Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Новые общественные праздники и обычаи украинских трудящихся. Победа атеизма
Этнография - Народы Европейской части СССР

Новые формы общественной жизни нашли свое яркое проявление в праздниках.

Порожденные в обществе, свободном от эксплуатации, праздники советских людей украшают быт, являются источником радости и вдохновения, могучим фактором единения и воспитания людей.

Наряду с общегосударственными праздниками в жизни трудящихся Советской Украины существует много местных народных праздников, прославляющих героику трудовых будней.

Современные праздники и обычаи складываются на основе прогрессивного национального духовного наследия украинского народа.

Как и у многих народов мира, на Украине существует праздник встречи Нового года. Кроме традиционной елки, новогодних вечеров, бал-маскарадов, в новогоднем празднике украинского народа бытует старый народный обычай новогодних поздравлений. Традиционные щедривки стали очень популярной формой новогодних поздравлений. Вот, например, какими щедривками поздравляют сейчас в украинском селе с Новым годом:

Хто в цьому дом1 Живе поживае,

Того з роком Новим Поздоровляем!

Щастя бажаем BciM в цьому домь YcnixiB, радости В рощ новому!

Д1тонькам добре Щоденно вчитись,

Щоб з похвалою,

Школу скшчити.

Щастя дорослим,

Вт1хи малеч^

BciM добрий веч1р,

BciM щедрий Be4ip 1

Своеобразно проходит на Украине и календарно-бытовой Праздник весны, в котором продолжают жить и творчески развиваться традиционные украинские девичьи песни и хороводы, прославляющие приход весны.

Купальские обряды в календарном празднике молодежи наполнились новым содержанием. Многие из веснянок творчески вплетаются в современное торжество без изменений, но значительная их часть, сохраняя эмоциональную выразительность танцев и чарующую мелодию песни, полностью меняют свою словесную ткань, так как старая не соответствует духу времени. В целом ряде городов и сел Украины (Львовская, Волынская, Хмельницкая, Винницкая, Житомирская и другие области) праздники весны проводятся как большие театрализованные представления, устраиваемые на открытом месте, по заранее разработанному сценарию. Главными действующими лицами, вокруг которых разворачивается действие, выступают Зима, Весна и сопровождающая ее свита: Космонавты, Королева полей, Царь-Горох и др. Выступления коллективов художественной самодеятельности, спортивные соревнования, многочисленные игровые аттракционы и массовые развлечения дополняют этот праздник. В некоторых местах (Луганская, Кировоградская, Киевская области) к Празднику весны приурочивают Праздник песни и танца.

Широкой популярностью на Украине пользуются праздники: День металлурга, День шахтера, День строителя, День железнодорожника, Праздник урожая, День животновода, День механизатора, День виноградаря. Одним из старейших производственных праздников республики является Праздник урожая, который проводится с 1923 г. и имеет свою историю, отразившую основные этапы развития сельского хозяйства, социалистические преобразования культуры и быта села, формирование советских общественных празднеств. Праздник урожая вобрал в себя отдельные элементы традиционного обычая украинских хлеборобов — обжинок. Переосмысленные и наполненные новым содержанием, они украсили праздник, сохраняя его национальное своеобразие. Украинскими колхозниками создано немало новых обжинковых песен, прославляющих светлую радость свободного труда на социалистических полях, зажиточную и счастливую жизнь людей в условиях советского общества. Вот одна из таких обжинковых песен, родившаяся в Хмельницкой обл.:

Ой, снопе, снопе,

Снопе вусатий,

Несеш достаток У нашу хату.

Несеш достаток Кожнш родиш,

Несеш ти славу Нашш KpaiHi г.

Вошло в традицию отмечать трудовые подвиги производственных коллективов, колхозов, совхозов и отдельных передовиков днями трудовой славы. Существуют праздники производственных коллективов, связанные с завершением выпуска важного вида продукции (на Николаевском судостроительном заводе им. Носенко, на Харьковском тракторном заводе, на Луганском тепловозостроительном заводе им. Октябрьской революции, на Киевском заводе «Ленинская кузница»). В колхозе им. XXI съезда КПСС Березовского района Одесской обл. ежегодно отмечают большим производственным праздником дату вступления колхоза в борьбу за завоевание почетного звания коллектива коммунистического труда.

Приобрели своеобразные черты всенародные торжества в городах- героях — Севастополе, Киеве, Одессе — в ознаменование славной годовщины их освобождения от фашистского нашествия, а также День обороны Луганска, связанный с героической обороной города в 1919 г. от деникинских банд; 19 июня отмечается в с. Турбаи в Полтавской обл., где в 1789 г. произошло восстание крестьян; в декабре с. Великие Сорочинцы—дата крестьянского восстания 1905 г* На родине матросов П. Матюшенко и Г. Вакуленчука отмечают день восстания на «Броненосце Потемкине»; на берегу Днепра, в с. Триполье, чествуют память героев-комсомольцев гражданской войны, а в Краснодоне — комсомольской организации «Молодая гвардия». Происходят ежегодные торжества в с. Шевченково, на родине Тараса Шевченко, и в Каневе — у его могилы; 6 июня в Каменке в Кировоградской обл. отмечаются пушкинские дни 18 июня — в с.Мануйловка Полтавской обл., где проживал пролетарский писатель, М. Горький, — «горьковское свято»; 1 августа в Миргороде и Зубовке, где жил грузинский писатель Давид Гурами- швили, проходят встречи представителей Грузии, России и Украины: в Остерском районе вместе с посланцами Чувашии организуются торжества у могилы основоположника чувашской советской поэзии М. Сес- пеля, в Херсонской обл.— дни Косты Хетагурова, который был сослан сюда царским правительством. На родине Ивана Франко, М. Коцюбинского, И. Карпенко-Карого, Ольги Кобылянской и Ю. Федьковича происходят праздничные встречи местных жителей с многочисленными гостями.

Интересно проходят на Украине общественные проводы в Советскую Армию, дни совершеннолетия, ставшие для многих юношей светлым и радостным событием в жизни. У девушек с. Цекиновка в районе Ямполя в Винницкой обл. существует чудесный обычай: в торжественной обстановке дарить парню, отъезжающему в армию, любовно вышитое полотенце как символ родного края.

Общественный характер приобретают многие семейные торжества, например свадьбы. Председатель колхоза им. XXI съезда КПСС (Одесская обл.) М. Посмитный в своей речи на XXII съезде КПУ сказал: «Каждая свадьба у нас — это большой колхозный праздник»1.

В праздновании семейных торжеств коллективом отражается новая, коммунистическая черта быта. Сегодня она характерна прежде всего для тех, кто носит почетное звание членов коммунистических бригад и кого народ образно назвал разведчиками будущего общества. Именно в этих коллективах родилась традиция совместно отмечать день рождения каждого члена, подхваченная общественностью. Например, члены сельскохозяйственной артели им. Шевченко Жидачовского района Львовской обл. все вместе отмечают на площади села дни рождения своих тружеников.

Из обычаев коллективной взаимопомощи среди украинского населения продолжает бытовать толока. В деревне толока еще и сегодня сохраняет большую роль в индивидуальном строительстве. Там, где созданы строительные бригады, которые выполняют заказы трудящихся, толока забывается.

Видоизмененной формой традиционной толоки между колхозниками является так называемое ланкове (от слова ланка — звено). Суть этого обычая заключается в том, что члены звена оказывают друг другу трудовую помощь при выполнении тяжелых работ в личном хозяйстве (уходе за приусадебным участком, заготовке топлива, овощей и т. п.)

Роль праздников и обычаев в общественной жизни народа исключительно велика. Праздники и обычаи — это одна из форм проявления общественных отношений между людьми. В них находят выражение лучшие стремления и чаяния народа, традиции коллективизма, стремление к красоте. Идейно насыщенные по содержанию, художественные по форме, они служат могучим средством воспитания трудящихся.

Победа атеизма

С победой социалистической революции и построением социалистического общества в нашей стране создались все условия для активного преодоления религиозных взглядов, превратившихся в пережиток идеологии прошлого. Отход от религии значительной части трудящихся начался с первых лет Советской власти. Большую роль в деле антирелигиозного воспитания трудящихся сыграл декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, принятый еще в 1918 г. Особенно массовый характер атеистическое движение в СССР, в частности на Украине, приобрело в 30-е годы, когда были окончательно ликвидированы капиталистические элементы в городе и деревне. Широкий отход верующих от религии обусловлен не только социально- экономическими изменениями, но и глубочайшей культурной революцией, развернувшейся в годы социалистического строительства и неустанной борьбой Коммунистической партии и Советского государства за всемерное развитие культуры широчайших слоев трудящихся. Навсегда победило и утвердилось марксистское мировоззрение; преобладающее большинство населения освободилось от религиозных предрассудков. Религиозные пережитки больше сохраняются в деревне, причем среди старшего поколения, главным образом женского населения. Их интересы порой не выходят за рамки семейного круга; они менее вовлечены в общественно-культурную жизнь своей деревни. В результате забот Коммунистической партии по улучшению материального благосостояния колхозников, поднятию культурного уровня тружеников колхозной деревни происходит неуклонный процесс сокращения религиозных организаций и успешного преодоления пережитков религиозной идеологии.

Особенно много внимания уделяется преодолению религиозных пережитков и внедрению в быт новых советских традиций и обрядов в западных областях Украины, где Советская власть установлена лишь в 1939 г. В с. Боблы Волынской обл. уже пять лет как никто из жителей не посещает церковь. Неудивительно, что священник обратился в правление колхоза, чтобы ему дали работу в артели. Лишь некоторые трудящиеся еще отмечают религиозные праздники, придерживаются религиозных обрядов, посещают церковь, крестят детей и т. д. Имеются на Украине сектантские организации. С целью сохранения своего влияния церковники и сектанты применяют разнообразные формы религиозной пропаганды. Но и среди старшего поколения верующих с каждым годом становится все меньше. Некоторые верующие продолжают посещать церковь и исполнять религиозные обряды скорее по привычке, чем по убеждению; многие не имеют понятия о религиозном учении.

За последнее время резко усилился разрыв с религией не только среди верующих, но и среди самих служителей культа. За последние десять лет на Украине число православных церквей, монастырей, молитвенных домов сектантов уменьшилось. Во многих церквах служба отправляется несистематически.

Партийные организации промышленных предприятий, совхозов и колхозов в последние годы значительно усилили борьбу против религиозных пережитков. Антирелигиозная пропаганда приобрела широкий размах. Увеличилось число лекций, диспутов и вечеров, посвященных вопросам атеизма. В республике созданы дома атеистов и многочисленные советы и кабинеты атеистов на заводах, фабриках, в колхозах и совхозах. Проводится индивидуальная разъяснительная работа с верующими и т. п.

«Престольные» праздники вытесняются советскими праздниками (урожая, новыми обжинками, днями основания колхозов и т. п.). Активное внедрение в жизнь новых советских праздников, обычаев и обрядов, а также обычаев, в которых сохраняются лучшие народные традиции,— одна из своеобразных форм пропаганды материалистического мировоззрения и борьбы с религиозными пережитками. На Украине широко практикуется торжественная регистрация брака в клубах, дворцах культуры, дворцах бракосочетания, новые формы свадебной обрядности (комсомольские свадьбы). Во многих областях число венчавшихся составляет всего лишь один-два процента от общего числа вступающих в брак. В 1960 г. в Таращанском, Богуславском и Рокитнянском районах Киевской обл. было зафиксировано, например, 1352 гражданских брака, а во всех церквах этих же районов — всего 12. Например, в с. Боблы Волынской обл., где ежегодно празднуют в среднем 10—20 свадеб, за последнее десятилетие венчались в церкви всего три пары. В городе нефтяников, Дрогобыче, в 1961—1962 гг. во Дворце счастья зарегистрировано 1253 брака, а в церквах города венчалось всего 34 пары. В Ровенской обл. в селах Богуши и Князивка в 1962 г. родилось 59 детей, из них крестили лишь пятерых.

В Программе Коммунистической партии Советского Союза четко сформулированы задачи партии в борьбе против религиозных предрассудков: «Партия использует средства идейного воздействия для воспитания людей в духе научно-материалистического миропонимания, для преодоления религиозных предрассудков, не допуская оскорбления чувств верующих. Необходимо систематически вести широкую научно-атеистическую пропаганду, терпеливо разъяснять несостоятельность религиозных верований, возникших в прошлом на почве придавленности людей стихийными силами природы и социальным гнетом, из-за незнания истинных причин природных и общественных явлений. При этом следует опираться на достижения современной науки, которая все полнее раскрывает картину мира, увеличивает власть человека над природой и не оставляет места для фантастических вымыслов религии о сверхъестественных силах»

В период развернутого строительства коммунизма, с повышением материального благосостояния и культурного уровня трудящихся, в процессе ликвидации существенных культурно-бытовых различий между городом и деревней, улучшения условий домашнего труда женщин и привлечения их к общественной деятельности влияние религиозной идеологии будет все больше слабеть, религиозные пережитки окончательно потеряют почву.

Развитие коммунистических начал в общественной жизни трудящихся

В период развернутого строительства коммунизма развитие общественного быта идет по линии дальнейшего совершенствования форм, созданных при социализме, формирования новых явлений, стирания различия между общественным бытом города и села. Носителями нового, коммунистического как на производстве, так и в общественной жизни выступают в первую очередь коллективы, бригады и ударники коммунистического труда.

Характерной особенностью движения бригад коммунистического труда является воспитание коммунистического отношения к труду, к новым нормам поведения в коллективе, в семье.

Принцип взаимопомощи является основным не только в производст- ] енной жизни, но и в общественном быту. Во многих коллективах и бригадах коммунистического труда создаются бригадные денежные фонды, которые используются для коллективного посещения театров, кино, проведения досуга, приобретения книг. Члены коллективов и бригад коммунистического труда активно борются против пережитков прошлого, в частности против пренебрежительного отношения к труду, недостойных поступков, против религиозных пережитков и т. д. Инициаторы всего нового, передового в труде и в быту стали «маяками», своим примером освещающими дорогу в коммунистическое завтра.

К росткам нового, коммунистического в общественном быту относятся народные университеты — одна из форм распространения знаний, — которые играют важную роль в деле коммунистического воспитания трудящихся. Хорошо зарекомендовали себя народные университеты при Дворце культуры завода «Азовсталь» в Жданове, при Дворце культуры Харьковского электромеханического завода, сельские народные университеты, например, с. Боривка Винницкой обл., с. Протопоповка Александрийского района Кировоградской обл. и многие др. Сейчас в республике насчитывается несколько тысяч народных университетов. Вся их работа осуществляется на общественных началах. В роли лекторов, наряду с учеными, деятелями литературы и искусства, выступают лучшие производственники — новаторы производства, члены бригад коммунистического труда.

Творческая активность трудящихся проявляется и в такой области общественного быта, как организация музеев на предприятиях, при дворцах культуры, клубах, колхозах. Рабочие музеи функционируют на Запорожском электрометаллургическом заводе «Днепроспецсталь», Харьковском заводе им. Малышева, Днепропетровском трубопрокатном заводе им. Ленина и многих др. Много музеев создано тружениками сельского хозяйства по истории сел, колхозов. Сейчас в республике насчитывается 428 народных музеев. Трудящиеся сами собирают материалы, строят экспозиции, выступают в роли экскурсоводов, лекторов.

К новым массовым явлениям общественного быта относится соревнование трудящихся за высокое звание дома, общежития, улицы, квартала или города коммунистического быта. Первыми на Украине в борьбу за высокую культуру населенных пунктов включились трудящиеся города- героя Севастополя. Их почин подхватили жители городов Одессы, Дро- гобыча, Краматорска, Полтавы, Кадиевки, Чистякова, Северодонецка, Винницы и ряда других городов. В этих городах созданы общественные художественные советы, которые заботятся об архитектуре, благоустройстве городов, чистоте, озеленении, украшении и освещении улиц. На общественных началах в городах созданы общегородские бюро добрых услуг, которые помогают населению в ремонте квартир, мебели, в обслуживании больных и пр. Это движение превращается в неотъемлемую часть повседневного быта трудящихся. В. И. Ленин еще в первые годы Советской власти называл ростками коммунизма образцовые столовые, образцовую чистоту в рабочих домах, кварталах. «Все это — ростки коммунизма, и уход за этими ростками наша общая и первейшая обязанность»1.

В период развернутого строительства коммунизма новые формы приобретают шефские связи рабочего класса с колхозным крестьянством. Особенный размах приобрела шефская помощь в активном проведении массово-политической и культурно-воспитательной работы. Стадо славной традицией проводить совместные вечера отдыха рабочих и колхозников. В результате дружеских связей рабочего класса и колхозного крестьянства родился Праздник серпа и молота.

Рабочие несут в село передовую городскую культуру. Тесные взаимоотношения между трудящимися города и села свидетельствуют о дальнейшем укреплении союза рабочего класса и колхозного крестьянства, о постепенном стирании разницы в их быте и культуре.

Среди украинских трудящихся все больше углубляется и укрепляется чувство интернационализма и братской дружбы народов. Новые формы и содержание приобретает социалистическое соревнование украинского рабочего класса с рабочими других республик нашей многонациональной отчизны. Так, движение бригад коммунистического труда, инициатива В.   Гагановой сразу же распространились среди украинских рабочих. Почин лучших представителей рабочего класса Украины — Н. Мамая и А. Кольчика — был подхвачен русскими рабочими и производственниками других республик. Стали традиционными соревнования Приднепровского экономического района со Свердловским, Луганским и Карагандинским, трудящихся Буковины с рязанцами, колхозников Херсонской обл. с колхозниками Грузии, Переяслав-Хмельницкого района с Можайским и многие др. На промышленных предприятиях Украины работают представители многих национальностей. Для обслуживания культурных потребностей рабочих созданы клубы, где часто устраиваются вечера дружбы. Братская дружба украинских трудящихся с трудящимися других стран, в первую очередь стран народной демократии, проявляется в обмене делегациями, коллективами художественной самодеятельности.

На всех этапах развития социалистического общества возникали разные формы участия общественности в укреплении правопорядка. На Украине уже в 20—30-х годах функционировали такие добровольные организации, как народная милиция, сельские виконавщ, штабы по охране общественного порядка, комсомольские патрули, отряды «легкой кавалерии» и товарищеские суды. Многие из этих форм получили свое дальнейшее развитие в период развернутого строительства коммунизма; появились и новые формы борьбы за формирование коммунистической морали, против пережитков прошлого. Значительное место в борьбе за культурный и здоровый быт трудящихся принадлежит товарищеским судам, народным добровольным дружинам. В Винницкой обл., например, создано 1300 народных добровольческих дружин, в которых принимает участие более 32 тыс. человек, в том числе 4 тыс. женщин (1962 г.). Борясь с нарушителями общественного порядка, народные добровольные дружины проводят большую воспитательную работу среди населения. При штабах добровольных народных дружин организуют лектории, читают лекции, проводят беседы, выпускают стенгазеты, оформляют окна сатиры, фотовитрины. В агитационно-пропагандистской и культурно-массовой работе широко используется и радиовещание.

Таким образом, общественный быт трудящихся УССР в настоящий период отражает дальнейший этап развития советского общества, характеризующийся углублением социалистических взаимоотношений между людьми, формированием новых форм коммунистического общежития, рождающихся на почве возрастающей роли общественности в хозяйственной, политической и культурной жизни страны, переходом на коммунальное обслуживание индивидуальных бытовых потребностей населения, стиранием еще существующих культурно-бытовых различий между городом и деревней, утверждением морального кодекса человека нового светлого будущего. Этот этап органически связывается с творческим использованием и дальнейшим развитием в новых исторических условиях прогрессивных традиций национального наследия и всего того лучшего, что создается у других народов нашей страны в борьбе за общий для всех наций Советского государства коммунистический общественный быт.