Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Семья и семейный быт украинцев до Великой Октябрьской революции
Этнография - Народы Европейской части СССР

В конце XIX в. в связи с интенсивным развитием капиталистических отношений, обезземеливанием, усилением классовой дифференциации, пролетаризацией крестьянства, особенно в центральных районах Украины, значительно усилился процесс окончательного раздела остатков больших и неразделенных семей. Под влиянием развития товарно-денежных отношений и раннего распада общинных отношений большая семья на Украине в основном распадалась еще в XVI—XVIII вв.

В XIX и начале XX в. большая патриархальная семья встречалась как исключение только в таких местностях, как Полесье, горные районы Закарпатья, а господствующей формой семьи на Украине была семья малая. Численность ее была неодинакова в разных губерниях и, по данным Всероссийской переписи населения 1897 г., колебалась от 5 до 6 человек.

Наряду с малой на территории Украины встречались неразделенные семьи, где вместе с отцовской семьей проживало несколько женатых сыновей со своими семьями. В отличие от большой семьи, неразделенные семьи не были устойчивыми и, как правило, сохранялись лишь до смерти отца,, после чего распадались на отдельные малые семьи. В семье существовало половозрастное разделение труда, по которому регламентировались обязанности каждого из ее членов. Это разделение накладывало отпечаток на существующие в семье взаимоотношения.

Взаимоотношения между членами крестьянской семьи

1 лавой семьи и распорядителем всех хозяйственных работ в семье был отец. Иногда старший сын еще при жизни отца получал право вести хозяйство. Распорядок дня зависел от хозяйственного состояния семьи, от размера хозяйства, наличия трудоспособных в семье и, разумеется, от времени года. Наследниками имущества после отца, как правило, являлись сыновья, получавшие равные доли, за исключением младшего. Он получал больше, если с ним оставались жить старики-родители после раздела. Женщине принадлежало только имущество, входящее в приданое. Оно составляло ее личную собственность (иногда даже с земельным наделом) и носило название материзна. Материзна никогда не включалась в общесемейное имущество, не делилась между членами семьи, а передавалась по наследству по женской линии. Отстранение женщин ог права наследования общесемейным имуществом свидетельствовало о ее неравенстве и зависимом положении в семье. Дочери в семье занимали подчиненное положение; после замужества они переходили в чужой род, в чужую семью и поэтому им не полагалось доли в общесемейном имуществе.

Взаимоотношения между членами семьи и положение женщины были неодинаковыми в разных по своему составу и форме крестьянских семьях. Малая семья существенно отличалась от неразделенной не только» формой, но и внутренним строем и характером. В малой семье, часто состоящей из родителей, неженатых детей и одного женатого сына, еще довольно сильной была зависимость и подчинение членов семьи их главег в быте сохранялось немало патриархальных пережитков, а взаимоотношения во многом напоминали взаимоотношения в большой или неразделенной семьях. В зажиточных крестьянских семьях патриархальная власть главы семьи была наиболее деспотической. Воля и распоряжения его являлись законом для всех членов семьи. Борьба за наследство воспитывала у сыновей покорность отцу, желание угодить ему, исполнять его прихоти, что часто заслоняло чувство любви и уважения.

Молодым супругам в таких семьях приходилось подчиняться воле родителей, быть зависимыми от отца, как главы семьи, а невестка целиком подчинялась свекрови, распоряжавшейся домашним хозяйством и продуктами и распределявшей работу по дому между младшими женщинами. Перегруженная работой по дому, хозяйству, уходом за детьми невестка терпела немало обид от свекрови, стремившейся переложить на нее большинство домашних работ. В молодых семьях, состоящих преимущественно из родителей и детей, взаимоотношения между мужем и женой строились на более равноправных началах. Женщина даже имела свое «бабское хозяйство», доходы с которого были в ее распоряжении.

Характеризуя положение разных членов семьи, следует сказать и о положении зятя-приймака. В крестьянские семьи зятя-приймака брали тогда, когда в них отсутствовали сыновья. Приймака обычно принимали к младшей дочери, чтобы она со своим мужем заботилась о родителях. Положение приймака в разных семьях было не одинаковым. Особенно тягостной доля приймака была в богатых кулацких семьях, где он фактически являлся батраком.

Вообще же более теплые родственные и равноправные взаимоотношения складывались в бедняцких семьях, где главенство в семье утверждалось и поддерживалось не столько экономическим положением отца, сколько его моральными качествами. Именно в этих семьях были более развиты чувства взаимопомощи, взаимопонимания и сильнее давали себя чувствовать родственные связи. Некоторыми особенностями характеризовались и семьи отходников. Капитализм, ломая патриархальные основы крестьянской семьи, способствовал в известной степени сближению условий их жизни, быта и взаимоотношений с условиями жизни и быта рабочего класса.

В. И. Ленин подчеркивал, что «...неземледельческий отход представляет из себя явление прогрессивное. Он вырывает население из заброшенных, отсталых, забытых историей захолустий и втягивает его в водоворот современной общественной жизни. Он повышает грамотность населения и сознательность его, прививает ему культурные привычки и потребности» \ Уходя на заработки, отходники поселялись на квартирах у пригородных крестьян или у семейных рабочих квартирантами и столовниками, но чаще жили артелями в заводских казармах (балаганах, или цюпках). Заработок отходников не мог удовлетворить потребности семьи тем более, что значительная его часть шла на уплату многочисленных налогов. Благодаря работе в новых условиях, содружеству с кадровыми рабочими отходники приобретали передовые навыки и традиции, знания и опыт, что содействовало расширению их кругозора и росту сознательности. Это особенно было характерно для молодежи, которая чувствовала себя более самостоятельной и независимой. Длительное пребывание на заработках главы семьи, а часто и взрослых детей влияло на взаимоотношения в семье, и особенно на положение женщины. В связи с отходом главы семьи она одна вела хозяйство и воспитывала детей. В. И. Ленин подчеркивал, что «Отход в города ослабляет старую патриархальную семью, ставит женщину в более самостоятельное положение, равноправное с мужчиной»2.

Среди сезонных отходников большую часть составляли девушки, которые с ранней весны и до поздней осени нанимались в помещичьи экономии для работы на свекловичных плантациях, чтобы заработать себе хотя бы на наряды. Рабочие свекловичных плантаций, жестоко эксплуатируемые помещиками, жили в ужасных бытовых условиях, и такие экономии превращались в очаги заразных заболеваний. Многие девушки возвращались домой калеками.

Воспитание детей

В первые годы жизни воспитание и уход за ребенком являлись обязанностью матери, однако ей часто приходилось на весь день оставлять малышей на старших детей или совсем без присмотра. Ребенка рано начинали прикармливать, причем одинаковой со взрослыми пищей. Любовь и ласка в воспитании сочеталась с требовательностью, с прививанием бытовых привычек и трудовых навыков. Дети в семье росли в духе послушания и уважения к родным и старшим. Воспитывать рекомендовалось не наказанием, а словом и примером «учи детей не страшкою, а ласкою»,— говорилось в народной пословице. Особенно осуждались лень, нежелание помогать семье, нерадивое отношение к труду. «Будеш трудитись — будеш кормитись»,— учила народная мудрость. Большое внимание в крестьянской семье уделялось поощрению. Хвалить детей считалось нескромным, но родные старались подарить что-либо ребенку, и это было для него настоящим праздником. Семья воспитывала высокие моральные и этические качества у своих членов. Кроме любви к труду, воспитывалась честность, правдивость, уважение к старшим вообще, а не только к родным и близким. Дети воспринимали веками сложившиеся в семье традиции, обычаи, взгляды, отношение к различным событиям жизни и быта и обычно, как и всюду, воспроизводили это в своих играх. Для развлечений у детей, особенно бедноты, было очень мало времени. Приучаясь с ранних лет к труду, они часто вынуждены были исполнять даже непосильную для них работу. Они помогали по хозяйству, няньчили младших братьев и сестер, пасли скот и т. д. Материальная необеспеченность вынуждала родителей посылать на заработки детей-подростков.

семейные обычаи и обряды. Свадьба

Родители стремились рано выдать замуж дочь или женить сына (для девушки брачный возраст начинался с 16 лет, для парня — с 18 лет). Это объяснялось прежде всего хозяйственными причинами: семья мужа подучала дополнительные рабочие руки; девушку отдавали пораньше из боязни, чтобы она не осталась незамужней, что в народе считалось зазорным.

В брак в большинстве случаев вступали равные по своему материальному положению стороны. Зажиточные семьи почти никогда не роднились с беднотой и вынуждены были мириться разве только с принятием затя (приймака). Иногда стремясь как-нибудь поправить материальное положение, бедные родители, не считаясь с желанием сына или дочери, дасильно отдавали их в зажиточные семьи. По поводу таких браков очень «справедливо говорилось в украинской народной песне:

Л1тав орел через море  Не те щастя, не та доля,

Почав воду пити;                              Де 6araTi люди.

Не впадае нам убогим  Де беруться по любов1,

Багатих любити.                               Щастя там прибуде г.

По обычному праву украинского народа, согласие тех, кто вступал в брак, было не обязательным, но фактически с ним считались. Согласие же родителей было обязательным. Брак всегда сопровождался свадьбой с ее богатой обрядностью. Решающее значение народ придавал именно традиционному свадебному обряду; без него, хотя венчание было совершено, совместная жизнь молодых не допускалась.

Из всех обычаев и обрядов наиболее ярким и цельным являлся свадебный обряд. Он возник на основе древнерусского свадебного обряда и состоял из нескольких основных частей, каждая из которых имела свое определенное значение и содержание (сватання, гыъце, коровай). Свадьбы на Украине справлялись обычно в определенное время весны, осени и зимы, свободное от полевых работ. Весной — обычно после пасхи и до троицы, осенью—с октября до середины ноября, а зимой в так называемые м’яснищ (мясоед), т. е. после рождества, на протяжении января и февраля.

Свадьба обычно начиналась сватанням, когда послы жениха — ста рости — непременно пожилые находчивые люди (один из них обязательно родственник жениха, чаще всего дядя) в традиционной форме как представители князя, охотника, ловця-молодця предварительно договаривались о браке с родителями невесты. Если предложение принималось, старосты обменивались хлебом с родителями невесты, пили могорич, а девушка-невеста перевязывала их вышитыми полотенцами — рушниками. Если же предложение не принималось, девушка выносила гарбуз (тыкву), что означало отказ и считалось для жениха и его родни большим позором. Через две недели после сватанья устраивали так называемые заручи- ни, которые по сути повторяли сватанье, но в более торжественной обстановке, в присутствии всех родственников и с исполнением многих обычаев и обрядов: пением ритуальных песен, повязыванием рушниками и т. д. Отказ от свадьбы после заручин был невозможен, а если же он совершался, то с вознаграждением пострадавшей стороны за расходы и «за обиду».

На заручинах договаривались о времени свадьбы. Поэтическим и красивым был следующий обряд украинской свадьбы — гыъце; «завивати гыъце» собирались девушки—подружки невесты обычно в пятницу. Они убирали деревцо сосны, вишни или какое-нибудь другое дерево разноцветными лентами, пучками ржи или пшеницы, цветами. Этот обряд символизировал целомудрие, красоту, свободу, молодость и вместе с тем прощание девушки-невесты с девичьей свободой, с прекрасной порой девичества вообще. В субботу вечером в сопровождении многих обрядов и песен изготовляли коровай — свадебный хлеб, имевший первоначально магическое значение; а в XIX в. и позднее он символизировал богатство и обеспеченность семьи; в него клали деньги «на счастье», и в конце свадьбы делили, одаривая каждого из присутствовавших на свадьбе с тем, чтобы они приняли участие в пожелании благосостояния и счастья молодой семье.

Главным во всем свадебном действе было исполнение основных свадебных обрядов, составлявших именно весыля и происходивших, как правило, в воскресенье. В этот день совершалось расплетение косы у невесты, покрывание ее головы, выкуп, посад, прощание с родственниками, раздел каравая и венчание в церкви. Из всех этих обрядов центральным считался обряд посада жениха и невесты на diotcy. Он означал их обрядовое соединение. Свадьба заканчивалась циклом архаических так называемых перезвяних обрядов, связанных с сохранением невестой девичьей чести. В свадьбе принимали участие не только родственники, и она по сути была не только семейным, но и общественным торжеством, так как большинство односельчан так или иначе принимало в ней участие, хотя бы в качестве активных зрителей.

Целым рядом обычаев и обрядов сопровождалось и такое семейное торжество, как рождение ребенка. В семье отмечали родины сразу же после рождения ребенка, и хрестини — после его крещения в церкви. На родинах большую роль играла бабка-повитуха — распорядительница родильными обрядами, которые символизировали пожелание здоровья, счастья и хорошей жизни новорожденному. На крещении такая роль принадлежала кумам. В традиционной части крестин основным обрядом считалось заворачивание младенца в вывернутый шерстью наверх кожух и укладывание его на покутЬ (красный угол). После церковного крещения в доме новорожденного устраивалось угощение, обязательно с одариванием матери новорожденного и бабки и приготовлением традиционных блюд (бабина каша, узвар — «виноград» и др.)* Через год в каждой крестьянской семье отмечались пострижини — годовщина со дня рождения ребенка. Суть обряда состояла в том, что крестный отец выстригал у ребенка на голове крест.

Кроме свадьбы, рождения детей и других семейных событий, каждая семья отмечала проводы новобранца. Проводы сопровождались песнями- плачами, которые походили на причитания по покойнику, так как семья лишалась одного из своих кормильцев.

Немало обычаев и обрядов сопровождали похороны. В Карпатах и в некоторых других местах Украины, например, бытовал древний, известный со времени Киевской Руси обряд похорон на санях. Особый интерес представляли разнообразные и многочисленные игры при покойнике, сохранявшиеся в Подолии, Карпатах и Закарпатье и являвшиеся, по-видимому, пережитками магических действий, сопровождавших похоронный обряд в древности. Среди них различаются игры спортивные, «свадебные» и социально-бытовые. В отличие от людей старшего поколения молодых неженатых людей хоронили в свадебном и праздничном наряде. В прощании с ними, особенно в причитаниях, использовались поэтические приемы, свойственные свадебным песням.

В целом вплоть до XX в. в свадебном обряде, родинах, крестинах, похоронах сохранялись пережитки дохристианской религии. Так, в украинской свадьбе выполняли ряд магических действий, направленных на то, чтобы уберечь жениха и невесту от влияния злых сил, обеспечить новой семье счастье, плодовитость, здоровье, материальный достаток и т. д. Значительная часть магических действий исполнялась во время приготовления каравая. Многие свадебные обряды сопровождались пением ритуальных песен. Православная церковь внедрила в народный свадебный ритуал свои обряды. Одним из таких обрядов было венчание, ставшее составной частью вес1лля.

Пережитки дохристианской религии сохранялись и в родильных обрядах украинцев. Ряд магических действий исполнялся во время родов, при перерезании пуповины. Считалось, что ребенок от рождения до крещения легко мог попасть под опасное влияние темных сил, поэтому в доме перед иконами в этот период должна была гореть свеча. Гуцулы, кроме этого, еще обкуривали дом ладаном. Корыто или лохань, в которой баба-повитуха впервые купала ребенка, обязательно окропляли «святой водой».

Народный обряд крестин хотя и был связан с христианским обрядом крещения, но в основе его лежало представление о магическом очищении водой от злых духов. Кроме того, крестины были пережитком древних посвятительных обрядов — принятия ребенка в общину.

Народный похоронный обряд, бытовавший среди украинцев в эпоху феодализма и капитализма, также сохранял некоторые характерные пережитки дохристианских религиозных представлений.

Большим праздником в каждой крестьянской семье был Новый год. К нему заранее готовились, старались завершить оставшиеся хозяйственные работы, убирали жилище. 31 декабря совершали целый ряд обрядов, символизировавших урожайность, плодовитость, изобилие. На праздничный ужин выпекали в большом количестве мучные изделия — пироги, кныши, калачи, варили вареники, приготовляли много блюд, веря в тоу что изобилие праздничного стола в этот день обеспечит его на весь год- Дети, девушки и парни накануне Нового года ходили по селу щедруватъг т. е. специальными песнями (щедр1вками) поздравлять своих односельчан. Парни, переодевшись медведем, козой или просто в вывернутый шерстью наверх кожух, водили Меланку г.

Зарождение новых семейных отношений. Рабочая семья

В ходе развития капитализма и роста пролетаризации города и деревни возникла ранняя форма рабочей семьи, постепенно порывавшей связь с деревней и собственным хозяйством. Для членов такой семьи работа в промышленности была не временной и сезонной (как у отходников), а постоянной. Эти семьи часто жили еще в селах и имели даже небольшие хозяйства и приусадебные участки. Но и в этом случае основную часть бюджета семьи составлял заработок в промышленности. Формой рабочей семьи была семья малая. Развитие капиталистических отношений приводило к переселению крестьян поближе к промышленным центрам, в города и рабочие поселки и к пополнению рядов рабочего класса. Таким образом* в конце XIX— начале XX вв. на Украине складывается уже новая форма рабочей семьи — семья кадрового рабочего пролетария. В. И. Ленин писал, что создается «...особый класс населения, совершенно чуждый старому крестьянству, отличающийся от него другим строем жизни, другим строем семейных отношений, высшим уровнем потребностей, как материальных, так и духовных»2. Экономической основой такой семьи был заработок всех трудоспособных членов семьи в промышленности, что вело к возникновению равноправных отношений между мужем и женой, родителями и взрослыми детьми. Передовая рабочая семья характеризовалась складывающимся материалистическим и атеистическим мировоззрением, более высоким культурным уровнем, политическим сознанием и классовой солидарностью, умением сочетать личные интересы с общественными.

В семейном быту рабочих разных районов наряду с украинским знали и говорили на русском, польском, румынском и других языках, знали и исполняли украинские, русские, польские и другие обычаи и обряды, поговорки, песни. В смешанных по национальному составу семьях быто*- вали и смешанные обычаи и традиции. Семейный быт и культура рабочих больше подвергались влиянию городской жизни. Рождались новые вкусы и привычки, прививались новые обычаи и традиции.

В основе семейных отношений между мужем и женой в большинстве случаев лежали взаимная любовь и уважение, более заметно проявлялись взаимопомощь, уважение к женщине-матери. Женщина-мать в рабочих семьях распоряжалась семейным бюджетом; муж и взрослые дети отдавали ей заработок. Глава семьи — отец — в условиях капиталистической эксплуатации часто не мог своим заработком в полной мере обеспечить потребности семьи. Основная масса рабочих должна была на свою нищенскую заработную плату содержать семью, прежде всего оплачивать дорогостоящую квартиру и закупать необходимые продукты питания. Материальные недостатки заставляли работать в промышленности женщин, что, с одной стороны, было основой для более равноправных отношений в семье между мужем и женой, а с другой, усугубляло и без того- тяжелое положение последней. Часто за одинаковый с мужчиной труд женщина получала значительно меньшую зарплату. Дома на ее плечи ложилась значительная часть работы по обслуживанию семьи. Тяжелым было для женщины-работницы и материнство. Отпусков до и после родов, медицинской помощи и детских учреждений не было. Приходилось часто оставлять малышей на попечение старших детей.

Наравне с экономической независимостью в семье росла грамотность и общественно-политическая активность женщин-работниц. В. И. Ленин писал, что «.. .привлечение к производству женщин и подростков есть явление в основе своей прогрессивное» х. С привлечением женщин к непосредственному участию в общественном производстве «...крупная машинная индустрия толкает вперед их развитие, повышает их самостоятельность, т. е. создает такие условия жизни, которые стоят несравненно выше патриархальной неподвижности докапиталистических отношений» 2.

На семейные отношения рабочих влияло также участие их в общественных событиях. Революционная борьба пролетариата порождала и воспитывала высокую сознательность, новые товарищеские отношения между мужем и женой, родителями и старшими детьми.

В рабочих семьях, как и в крестьянских, детей с раннего возраста приучали к труду, они помогали в домашнем хозяйстве, смотрели за малышами, покупали продукты. Тяга к учебе детей в рабочих семьях была больше, нежели в крестьянских; рабочие стремились посылать детей в школу, причем как мальчиков, так и девочек. Однако из-за тяжелых материальных условий большое число детей не имело возможности учиться. Обучение в средних и высших учебных заведениях, как и во всей Российской империи, было почти недоступно из-за высокой платы и сословных ограничений.

Многие черты, свойственные семейным и брачным отношениям у крестьян, стирались в рабочей среде. Все чаще брак освобождался от материальных соображений и строился на новых принципах. Решающим условием для вступления в брак было, как правило, взаимное чувство молодых. Ф. Энгельс пишет, что только с уничтожением капиталистического производства не останется другого мотива при заключении брака, кроме взаимной склонности 3. В рабочей семье брачный возраст мужчин был значительно выше брачного возраста крестьянской молодежи. Это объяснялось отсутствием материальной базы для создания семьи, безработицей, длительным услужением мастеру для получения специальности, а зачастую и необходимостью в течение долгого времени содержать малолетних сестер и братьев. Брак в рабочей семье в большинстве случаев сопровождался очень сокращенным обрядом традиционного весшля. Более полно он отмечался в семьях, которые не утратили связь с крестьянским бытом. Передовые украинские рабочие с атеистическим мировоззрением иногда отказывались даже от венчания в церкви и вступали в гражданский брак. В отличие от традиционного вес1лля такие браки сопровождались свадьбой— вечеринкой для узкого круга родственников жениха и невесты, а также близких товарищей по работе. Приданому в рабочей свадьбе не придавали такого существенного значения в создании материальной базы новой семьи, как в крестьянском быту, но его по возможности готовили. Если жених и невеста были разных национальностей, то за основу обычно брался свадебный обряд национальности невесты. Это объяснялось, очевидно, влиянием традиций, по которым основные свадебные обряды происходили в доме невесты.

Как и в крестьянской семье, в рабочих семьях также отмечались день рождения ребенка, проводы в армию, свадьба и др., сохранявшие немало традиционных элементов. В рабочих семьях отмечали и некоторые праздники, не праздновавшиеся в крестьянской среде, например, именины и день рождения кого-либо из членов семьи *. На именины приглашались гости, устраивали угощение, пекли специальный пирог, дарили имениннику подарки. В похоронах рабочих складывались новые традиции, характерные для революционной части населения (траурная процессия с флагами часто под звуки духового оркестра, произнесение речей, пение революционных песен).

Праздник пролетарской солидарности — 1 Мая — рабочая семья отмечала, кроме участия в демонстрации, еще за городом в лесу, на лугу, на берегу реки с песнями, музыкой и приготовлением традиционной каши. Революционная борьба, в которой принимали участие члены рабочих семей, способствовала формированию черт нового быта, новых общесемейных отношений и высокой сознательности.

В своем развитии украинская семья прошла одинаковый путь с семьей у русского и белорусского народов. Но особенности истории Украины определили некоторые особенности ее развития. Здесь раньше, чем в России и Белоруссии, началось разложение большой патриархальной семьи, и господствующей формой семьи стала семья малая, индивидуальная. Это отразилось на семейном укладе, взаимоотношениях и в целом на быте крестьянской семьи. Некоторые особенности существовали и в семейной обрядности, но ее близость в целом к обрядности русских и белорусов, наличие в них общих составных элементов свидетельствует о единстве происхождения, формирования и развития семьи и семейной обрядности трех братских народов.