Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Музыкальный фольклор украинцев
Этнография - Народы Европейской части СССР

Украинское народное музыкальное творчество, общее в своей стилистической основе с фольклором русских и белорусов, имеет ряд специфических национальных черт.

Украинский музыкальный фольклор дореволюционного периода

По мелодическому строению наиболее древними являются календарные, обрядовые и игровые песни украинцев. Их мелодии иногда состоят всего из двух-трех звуков и, как правило, не превышают диапазона квинты. Четкая метроритмическая организация этих песен явилась следствием соединения в них пения, танца и элементов драматического действия. Общая структура обрядовых, игровых и календарных песен, как и подавляющего большинства других,—куплетная. Вариационные отклонения от основного мелодико-интонационно- го костяка были весьма незначительны. К древнейшему виду украинского музыкального фольклора относятся народные плачи и причитания, но они резко отличаются от песен импровизационностью своего склада и речитативной мелодией. Календарные, обрядовые и игровые песни, как правило, диатоничны, в мелодиях же плачей и причитаний много хро- матизмов. Народные плачи и причитания были непосредственным источником возникновения наиболее развитой формы украинского фольклора — дум.

Мелодии исторических песен, порожденных драматическими событиями исторической жизни народа, характерны эпичностью, суровым мужеством и лирической распевностью. Их звуковой состав несравненно шире звукового состава всех остальных песенных жанров; они отличаются большей интонационной свободой, неожиданными ладово-интонационными и ритмическими сдвигами. Наряду с эпико-героическими украинский народ создал ряд боевых маршевых песен, с активными интонациями, напряженным пунктирным ритмом («Гей, не ди- вуйте, добри люди»). Лирические песни (о женской доле, о любви, о семье) в своем подавляющем большинстве протяжные, с ва- р иац ионным р а зв итием мелодии. Национальное своеобразие украинского фольклора определяется также большой ролью ладовой переменности, когда в одной мелодии могут чередоваться несколько разных ладов. Метроритмика протяжных песен свободна. Ей присущи переменные такты, сопоставление разных размеров, иногда отсутствие деления на такты. Песни юмористические, шуточные и танцевальные характерны ясной симметричной структурой, четкой метроритмикой. Им присуща устойчивость изложения мелодии во всех куплетах. Менее разнообразны они и в ладовом отношении. Преимущественно употребляются мажор и минор, а также переменный лад.

Украинское народное песенное творчество отличается развитым многоголосием. Наблюдаются два его основных вида: гомофонно-гармоническое и подголосочное; встречаются песни, содержащие отдельные элементы как первого, так и второго. В гомофонно-гармонических песнях главным мелодическим голосом является верхний. Остальные голоса составляют гармонический фон. К гомофонно-гармоническим следует отнести народные романсы, которые преимущественно были распространены в городах, танцевальные, шуточные и юмористические песни. Число голосов в них колеблется от двух до четырех. К подголосочным песням принадлежат главным образом протяжные. Песню, как правило, запевает один нижний голос. Запев и продолжение линии запева представляет основную мелодию. На этом фоне выделяется подголосок, исполняемый солистом.

Дума как самобытная повествовательная литературно-музыкальная форма народного творчества эпического склада отличается свободным размером и ритмом стиха, речитативной мелодикой. Основой исполнения дум является импровизация. В думах отсутствует деление текста на строфы. Думы состоят из периодов (ycmynie). Период в свою очередь делится на музыкальные предложения и фразы. Отдельные периоды выделяются инструментальными отыгрышами или же напевными вокальными фразами и каденциями. В традиционной думе часто имеется небольшое мелодическое вокальное вступление (так называемая заплачка), являющееся своеобразным введением в образный строй и эмоции думы. Текст и музыка в думах находятся в тесной связи и взаимообусловленности. Трудно назвать другую литературно-музыкальную форму народного творчества,в которой бы так естественно сочетались слово и музыка. Лежащая в основе думы мелодическая декламация дает неограниченные возможности и средства проникновения во внутренний смысл слова и воссоздания тончайших речевых интонаций. В неразрывной связи с речитативным строением мелодики дум находится их ритмика, всецело вытекающая из ритмического строения стиха. Она отличается исключительной свободой и гибкостью. Деление на такты в думах отсутствует. Исполняются думы в сопровождении кобзы или лиры.

Украинский музыкальный фольклор советского периода

Значительные изменения в украинское народномузыкальное творчество внесла советская эпоха. Первые советские народные песни нередко создавались на основе популярных традиционных мелодий, к которым приспосабливались новые тексты. Так. апример, широко известное по всей Советской стране «Яблочко» сложено на мелодию украинской бытовой песни «Ой, де ж ти була, забари- лася». Начальные же слова большого количества текстовых вариантов «Яблочка» также взяты из украинской бытовой песни:

«Котись, яблучко, куди котишся,

ЕНддай, таточку, куди хочеться».

Наряду с этим появляются песни, новые по тексту и по мелодии («На- сувалась гр1зна хмара», «Гей шум1ли rpi3Hi трави», «Гей, ви, хлопщ — партизанщ»).

Большой внутренней силой, глубокой эмоциональностью отличаются песни о Ленине («То не в’юга — зав1рюха», «Не берези верби й лози»). Жизнерадостностью, бодрыми ритмами проникнуты песни о социалистическом строительстве («Як у нашому селЪ>).

Обширный раздел украинского советского фольклора составляют песни о Великой Отечественной войне. Из них особо следует выделить партизанские песни и так называемые песни полонянок — украинских девушек, угнанных в фашистское рабство. Их мелодии отличаются неподдельной теплотой и задушевностью.

В песнях послевоенного периода на первый план выступают темы труда, нового быта и общественных отношений советских людей. Характерным образцом таких песен может быть «Ой, поля, поля колгоспш», в которой традиционная распевность на голоса сочетается с эпической широтой мелодического движения.

Большое количество песен посвящено Коммунистической партии, ленинской дружбе народов Советской страны. В советское время развивается также дума. Она состоит из тех же структурных элементов, что и традиционная. Наряду с этим возникает синтетическая форма думы-песни, органически соединяющая особенности образного мышления и художественного стиля обоих жанров. Текст думы-песни нередко делится на строфы. Значительное распространение получила на Украине русская частушка.

Большое значение в песенной культуре советского народа приобретает творчество композиторов-любителей. Их песни нередко входят в быт и поются наряду с народными («Ой, ти край донецький» П. Дмитриева- Кабанова, «Сшвають д1вчата» Ф. Литвиненко, «Верховино, мати моя» М. Машкина).

По своему стилю советские песни развивают традиции дореволюционного фольклора. Это касается интонационного и ладового строения мелодий и особенностей многоголосия и метроритмики. Однако в современных песнях немало и новых черт, вызванных новым содержанием. В них чувствуются энергия и трудовой пафос советского общества. В средствах художественной выразительности ощущается большое воздействие массовых песен советских композиторов.

Украинские народные музыкальные инструменты

Украинские народные инструменты отличаются большим разнообразием. К числу древнейших инструментов принадлежит бубен, представляющрщ собой деревянный обруч, обтянутыя с одной стороны кожей. В обруче имеются прорезы, в которые вставлены маленькие металлические диски, звенящие вовремя игры. Любимейшим украинским музыкальным инструментом является кобза (бандура). Кобза имеет полуовальный кузов и короткий гриф, над которым протянуты басовые струны. Над кузовом помещены короткие струны-приструнки. В настоящее время кобза значительно усовершенствована и превращена в хроматический инструмент. Близок по своему строению к кобзе другой струнно-щипковый инструмент — торбан. К числу инструментов с постоянной настройкой каждой отдельной струны принадлежат цимбали, относящиеся к струнно-ударным инструментам. К духовым инструментам принадлежат сотлка и ее разновидности (денщвка, зубгвка, флояра), трем- 6ima. Сопилка представляет собой деревянную трубку из липы, березы, бузины, орешника и т. д. В верхнем конце трубки устроен пищик. На трубке просверлено или выжжено пять или шесть дырочек, при помощи которых играющий может изменять высоту тона.

Трембита — духовой инструмент украинских горцев. Он представляет собой длинную (до трех метров) коническую трубу, изготовленную ртз дерева и обмотанную берестой. Для звукоизвлечения в верхней части трубы имеется мундштук. Духовым инструментом является также коза (дуда, волинка). Она состоит из кожаного меха, изготовленного из козьей шкуры или овчины. В мех вставляются две (иногда три) трубки. Одна из них дает неизменный тон. Вторая имеет дырочки, как и сопилка. Струнно- клавишно-смычковым инструментом является л1ра с тремя (очень редко четырьмя) струнами. Две из них (тенор и байорок) настроены в квинту. Во время игры они звучат как органный пункт. Третья струна располагается над клавиатурой и служит для воспроизведения мелодии. Звуко- извлечение производится посредством вращения деревянного круга с ручкой, который касается своим краем всех трех струн. Лира — преимущественно аккомпанирующий инструмент. В народном быту украинцев широко используются также струнно-смычковые инструменты (скрипка, басоля и бас). Скрипка, басоля, бас, цимбалы и бубен входят в состав народного инструментального ансамбля — троъста музика.

Все эти традиционные инструменты украинский народ сохранил до настоящего времени, но, соответственно новым задачам и требованиям, ныне они значительно усовершенствованы. Стабилизировался их строй, увеличился звуковой состав, обогатились приемы тембровой выразительности. В инструментальной музыке всемерно развиваются коллективные формы исполнительства. Кобзари-одиночки уступили место различным ансамблям кобзарей-бандуристов. Наряду с традиционной «тро1*стою музикою» развивают свое искусство оркестры народных инструментов самых различных составов. В быт украинцев вошло много русских народных инструментов (балалайка, баян и др.). В послевоенные годы в домах рабочих, колхозников и интеллигенции нередко можно встретить пианино.

Диалекты украинского музыкального фольклора

Украинское народное музыкальное творчество в целом отличается идейным и стилистическим единством, сложившимся в основных своих чертах ко второй половине XIX в. Наряду с этим фольклор отдельных этнографических областей имеет свою специфику. Условно можно выделить четыре музыкальных диалекта. Первый и основной—юго-восточный. Он распространен в Киевской и Житомирской (за исключением самых северных районов) областях, Черкасской, Винницкой (за исключением наиболее западных районов), восточной половине Хмельницкой, в Одесской, Крымской, Запорожской, Полтавской, Харьковской, Луганской, Донецкой областях, южных районах Черниговской и Сумской областей. В фольклоре этого района наиболее ярко отразились национальные черты украинского народного музыкального творчества. В юго-восточном районе бытуют все песенные жанры, за исключением коломыйки и специфических западноукраинских танцевальных форм, особенно распространены думы и исторические песни. Пышного расцвета достигло здесь многоголосие. Из музыкальных инструментов характерны кобза, или бандура, лира, сопилка, скрипка, бубен.

Второй район охватывает украинское Полесье (Сумская, Черниговская, север Киевской и Житомирской, Ровенская, Волынская области). Этот район условно можно поделить на два подрайона: восточный и западный. В музыкальном творчестве восточного подрайона ощущается влияние русской народной музыки. В полифонических песнях больше свободы голосоведения. Объем мелодики в общем несколько ^же, чем в песнях юго-восточного района. В западном подрайоне более сохранились календарные и обрядовые песни. В отличие от песен этих жанров юго-вос- точного района они исключительно одноголосные. Думы и исторические песни встречаются значительно реже. Меньше бытуют кобза и скрипка.

Третий, западный, район охватывает современные Тернопольскую, Черновицкую (за исключением западных горных районов), Ивано- Франковскую (за исключением южных горных районов), Львовскую, западную половину Хмельницкой и западные районы Винницкой области. Характерные черты музыкальной культуры этого района заключаются в отсутствии многоголосия1, свободном метрическом строении песен, большом распространении календарных и обрядовых песен и коло- мыек; из инструментов распространены сопилка, цимбалы, скрипка, лира, бубен.

В четвертый район входят запад Черновицкой области, юг Ивано- Франковской, Закарпатская область и район расселения лемков. В творчестве гуцулов основным жанром является коломыйка. Другие песенные жанры развиты меньше. Из инструментов бытуют трембита, скрипка, цимбалы, бубен. У закарпатского населения равнинных районов коломыйка встречается реже, и более развиты песенные жанры. Песенная культура Закарпатья обнаруживает заметное влияние музыкального фольклора соседних народов (мадьяр, румын, чехов и словаков). Несколько обособленно творчество лемков, отличающееся широким развитием песенных жанров и исключительной красотой и богатством мелодики.

В советское время, особенно после воссоединения всех украинских земель в едином социалистическом государстве, районные стилистические особенности постепенно стираются.

Украинский фольклор в профессиональной музыке

Народные мелодии легли в основу украинской профессиональной музыки. Их большое влияние чувствуется в древнейших культовых произведениях, в творчестве выдающихся композиторов-украинцев Д. С. Бортнянского (1751 — 1825) и М. С. Березовского (1745—1777), сыгравших известную роль в развитии русской и украинской музыкальных культур. А. Ведель (1767—1808) обрабатывал народные мелодии и на их основе писал оригинальные хоровые сочинения. Первая украинская классическая опера «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского (1813—1873) также органически использует народно-песенные элементы. Крупнейший украинский композитор дореволюционного времени Н. В. Лысенко (1842—1912) свои хоры, романсы, оперы (например, «Тарас Бульба») и инструментальные произведения создавал на основе народной музыки, а такое его популярное произведение, как опера «Наталка-Полтавка», полностью построено на народных песнях. Написанные на основе народных песен хоровые миниатюры М. Д. Леонтовича («Щедрик», «Дударик», «Козака несуть», «Пряля») известны за пределами нашей Родины. Неразрывную связь с народной музыкой выявляет творчество К. Г. Стеценко и Я. С. Стенового — авторов выдающихся хоровых, песенных и инструментальных сочинений.

Украинский народ выдвинул из своей среды ряд выдающихся певцов, завоевавших широкую известность во всем мире. Это — С. Крушельниц- кая, М. Менцинский, Ф. Мишуга, М. Микиша, И. Козловский, М. Донец, М. Литвиненко-Вольгемут, О. Петрусенко, И. Паторжинский, 3. Гайдай, М. Гришко, Б. Гмыря и др.

Развивая лучшие классические традиции, украинские советские композиторы также широко используют фольклорные мотивы. Крупнейшие мастера украинской советской музыки (Л.Н. Ревуцкий, Б. Н. Лятошин- ский, Ф. Е. Козицкий, С. Ф. Людкевич, В. С. Косенко, М. И. Вериковский) создали ряд хоровых и инструментальных произведений, прочно вошедших в сокровищницу социалистической культуры. Видными образцами советской музыки довоенного периода были Вторая симфония Л. Ревуцкого, увертюра на четыре украинские народные темы и опера «Золотой обруч» Б. Лятошинского, в которых разработка народно-песенных мотивов достигла большого совершенства. Расцвет украинской музыкальной культуры в послевоенное время также проходил и проходит на основе взаимопроникновения народного и профессионального творчества. Свидетельством этого могут быть такие произведения, как «Украинский квинтет» Б. Лятошинского и кантата-симфония «Украшо моя» А. Штогаренко, оперы «Милана» и «Арсенал» Г. Майбороды, «Богдан Хмельницкий» К. Данькевича, «Молодая гвардия» и «Украденное счастье» Ю. Мейтуса. Лучшие симфонические произведения послевоенного периода также создаются на основе претворения народных мелодий («Славянский концерт» и Третья симфония Б. Лятошинского, «Гуцульская рапсодия» и Вторая симфония Г. Майбороды, симфоническая поэма «Щорс» А. Свечникова, кантата «Славься, Отчизна моя» Г. Жуковского и др.). Лучшее из традиционного и советского музыкального фольклора впитала в себя украинская советская массовая песня (П. Майборода, А. Кос-Анатольский, А.       Филиппенко, Е. Козак, Г. Веревка).

На Украине, как и в других республиках, собиранием и изучением народной музыки занимаются специальные научные учреждения, кафедры консерваторий, дома народного творчества. Государственные хоровые коллективы популяризируют лучшие образцы музыкального фольклора.