Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Коренные изменения в общественной жизни белорусов в советский период
Этнография - Народы Европейской части СССР

Бурные дни Великого Октября всколыхнули широчайшие массы трудового народа. Установление Советской власти в Белоруссии дало возможность рабочему классу и трудящемуся крестьянству приступить к преобразованию своей жизни.

Социалистические производственные отношения с первых лет Советской власти определили характер общественной жизни рабочих, в которой прежде всего отражалось сочетание общественных и личных интересов, сознательная деятельность, направленная на укрепление и расцвет социалистической Родины.

Разумеется, новые формы общественной жизни постепенно входили в быт белорусского советского города и деревни. Как и для всех советских республик, для Белоруссии 20-х — начала 30-х годов были характерны настойчивые поиски новых форм общественного участия в решении экономических и политических задач, вставших перед молодым Советским государством, новых форм общественных праздников, коллективного проведения досуга, участия общественности в воспитании детей, в охране общественного порядка, в борьбе с религией и другими пережитками прошлого в быту и сознании людей.

Борьба за проведение в жизнь декрета Советской власти о земле, всенародная защита завоеваний революции в годы гражданской войны и иностранной интервенции, самоотверженная работа большевистской партии и комсомола, деятельность ревкомов, комитетов бедноты, крестьянок-деле- гаток и вся советская действительность пробудили к активной общественной жизни миллионные массы крестьянства. После победы колхозного строя в деревне на смену старым частнособственническим отношениям пришли новые, коллективистские, социалистические отношения. Они обусловили и иной в своей основе общественный быт белорусского крестьянства, пронизанный интересами коллективного хозяйства, всей многогранной жизни социалистического государства.

В общественной жизни колхозной и совхозной деревни, так же как и в общественном производстве, ведущая, авангардная роль принадлежит сельским коммунистам. В своей деятельности они опираются на широкие массы тружеников, привлекают их к активному участию в общественной жизни и направляют совместно с комсомольскими организациями политико-воспитательную работу.

Общественный быт современной деревни характеризуется возросшей политической активностью сельских тружеников, их участием в собраниях, производственных совещаниях, в проведении дня бригады, расширенных заседаний правления колхоза, в развитии критики и самокритики, в росте стенной печати. Одной из важных форм коммунистического воспитания тружеников деревни являются открытые партийные собрания. Общее собрание колхозников является выражением колхозной демократии, которая заключается в широком привлечении тружеников деревни к руководству делами артели. Участие членов артелей и рабочих совхозов в решении важнейших производственных вопросов развивает их самодеятельность и инициативу, активизирует общественную жизнь деревни.

Возросшая общественно-политическая активность трудящихся Белоруссии ярко проявляется в их деятельном участии во всех политических мероприятиях, проводимых в стране. Рабочие, колхозники, представители трудовой интеллигенции, избранные депутатами Верховных Советов СССР и БССР и местных Советов, участвуют в руководстве государством. Народные депутаты проводят большую общественную работу у себя на предприятиях, в колхозах и совхозах, содействуют успешному выполнению производственных планов, заботятся о насущных нуждах трудящихся.

К важнейшим изменениям общественного быта города и деревни принадлежит возросшая роль женщины во всех отраслях производства, в общественной и семейной жизни. Женщина стала активным строителем новой жизни, борцом за неуклонный подъем промышленности и сельского хозяйства, общественным и государственным деятелем. Среди 80 783 депутатов местных Советов республики, избранных 3 марта 1963 г., 33 818 женщин (41,9%), в том числе много колхозниц. Среди 421 депутата Верховного Совета БССР 151 женщина (35,9%). В числе депутатов Верховного Совета СССР 15 белорусских женщин. Для работы среди женщин во многих колхозах и совхозах созданы женсоветы, деятельность которых становится все более разносторонней, включая политико-воспитательную работу и вопросы быта.

Другая новая и характерная особенность общественной жизни заключается в активном участии в ней молодежи, чего, в частности, не знала старая деревня. Работая на стройках, на промышленных предприятиях, участвуя в борьбе за подъем сельского хозяйства, юноши и девушки республики выступают сознательными строителями коммунизма. Руководителем молодежи и ее вожаком являются комсомольские организации, в деятельности которых проявляется общественная активность молодых рабочих колхозников, учащихся. В городе и в деревне комсомол представляет большую общественную и культурную силу.

Важную роль в общественном быте рабочих играют профсоюзы.

Накануне XXI съезда КПСС возникло движение за коммунистическое отношение к труду, соревнование за звание бригад и ударников коммунистического труда. В этом движении живое участие принимают рабочие и труженики сельского хозяйства Белоруссии, особенно молодежь. В приветствии ЦК КПСС участникам Всесоюзного совещания передовиков соревнования бригад и ударников коммунистического труда говорится: «Связывая воедино труд, учение и быт, это соревнование оказывает активное влияние на все стороны жизни и деятельности человека»

Свободное от работы время белорусские юноши и девушки проводят весело и культурно. Центром всех массовых мероприятий в городе стал рабочий клуб или дворец культуры, в деревне — колхозный или совхозный клуб. Клуб является любимым местом отдыха городских и сельских тружеников. Здесь пропагандируются передовые методы труда, опыт новаторов производства, проводятся праздничные вечера, чествование героев труда.

Для отдыха трудящихся в Советской Белоруссии созданы все условия. Зимой, например, к услугам минчан — «лыжный» поезд, курсирующий от ст. Минск до ст. Беларусь в выходные и праздничные дни; в специально оборудованных вагонах поезда любители лыжных прогулок имеют возможность выехать за город для отдыха. До вечера поезд ожидает лыжников на конечной станции. В поезде имеются раздевалки, вагон-ресторан, медицинский пункт с дежурным врачом.

Большую массово-политическую работу проводят сельские клубы. Так, в клубе колхоза «Победа» Бобруйского района три-четыре раза в неделю демонстрируются кинофильмы, проводятся занятия кружков художественной самодеятельности. Молодежь колхоза посещает сельскую библиотеку, имеющую 8500 книг. Юношей и девушек колхоза вечером можно увидеть в читальном зале, куда поступает около двадцати газет и журналов.

Иной характер приобрели и традиционные «вечарынш», которые теперь часто проводятся в клубах. Перед танцами в сельских клубах читаются лекции, проводятся литературные вечера, викторины, демонстрируются кинофильмы. В колхозах и совхозах организована художественная самодеятельность, проходят смотры ее достижений.

Художественная самодеятельность широко развита и в рабочей среде. Самодеятельные театральные коллективы предприятий ставят произведения классической и советской драматургии. Минские автомобилестроители в последние годы поставили на своей сцене «Поют жаворонки» К. Крапивы, «Егор Булычов и другие» М. Горького, «Разлом» Б. Лавренева, «Поздняя любовь» А. Островского и другие пьесы.

На ряде фабрик и заводов существуют литературные объединения рабочих. Литературные группы уже много лет работают, например, на крупнейших предприятиях республики — тракторном и автомобильном заводах. Автозаводцы издали уже четыре литературных сборника («Гудок зовет», «Заводские зарницы», «Октябрем рожденные», «Сквозь годы»), в которые вошли лучшие произведения рабочих поэтов и прозаиков. Многотиражная газета тракторного завода регулярно выпускает литературные страницы, проводит литературные конкурсы. Работу с молодыми рабочими- литераторами проводят сотрудники газет «Чырвоная змена» и «Знамя юности». Начинающие авторы получают здесь квалифицированную помощь опытных мастеров слова, известных белорусских поэтов и прозаиков. Такая же работа ведется при редакциях всех областных и большинства районных газет.

Ярким проявлением общественной жизни трудящихся Белоруссии является стенная печать. В цехах, на участках, в бригадах издаются боевые листки, «молнии», бюллетени, сатирические листки и т. п. На ряде крупных предприятий республики издаются многотиражные газеты.

Труженики промышленности Белорусской ССР активно участвуют в работе научно-технических обществ, в группах рационализаторов и изобретателей. В период развернутого строительства коммунизма коренным образом меняется облик рабочего класса нашей страны. По уровню политической сознательности и культуры, по технической подготовке рабочий класс нашей страны — передовой класс советского общества.

В условиях социалистического строя устойчивую форму приобрели новые праздники, связанные с выдающимися датами истории советского народа. Особенно торжественно отмечаются годовщина Октябрьской революции — 7 и 8 ноября, 1 Мая, а также Международный женский день 8 марта, дни Конституции и Советской Армии, день рождения В. И. Ленина. Как всенародные празднества прочно вошли в быт дни выборов в Верховные Советы СССР и БССР и в местные Советы. К этим праздникам труженики городов и сел готовятся с большим воодушевлением. Праздничный вид приобретают улицы, клубы, избирательные участки, правления колхозов, конторы совхозов, школы, украшенные плакатами, лозунгами, красными флагами, зеленью. Праздники отмечаются торжественными собраниями в клубах, концертами художественной самодеятельности, молодежными вечерами, танцами, бригадными товарищескими ужинами.

Как общенародный советский праздник стали отмечать Новый год. В сельский быт вошел обычай новогодних елок для детей, неизвестный старой белорусской деревне.

Белоруссия — край партизанской славы. Народ свято чтит память своих героев. В честь их сразу же после окончания Великой Отечественной войны по всей Белоруссии стали проводиться народные торжества, называемые Днем партизана. Ежегодно в местах партизанских боев и стоянок собираются бывшие партизаны и фронтовики — участники Великой Отечественной войны. Сюда приезжают и труженики города и деревни, те, кто своим упорным трудом продолжает героические дела борцов за честь и независимость нашей Родины. Собирается много жителей из окрестных деревень. Такие празднества приобретают массовый характер, на них собирается обычно по нескольку тысяч человек; выступают бывшие партизаны, ныне герои трудового фронта. Затем участники художественной самодеятельности дают концерт, после чего следует «партизанский ужин». Вот как, например, 5 июля 1959 г. проводился День партизана в дер. Лисна — месте встречи белорусских, русских и латышских партизан, действовавших на территории бывших Освейского и Россонского районов Витебской обл., Себежского района Псковской обл. и других районов. В 11 часов утра на берегу Лисянского оз., на высоком кургане, в торжественной обстановке состоялось открытие памятника партизанам, погибшим в борьбе с врагом. Пионеры возложили на памятник венки. Первым взял слово бывший начальник штаба отряда им. Симацкого тов. Жвирбля. Он рассказал о боевой дружбе советских партизан. Выступил также бывший командир латышского партизанского отряда тов. Пизенс. Рядовые партизаны, командиры отрядов и бригад рассказали о подвигах своих боевых друзей. С большим вниманием была выслушана взволнованная яркая речь бывшего командира крупного соединения народных мстителей Витебской обл. Героя Советского Союза В. Е. Лобанка. Пионеры Лиснянской школы передали бывшему командиру латышской партизанской бригады Герою Советского Союза В. П. Самсону пишущую машинку, найденную ими в старой партизанской землянке.

После митинга состоялся большой концерт художественной самодеятельности. Массовое гулянье продолжалось до поздней ночи.

Так же прошел День партизана в дер. Прошки, расположенной на стыке Российской Федерации, Белоруссии и Латвии. Там похоронены герои, отдавшие свою жизнь за счастье людей. На эту встречу съехались бывшие партизаны из Москвы, Минска, Риги, Ленинграда, Витебска„ Полоцка. Они вспоминали боевых друзей, рассказывали об успехах в мирном труде, говорили о необходимости борьбы против войны и ее ужасов. Затем на том месте, где сходятся границы трех братских республик, был насыпан Курган дружбы. Бывшие партизаны договорились ежегодно приезжать сюда почтить память своих боевых товарищей.

Одно из новых явлений в быту трудящихся Белоруссии — Праздник песни. Впервые его организовали в 1947 г. и с тех пор стали ежегодно проводить во всех областях и районах Белоруссии. Праздник песни — массовое народное гулянье. Программа первых праздников песни состояла в основном из хоровых и музыкальных номеров, позднее в нее были введены танцы. Из Праздника песни вырос Праздник песни и труда, проводимый в настоящее время как торжественный смотр трудовых и творческих достижений. Праздник стал массовым, к нему заранее готовятся жители городов и сел.Первые праздники песни проходили обычно на стадионах, в последние же годы на более просторных местах — на берегу озера, реки, живописной поляне. В 1961 г. трудящиеся Минской обл. проводили свой Праздник песни на берегу оз. Нарочь. Там демонстрировали свое мастерство профессиональные и самодеятельные художественные коллективы, спортивные общества. Праздник начался исполнением сводным хором Гимна Советского Союза. Затем последовали хоровые и индивидуальные выступления. Большое внимание привлекли спортивные соревнования. Когда наступил вечер, зажегся огромный фигурный фейерверк. Эстрада на воде заполнилась танцующими. Вокруг эстрады проходил карнавал лодок, на темной поверхности озера зажглись костры. Все это сопровождалось веселыми песнями, не умолкавшими до поздней ночи.

Новые празднества трудовой славы — Праздник труда, Праздник весны, Праздник молодого хлебороба, Праздник песни, труда и славы, вечера трудовой славы — становятся традиционными.

Развиваются новые обычаи и обряды, новые социалистические традиции. Одной из них давно стало чествование передовиков. На минском кожевенном заводе «Большевик» оно проводится в торжественной обетановке на общезаводском вечере. Ударникам, помимо премии, вручают специальный переходящий флажок «За коммунистический труд», который укрепляется у станка. Фамилии премированных ударников вывешиваются на красных полотнищах в цехах, печатаются в памятках ударника.

К новому, что характеризует общественный быт современной деревни, принадлежат также общеколхозные и общесовхозные празднества, которые постепенно вытесняют старые религиозные праздники. Традиционные «дажынш» в колхозной деревне приобрели новое содержание.

Интересной чертой современного общественного быта, новым обычаем стали торжественные коллективные проводы юношей в Советскую Армию. Они устраиваются либо в семье призывника, либо в клубе, либо у военкомата и выливаются в массовое празднество. Проводить призывников собираются родные, близкие, товарищи'и друзья. Радостной и бодрой идет советская молодежь в армию, готовая с честью выполнить свой священный долг перед социалистической Родиной.

Тепло и торжественно провожают также старых производственников на пенсию. На вечере им преподносят подарки и постоянные пропуска на свои предприятия.

Одним из новых явлений общественного быта как города, так и деревни является участие трудящихся, особенно комсомольцев и молодежи, в охране общественного порядка. Деятельность добровольных народных дружин и товарищеских судов, созданных на заводах, фабриках и в совхозах, способствует соблюдению советской законности и правил социалистического общежития. На Минском тракторном заводе, например, народная дружина в 1963 г. состояла из нескольких сот человек, отобранных на цеховых собраниях из лучших молодых рабочих.

Великая Октябрьская социалистическая революция положила конец господству религиозной идеологии в нашей стране. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, изданный 23 января (5 февраля) 1918 г., явился основным законодательным актом Советского государства о религии и церкви. Принятая конституция предоставила народу свободу совести и тем самым создала новые предпосылки для массового отхода трудящихся от религии. В результате социалистических преобразований в экономике, культурной революции и широкой научно-атеистической пропаганды основная масса населения Советской Белоруссии порвала с религией. Рост атеизма происходил с особой силой с начала 30-х годов. Церкви и другие культовые помещения по просьбе трудящихся переоборудовались в культурно-просветительные учреждения.

Иное положение сложилось в западной части Белоруссии, которая долгие годы находилась под тяжелым гнетом панской Польши. Начавшаяся здесь после воссоединения работа по борьбе с религиозной идеологией была прервана фашистской оккупацией. В годы Великой Отечественной войны на территории Белоруссии, временно оккупированной врагом, искусственно возрождались церкви и молельные дома. Неисчислимые страдания народа и усиленная религиозная пропаганда привели к некоторому увеличению числа верующих, особенно сектантов. После освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков была развернута борьба с религиозной идеологией. Активная научно-атеистическая пропаганда и культурно-массовая работа проводились и в настоящее время проводятся особенно в западных районах Белоруссии, где в ряде мест католическое духовенство и сектантские организации пытаются удержаться на прежних позициях. В результате социалистических преобразований в экономике и культуре все большие массы трудящихся и в западных районах Белоруссии отходят от религии. О своем прошлом, опутанном паутиной религиозных предрассудков, они вспоминают теперь, как о кошмарном сне, как о напрасно потерянном времени. Бывший сектант-баптист В. Володько (Молодечненский район) говорит: «Я прожил напрасно 20 лет. Сколько интересных книг прочел бы я за это время, сколько радости в жизни узнал бы, сколько добрых дел для своего Отечества и народа сделал бы я»г.

Главная сила, под воздействием которой происходит быстрый рост атеизма трудящихся Советской Белоруссии,— это социалистическая действительность, ежедневная практика коммунистического строительства, организаторская и политико-массовая работа Коммунистической партии.

Утверждению новой, коммунистической идеологии и отмиранию религии способствовали вошедшие в быт народа советские праздники, новые обряды (комсомольские свадьбы, октябрины), новые социалистические традиции и обычай встречать важные даты и события в жизни своей страны производственными успехами.

За годы Советской власти под воздействием новых условий многие традиционные народные праздники и обряды все больше и больше лишались религиозного содержания. В большинстве случаев празднование, связанное с рождением ребенка, уже обходится без церковного обряда крещения, свадьба — без церковного венчания, похороны — без священника и т. д. Религиозные праздники и обряды рождества, пасхи, троицы, а также вера в «святые» источники постепенно отмирают.

Белорусский народ, строящий коммунистическое общество, прочно становится на почву атеизма, окончательно порывая с религиозными предрассудками.

Победы советских ученых в области покорения космоса еще более решительно ломают старые религиозные представления о мироздании. В БССР — республике победившего социализма, как и во всей стране, вступившей в период развернутого строительства коммунизма, господствует новая, коммунистическая идеология.