Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Устное поэтическое творчество белорусов
Этнография - Народы Европейской части СССР

Одним из самых ценных сокровищ духовной культуры белорусского народа, созданной за многие столетия, является устное поэтическое творчество. В нем отразились думы и чаяния трудящихся, их героическая борьба против социального и национального гнета, многогранная жизнь народа, передовые идеи своего времени. Белорусскому фольклору присуще высокое художественное мастерство. Благодаря глубокому обобщению трудового опыта и явлений общественной жизни> устное поэтическое творчество в течение многих веков было для широких масс источником знаний об окружающем мире и своеобразным кодексом морально-бытовых, этических норм. Вся история белорусской культуры — свидетельство огромной роли фольклора в развитии национальной литературы, театра, других видов искусства. Ярким примером этому может служить творчество классиков белорусской литературы Я. Купалы и Я. Коласа.

Развитие белорусского устного поэтического творчества, своими корнями уходящего в народное искусство Киевской Руси, неразрывно связано с зарождением и развитием белорусской народности, а затем нации. Общность происхождения восточных славян и их экономические, политические и культурные связи обусловили близость белорусского фольклора к творчеству русского и украинского народов. В то же время белорусский фольклор имеет много своеобразных, специфических черт в тематике, образах, в известной мере отличается жанровым составом и, конечно, своим поэтическим языком. Идейная направленность белорусского народного устного поэтического творчества, круг его тем, система образов в значительной мере определялись антикрепостнической борьбой, которая в условиях Белоруссии была неразрывно связана с национально-освободительным движением.

Жанровый состав белорусского фольклора складывался в течение многих столетий. Во второй половине XIX — начале XX в. бытовали и традиционные и новые произведения.

Наиболее древние жанры и виды белорусского фольклора — трудовые песни, заговоры, обрядовая поэзия, волшебные сказки, сказки о животных, загадки, пословицы и поговорки. Часть из них — заговоры, трудовые песни — еще в дореволюционное время начала исчезать из народного* репертуара, другие претерпели значительные изменения. В эпоху феодализма получили развитие социально-бытовая лирика, антикрепостнические сказки, народная драма. К середине XIX в. сформировался жанр частушки.

Чрезвычайно богато песенное творчество белорусского народа. Календарная обрядовая поэзия имеет у белорусов некоторые отличия от обрядовых песен русских и украинцев. Академик Е. Ф. Карский отмечал, что в белорусском фольклоре, как и в украинском, очень широкое распространение получили колядные песни и щедровки, исполнявшиеся в канун Нового года, но нет характерных для русского фольклора песен подблюдных. Слабо сохранились также песни масленичные. Среди календарных песен весенне-летнего цикла обращают на себя внимание волочебные песни (исполнявшиеся в пасхальные дни), которых нет в песенном творчестве русского и украинского народов. Значительно полнее, чем в русском фольклоре, представлены в устном поэтическом творчестве белорусского народа купальские песни. В календарной поэзии белорусов особое место занимают многочисленные и разнообразные жатвенные песни. Часть их непосредственно связана с обрядами зажинок и дожинок, большинство же связано с жатвой тематически и временем исполнения.

Обрядовая поэзия семейного цикла представлена песнями, связанными с обрядами рождения ребенка («радзшныя», «хрэсьбшныя» песни), свадебными («вясельнымЬ>) песнями и похоронными причитаниями (хау- mypubiMi галашэннямх).

Социально-бытовая лирика белорусского фольклора включает в себя любовные и семейные, рекрутские и солдатские, чумацкие, бурлацкие, батрацкие, детские и колыбельные, шуточные и плясовые песни.

Обрядовая поэзия календарного и семейного циклов, а также внеобряд- ные лирические песни ярко раскрывают духовное богатство народа, его трудолюбие, гуманизм, стремление к светлому будущему, ненависть к угнетателям, ко всякому проявлению несправедливости и лжи. В них созданы замечательные картины родной земли, глубоко правдивые образы простых людей, например обаятельный образ простой белорусской женщины, способной и на самопожертвование, и на героический поступок, и на большую любовь.

Многие жатвенные, рекрутские, батрацкие и другие песни отличаются социальной остротой. Работа от зари до зари, нужда, голод — эти картины безвозвратно ушедшего прошлого навсегда запечатлены в народной поэзии. Однако в этих песнях слышны не только стоны замученного и обездоленного крестьянина: народ выразил в них также гневный протест против помещичьего гнета и непоколебимую веру в освобождение:

Шумщь, гудзщь дубровачка,—

Гразою гамоне:

На паншчыну — дарэмшчыну

Папбель гатове...................................... г.

Народные песни являются образцом высокого поэтического мастерства. В них мы находим весьма развитую систему средств художественного отображения действительности. Особенно богата символика, берущая начало в древних пластах русского песнетворчества. Многие символы, присущие белорусской поэзии, характерны также для творчества русского и украинского народов. В качестве примеров можно привести традиционные поэтические символы жениха и невесты: сокол и уточка (лебедь, пере- пелочка), селезень и уточка, голубь и голубка, явор (береза) и калина, месяц и солнце (заря) и т. д. Но и в этой несомненной общности есть некоторое своеобразие: белый лебедь чаще встречается в русском фольклоре, калина — в белорусском и украинском и т. д.

Смысл многих символов раскрывается непосредственно в песнях:

Семь голубей — то сваты твои,

Сизой орел — то жених твой,

Черный шелк — то коса твоя,

Крупен жемчуг — то слеза твоя 1.

Очень метки, глубоки по содержанию и поэтичны развернутые сравнения, характерные для белорусского народного устного поэтического творчества. В одной из многочисленных свадебных песен добрые пожелания невесте переданы в замечательной поэтической форме. Молодой желают, чтобы она была:

. . . Здарова, як 3iMa,

Да вясёла, як вясна,

Да рабоча, як лета,

Да багата, як восень 2.

Широко используются олицетворения. В веснянках, которые исполнялись при «закликании весны», девушки зовут ее:

Одомкнуць зямлщу,

Выпусциць травицу На ранне лето,

На буйное жито 3.

В песенном творчестве заметнее, чем в других жанрах белорусского фольклора, выражены областные особенности, вызванные некоторыми различиями в экономике и быте населения, степенью влияния культур соседних братских народов и другими причинами. Так, например, свадебные, каравайные песни были известны главным образом в районах распространения каравайного обряда, жатвенные песни Полесья некоторыми образами и особенно мелодией отличаются от песен Витебской губ.; в репертуаре южной части Белоруссии сильнее проявилось влияние украинского фольклора, а в восточной — русского и т. д. Следует отметить, однако, что белорусскому фольклору, как и многим явлениям материальной культуры белорусов, в большей мере, чем устному поэтическому творчеству русских и украинцев, присуща однородность.

Большое место в устном поэтическом творчестве белорусов занимали сказки. Жанровое и тематическое разнообразие, идейная глубина и художественное мастерство этих произведений сделали сказки популярнейшим видом народной поэзии. В белорусском фольклоре известны все основные группы сказочного эпоса: сказки о животных, волшебно-фантастические, социально-бытовые и др.

Сказочный эпос белорусского народа имеет много общих черт с рурскими и украинскими сказками, но в то же время отличен от них. Е. Карский, С. Савченко, И. Поливка утверждали, что в белорусском фольклоре полнее, чем в творчестве других восточнославянских народов, представлены сказки о животных; С. Савченко называл их настоящими перлами белорусского сказочного эпоса

Своеобразие белорусскому сказочному эпосу придают специфические образы богатырей (волатау, асЬлкау). Общественное значение этого жанра определяют антикрепостнические и антирелигиозные сказки, в которых звучит резкая критика самодержавно-крепостнического строя и религии. Белорусский народ использовал эти произведения как острое политическое оружие в борьбе с угнетателями.

Высокое художественное мастерство белорусских сказок, яркость образных средств, мастерство диалога и другие качества дали исследователям основание утверждать, что «по живости и красоте рассказа белорусские сказки не имеют себе равных. Даже лучшие сказки Онучкова и Соколовых им в этом отношении уступают, хотя превосходят их в строгости эпической конструкции» 2.

Белорусский национальный героический и исторический эпос не является однородным в жанровом отношении. Героическая история белорусов, их борьба с иноземными захватчиками запечатлены в песнях, сказках, преданиях, легендах, пословицах. В этих произведениях белорусский народ высказал любовь к Родине, стремление к воссоединению с великим русским народом. Примерами могут служить песни о татарском и турецком полоне, предания оСеверной войне и Отечественной войне 1812 г. ш другие произведения.

Среди других жанров белорусского устного поэтического творчества следует выделить народную драму. Если в русской народной драме ведущее место принадлежало театру актера, то у белорусов самое широкое распространение получила батлейка—кукольный театр.

Эпоха капитализма внесла значительные изменения в устное поэтическое творчество белорусского народа. Хотя в этот период существовали все традиционные жанры белорусского фольклора, их место и роль в духовной жизни народа изменились. Как отмечали сами собиратели (Е. Романов, М. Федоровский), бытовые и сатирические сказки получили большое распространение; в то же время заметно ослабел интерес к волшебно-фантастическим произведениям. Аналогичные явления наблюдались и в других жанрах, например в батлейке, в репертуар которой широко вводились сатирические сцены из современной жизни. Критика существовавших порядков и религии приобретала такую остроту, что представители власти нередко запрещали представления и арестовывали батлеечников.

Новым в истории белорусского фольклора эпохи капитализма является зарождение и развитие в нем рабочей и революционной поэзии. В песнях и устных сказах рабочих, в пословицах, поговорках, частушках правдиво рисуются ужасы капиталистической эксплуатации и борьба народных масс за социальное освобождение. Революционная поэзия, распространявшаяся в Белоруссии различными путями, в большинстве своем бытовала на русском языке. Наряду с известными песнями международного рабочего движения — «Марсельезой», «Варшавянкой», «Интернационалом», «Красным знаменем» — значительную известность получили песни на стихи А. Пушкина, Н. Некрасова, М. Горького, Я. Купалы, Я. Кола- са, а также песни на слова русских и белорусских рабочих-революцио- неров.

Рабочая и революционная поэзия отражала рост классовой сознательности трудящихся. Она разоблачала реакционную политику царизма, призывала народные массы к сплочению, к организованной борьбе против буржуазии и помещиков.

Фольклор советской эпохи — качественно новый этап развития белорусского народного устного поэтического творчества. Это фольклор освобожденного народа, впервые за свою историю завоевавшего государственность. Устное поэтическое творчество советского периода отличается действенностью, активным вторжением в жизнь, социально-политической остротой. В нем нашли яркое отражение патриотизм белорусского народа, воинский и трудовой героизм, стремление к дружбе со всеми народами, интернационализм.

В белорусском советском фольклоре созданы новые образы народных героев — героев революции, гражданской и Великой Отечественной войн, героев борьбы и труда. Изменяется жанровый состав устного поэтического творчества. Исчезли заговоры, духовные стихи, отмирает та часть обрядовой поэзии, которая имела ярко выраженное ритуально-религиозное содержание. Ведущее место в устном поэтическом творчестве советской эпохи занимают песни и частушки, устный рассказ, пословицы и поговорки.

Характерной чертой развития устного поэтического творчества наших дней является усиление взаимовлияния фольклора и литературы. Многие литературные произведения, особенно советская массовая песня, прочно входят в народный репертуар. Белорусское народное устное поэтическое творчество впитывает в себя лучшее из того, что создают народы нашей многонациональной Родины. В то же время многие произведения белорусского фольклора пользуются большой популярностью за пределами республики. К ним в первую очередь нужно отнести сказку «Ленинская правда», а также прошедшую процесс фольклоризации и известную в вариантах песню на слова А. Русака «Бывайте здоровы» и некоторые другие произведения.

Этапы развития белорусского советского фольклора неразрывно связаны с историей построения социализма и строительства коммунизма в нашей стране. Белорусский фольклор не только отразил основные вехи нашего движения к коммунизму, но и явился важным средством воспитания масс.

Герои фольклора Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны — вооруженный народ и его прославленные полководцы Чапаев, Буденный, Щорс и др.

Белорусский народ в своем творчестве запечатлел не только, например, борьбу с белопольскими оккупантами, но и разгром Деникина, Юденича, Врангеля — то, что одинаково волновало всех трудящихся многонациональной России.

Эй, таварыш, паспяшай К мору Чорнаму,

Не давай ты аддыхнуць Белапагопнаму х.

С первых лет Советской власти в белорусском фольклоре получила развитие тема Партия — Ленин. С именем Ленина народ связывает историческую победу Великой Октябрьской социалистической революции, а также декреты Советской власти о мире, о земле.

Образ Ленина в белорусском фольклоре — это образ легендарного героя и вместе с тем простого, близкого народу человека. Скупыми штрихами в сказке «Ленинская правда», возникшей в годы довоенных пятилеток, создан образ бессмертного Ленина, чуткого и простого, великого и мудрого, вождя и учителя народа. В этом произведении особенно ярко выражена мысль о том, что ленинская правда — это народная правда, в борьбе за которую сплотились миллионы трудящихся.

Белорусский фольклор восстановительного периода и периода социалистической реконструкции народного хозяйства отразил жестокую классовую борьбу народа против нэпманов, кулаков, духовенства и те огромные успехи, которых достигли трудящиеся во всех областях хозяйственной, политической я культурной жизни.

В устном поэтическом творчестве довоенных пятилеток создан замечательный образ обновленной белорусской земли.

Большой вред развитию белорусского фольклора и фольклористики нанес культ личности Сталина. В эти годы было создано много псевдонародных и антиисторических произведений, наводнявших периодическую печать и фольклорные сборники. Но это не остановило развития устного поэтического творчества белорусского народа.

В годы Великой Отечественной войны значительно расширился в сравнении с предыдущими периодами жанровый состав белорусского фольклора. Фольклор этого времени представлен песнями, боевыми походными маршами, частушками, пословицами, поговорками, загадками, сказками, легендами, устными сказами, анекдотами, юморесками. В ярких патриотических произведениях народ воспел беспримерные подвиги партизан и их прославленных командиров — К. С. Заслонова, В. А. Тихомирова, Т. П. Бумажкова, А. С. Ковпака и др. Народные произведения рассказывают также о той огромной помощи, которую оказывало население временно оккупированных районов партизанам, подчеркивают всенародный характер борьбы с фашистами.

Белорусское устное поэтическое творчество послевоенных лет создавалось и создается в новых исторических условиях. В нем запечатлен небывалый творческий подъем, трудовой героизм современников:

За вайну ён, мне казал!,

Ардэны меу i медал1,

А цяпер каханы мой I у калгасе стау герой г.

Белорусский народ создал также острые сатирические произведения, бичующие лодырей, пьяниц, нерадивых руководителей, критикующие различные недостатки, которые мешают строительству коммунистического общества.

Белорусский народ в своем устном поэтическом творчестве славит беспримерный подвиг советских людей, смело покоряющих космические просторы. Частушки о первых искусственных спутниках Земли, о героях- космонавтах прочно вошли в народный репертуар:

У неба зорачка узнялася I спусцшася i3Hoy.

То злятау у космас смела Ci6ipan маёр Щтоу 2.

Свои успехи в строительстве коммунизма народ связывает с мудрым руководством Коммунистической партии, политика которой находит полное одобрение и горячую поддержку масс. В белорусском фольклоре послевоенных лет отражены также важнейшие события международной жизни и особенно борьба за сохранение и упрочение мира между народами.

Устное поэтическое творчество советской эпохи — одно из ярких свидетельств расцвета духовных сил белорусского народа.