Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Театр и кинематография украинцев
Этнография - Народы Европейской части СССР

Украинский народ имеет многовековую театральную культуру. Истоки театра берут свое начало в народном творчестве. Трудовые песни игры и танцы сопровождались театрализованными представлениями. Театральные элементы можно отметить в обрядах и прежде всего в украинской свадьбе. Древнейшими видами сценического искусства, послужившими почвой для возникновения украинского

театра, явились скоморошьи зрелища, о которых свидетельствуют фрески Софийского собора в Киеве (XI в.), а также вертеп, кукольный и живой. Если синкретическое скоморошье искусство породило артиста (лицедея) и создало определенную сценическую актерскую технику, то вертеп, существовавший с конца XVI в., закрепил это актерское искусство в форме кукольного представления и создал к первой половине XVII в. основы народной драмы, дошедшие до нас в виде интермедий. Школьная драма и театр,культивировавшиеся в стенах Киево-Могилянской коллегии (с начала XVIII в. переименованной в Киевскую академию), явились дальнейшим этапом в развитии театрального искусства на Украине и оставили нам первые образцы письменной драматургии.

Кукольный театр—вертеп—пользовался особенной популярностью у массового зрителя. В нем отражался быт украинского народа, изображались жанровые народные сцены, зачастую в острой сатирической форме высмеивались крепостники, клерикалы и другие угнетатели трудящихся масс. Основным действующим лицом вертепа являлся запорожец — положительный герой, борец против иноземных поработителей. Вертеп оказал заметное влияние на становление в украинском драматическом искусстве жанра комедии, отразившей быт народа.

Драматическая самодеятельность широких народных масс послужила почвой для возникновения профессионального сценического искусства в конце XVIII и первых десятилетиях XIX в. Тогда воздвигается ряд театральных зданий (Киев, Одесса, Харьков и пр.), в которых гастролировали русско-украинские труппы. Профессиональный украинский театр возник в процессе формирования украинского народа в нацию. Большую роль в развитии украинского театра первой половины XIX в. сыграли И. Котляревский («Наталка-Полтавка» и «Москаль-чар1вник»), Г. Квитко- Основьяненко («Сватання на Гончар1вцЬ>, «Шельменко-денщик» и др.), Т. Шевченко («Назар Стодоля»), а также знаменитые актеры М. Щепкин, К. Соленик и др. Невзирая на указы и циркулярные распоряжения царского правительства (1863, 1876, 1881 гг.), направленные против театральной культуры украинского народа, большой вклад в театральное искусство внесли такие выдающиеся мастера драматического слова и сцены, как М. Старицкий, М. Кропивницкий, И. Карпенко-Карый, И. Франко, Леся Украинка, Н. Садовский, М. Заньковецкая, П. Саксаганский и др. Они выступили подлинными художниками-новаторами. В их драматических произведениях, в актерском и режиссерском искусстве нашли высокохудожественное и реалистическое отображение жизнь украинского народа, его история, язык, быт, национальные черты характера. «Ой, не ходи, Грицю...» и «Маруся Богуславка» М. Старицкого, «Дай серцю волю...» и «Глитай або ж павук» М.Кропивницкого, «Мартин Боруля» и «Хазяш» И. Карпенко-Карого, «Украдене щастя» И. Франко, «Л1сова шсня» Леси Украинки и многие другие пьесы являются своеобразной энциклопедией жизни и быта украинского народа.

Достижения украинского театра были настолько убедительны, что о них не могла умалчивать даже реакционная театральная критика, выступавшая с откликами по поводу гастролей украинских трупп в Петербурге и Москве. С искренней любовью относились к украинскому театру в дооктябрьское время его подлинные друзья — выдающиеся деятели передовой русской театральной культуры. К. Станиславский в 1911 г. писал:

«Такие украинские актеры, как Кропивницкий, Заньковецкая, Сак- саганский, Садовский — блестящая плеяда мастеров украинской сцены— вошли золотыми буквами на скрижали истории мирового искусства и ничем не уступают знаменитостям Щепкину, Мочалову, Соловцову, Неделину. Тот, кто видел игру украинских актеров, сохранил светлую память на всю жизнь»1.

Наряду с профессиональным театром на Украине продолжала развиваться сценическая самодеятельность. Накануне Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. она воплотилась в формах крестьянского и рабочего театра, что отмечалось в свое время большевистской газетой «Правда».

Украинский театр советского периода

Коммунистическая партия в процессе осуществления культурной революции на основе ленинской национальной политики обеспечила свободное и успешное развитие всех видов национального художественного творчества трудящихся, в том числе и театра.

С первых лет Советской власти на Украине в действующих частях Красной Армии, на фронтах гражданской войны, при фабриках, заводах, на шахтах и рудниках, при рабочих клубах и крестьянских домах, в школах и советских учреждениях возникли многочисленные драматические коллективы. Выдающиеся мастера украинской профессиональной сцены советской эпохи А. Бучма, М. Крушельницкий, М. Марьяненко, Б. Ро- маницкий, Н. Ужвий, Ю. Шумский, Г. Юра и многие др. вышли из любительского театра еще в дооктябрьское время.

Традиции действенной помощи самодеятельному сценическому искусству со стороны мастеров профессионального театра в послеоктябрьское время были не только продолжены, но и расширены в своих масштабах, обогащены по содержанию и разнообразию форм. Широкое развитие получила такая форма помощи, как шефство профессиональных коллективов над самодеятельными драматическими кружками в частях Красной Армии, на предприятиях и в селах.

Репертуар самодеятельных драматических коллективов весьма разнообразен. В первые годы после революции преобладающее место занимала классическая пьеса отечественного и западноевропейского репертуара. Вместе с тем современная тема всегда привлекала самодеятельность. В первые годы репетуар на современные темы состоял из произведений кружковцев и местных начинающих авторов; с развитием советской драматургии — из произведений выдающихся драматических писателей: украинских—М. Кулиша («97», «Комуна в степах»), И. Кочерги («Фея rip- кого мигдалю», «Св1ччине ветлля», «Майстри часу»), И. Микитенко («Диктатура», «Кадри», «Солона флейп»), А. Корнейчука («Загибель ескадри», «Платон Кречет», «Правда»,«В степах Украши»,«Фронт», «Макар Д1брова»), Ю. Яновского («Дума про Британку»), Я. Галана («ГОд золотим орлом»), В.         Собко («За другим фронтом»), Н. Зарудного («Веселка») и др., русских (М. Горький, К. Тренев, Вс. Вишневский, Н. Погодин и др.), представителей других национальных литератур Советского Союза, а также пьес современных писателей стран социалистического лагеря и прогрессивных драматургов капиталистических стран. В пьесах советских драматургов отражено все многообразие жизни и быта украинской социалистической нации, ее революционной борьбы за победу Советской власти, за построение социалистического общества, за мир во всем мире.

Наряду с профессиональными и самодеятельными драматическими театрами по-прежнему бытуют на Украине игры («Просо», «Гуси», «Ворон», «Перетлка», «Мак», «Коструб», «Меланка» и др.) и народные представления («Коза», «Лодка», «Трон», или «Цар Максим^ан» и др.).

Исследование этих игр и представлений убедительно подтверждает наличие в них основных составных элементов театрального действа (диалог и танец в сопровождении музыки, ряжение, коллективность исполнения в присутствии зрителей). Наряду с народными играми и народными представлениями типа «Козы», «Царя Максимилиана» в послеоктябрьское время и даже в послевоенные годы на Украине зафиксировано бытование и такого старинного вида украинского театра, как вертеп (кукольный и живой). Попытки создать самодеятельные кукольные театры относятся еще к первым годам Советской власти и наблюдались в разных местах (Киев, Харьков, Житомир, Прилуки, Межигорье и др.)- Наиболее широкой попыткой создания кукольного самодеятельного театра, приспособленного к новым условиям жизни трудящихся и новым, повышенным требованиям рабоче-крестьянского зрителя, является творческая деятельность группы студентов и преподавателей Межигорского (близ Киева) художественно-керамического техникума — любителей кукольного сценического искусства (1923—1924 гг.). Репертуар Межигорского вертепа был рассчитан на взрослую аудиторию. Самым удачным и популярным спектаклем этого театра была постановка антирелигиозной пьесы «Праздник в раю». К тому же времени относится попытка украинского писателя А.            Панива модернизировать канонический текст вертепной драмы, приспособив его к современной действительности. В печати была опубликована (и ставилась на самодеятельной сцене) его пьеса «Красный вертеп» («Червоний вертеп»). Наряду с профессиональными государственными кукольными театрами в республике и по настоящее время существуют самодеятельные коллективы, возглавляемые энтузиастами-любителями.

За последние годы в современном украинском театральном искусстве все большее значение приобретают самодеятельные общественные (народные) театры, по своему идейно-художественному уровню и сценическому мастерству приближающиеся к профессиональным драматическим коллективам. Современный самодеятельный театр, характеризующийся сравнительно постоянным составом, имеет в своем репертуаре и образцы классической драматургии и произведения современных советских писателей. Работа самодеятельного общественного театра строится на принципе полной добровольности, без отрыва от производства. Деятельность этих театров (их в республике насчитывается свыше 70) направлена на расширение политического и культурного кругозора самодеятельных артистов, воспитание высоких моральных принципов и эстетических вкусов как у их участников, так и у зрителей. Самодеятельный общественный театр, подготавливая в год не менее четырех-пяти постановок и показывая их в клубах, дворцах культуры, а также на выездных площадках, проводит среди своего состава систематическую учебно-воспитательную работу по повышению идейно-художественного уровня и совершенствованию сценического мастерства на основе богатейшего теоретического и практического наследия отечественной сценической «школы переживания». Народный театр является также образцовым самодеятельным коллективом, опорным пунктом для сети драмкружков того или иного города (или деревни, района), т. е. на территории распространения его практической творческой деятельности. Примерами таких сценических коллективов могут служить самодеятельный общественный театр Дворца культуры завода им. Ф. Э. Дзержинского (Днепродзержинск), возникший в 1928 г. как драматический кружок металлургов и уже отпраздновавший свое двадцатипятилетие, самодеятельный общественный театр Белгород- Днестровского дома культуры (Одесская обл.) и многие др.

Украинское народное сценическое искусство советского времени развивается по пути социалистического реализма. Оно стало важным оружием в борьбе партии и правительства за коммунистическое воспитание широких масс трудящихся средствами искусства сцены, источником пополнения рядов работников украинских профессиональных театров (которых в республике насчитывается 66), в частности путем отбора самых способных на проводимых олимпиадах и их дальнейшего обучения в театральных учебных заведениях.

Неоднократные встречи руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства, состоявшиеся, в частности, за период после XXII съезда КПСС, обмен мнениями о задачах художественного творчества в период развернутого строительства коммунизма, а также пленумы по идеологическим вопросам (1963 г., июньский—ЦК КПСС, июльский—ЦК КП Украины) посвящены проблемам, имеющим принципиальное значение для дальнейшего развития многонациональной социалистической культуры, советской литературы, всех видов искусства в том направлении, которое намечено новой Программой Коммунистической партии Советского Союза. Самодеятельное театральное искусство украинского народа имеет неограниченные перспективы дальнейшего интенсивного развития. Его многочисленные народные мастера и подрастающее поколение имеют все возможности для неуклонного творческого роста, художественного совершенствования во всех видах и жанрах любимого народом искусства драматического слова и сцены.

Кинематография

Первыми украинскими кинокартинами, поставленными в 1909—1913 гг., были экранизации спектаклей национального театра (труппа Н. Садовского), а также фильмы по произведениям классической литературы (поэмы Т. Г. Шевченко «Катерина», повестей Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», «Ночь перед рождеством» и др.)*

После Великой Октябрьской социалистической революции началось развитие национального украинского кино.

С первых дней своего существования украинская кинематография становится боевым, активным средством пропаганды революционных идей, искусством, отражающим новую жизнь, борьбу трудящихся масс за построение нового общества.

Выдающимся художественным достижением 20-х годов явились фильмы Г. Тасина «Ночной извозчик», Г. Стабового «Два дня», А.. П. Довженко «Арсенал». Режиссерский талант Довженко принес в украинскую кинематографию высокую партийную идейность, поэтическую образность.

Развитие украинского кино протекало в тесной взаимосвязи с развитием киноискусства братского русского народа. Большое влияние на творчество украинских мастеров оказывали лучшие произведения С.            Эйзенштейна и В. Пудовкина.

Киноискусство 30-х годов отразило социалистические преобразования, осуществленные под руководством партии и правительства нашей страны. На первое место выдвигается тема социалистического строительства^ главным героем становится человек труда. Наибольшими достижениями украинского кино предвоенных лет явились фильмы А. Довженко «Земля» (1930) и «Щорс» (1939 г.). Исторический жанр представлен картиной «Богдан Хмельницкий» (И. Савченко, 1941 г.).

В годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945) украинские студии совместно с киномастерами среднеазиатских республик создали фильмы, отражающие патриотический подъем советского народа, его ненависть к врагу и стремление бороться за окончательную победу, например «Радуга» (1943 г.), «Непокоренные» (1945 г.) режиссера М. Донского идр.

В послевоенные годы теме минувшей войны были посвящены картины «Подвиг разведчика» (Б. Барнета, 1947 г.) и др. Значительным явлением в украинском кино этого периода был фильм «Тарас Шевченко» (И. Савченко, 1951 г.).

После XX съезда КПСС, поставившего задачу увеличения ежегодного производства кинофильмов в СССР и повышения идейно-художественного уровня кинопроизведений,работники украинской кинематографии развернули борьбу за выполнение решений съезда. За период с 1956 по 1964 г. на республиканских студиях были поставлены картины, получившие награды на всесоюзных и международных кинофестивалях: «Павел Корчагин» (А. Алов. В. Наумов), «Весна на Заречной улице» (Ф. Миронер, М. Хуциев), «Дорогою ценою» (М. Донской), «Чрезвычайное происшествие», «Киевлянка» (Т. Левчук), «Иванна» (В. Ивченко), «Жажда» (Е. Таш- ков), «Прощайте, голуби» (Я. Сегаль) и др.

Большой вклад в развитие украинской кинематографии, создавая самобытные неповторимые образы-характеры, внесли известные актеры театра и кино А. Бучма, Н. Ужвий, Ю. Шумский, Г. Юра, И. Марь- яненко, М. Крушельницкий, О. Сердюк, С. Бондарчук, С. Шкурат, В. Добровольский и многие др.

Развитие самодеятельной кинематографии Украины

Наряду с профессиональной кинематографией на Украине развернулось широкое движение кинолюбительства.

В настоящее время при дворцах культуры заводов, фабрик, шахт, при учебных заведениях, клубах колхозов и совхозов Украины насчитывается свыше 300 самодеятельных киностудий, создающих произведения самых разнообразных жанров. Особенно распространены киногазеты и киножурналы. Самодеятельные киностудии работают над киноочерками и игровыми фильмами. Выпускаются фильмы по истории заводов. Самодеятельная кинематография выступает пропагандистом технических знаний и достижений путем создания учебных и инструкторских фильмов.

Движение кинолюбителей с каждым днем становится все шире и шире, в нем выражается характерная для нашего времени тяга миллионов людей к творчеству.