Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Изобразительно искусство украинцев
Этнография - Народы Европейской части СССР

Украинское народное искусство достигло высокого художественного уровня еще в период формирования украинского народа (XIV — XVI вв.). Тесно связанное с крестьянским бытом, оно отличалось многообразием видов и богатством форм. Выделившиеся из народного крестьянского ремесла сельские художественные промыслы уже в XIV—XVI вв. получили развитие в украинских городах и долгое время сохраняли общую с крестьянским искусством традиционную основу.

Борьба украинского народа в XV—XVII вв. против литовских, польских и турецких захватчиков за свободу и независимость отражалась в народном искусстве, на сельских и городских ремеслах: на художественной обработке металла, особенно оружия (ружей, сабель), на изготовлении художественных изделий из металла для украшения конской сбруи, седел и т. д. В то же время развивалось ювелирное производство, производство металлической посуды — золотой, серебряной и оловянной, зачастую отличавшейся высоким художественным выполнением.

С воссоединением Украины с Россией и изменением жизненных условий украинского народа в украинском декоративно-прикладном искусстве определяющее место начинают занимать виды, связанные уже не с военным, а с домашним бытом. Высокого художественного уровня во второй половине XVII и в XVIII в. достигло изготовление декоративных тканей, вышивки и ковров, которые являлись также предметом широкого вывоза в Россию и за границу (большим спросом пользовались ворсовые ковры — коци). Ковры этого времени, преимущественно с геометрическим орнаментом в Правобережной Украине и с орнаментом растительным в центральной и Левобережной Украине, отличались безграничным богатством орнаментальных мотивов, неисчерпаемым разнообразием композиционных построений и сочностью цветовых решений. Растительные мотивы декоративных тканей, вышивок и ковров тесно связаны с местной флорой. В XVII—XVIII вв. ковры занимали большое место в быту и крестьян и феодальной знати. В соответствии с этим по стилевым признакам довольно четко различаются ковры «панские», «церковные» и крестьянские.

В числе различных форм профессионального декоративно-прикладного искусства и городских художественных ремесел, которые в XVIII в. (а в ряде случаев и до середины XIX в.) были тесно связаны с крестьянским народным искусством, следует также назвать деревянную скульптуру и плоскую резьбу по дереву, а также бытовую художественную керамику. Долгое время традиционные связи с народным искусством сохраняли и художественный фарфор и фаянс, появившиеся на Украине в конце XVIII в. и развивавшиеся на народной основе до середины XIX в.

С переходом Украины на капиталистический путь развития профессиональное декоративно-прикладное искусство под влиянием требований рынка пошло по пути подражания искусству Запада, а художественные ремесла уступили свое место художественной промышленности, на развитии которой сказалось влияние модерна. Что же касается народного искусства, то оно с середины XIX в. замкнулось в кругу старых традиций. Классовое расслоение крестьянства и обнищание основной его массы обусловили резкое сокращение количества произведений, изготовлявшихся крестьянами для личного потребления. Но даже и в этих условиях народное искусство сохранилось во всех его формах и отличалось высокой художественностью, так как разлагающее влияние капиталистического рынка сказывалось лишь на некоторых промыслах и лишь в отдельных центрах, где были созданы предприятия художественного производства.

В то же время под влиянием рыночных отношений на Украине возникли художественные промыслы, работавшие на старой традиционной основе, причем с сохранением ее локальных особенностей. В частности, с этим периодом связан резкий подъем в развитии переборного ткачества в Кролевце Черниговской губ., декоративной керамики в с. Опошне Полтавской губ., ковроткачества в с. Дегтярах Черниговской губ., вышивки в с. Клембовке Подольской губ. и т. д. Высокого уровня достиг и такой вид искусства, как роспись хат, что было связано не только с упадком домашнего ковроделия, но одновременно и с увеличением световой площади в крестьянском жилище, т. е. с увеличением размера окон и использованием для них прозрачных стекол. В это же время в народном искусстве более заметное место начинают занимать различные виды станкового искусства, в особенности в области керамической скульптуры и резьбы по дереву. Среди народных мастеров выдвигается целый ряд видных имен.

Украинское профессиональное изобразительное искусство дооктябрьского периода также прошло большой путь развития.

Еще в период формирования украинской народности возникли величественные гражданские, военные и церковные сооружения. Высокого уровня достигла монументальная живопись, украшавшая дворцы и храмы. Иконопись, уже глубоко насыщенная светскими мотивами, вызывала восхищение и изумление путешественников по Украине, а книжная миниатюра XIV—XVI вв. и до сих пор считается наиболее богатой и совершенной в славянских странах. Появлением и быстрым развитием живописного портрета, статуарной скульптуры и, наконец, гравюры в XVII — XVIII вв. завершается сложение основных видов и жанров украинского профессионального изобразительного искусства. Особенно широко прославились украинские граверы, которых постоянно приглашали в Москву для исполнения самых сложных художественных работ. Украина в этот период дала также русскому и украинскому искусству таких знаменитых мастеров живописи и скульптуры, как С. Д. Ковнир (1695—1786), Д. Левицкий (1735—1822), И.Г. Григорович- Барский (1713—1785), В. Боровиковский (1757—1825), А. Ло- сенко (1737—1773), И. Мар- тос (1752—1835), М. Козлов ский (1753-1802), А. И. Me ленский (1766—1833).

В первой половине XIX в. благодаря укреплению русско-украинских творческих связей и возросшей роли Петербургской Академии художеств украинское профессиональное искусство приобрело новое направление в своем развитии. В это время начинается деятельность крупнейшего художника украинского народа, основоположника критического реализма в украинском искусстве Т. Г. Шевченко, ученика К. Брюллова и воспитанника Петербургской Академии художеств. Творчество Т. Шевченко определило дальнейший путь развития украинского искусства в борьбе за реализм, к «передвижничеству», в котором украинское искусство (в особенности живопись и графика) заняло видное место. А. Мурашко (1844—1909), К. Костанди (1852—1921), С. Свето- славский (1857—1931), Н. Кузнецов (1850—1930), Н. Пимоненко (1862— 1912), И. Ижакевич (1864—1962), С. Васильковский (1854—1918), Ф. Кра- сицкий (1873—1944), Г. Светлицкий (1872—1948), П. Левченко (1859— 1917) и многие другие украинские художники и скульпторы (П. П. Забел- ло,Л.В.Позен и др.) конца XIX—XX в. своим творчеством убедительно свидетельствовали о тесной связи украинского изобразительного искусства этого периода с прогрессивным русским искусством. Выдающуюся роль в укреплении этих творческих связей сыграл уроженец Украины, великий русский художник И. Е. Репин (1844—1930). Продолжало развиваться профессиональное изобразительное искусство и в западноукраинских землях, где работали такие выдающиеся украинские мастера, как И. Труш (1869—1941), А. Монастырский (1878) и др.

Изобразительное искусство в советский период

Украинское советское народное искусство, возникшее на старой традиционной основе, отличается от народного искусства дореволюционного периода идейной направленностью, глубиной содержания. С первых дней Октября оно утратило свою безымянность и стало искусством народных мастеров. Ярко выраженный индивидуальный почерк творчества каждого народного мастера при сохранении и дальнейшем развитии специфических черт в произведениях народного искусства стал неотъемлемым признаком современного украинского советского народного искусства. Всемирно известны имена мастеров различных видов народного искусства.

Расцвет творческих сил мастеров украинского народного искусства был обусловлен осуществлением целого ряда мероприятий со стороны Советского правительства и Коммунистической партии УССР. В связи с претворением в жизнь ленинского кооперативного плана в 20-х годах на Украине стали бурно развиваться народные художественные промыслы. В промыслово-кооперативных артелях народные мастера проходили школу коллективного труда, который взаимно обогащал их и давал им возможность создавать произведения искусства, выполнение которых в индивидуальном порядке было немыслимо. Работа в артелях влияла на расширение и обогащение ассортимента художественных изделий.

Прямым результатом перестройки, происходившей в жизни народных мастеров, явилось развитие всех видов украинского народного искусства и в особенности тех его форм, которые были призваны обслуживать новый общественный быт всего советского народа, а также появление тех видов народного искусства, которые были невозможны в условиях капиталистического общества и при единоличном труде кустаря, прятавшего свои производственные «тайны» от своего собрата по труду. Так, например, в начале 20-х годов были впервые созданы декоративные вышитые панно по эскизам Г. Собачко и П. Власенко, а в 30-х годах совместным творческим трудом мастера живописи М. Приймаченко и гончара Я. Герасименко были созданы образцы декоративной расписной посуды, равных которым по художественной ценности еще не знала украинская народная керамика; тогда же мастер декоративной росписи П. Власенко и керамист И. Гончар создали первые вазы с лепным орнаментом, П. Власенко и ковроткачиха Н. Вовк — совершенно новые по типу ковры с растительным орнаментом свободной композиции.

Творческое содружество мастеров различных видов народного искусства содействовало быстрому развитию станковых форм этого искусства. Видное место заняла круглая керамическая скульптура,по своим формам связанная с традиционными фигурными сосудами и керамической игрушкой (ведущее место в этой области занял И. Гончар); тогда же выдвинулся ряд мастеров круглой резьбы (П. Верна, В. Гарбуё, Я. Хала- будный, П. Колычев и др.); мастера настенных росписей (уроженцы с. Петриковки Днепропетровской обл. В. и Г. Павленко, П. Глущенко, Н. Белоконь и др.) во главе со своей учительницей Т. Я. Патой явились создателями нового вида украинского народного искусства — декоративной станковой графики. Совместная работа с художниками-профессионалами в 30-х годах привела к появлению в украинском народном искусстве тематического ковра. По эскизам художника Д. Шавыкина ковровщица Н. Вовк и ее ученицы выткали первоклассные тематические ковры. Эта работа положила начало появлению в украинском народном искусстве тематического ковра, создававшегося народными мастерами по собственным эскизам. В 30-х годах народные мастера в содружестве с архитекторами создали монументальные росписи в общественных сооружениях; они же участвовали в работе по художественному оформлению книги, а также в создании нового украинского художественного фарфора.

Воссоединение западных областей Украины (1939) и Закарпатья (1945) с Советской Украиной содействовало дальнейшему развитию украинского народного искусства. Став советскими гражданами, народные мастера воссоединенных областей Украины приняли участие в решении творческих задач, общих всему советскому изобразительному искусству. Начав с введения отдельных мотивов советской эмблематики в орнаментальные композиции, они пришли к созданию сложных тематических композиций во всех видах своего художественного производства: в коврах, в резьбе по дереву, инкрустации по дереву, в ткачестве, керамике и т. д. В творчестве народных мастеров этих областей тоже начали быстро развиваться станковые формы народного искусства. В 1946 г. во Львове был возрожден народными мастерами старинный народный промысел художественного стеклоделия (гутное стекло), а в Косове — производство ворсовых ковров.

В послевоенные годы был создан и ряд новых промыслов: в ковроделии, в художественной обработке дерева, в художественном ткачестве и вышивке. В творчестве народного мастера К. В. Билокур украинское народное искусство получило новую отрасль — декоративную станковую живопись. В с. Петриковке в 1958 г. возник новый промысел подлаковой декоративной живописи. Годы после Великой Отечественной войны ознаменовались также широким участием народных мастеров в работе художественной промышленности, в частности фарфоровой промышленности и художественной майолики, в книжно-издательском деле в качестве графиков — оформителей книги и т. д. В то же время художни- ки-профессионалы, работающие в различных отраслях декоративно-прикладного искусства, все ^аще начали обращаться к народному искусству как к основному источнику для их творческой работы.

Большую роль в развитии народного искусства и художественной промышленности сыграло создание широкой сети специальных художественно-промысловых училищ, главным образом в местах средоточия народных художественных промыслов, а также Львовского института декоративно-прикладного искусства. Воспитанники этих училищ являются не только хранителями лучших традиций народного искусства. Они развивают эти традиции на новой основе и создают первоклассные произведения подлинно национального украинского народного искусства, которое широко известно во многих зарубежных странах.

Больших результатов достигли и украинские художники-профессионалы. Украинская советская живопись связана с именами крупнейших мастеров портрета, исторического и бытового жанра и пейзажа.

В числе графиков, известных в области книжной иллюстрации, виднейшее место заняли А. Довгаль, М. Дерегус, А. Резниченко, мастер акварельного портрета и пейзажа А. Шовкуненко, офортисты и граверы В. Касиян, Е. Кульчицкая. Хорошо известны работы мастеров театрально-декоративного искусства А. Петрицкого, Ф. Нирода и др.

В области монументальной и станковой скульптуры широко известны работы М. Лысенко, И. Кавалеридзе, А. Ковалева, И. Знобы, И. Гончара, А. Олийника, М. Вронского, в области архитектуры—В. Заболотного, А.        Добровольского, А. Тация и др. Союз художников Украины объединяет свыше тысячи художников-профессионалов различных специальностей и большую группу народных мастеров. Подготовка молодых художественных кадров осуществляется в Киевском и Харьковском художественных институтах, во Львовском художественно-полиграфическом институте и в средних художественных училищах.

Лучшие произведения украинского профессионального и народного искусства систематически демонстрируются на областных, республиканских, всесоюзных, зарубежных и международных выставках и хранятся в многочисленных музеях республики, в Государственной Третьяковской галерее в Москве и во многих других художественных музеях СССР.