Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Белорусы: общие сведения
Этнография - Народы Европейской части СССР

Белорусы (беларусы) — социалистическая нация, составляющая коренное и преобладающее население Белорусской Советской Социалистической Республики. БССР расположена на западе европейской части СССР. Территория БССР охватывает бассейны верхнего Днепра, Сожа, Западной Двины, Немана, Припяти и частично Западного Буга. Современные границы БССР охватывают всю территорию с преобладающим белорусским населением и в основном совпадают с границами территории расселения белорусов.

В этническом и языковом отношении белорусы вместе с русскими и украинцами образуют восточнославянскую группу славянских народовг связанную единством происхождения, общностью своих исторических судеб, близостью языка и культуры.

По своему хозяйственному укладу и культурно-бытовым особенностям белорусы однородны в силу компактности заселения занимаемой ими территории. Ярко очерченных этнографических групп, отличающихся местными особенностями и образовавшихся в связи с историей расселения или с другими обстоятельствами исторического развития, у белорусов не наблюдается. Из общей, относительно однородной массы белорусов несколько выделяется часть белорусов-полещуков, населяющая Пинское Полесье и юго-западные районы Брестской обл.,—так называемые пинчуки и бре- шуки. Всех полещуков объединяет с остальной массой белорусов языковая и культурная общность (в основном общий тип жилища, одежды, одинаковая обрядность и т.д.). Географические условия Полесья (сильная заболоченность и лесистость), а также причины социально-экономического характера способствовали лишь более длительному сохранению в общественном быту, в материальной и духовной культуре белорусов-полещуков архаических элементов. В говоре этой группы белорусов отмечаются некоторые фонетические черты, свойственные украинскому языку. Языковое взаимовлияние можно наблюдать в смежных районах обоих этнически родственных народов. На других окраинах белорусской этнической территории в говоре и в отдельных элементах культуры местного белорусского населения также заметно влияние соседей: на севере и востоке — русских, на западе — поляков-мазовшан, на северо-западе — литовцев и латышей. С другой стороны, у русских Псковской, Смоленской и Брянской областей, у украинцев северной лесной полосы, у поляков Забужья и Мазовша, у восточных литовцев и у латгальцев заметны белорусские влияния. В настоящее время с развитием белорусской социалистической нации полещуки и отдельные смешанные группы, находящиеся в пределах БССР, консолидируются с основной массой белорусского народа, утрачивая местные бытовые особенности. Значительно устойчивее сохраняются отдельные диалектные черты в языке.

Свое имя белорусы получили от названия искони населяемой ими территории (западные области Руси), которая, особенно со второй половины XIV и начала XV в., упоминалась в письменных памятниках под наименованием Белая Русь.

Относительно происхождения названия Белая Русь в научной литературе нет единого мнения. Чаще всего встречается толкование наименования Белая Русь путем сопоставления его с названием Черная Русь, которым обозначалась часть западной древнерусской территории с городами Новгородком, Слонимом, Здитовым, Волковыском и Гродно, захваченная литовскими князьями ранее других частей западной Руси. Предполагается, что Белой Русью в XIII в. стали называть остальную часть западной Руси, еще свободную в то время от власти литовских князей-завоевате- лей и не покоренную татарами. В этом смысле Белая Русь могла означать Вольную Русь. По одному из новейших толкований происхождение рассматриваемых топонимов ставится в зависимость от распространения христианства в западных областях Руси: Белой Русью якобы стали называть те русские земли, в которых ранее утвердилась новая, христианская религия, а Черной Русью — земли, где дольше сохранялось язычество.

Население Белоруссии в период господства литовских и польских феодалов именовало себя, а также свой язык и свою православную веру «русь- кими», выражая тем самым сознание своей родственной близости и духовного единства с населением остальных областей Руси. Название «белорусы» становится более употребительным после воссоединения Белоруссии с Россией в конце XVIII в., главным образом в русской научной и публицистической литературе. Начиная с царствования Алексея Михайловича (1645—1676 гг.), термин Белая Русь входит в титул русских царей, именовавших себя «всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцами». Позднее царизм, проводивший политику национального угнетения и опасавшийся «сепаратизма», запретил употребление названий «Белоруссия» и «белорусы». После 1840 г. Белоруссию официально именовали Северо-Западным краем, а белорусов —русским населением Северо-Западного края, за- паднорусами или просто русскими. Эта политика сказалась, в частности, в том, что до Великой Октябрьской революции часть белорусов продолжала называть себя русскими или литвинами, а многие белорусы-католики, смешивая вероисповедание с национальностью, называли себя поляками.

Слово «белорусы» как самоназвание народа становится широко распространенным только после Великой Октябрьской социалистической революции, когда белорусский народ при помощи великого русского народа и других братских народов, под руководством Коммунистической партии освободился от социального и национального гнета и впервые в истории получил государственную самостоятельность, создав свою Белорусскую Советскую Социалистическую Республику.

Белорусский язык на всей территории его распространения сравнительно однороден. Юго-западные, северо-восточные и промежуточные центральные или среднебелорусские говоры, объединенные общностью грамматического строя, мало отличаются друг от друга и являются тремя основными диалектными массивами белорусского общенационального языка. Юго-западные говоры характеризуются наличием твердого р, усиленным аканьем в центральных районах, появлением дифтонгов уо, ie к югу, начиная с некоторых центральных районов, отсутствием окончания цъ в формах третьего лица единственного числа глаголов (idee, едзе, прыдзе); северо-восточные говоры наряду с твердым знают и мягкое р, умеренное (диссимилятивное) аканье, наличие окончания ць в глаголах (Ьдзецъ, едзецъ, прыдзецъ) и т. д. Среднебелорусские говоры являются переходными между двумя первыми.

Развитие языковой общности, формирование общенародного языка явилось одним из важнейших факторов образования белорусской народности. Е. Ф. Карский считал, что важнейшие особенности белорусского языка в той или иной мере существовали уже в XIII в. В древних памятниках письменности выявлены важнейшие черты общенародного белорусского языка — твердое р (известен с XIV в.), дзеканье, цеканье и аканье (с XV в.). Ф. Энгельс признавал существование белорусской народности и белорусского языка в Великом княжестве Литовском1, т. е. уже с конца XIV в.

В процессе формирования белорусской буржуазной и особенно социалистической наций и выработки единого литературного языка различия между местными диалектами все более стирались. Одновременно с этим широкое распространение в Белоруссии, особенно в городах, получил русский язык. Белорусская письменность издавна пользуется русским алфавитом.

Официальной религией преобладающего большинства белорусов, так же как русских и украинцев, было православие. В конце XIX—начале XX в. среди белорусов было приблизительно 75% православных и 25?о католиков (главным образом в юго-восточных уездах Виленской и северо-западных уездах Гродненской губернии, а также в восточной части Ново-Александровского уезда Ковенской губ.). На территории Белоруссии христианство в форме византийского православия стало распространяться после крещения Руси, с конца X в. Польские магнаты и шляхта, вдохновляемые Ватиканом, поработив белорусский народ, стремились насильственно обратить его в католичество, промежуточной ступенью к которому являлась уния, ликвидированная только в 1839 г. В насаждении и укреплении унии и пропаганде католицизма в Белоруссии активно действовали иезуиты и другие монашеские католические ордены, применявшие для достижения своей цели насилие, подкуп и обман.

В упорной многовековой борьбе против шляхетско-католической агрессии белорусский народ отстоял свой язык, древние обычаи и особенности культуры, сознание своего кровного родства с русскими и украинцами, что спасло от денационализации и ту часть белорусского народа, которой был навязан католицизм, не внесший, однако, заметных изменений в быт и культуру народа. Знаток белорусского народного быта, этнограф Е. Р. Романов в начале XX в. отмечал, что многие тысячи белорусов под влиянием духовного и материального гнета перешли в католичество, называя эту веру «польскою», но стоит только «событиям жизни затронуть струны души народной — и из глубины ее извлекаются тысячи звуков, тысячи песен, громко свидетельствующих, что переход в католичество не изменил народного лика и почти не повлиял на народную душу»1.

Многовековая и богатая история белорусского народа насыщена яркими эпизодами борьбы за национальную независимость и социальное освобождение, самобытную многогранную культуру.

Этногенез белорусов, как и остальных восточнославянских народностей, имеет свою особенность. Эти народности образовались не путем непосредственной консолидации племен или племенных союзов, а на основе сложившейся древнерусской народности. Формирование отдельных восточнославянских народностей, в том числе и белорусской, происходит после распада единства Древней Руси.

В условиях феодальной раздробленности древнерусские земли оказались под ударами татаро-монгольских и немецких захватчиков. С середины XIII в. начало складываться Литовское государство. Использовав тяжелое для Руси время — ее упорную борьбу против татаро-монгольских завоевателей, литовские князья в XIII — первой половине XIV в. захватили ее западные земли. На этой территории, политически оторванной от северо-восточной Руси, на основе западной части древнерусской народности, начала формироваться белорусская народность. Она сложилась в течение XIV—XVI вв. на территории Турово-Пинской, Берестейской, Гродненской, Полоцкой, Минской, Витебской и части Смоленской и Черниговской земель, оказавшихся в пределах Великого княжества. Литовского.

Складывание белорусской народности обусловливалось экономическим развитием Белоруссии в XIV—XVI вв., ростом торговли и экономических взаимосвязей отдельных земель, в котором особая роль принадлежала городам. К XVI в. такие белорусские города, как Полоцк, Могилев, Витебск, Минск, Гродно, Пинск, Брест и другие, стали крупными хозяйственно-ремесленными, торговыми, административными и культурными центрами.

Наряду с развитием экономических связей большую роль в процессе формирования белорусской народности играло сплочение народных сил отдельных земель в общей борьбе против нападений иноземных захватчиков.

При сохранении многих общедревнерусских черт сложились белорусские народные особенности в типах жилища, его внутреннего убранства и домашней утвари, в одежде, пище, обрядах и обычаях, в художественном творчестве, фольклоре.

Формируясь в народность, белорусы создали богатую культуру; появились талантливые писатели, ученые, зодчие, художники, мастера народного творчества. В первой четверти XVI в. в Белоруссии появляется книгопечатание, возникновение которого связано с именем белорусского первопечатника и просветителя Георгия Скарины. Издания Скарины получили широкое распространение в Русском государстве и в других славянских странах. Выдающуюся роль в развитии белорусской культуры сыграли Василий Тяпинский, Сымон Будный, братья Мамоничи, Симеон Полоцкий, деятельность которого оставила заметный след также в культурной жизни русского и украинского народов, и др. Их книги на белорусском языке были важным средством развития просвещения и борьбы с шляхетской польско-католической реакцией.

С конца XVII в. дальнейшее развитие письменной литературы на белорусском языке замедлилось. Государственным языком на территории Белоруссии вместо белорусского стал польский, активно воспринимавшийся белорусской аристократией, которая переходила в католичество и в значительной степени ополячивалась.

Только народные массы сохранили белорусский язык и продолжали создавать произведения устного творчества, выражая в них свои чаяния и надежды, свою ненависть к польским и «своим» феодалам, стремление к воссоединению с братским русским народом.

На всем своем историческом пути белорусский народ непрерывно вел ожесточенную борьбу против угнетателей. В памяти народа сохранились имена мужественных руководителей народных восстаний Северина На- ливайко (XVI в.), Стахора Митковича, Ивана Шенени (XVII в.), Василия Вощилы (XVIII в.), Кастуся Калиновского (XIX в.) и др.

Развитие национального самосознания заметно усиливается в период становления и развития капитализма в связи с завершением процесса складывания белорусской буржуазной нации. Большой подъем национального самосознания белорусов был вызван первой русской революцией 1905—1907 гг.

В октябре 1917 г. трудящиеся России, руководимые Коммунистической партией, свергли власть буржуазии и помещиков и установили власть Советов. 1 января 1919 г. была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика.

На территории западных районов Белоруссии, почти двадцать лет (1920—1939 гг.) находившихся под игом буржуазно-помещичьей Польши, угнетатели тщетно пытались вытравить у народа сознание его национальности и лишить его права называться собственным именем.

Существование Белорусской ССР, успешное осуществление в Советском Союзе ленинской национальной политики оказали мощное влияние на рост национального самосознания белорусов западных областей. Они неустанно боролись за свое освобождение и за воссоединение со своими единокровными братьями в единой Белорусской Советской Социалистической Республике. После освобождения Советской Армией западных областей Белоруссии и западных областей Украины осенью 1939 г. весь белорусский народ воссоединился в едином Белорусском Советском государстве.

Белорусский народ внес большой вклад в общее дело разгрома германского фашизма. В великой битве прославили себя сыны и дочери белорусского народа Николай Гастелло, Константин Заслонов, Лев Доватор, Феодосий Смолячков, Михаил Сильницкий, Тихон Бумажков, Минай Шмырев, Вера Хоружая и многие др. Белорусский народ дал миру Георгия Скарину, Симеона Полоцкого, Янку Купалу, Якуба Коласа и многих других выдающихся деятелей культуры, писателей, художников, композиторов, мастеров сцены, ученых. В настоящее время белорусы составляют одну из крупных социалистических наций Советского Союза.

За годы Советской власти Белоруссия превратилась в цветущую республику с высокоразвитой промышленностью, передовым социалистическим сельским хозяйством и богатой культурой.

БССР, как и УССР, является одним из учредителей и активных членов Организации Объединенных Наций. Республика на международной арене находится в первых рядах борьбы за мир, демократию и социализм.