Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Развитие народного искусства белорусов в советское время
Этнография - Народы Европейской части СССР

Уровня белорусского народа сопровождается широким развитием массовой художественной самодеятельности, особенно в области музыкально-песенного, танцевального, драматического искусства. В эпоху развернутого строительства коммунизма художественной самодеятельности, народному искусству в сочетании с профессиональным искусством отводится важная роль в «.. .эстетическом воспитании всех трудящихся, формировании в народе высоких художественных вкусов и культурных навыков»х. Неуклонно растет число участников художественной самодеятельности. К концу 1962 г. в городах и селах республики насчитывалось более 20 тыс. коллективов художественной самодеятельности и 2200 агитационно-художественных бригад, которые объединяли свыше 312 тыс. любителей искусства.

Музыкальная одаренность белорусского народа, его любовь к песенному творчеству наиболее полно проявились в широком развитии хоровой культуры, в возникновении множества народных хоров в колхозах, на предприятиях, в учебных заведениях. Хоровое пение является наиболее распространенным и массовым видом самодеятельного искусства в республике. Лучшие из самодеятельных хоровых коллективов принимали участие в первой (1940 г.) и во второй (1955 г.) декадах белорусского искусства и литературы в Москве. Среди этих коллективов был хор колхоза им. Ленина (дер. Озерщина) Гомельской области под руководством колхозницы Т. К. Лопатиной, хор с. Большое Подлесье Брестской области. К старейшим хоровым самодеятельным коллективам принадлежит Юро- вичский колхозный хор Гомельской области (художественный руководитель учитель Б. Катцен), Захольский хор Гродненской области (художественный руководитель композитор-любитель П. Шевко). В последние годы появилось много новых хоровых самодеятельных коллективов, оригинальных по исполнительской манере и репертуару. Среди них выделяется хор Брестского клуба железнодорожников, коллективы Речицкого, Столбцовского, Ошмянского и Лиозненского домов культуры.

Репертуар самодеятельных хоров богатый. Кроме белорусских народных песен, исполняются песни народов СССР и стран народной демократии. Значительное место занимают также произведения профессиональной музыки. Хоровая самодеятельность популяризирует песни советских композиторов, особенно белорусских, способствуя их распространению среди широких масс населения.

Многие хоровые коллективы сами являются создателями современных народных песен. Композиторская самодеятельность, достигшая значительного развития, особенно в послевоенные годы, является качественно новой ступенью в развитии народного музыкального творчества в республике.

При областных домах народного творчества созданы группы самодеятельных композиторов. Активную творческую помощь оказывает им Союз композиторов Белоруссии. В 1961 г. в работе домов народного творчества участвовало 180 самодеятельных композиторов — рабочих, служащих, учителей, колхозников. Некоторые из них удостоены почетного звания заслуженного деятеля искусств БССР. Преобладающим видом творчества самодеятельных композиторов является песня, в основном хоровая. Песни создаются ими на народные тексты, на слова советских поэтов или на собственные. Лучшие произведения самодеятельных композиторов широко популяризируются по радио, публикуются в специальных сборниках. Многие песни белорусских самодеятельных композиторов — «Любы зоры залащстыя» Г. Головастикова, «Прьттальная Маскве» П. Шидловского, «Наш Неман» П. Шевко, «Вясельная» И. Матина, «Хорошо весною бро- дится» П. Косача, «Беларусь Савецкая» А. Шидловского и ряд других — исполняются не только народными хорами, но также и профессиональными коллективами.

Наиболее талантливые участники самодеятельности, получив специальное образование в музыкальных учебных заведениях республики, пополняют ряды композиторов и музыкальных деятелей. Так, из самодеятельности в профессиональную музыку пришли композиторы Ю. Семе- няко, М. Шумилин, Е. Глебов, М. Носко и др.

Повсеместное развитие хоровой самодеятельности, пополнение ее репертуара за счет произведений профессиональных композиторов в значительной мере отразилось на исполнительской манере этих хоров. Повысилась культура исполнения, стали использоваться приемы, свойственные лучшим профессиональным хорам. В первую очередь это сказалось на преимущественном культивировании многоголосного хорового пения.

В последние годы многие самодеятельные хоры переходят к исполнению а капелла. В некоторых хоровых самодеятельных коллективах вводится изучение нотной грамоты. Развитию хоровой самодеятельности способствуют ежегодные массовые праздники песни, ставшие традицией в республике.

Рост вокально-хоровой исполнительской культуры позволил самодеятельным хорам в ряде случаев успешно освоить крупные музыкальнодраматические композиции — «На Купалле» (текст М. Чарота, музыка В.      Терравского), «Ведрыца» (текст М. Лужанина, музыка М. Соколова и К. Поплавского). На Декаде самодеятельного искусства, посвященной 40-летию БССР, Слуцким домом культуры была показана опера С. Гулак- Артемовского «Запорожец за Дунаем». Оперу Н. Лысенко «Наталка- Полтавка» поставил самодеятельный коллектив Лахвинского сельского дома культуры Лунинецкого района.

В художественном быту трудящихся Белоруссии значительную роль играет инструментальная музыка. Из старых инструментов широкой популярностью пользуются цимбалы и скрипки; широко используются инструменты, сравнительно новые для Белоруссии: мандолина, домра, гитара, балалайка. Особое распространение имеют разного типа гармоники, баяны, аккордеоны. Баянист или аккордеонист — важнейшая фигура в самодеятельных музыкальных коллективах. Наряду с сохранением традиционных инструментальных ансамблей в два-пять человек (цимбалы, скрипка, гармонь или баян, бубен) создаются различные музыкальные коллективы, среди которых особенно популярны оркестры народных инструментов. Они встречаются однородного состава и смешанные. Из оркестров однородного состава наиболее известны цимбальные и домровые.

Среди самодеятельных музыкальных коллективов заслуженным успехом пользуются оркестр народных инструментов Минского дворца культуры профсоюзов, цимбально-скрипичный оркестр Витебского областного дома народного творчества, развивающий наиболее ценные традиции белорусского народного инструментализма, цимбальный оркестр Лиознен- ского района и др. В последние годы все большее распространение не только в рабочих коллективах, но и в колхозах приобретают духовые оркестры, без которых не обходится ни одно празднество. Знаменательным событием в музыкальной жизни республики явилось выступление на Декаде самодеятельного искусства в Минске в 1959 г. трех самодеятельных симфонических оркестров: Брестского, Гродненского и оркестра Минского дворца культуры профсоюзов: Симфонические любительские оркестры организованы также в Гомеле, Витебске, Бобруйске. За последние годы в республике, особенно в городах, появились самодеятельные эстрадные коллективы различных составов. Высокого уровня достигла в Советской Белоруссии народная хореография. Свыше 3 тыс. самодеятельных танцевальных коллективов объединяют 24 тыс. любителей этого яркого и жизнерадостного искусства. Старейшим и ведущим танцевальным коллективом республики, известным далеко за ее пределами, является самодеятельный танцевальный коллектив Гомельского дворца культуры железнодорожников им. Ленина. Руководит этим коллективом один из видных деятелей белорусской самодеятельности А. А. Рыбальченко, удостоенный почетного звания народного артиста БССР. Самодеятельные танцевальные кружки исполняют как традиционные белорусские народные танцы и хороводы, так и новые, современные танцы, отображающие жизнь и труд советского народа. В большинстве случаев новые танцы создаются самими участниками самодеятельности. Из старых народных танцев широко бытуют «Лявошха», полька «Янка», «Юрачка», «Крыжачок», «MiKiTa», «Мяцелща», различные местные варианты кадрилей и полек и некоторые др. Но народные мастера хореографии часто творчески обогащают и старые танцы в постановке самодеятельных коллективов.

Характерной особенностью развития белорусского народного танцевального искусства на современном этапе является создание в самодеятельных коллективах новых тематических танцев и хореографических сцен. Примером может служить хореографическая сцена «Брестская крепость», поставленная танцевальным коллективом Борисовского городского дома культуры под руководством В. Гаврилова. Коллектив Сморгонского районного дома культуры создал новый тематический танец «Жыта», прославляющий богатый колхозный урожай. Танцевальный кружок колхоза им. С. М. Кирова Слуцкого района поставил созданный им танец «Слуцкие пояса». Большинство современных сюжетных танцев-сцен показывает картины жизни белорусского народа, новое в труде и отдыхе, во взаимоотношениях советских людей.

С ростом культуры трудящихся города и деревни широко развивается массовая театральная самодеятельность. В республике имеется более 3 гыс. самодеятельных драматических коллективов, среди них — старейший в Белоруссии драматический кружок Оршанского клуба железнодорожников, начавший свою деятельность еще до революции; большинство коллективов создано в колхозах и сельских районных центрах. Отдельные коллективы стали настоящими самодеятельными театрами с устойчивым составом трупп. Они систематически выступают не только на своих клубных сценах, но и перед зрителями соседних районов, предприятий, колхозов. Некоторые самодеятельные коллективы испробовали свои силы даже в оперном искусстве. Многие самодеятельные драматические коллективы Белоруссии приобрели богатый опыт театральных постановок и по своему мастерству поднялись до уровня профессионального искусства. В 1959 г. семи лучшим коллективам было присвоено звание народных театров. Первыми удостоились этого почетного звания самодеятельные драматические коллективы Барановичей, Богушевска, Борисова, Минска, Пинска, Постав, Слонима. Через год число народных театров в Белоруссии удвоилось. В 1963 г. в Белоруссии насчитывалось 26 народных театров. Народные театры являются высшей формой развития художественной самодеятельности. Вместе с государственными профессиональными театрами они несут народу большое искусство. На самодеятельной сцене вырос ряд талантливых исполнителей, пополнивших актерский состав профессиональных театров. Для стимулирования дальнейшего роста мастерства самодеятельных коллективов введены почетные звания «Народный хор», «Народный ансамбль песни и танца», «Народный оркестр», «Народный симфонический оркестр».

Неуклонно развивается народное изобразительное и прикладное искусство. Как и в других отраслях художественной самодеятельности, для народных умельцев созданы студии, организуются курсы народного прикладного искусства, произведения народных мастеров экспонируются на выставках. Дома народного творчества проводят большую работу по выявлению и воспитанию мастеров прикладного искусства.

В 1921 г. в республике было создано Управление кустарной промышленности, в задачи которого входило также развитие художественных про- мыслов по обработке дерева, изготовлению керамических изделий и т. п. Среди различных видов прикладного искусства широкое распространение сохраняли традиционные для Белоруссии ткачество, резьба по дереву, вышивка, гончарное производство и др.

В довоенный период в Советской Белоруссии было создано много предметов, украшенных высокохудожественной орнаментальной резьбой. Особенно выдающимися были успехи белорусских народных мастеров в области инкрустации. Было создано также много произведений тематической объемной скульптуры—«Чапаевская тачанка», «Колхозный урожай», выполненные рабочим из Бобруйска Беловым, скульптура «В разведке» гомельского резчика М. Ивинского и др. Дальнейшее развитие полу- чила художественная резьба в архитектурных украшениях окон, карнизов, фронтона и других частей крестьянского дома.

Новым в народном искусстве в довоенные годы было широкое распространение самодеятельной живописи и рисунка.

После Великой Отечественной войны самодеятельное искусство приобрело новый мощный размах. Выставка 1949 г. в Минске, организован- ная к 30-летию БССР, выявила много замечательного в области народного искусства. На ней экспонировались тематические картины, рассказывающие о героической борьбе советского народа против фашистских захватчиков, о трудовых подвигах рабочих, крестьян и интеллигенции. Из произведений резчиков по дереву выделялись работы: А. И. Шахновича «С донесением», К. К. Казелки «Богатыри нашего времени», Б. М. Хрущова «Бой Н-ской дивизии с конницей Шкуро», В. И. Матюка «На ночлеге», A.  А. Бялика «Зубры» и др. Были представлены изделия из соломы, инкрустация по дереву.

Еще большие успехи мастеров народного творчества продемонстрировала вторая Декада белорусского искусства в Москве (1955 г.). Выявились новые вышивальщицы, ткачихи, резчики по дереву, живописцы и скульпторы.Повысилось мастерство народных умельцев, разнообразнее стала тематика их произведений.

Новые мотивы появились в художественном ткачестве и вышивке. Значительно расширилось изготовление гобеленов. Наиболее высоким по уровню ткацкого мастерства является портрет В. И. Ленина, выполненный ткачихами Гродненского областного дома народного творчества С. В. Лелюкевич и М. И. Рыбачок. Среди вышитых портретов лучшими являются портрет В. И. Ленина, созданный Н. А. Матюшенко, портрет Якуба Коласа, вышитый Е. И. Красичковой. Из тематических произведений интересны гобелен «Ходоки у Ленина» и картина «Застройка Советской улицы в Минске», вышитые М. И. Лавринович.

Мастера-резчики создали в послевоенный период ряд интересных деревянных скульптур, рассказывающих о боевых действиях воинов Советской Армии и белорусских партизан, о строительстве коммунизма в СССР. Широкую известность в Белоруссии получило творчество резчика B.        И. Матюка. Оно отличается стремлением к внутренней, духовной характеристике персонажей. Примечательны в этом отношении его скульптуры «Это было давно», «Три поколения в борьбе за Родиу», «Дударь». Большой вклад в народное искусство внесли резчики К. К. Казелка, C.            П. Бык, Ф. С. Столяров, А. М. Царковский и др.

Талантливыми мастерами инкрустированных портретов являются К. И. Цявловский, Д. П. Сакатинский, Г. Л. Гебелев.

В некоторых районах республики, в частности в Могилевской обл., успешно развивается искусство инкрустации разноцветной соломкой.

Ею оформляются шкатулки, чернильные приборы, рамки для фотографий, вазочки.

Мастерство белорусских народных умельцев используется и в промышленном производстве предметов домашнего обихода. Такие известные даже за пределами Советской страны предприятия, как Минский фарфорово-фаянсовый завод, Витебский коврово-плюшевый комбинат, завод художественного стекла «Неман» и ряд других, постоянно используют лучшие образцы белорусского народного искусства.

Успехи современного белорусского народного искусства — результат многовекового художественного опыта народа, развития его творческих способностей в условиях социалистической действительности. Достижения в этой области являются важным вкладом в общую культуру советского народа и в сокровищницу общечеловеческой культуры. Широкую популярность среди народов СССР и за рубежом приобрели белорусские песни, национальные танцы, произведения народного изобразительного искусства. Тесные взаимосвязи и взаимодействие между искусством различных народов СССР, в результате которых каждое из них обогащается и приобретает новые качества, особенно ярко намечаются сейчас в самодеятельном творчестве. Современное искусство народов СССР, развитие которого связано с расширением эстетического кругозора трудящихся масс, призвано воплотить «... в себе все многообразие и богатство духовной жизни общества, высокую идейность и гуманизм нового мира»1. Эти черты характерны для всего современного белорусского народного искусства.