Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Общественный быт украинских рабочих в период капитализма
Этнография - Народы Европейской части СССР

Рабочий класс внес в народный быт, особенно в общественную жизнь, освежающую струю, направившую развитие духовных интересов народа в русло революционного преобразования всего жизненного уклада. Рабочий «...гораздо более независим в своих суждениях, более восприимчив к действительности, чем буржуа...»1. Преодолевая мещанские бытовые нормы и вкусы, передовой пролетариат Украины в условиях социального и национального бесправия вырабатывал свои взгляды на общество.

Уже в первой половине XIX в. Правобережье и частично Левобережье Украины являлись крупными центрами сахарной промышленности Российской империи. В этой отрасли работали главным образом окрестные крестьяне. Быстрое развитие металлургии, каменноугольной и машиностроительной промышленности, особенно на юге Украины, во второй половине XIX в. вызвали отходничество, массовый приток рабочих как с самой Украины, так и из других областей России, что содействовало активизации общественной жизни, переплетению интересов трудящихся разных национальностей, ломке патриархальных обычаев. Общественный быт рабочих Украины в начале второй половины XIX в. еще мало чем отличался от крестьянского. Но на фабриках и заводах среди рабочих уже проявлялись элементы классовой солидарности. На многих сахарных заводах вспыхивали забастовки, перераставшие иногда в открытые выступления против сахарозаводчиков.

Тесная связь с крестьянским бытом у рабочего класса сохранялась и позже, так как большой процент рабочих составляли выходцы из окружающих сел. Развитие передовых форм общественной жизни рабочих на Украине шло иными путями, чем это утверждали буржуазные идеологи, в том числе националисты. Даже в начале XX в. буржуазные идеологи заявляли, что украинский пролетариат как социальный класс мало способен «воспринимать назревшие общественные идеалы и политические задачи».

Рабочий класс, ломая устаревшие обычаи и существовавшие предрассудки, одновременно обогащал национальную культуру передовыми революционными традициями. Передовая роль рабочего класса соответствовала новым требованиям социального развития, содействовала формированию новых этнических качеств нации.

С другой стороны, буржуазия старалась затормозить культурное развитие трудящихся, поставить их в положение послушных рабов капитала, не заботилась о повышении уровня образования. В рабочих поселениях Украины строилось очень мало школ, сооружались прежде всего церкви и питейные заведения. Этнограф В. Харузина в очерке «Новороссийские степи», описывая быт рудокопов Кривого Рога, отразила многие его мрачные стороны2. Опираясь на «добрый хозяйский обычай», буржуазия культивировала среди рабочих пьянство. Часть рабочих следовала этому «обычаю» — «гуляла полуйку», т. е. пьянствовала после получки. К отрицательным обычаям относились также уличные «войны» и кулачные бои. В рабочую среду переходили некоторые старые обычаи от крестьян и ремесленников. Некоторые из этих обычаев сохраняли традиционное значение. Один из них, ведущий свою историю со времен феодализма, был весыля свЬчки (по-русски это звучит и как веселье, и как «бракосочетание» свечи). Этот обычай был связан с началом осени (темных вечеров), когда жилище украшалось веткой, завершаемой свечой, символизировавшей борьбу с темнотой и гнетом.

Мелкобуржуазные идеологи предлагали меры по «улучшению» бытовых условий рабочих (обзаведение земельной собственностью), но такая «забота» была особенно вредной, так как по своей идее она была направлена к тому, чтобы привить рабочим чуждую им буржуазную идеологию.

Новые обычаи рабочего класса и интернациональное сплочение, атеизм

В конце XIX в. среди растущего пролетариата Украины под влиянием марксистского учения активизировалось стремление к различным объединениям. Рабочие все чаще стали собираться, употребляя выражение И. Франко, на робШницът ради, т. е. на совещания для обсуждения бытовых и особенно общественных вопросов. В таких собраниях переплетались давние традиции побратимства с традициями артельного объединения. По мере преодоления старых форм родственных, земляческих и национальных взаимоотношении побратимство у рабочих обогащалось принципами классового, интернационального единения. В общественном быту сельскохозяйственных рабочих, среди которых артель была очень распространена, несмотря на тяжелый груз некоторых крестьянских традиций, сформировался ряд черт, свойственных промышленным рабочим.

В сахарной промышленности рабочие артели объединяли иногда до 150 человек каждая и носили наименования своих губерний: Черниговская, Курская и т. д. Аналогичные артели возникали также и в городах (в Киеве среди них в 70—80-х годах XIX в. вели пропаганду революционные народники). Позже артели создавались по чисто производственному и классовому принципу. Передовой формой общественной организации рабочих в тот период являлись политические кружки. На их основе в 70-х годах развертывали деятельность революционные союзы в Одессе и Киеве. В 80—90-х годах марксистские кружки действовали среди рабочих Киева, Харькова, Екатеринослава, Одессы, в ряде городов Донбасса и других районов. Число их возрастало по мере роста влияния Союза борьбы за освобождение рабочего класса, расширения деятельности социал-демократической партии и распространения ее печатных органов. Собрания этих кружков проходили за городом или нелегально в городе, под видом молодежных и праздничных вечеринок, занятий в мастерских и т. п. Например, нелегальная школа, созданная в 90-х годах опытным пропагандистом-марксистом Ю. Мельниковым в Киеве, привлекала десятки рабочих. Занятия в этих школах нередко приурочивались к праздникам.

В начале XX в. активизировалось участие рабочих Украины в самодеятельных художественно-литературных кружках. Успешно действовали некоторые драматические кружки в Донбассе. Кружки выступали в различных общественных местах, в садах и на площадях. На Днепровском металлургическом заводе в с. Каменском начал работу оркестр музыкантов из рабочих, но администрация вскоре объявила его «непрактичным» и ликвидировала. Деятельность рабочих драматических, музыкальных и других кружков свидетельствовала о том, что пролетариат, несмотря на отсутствие свободного времени, старался найти возможности для культурного роста и для получения образования. Не случайно выручку от своих спектаклей некоторые кружки в Донбассе даже жертвовали на нужды просвещения.

В начале XX в. улучшилась деятельность рабочих касс взаимопомощи при профсоюзах (например, в Екатеринославе и Луганске), особенно руководимых комитетами партии большевиков.

Особенно быстро среди рабочих распространялись антирелигиозные настроения. Пролетариат как самый передовой класс решительно выступил против всех форм угнетения, в том числе и против религии. Передовая часть украинского пролетариата, как и рабочего класса всей России, уже в условиях буржуазно-помещичьего общества порывала с религией и становилась ее непримиримым врагом. В. И. Ленин в 1905 г. писал об атеизме рабочих: «Современный сознательный рабочий, воспитанный крупной фабричной промышленностью, просвещенный городской жизнью, отбрасывает от себя с презрением религиозные предрассудки, предоставляет небо в распоряжение попов и буржуазных ханжей, завоевывая себе лучшую жизнь здесь, на земле. Современный пролетариат становится на сторону социализма, который привлекает науку к борьбе с религиозным туманом и освобождает рабочего от веры в загробную жизнь тем, что сплачивает его для настоящей борьбы за лучшую земную жизнь»1.

Задачи партии по отношению к религии четко сформулированы в статье В. И. Ленина «Социализм и религия»: «Мы требуем полного отделения церкви от государства, чтобы бороться с религиозным туманом чисто идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом»’.2.

Во многих городах в годы первой революции были организованы профсоюзы, народные дома (аудитории), больничные кассы, школы, библиотеки, читальни, кассы взаимопомощи. Восстанавливались воскресные школы. Создавались библиотечные комитеты. Чтение книг, революционных газет и журналов втягивало рабочих в активную общественную работу. По свидетельству ветерана пролетарского движения П. Моисеенко, работавшего в Донбассе, трудящиеся охотно и уверенно брались за выполнение заданий по распространению литературы3.

Ярким проявлением интернационального сплочения были рабочие массовки, особенно при праздновании 1 Мая. В 1900 г. в Харькове состоялась многотысячная демонстрация, о которой В. И. Ленин писал: «Харьковская маевка показывает, какой крупной политической демонстрацией способно стать празднование рабочего праздника...»4. Первомайский праздник отмечался также в виде товарищеских и семейных собраний, выходов в лес, в поле. Одним из наиболее замечательных проявлений майского праздника было водружение красного знамени на самой высокой заводской трубе в городе. Знамя иногда реяло над городом в продолжении нескольких дней.

В общественном быту украинских рабочих заметно было сильное влияние революционного русского пролетариата. В Донбассе и других районах сплотились дружные пролетарские коллективы. Это отразил в свое время шахтерский поэт:

Там, под угрозой, под вопли, проклятья Русский, татарин, украинец — братья Дружно сплотились в борьбе. . .

Организация рабочих боевых дружин знаменовала новый этап развития общественной жизни пролетариата Украины. Рабочие сами изготовляли, сохраняли и берегли оружие, накапливали опыт ведения вооруженной борьбы. Занятия боевых дружин проходили напряженно, однако дружно, с остроумными выдумками. В 1917 г. из пролетариата создавались первые отряды Красной Гвардии. Рабочие выступали уверенно, как настоящие хозяева не только в общественной, но и в производственной жизни. Они налаживали дисциплину труда, находили сырье, устанавливали связь между заводами, охраняли общественный порядок. По воспоминаниям старейшего большевика Г. И. Петровского, рабочие Донбасса смело брали на себя все функции управления. В ходе революционной борьбы рабочие сумели создать монолитную общественную силу, разрушившую устои несправедливого социального строя и буржуазного быта.