Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Танцы украинцев
Этнография - Народы Европейской части СССР

Лучшие украинские народные танцы, разнообразные по форме и содержанию, сохранились до настоящего времени. Они стали неотъемлемой частью художественной жизни украинского народа.

Традиционные танцы в художественной жизни украинского народа

Учитывая характерные особенности народной хореографии, музыки и поэзии, можно определить три основных жанра народных танцев на Украине — хороводы (галвки, веснянки, танки), бытовые и сюжетные танцы.

Хороводы являются древнейшей художественной формой народного танцевального искусства, оказавшей большое влияние на танцы других жанров — бытовые и сюжетные.

В хороводах нашли органическое слияние поэзия, музыка (в вокальном изложении) и хореография. По темам хороводы можно разделить на три группы: 1) хороводы, в которых отражаются трудовые процессы («Мак», «Кузнецы», «Сапожники», «Бондарь», «Просо» и многие др.); 2) хороводы, в которых отражаются семейно-бытовые отношения трудового народа («Перепелка», «Нелюб», «Чорнушка», и многие др.); 3) игровые хороводы («Кот и мышка», «Длинная лоза» и др.). Мелодии хороводов, в основном несложные для исполнения, глубоко содержательны и эмоционально выразительны. Им свойственно ладовое и ритмическое богатство. Образность музыкального языка хороводов всегда привлекала и привлекает внимание композиторов.

Они являются неотъемлемой частью репертуара профессиональных и самодеятельных коллективов, играют большую роль в процессе воспитания детей, прививают им любовь к родной природе, труду, развивают чувство коллективизма и т. д.

Бытовые танцы сопровождают повседневную жизнь народа (гопаки, козачки, метелицы, коломыйки и др.). Их исполняют по всякому поводу— в домашнем быту, на свадьбах, гуляниях, массовых вечерах и т. д. С хореографической точки зрения бытовые танцы бывают композиционно сложными. Многие танцевальные фигуры отличаются орнаментальной затейливостью и красочностью хореографического рисунка. В танцах отражаются такие стороны характера украинского народа, как остроумная находчивость, изобретательность, ловкость и безудержное веселье. Их мелодии по своему происхождению вокальные и характеристика музыкальных образов очень яркая и убедительная. С давнего времени они служат тематическим материалом для крупных музыкальных произведений: опер, балета, симфоний и др. Мелодии их явились основой для создания таких симфонических произведений, как «Малорусский коза- чок» А. Даргомыжского, «Козачок» JI. Ревуцкого, «Гопак» А. Штогаренко, где раскрываются идейно-эмоциональное содержание, характерные стилистические особенности этих танцев. Козачки, гопаки, метелицы и т. д. вводятся хореографами не только в оперные произведения, но и в пьесы драматических театров х. Многие из этих танцев ставились балетмейстерами как оригинальные произведения. Эта традиция нашла свое развитие и в наше время.

В сюжетных танцах средствами народной хореографии изображаются бытовые сценки, трудовая деятельность народа.

Этот жанр народного танца является наиболее совершенным и богатым по тематическому разнообразию. По тематике сюжетные танцы можно разделить на следующие группы: 1) танцы, основной темой которых является народная героика («Опришки», «Аркан», «Гонта»); 2) танцы, основной темой которых является труд народа («Сапожники», «Бондарь», «Кузнецы», «Косарь», «Танец лесорубов», «Гречка», «Лен» и многие др.); 3) танцы, основной темой которых является быт народа («Голубка», «Козак-па- рикмахер» и др.); 4) танцы, в которых основной темой являются отдельные явления природы («Гони ветер», «Звездочка» и др.); 5) танцы, в которых основной темой являются повадки птиц и животных («Бычок», «Козел» и др.). Наиболее древним видом украинского народного танца, сохранившимся в быту народа до наших дней, какуже говорилось, являются хороводы. Хороводы, отражающие трудовую жизнь народа, получили особенно яркое развитие в танцевальном искусстве в наше время. Так, самодеятельный танцевальный коллектив с. Бородянки (Киевская обл.) создал прекрасный танец «Лен», имеющий глубокую связь с хороводами на трудовую тематику.

В новых социалистических условиях жизни украинский народ, развивая и углубляя содержание танцевального искусства, создает новые художественные формы. В частности, народ в хореографической творческой практике отказался от текста, оставив лишь отдельные предложения, слова или восклицания, указывающие на изменение танцевальной фигуры. Например, в танцах «Сапожники» или «Кузнецы» при помощи выразительных хореографических средств отображаются трудовые процессы именно в такой последовательности, которая в одноименных хороводах раскрывалась в поэтическом тексте.

В с. Криворивне (в одном из районов Ивано-Франковской обл.) участниками самодеятельности создан «Танец сплавщиков». В с. Клесиво (Ро- венская обл.) тружениками колхозных полей создан танец «Гречка», а рабочими-каменотесами — танец «Каменотесы», в Зенькове (Полтавская обл.) — «Танец механизаторов», в с. Решетиловке той же области — «Танец рукодельниц».

В новых танцах широко используются танцевальные движения, не относящиеся непосредственно к отражению того или иного момента трудового процесса (дорожки, «ковырялки», переменный шаг, «веревочка», присядки и т. д.). Эти движения придают сюжетному танцу пластическую гибкость и художественную выразительность, которая способствует тончайшей обрисовке хореографических образов танца и вместе с тем создает яркий национальный колорит. Таким образом, в современных народных танцах значительно углубляются и расширяются средства хореографической выразительности.

В результате изменения социальных условий жизни трудящихся изменились и принципы их творческой деятельности в области народного искусства. Новые произведения искусства возникают и утверждаются в народном быту, в самодеятельном коллективе, чаще всего — в трудовой бригаде, живущей общими интересами в труде и в быту. Создавая новый танец, участники «хора-ланки» (звена) или другого самодеятельного коллектива в своих творческих поисках всегда опираются на традиционные танцы. Это творчество но художественному мастерству в ряде случаев является новой, более высокой ступенью по сравнению со старым традиционным творчеством. Круг творческих запросов трудовых бригад очень широк. В своем творчестве они отображают многообразную жизнь производства, села.

С ростом творческого и исполнительского мастерства участников «хоров-ланок» и самодеятельных кружков расширяется и усложняется репертуар танцев. Народные танцы обогащаются новыми танцевальными фигурами, разнообразится и усложняется их хореографический рисунок и т. д. Хореографы Со гской Украины достигли больших творческих успехов в этом направлен и: сохраняя этнографическую суть танца, они углубляют его отдельные стороны, разнообразят хореографический рисунок, отшлифовывают и усложняют отдельные па, подчеркивают элементы мимики, жеста и т. п. Другие хореографы вводят в народный танец новые, скомпонованные ими танцевальные фигуры, причем в обработке народных танцев правильному решению творческой задачи помогает глубокое и всестороннее знание подлинных истоков народного танца и его стилистических особенностей. Третьи из хореографов создают оригинальные, самобытные танцы, в которых используют средства выразительности народной хореографии («Чумацыи радопц», «Рукодельницы» и «Козацкие игрища», «Новогодняя метелица», «На кукурузном поле» П. Вирского; «Полесские льноводы» В. Починко и многие др.)* В «Чу- мацъких радощах» П. Вирский использует народный юмор, являющийся отличительной чертой украинского народа. Особенной творческой удачей автора следует считать танец «На кукурузном поле», в содержании которого нашла художественное воплощение тема коллективного труда колхозного крестьянства.

Многие из танцев, художественно обработанных и созданных хореографами, со сцены возвращаются в народный быт и служат примером для создания новых танцев.

Танцы других народов в художественном быту Украины

Украинский народ, как и все народы Советского Союза, любовно и бережно относится к национальной культуре других народов. Украинцы охотно танцуют русскую «камаринскую» и «барыню», польские «краковяк» и «мазурку», чехословацкую «пЬльку», румынскую «сырбу», молдавский «жок», венгерский «чардаш» и др. Сохраняя их национальные особенности, украинский народ вносит в хореографический рисунок некоторые изменения, присущие украинскому национальному искусству. Сохраняя, например, характерные особенности чешской польки, украинский народ создал бесчисленное количество мелодий, вытекающих из ладово-интонационной основы украинского национального мелоса. Многие из этих мелодий имеют конкретное название, почти всегда раскрываемое музыкальными средствами выразительности. В одном случае изображаются трели соловья (полька «Соловей»), в другом используются ритмы походных маршей (полька «Военная»), в третьем — монотонные, эмоционально невыразительные попевки из псалмов и кантов (духовных песен) для того, чтобы изобразить элемент сатиры в музыке (пол:ька «Псалма»), и т. д.

Самодеятельные и профессиональные исполнительские коллективы популяризируют танцы народов СССР и других стран и прежде всего стран народной демократии.

Самодеятельное и профессиональное хореографическое искусство и их взаимосвязь

Коммунистическая партия и Советское правительство, создавая все условия для развития творческих сил трудового народа, всячески способствуют созданию многочисленных профессиональных и самодеятельных коллективов, которые пропагандируют народное искусство вообще и народные танцы в частности. На Украине такими коллективами являются в первую очередь Государственный украинский народный хор и Государственный заслуженный ансамбль танца УССР. Пропагандистами лучших областных особенностей народного творчества Украины являются Закарпатский, Бу- ковинский, Черкасский, Житомирский и другие народные хоры.

С другой стороны, на Украине балетмейстеры и композиторы используют хореографический и музыкальный материал народных танцев в профессиональном балетном творчестве. Так были созданы украинские балеты — «Лесная песня» М. Скорульского, «Маруся Богуславка» А. Свеч- никова, «Хустка Довбуша» А. Кос-Анатольского, «Чорне золото» В. Го- моляки и др.

Некоторые из самодеятельных коллективов в течение последнего десятилетия осуществили постановки многих оперных и балетных произведений. Например, один из самодеятельных танцевальных коллективов Запорожской обл. поставил балет Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан», во Дворце студентов Днепропетровска силами самодеятельности поставлены балеты «Лебединое озеро» П. Чайковского и «Тарас Бульба» В. Со- ловьева-Седого, в Краматорске в Доме культуры им. Пушкина поставлен балет «Маруся Богуславка» А. Свечникова и т. д.

Профессиональное и народное творчество в своем развитии взаимообо- гащаются. Если мастера советского балета, изучая основы народного танца, создают классические национальные балеты, то достижения классического балета оказали значительное влияние на самодеятельную хореографию. Свидетельством этого важного явления в художественной жизни украинского народа является создание силами самодеятельности балетного спектакля «Наталка-Полтавка» на музыкальном материале Н. В. Лысенко. Эти факты показывают, как в социалистическом и в коммунистическом обществе постепенно происходит сближение и стирание принципиальных отличий между профессиональным и народным искусством*