Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Русская наука и литература. Профессиональное искусство
Этнография - Народы Европейской части СССР

Русская культура XIX—XX вв. по значительности своих достижений, влиянию, которое она оказывает на культуру многих народов, по многообразию своих форм и проявлений — явление мировое. Как и культура всякой высокоразвитой нации, она включает составные части, давно уже ставшие предметом специальных наук — общей истории культуры, истории общественного движения и общественной мысли, искусствоведения, литературоведения, театроведения, истории науки, истории техники я т. п. Вместе с тем целостный облик культуры и быта какого-либо народа, даже и в специально этнографическом смысле, не может быть охарактеризован без учета соотношения массовых и профессиональных форм культуры в их историческом развитии. Духовная культура русской нации XIX — начала XX в. характеризуется не только специфическими национальными формами или определенными достижениями в отдельных областях, но и исторически сложившимися особенностями ее структуры — общей направленностью и характером развития, степенью классовой дифференциации, соотношением профессиональных и массовых форм. Эти особенности прослеживаются в сфере общественного движения и общественной мысли, в своеобразном взаимоотношении фольклора и литературы, профессиональной музыки, изобразительного искусства, театра и народной музыки, народных художественных ремесел и народного театра, в состоянии народного образования и науки.

Немногим более, чем за два столетия (с XVII до середины XX в.) русский народ в своем общественном развитии прошел огромный путь от феодализма к социализму. К концу XVII — началу XVIII в. многие профессиональные формы русской культуры (литература, живопись, архитектура и пр.) имели многовековые традиции, но в целом искусство, литература, научные сведения сохраняли средневековый характер. Примечательно, что литература и некоторые виды искусства, как идеологические явления, более непосредственно отражающие общественное сознание эпохи, несколько раньше, чем многие отрасли научных знаний, начинают освобождаться от пут средневековых представлений и традиций, прежде всего от гнета церковной идеологии.

В середине и во второй половине XVII в. начали возникать первые литературные произведения, непосредственно не связанные с письменностью религиозной, исторической или деловой. Появляется стихотворство, которого не знала старая Русь; делаются первые попытки создания театра.

В начале XVIII в. геологи начинают приходить на смену «рудознатцам», географы — составителям «скасок» и «чертежей», историки— летописцам. Появляются русские математики, физики, химики, астрономы и т. д., возникают первые научные учреждения и организации, и М. В. Ломоносов пишет с уверенностью, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». Возникнув на два-три века позже, чем в некоторых западноевропейских странах, русская наука в дальнейшем своем развитии за 100—120 лет проходит путь от начатков систематических знаний до блестящих успехов середины XIX — начала XX в.

К середине XIX в. сложились и развились основные направления и школы, представители которых осуществили ряд выдающихся открытий и прославили русскую науку во всем мире. М. В. Остроградский, В. Я. Бу- няковский, П. JI. Чебышев создали «петербургскую школу» математики, работы которой составили целую эпоху в развитии математической науки. В области химии выдающихся успехов достигла «казанская школа» (Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров) и петербургские химики во главе с Д. И. Менделеевым, открывшим периодический закон химических элементов. Физики «московской школы» (П. Н. Лебедев, А. Г. Столетов и др.) совершили ряд открытий в области магнетизма, движения энергии в упругих телах, а работы А. А. Эйхенвальда способствовали обоснованию электронной теории. Выдающиеся успехи были достигнуты и в области астрономии (А. А. Белопольский, Ф. А. Бредихин), биологии (К. М. Бэр, И. И. Мечников, К. А. Тимирязев), гуманитарных наук (С. М. Соловьев, А. Н. Веселовский, А. А. Шахматов, М. М. Ковалевский) ж т. д. Во второй половине XIX в. русская прогрессивная философия шла уже по пути, намеченному В. Г. Белинским, А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским. Большой вклад в развитие материалистического мировоззрения внесли видные естествоиспытатели — В. О. Ковалевский, И. И. Мечников, Д. И. Менделеев и др.

К концу XIX—началу XX в. марксистская философия прочно завоевала ведущее место в русской философской науке. Марксистские труды Г. В. Плеханова, опубликованные в 80—90-х годах XIX в., и особенно работы В. И. Ленина, посвященные закономерностям развития общества, роли пролетариата в социалистической революции, теории государства и национальному вопросу, знаменитая книга «Материализм и эмпириокритицизм», составили эпоху в развитии марксистской мысли и мировой 'философии и легли в основу современного развития общественных наук.

Для русской литературы XVIII—XIX вв. при столь же необычайном темпе развития характерны кратковременность и одновременность существования литературных направлений, каждое из которых составляло в большинстве европейских литератур целые эпохи, длившиеся нередко по нескольку десятилетий. В творчестве М. В. Ломоносова исследователи не случайно находят элементы и ренессанса, и барокко, и прежде всего классицизма и просветительства; один из виднейших классицистов М. М. Херасков к концу XVIII в. становится сентименталистом, классицист Д. И. Фонвизин — реалистом, в творчестве А. Н. Радищева сочетаются элементы просветительства и сентиментализма. В пору расцвета пушкинского реализма в русской литературе одновременно творят и революционный романтик К. Ф. Рылеев и сторонники прогрессивного классицизма В. К. Кюхельбеккер и А. С. Грибоедов; Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов за несколько лет совершают эволюцию от романтизма к реализму. Если русский классицизм сложился почти на столетие позже французского и на полвека позже английского, то Россия была одной из первых стран Европы, в которой возник реализм как литературное направление (И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь,М. Ю. Лермонтов). Теснейшая связь с русским освободительным движением обеспечила русской литературе середины и второй половины XIX в. ведущее и влиятельнейшее положение среди европейских литератур. Творчество Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, А. М. Горького оказало сильнейшее влияние на литературу многих народов мира. Стремительным было и развитие русской музыки, театра, живописи, скульптуры.

Борьба правительства и церкви со старинной традицией бродячего народного театра привела в XVII в. к объявлению скоморохов вне закона; этим объясняется сравнительно позднее возникновение профессионального и замедленное развитие большинства форм народного театра. Тем не менее со второй половины XVIII в. и на протяжении последующих полутора столетий профессиональные театр и драматургия развивались чрезвычайно быстро. Пьесы Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, высокая театральная культура Малого и Художественного театров, русского балета и русской оперы, деятельность замечательных русских актеров Ф. Г. Волкова, П. С. Мочалова, М. С. Щепкина, П. М. Садовского, М. Н. Ермоловой, К. С. Станиславского, Ф. И. Шаляпина ввели русский театр в число сильнейших национальных театров мира.

Русская профессиональная музыка в XVIII в. совершала свои первые шаги. Однако, начиная с творчества М. И. Глинки, в 30—40-х годах XIX в., и особенно во второй половине XIX — начале XX в., русские композиторы (А. П. Бородин, А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов и др.) создали национальную классическую музыку и завоевали международное признание. Русская живопись и скульптура нового времени, возникнув столь же поздно, достигли вершин своего развития во второй половине XIX — начале XX в. в творчестве И. Е. Репина, В. М. и А. М. Васнецовых, В. И. Сурикова, И. И. Левитана, М. А. Врубеля, Н. К. Рериха, П. П. Трубецкого, М. М. Антокольского, С. Т. Коненкова.

Бурное развитие русского профессионального искусства, литературы и науки в XVIII — начале XX в. совершалось в своеобразных исторических условиях. Несмотря на довольно раннее воссоединение всего русского народа в едином государстве, сопровождавшееся выработкой общерусских черт в материальной и духовной народной культуре, длительность периода феодализма, сохранение многочисленных феодальных пережитков в ходе развития капитализма в России обусловили сохранение локальных вариантов и разновидностей общерусских форм, областных различий и «школ» в народной поэзии и народном искусстве. Как и диалектные различин, они продолжали в какой-то мере существовать до 30-х годов XX в., т. е. до времени ликвидации культурной и хозяйственной обособленности отдельных областей в ходе индустриализации и коллективизации страны и осуществления культурной революции. В отличие от этого профессиональные формы культуры — искусство, литература, наука,— возникшие сравнительно поздно, развивались в условиях завершавшейся национальной консолидации и складывавшихся капиталистических отношений.

Поэтому «областной период» русской литературы завершился еще в пору ликвидации феодальной раздробленности Руси, и позднее Россия не знала областных литератур в системе национального литературного движения, как это было в Германии, Италии, даже Англии и, отчасти, во Франции. М. В. Ломоносов пришел из Архангельска, В. К. Тредиаков- ский — из Астрахани, А. Д. Кантемир — из Молдавии, А. П. Сумароков воспитывался в Петербурге, но это не сказалось на общем облике их литературного языка. Они сошлись в Петербурге — столице тогдашней России — и участвовали в создании новой общенациональной литературы. Позже для России конца XVIII —первой половины XIX в. было характерно одновременное существование столичных (петербургских и московских) научных и литературных обществ и кружков, рассеянных по стране (за исключением Сибири и русского Севера).

Формирование русской национальной культуры было одновременно процессомее резкой социальной дифференциации. В России в конце XVII в.

феодальные отношения уже не могли укрепляться путем консервации экономики, социальных отношений, культуры и религии, как это было, например, во многих восточных государствах. Огромную роль в расшатывании феодально-крепостнических отношений играла классовая борьба широких народных масс и прежде всего крестьянские войны XVII—XVIII вв. В XVIII в. происходило частичное сращивание буржуазных и дворянских элементов. Реформы начала XVIII в. и дальнейшая эволюция дворянства и вместе с тем усиление крепостного рабства вели к образованию существенных культурных, бытовых и психологических отличий между господствующим классом и широкими народными массами, что породило глубочайшее расслоение национальной культуры и быта. Под знаком этих различий развивалась вся русская культура XVIII—XIX вв. как в ее профессиональных, так и в массовых формах. Преодоление их было одной из важнейших задач русского освободительного движения, русской науки, искусства и литературы от М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева до К. А. Тимирязева, Д. И. Менделеева, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко и А. М. Горького.

Наука, литература, искусство, общественная мысль приходили в явное противоречие с политическим строем общества и феодальной природой государства.

Важнейшей линией русской литературы и русского искусства становится, по терминологии В. Г. Белинского, «критическое направление», антифеодальное по своей сути.

Начиная с 40-х годов, XIX в., организационные формы, в которых развивалась русская наука, отличались сосуществованием официальных научных учреждений и организаций с большим числом более широких и демократичных местных и общероссийских обществ — филиалов Географического общества, археографических комиссий, комиссий при губернских статистических комитетах, широкой сети краеведческих кружков. Примечательна роль, которую играли в них политические ссыльные (А. И. Герцен, П. Н. Рыбников, П. С. Ефименко, Н. И. Иваницкий, JL Д. Штернберг, В. Г. Богораз-Тан и др.).

Во второй половине XIX в. противоречия в этой области отчетливо приобрели специфическую форму антагонизма между так называемыми академической и университетской науками. Университетские преподаватели постоянно находились в окружении студенчества, в значительной степени вышедшего из разночинных слоев. Это общение способствовало тому, что наука, развивавшаяся в университетах, по своему духу и направлению была более демократична, чем та, которая разрабатывалась в официально-консервативной академической среде. С образованием и ростом йруга ученых-разночинцев эти столкновения обострялись.

Развитие научной и технической мысли приходило в то же время в противоречие с состоянием экономики, развитием промышленности и транспорта. Если в конце XVIII — начале XIX вв. не могли быть реализованы открытия талантливого изобретателя И. П. Кулибина, то в конце XIX в. такая же участь постигла великие изобретения П. Н. Яблочкина, А. С. Попова, К. Э. Циолковского и др.

Высокие достижения русской науки и технической мысли в условиях царской России не могли оказывать непосредственное влияние на жизнь народа, в основной своей части неграмотного или малограмотного. Петербург, Москва и еще несколько городов, во многом не уступавшие крупнейшим и передовым городам тогдашней Европы, были окружены тысячами деревень, в которых еще в 80—90-е годы XIX в. продолжали существовать курные избы и применялись примитивные орудия труда.

С 80-х годов XVIII в. основной политической и социальной проблемой русского общественного движения, русской литературы и искусства становится крепостное право. Реализм русской литературы и искусства выделялся на общеевропейском фоне своим демократизмом, заинтересованностью в судьбах трудового народа. В 60-е годы XIX в. Н. А. Добролюбов называл передовых русских писателей своего времени «партией народа в русской литературе». Русская литература в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, JI. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева и Н. А. Некрасова, В. Г. Короленко и А. П. Чехова достигает высочайших вершин художественного творчества. В это же время миллионы русских крестьян и рабочих продолжали оставаться отрешенными от благ современной им науки и книжной культуры, профессиональной музыки, изобразительного искусства, театра. Печатная продукция проникала в народную среду главным образом в виде лубка и низкопробных изданий «для народа». Культурная и эстетическая отгороженность народа от достижений книжной литературы, профессионального искусства и страстное стремление преодолеть ее составляли суть философской, творческой и личной трагедии JI. Н. Толстого, предопределившей колоссальную взрывчатую силу его творчества. Необходимость при обращении к народу говорить особым традиционным языком ощущается во многих произведениях русской литературы XIX—XX в. Характерно вместе с тем длительное существование особой «крестьянской литературы» (А. В. Кольцов, И. С. Никитин, И. 3. Суриков, С. Д. Дрожжин и др.) и возникновение в начале XX  в. пролетарской (А. М. Горький, Демьян Бедный, поэты-правдисты и пролетарские поэты), окончательно слившихся только к концу 20-х годов XX в. в единой русской советской литературе.

В процессе формирования русской нации развитие профессиональной культуры происходило в условиях сближения русской национальной культуры с культурами других народов России и, особенно, родственных восточнославянских народов — украинцев и белорусов. Этническая близость трех народов благоприятствовала не только их постоянному плодотворному взаимовлиянию, но и объединению усилий в ходе развития общественной мысли, науки, литературы, театра, музыки, живописи. У истоков русской национальной культуры нового времени рядом с именем первопечатника Ивана Федорова стоит имя его соратника белоруса Петра Мстиславца и его замечательного современника Г. Ско- рины. Деятельность Киево-Могилянской академии, сыгравшей огромную роль в развитии раннего русского, украинского и белорусского просвещения, связана с именами белоруса Симеона Полоцкого, украинца Феофана Прокоповича, русского Стефана Яворского. Русские ученые конца XVII— начала XVIII в., включая М. В. Ломоносова, учились по «Грамматике», составленной украинцем М. Смотрицким, хорошо знали изданный в 1627 г. в Киеве «Словарь славяно-российский» П. Берынды и первую в России учебную книгу по истории, так называемый «Киевский синопсис» (1674 г.), много раз издававшийся и популярный до середины XIX в. В XVIII—XIX вв. многие украинские и белорусские ученые жили, творили и печатались в Петербурге и Москве, русские ученые — в Киеве, Харькове и Минске. Можно назвать целую плеяду русских писателей — выходцев из Украины (от Н. В. Гоголя до Э. Г. Багрицкого» и К. Г. Паустовского). Украинские писатели—Т. Г. Шевченко, Е. П. Гребенка, Г. Ф. Квитко-Основьяненко, Марко Вовчок — писали и по-украински, и по-русски. Белорусский революционный демократ К. С. Калиновский, классики белорусской литературы Я. Купала и Я. Колас теснейшим образом связаны с традициями русского общественного движения и русской литературы XIX—XX вв.

В XVIII—XX вв. русская культура чрезвычайно активно усваивала и перерабатывала лучшие достижения мировой культуры и, со своей стороны, оказывала на нее все возраставшее влияние. Выдающиеся русские ученые, писатели, художники, архитекторы XVIII в. (М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Г. Р. Державин, В. И. Баженов) по уровню своих достижений стояли в одном ряду с лучшими представителями западноевропейской культуры своего времени или превосходили их. С середины XIX в. русская наука, литература, искусство обретают международное признание и мировойуавторитет. Художественная деятельность Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова, И. Е. Репина и Ф. И. Шаляпина, деятельность русских ученых этого времени, наконец, рост международного авторитета русской общественной мысли — все это явилось отражением роста международного влияния русского освободительного движения и, в конечном счете, русской революции1.

Итак во второй половине XIX — начале XX в. Россия была одновременно страной крупнейших достижений в области науки, литературы и искусства и одной из немногих европейских стран, сохранивших богатую и вместе с тем архаичную фольклорную традицию, развитые народные художественные промыслы и ремесла. Традиционное народное искусство было для России того времени не только великим художественным наследием, но и живым фактором народного быта.

К концу XIX и в начале XX в. традициям народного искусства начинает угрожать гибель под напором капиталистических отношений, пагубного влияния рынка, модернизма и т. п. Это не означало, разумеется, что фольклорные богатства и достижения народного искусства не сыграли своей роли в истории русской национальной культуры, (в XVIII в., и особенно с середины XIX в., начинается запись и публикация русского фольклора и русской народной музыки, собирание и издание образцов народного искусства и т. п.). Вместе с тем в условиях царской России нельзя было и думать о массовом приобщении народа к образованию, науке, литературе и искусству. Уничтожить этот трагический для национальной культуры разрыв могла только социалистическая революция и последовавшие за ней социальные, экономические и культурно-бытовые преобразования, создавшие почву для формирования общенародной социалистической культуры, впитавшей высшие достижения мирового искусства и литературы и вместе с тем богатейший опыт народной традиции. Массовый читатель, зритель и слушатель мог возникнуть только в ходе культурной революции, после массового приобщения народа к профессиональному искусству и литературе.

Социальные и экономические преобразования, последовавшие за Великой Октябрьской социалистической революцией, ликвидировали разрыв между развитием научной и технической мысли и реализацией ее достижений. На этой почве возникло новое взаимоотношение теории и практики, науки и народного хозяйства, начался процесс систематического и нарастающего проникновения науки во все области жизни советского народа (планирование, экономика, быт и т. д.). С другой стороны, государственное финансирование и планирование научных исследований, постоянная поддержка широких масс трудящихся обеспечили широту исследований и их высокие результаты. Расширение и полная перестройка старой Академии наук, преобразование ее в Академию наук СССР превратили ее в штаб научных исследований в стране. Кроме того, был создан ряд отраслевых академий (сельскохозяйственная, медицинская, педагогическая, архитектуры и строительства и др.) и академий союзных республик, областных и краевых академических институтов, а также огромное число научных институтов и университетских лабораторий. В научных учреждениях и высших учебных заведениях СССР в 1962 г. работало 524,5 тыс. научных работников — в 52 раза больше, чем в 1914 г.

Представители советской науки— физики (И. В. Курчатов, В. И. Векслер, Л. Д. Ландау, Н. Н. Боголюбов, И. Е. Тамм и др.), химики (Н. Д. Зелинский, А. Е. Фаворский, Н. Н. Семенов, Н. С. Курнаков pi др.), математики и механики (И. М. Виноградов, М. В. Келдыш, С. А. Лебедев, А. Н. Колмогоров и др.), биологи (И. П. Павлов, Л. А. Орбели, А. А. Ухтомский, К. М. Быков и др.), геологи (И. М. Губкин, А. Е. Ферсман, А.  П. Карпинский, Д. И. Щербаков, Ф. Ю. Левинсон-Лессинг и др.), экономисты (Е. С. Варга, С. Г. Струмилин и др.), историки и филологи (М. Н. Покровский, В. П. Волгин, А. В. Луначарский, Е. В. Тарле, Б. Д. Греков, М. Н. Тихомиров, И. Ю. Крачковский, В. М. Жирмунский, В. Ф. Шишмарев, В. В. Виноградов и др.) завоевали ведущее место в ряде важнейших отраслей знания. Ученые всего мира с величайшим вниманием изучают теперь русскую научную литературу, как и научную литературу других народов Советского Союза. Традиционное в прошлом правило «rossika non leguntur» («русское не читается») следует признать окончательно отмененным.

Не случайно советские ученые, среди которых русские ученые играют столь значительную роль, первыми в мире разработали, а советские инженеры, техники и рабочие первыми в мире осуществили запуск искусственных спутников Земли, а затем космических ракет.

Плодотворно работают русские ученые в содружестве с учеными других республик, стран народной демократии над важнейшими для современности проблемами мирного использования атомной энергии. Развитие советской науки, как и всей мировой науки в послевоенное время, отмечено дальнейшим усилением специализации и дифференциации отдельных отраслей, Возникновением новых научных направлений и активизацией взаимодействия отдельных наук.

Характерная черта русской советской науки — активный и постоянный контакт с учеными других народов Советского Союза и в послевоенные годы с учеными стран народной демократии. Русские ученые, особенно в первые десятилетия существования советской науки, оказали значительную помощь научным учреждениям и организациям союзных и автономных республик, всемерно содействовали воспитанию национальных научных кадров и их сплочению в единой коллективной работе. В годы Советской власти по мере экономического и культурного развития отдельных краев и областей постепенно преодолевалась характерная для старой России сосредоточенность научных и культурных сил в нескольких крупнейших городах. Развертывание широкой сети периферийных научных учреждений и учебных заведений, театров, библиотек, книжных издательств, воспитание большой армии ученых, писателей, артистов, художников, работающих во многих городах и областях, содействовало более равномерному распределению культурных центров на территории России и Советского Союза в целом. Слово «провинция» стало исчезать из повседневного речевого употребления. Русский язык стал многонациональным средством общения в Советском Союзе. Русский язык, русская книга, кинофильм, песня вошли в обиход всех народов СССР. С другой стороны, ежегодно на русский язык переводятся сотни книг, созданных учеными и писателями на языках других республик страны.

Развитие русской литературы и искусства в советское время сопровождалось выдающимися успехами, дальнейшим укреплением и расширением международного влияния. Ведущая из советских литератур — русская — становится первой литературой мира, овладевшей методом социалистического реализма. Творчество А. М. Горького, В. В. Маяковского, А. Н. Толстого, М. А. Шолохова, С. А. Есенина, А. А. Фадеева,

А.   Т. Твардовского, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина и др. приобрело всенародную популярность. Книги русских советских писателей издаются огромными тиражами, переводятся на языки народов Советского Союза и других народов мира, включая страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Социалистический реализм как художественный метод, основным принципом которого является правдивое исторически-конкретное изображение действительности в ее революционном развитии, а важнейшей задачей — коммунистическое воспитание масс, нашел свое отражение и в лучших произведениях русской советской живописи, музыки, скульптуры, в успехах театров и кинематографии. В развитие советской живописи внесли свой вклад такие художники, как И. И. Бродский, Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, К. Ф. Юон, В. В. Фаворский*

В.  В. Мешков, Б. И. Пророков и др. Всемирную известность получили произведения русских композиторов С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Н. Я. Мясковского, Р. М. Глиэра, Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского и др. Первоклассные произведения созданы русскими скульпторами Н. А. Андреевым, И. Д. Шадром, В. И. Мухиной, С. Д. Меркуро- вым, Е. В. Вучетичем, М. Г. Манизером и др. Завоевали мировую славу русский советский драматический и музыкальный театры и балет, а также множество музыкальных коллективов и солистов-исполнителей, добившихся первых мест на многих международных конкурсах. Московский художественный театр, Малый театр, Большой театр Союза ССР, ленинградские театры им. А. С. Пушкина и им. М. Горького, ансамбли Советской Армии, «Березка», ансамбль И. А. Моисеева и кукольный театр Образцова — гордость советского искусства.

Новым явлением в культуре русского народа стало искусство кино, которое до революции только еще возникало. Огромную важность этого вида искусства, обладающего возможностями сильнейшего воздействия на зрителей и широчайшего распространения, отмечал В. И. Ленин1. Русская советская школа в кинематографии дала таких представителей, как С. М. Эйзенштейн, Я. А. Протазанов, С. И. Юткевич, В. И. Пудовкин, Г. В. Александров, С. А. Герасимов, Г. JL Рошаль, братья Васильевы, Г. Н. Чухрай и др. Не раз русские кинокартины завоевывали первые места на международных кинофестивалях. В СССР создана мощная кинопромышленность, обеспечивающая прочную техническую базу для этого, самого массового, вида искусства.

В развитии различных отраслей русского искусства немалую роль, особенно в последние десятилетия, играют радио и телевидение. Они все больше входят в быт широких слоев населения. Уже сейчас в крупных городах и окружающих их районах нет ни одного дома без телевизора.

Народность советской литературы и искусства, широта и степень их влияния на массы читателей объясняется не только стремлением писателей сделать свое творчество необходимым народу, содействовать процессу коммунистического воспитания трудящихся, но и общими процессами культурного развития страны. Культурная революция, начавшаяся еще в 20-е годы, в значительной мере приобщила массы русского народа и других народов нашей страны к лучшим достижениям профессионального искусства и литературы. Эстетическая жизнь народа в настоящее время органически связана с книгой, кино, театром, радио, журналами. Фольклорные формы (песня, частушка, пословицы и поговорки и т. д.) сосуществуют с полуфольклорными, полулитературными и просто литературным pi формами и художественной самодеятельностью.

Таким образом, после Великой Октябрьской революции и в ходе дальнейших экономических, социальных и культурных преобразований национальная культура русского народа не только развивала прогрессивные традиции прошлого, но и во многом изменила свою структуру. В значительной мере ушли в прошлое культурная изолированность отдельных областей, сосредоточенность культурных учреждений, ученых, гоюателей, художников, артистов в ограниченном числе городов, резкая неравномерность распределения культурных благ между отдельными классами и социальными слоями, наконец, типичное для старой России сочетание высоких достижений науки и культуры и архаичности форм массовой эстетической жизни народа. Наука и культура во всех своих проявлениях обрели черты подлинной народности. Разумеется, все эти процессы еще далеко .не завершены, как не завершена еще культурная революция, происходящая в нашей стране. Как указывается в Программе КПСС, принятой XXII съездом партии, в ходе строительства коммунизма советскому народу предстоит завершить культурные и бытовые преобразования, осуществлявшиеся в послереволюционные годы, завершить создание всенародной культуры коммунистического общества1.