Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Крестьянские промыслы украинцев в прошлом. Их виды и особенности
Этнография - Народы Европейской части СССР

Домашняя промышленность, неразрывно связанная с земледелием и характеризовавшаяся переработкой сырьевых материалов, получаемых в крестьянском хозяйстве самой крестьянской семьей, широко была распространена на Украине в период феодализма и капитализма. Крестьянские промыслы отличались большим разнообразием — было развито ткачество, гончарное дело, обработка дерева и металла, переработка пищевых продуктов.

Тяжелое экономическое положение крестьянства вынуждало его в домашнем обиходе и хозяйстве пользоваться своими собственными изделиями из дерева, глины, соломы, камыша. Часть этой продукции шла на рынок. В крестьянских промыслах вплоть до Октябрьской революции сохранялись в основном примитивные способы добычи и переработки сырья, та же рутинная техника, которая была и в период феодализма. В западных областях Украины это сохранялось вплоть до воссоединения их в УССР.

Благодаря постепенно крепнувшим торговым связям с Россией изделия украинских ремесленников все чаще стали проникать в русские города. Прежде всего это относится к кафелям, изделиям из гутного стекла и коврам. Одним из наиболее распространенных домашних промыслов была обработка растительного волокна (лен, конопля), шерсти. Процесс обработки растительного волокна был трудоемким: коноплю мочили в водоемах, лен для вымачивания стлали тонким слоем на мокром лугу, а потом просушивали и «трепали», т. е. с помощью специальных приспособлений (характерных для всех славян) — мялок — отделяли волокно от кострищ, а затем чесали. Пряли с помощью самодельного веретена. Для окраски пряжи крестьяне пользовались растительными красителями, которые сами изготовляли. Со второй половины XIX в. для окраски стали применять химические красители.

Обработка шерсти была менее сложной. Овец стригли металлическими ножницами (отписками). Затем шерсть мыли в щелочи, перебирали и расчесывали проволочными щетками на специальных досках с гвоздями (грем- плях). Пряжа из шерсти грубошерстных овец делилась в зависимости от длины волосков на тонкую (довгу волость) и грубую (шпинь). Из первой преимущественно изготовляли декоративные ткани (ковры, скатерти и т. д.), из второй — сукно. Пряли шерсть с помощью веретена.

На Украине были широко распространены юризонтальные и вертикальные ткацкие станки. Основной частью вертикального (более древнего) станка была рама, состоящая из двух столбов, соединенных вверху и внизу двумя перекладинами. Вертикальные станки были двух подтипов: для тканья ковров (в Восточной Украине эти станки назывались кросна, в Западной Украине — разбо'1) и для тканья рогож. Наиболее простым видом горизонтальных станков на Украине были кросна или версшат. Этот тип ткацкого станка был широко распространен в Черниговской и Киевской губерниях и волынском Полесье. В некоторых районах Украины (Полесье) были распространены станки — стаей, лишь немного отличающиеся от кросен.

Техника тканья у украинцев была разнообразна. Самым цростым считалось тканье на двух подножках, когда получали белые гладкие полотна. Традиционным узорным тканьем у украинцев, русских и белорусов было тканье на четырех подножках. При таком способе получался узор со- сонка (елочка). Известна еще была техника тканья под закладку (так изготовлялись на Волыни женская поясная одежда — запаски и ковры). На станках ткали полотна, рушники, скатерти, ковры, мешковину и рогожу. Ткацкая продукция потреблялась в основном внутри крестьянского хозяйства и лишь незначительная часть (ковры) шла на рынок.

Обработка шкур была распространенным промыслом в различных частях Украины. Она делилась на четыре самостоятельных ремесла: выделка овчины (куштрство), выделка кожи (чинбарство), сапожничество (шевство), изготовление конской сбруи (лимарство). Из овечьих шкур крестьяне делали кожухи и шапки. Обувь, сбрую и другие хозяйственные изделия изготовляли из кожи волов, лошадей и свиней. Шкуры домашних животных обрабатывались различными способами (с помощью хлебного кваса, мела, извести, пепла, соли, дубовой коры, глины) в зависимости от того, какой вид кожи изготовлялся.

Обработка дерева считалась одним из самых важных домашних промыслов на Украине. Особенно она была развита в лесных и лесостепных районах Украины.

Важным деревообрабатывающим промыслом являлось изготовление возов, колес, полозьев для саней и др. (стелъмашество). Широко было распространено бондарство. Самой сложной технической операцией при изготовлении бочек была прорезка ymopie — кривых пазов в клепках, в которые входит днище. Бондари имели несложный инструментарий—деревянный циркуль (розм1ряч), кривой струг (уторник) и клинья, используемые при надевании обручей. Иногда изделия выдалбливали из цельных кусков дерева. Так делали ульи, лодки, ступы, корыта, ковши, солонки, ложки и т. д. На Украине было также распространено изготовление деревянных гребней, а также сундуков (скрынь), нередко декорированных росписью либо резьбой (гуцульские скрыни).

Помимо этих промыслов, широкое распространение имело плетение изделий из лозы, коры, соломы. Из этих материалов делали коробки, корзины, плетенки для зерна (солом’яники), шляпы (брилъ) и др.

Гончарное дело также занимало одно из ведущих мест среди крестьянских промыслов. Керамическая продукция потреблялась частично в самом крестьянском хозяйстве, частично шла на продажу. В разнообразных формах украинской керамики было много общего с посудой русского и белорусского народов. Свои изделия гончары производили в основном на ножных гончарных кругах. На Украине были распространены два типа гончарных кругов: волошские и шленские. Волошский состоял из двух деревянных дисков — большего нижнего (стдняка) и меньшего верхнего (верхняки). Диски были насажены на общую ось и приводились в движение ногой. В шленском, более древнем гончарном круге, верхняк и сшдняк соединялись при помощи шести спиц. После просушки посуду обжигали в специальной печи (горнъ). Глазурованную посуду обжигали дважды. Все виды керамических изделий могут быть } разделены на четыре группы: бытовая посуда, бытовая декоративная посуда, керамическая декоративная скульптура и техническая декоративная и строительная керамика. К первой группе относилась посуда для хранения, приготовления и подачи пищи: миски, полумиски, различные горшки (борщЬвники, кашники, близнята), глечики, тикви и т. д. Бытовая декоративная посуда, покрытая изнутри разноцветной поливой и украшенная снаружи растительным и животным орнаментом, и фигурная посуда (куманщ, баранщ, плесканщ) в крестьянских жилищах постоянно находилась на открытых полках — мисниках. Ею пользовались только в праздники, а в остальные дни она служила украшением. Керамическая скульптура представляет интерес как разновидность украинского изобразительного искусства. Наиболее распространенными видами ее являлись разного рода свистунщ, курочки, твники, уточки, баранчики, собачки. Из технической декоративной керамики наиболее интересным было производство глазурованного кафеля, которым облицовывались печи. Для строительных нужд производились кирпичи, черепица, облицовочные плитки. Главными гончарными центрами на Украине в XIX в. считались в Полтавской губ.— с. Опошня, с. Хомутец; в Киевской — с. Дибинцы, с. Межигорье, Васильков; в Черниговской — Ичня, Нежин; на Подо- лии — с. Бубновка, с. Кришинцы, с. Бар; в Галиции — с. Пистынь, с. Косов; в Закарпатье — Ужгород, Хуст. Известными мастерами керамических изделий, которые создали свои школы, были Д. Забила, Ф. Чер- винка (Полтавская губ.), К. Масюк (Киевская губ.), Т. Гончар и И. Гончар (Подолия) и мн. др. При общности форм украинской народной керамики, каждый гончарный центр изготовлял продукцию, отличавшуюся теми или иными локальными особенностями.

Выработка стекла была известна на территории Украины со времен Киевской Руси. В XVI—XIX вв. на Волыни, в Черниговской, Сумской, Харьковской и Киевской губерниях, на Подолии, в Галиции, Закарпатье и Буковине стекло производилось на небольших предприятиях — гутах. Гуты были разной мощности — на одну, две и три печи. Каждая печь имела несколько огнеупорных керамических сосудов (дойницъ) для выплавки простого, зеленого, синего, дымчатого стекла, а также хрусталя. Гуты выпускали преимущественно оконное стекло и посуду: бокалы, штофы, баклаги, тарелки. Очень своеобразным изделием была фигурная посуда для напитков в виде медведей, зайцев и т. д. Гутные изделия часто раскрашивались масляными красками. Гутное производство прекратило свое существование во второй половине XIX в. с развитием капиталистического производства.

На Украине издавна была известна добыча селитры, которую использовали при изготовлении стекла, консервировании продуктов, для производства пороха (с начала XV в.).

Широкое распространение также получила обработка металлов: железа, меди, олова, свинца, а также золота и серебра. Сельские кузнецы изготовляли орудия для обработки дерева (топоры, струщ, долота); сельскохозяйственные орудия (наральники, лемеха, лопаты), хозяйственно-бытовые предметы (рогачи, ножи и т. д.). Кузнецы также оковывали возы. Главными кузнечными инструментами были: наковальня, щипцы, молот, молоток-пробойник; в конце XIX в. стали употреблять пилы-ножовки, ключи для нарезки винтов, расточки для копыт, инструменты для производства гвоздей. Ковку применяли и холодную и горячую. Последняя была распространена на Украине в XIX в. шире.

Переработка пищевых продуктов у украинцев очень своеобразна. Вплоть до начала XX в. на Украине были распространены ручные и ножные ступы, а также ручные мельницы — жорна, которые состояли из двух жерновых камней, соединенных железным веретеном.

Помол большого количества муки производился на водяных и ветряных мельницах — вЬтряках. В XIV—XV вв. на Украине существовали только водяные мельницы. Они были стационарные, с плотиной, а на больших реках — наплавные, на пароме. Стационарные мельницы приводились в движение водой, которая падала с плотины на ковши, закрепленные на колесе, наплавные — текучей водой. Водяные мельницы имели не только устройство для размола зерна, но и крупорушки, а также использовались как двигательная сила при обработке дерева (лесопильни), переработке масличных культур, валянии сукна, изготовлении пороха, в железорудном деле (с XV в.), в производстве бумаги (с XVI в). Ветряные мельницы получили широкое распространение с XVII—XVIII в. по всей территории Украины — от Слободской Украины до Буковины и от северных границ до Черного моря.

Конструктивных вариантов ветряных мельниц было очень много (восьмигранная башня с вертикальными стенами, усеченная пирамида, квадратная, переходящая в восьмигранную, просто квадратная и др.), но все они делились на три основных типа. Первый, наиболее древний тип, не имел устройства для поворота крыльев к ветру и поэтому со временем исчез. Второй тип, с вращающейся основой, был распространен преимущественно в лесостепных и степных районах Харьковской, Полтавской, Киевской губерний и в южных районах Украины. Третий — с вращающейся крышей, наиболее часто встречался в Черниговской губ. Мельницы принадлежали обычно помещикам или кулакам. Многие же бедняки пользовались примитивными ручными мельницами.

Для выдавливания растительных масел применяли ручные маслобойки. Основой маслобойки служили два столба — лапки, укрепленные вязю,— горизонтальной колодой. Посредине столбов помещались две плахи — мачухи. Они давили на мешок с зерном, помещенный в выемке каждой мачухи, при помощи клиньев, вставленных в отверстия на лапках.

При общности в технологии изготовления и орудиях производства изделия домашних промыслов украинцев отличались значительным разнообразием. Локальные отличия проявлялись довольно ярко в украинских домашних промыслах и в период капитализма. Так, особенностью черниговской керамики было своеобразие древнеславянских форм и орнаментации. Черниговские мастера на сырой фон одного тона поливы наносили другой цвет, что придавало поверхности посуды мраморный оттенок. Они же вкладывали много художественной находчивости и таланта в разработку орнамента на кафелях, которыми облицовывали стены и печи. Характерной особенностью черниговских кафелей был синий растительный орнамент на белом фоне. Оригинальной тональностью отличалась волынская и полесская керамика так называемая чернолощеная посуда (сиваки с вертикальными блестящими полосами). Этот тип посуды широко бытовал в районах Тернополя, Львова и Станислава. Подольская керамическая продукция славилась своей полихромной яркой расцветкой и оригинальными формами. Миски, изготовлявшиеся в Полтавской губ., разрисовывались растительным орнаментом на темно- коричневом, желтом, зеленом и серо-голубом фоне. Среди керамических изделий гуцулов преобладала посуда, покрытая белой поливой, с гравировкой и орнаментом. Локальные особенности существовали и в расцветках ковров. Так, в центральной Украине был распространен «полтавский тип» с волнистым узором из больших цветов. Подольские ковры украшались сплошным геометрическим и растительным орнаментом без общего фона.

Разнообразие и отличие многих видов продукции домашних промыслов украинцев при единстве их главных, общих черт, свидетельствовало о том, что развитие промыслов было своеобразным в каждом из локальных районов Украины. Во второй половине XIX — начале XX в. с развитием капитализма народные промыслы стали постепенно приходить в упадок; снижались художественные достоинства изделий. Домашние промыслы существовали более продолжительное время только в экономически отсталых районах Украины (Полесье, Волынь, Карпаты).

Развитие мелких крестьянских промыслов способствовало подготовке рабочих кадров, привлекавшихся на работу в мануфактуру и крупную машинную индустрию. В. И. Ленин отмечал: «Крупная машинная индустрия не могла бы так быстро развиться в пореформенный период, если бы позади нее не стояла продолжительная эпоха подготовки рабочих мануфактурой»*.

После Великой Октябрьской социалистической революции начался новый период в истории народных промыслов. Народные умельцы освободились от гнета и эксплуатации скупщиков и ростовщиков.