Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Социалистические преобразования украинской семьи и семейного быта
Этнография - Народы Европейской части СССР

После победы Великой Октябрьской социалистической революции началось социалистическое преобразование семейного быта, тесно связанное с общими социально-экономическими изменениями в стране и мероприятиями партии и Советского правительства, помогавшими созданию семьи нового типа. На пути этих преобразований было немало трудностей, вызванных тяжелыми последствиями войн, борьбы с иностранными интервентами и различными контрреволюционными украинскими буржуазно-националистическими бандами.

Введение восьмичасового рабочего дня, социального страхования, улучшение коммунального обслуживания заметно сказывалось на условиях быта рабочей семьи.

Огромное значение для формирования социалистической семьи имел подъем жизненного уровня трудящихся. Было много сделано для улучшения жилищных условий рабочих, многие семьи получили новые квартиры в бывших буржуазных кварталах, для несемейных строились общежития; позднее широко развернулось коммунальное строительство.

Формирование нового семейного быта было неразрывно связано с культурной революцией в стране. Мероприятия по ликвидации неграмотности, обязательное бесплатное обучение детей в школах, организация профессионального обучения содействовали поднятию культурного уровня рабочих, формированию советской интеллигенции в среде рабочих семей, созиданию нового культурного облика советской семьи. Создание новых семейных отношений было невозможно без ликвидации отсталости женщин, без вовлечения их в борьбу за новую жизнь.

Используя разные формы и методы работы среди женщин (делегатские собрания, женсоветы, шефство рабочих коллективов над крестьянскими, чествование передовиков труда, лекции, красные вечерницы и др.), партия и правительство поднимали отсталые массы работниц и крестьянок до уровня сознательных строителей социализма.

Деятельность комнезамов и женотделов, проводивших большую работу по вовлечению женщин в общественную деятельность, по ликвидации неграмотности, по организации трудовой помощи школам, больницам, избам-читальням, по пропаганде и созданию детских ясель, детских садов и площадок и т. д., по внедрению в жизнь новых обычаев и обрядов, ломала замкнутость и ограниченность старого семейного строя украинской деревни, подрывала вековые традиции ее патриархального быта и уклада крестьянской семьи. В то же время закладывались основы для новых равноправных взаимоотношений, в частности, для более независимого положения женщины и молодежи в семье. Большую роль здесь сыграли комсомольцы и передовая молодежь, решительно боровшиеся против еще крепких в то время пережитков прошлого, в частности религиозных. Уже в первые годы Советской власти, особенно в начале 20-х годов, среди рабочих Украины широко бытовало «червоне весшля». К середине 20-х годов число церковных браков в среде рабочих резко сократилось. Распространенным явлением стали «октябрини» или «зв1здини», вытеснявшие обряд крещения детей. Славные традиции в борьбе за новый быт комсомол Украины продолжает и в наши дни.

С победой коллективизации, когда было уничтожено единоличное хозяйство, порождавшее в силу своей экономической основы неравноправне в семье, создались условия для развития колхозной семьи на основе равноправия, взаимопомощи и взаимоуважения.

Структура современной семьи

Современная колхозная и рабочая семья — малая; состоит чаще из двух, реже из трех поколений. Семьи, насчитывающие в своем составе два поколения, преимущественно состоят из родителей и малолетних детей; семьи в три поколения — из мужа, жены, детей и одного или двух родителей жены или мужа. Численность современной семьи в разных местностях Украины неодинакова. Чаще всего встречаются семьи, состоящие из трехчетырех человек, т. е. семьи, насчитывающие в своем составе родителей с одним или двумя детьми. Поданным Всесоюзной переписи населения 1959 г. и выборочным этнографическим обследованиям, проведенным в различных областях УССР (Киевская, Полтавская, Винницкая, Житомирская, Сумская, Волынская, Харьковская, Львовская и др.), такие семьи составляют от 42 до 50,1%; семьи, насчитывающие пять и более человек, — от 12,8 до 21,9%. В эту группу входят преимущественно семьи многодетные или же семьи, состоящие из трех поколений. Семьи из двух человек, процент которых колеблется от 17 до 28, представляют собой бездетных супругов, одиноких матерей с ребенком, либо стариков, дети которых живут самостоятельными семьями. Наиболее многочисленные семьи распространены в Волынской, Закарпатской и Ровенской областях.

Общность интересов и взглядов, взаимоуважение и поддержка, совместная забота о воспитании детей являются основой взаимоотношений между супругами.

В колхозных семьях часто главенство в семье связано либо с юридической ответственностью (правом на собственность — дом, скот), либо с традицией передавать это право старшему в семье хотя бы и формально. Однако все важные семейные вопросы решаются семьей сообща в отличие от дореволюционного времени, когда слово главы семьи было законом. В рабочих семьях главенство в семье менее выражено, особенно в молодежных семьях, где супруги считают, что они в равной мере являются ответственными за семью и ее быт.

Сложнее взаимоотношения в семьях, состоящих из трех поколений, когда молодым супругам приходится считаться с требованиями и вкусами представителей старшего поколения и в связи с этим в какой-то степени ограничивать свои интересы.

Новые социалистические взаимоотношения ведут к новому распределению обязанностей в семье. В частности, все трудоемкие работы исполняются сообща, женщины освобождаются от непосильной работы. Женщина стала свободным и равноправным членом семьи. Участие в общественно-полезном труде обеспечило ей экономическую независимость и самостоятельность. Возрос и укрепился ее авторитет в воспитании детей, в организации всего семейного быта. Единство взглядов, одинаковые культурные запросы, дружеские взаимоотношения, совместное выполнение семейно-бытовых обязанностей особенно характерно для молодежных семей. Помогая друг другу, супруги сберегают время для отдыха, развлечений, для занятий любимым делом. Об изменениях в семейных взаимоотношениях особенно ярко свидетельствует положение женщины-невестки. Она теперь не чужая в семье мужа, а уважаемый и равноправный ее член.

За годы Советской власти много сделано для улучшения семейного быта и облегчения положения женщины; однако в силу значительной загрузки домашним хозяйством у нее до сих пор остается меньше, нежели у мужчины, свободного времени для отдыхай участия в производственной и общественной деятельности. Это особенно характерно для колхозной семьи, в которой еще сохраняются некоторые отличительные черты, связанные с особенностями кооперативно-колхозного производства и все еще существующим отставанием села от города в бытовом и культурном отношениях. Рост благосостояния каждой советской семьи увеличивается за счет все возрастающих общественных фондов. Бесплатное обучение и медицинское обслуживание увеличивает бюджет семьи и оказывает существенное влияние на переустройство быта. В настоящее время быстрые темпы электрификации дают возможность семье пользоваться различными бытовыми электроприборами (плитками, духовками, утюгами, стиральными машинами). С газификацией колхозных сел с каждым годом увеличивается использование газа в быту, что намного облегчает ведение домашнего хозяйства.

Значительную помощь семье не только в городе, но и в деревне оказывают предприятия бытового обслуживания (пекарни, столовые, швейные ателье, ремонтные мастерские и т. д.). Все это облегчает быт колхозной семьи, повышает культуру ее быта, способствует сближению быта села с бытом социалистического города.

Воспитание детей

Социалистические преобразования в быте, повышение материального и культурного уровня семьи отразились и на воспитании детей, которое осуществляется в тесном содружестве семьи и общественности. Общественное и семейное воспитание не противостоят друг другу, воспитательное влияние семьи на детей должно сочетаться с их общественным воспитанием х.

Давно и твердо вошли в быт семьи гигиеническое содержание детей, режим кормления младенцев. Родители большое внимание уделяют физическому и духовному развитию детей. Покупают различные игрушки, книжки, много читают им. В каждой семье для детей отводится комната, либо специальное место для игр, приготовления уроков. Взрослые члены семьи большое внимание уделяют учебе детей, интересуются событиями в школе, проверяют исполнение заданий, стремятся поддерживать наклонности детей к музыке, рисованию, рукоделию. В семье дети воспринимают навыки, вкус, привычки, традиции и обычаи. Это прежде всего—чувства патриотизма, любви к Родине, уважение к труду, внимательное и вежливое отношение к старшим, уважение к лучшим народным традициям.

С каждым годом увеличивается строительство дошкольных детских учреждений. Только водной Черкасской обл. за последние три года введено в строй 565 детских садов и яслей. В Крымской обл. в 1962 г. построено 450 дошкольных учреждений. На территории Украины для отдыха детворы существует немало пионерских лагерей, площадок и санаториев.

Трудовое воспитание осуществляется не только дома, но и в школе; особенно успешно протекает оно в последнее время в связи с приближением всей системы народного образования к практике, к жизни.

В период развернутого строительства коммунизма повышается роль общественности в воспитании молодого поколения, возникает много новых форм, содействующих воспитанию всесторонне развитого высоко культурного человека коммунистического общества. Одно из первых мест среди этих форм принадлежит школам-интернатам, школам с продленным днем, где успешно объединяются учеба и практика, эстетическое воспитание и спорт, овладение основами наук и культурный отдых. Правда, в селах школ-интернатов еще существует мало. Действенной помощью семье в воспитании является также шефство производственного коллектива над школой. Эти мероприятия содействуют формированию духовного облика человека коммунистического общества.

Культурный облик современной семьи

Формирование нового культурного облика семьи тесно связано с культурной революцией, которая произошла в стране. Ярким показателем нового культурного уровня семьи является грамотность. Если до революции среди рабочих и крестьян почти не было людей со средним и высшим образованием, то сейчас, по данным переписи населения 1959 г., более трети трудящихся, занятых преимущественно физическим трудом, имеют высшее, среднее и неполное среднее образование.

На каждую тысячу человек, занятых в сельском хозяйстве, приблизительно одна четверть приходится на людей с высшим, средним и не полным средним образованием. Это является свидетельством того, как успешно происходит в нашей стране процесс постепенной ликвидации существенных отличий между физическим и умственным трудом.

Большие изменения произошли в проведении досуга. Книга, радио, кино, телевидение твердо вошли в быт семьи. Это особенно заметно в быту колхозной семьи, в которой прошлую замкнутость и ограниченность сменила тесная связь с жизнью производства, колхоза, страны в целом. В частности, это проявляется также в заключении браков между людьми, занятыми умственным трудом, и людьми физического труда.

В повышении культурного уровня семьи определенную роль играет обогащение его путем усвоения лучших прогрессивных элементов культуры и быта других национальностей, что в свою очередь содействует «размыванию» национальных перегородок. Этот процесс происходит в значительной степени и благодаря смешанным бракам. На Украине смешанные браки встречаются между украинцами и русскими, а в районах, граничащих с другими республиками, между украинцами и белорусами, молдаванами, болгарами, гагаузами и др.

Брак, семейные обычаи и обряды

За годы Советской власти произошли большие изменения в брачных отношениях. Важную роль в этом сыграло советское законодательство, которое уже первыми своими декретами провозгласило брак свободным и равноправным союзом мужчины и женщины. На разных этапах строительства социализма в нашей стране советское законодательство в вопросах брачных отношений строилось в зависимости от условий развития общества1. Но всегда оно было направлено на укрепление семьи, на защиту прав матери и ребенка, на борьбу с легкомысленным отношением к браку и семье.

Был отменен церковный брак и установлен гражданский. Определен брачный возраст с учетом национальных и местных особенностей. По официальным законам брачный возраст на Украине установлен для мужчин в 18 лет, а для женщин в 16, но такие ранние браки в отличие от дореволюционного времени не являются преобладающими. Это объясняется улучшившимися материальными условиями, которые дают возможность молодежи учиться, овладевать профессиями.

Молодые мужчины предпочитают создавать семью после службы в Советской Армии. Как правило, брак сейчас регистрируется в загсе или сельсовете. В последнее время во многих городах возникли дворцы бракосочетания или, как их называют, «Дворцысчастья», где браки оформляются в торжественной обстановке, в присутствии родных и друзей. В сельских местностях еще сохраняется традиция считать брак «законным» после совершения народного свадебного обряда. На Украине, особенно в сельских местностях, свадьба широко бытует. Сохранились почти все ее основные составные части: сватанне, пльце, коровай, весшля.

Для современной традиционной свадьбы характерно переплетение старых народных традиций с новыми, переосмысливание многих важных для дореволюционного времени обрядов и обычаев и, главное, новое отношение к ним и новое их толкование. Исчезли из свадебного действия многие старинные обряды, которые свидетельствовали о зависимом и подчиненном положении женщины: комора, нерезва, продажа и выкуп невесты. Все увереннее входит в быт новая форма свадьбы — комсомольская свадьба. В ней различаются три основные составные части: праздничная подготовка, регистрация брака в загсе или сельсовете, торжественное празднование в клубе и продолжение его в семье. Характерная новая черта комсомольской свадьбы заключается в том, что большая роль в ее организации и проведении принадлежит общественности, в частности комсомольской, которая решает, где и как будет проходить свадьба, кто будет руководить торжеством, вручать подарки, организовывать художественную самодеятельность. Активное участие общественности в свадебном торжестве является средством широкого признания брака и тем самым способствует укреплению новой семьи.

Большим семейным торжеством являются «серебряные» и «золотые свадьбы», отмечающие двадцатипятилетие и пятидесятилетие супружеской жизни. На этот праздник собираются взрослые дети со своими семь ями, родственники и друзья. Много хороших и теплых слов, приветствий, пожеланий произносятся по адресу юбиляров. Много разнообразных подарков вручают им с пожеланиями здоровья и многолетия. Самый трогательный момент — поздравление от младших внуков и правнуков, дарящих дедушке и бабушке цветы.

Явления, свойственные комсомольской свадьбе, характерны и для таких семейных обычаев и традиций, как родины, дни рождения, проводы в Советскую Армию и др. В них также наблюдается стремление значительно расширить и обогатить старые традиции, придать большое значение этим событиям путем участия в них общественности. Например, большой праздник в каждой семье — рождение ребенка. «Красные крестины», «звездины», «октябрины» появились в первые годы существования Советской власти, когда под влиянием большой разъяснительной работы молодежь начинала строить свою жизнь и быт на новых началах, освобождаясь от религиозных обрядов, а порой и от влияния родных, придерживавшихся этих обрядов.

Поэтому в первые годы Советской власти часто общественность, с согласия родителей, день рождения ребенка отмечала сначала в клубе. В театре или в клубе празднично украшалась сцена, на ней раскладывались подарки — детская кроватка, белье, одеяло и др. Представители общественности поздравляли родных. Комсомольцы и пионеры дарили новорожденному подарки и предлагали имя для новорожденного. Заканчивался праздник художественной самодеятельностью. «Октябрины» имели большое значение в борьбе с религиозными пережитками, они подчеркивали роль общественности в формировании советского семейного быта. В современном быте трудящихся Украины постепенно возрождается забытое в предвоенные годы коллективное торжество по поводу рождения ребенка. Во многих городах Украины открыты Дворцы новорожденных, где в торжественной обстановке при участии общественности происходит регистрация имени ребенка.

В проводах в Советскую Армию также сохраняются некоторые традиционные черты, заключающиеся в проведении торжества семьей и общественностью, в размещении гостей за столом, в одежде призывника (традиционное украшение его пиджака цветком), в формах и в самом обычае одаривания и т. д.

Революционные праздники—1 Мая, годовщина Великого Октября, День Конституции, Советской Армии, Международный женский день (8 марта) и другие праздники семья отмечает, участвуя в общественных мероприятиях и у себя дома. К праздникам готовятся, убирают жилище, готовят праздничный стол. Стараются купить обновки, особенно детям. В эти дни собираются в гости целыми семьями. В современном, как и в дореволюционном семейном быте трудящихся Украины очень популярным является зимний праздник — Новый год. Особенно большую радость и веселье он приносит детям. Для них устраиваются елки, карнавалы, гулянья, выступления лучших артистических сил. Новогодние праздники для детей продолжаются на протяжении всех школьных каникул. Елки устраивают в каждой семье, иногда даже там, где нет детей.

Характерной чертой современных семейных праздников и событий является сочетание в них новых советских обычаев и торжеств с многими лучшими народными традициями и обычаями. Празднование этих торжеств в кругу не только родных и близких, но и товарищей по работе с участием общественности, коллектива — коммунистическая черта быта.

Советские и лучшие прогрессивные народные традиции и обычаи, украшая быт и содействуя образованию новых советских праздников, служат благородному делу воспитания молодого поколения. Они играют также важную роль в борьбе с еще бытующими в семье отдельными религиозными обычаями и обрядами.

Период развернутого строительства коммунизма накладывает свои особенности на семью и семейный быт. Характерные ее черты — бурный процесс обобществления быта, переход значительной части хозяйственных функций семьи (ведение домашнего хозяйства, обслуживание семьи) к общественным формам, увеличению роли и помощи общественности и государства в воспитании и обучении детей, забота о престарелых нетрудоспособных членах семьи.

Повышается роль и влияние общественности на семейные взаимоотношения, формирование семейных обычаев и традиций. Коммунистическая партия и Советское правительство большое внимание уделяет дальнейшему укреплению советской семьи, улучшению семейного быта и положения женщины.

Благодаря проведению большой воспитательной работы, пропаганде всего лучшего, передового, действительно революционного в быту, во взаимоотношениях и взглядах людей исчезнут все еще встречающиеся и окончательно не преодоленные отрицательные пережитки, например, грубое пренебрежительное отношение к женщине, пренебрежение родительскими обязанностями. Канут в вечность легкомысленное отношение к браку, эгоистические мещанские интересы, связанные с накоплением, приспособленчеством, дешевым вкусом в быту.

В ходе строительства коммунизма будут полностью ликвидированы остатки неравноправного положения женщины в быту, «...семейные отношения окончательно очистятся от материальных расчетов, достигнут высокой чистоты и прочности»; 1 возрастет роль семьи в воспитании, ибо именно в ней закладываются основы воспитания высококультурного,, всесторонне развитого человека коммунистического общества.