артиста БССР В. И. Голубка. Выдающийся деятель белорусской культуры В. И. Голубок и его театр сыграли большую роль в становлении и развитии белорусского театрального искусства. Среди деятелей белорусского театра на ранних этапах его развития выделяются также режиссер и драматург Е. А. Мирович и выдающийся актер В. Н. Крылович.

На сценах белорусских театров шли пьесы белорусских, русских, украинских драматургов, зарубежная классика. Наиболее популярными спектаклями белорусских театров до войны были «Павлинка» Я. Купалы, «Машека» Е. Мирович, «Партизаны» и «Кто смеется последним» К. Крапивы, «Гибель волка» Э. Самуйлёнка, «Последние» М. Горького, «В пущах Полесья» Я. Коласа.

На Декаде белорусской литературы и искусства в Москве в 1940 г. зрители столицы дали высокую оценку белорусским спектаклям.

В годы Великой Отечественной войны белорусские театры, находясь в эвакуации, не прекращали своей деятельности. Выступления белорусских артистов на фронте проходили с большим успехом, вдохновляли советских воинов на борьбу с врагом.

В настоящее время в республике работает 11 театров. Среди них такие выдающиеся коллективы, как Белорусский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр имени Янки Купалы, Белорусский государственный драматический театр имени Якуба Коласа, Белорусский государственный ордена Ленина Большой театр оперы и балета, Русский государственный драматический театр имени М. Горького, Театр юного зрителя. В белорусском театре выросли талантливые мастера сцены — народные артисты СССР В. И. Владомирский, Г. П. Глебов, Б. В. Платонов, Л. П. Александровская, П. С. Молчанов, Л. И. Ржецкая, A.    К. Ильинский.

Театрами Белорусской ССР поставлен ряд спектаклей — «Кремлевские куранты» и «Третья патетическая» Н. Погодина, «Вечный источник» Д. Зорина, в которых талантливо и правдиво воссоздан образ великого Ленина.

В репертуаре белорусских театров послевоенных лет были спектакли «Константин Заслонов» А. Мавзона, «Поют жаворонки» К. Крапивы, «Лявониха на орбите» А. Макаенка, «Раскиданное гнездо» Я. Купалы, «Враги» М. Горького, «Доходное место» А. Островского, «Гамлет» B.  Шекспира и др.

Велика роль композиторов в развитии белорусского искусства. Белорусские композиторы Н. Н. Чуркин, А. Е. Туренков, Н. И. Ал адов, В.  А.Золотарев, Г.К.Пукст, Н.Ф.Соколовский, А.В.Богатырев, В.В.Олов- ников, Д. А. Лукас, П. П. Подковыров и многие другие получили справедливое признание широких масс. Растут молодые кадры композиторов— воспитанников Белорусской государственной консерватории.

Развивается молодое оперное искусство белорусского народа. В 1939 г. были поставлены первые белорусские национальные оперы «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого и «В пущах Полесья» А. Богатырева. В дальней- шем был написан и поставлен ряд других опер, преимущественно историкогероического содержания: «Девушка из Полесья» Е. Тикоцкого, «Кастусь Калиновский» Д. Лукаса, «Надежда Дурова» А. Богатырева, «Цветок счастья» и «Ясный рассвет» А. Туренкова, детская опера «Маринка» Г. Пукста и др.

Создан также национальный балет. Первым белорусским балетом был «Соловей» М. Крошнера, поставленный в 1939 г. По мотивам белорусского фольклора В. Золотарев написал балет «Князь-озеро», а молодой композитор Е. Глебов — балет на тему современности «Мечта». Зрелость белорусского оперного и балетного искусства выразилась в постановках лучших опер и балетов русской и мировой классики.

Белорусские композиторы создали много симфоний, сюит, инструментальных концертов, кантат, песен. Лучшие песни белорусских композиторов —«Отчизна моя дорогая» и «Лесная песня» В. Оловникова, «Неман» Н. Соколовского, «Бывайте здоровы» А. Русака, «Вечеринка в колхозе» С.        Полонского, песни Ю. Семеняко и других — приобрели широкую известность и стали подлинно народными.

В музыкальной жизни республики большую роль играют Государственная филармония и такие выдающиеся коллективы, как Государственный симфонический оркестр, Государственная академическая хоровая капелла БССР под руководством народного артиста СССР Г. Р. Ширмы, Государственный народный ансамбль песни и танца БССР под руководством народного артиста БССР Г. И. Цитовича, Государственный оркестр БССР, Государственный ансамбль танца БССР под руководством заслуженного артиста УССР и БССР А. Г. Опанасенко, хор и концертно-эстрадный оркестр Белорусского радио и телевидения, Минский областной ансамбль песни и танца.

С 1932 г. в Белоруссии работает консерватория. В республике имеется 7 музыкальных училищ и более 40 музыкальных школ-семилеток, многие из которых открыты в сельской местности. В педагогических институтах открыты музыкальные факультеты.

Киноискусство в Белоруссии зародилось и начало развиваться при Советской власти.

В 1926 г. вышел первый белорусский художественный фильм «Лесная быль», поставленный режиссером Ю. Таричем по повести Михася Чарота «Свинопас».

Позднее были созданы известные историко-революционные фильмы «Кастусь Калиновский», «Сосны шумят», «Первый взвод», «Балтийцы», «Одиннадцатое июля». Целый ряд произведений белорусского кино был посвящен современности— «До завтра», «Дважды рожденный», «Искатели счастья» и др.

Творческих успехов добилось белорусское кино в послевоенные годы. Образ народного героя-партизана К. Заслонова воплощен в фильме «Константин Заслонов». О Великой Отечественной войне рассказывают также фильмы «Часы остановились в полночь», «Девочка ищет отца» и др. Героическое прошлое народа отражают картины «Красные листья», двухсерийный фильм «Первые испытания», поставленный по мотивам трилогии Я. Коласа «На росстанях». Тема современности отражена в кинофильмах «Наши соседи», «Счастье надо беречь» и в целом ряде других произведений.

Высокого уровня достигла в республике кинофикация. Киноустановки имеются не только во всех городах и районных центрах, но и почти во всех колхозных и совхозных клубах.

Значительны успехи изобразительного искусства Белоруссии. Творчество белорусских художников отличается богатством жанров и разнообразием тем.

Крупнейшим мастером белорусского пейзажа является народный художник БССР и РСФСР В. Бялыницкий-Бируля. Его полотна вошли в золотой фонд советской живописи.

Над созданием образов советских людей много и плодотворно работают живописцы В. Волков, В. Цвирко, С. Зайцев, Н. Суховерхов. Наиболее известны картины: «Минск 3-го июля 1944 года» В. Волкова, изображающая волнующую встречу воинов Советской Армии жителями освобожденного Минска, «Защитники Брестской крепости» Е. Зайцева, «Непокоренные» В. Цвирки.

Обобщенный образ партизанской Белоруссии создал В. Суховерхов в картине «За родную Беларусь».

Много интересных произведений создали белорусские скульпторы, глубоко и правдиво раскрывающие советскую действительность, жизнь и труд рабочих, колхозников, интеллигенции.

Широко известны работы белорусских скульпторов А. Глебова, А. Бембеля, 3. Азгура, С. Селиханова. Оригинальностью и взволнованностью отличается портрет В. И. Ленина работы скульптора А. Бембеля. Скульптурный портрет Рабиндраната Тагора, выполненный 3. Азгуром, был удостоен премии на Международной выставке в Брюсселе. А. Глебов создал образ выдающегося деятеля белорусской культуры XVI в. Георгия Скарины.

Важнейшей чертой современной белорусской архитектуры является комплексное ансамблевое строительство. В Минске создан высокохудожественный архитектурный ансамбль— Ленинский проспект. Он застроен крупными комплексами жилых домов, чередующимися с общественными зданиями и зелеными массивами. Здания решены в торжественном тоне со светлыми фасадами и умелым использованием мотивов классической архитектуры.

Расцвет белорусского искусства способствует общему культурному росту народа, развитию народного творчества.

Большой и сложный путь прошел белорусский народ за свою многовековую историю. Трудящиеся Белоруссии вели долгую и упорную борьбу за социальное и национальное освобождение. Тяжелой была участь рабочих и крестьян в условиях феодализма и капитализма. Только Великая Октябрьская социалистическая революция принесла трудящимся полное освобождение от векового гнета, лишь в условиях Советской власти белорусский народ впервые в своей истории получил самостоятельную государственность. В борьбе за лучшее будущее трудящиеся Белоруссии всегда опирались на поддержку великого русского народа и других братских народов.

Огромные изменения во всех сторонах быта и культуры белорусского народа были вызваны победой Великой Октябрьской социалистической революции, победой социализма и борьбой за построение коммунизма в нашей стране.

Коренные изменения в социально-экономической и политической истории народа оказали сильнейшее влияние на его культуру и быт. От лаптя, сохи, курной хаты — этих спутников и символов вековой отсталости в прошлом — белорусский народ при Советской власти шагнул к высотам культуры и материального благосостояния.

Изменения в производственном быту и в других сторонах жизни непосредственно вызваны грандиозными успехами социалистической промышленности и сельского хозяйства Белоруссии.

Основой производственного быта белорусского народа при социализме и в условиях развернутого строительства коммунистического общества стал свободный радостный труд, труд на себя, труд на общество свободных от эксплуатации людей.

После Великой Октябрьской социалистической революции коренным изменениям подвергся общественный быт. Раскрепощенный народ стал пользоваться всеми благами свободы и демократии. Это привело к невиданной общественной активности рабочих, крестьян, интеллигенции во всех областях жизни. В результате победы социализма и вступления Советской страны в период развернутого строительства коммунистического общества общественные и личные отношения между людьми стали строиться на высшем принципе гуманизма, означающем, что человек человеку друг, товарищ и брат.

Социалистические преобразования привели к изменениям и жилищных условий трудящихся республики. Рабочие, колхозники, служащие живут в хороших, благоустроенных домах, сельские поселения и жилище постепенно приобретают черты, характерные для городских условий. Жители в прошлом лапотной Белоруссии обеспечены добротной рабочей, повседневной и праздничной одеждой. У систематически голодавших в прошлом трудящихся классов при Советской власти коренным образом улучшилось питание.

Серьезным изменениям подвергся сложный по своим особенностям семейный быт белорусских рабочих, крестьян, интеллигенции. Социально- политическое и идейное единство народа, достигнутое в нашей стране, обусловило прочность внутрисемейных отношений, основанных на равенстве и взаимном уважении членов семьи. Входят в быт новые обычаи и обряды, вытесняя вредные пережитки прошлого.

В годы Советской власти сложилась белорусская социалистическая нация, впитавшая в себя прогрессивные традиции прошлого и выработавшая совершенно новые традиции во всех областях производственной, общественно-политической и семейной жизни. В условиях победившего социализма сложился новый тип белоруса — свободного человека с новыми, передовыми взглядами на жизнь. Для белорусов в условиях социализма стали характерными такие черты их общественного и морального облика, как советский патриотизм, интернационализм, советский гуманизм, коллективизм, трудолюбие, гостеприимство, честность, ненависть к любой форме угнетения человека человеком, стремление к миру во всем мире.