Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Изменения в семейном быту белорусов в советское время
Этнография - Народы Европейской части СССР

В. И. Ленин писал: «Советская власть первая и единственная в мире уничтожила полностью все старые, буржуазные, подлые законы, ставящие женщину в неравноправное положение с мужчиной, дающие привилегии мужчине, например, в области брачного права или в области отношений к детям. Советская власть первая и единственная в мире, как власть трудящихся, отменила все, связанные с собственностью, преимущества, которые сохранились в семейном праве за мужчиной во всех, даже самых демократических, буржуазных республиках»1.

Уже в 20-е годы наблюдалось развитие новых явлений в семейном быту трудящихся республики. В быт постепенно входили социалистические нормы семейного права, начинали складываться новые внутрисемейные отношения, основанные на равноправии и взаимоуважении членов семьи, происходили некоторые изменения в традиционной семейной обрядности, возникали безрелигиозные, советские обряды — октябрины, красная свадьба, красные похороны; семейный быт начал очищаться от влияния религии и церкви.

Победа и укрепление колхозного строя изменили прежде всего социально-экономическую основу крестьянской семьи. Из обособленной хозяйственной единицы, какой она была в дореволюционной деревне, крестьянская семья в области производства стала органической частью единого коллектива — сельскохозяйственной артели. Главным источником существования современной крестьянской семьи служит уже не мелкое единоличное, а крупное коллективное хозяйство. От степени участия всех трудоспособных членов семьи в производстве стало зависеть ее материальное благосостояние. Поэтому забота о росте и процветании общественного хозяйства явилась кровным делом каждой семьи. Работа в колхозе или совхозе и принципы ее оплаты определили новые внутрисемейные отношения, характеризующиеся равноправным положением всех членов семьи. В противовес старой крестьянской семье, основанной на власти старшего, на подчинении ему и экономической зависимости от него всех остальных членов семьи, особенно женщин, возник и развился новый, социалистический тип семьи.

Изменения в семейном быту крестьян отразились на размере и структуре семьи. В условиях колхозного строя исчезли экономические причины, вызывавп^ие существование больших семей. Каждый достигший брачного возраста колхозник или рабочий совхоза имеет возможность создать свою семью и жить самостоятельно. Согласно Уставу сельскохозяйственной артели, отдельной семье отводится в личное пользование небольшой участок земли для застройки и подсобного хозяйства.

Преобладающей формой современной крестьянской семьи осталась малая семья, состоящая, как правило, из родителей и неженатых детей, т. е. из двух поколений. Реже семья состоит из трех поколений, когда с женатым сыном или замужней дочерью живут престарелые родители.

Численный состав современной колхозной семьи различный. Преобладают семьи из трех—пяти человек. Детей в этих семьях обычно двое-трое. В районах, особенно пострадавших в период Отечественной войны, в бывших партизанских краях, как показали исследования последних лет, средняя численность колхозной семьи несколько ниже. В Любанском районе Минской обл., например, в послевоенное десятилетие преобладала семья из трех-четырех человек

В области семейного быта больше всего изменений произошло во внутреннем строе колхозной семьи и в отношениях между ее членами. Хотя главой семьи в большинстве случаев официально остается мужчина — отец, муж, — все остальные взрослые чувствуют себя равноправными ее членами. Мать, жена является полной хозяйкой и распорядительницей в доме, управляет домашним и подсобным хозяйством. Все остальные члены семьи, включая и мужа, помогают ей по мере сил и необходимости. Ни один серьезный домашний вопрос обычно не решается без участия жены- хозяйки, без совета с нею. Наравне с мужчиной женщина стала полноправным гражданином нашей страны. Однако в домашнем быту она еще обременена многими заботами. В дальнейшем будут «...созданы все социально-бытовые условия для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием женщин в общественном труде и общественной деятельности, в занятиях наукой, искусством»1. Равноправна с мужем-хозяином в наше время в семье не только жена-хозяйка, но и все остальные члены семьи, участвующие в общественном труде в колхозе или совхозе,— дочери, сыновья, невестка, зять. Особенно ярко это сказалось на том положении, которое занимает в современной крестьянской семье зять (прымак). Фактически он живет в доме родителей жены временно. Вскоре после женитьбы зять строит дом и становится главой своей отдельной семьи. При женитьбе на вдове приймак, придя в ее дом, часто становится главой семьи и юридическим хозяином приусадебного хозяйства, двора, который записывается на его имя. Следует, однако, отметить, что приймачество в колхозном быту явление преходящее. Оно играло более заметную роль в первые послевоенные годы, когда в колхозах оказалось немалое число вдов, имевших свое хозяйство и дом.

Нетрудоспособные старики пользуются в семье уважением и окружены заботой. То же отношение проявляется к престарелым родителям, когда они остаются одни жить в своем доме. В этом случае дети часто навещают своих родителей, помогают старикам продуктами, работой по двору и т. д.

В современной семье колхозника и рабочего совхоза воспитание детей заметно изменило свой характер. Оно воспринимается не только как ответственная обязанность родителей, но и как важное дело советской общественности. Семье в этом помогают школа, пионерская и комсомольская организации. Нередки семьи, в которых в общественной жизни колхоза или совхоза участвуют все три поколения — от пионеров-школьников до деда.

Свадебная церемония как акт публичного скрепления брака сохранилась до сих пор. Свадьба справляется весьма пышно. В сельской свадьбе в значительной степени уцелели внешние формы традиционного обряда. Почти полностью сохранились самые веселые моменты свадебной церемонии (свадебный поезд, выкуп молодой и пр.). Обряды же, связанные с древними суевериями, магическим мировоззрением и церковным культом, особенно обряды и обычаи, унижающие достоинство женщины, повсеместно исчезли. Вступающие в брак в большинстве случаев уже не венчаются в церкви. Венчание встречается чаще в западных районах республики, где влияние церкви в силу исторических условий прошлого ощущается сильнее. В целом по Белоруссии религиозный обряд венчания можно считать исчезающим из семейного быта жителей деревни. Брак регистрируется в сельсовете, и после этого справляется свадьба.

Общественное производство, рост культуры села ликвидировали разобщенность крестьянской молодежи, обусловленную индивидуальным хозяйством и хуторским расселением. Женихи выбирают себе невест преимущественно в своей или в соседней деревне.Чрезмерно ранние браки почти не встречаются. Женщины выходят замуж в 20—21 год, мужчины женятся обычно после возвращения со службы в армии, в 23—25 лет. Изменения в общественной и производственной жизни, в материальном быту современной деревни заметно повлияли на брачные отношения крестьян. Свобода и самостоятельность молодежи в выборе спутника жизни — основная новая черта, характеризующая современные брачные отношения в деревне. Главное, что определяет сейчас заключение брака,— это личное чувство, взаимная симпатия.

Приданое (пас'аг) уже не является теперь обязательным условием выхода девушки замуж. Оно утратило свое экономичное значение и сохраняется лишь в силу традиции. По обычаю невеста привозит свое приданое, состоящее в основном из одежды и постельных принадлежностей.

Уже почти исчезли такие подготовительные этапы белорусской свадебной церемонии, как сватовство (сватанне, сугляды, агледзты, змбвты)г запоины, обручение. Роль свата, по традиции остающегося участником свадьбы, резко изменилась. Он превратился в своего рода руководителя свадебного пира. Если говорить о предварительных этапах свадьбы, то следует отметить, пожалуй, только вечер, который невеста устраивает накануне, обычно в субботу, для своих подружек. Он аналогичен русскому девичнику и в ряде мест называется «суббрнай суббтачкай». Этот, один из наиболее драматических моментов свадьбы в прошлом, когда невесте расплетали косу — символ девичества и она причитала, прощаясь с подружками, в современной сельской свадьбе превратился в обычную веселую вечеринку с музыкой, танцами и угощением.

Полностью сохранились также и такие традиционные моменты белорусской крестьянской свадьбы, как дружины у невесты и у жениха, состоящие из близких им подруг и товарищей, и первоначальный раздельный прием гостей в доме жениха и в доме невесты. Везде сохраняется почти вся традиционная номенклатура свадебных «чинов», поездка жениха со своей дружиной за невестой. Некоторые давние свадебные обряды и обычаи сохранились до сих пор как веселые развлечения, утратив свой первоначальный смысл. Например, как пережиток древнего умыкания невесты существовал обычай запирать ворота перед женихом, приехавшим за невестой, требуя от него выкуп. Этот обычай сохранился кое-где и по сей день в сельской свадьбе как один из наиболее веселых ее моментов.

Из заключительных моментов традиционного свадебного ритуала в разных местах Белоруссии сохраняется еще торжественная перевозка приданого с участием прыдапак, а также так называемый перазоу или пяр’эзвы — обычай, согласно которому родители невесты и близкие родственники навещают молодоженов через неделю после их свадьбы, когда вновь ставится на стол обильное угощение.

На колхозных свадьбах наряду со старыми свадебными песнями все чаще звучат современные, советские песни. Современной свадебной песней стала популярная песня И. Любана на слова А. Русака «Бывайте здоровы», которая почти всегда теперь звучит за свадебным столом.

Народ ищет новые формы свадебной обрядности, более соответствующие современному быту и взглядам советской молодежи. Поэтому возникшая в городе комсомольско-молодежная свадьба с интересом встречена также в деревне, в среде колхозной и совхозной молодежи. Комсомольская свадьба из сферы семейного быта выросла в событие более широкого общественного плана.

В семейный быт колхозников прочно вошли новые, советские и международные праздники — дни Октябрьской революции, советской Конституции, 1 Мая, 8 марта и др. Обычаем стали неизвестные ранее в деревне празднования Нового года, дней рождения.

В целом большинство свадебных, родинных и других обычаев и обрядов, относящихся к национальной традиции, подверглось значительным изменениям. Сохранилась традиционная номенклатура «чинов» родинной обрядности — бабка, кум, кума, — хотя функции их заметно изменились и стали более ограниченными. Бабка теперь оказывает помощь только после родов, купает ребенка после возвращения роженицй из роддома и обучает молодую мать обращению с ребенком. В качестве бабки по традиции принято приглашать старую опытную женщину, которая сама «ужо дзяцёй не водзщь». Как только привозят роженицу с ребенком из роддома, к ней с поздравлениями, часто с цветами приходят близкие родственницы, соседки и бабка «у адвёдзшы». На стол подается угощение с вином. Рождение девочки уже не воспринимается в крестьянской семье с огорчением, как это было в недавнем прошлом. Имя ребенку теперь дают сами родители, а не священник, как прежде. Рождение ребенка в крестьянской семье отмечается богатым пиршеством, которое независимо от того, крестили ребенка или нет, иногда еще называется по-старому крестинами (хрэсьбшы, радзшы). На крестины приглашают много гостей. Собираются все родные и близкие, однобригадники, соседи. Нередко приезжают гости из соседних колхозов. Женщины обычно приносят с собой подарки, чаще различное пёчыва, колбасы домашнего изготовления, сыр. На самое почетное место усаживают бабку, рядом с ней кума с кумою и других наиболее уважаемых гостей. Центральным моментом родин остался традиционный обычай раздачи бабтай кашы, почти не изменившийся с дореволюционных времен. В последние годы, однако, часто вместо каши бабка стала приносить на родины торт, за которым сохраняется название «бабша каша». После раздачи каши родители новорожденного передают бабке, куму и куме свои подарки, предписанные давним этикетом.

Пережитки прошлого в семейном быту крестьянства постепенно отмирают, уступая место новому, передовому. Это новое приходит и завоевывает себе место не стихийно, не само по себе, а в процессе упорной борьбы со старым, отживающим.

В новых условиях советской действительности изменила свой облик и семья белорусского рабочего. Основой внутрисемейных отношений в рабочей семье ныне является равноправное положение всех ее членов. Семья рабочего строится на взаимной любви и уважении. Главой рабочей семьи по-прежнему чаще всего является мужчина. Однако он не имеет никаких юридических преимуществ перед другими членами семейного коллектива. В среде современного рабочего класса Белорусской ССР намечается тенденция к стиранию понятия «глава семьи». Ведением домашнего хозяйства чаще всего занимаются женщины. Они же обычно ведают и семейной кассой.

В настоящее время белорусская рабочая семья объединяет главным образом родителей и детей. Чаще всего она состоит из одной брачной пары с детьми, т. е. из двух поколений. Совместное проживание с родителями женатого сына или замужней дочери встречается реже, еще реже встречаются семьи с женатыми братьями или замужними сестрами. Присутствие в рабочих семьях родственников наблюдается только в отдельных случаях.

Каждый труженик имеет самостоятельные средства к жизни. Большинство белорусских рабочих семей состоит из трех-пяти человек. По современным данным загсов, парни из рабочей среды женятся в основном в возрасте 24—27 лет, а девушки выходят замуж обычно в 20—25 лет.

Свадьба у рабочих бывает в различной форме. В одних случаях она сохраняет значительное количество элементов традиционной белорусской свадебной обрядности, в других — справляется в виде вечеринки. Свадебное пиршество обычно происходит в воскресенье или в дни советских праздников. Приглашают много гостей, не только родственников, но и товарищей по работе. На свадьбе иногда происходит раздел «каравая», часто заменяемого специально заказанным тортом с приветственной надписью. В последние годы распространение получила комсомольско-молодежная свадьба, которую чаще справляют в клубе. В ряде городов Белоруссии сейчас открыты дворцы бракосочетаний, где производится торжественная регистрация брака.

В семейном быту рабочих большим торжеством отмечается «серебряная» и «золотая» свадьба.

Появление ребенка в рабочей семье также отмечается торжеством. Рабочие говорят: «У каго дзещ — у таго i шчасце». Широко распространено празднование, сохранившее свое старое название «хрэсьбшы». Крещение детей в рабочих семьях встречается уже довольно редко, но обычай выбирать и приглашать кума и куму часто сохраняется. Помимо новых советских праздников в рабочей семье торжественно отмечаются также дни рождения членов семьи и новоселье.

Воспитанию детей в рабочих семьях Белоруссии, как правило, уделяется большое внимание. На примере родителей дети учатся любить свою Родину, труд, трудящегося человека.

Если женщина работает, то она обычно в несколько меньшей степени участвует в проведении общественных мероприятий. Она, как правило, больше мужчины обременена заботами о доме и о воспитании детей.

За годы Советской власти коренным образом изменился культурный облик рабочей семьи. Резко поднялся уровень образованности. Неграмотные и малограмотные люди встречаются в рабочей среде довольно редко. Большинство членов рабочих семей имеют неполное среднее и среднее образование. Многие учатся в вузах и техникумах. Газеты, журналы, радио, телевизор стали насущной потребностью рабочей семьи. Пословица говорит: «Хто газету чытае, той усё знае». Почти в каждой семье имеется домашняя библиотека. «Хорошая книга, — сказал ударник коммунистического труда, слесарь Минского станкостроительного завода им. С. М. Кирова М. Т. Ляхнович, — помогает мне жить и работать. Вы спросите как? Вот я — слесарь-инструментальщик. Каждый день новые детали делаю по чертежам инженеров и по своим. Это по-настоящему творческая работа. А хорошая книга будит фантазию, окрыляет, заражает энергией. Вот и получается, что без книги я не мог бы хорошо работать. А читаю я очень много. Перечитал всю заводскую библиотеку. Завел свою домашнюю. Даже не могу представить, как бы я мог прожить без книг своего любимого писателя Тургенева, без книг Толстого, Шолохова, Островского? Бедной и скучной была бы такая жизнь»1. Книги для чтения рабочие берут также в библиотеках.

Кроме чтения газет и журналов, слушания радио и просмотра телепередач, большое место в досуге рабочих занимает игра в шашки, шахматы, домино. Женщины любят вышивать. Мужчины нередко занимаются охотой, рыбной ловлей. Среди рабочих Белоруссии много любителей сбора грибов. Значительное число рабочих занимается спортом. Единицами насчитываются рабочие и члены их семей, которые не посещают кинотеатры, концерты, клубы, театры.

В нашей стране созданы все условия для культурного отдыха рабочего, обеспечен высокий уровень жизни.

Закон о переводе всех рабочих и служащих на семи-и шестичасовой рабочий день дал возможность рабочим еще больше уделять внимания семье, лучше организовать свой отдых, повышать свою производственную квалификацию.

Черты нового, характерные для коммунистического общества, глубоко проникают не только в производственную и общественную жизнь белорусских рабочих, но и в их семейный быт. Встречается много семей, состоящих из рабочих и интеллигенции. Нередко рабочими фабрик и заводов являются выходцы из среды интеллигенции. Это новая черта, свойственная социалистическому обществу.

Социализм, принесший освобождение от всех видов эксплуатации, создал максимум условий для подлинного счастья рабочей и крестьянской семьи. Советский строй сформировал новый тип труженика, которого не знала история. Советский рабочий и крестьянин — это сознательный, образованный творец-созидатель, строитель нового, коммунистического общества.