Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Происхождение украинской народности
Этнография - Народы Европейской части СССР

Украинский и русский народы, столь близкие, по определению В.   И. Ленина, «по языку, и по месту жительства, и по характеру, и по истории1», связаны между собой не только единством происхождения, но и близостью и общностью всего исторического и культурного развития. Советской наукой доказано, что в образовании Киевской Руси принимало участие все восточное славянство, и Киевское государство было колыбелью русского, украинского и белорусского народов, сложившихся на основе единой древнерусской народности. Культура Киевской Руси стала общим источником культурного развития русских. украинцев и белорусов. Эта общность в дальнейшем прослеживалась в различных областях культуры восточнославянских народов.

Социально-экономическое развитие Руси в период феодальной раздробленности (XII—XIV вв.), в тяжелое время монголо-татарского нашествия, обрушившегося на Русь в XIII в., привело к обособлению отдельных частей древнерусской народности, определило процесс образования на основе единой древнерусской народности трех родственных восточно- славянских народностей, с присущими им особенностями языка, культуры и быта. Важнейшей предпосылкой формирования восточнославянских народностей был рост экономических связей между отдельными землями. Уже в XII в. выделяются четыре группы древнерусских земель, между которыми прослеживались экономические связи: 1) Новгород, Смоленск, Псков, Полоцк, Витебск; 2) Владимир, Рязань, Устюг, Ростов, Муром; 3) Киев, Чернигов, Новгород-Северский; 4) Галич, Владимир-Волынский, Луцк. Две первые группы объединяют северные земли, две последние — южные. В этой группировке уже намечается выделение территорий русской, украинской и менее четко белорусской народностей.

Исследованиями советских ученых опровергнуты домыслы украинских буржуазных националистов, которые, извращая исторические факты, утверждали, что восточные славяне якобы никогда не составляли единого этнического целого, и Киевская Русь (IX—XII вв.) с ее культурой была государством украинской народности, существовавшей будто бы с древнейших времен. С другой стороны, русские дворянско-буржуазные историки, отказывавшиеся признавать за украинским и белорусским народами право на самостоятельное существование, освещали историю Киевской Руси лишь как историю великорусского народа.

Обособление отдельных частей единой во времена Киевской Руси древнерусской народности, которое явилось в значительной степени последствием татаро-монгольских завоеваний, усиливалось в результате агрессии других иноземных феодалов. Литовские князья в XIV в. захватили большую часть Украины — Волынь и Подолию, которая до XIV в. входила в состав Галицкой земли, Киевскую и Чернигово-Северскую земли. Польские феодалы захватили в 1387 г. Галицию с Западной Волынью, а в 1431 г.— Западную Подолию (Каменец), находившуюся перед тем под властью Литовского княжества. Закарпатье, входившее в состав Киевской Руси, еще в XI—XII вв. было захвачено венгерскими королями. Все это, однако, не привело к ассимиляции местного восточнославянского населения, ставшего частью формирующейся украинской народности. В то же время угорские племена, основавшие в конце IX в. свое государство в тиссо-дунайской равнине, испытали значительное влияние восточнославянской культуры, особенно в области земледелия. Часть украинской территории, известная под названием Буковины, была включена в состав Молдавского княжества, возникшего в XIV в. на землях между Днестром и Дунаем, входивших ранее в состав Киевского государства, а в период феодальной раздробленности — Галицкого княжества. В состав Молдавии вошло, таким образом, Галицкое Понизовье вплоть до Дуная.

В процессе формирования украинской народности, чтобы отстоять свою этническую и культурно-историческую самобытность, пришлось выдержать длительную борьбу против татарских захватчиков, литовской, польской и венгерской феодально-католической агрессии. Главной силой в этой борьбе являлись народные массы и прежде всего феодально-зависимое крестьянство, составлявшее преобладающую часть украинской народности. Украинские феодалы, преследуя в первую очередь свои узкоклассовые интересы, занимали в этой борьбе нерешительную, компромиссную позицию. Стремясь усилить закрепощение крестьян, они объединялись с иноземными феодалами в борьбе против антифеодальных движений народных масс, направленных против местных и иноземных эксплуататоров. Во второй половине XV в. Украине начала угрожать новая страшная опасность со стороны Турции и Крымского ханства, выделившегося из Золотой Орды и в 70-х годах XV в. оказавшегося в вассальной зависимости от турецкого султана. К. Маркс писал, что турецкое нашествие на Европу в XV—XVI вв., как и монгольское нашествие XIII в., являлось опасностью, угрожавшей всему европейскому развитию1. В конце XV в. начались нападения турок на Галицию и Подолию. В то же время крым ские феодалы систематически совершали набеги на украинские земли по Днепру, Южному Бугу и далее, сжигали и опустошали города и села, уводили тысячи людей в плен, продавая их в рабство на восточных рынках или используя как крепостных и рабов в своем хозяйстве.

В борьбе против иноземной агрессии население разных земель Украины все более сплачивалось, консолидировалось в единую народность. Ее образование было обусловлено главным образом развитием производительных сил в недрах феодального общества и ростом экономических связей внутри обособившейся группы юго-западных древнерусских земель. Украинская народность, так же как русская и белорусская, формировалась на значительно высшем по сравнению с древнерусской народностью уровне экономического развития, который предопределял постепенное преодоление феодальной раздробленности. Несмотря на чрезвычайно тяжелые внешнеполитические условия и господство иноземных феодалов, в XIV—XVI вв. в украинских землях продолжало развиваться земледелие, совершенствовались ремесла, разрастались старые и появлялись новые города, развивались товарно-денежные отношения. Трехполье, появившееся в период Древней Руси, становится на значительной части Украины основной формой обработки земли, прежде всего в хозяйстве феодалов. Развитие трехпольной системы было связано с дальнейшим распространением и некоторым усовершенствованием плуга и сохи с железными наконечниками (лемехами и сошниками). Тягловой силой при обработке земли были волы и лошади. В феодальных имениях в этот период увеличивалось число ремесленников разных специальностей — сапожников, портных, бондарей, плотников, кузнецов, гончаров и др.

Ремесленники составляли значительную часть городского населения и объединялись в цехи. Дальнейшее развитие общественного разделения труда, выразившееся в процессе отделения ремесла от сельского хозяйства, способствовало увеличению численности неземледельческого городского населения и росту в городах спроса на продукты сельского хозяйства, а в деревне — на ремесленные изделия. Поэтому на Украине в конце XIV—XV и еще больше в XVI вв. при сохранявшейся в целом феодальной разобщенности развивалась торговля, постепенно расширялся внутренний рынок, росли торги и ярмарки, усиливались экономические связи между отдельными городами и землями. Так, в города среднего Поднепровья привозили хлеб с Волыни и Подолии. Шляхта Луцкого повета везла хлеб в Киев, Канев, Черкассы. В Остроге бывали купцы из Киева, Львова, Каменца и др.

Рост экономических связей между отдельными землями Украины, их политическое общение, связанное с борьбой против иноземных захватчиков, было основой формирования украинской народности, образования ее этнической территории и присущих ей особенностей хозяйственной жизни, языка, культуры и быта.

Украинская народность формировалась и консолидировалась вокруг Киева, Переяслава, в Чернигово-Северской, Волынской, Подольской и Галицкой землях, Закарпатье и Буковине. В Приднепровье образовалось этническое ядро, к которому тяготело население других украинских земель. Эта территория приобрела ведущее значение в общественно-политической и культурной жизни украинского народа, в его борьбе против иноземных захватчиков за свою независимость. Поэтому за средним Приднепровьем прежде всего укрепилось название «Украина», ставшее позднее наименованием национальной территории украинского народа1. Здесь же сложились среднеднепровские говоры, ставшие основой украинского национального языка, расцвело высокохудожественное самобытное устное творчество украинского народа, наиболее характерными образцами которого являются лиро-эпические произведения — думы и исторические песни, дошедшие до нас с XVI—XVIII вв.

Примерно с XIV—XV вв. украинская народность наряду с русской и белорусской уже выступает как определенная этническая общность. В XVI — первой половине XVII в. она продолжала развиваться и консолидироваться. Наиболее ярко процесс формирования этих народностей проявлялся в развитии их языков, этого, по определению В. И. Ленина, важнейшего средства человеческого общенияРаздробление Киевского государства на ряд отдельных феодальных княжеств повело к дальнейшему развитию и углублению местных культурно-бытовых особенностей, в частности, диалектных различий, причем некоторые из них затем стали характерными чертами отдельных современных восточнославянских языков. Среди новых диалектных черт, отразившихся в письменных памятниках Юго-Западной Руси XI—XIII вв., заметны и черты будущего украинского языка, весьма проявлявшиеся, например, уже во второй половине XIV в. в актовой письменности. Древнейшая грамота, которой открывается ряд письменных документов с достаточно выразительными чертами украинского языка, датируется 1341 г. По мнению В. В. Виноградова и П. С. Кузнецова, «современные восточнославянские языки — русский в его теперешнем объеме, белорусский и украинский, как языки особых народностей, впоследствии наций — сложились позднее, примерно в XIV—XV вв., на основе определенной перегруппировки древнерусских или древневосточнославянских наречий»2. К концу XV в. относятся первые попытки приблизить книжный церковно- славянский язык к сложившемуся живому общенародному украинскому языку.

Родство с близкими культурами русского и белорусского народов ярко отразилось и в украинском книгопечатании. Основоположником книгопечатания на Украине явился русский первопечатник Иван Федоров, основавший первую на Украине типографию во Львове (1573 г.). Возникновение книгопечатания способствовало росту культурной общности украинского народа, укрепляло его языковое единство.

Начиная с XIV—XVI вв., самобытная культурная общность украинской народности проявилась в различных отраслях материальной и духовной культуры, в частности, в архитектуре. В памятниках каменного зодчества XIV—XVI вв. в значительной мере сохранились предшествующие древнерусские формы. Однако архитектура этого периода отличается от архитектуры Древней Руси. Это выразилось не только в типах и назначениях сооружений, но и в их художественном оформлении. Строились многочисленные дворцы феодалов, оборонные и культовые сооружения, а также торговые и складские помещения, ратуши, жилые дома купеческо-ремесленной верхушки; вырабатывались самобытные приемы объемнопространственных композиций и декора. В ряде памятников архитектуры Украины этого периода проявлялись новые черты, которые развивались в украинской архитектуре XVII—XVIII вв. Ярким образцом украинской каменной архитектуры XV—XVI вв. является церковь-крепость в Сут- ковцах на Подолии. В деталях внутренних украшений церкви использованы творчески переработанные формы итальянского Возрождения. Одним из типичных феодальных замков Украины XIV—XVI вв. является замок в Луцке. Манера выполнения его декоративных деталей напоминает приемы древнерусского зодчества, однако они отличаются самобытной трактовкой. В западноукраинских землях одним из крупнейших центров архитектуры был Львов. Характерная особенность львовских сооружений — сочетание элементов архитектуры итальянского Возрождения с самобытными формами национального зодчества.

Культура украинской народности, как и всякая надстройка в классовом обществе, имела классовый характер: в ней следует различать куль- ТУРУ угнетенных масс и культуру угнетателей;«.. .класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила»1. Как и в предшествующий период, литература, церковная живопись, каменная (церковная и замковая) архитектура отражали прежде всего идеологию, интересы и вкусы господствующего класса феодалов. Наряду с этим развивалось народное творчество, отражавшее идеологию, вкусы, интересы, антифеодальные тенденции народных масс. Это творчество проявлялось в народном жилищном строительстве, одежде, резьбе по дереву, вышивках, в устной поэзии, народной музыке и т. п. и в свою очередь находило свое отражение в феодальной культуре.

Гнет иноземных феодалов задерживал развитие украинской культуры, но не мог его остановить. Иноземным поработителям не удалось ассимилировать язык и культуру украинской народности. Она не только сохранила свой язык и национальную самобытность, но и оказала огромное культурное влияние на Литовское княжество, в котором государственным языком был признан «русский язык» (письменный язык украинцев и белорусов) и была использована для законодательства Русская Правда, а также на Молдавию, где распространилась греко-православная религия и славянорусская письменность. На этой письменности сильно сказалось влияние украинского языка.

В XV—XVI — первой половине XVII в. в Западной Европе украинцы были известны как народ со своим языком, характерным бытовым укладом, территорией, подразделявшийся на ряд этнографических групп (волыняне, подоляне и др.), и вместе с тем как народ родственный и очень близкий по культуре русскому народу.

Среди трех восточнославянских народностей с самого начала их возникновения главную роль играла наиболее сильная из них — русская народность. Русский народ в длительной борьбе с татаро-монгольскими и другими иноземными поработителями преодолел феодальную раздробленность и создал централизованное государство, явившееся центром притяжения и опорой в борьбе против иноземной агрессии для всех восточнославянских народов. В состав Русского государства вошла Слободская Украина (современная территория Харьковской, Сумской, частично Белгородской и Воронежской областей), заселявшаяся украинцами и русскими. В начале XVI в. в состав Русского государства вошла также Чернигово-Северская земля, находившаяся с XIV в. под властью литовских князей.

Во второй половине XVI в. польские феодалы усилили свою экспансию на украинские земли, используя для этого украинскую, белорусскую и литовскую шляхту, стремившуюся уравняться в правах с польской шляхтой. В 1569 г. на совместном сейме польских и литовских феодалов в Люблине было заключено соглашение об унии, согласно которому Литва объединялась с Польшей в одно государство — Речь Посполитую, сохраняя в ее рамках известную автономию. Украинские земли были отторгнуты от Литовского княжества и включены в состав шляхетской Польши. В начале XVII в. Польша захватила также Чернигово-Северскую землю, находившуюся с начала XVI в. в составе Русского государства. После Люблинской унии верхушка польских феодалов — магнаты — захватила на Украине огромные земельные владения, в которых насчитывались сотни сел, местечек и городов с многочисленным населением. Установление польско-шляхетского господства на Украине особенно тяжело отразилось на положении крестьянства. Крестьяне выполняли тяжелую, почти ежедневную барщину, были лишены всех прав и окончательно закрепощены. Власть шляхтича над крестьянином была неограниченной, шляхтич мог не только продать или купить крестьянина, но и приговорить его к смерти.

Под властью шляхетской Польши украинские народные массы терпели не только жесточайший социальный, но и религиозный, и национальный гнет. Польские магнаты, шляхта и католическое духовенство насаждали католицизм, проводили политику насильственного ополячивания украинцев. При помощи кучки изменников украинского и белорусского народов — православных епископов — они добились провозглашения Брестской церковной унии в 1596 г., согласно которой православная церковь Украины и Белоруссии должна была подчиниться римскому папе. Уния насаждалась силой. Украинские и белорусские народные массы упорно боролись против унии, справедливо оценивая ее как орудие усиления социального и национально-религиозного гнета и уничтожения обеих народностей.

В ходе борьбы украинских народных масс — крестьян и городской бедноты — против феодально-крепостнического и национального гнета, а также против турецко-татарских нападений, на Украине в XV—XVI вв. сформировалась военная сила — казачество. Центром украинского казачества в XVI стала Запорожская Сечь, сыгравшая прогрессивную роль в истории Украины. В то время, как часть зажиточной казацко- старшинской верхушки (формировавшейся из мелких феодалов, зажиточных мещан и зажиточных крестьян) шла иногда на соглашение с польской шляхтой, казацкие массы вместе с крестьянством и городской беднотой вели непримиримую борьбу против феодально-крепостнического и национального гнета. Одновременно внутри самого казачества происходила острая классовая борьба между казацко-старшинской верхушкой и казацкими массами. Казачество создало оригинальную культуру и быт, сыгравшие важную роль в развитии украинской национальной культуры. Героическая история казачества, его яркий своеобразный быт нашли широкое отражение в украинской народной поэзии, в произведениях украинских и русских писателей, художников и композиторов — Т. Г. Шевченко, Н. В. Гоголя, И. Е. Репина, С. С. Гулак-Артемовского, Н. В. Лысенко, П. И. Чайковского и др.