Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Образование украинской нации в условиях возникновения и формирования буржуазных отношений
Этнография - Народы Европейской части СССР

Крестьянско-казацкие восстания, усилившиеся с конца XVI в., сыграли выдающуюся роль в истории длительной героической борьбы украинских народных масс против господства польской шляхты и местных эксплуататоров. Эти восстания, охватывая огромные территории и объединяя широкие массы сельского и городского населения Украины, содействовали сплочению, консолидации украинской народности, укреплению ее этнической общности, росту ее национального самосознания и патриотизма. Восстания конца XVI в. явились началом освободительной борьбы украинского народа, которая особенно широко развернулась во второй четверти XVII в. и была связана с новым этапом в его историко-этническом развитии — началом превращения его в буржуазную нацию.

Украинская народность в этот период, несмотря на захват ее земель иноземными феодалами, переживала в основном тот же этап историкоэкономического развития, что и русская народность. На Украине также примерно с XVII в. в связи с дальнейшим ростом товарно-денежных отношений и обмена между отдельными землями начали складываться национальные связи. Феодально-крепостнический и национально-религиозный гнет шляхетской Польши, который основной тяжестью лег на крестьянство и массу городских жителей, был сильнейшим тормозом экономического и культурного развития Украины. Несмотря на это, на Украине продолжали развиваться города — центры ремесла и торговли, происходил процесс превращения ремесла в товарное производство.

Усиливались рыночные связи в сельском хозяйстве, зарождались предпосылки мануфактуры, возрастали экономические связи между отдельными украинскими землями, расширялся внутренний рынок, росло зажиточное мещанство (купечество, цеховые мастера), более заметным становилось социальное расслоение не только среди городского населения, но и (хотя в меньшей мере) среди крестьян, увеличивалась прослойка наемных неимущих работников как в городах, так и в селах, обострялись классовые противоречия в городах и т. д. Зажиточное мещанство стало создавать особые национально-религиозные организации — братства (Львовское, Киевское и др.), имевшие большое значение в борьбе против гнета шляхетско-католической Польши, за культурно-национальное развитие украинского народа. В 30-х годах XVII в. возникла Киево-Моги- лянская Коллегия (переименованная в 1701 г. указом царя Петра I в Академию), сыгравшая большую роль в развитии не только украинской, но и русской культуры.

Зарождение национальных связей активизировало борьбу украинского народа против гнета шляхетской Польши за воссоединение с Россией. Особенно большого размаха и остроты эта борьба достигла в годы освободительной войны 1648—1654 гг. под руководством выдающегося государственного деятеля и полководца Богдана Хмельницкого. Главной и решающей силой освободительной войны было угнетенное крестьянство, боровшееся прежде всего за уничтожение крепостнического гнета польских и украинских феодалов. При исторически сложившихся неблагоприятных условиях процесс формирования украинской национальной государственности не мог завершиться созданием суверенного государства. Это хорошо понимал Богдан Хмельницкий. Отражая интересы украинского народа, он с самого начала войны стремился к воссоединению Украины с Россией, которое и было провозглашено на исторической Переяславской раде 8(18) января 1654 г. Богдан Хмельницкий был выразителем социальных интересов украинской феодальной верхушки (казацкой старшины), которая стремилась сохранить и укрепить феодально-крепостнические отношения на Украине. Однако, поддерживая развитие городов, промыслов, торговли, купечества, он способствовал зарождению национальных связей на Украине в XVII в.

Борьба украинского народа против шляхетской Польши, требовавшая сплочения народных сил различных земель Украины, в свою очередь усиливала начавшийся процесс формирования украинской нации. Этому процессу способствовало, в частности, смешение населения разных областей, в результате чего укреплялась языковая и культурная общность украинского народа. Весьма характерно, что во время освободительной войны 1648—1654 гг. в войско, возглавляемое Богданом Хмельницким, вливались народные массы из разных местностей Украины как восточных, так и западных вплоть до Буковины и Закарпатья. Спасаясь от жестокого социального и национального гнета, многие крестьяне и городские жители бежали с запада и севера Украины на юго-восток, на среднее Приднепровье, где гнет был слабее. Это содействовало нивелировке диалектных расхождений, возникновению большой группы более или менее однотипных юго-восточных говоров. Важным фактором в процессе превращения украинской народности в нацию было создание национальной этнической территории.В первой половине XVII в., одновременно с укреплением экономических связей между отдельными украинскими землями, происходил интенсивный прилив населения на менее заселенную территорию среднего Приднепровья, которое в конце XV — начале XVI в. сильно пострадало от татарских нападений. Вместе с тем усиливалась борьба за освоение низовьев Днепра, чему содействовало возникновение здесь в XVI в. центра украинского казачества — Запорожской Сечи; усиливалось также заселение Слободской Украины, входившей в состав Русского государства, где к 50-м годам XVII в. возник ряд новых городов (Острогожск, Сумы, Лебедин, Ахтырка, Харьков) и много слобод.

Название «Украина» в XVII в. распространилось на все земли, заселенные украинским народом, от Карпат до границ Русского государства в связи с формированием украинской этнической территории. Так, в постановлении польского сейма 1580 г. по поводу антифеодальных выступлений крестьян говорится, что эти выступления охватили «Украину Русскую (Галицию), Киевскую, Волынскую, Подольскую и Брацлавскую». Французский инженер Г. Боплан (середина XVII в.) в своем «Описании Украины» называет Украиной всю территорию, «простиравшуюся между Московией и Трансильванией»1.

Зарождение национальных связей на Украине в XVII в. нашло свое отражение в развитии языка, устного народного творчества, литературы, искусства. Богатый, живой язык украинской народности, ставший основой национального языка, постепенно закреплялся в литературе, в деловой перешгске, что весьма заметно проявилось, в частности, в языке документов канцелярии Богдана Хмельницкого.

Крестьянско-казацкие восстания первой половины XVII в., и особенно освободительная война 1648—1654гг., дали толчок к дальнейшему развитию многогранного устного народного творчества украинского народа. В связи с событиями освободительной войны появляется много новых дум и исторических песен, вошедших в сокровищницу национальной культуры, созданной гением украинского народа. Во время войны еще ярче проявилось значение дум и исторических песен как боевой общественно- политической поэзии, воспевавшей освободительную борьбу украинского народа. Думы и песни передавались из поколения в поколение и служили социальному и национальному освобождению украинского народа.

В историческом эпосе освободительной войны 1648—1654 гг. отразился подъем национальных чувств и национального самосознания украинского народа. Этот подъем был вызван не только остротой и напряженностью народно-освободительной борьбы. Он был обусловлен прежде всего началом процесса превращения украинской народности в нацию. Об этом, в частности, свидетельствуют имеющиеся в думах и исторических песнях данные о социально-экономическом развитии Украины в XVII в.

Развитие литературы на Украине в конце XVI — первой половине XVII         в. характеризовалось, прежде всего, появлением большого числа произведений полемической литературы, направленной против унии и католицизма, против гнета шляхетско-католической Польши — «Апокри- сис», «Пересторога», «Тренос» («Плач») Мелетия Смотрицкого, «Палинодия» Захария Копыстенского и др. Многие из авторов этих произведений показали широту политических взглядов, высокое национальное сознание, патриотизм, понимание взаимоотношений между Украиной и Польшей и положительной роли России в исторических судьбах Украины.

В произведениях выдающегося украинского писателя-полемиста конца XVI — начала XVII в. И. Вышенского отражено глубокое своеобразие украинской культуры, а народный быт с его этнографическими особенностями ярко противопоставляется быту и моде верхов — шляхты.

В это же время на Украине развивалось летописание. Появляются новые летописи, содержащие данные о борьбе украинского народа против шляхетской Польши и турецко-татарской агрессии (так называемая Львовская русская летопись, Острожская летопись и др.).

Новые явления наблюдались и в развитии художественной литературы. Появляются новые литературные жанры — школьные вирши и школьная драма. К этому же периоду относятся и первые попытки создания драматического театра, в частности зарождение украинской бытовой комедии в форме интермедий — комедийных веселых сценок из жизни народа, написанных народным разговорным языком. Со школьной драмой связано также появление на Украине в этот период вертепа (кукольного театра), вертепной драмы.

В области музыкального творчества XVI—XVII века также ознаменовались важными явлениями, характеризующими процесс зарождения украинской нации. В народной музыке возникали новые жанры — о которых шла речь выше — думы и исторические песни, появились новые музыкальные инструменты: кобза (бандура) и лира, новые народные музыканты и певцы — кобзари, бандуристы и лирники. Под влиянием народной песни в культовой музыке возник так называемый киевский распев. Одновременно в ней утверждались многоголосие, партесное пение (распространившееся затем и в России), сменившие одноголосие; осуществляется реформа нотного письма — крюковая система была заменена линейной нотацией. Музыкальное творчество украинского народа в XVII в. приобретало те своеобразные национальные черты, которые оказались присущими дальнейшему развитию украинской музыки

Новые явления проявились и в украинском изобразительном искусстве, главным образом в живописи. Сохраняя и в этот период в значительной мере церковный характер (фрески, иконы), она все больше проявляла интерес к живому человеку: в ней все более заметными становятся элементы реализма, воспроизведение местного быта и пейзажа, появляются портреты казацких гетманов, изображения военных походов и т. д.

Новые явления можно отметить в первой половине XVII в. и в развитии архитектуры. С распространением в архитектуре стилей, связанных с ренессансом (например, интересным памятником является сооруженная в середине XVII в. церковь Богдана Хмельницкого в Субботове), начинает развиваться на Украине стиль барокко. Тем не менее традиционный народный украинский стиль, отразившийся во многих памятниках деревянной архитектуры (пятикупольные церкви и др.), остается преобладающим.

Можно утверждать, что примерно с середины XVII в. в недрах феодально-крепостнического общества на Украине начался процесс создания буржуазных национальных связей. Он усилился после воссоединения Украины с Россией в 1654 г., которое, несмотря на царскую политику жестокого национального угнетения украинского народа, имело прогрессивное значение для дальнейшего политического, экономического и культурного развития украинского народа.

Во второй половине XVII — первой половине XVIII в. украинские земли продолжали оставаться политически расчлененными, находясь под властью нескольких государств — России (Левобережная Украина, Киев с прилегающей к нему небольшой территорией, Слободская Украина и Запорожье), шляхетской Польши (Правобережная Украина, большая часть Киевщины, Подолия, Волынь, а также Галиция), Венгрии и Австрии (Закарпатье) и зависимой от Турции Молдавии (Буковина). Это тормозило процесс дальнейшей консолидации украинской народности и превращения ее в нацию, но не могло его приостановить. Более интенсивно этот процесс развернулся на Левобережной Украине, тесно связанной с русскими землями. В экономическом отношении Право- бережная Украина, остававшаяся после Андрусовского перемирия 1667 г. и «Вечного мира» 1686 г. в составе шляхетской Польши, сильно отставала от Левобережной Украины. На Правобережной Украине удержалось крупное магнатское землевладение, феодальное право на города представителей польской аристократии, тягчайшая крепостническая эксплуатация и национальный гнет.

Иным было положение в левобережной части Украины, которая до второй половины XVIII в. сохраняла местное самоуправление. Казацкой старшине понадобилось целое столетие для того, чтобы с помощью царского правительства, подавляя крестьянские восстания, довести крепостническую эксплуатацию крестьян до трех-четырех дней барщины в неделю. Кроме того, часть крестьян, включенная в состав казаков, вообще не была закрепощена. Феодальная зависимость городов Левобережной Украины была значительно ослаблена, что создавало более благоприятные условия для развития городского ремесла и торговли. Эти обстоятельства явились причиной того, что развитие производительных сил и буржуазных связей на Левобережной Украине, несмотря на гнет царизма, протекали интенсивнее и быстрее, чем на Правобережье и в западноукраинских землях. Во второй половине XVII, и особенно в первой половине и в начале второй половины XVIII в., на Левобережной и в Слободской Украине продолжали развиваться крестьянские промыслы и ремесло, возникали мануфактуры. На мануфактурах, собственниками которых были помещики, использовался преимущественно труд крепостных крестьян. Наряду с помещичьей мануфактурой появлялись купеческие мануфактуры, основанные на наемной рабочей силе. Одновременно развивались торговые связи между украинскими землями — Левобережьем, Слободской Украиной, Запорожьем, Правобережьем, а также Галицией, Буковиной и Закарпатьем, что способствовало дальнейшему формированию экономической и территориальной общности украинского народа. Значительную роль в торговле Украины играла Запорожская Сечь. Украинские земли все более втягивались во всероссийский рынок, чему содействовала отмена царским правительством внутренних пошлин в 1754 г.

В XVIII в. царское правительство усилило национально-колониальное угнетение украинского народа. Оно ограничило, а в 1764 г. ликвидировало автономию Украины; в 1775 г. была уничтожена и Запорожская Сечь. В 1781 г. на Левобережной Украине было введено «Положение о губерниях». В 1785 г. царское правительство уравняло казацкую старшину в правах с русским дворянством. Земли Запорожской Сечи были включены в состав Екатеринославского наместничества, и большую их часть получили дворяне. Часть запорожских казаков под влиянием агитации старшины бежала в турецкие владения за Дунай, где образовали Задунайскую Сечь. Из запорожских казаков, оставшихся на территории России, было организовано Черноморское казачество. После русско-турецкой войны 1787—1791 гг. царское правительство переселило черноморских казаков на Кубань. Туда же переселили и бывших запорожских казаков, возвратившихся из-за Дуная во время русско-турецкой войны 1828— 1829 гг.

Усиливая колонизаторскую политику на Украине, царизм проводил насильственную русификацию, подавлял украинский язык и культуру. На Правобережье и в западноукраинских землях политику национального угнетения проводили польские, венгерские и другие иноземные захватчики. Несмотря на это, украинский народ продолжал развивать свою богатую и самобытную национальную культуру. Развиваясь в тесной взаимосвязи с русской литературой, обогащаясь ее ценностями, украинская культура в свою очередь содействовала развитию русской культуры. Из среды украинского народа в XVIII в. вышли такие выдающиеся деятели русской культуры, как композиторы Д. Бортнянский и М. Березовский, художники Д. Левицкий, В. Боровиковский и А. Лысенко, ученые-медики П. Загурский, А. Шумлянский, Н. Максимович- Амбодик, естествоиспытатель-анатом, ботаник и химик М. Тереховский, социолог и юрист С. Десницкий, философ Я. Козельский, ученый и поэт, церковный и выдающийся общественный деятель Феофан Прокопович и др. Их творчество и деятельность являются приобретением как русской, так и украинской культуры. Ведущее значение в развитии культуры всей Украины принадлежало Киеву и Левобережной Украине. С Киевом, Левобережной Украиной и Россией поддерживали связи Правобережье, Галиция, Буковина и Закарпатская Украина. Выходцы из Правобережья и западноукраинских земель учились в Киево-Могилянской Академии. На Левобережной Украине жил и работал выдающийся деятель украинской культуры того времени — философ и поэт, гуманист и просветитель Григорий Саввич Сковорода (1722—1794), творчество которого было значительным явлением на пути становления новой украинской литературы.

Продолжала развиваться устная народная поэзия — исторические и лирические песни. Для фольклора характерно усиление антикрепостнических мотивов. Наряду с песнями о семейных отношениях и любви возникали песни батрацкие, чумацкие, песни, связанные с рекрутчиной, солдатской дружбой. Язык, стиль, образы фольклора оказали значительное влияние на развитие литературы.

На более высокую ступень поднимается искусство украинского народа, в частности музыкальное. В имениях казацкой старшины, помещиков создавались хоры, духовые и симфонические оркестры. Издавались нотные книги. В Глухове существовало музыкальное училище. Украинские певцы и музыканты пользовались большой популярностью в России.

В архитектуре народное творчество особенно ярко выразилось в деревянном строительстве (пятисрубная церковь в Ромнах— 1764 г., знаменитый девятиглавый Запорожский собор в Новомосковске, построенный народным зодчим Якимом Погребняком в 1772—1779 гг. и др.). На Украине работали выдающиеся русские архитекторы — Г. И. Шедель, который построил колокольню Киево-Печерской лавры и дом Академ:ии на Подоле, А. В. Квасов, построивший в Козельце собор, в архитектуре которого творчески сочетались приемы русского и украинского зодчества, знаменитый В. В. Растрелли разработал проект Андреевской церкви в Киеве, сооруженной в живописной местности, на высокой горе над Днепром и расписанной внутри художниками Г. и Д. Левицкими под руководством русского художника А. П. Антропова. Одновременно развивалось и творчество местных украинских мастеров, из которых следует отметить Ивана Григоровича-Барского, соорудившего немало жилых зданий в Киеве и других городах и работавшего вместе с А. В. Квасовым над строительством Козелецкого собора; крепостного Киево-Печерской лавры С. Д. Ковнира, который создал ряд сооружений в лавре. Ряд памятников архитектуры Украины второй половины XVII — первой половины XVIII в. построен в стиле барокко (Всехсвятская церковь над вратами Киево-Печерской лавры, собор Братского монастыря на Подоле, Никольский собор на Печерске и др.), в котором, однако, отразились мотивы украинского народного творчества. Огромное влияние на развитие архитектуры Украины в стиле классицизма оказало творчество великих русских зодчих В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, И. Е. Старова, Дж. Кваренги. Чудесное произведение архитектуры —дворец последнего гетмана Левобережной Украины К. Разумовского в Батурине — был построен Ч. Камероном.

Высокого уровня развития достигла на Украине в XVIII в. также живопись. В середине XVIII в. в Киеве насчитывалось около 50 граверов, из которых наиболее известным был Г. К. Левицкий (отец выдающегося художника Д. Г. Левицкого).При Киево-Могилянской Академии и Киево- Печерской лавре существовали художественные школы. Живопись была распространена в быту украинского народа. Стены домов украшались картинами; наиболее популярные из них: «Козак Мамай» (в разных вариантах), «Чайки», сцены из жизни запорожцев и т. д. Разнообразной росписью украшались печи, потолки, ставни, кафель, посуда.

В процессе превращения украинской народности в нацию во второй половине XVII—XVIII в. важными факторами были крестьянско-казацкие антифеодальные восстания, охватывавшие все части Украины и отличавшиеся наибольшим размахом на Правобережной Украине, где они получили название гайдаматчины. Эти восстания, как и восстания XVI — первой половины XVII в., содействовали развитию освободительных традиций украинского народа и его национального самосознания. Объективное социально-экономическое значение антифеодальных движений заключалось в том, что они расшатывали феодально-крепостнический строй и содействовали подготовке условий для буржуазно-капиталистического развития страны.

Важным этапом в формировании украинской нации явился период разложения феодально-крепостнической системы и развития капиталистического уклада в конце XVIII — первой половине XIX в. В конце XVIII в. правобережные украинские земли, находившиеся до того времени под гнетом шляхетской Польши, были воссоединены с Россией. Воссоединение способствовало дальнейшему росту производительных сил Украины, укреплению экономических и культурных связей между лево- бережной и правобережной ее частями, ускоряло процесс формирования украинской нации. Тогда были освобождены от господства Турции Крым и южные украинские земли от Южного Буга до Днестра, что сыграло большую роль в развитии производительных сил России, обеспечившей выход к Черному морю. В 1812 г. к России была присоединена Бессарабия, а в 1828 г.— устье Дуная.

Отвоеванные южноукраинские земли царское правительство раздавало русским, украинским и другим помещикам. Одновременно шло заселение края украинскими и русскими крестьянами. Вместе с тем здесь поселялись колонисты из других стран и земель — болгары, греки, сербы, молдаване, немцы, армяне и др. Во второй половине XVIII в. были основаны города Херсон, Александровск (ныне Запорожье), Мариуполь (ныне Жданов), Екатеринослав (современный Днепропетровск), Николаев и др. В результате заселения Причерноморья завершилось в основном образование украинской национальной этнической территории.

Иными были исторические судьбы западноукраинских земель. Закарпатье, захваченное венгерскими королями еще во времена Киевской Руси, вошло позднее в состав Австро-Венгерской монархии. В связи с первым разделом Польши (1772 г.) Австрия захватила Галицию, а затем Буковину.

К концу XVIII, и особенно в первой половине XIX в., развитие капитализма на Украине происходило и в промышленности, и в сельском хозяйстве. Характерной чертой роста внутренней торговли на Украине в первой половине XIX в. было дальнейшее укрепление экономических связей между ее отдельными районами.

В связи с развитием капиталистических отношений формировалась украинская буржуазия, создавались предпосылки к зарождению рабочего класса; обострялись классовые противоречия в стране. Отражением этих процессов в России в целом и на Украине в частности явилось движение декабристов, ставивших своей целью ликвидировать самодержавие и крепостнические общественные отношения.

Подавив восстание декабристов, самодержавная реакция перешла в контрнаступление, жестоко расправляясь с малейшим проявлением освободительного движения. Особенно угрожающим для царизма и по- мещиков-крепостников был рост массового крестьянского движения, развернувшегося в 30—50-х годах XIX в. В эти же годы среди передовой части интеллигенции росли революционные настроения. На борьбу против царизма и крепостничества выступили русские революционные демократы В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Великим украинским революционером-демократом был Т. Г. Шевченко (1814— 1861), единомышленник и друг русских революционных демократов, сыгравший выдающуюся роль в развитии национального и социального самосознания украинского народа. Одновременно зарождалось и либерально-буржуазное течение. В 40-х годах XIX в. в Киеве возникла первая украинская тайная антикрепостническая политическая организация — Кирилло-Мефодиевское братство. Основателями ее были представители буржуазно-реформистских кругов — Н. Костомаров и В. Белозерский, но к ней примкнули и революционные демократы —Т. Шевченко и др. В программных документах Кирилло-Мефодиевского братства проводилась прогрессивная идея освобождения и равноправия славянских народов, в том числе украинского народа. Эта идея отражала возникновение украинского национального движения против царизма, что было обусловлено развитием капитализма в недрах феодально-крепостнической системы. В. И. Ленин говорит, что первой исторической тенденцией развивающегося капитализма в национальном вопросе является «...пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнета, создание национальных государств»1. В деятельности Кирилло-Мефодиевского братства выразилась впервые эта тенденция, обусловленная развивавшимися на Украине капиталистическими отношениями.

Пробуждение украинской национальной жизни в конце XVIII — первой половине XIX в. ознаменовалось появлением новой украинской литературы на основе народного разговорного языка. В становлении украинского национального литературного языка большую роль сыграл

И. П. Котляревский (1769—1838), но особенно важным фактором дальнейшего развития многогранного литературного языка украинской нации стало творчество гениального украинского поэта Т. Шевченко — родоначальника революционно-демократического направления и критического реализма в украинской литературе.

Классики новой украинской литературы — представители передовой дворянской, зарождавшейся буржуазной и разночинной интеллигенции, и особенно выходец из крепостных крестьян Шевченко,— проявляли большой интерес к устному народному творчеству и быту украинского народа. Они начинают издавать сборники украинского народного творчества; устную народную поэзию и быт народных масс осознают как важнейшую часть национальной культуры; появляются исследования в области фольклористики и этнографии. В этот же период зарождается украинская буржуазная историография (Н. Костомаров и др.), в которой наряду со взглядами, выражающими поступательное движение общества, была выдвинута антинаучная националистическая идея о бесклассовости украинской нации, ставшая исходным пунктом для буржуазно-националистических концепций истории Украины. Большую роль в развитии науки, просвещения, в пробуждении национальной жизни на Украине сыграли университеты — Харьковский (с 1805 г.) и Киевский (с 1834 г.). Вопреки великодержавно-крепостническим целям царизма, университеты становились центрами, где работали передовые ученые, прославлявшие отечественную науку выдающимися достижениями во многих отраслях знания. Первым ректором Киевского университета был известный украинский прогрессивный ученый-ботаник, фольклорист, языковед, историк и этнограф М. Максимович (1804—1873).

В западноукраинских землях австрийское правительство проводило политику онемечивания. Эта задача возлагалась в частности на университет во Львове. Несмотря на это, из Львовского университета вышел ряд крупных деятелей украинской культуры.

В развитии украинской культуры в первой половине XIX в. значительную роль играли Петербург и Москва, где было опубликовано много произведений украинской научной и художественной литературы, в частности, первые издания «Кобзаря» и поэмы «Гайдамаки» Т. Шевченко. В 1818 г. в Петербурге была издана первая грамматика украинского языка О. Павловского.

Происходило становление украинской национальной музыкальной школы. К 50-м—началу 60-х годов XIX в. относится расцвет деятельности выдающегося украинского композитора и певца — друга Т. Шевченко и ученика гениального русского композитора М. Глинки — С. Гулак- Артемовского, который своей оперой «Запорожец за Дунаем», поставленной впервые в Петербурге в 1863 г., заложил основы украинской национальной оперы. В тот же период зарождается украинский профессиональный театр реалистического направления, возникает украинская драматургия («Наталка-Полтавка» и «Москаль-Чар1вник» И. Котлярев- ского, «Шельменко-денщик» и «Сватання на Гончар1вщ» Г. Квитко-Ос- новьяненко, «Назар Стодоля» Т. Шевченко), появляются такие выдающиеся украинские актеры, как К. Соленик, И. Дрейсиг и др.

Украинское национальное изобразительное искусство также нашло свое яркое выражение в творчестве великого поэта и художника Т. Шевченко.

Источники конца XVIII — первой половины XIX в. свидетельствуют о том, что ряд важных элементов материальной и духовной культуры украинцев этого времени отличался в основном теми же этнографическими особенностями, что и в конце XIX — начале XX в.

Таким образом, к середине XIX в., в условиях активного развития капиталистических отношений, украинская нация в значительной степени сложилась, и процесс ее формирования приближался к концу. Ведущая роль в этом процессе принадлежала украинским землям, воссоединенным с Россией. Пробуждение национальной жизни в Приднепровской Украине оказывало большое влияние на западноукраинские земли — Восточную Галицию, Буковину и Закарпатье, находившиеся под гнетом австрийской монархии, где в первой половине XIX в. также происходило разложение феодально-крепостнической системы, развивалась мануфактурная стадия капитализма с постепенным переходом к фабричному производству, пробуждалась национальная жизнь. В 30-х годах XIX в. во Львове развертывает свою деятельность кружок передовой украинской интеллигенции во главе с М. Шашкевичем, И.. Вагилевичем и Я. Головацким (так называемая «Руська тр1йця»). В 1847 г. они под влиянием национально-культурного движения в Приднепровской Украине издали сборник украинских народных песен и своих оригинальных стихов под названием «Русалка Дшстровая», который, знаменуя рождение новой украинской литературы в западноукраинских землях, содействовал укреплению их культурных связей с Приднепровской Украиной и Россией, отражал тяготение западноукраинских народных масс к воссоединению с Приднепровской Украиной. Предисловие к сборнику, написанное Шашкевичем, пронизано идеей воссоединения украинского народа. Тяготение к Приднепровской Украине и России росло во всех западноукраинских землях, в том числе и в Закарпатье. В первой половине XIX в. в Россию переехали закарпатские украинцы — П. Лодий, И. Орлай, В. Кукольник, М. Балудянский, Ю. Гуца-Венелин, ставшие деятелями русской науки и культуры.

Буржуазно-демократическая революция 1848—1849 гг. в Австрии и Венгрии способствовала оживлению украинского национального движения в Западной Украине. В результате революции крепостничество в Западной Украине, как и в других землях австрийской империи, было ликвидировано, однако пережитки крепостничества и национальный гнет со стороны австрийских, венгерских и польских помещиков и буржуазии продолжали тяготеть над западноукраинскими народными массами.

Обострение революционной борьбы против царского самодержавия в России усилило стремление западноукраинских народных масс к воссоединению со всем украинским народом, что нашло свое яркое выражение в творчестве великого сына украинского народа Ивана Франко. «Мы не забываем, — писал он, — и не смеем забывать, что главная сила, главное ядро нашего народа — в России, что там работали да и работают самые крупные таланты нашей литературы, самые лучшие работники нашей науки»1.

Царское самодержавие, русские помещики и буржуазия, опираясь на реакционную верхушку местных помещиков и буржуазии, своей политикой жестокого национально-колониального угнетения тормозили процесс формирования украинской нации. Царизм даже запрещал самое имя «Украина» и насаждал название «Малороссия». В противовес этой реакционной политике передовые деятели русского народа выступали против колонизаторской политики царизма, давившего все народы России, поднимали свой мужественный голос в защиту украинского народа. Среди этих деятелей необходимо отметить прежде всего великих русских революционеров-демократов А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского. Наряду с передовой русской интеллигенцией развитие украинской культуры поддерживали выдающиеся прогрессивные деятели Польши, в частности, писатели А. Мицкевич, Ю. Словацкий и др. Многие из них в своем творчестве стремились правдиво нарисовать жизнь украинского народа и его освободительную борьбу против польского панства.

Процесс образования украинской нации периода капитализма завершается после отмены крепостного права в России в 1861 г., когда окончательно сформировались два антагонистических класса капиталистического общества — буржуазия и пролетариат. В этот же период на базе бурного развития капитализма оживилось и украинское национальное движение. В. И. Ленин дал классическое определение экономических основ и задач национальных движений как движений, связанных с развитием капитализма. Он писал: «Во всем мире эпоха окончательной победы капитализма над феодализмом была связана с национальными движениями. Экономическая основа этих движений состоит в том, что для полной победы товарного производства необходимо завоевание внутреннего рынка буржуазией, необходимо государственное сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке, при устранении всяких препятствий развитию этого языка и закреплению его в литературе»1.

Борьба за беспрепятственное развитие украинского языка была одной из характерных черт украинского национального движения. После циркуляра царского министра внутренних дел Валуева (1863) и указа Александра И (1876) царская цензура всячески ограничивала выпуск

литературы на украинском языке. До революции 1905 г. на Приднепровской Украине не было ни одного периодического издания на украинском языке. Несмотря на все репрессии, украинское национально-освободительное движение, по мере вовлечения в него народных масс, росло и ширилось, проявившись наиболее интенсивно в период империализма, названный В. И. Лениным кануном социалистической революции. Выступая против феодально-крепостнических пережитков, крестьянство в союзе с пролетариатом боролось одновременно и за национальную свободу. В. И. Ленин в 1916 г. писал: «Для украинцев и белорусов, например, только человек, в мечтах живущий на Марсе, мог бы отрицать, что здесь нет еще завершения национального движения, что пробуждение масс к обладанию родным языком и его литературой — (а это необходимое условие и спутник полного развития капитализма, полного проникновения обмена до последней крестьянской семьи) — здесь еще совершается»1. В том же году В. И. Ленин писал, что украинское движение — это «...движение многомиллионного, исторически еще спавшего доныне, народа к свободе и к родному языку... »2.

Украинские буржуазные националисты, стремясь укрепить эксплуататорские позиции украинской буржуазии и помещиков, привить украинскому народу чувство вражды к русскому народу, пропагандировали антинаучные, реакционные теории бесклассовое™, «безбуржуазности» украинского народа. Фальсифицируя историю, они отрицали наличие украинского пролетариата, его руководящую роль по отношению к крестьянству, старались доказать невозможность социалистической революции и диктатуры пролетариата на Украине. Однако трудящиеся Украины вместе с героическим русским пролетариатом, под руководством большевиков в начале XX в. развернули решительную борьбу против царизма, русских и украинских помещиков и капиталистов за свое социальное и национальное освобождение.

В. И. Ленин разработал программу партии по национальному вопросу и в ряде работ показал, что национальный вопрос является частью общего вопроса о диктатуре пролетариата. Партия большевиков вела последовательную борьбу как против великодержавного русского шовинизма, так и против украинского буржуазного национализма, за союз и полное равенство всех народов России.

Большую роль в оживлении национально-освободительного движения украинского народа, в процессе завершения формирования украинской нации периода капитализма сыграла первая буржуазно-демократическая революция 1905—1907 гг., гегемоном которой выступил рабочий класс, руководимый большевиками. Поддерживая национально-освободительную борьбу украинского народа, большевики разоблачали украинских буржуазных националистов, которые, прикрываясь национальными лозунгами, выступали против революции. В. И. Ленин писал, что буржуазия всех наций России принесла в жертву интересам капитализма свободу наций и демократизм вообще3.

Единство революционно-освободительной борьбы содействовало укреплению связей русской и украинской культуры. Продолжая испытывать благотворное влияние русской культуры, украинская культура в свою очередь обогащала культуру русского народа и внесла свой достойный вклад в развитие мировой культуры. Для развития русской науки XIX — начала XX в. много сделали крупнейшие ученые — выходцы из украинского народа: минеролог и геохимик В. И. Вернадский (позднее первый президент Академии наук Украинской ССР), микробиолог Н. Гамалея, математики М. Остроградский, В. Буняковский, Г. Вороной, лингвист А. Потебня и др. Из недр украинского народа вышли также выдающиеся русские писатели Н. Гоголь, В. Короленко, творчество которых является символом неразрывной связи двух братских народов, их духовной общности.

В период капитализма из среды украинского народа вышли такие замечательные деятели национальной культуры, как писатели И. Франко, Панас Мирный, М. Коцюбинский, Леся Украинка, И. Карпенко-Карый (Тобилевич), О. Кобылянская, В. Стефаник, П. Грабовский, М. Стариц- кий, М. Кропивницкий, композиторы Н. Лысенко, К. Стеценко, Я. Стеновой, П. Сокальский, актеры М. Заньковецкая, Н. Садовский, П. Сак- саганский, художники Н. Пимоненко, А. Мурашко, С. Васильковский, П. Мартынович, Н. Самокиш, И. Труш имногие др. В творчестве этих выдающихся деятелен отражалось завершение процесса формирования украинской национальной культуры. В ней, органически связанной с интересами и идеологией народных масс, в противовес буржуазно-националистической культуре формировались демократические, а частично и социалистические элементы (И. Франко, П. Грабовский, М. Коцюбинский, Леся Украинка).

Творчество народных масс, общее в своей основе для всех этнографических районов Украины, отличалось многообразием местных оттенков, обусловленных особенностями исторического развития районов, их хозяйственно-географическими условиями и этническими взаимовлияниями .

Несмотря на развитие капитализма, постепенно стиравшего эти особенности, они все же ярко проявлялись в материальном и духовном быте крестьянства (орудия труда, типы поселений, жилище, одежда, пища, семейный и общественный быт, словесный и музыкальный фольклор, народное изобразительное искусство и т. д.).

Тормозом культурного развития украинского народа в период феодализма и капитализма была православная церковь — идеологическое орудие государства и эксплуататорских классов.

Церквам и монастырям издавна принадлежало большое количество пахотной земли, пастбищ-угодий, а также сел, городов и местечек с крепостными и зависимыми крестьянами. Киево-Печерскому монастырю в конце XVIII в. принадлежали сотни тысяч десятин земли, лесов, сенокосов, около 200 сел, хуторов и местечек. Его владения, на которых работали десятки тысяч крепостных крестьян, а потом батраков, были размещены не только на Украине, но и в Белоруссии и в России. Крупными феодалами на Украине были Густынский монастырь (около г. Прилуки), Поча- евская лавра (на Волыни) и др. Церковь и монастыри пользовались широкой поддержкой царского правительства, они верой и правдой служили самодержавию, помещикам, капиталистам. Церковь стремилась контролировать духовную жизнь общества и личную жизнь каждого человека от его рождения до смерти. Церкви был предоставлен контроль над школьным образованием. Немало усилий она прилагала к тому, чтобы отвлечь трудящиеся массы от революционной борьбы против помещиков и капиталистов.

В западноукраинских землях, особенно в Галиции и частично на Волыни, существовала униатская церковь — объединение православной церкви Украины и Белоруссии с католической, провозглашенное на церковном соборе в Бресте в 1596 г. При помощи Брестской церковной унии польские паны и католическое духовенство пытались подчинить католицизму и ополячить украинский и белорусский народы, разорвать их братские связи с русским народом. Уния была поддержана лишь верхушкой украинских духовных и светских феодалов, которые пытались добиться одинакового политического положения с польскими магнатами, укрепить свои классовые позиции в борьбе против антифеодальных народных движений. Опасаясь народного гнева, организаторы унии, несмотря на то, что приняли основные догмы католической церкви, вынуждены были сохранять богослужение на церковнославянском языке, а также обряды и праздники православной церкви.

Украинские народные массы боролись против унии, видя в ней орудие шляхетско-католической Польши для усиления социального и национально-религиозного гнета на Украине. Большую роль в борьбе против унии на Украине сыграли братства. С особенной силой развернулась борьба против унии в 1648—1654 гг. Уния была ликвидирована на Лево- бережной и Правобережной Украине после воссоединения с Россией. В Западной Украине и в Закарпатье униатская церковь существовала до 1946 г., когда церковный собор во Львове официально провозгласил ликвидацию Брестской церковной унии.

В эпоху феодализма и капитализма протест против христианской церкви рождал множество сект. Возникновение сектантства на Украине г как и в России, имело свои глубокие социально-экономические корни. В. И. Ленин отмечал: «Известен факт роста в крестьянской среде сектантства и рационализма, — а выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития, а не одной России»1.

Сектантство возникло как особая форма социального протеста крестьянских и мелкобуржуазных масс против крепостническо-феодального гнета и православной церкви. Восставшие крестьяне в ту пору не могли окончательно порвать с верой в бога. Выступая против церкви — прислужницы помещичьего государства — сектанты отвергали сложную

церковную службу; внешнее фальшивое благочестие они стремились заменить «внутренней верой».

Первые сектантские организации, проявлявшиеся в виде ересей, появились на Украине во второй половине XVI в. В период падения крепостного права распространилась секта штундистов. В конце XIX — начале XX в. распространились секты баптистов, евангелистов, адвентистов. Накануне первой мировой войны появилась секта пятидесятников. Кроме того, существовали секты менонитов, малеванцев, методистов и т. д. Все религиозные секты, как и христианская церковь, исповедовали реакционную идеологию — веру в бога, в нечистую силу, в потустороннюю жизнь. Они затемняли сознание человека, обрекая его на пассивность и покорность, прививая ему страх перед силами природы, сковывали ум и творческую активность. Церковь и религиозные секты способствовали распространению мракобесия и разных суеверий, пытались привить трудящимся неверие в силу науки и держать их в плену темноты и невежества. «Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса»*.

В условиях капиталистического развития Украины, светской культуры, и особенно материалистических взглядов, наиболее ярко отразившихся в деятельности передовых представителей украинского народа, исчезали некоторые, наиболее архаические, консервативные обычаи и обряды, развивались новые элементы как в материальном быту (появление элементов городской одежды и новых типов жилища и т. д.), так и в духовной жизни крестьянства (исчезновение религиозного содержания в календарной и свадебной обрядности, рост атеизма и т. д.). Большое значение во всем этом имело появление на исторической арене самой передовой общественной силы — рабочего класса, что содействовало зарождению социалистических элементов в культуре и новых черт в национальном характере украинского народа. Эти элементы и черты стали ведущими для украинской социалистической нации, сформировавшейся после победы Великой Октябрьской социалистической революции.