Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Изменения в костюме украинцев в советский период
Этнография - Народы Европейской части СССР

Социалистические преобразования в СССР обусловили и изменения в костюме советских людей. После разгрома иностранной интервенции и окончания гражданской войны в первой половине 20-х годов в быту рабочих сохранялись многие старые образцы одежды: верхняя рабочая сорочка, которая носилась навыпуск, чемерки, полушубки, женские парочки.

Вскоре промышленность начала снабжать население фабричной одеждой, а мастерские брали ее за образец. В условиях нэпа главным образом в среде капиталистических элементов имело место влияние буржуазных мод, которое шло из-за границы.

В 30-х годах в ходе грандиозных социально-экономических преобразований в стране, вызывавших изменения в культуре и быте населения, к проблеме костюма проявлялся большой интерес. В печати, в частности, обсуждались вопросы мод костюма, его функциональности, гигиеничности и др. Поиски новых форм одежды не всегда были удачны. В первой половине 30-х годов на моделировании сказались формалистические течения в искусстве. Широко были распространены, особенно в женских платьях, мужских и женских пальто, покрои геометрических форм. Со второй половины 30-х годов приобретает широкое распространение одежда по старым народным образцам, в особенности расклешенные женские платья и пальто, юбки в густую сборку. Тогда же широко начали входить в быт блузки в народном стиле, платья, разработанные на основе народной одежды, а также платья городских покроев с использованием народной вышивки и пр. Во второй половине 40-х годов попытки использовать народные элементы в моделях одежды еще более участились. Появились женские верхние зимние пальто с перехватом в талии и с опушкой, характерной для кожушанок. Разнообразно использовались традиционные орнаменты вышивки и пр.

Преобладающим костюмом в 40-х годах, как и в последующее время, является развивающийся на основе городской одежды костюм, который отличается в первую очередь практичностью. В настоящее время по-прежнему сохраняются в моде ткани с рисунком, построенным на традиционных орнаментах. На фабриках вырабатываются и традиционные ткани, главным образом плахтовые, хлопчатобумажные и шерстяные, в цветную полоску, из которых шьется различная женская одежда (юб»ки, платья и другие изделия). Внедрены в производство фабрик художественной промышленности широко бытующие в городе блузки в народном стиле и традиционные мужские вышитые сорочки.

Народные мотивы используются и при моделировании одежды. Чаще всего применяется народный орнамент. Например, рукава женского жакета, сшитого из тяжелой шелковой ткани, расшиваются по образцу рукавов традиционной украинской женской сорочки. Иногда используются отдельные элементы покроев (например, в женском пальто имитируются клинья сзади по образцу народной свиты; цельнокроенные платья с вышитым рукавом, как у сорочки).

Наблюдаются попытки стилизовать отдельные элементы костюма в целом; например, во Львове производятся жакеты типасердакаи пр. Степень стилизации костюма зависит от силуэта, который определяется требованиями моды.

В целом в настоящее время в быт всех слоев городского населения широко входят народные украинские формы одежды и в их числе мужские вышитые сорочки и женские блузки с традиционной вышивкой, распространившиеся по всему Советскому Союзу.

Одежда советского крестьянства

Коренные изменения в одежде советского крестьянства начались уже на первом этапе развития советского общества. Успехи советской экономики в восстановительный период, а затем в период индустриализации страны обеспечили снабжение населения мануфактурой и в значительной степени готовой одеждой. На селе уже в 20-х годах широко распространились городские элементы одежды: костюмы, пальто, обувь и пр. Зародившиеся в дореволюционном селе под влиянием города, главным образом рабочей среды, предметы одежды (женские блузки, сарафаны, прямоспинная женская и мужская верхняя одежда, мужские чемерки и пр.) приобрели еще большее распространение.

Решающее влияние на замену традиционного костюма городским имела индустриализация страны и расширение производства товаров широкого потребления. В 30-х годах прекратилось домашнее производство материалов для одежды. В преобладающем большинстве крестьяне стали шить одежду из фабричных материалов или покупать одежду фабричного производства.

В настоящее время костюм сельского населения в основе является городским, но имеет свои особенности, вызванные условиями труда и быта, а также влиянием традиций. Особенностью мужского костюма сельских районов является сорочка, которую шьют по традиции туникообразной и вышивают. Из традиционных форм костюма широко бытует в западных областях безрукавка, которая служит удобной одеждой в условиях горного климата. Под влиянием украинской народной традиции гимнастерка, которая широко распространена, иногда заправляется в брюки.

В качестве верхней мужской одежды, кроме пальто, распространены полупальто. Сшитые дома без мехового воротника полупальто называются курткой, сукманом, свитой и пр. По своему происхождению полупальто ведет свое начало от свиты, на основе которой в рабочей среде еще до революции возникла прямоспинная свита со стоячим невысоким воротником, как и у традиционной свиты, а также с рукавами, обшитыми по краям кожей.

В качестве головных уборов преобладают летом кепи, зимой — шапка- ушанка. Одежда детей — в основном городская.

В среде девушек в качестве праздничного костюма бытуют традиционные сорочка, плахта, керсет, безрукавка, запаски (западные области). Их производят фабрики художественной промышленности. Верхняя сорочка бывает на кокетке, ее украшают традиционной вышивкой (Львовская обл.). Будничная сорочка домашнего производства, став одеждой нательной, под влиянием городских мод приобрела иной вид (обычно без вышивки, туникообразная; как правило, она не имеет воротника, бывает иногда без рукавов или с короткими рукавами). В качестве праздничных сорочек преобладают фабричные. Традиционные сорочки шире бытуют в Карпатах в связи с распространением там безрукавки, из-под которой видна вышивка.

На основе женских традиционных сорочек сформировалась блузка. Шьются в селах блузки и городских покроев, но они украшаются вышивкой, свойственной сорочкам. Блузки такого типа впервые появились в городах и были там широко распространены уже в 20-х годах. Народные типы блузок берутся народными мастерами и профессиональными художниками за основу при разработке новых вариантов, что служит ярким примером взаимовлияния и взаимообогащения профессионального и народного творчества.

Несмотря на широкое распространение женских пальто, в сельских местностях среди женского населения в значительной мере бытует в качестве и рабочей и праздничной верхней одежды так называемый сачок городского покроя, который аналогичен мужскому полупальто. Мужская куртка служит только рабочей одеждой. В качестве головных уборов преобладают платки. Шляпы встречаются редко. Рабочей обувью зимой служат сапоги и валенки.

Женский костюм характеризуется и возрастными особенностями. Например, старухи почти не носят платья, а вместо него носят кофточки, блузки, юбки темных цветов. В целом в женском костюме объединяются городские его элементы с традиционными (сорочкас юбкой, безрукавки в степной части Украины надеваются сверху блузки, платья и даже жакета).

С повышением благосостояния населения из года в год все шире и разнообразнее удовлетворяются его потребности в высококачественных товарах широкого потребления, в частности, в добротной и красивой одежде, обуви и головных уборах.

Особое внимание в настоящее время партия уделяет производству материалов для одежды и обуви химическим путем. В свете новых требований декабрьский Пленум ЦК КПСС 1963 г. разработал грандиозную программу развития химии, в частности, в производстве товаров широкого потребления. Этим вопросам также был посвящен и Пленум ЦК КПУ.