Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народное искусство белорусов
Этнография - Народы Европейской части СССР

Народное искусство белорусов является важнейшей частью культуры народа, ярким проявлением национальных черт его духовной жизни. Белорусская народная музыка, театр, изобразительное и прикладное искусство, своими истоками восходящие к древнерусской культуре, выработали в течение столетий свою характерную систему образности и типичные приемы, создали свой самобытный и оригинальный стиль.

Музыка и танцы

Жанровым богатством и разнообразием эмоционального содержания отличается белорусская народная музыка. Трудовая общественная практика, исторические события, повседневные бытовые интересы человека и его личные переживания нашли отражение во многих музыкально-поэтических жанрах (древняя трудовая и обрядовая поэзия, песни, связанные с историческими событиями и бытовыми явлениями, песни социального протеста, лирические).

Мелодическое содержание старинных трудовых и обрядовых песен выявляет черты определенной стилистической общности для всей территории республики. Сохранив до недавнего времени некоторые признаки, свойственные более раннему периоду развития музыки, например элементы импровизации, песни эти сравнительно мало подвергались разным музыкальным влияниям. Песни более поздние (лирические, балладные, казацкие и др.), но близкие к старинным по мелодическому развитию, часто несут на себе отпечаток местных стилевых особенностей, индивидуализацию вокальной исполнительской манеры.

Звуковой основой белорусской народной музыки является диатонический звукоряд. В некоторых одноголосных песнях, особенно старинных, наблюдаются случаи значительно большей детализации звуковой шкалы. Лады народной музыки, также как и ритмическая сторона ее, весьма разнообразны как по своим историческим типам, так и по выразительным возможностям. Помимо основных ладов — натурального мажора и минора, очень распространен также лад миксолидийский (разновидность мажора).

Основой музыкальной структуры белорусской народной песни служит двухчастная форма, которая возникла на основе двухстрочной строфы старинной повествовательной поэтической формы. Многоголосие в народной музыке белорусов имеет в основном подголосочный характер. Наиболее часто это многоголосие встречается в лирической песне.

Народный музыкальный инструментарий белорусов включает инструменты, издавна свойственные и другим восточнославянским народам,— гудок, гусли, дудки, рожки, бубны, дуду-волынку и др. Характерными для Белоруссии являются также цимбалы (струнный ударный инструмент), скрипка, басетля (струнный инструмент типа виолончели). С последней четверти XIX в. широкое распространение в быту получили различные гармоники.

Характер инструментальной музыки во многом определяется ее прикладной ролью — сопровождения танца. Танцевальная музыка белорусов в преобладающей своей части является песенно-танцевальной. Сочетание трех видов искусства — хореографического, музыкального и поэтического — в танцах-сценах, имеющих в основном коллективный характер, приближает их к некоторым формам театрального действа.

Наиболее древним видом белорусского хореографического искусства являются танцы, изображающие трудовые процессы. Эти танцы наиболее полно сохранили свою самобытность и национальные черты. Особенность их — четкий, чеканный ритм. К этой группе могут быть отнесены белорусские народные танцы «Таукачыт», «Касар», «Мельшк», «Лянок». Другие белорусские танцы сложились различным путем. Часть их в прошлом была связана с обрядами и хороводными играми, часть сложилась вне связи с обрядами и трудовой деятельностью, а из сочетания наиболее характерных фигур-форм: круг, змейка и др.

Из наиболее известных белорусских национальных танцев, помимо названных, отметим танцы «Лявошха», «Крыжачок», «Юрачка», «Паду- шачка», «Мяцелща», «Круцёлка», «Бычок», «М1ттка», «Зязюля», «Ку- рачка», «Чарот», «Казёл», «Гняваш», «Верабей», разного рода польки — «Трасуха», «Штка», «Янка», «Бульба»; из сравнительно поздних танцев, на которых сказались связи с соседями, с Россией, с Украиной, Польшей— «Кадриль», «Казачок», «Барыня», «Кракавяк», «Каробачка» и др.

Театр

Долгий путь развития прошел белорусский народный театр. Возникновение театрального искусства тесно связано с трудовой практикой человека и в значительной мере берет свое начало в обрядовых действиях и хороводах, которые сопровождали производственную деятельность земледельца. Первое место здесь принадлежит зимнему празднованию «коляд» с представлениями ряженных в «козу», «медведя», «кобылу», «журавля». Весенние обряды и хороводы также изобиловали театральными элементами. Они ярко выступали в обряде призыва весны, в выступлениях волочебников на пасху, исполнявших, как и колядовщики, под окнами приветственные величальные песни, в обрядовых хороводах и играх русальной недели. То же наблюдалось и в летнем календарном цикле, особенно в купальских обрядах и играх, в обычае дожинок.

Богата театральными элементами семейная обрядность белорусов. В значительной мере это относится к обряду крестин и особенно к свадебному ритуалу, напоминающему собой цельное драматизированное действо. В нем множество условностей при исполнении обрядов, разыгрывание отдельными участниками свадьбы заранее подготовленных ролей и, наконец, обязательный свадебный реквизит.

Зачатки профессионального мастерства актера в народном творчестве особенно ярко проявились в искусстве скоморохов—«веселых людей», ватагами бродивших из села в село, по городам и местечкам. Они потешали людей игрой на гуслях и жалейках, пением, представлением различных комических сцен, переодеванием. Скоморохи водили и «ученых» медведей.

В некоторые древние обряды, в частности в колядный обряд с «козой», скоморохи внесли много чисто театральных черт, способствуя преобразованию этого обряда в театрализованное представление. Расцвет искусства скоморохов в Белоруссии относится к XIII—XVII вв.

С конца XVI — начала XVII в. в Белоруссии, как и на Украине, возникает так называемый школьный театр — театральные представления в духовных школах, сохранившиеся до середины XVIII в. Развитие этого вида театра связано в Белоруссии с религиозной борьбой, с наступлением католицизма, с помощью которого польские магнаты пытались ополячить белорусский народ. Одной из характерных особенностей школьной драмы являлись так называемые интермедии на светские темы, которые разыгрывались между актами основной пьесы. Постепенно в эти интермедии проникают черты чисто народного искусства с его крестьянской идеологией, что способствовало значительной демократизации школьной драмы.

Интермедии школьной драмы оказали известное влияние на развитие белорусского народного театра. Театральный опыт народных актеров- белорусов был использован в деятельности первого в Русском государстве театра, созданного при дворе царя Алексея Михайловича в 1672 г.

Характерным явлением в истории белорусского народного театра было распространение театра кукол — батлейт, являвшегося также неотъемлемой частью представлений скоморохов. Батлейка в Белоруссии пережила школьный театр почти на полтора столетия и долгое время оставалась любимым народным развлечением и средством выражения народных дум и чаяний. Представление батлейки состояло из основной части — сцен религиозного и библейского содержания и дополнительной — разыгрывания различных веселых сценок из народной жизни. Соответственно этому пространство кукольной сцены делилось на два яруса. Постепенно религиозно-библейская часть представления батлейки была сведена до минимума и основное место заняли народные бытовые сцены. В ряде случаев они приобрели характер острой сатиры против угнетателей народа.

Помимо кукольного театра, существовал и белорусский народный театр живого актера, т. е. народная драма в собственном смысле. Начав с импровизированных интермедий, белорусские народные театральные представления вылились в форму отдельных сценок и даже в законченные дра мы, среди которых большой популярностью в народе пользовались «Атаман-разбойник», «Лодка» и особенно «Царь Максимилиан», пришедшие из России и подвергшиеся творческой переработке на основе местной народно-театральной традиции. Постановка последней драмы, довольно значительной по объему и рассчитанной на большое число действующих лиц, уже вызывала необходимость организации «труппы», ряда репетиций, костюмов, театрального реквизита. Появились и новые приемы подготовки народных театральных представлений, обогатился опыт народных актеров.

Народная драма явилась высшим этапом развития белорусского народного театра в конце XIX — начале XX в. Успеху ее среди масс во многом способствовали реализм и наличие в ней социальных мотивов, которые особенно подчеркивались в игре артистов из народа. Развитие народного театра подготовило почву для возникновения белорусского профессионального театра и драматургии. Однако только в период революции 1905—1907 гг. была создана первая белорусская труппа под руководством Игната Буйницкого, явившегося зачинателем профессионального белорусского театра.

Изобразительное и прикладное искусство

Многообразное изобразительное и прикладное искусство наиболее ярко проявилось в узорном ткачестве и украшении тканей, в художественной обработке дерева и в керамике. Были распространены также и другие виды художественных изделий: соломенные, из кожи, из речной ракушки, металлические.

Основное место в белорусском народном изобразительном искусстве принадлежит художественному орнаменту, глубоко вошедшему в быт народа. Богатством колорита и форм орнамента особенно отличались изделия ткачества, вышивки и резьба по дереву.

Ткацкое мастерство белорусской крестьянки являлось результатом многовекового опыта и нередко достигало подлинной виртуозности. Особенностью орнаментальных форм белорусских крестьянских тканей было использование преимущественно геометрических фигур — четырехугольника, квадрата, ромба («круга»), полоски и их частей. Иногда эти фигуры переходили в растительные формы. Разнообразие декоративного рисунка, богатство расцветки достигалось применением различных технических приемов (тканье с помощью дощечек, шнурков — матузкоу), умелым использованием простейших элементов орнамента, расположенных в комбинациях ритмическими рядами, и т. п. Отдельные фигуры, графически не связанные в орнаментальный ряд, использовались редко.

Особую роль в украшении тканей играло разнообразное применение цвета. Основа ткани в общем сочетании цветов играла самостоятельную роль. Для композиции узорных тканей характерно сохранение строгой симметрии в размещении орнаментальных форм. Особое старание и художественный вкус вкладывали крестьянки-ткачихи в изготовление тканей, предназначавшихся для андараков — наиболее колоритной части женского выходного костюма — и постилок.

В Белоруссии издавна было развито также ковроткачество, обслуживавшее господствующие классы. Мастерские по выработке ковров и гобеленов имелись во многих помещичьих имениях и в монастырях. В орнаменте белорусских ковров основное место занимали рисунки стилизованных цветов, листьев и веток, чаще объединенные в растительную композицию с центром посредине ковра.

Замечательные образцы белорусского художественного ткачества представляли пояса, издавна являвшиеся необходимой частью белорусского национального костюма — мужского и женского. Кроме того, пояс занимал немаловажное место в обычаях и обрядах белорусов, особенно в свадебном ритуале. Мировую славу в свое время снискали знаменитые слуцкие пояса. Кроме Белоруссии, они часто встречались в Польше и ряде русских губерний (Псковской, Смоленской, Новгородской, Вологодской и др.). Многоцветные шелковые пояса, протканные золотыми и серебряными нитями, являются выдающимися памятниками белорусского прикладного искусства XVIII в.

В домашнем обиходе белорусского крестьянства широкое распространение имело искусство вышивки. При преобладании геометрического орнамента здесь чаще, чем в ткачестве, встречались растительные и зооморфные мотивы. Вышивка гладью (насцыаннем) и крестом применялась для украшения скатертей, рубах и особенно полотенец, являвшихся важным декоративным элементом домашнего быта, а также игравших значительную роль в некоторых крестьянских обрядах.

Наряду с искусством вышивания широко известны были народная мережка, плетение, вязание. К способам украшения тканей принадлежит также распространенная в прошлом в некоторых областях набойка.

Художественная обработка дерева в отличие от украшения тканей, являлась преимущественно мужским занятием. Повсеместно развита была резьба по дереву, в которой были известны три основных способа орнаментации: линейно-нарезной (наиболее древний), ажурный и рельефный. Белорусская художественная резьба ярко представлена в архитектурных украшениях жилища, особенно наличников, фронтонов и щитов. Издавна известна белорусам также деревянная скульптура. В прошлом она была тесно связана с религиозным культом. Однако мастера-скульпторы делали наряду с этим и различные игрушки, художественно обрабатывали бытовые предметы.

Белорусские гончары изготовляли преимущественно простую посуду. Однако и в этой продукции встречается много художественных форм, богато украшенных орнаментом. Широко было развито производство глиняных игрушек, а также изразцов (кафелей), покрытых богатым рельефным узором.

К другим видам белорусского народного изобразительного искусства относятся художественная роспись, обработка кожи, рога, кости, металла и др.

Народная живопись в первую очередь была связана с предметами обихода. Станковая живопись почти не была знакома дореволюционному народному творчеству, за исключением иконописи.

Богатые традиции белорусского народного творчества явились прочной основой, на которой выросло современное национальное прикладное искусство.

Ведущей и определяющей чертой развития народного белорусского искусства в советскую эпоху является его высокий идейно-художественный уровень. Рост материального благосостояния и культурного