Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народное искусство после Великой Октябрьской революции
Этнография - Народы Европейской части СССР

Великая Октябрьская революция открыла новую страницу в истории народного декоративного изобразительного искусства.

Ряд художественных ремесел (набойка, ткачество) в связи с развитием промышленности доживали свои последние дни, другие (производство икон и прочего церковного реквизита) обречены были на гибель по идеологическим причинам. Однако художественный опыт, накопленный в этих ремеслах, необходимо было сохранить с тем, чтобы в дальнейшем он мог быть положен в основу индустриального производства предметов декоративно-прикладного искусства. Народная художественно-изобразительная культура расценивалась в молодом советском государстве как проводник и носитель высоких эстетических традиций народа, на основе которых могли складываться новые декоративно-изобразительные формы.

Первой стадией в этом процессе было восстановление промыслов, пришедших в упадок. Поддержка талантливых людей из ремесленной среды, прочная экономическая база, пришедшая с новым социальным строем, и идеологические сдвиги, порожденные им, привели к тому, что многие ремесленники превратились в подлинных народных художников. Повсеместно на базе традиционных народных производств возникли промысловые артели. При них организуются курсы, производственные школы, а позже в некоторых городах страны открываются техникумы и училища (курсы и школы кружевниц в Вологде, школа резчиков в Загорске, школа миниатюристов в Палехе, техникум мастеров-ювелиров в с. Красном, техникум кустарной промышленности в Москве и т. д). Большую помощь в перестройке работы художественных промыслов оказывали музеи. В фондах кустарных и этнографических музеев Москвы и Ленинграда имелись богатейшие коллекции образцов декоративного искусства. Широкая сеть центральных, областных и районных краеведческих музеев способствовала популяризации лучших художественных традиций народа, воспитанию хорошего вкуса, помогла бороться с безвкусицей, в частности, с декадентскими стилями, господствовавшими в предреволюционную эпоху в большинстве отраслей народного декоративного искусства. Особенно большую работу в этом направлении вели в Москве Исторический и Кустарный музеи, а с 1932 г. Научно-исследо- вательский институт кустарной (впоследствии художественной) промышленности.

Роспись, живопись, графика

В результате плодотворной совместной работы научных работников и художников с народными мастерами на новой идейной основе развилась миниатюрная лаковая живопись. Первые успехи в этой области были достигнуты Федоскинскои артелью, имевшеи еще в дореволюционный период опыт производства изделий из папье-маше. Творческие поиски мастеров-новаторов опирались на лучшие традиции миниатюрной декоративной росписи. Особенно сильное развитие у федоскинцев получил жанр пейзажа. В числе ведущих мастеров-пейзажистов можно назвать Н. Петрова, В. Бородкина, И. Страхова, С. Рогатова, В. Лунева, Г. Точенова. Много удач было у федоскинцев и в области многофигурных композиций, лучшими мастерами которых стали И. Семенов, М. Чижов, Н. Балашов, С. Рогатов.

Еще более яркой иллюстрацией возрождения народных живописных традиций на новой основе являет собой история миниатюрного промысла в с. Палех. В связи с вырождением с конца XIX в. иконописного промысла немногочисленные остававшиеся в селе мастера перешли на расписывание игрушек. В 1923 г. палешане организовали артель и начали развивать декоративную роспись на папье-маше. Заимствовав этот промысел от соседей федоскинцев, они использовали оригинальную технику росписи и выработали самостоятельный стиль. В соответствии с традиционной техникой палешане пишут не масляными красками, как это делают федоскинцы, а яичной темперой, чаще всего ярких цветов по черному фону, что придает миниатюрам особенно праздничное звучание* Эта праздничность также часто подчеркивается легким кружевом золотой или серебряной рамки, обрамляющей миниатюры. Композиционные приемы палешан традиционны, их изобразительные средства идут от русской иконописи (плоскостность, декоративность композиции, тщательная отделка мелочей). Приподнятость и помпезность традиционного стиля определяют тематику произведений палешан, преобладает батальная и сказочная тематика. Большое отражение в творчестве палешан находят образы и сюжеты из произведений А. С. Пушкина (работа И. Голикова «Бесы», Д. Буторина «Лукоморье», И. Баканова «Бахчисарайский фонтан», А. Дыдыкина «Руслан и Людмила») и А. М. Горького (композиции Д. Буторина и И. Бакурова на темы «Буревестника», «Данко» и др.). Из современного быта палешан привлекает тематика драматическая или праздничная (композиция «Битва красных с белыми» И. Голикова, «Праздник урожая» и «Москва-порт» Н. Зиновьева и др.)* Палехские мастера предприняли также ряд попыток использовать миниатюрную технику в других видах искусства, в частности на фарфоре и в книжной графике (иллюстрации И. Голикова к «Сказке о царе Салтане» и к «Слову о полку Игореве» и др.)* В монументальной росписи наибольшего успеха палешане достигли в прекрасной стенописи, украшающей Дворец пионеров в Ленинграде и школу-интернат в Шуе. Многим палешанам присвоены почетные звания народных мастеров РСФСР и заслуженных деятелей искусства.

Под влиянием искусства миниатюры палешан к 30-м годам стала развиваться роспись в Мстере, где живописцы, в отличие от палешан, строят сюжет не на нейтральном фоне, а на фоне пейзажа, густо заполненного деревьями и архитектурными деталями, данными в перспективе, причем даже небо они покрывают облаками и закатными рефлексами. Пейзаж, выполненный в приглушенных тонах, служит контрастным фоном для сюжетных сценок, написанных яркими, преимущественно красно-оранжевыми тонами. Кроме сюжетного направления, имеется в Мстере также орнаментальное и портретное. Помимо колористических достоинств, изделия, выполненные в Мстере, примечательны органической связью между росписью и формой предмета. Эта особенность характерна для многих видов народного искусства прошлого, в частности росписных северодвинских изделий, с которыми у миниатюристов Мстеры имеется много общего.

Миниатюристы Холуя — еще более молодой коллектив, возникший в середине 30-х годов. В годы Великой Отечественной войны мастерами его был выполнен ряд удачных работ на патриотические темы («Поединок перед Куликовой битвой», «Призыв Минина в Ярославле» В. Пузанова-Мо- лева, работы А. Костерина и С. Мокина). В послевоенные годы мастера Холуя достигли успехов в сказочной и пейзажной тематике.

Декоративная роспись по дереву сосредоточена в настоящее время в Семенове и Городце (Горьковской обл).

В результате повсеместного вытеснения из быта деревянной посуды и утвари изделиями из фарфора и металла продукция, выпускаемая артелями, стала носить чисто декоративный характер. У хохломских мастеров (г. Семенов) появились новые мотивы орнамента (главным образом растительного, реже животного характера), а в последние годы обновилась и расцветка росписи, обогащенная синими, зелеными, белыми и розовыми тонами. Обращают на себя внимание работы хохломских мастеров по росписи детской мебели. Лучшие результаты в этой области достигнуты мастерами городецкой росписи. Радующая глаз цветовая гамма, орнамент простых, но изящных форм как нельзя лучше соответствует детскому художественному мышлению и поэтому подходит для отделки предметов детского обихода. Мебель, украшенная городецкой росписью, развивает у детей декоративные представления, способствуя развитию у них чувства прекрасного.

Развивается художественная роспись и некоторых других видов. Широкое применение в быту имеют по-прежнему цветистые жестовские подносы, техника росписи которых за советские годы существенно обогатилась.

Ростовские мастера росписи по финифти в корне изменили ассортимент изделий и тематику. Вместо образков и церковной утвари росписью украшаются разнообразные предметы обихода — пудреницы, броши, шкатулки и портсигары. Ведущие мастера промысла (В. Горский, А. Кокин,

И. Солдатов) создали ряд интересных натюрмортов (главным образом цветы), портретов и пейзажей. Нежно-прозрачные росписи ростовских мастеров экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, а на Всемирной выставке 1958 г. в Брюсселе были награждены золотой медалью.

Ювелирные изделия

Среди ювелирных изделий других районов преобладают черневые и филигранные изделия. Артель «Северная чернь», созданная в 1929 г. в Великом Устюге на базе соответственного народного промысла, работает главным образом в технике чернения. Выпускаемые ею ларцы, кубки, стопки, перстни, стаканы и портсигары украшаются обычно растительными орнаментами, а также видами городов. За последние годы черневой орнамент часто помещается на фоне золотой гравировки. Филигранные изделия из металла производятся как в старых центрах (Красное село; с. Мстера Владимирской обл.), так и в ряде новых (с. Казаково Горьковской обл., а также на ювелирных фабрикахМосквы и Ленинграда). В послевоенные годы мастера Красного села сочетают филигрань с зернью и полированным металлом, красиво контрастирующим с матовым филигранным узором. Наиболее распространенным приемом мстерских ювелиров является чеканка и сочетание филиграни с полированным металлом.

Художественная обработка камня

На Урале и Алтае еще в дореволюционное время получило развитие камнерезное искусство. Многочисленные ремесленники Урала занимались огранкой, шлифовкой и миниатюрной резьбой по камню, который шел для ювелирных изделий, для изготовления ларцев, шкатулок, горок и наборных картин. Повсеместной известностью пользовались ларцы и шкатулки, облицованные малахитом, и со вкусом подобранные «горки»—своеобразные коллекции уральских самоцветов и минералов. Большое распространение в конце XIX — начале XX в. получили «наборные картины», представлявшие собой панорамы уральских гор, сделанных из уральских самоцветов обычно на фоне живописного, выполненного масляными красками, пейзажа. Эти панорамы исполнялись в большом количестве и далеко не всегда отличались хорошим вкусом.

Начало обработки мягких пород камня относится ко второй половине XIX      в., когда на Урале обнаружили залежи гипса и селенита. Формы для изделий заимствовались главным образом с деревянных поделок, но фактура, характерная для дерева, была утрачена, а вместе с ней исчезла и декоративность. Специфика же, присущая новому материалу, не была еще раскрыта. Поэтому основная масса изделий из гипса не отличалась тем тонким художественным вкусом, который свойствен народному искусству.

Подлинное развитие камнерезного искусства относится к послереволюционной эпохе. Помимо старых центров (с. Мраморное и Кунгур Пермской обл., Свердловск), возник ряд новых центров обработки (в Пермской обл. и на Алтае, объединенных в начале 30-х годов в трест «Русские самоцветы», близ Арзамаса — артель «Борнукова пещера»). Мастера- камнерезы, получив возможность работать творчески, стали создавать шедевры, созвучные возросшим эстетическим вкусам советского человека. Ими были созданы рубиновые кремлевские звезды и герб СССР из русских самоцветов. Особенно много заказов камнерезы Урала получили в связи с постройкой московского метрополитена (облицовочные работы и мозаики станкового типа). Развивается на Урале и резьба по камню. Один из лучших скульпторов по яшме Н. Татауров с большим искусством выполняет изделия, украшенные фигурами животных, рыб и птиц. Сочетание камней разных расцветок — новое достижение камнерезного искусства. Потомственный камнерез К. С. Аверкиев работает главным образом по мрамору и серпентину, из которых он выполнил немало ваз и письменных приборов, покрытых резными рельефами. Умело подбирая тойа и рисунки камня, он создает красивые изделия в черно-серо-зеленой гамме. В последнее время намечаются тенденции к соединению двух исконных искусств Урала — камнерезного дела с чугунным литьем. Не менее интересны попытки соединения камнерезного искусства с Златоустовской гравюрой по стали.

Резьба по камню мягких пород в первые же десятилетия после Великой Октябрьской революции резко изменила свой характер. Благодаря дружным усилиям местных мастеров и профессиональных художников постепенно было освоено производство мелкой скульптуры (фигурки животных и жанровые статуэтки), выполненной по новым эскизам. По моделям резчика И. К. Стулова камнерезы стали выпускать фигурки — образы советских людей — «Партизан», «Краснофлотец», «Юный планерист», «Парашютистки» и ряд других выразительных статуэток, форма которых прекрасно сочеталась со своеобразной фактурой мягких уральских пород. В послевоенный период камнерезный промысел обогатился большим числом молодых мастеров, получивших хорошую профессиональную подготовку. Скульптуры удачно передают образы советских тружеников, молодежи и, особенно живо,— детей. В настоящее время среди выпускаемой продукции преобладают модели художников-анималистов и любителей жанра.

Другие виды резьбы, а именно резьба по кости и резьба по дереву, имеют иную судьбу.

Резьба по дереву

Резьба по дереву, являвшаяся некогда наиболее распространенным из художественных ремесел русского народа, в настоящее время утеряла свое ведущее положение, хотя в архитектурном оформлении сельского жилища она продолжает занимать значительное место. Выполняется резьбаглавным образом пропильной техникой и имеет упрощенные лаконичные формы. 1олько в районе Поволжья до сих пор можно встретить новую резьбу, выполненную в плоскорельефной технике. Под влиянием массового внедрения в быт фабричной мебели уменьшается количество резных украшений в интерьере дома. Что же касается декоративной резьбы малых форм, то очаги ее любовно сохраняются советским народом. Крупнейшие из них сосредоточены в Подмосковье, где Ахтырская артель резных изделий (район Загорска и Хотькова) выпускает в основном мебель и декоративные мелочи, а Богородская артель — игрушки и мелкую скульптуру из дерева.

Мебель, вазы, шкатулки и полочки Ахтырской (иначе Абрамцево- Кудринской) артели очень эффектны. Их густо покрывает резьба традиционного трехгранно-выемчатого типа или заоваленная резьба, введенная в конце XIX в. резчиком В. П. Ворносковым. Мотивы ее — чаще всего растительного характера. Богородские резчики особенно много разработали игрушек подвижного типа. Кроме старых традиционных форм («кузнецы», «курочка клюющая»), появляется и ряд новых («Медведь, говорящий по телефону», «Мишка, фотографирующий луну», «Рыбак с осетром», «Ракета», «Спутник» и т. д.). Наряду с игрушкой большое развитие получила мелкая скульптура из дерева. Некоторые ее виды («Маша и медведи», «Дедушка Мазай и зайцы» и др.) могут использоваться для игры, другие представляют собой настоящую декоративную скульптуру («Мчащаяся тройка», «Сокольничий», «Сказка о Коньке-Горбунке» и др.). Большая часть скульптур выполнена на хорошо известные и всеми любимые сюжеты русских сказок и басен, в которых основное место занимают образы зверей, поданные образно, лаконично, с присущим богородским резчикам мягким юмором. В годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы богородские резчики создали ряд скульптур на патриотические темы (А. Пронин — подвижную игрушку «Партизан гонит пленного», И. Стулов — многофигурную композицию «Защитники Москвы»), на высокоидейную тематику, отражающую пафос труда, борьбу за мир («Женщина с голубем мира», «Колхозница»), а также мелкую скульптуру, метко высмеивающую пороки («Бюрократ», «Дама с собачкой»).

Резьба по кости и рогу

Старейший народный костерезный промысел в Холмогорах, заглохший к началу XX в., в годы Советской власти возродился. Организованная в 1921 г. школа резчиков воспитала ряд талантливых мастеров, которые составили основной штат артели им. М. В. Ломоносова. Институт художественной промышленности и, в частности, художники М. Л. Раков и С. Евангулов помогли холмогорским мастерам разработать первые образцы. Опираясь на лучшие традиции прошлого, резчики выполнили ряд изделий, характерными особенностями которых являются уравновешенность орнаментальных и фигурных деталей и лаконичная законченность форм.

Возникли и новые центры резьбы по кости. В Кисловодске костерезная артель «1 Мая», организованная в 30-х годах, приобрела своеобразный профиль. Большая часть выпускаемых здесь изделий (рамки, броши, кулоны) украшена розами, выполненными в горельефной технике.

Основанная в конце 40-х годов костерезная артель в Хотькове {Московская обл.) первоначально специализировалась на изготовлении брошей, пудрениц и шкатулок, облицованных рельефными и ажурными пластинками из кости. В последние годы она освоила выпуск объемной сульптуры из цевки, а также скульптуры из комбинированных материалов — кости с деревом, с металлом, с эбонитом и особенно эффектные изделия и из кости с рогом например, темные, лоснящиеся моржи, сделанные из рога, на белоснежной костяной льдине). Интересную работу в этом направлении ведут и анималисты Москвы: А. Зюзина, В. Филатова, Ю. Слувис и др.

Художественное ткачество, вышивка, кружево

В первые годы Великой Октябрьской революции в связи с войной и хозяйственной разрухой страна ощущала острую нехватку тканей.

Поэтому в сельских местностях временно возродилось домашнее, в том числе и узорное, ткачество, которое, впрочем, вскоре пошло на убыль. К началу 30-х годов оно сосредоточивалось лишь в нескольких артелях (Рязанской, Воронежской, Ивановской, Вологодской и др. областей). В послевоенные годы эти артели (ныне фабрики) специализировались на выпуске скатертей, диванных подушек, покрывал, настенных ковриков, дорожек. Используя богатейший опыт и народную орнаментику, фабрики ручного ткачества восполняют ассортимент декоративных тканей и изделий и тем самым завоевывают право на дальнейшее существование. Их продукция пользуется любовью потребителей и имеет хороший сбыт.

Ковровые изделия 20-х — начала 30-х годов мало отличались по своей орнаментации от ковров дореволюционного времени. Русское ковровое производство вскоре восстановило былую славу. Используя традиционную цветочную орнаментику, курские ковровщицы создали много новых прекрасных образцов. Наиболее старинные центры ковроделия Курской обл.— дер. Щигры и Касторная —начинают производитьбезворсовые ковры (паласы) с темными (синими, вишневыми и черными) фонами, но разные по характеру и цветовой гамме узора. В коврах, выпускаемых в Касторной, преобладают крупные узоры сиреневого и красного цветов, в сочетании с изумрудной зеленью, в щигровских — мелкий растительный узор, густо рассыпанный по темному фону. Излюбленными тонами их является розовый, голубой и желтый в окружении блеклой зелени. Наряду с традиционными узорами— цветами, чаще всего розами, в коврах появляются и новые мотивы — астры, мальвы, пионы, георгины, повилика, васильки, ромашки и другие садовые и полевые цветы. Ручное производство ворсовых ковров развивается также в Курганской, Пензенской, Калининградской областях ив Ставропольском крае. Стилистические особенности этих производств только еще складываются. В основе декорума выпускаемых ими изделий лежит русский орнамент геометрического типа. Паласные ковры нового, типа, созданные по народным мотивам, прекрасно сочетаются с современным интерьером.

За последние годы в связи с повышением благосостояния трудящихся и большим размахом жилого строительства на развитие ковроделия обращено особое внимание. В настоящее время основную массу ковровой продукции дает фабричное производство — Обуховская фабрика (Московской обл.) и Люберецкий ковровый комбинат.

Вышивка как домашнее рукоделие русских женщин имеет широкое распространение и в наши дни как в городах, так и в сельских местах. Применение вышивки в верхней одежде в связи с изменением ее форм резко сократилось. Вышивка применяется лишь для отделки дамских блузок, мужских рубах типа гуцулок, а также для украшения белья и верхнего платья детей. Старые женщины кое-где продолжают вышивать праздничные фартуки.

Использование декоративной вышивки в интерьере в наши дни увеличилось, и ассортимент украшаемых изделий видоизменился. Если ранее ею украшали главным образом декоративные полотенца, то теперь вышиваются занавеси, портьеры, скатерти, дорожки и декоративные подушки. Вышивка исполняется чаще всего гладью, двойным крестом и строчкой различного вида. Промысловое развитие вышивки и строчки в советское время происходило в традиционных районах. Новгородские, горьковские, владимирские, тарусские, калужские и рязанские вышивальщицы объединялись в артели, которые в 1960 г. были реорганизованы в строчевышивальные фабрики. С помощью Научно-исследовательского института художественной промышленности артели освоили новые виды вышивок — декоративные композиции и новый ассортимент изделий. Крестецкий район Новгородской обл. издавна известен своими вышивальщицами. Белоснежные вышивки, украшенные самобытными орнаментами геометрического типа, знаменитым вологодским стеклом, настилом по мелкой сетке, тарлатой, гипюрами различного вида, не устаревают и служат прекрасным украшением современного интерьера. В некоторых изделиях мастерицы-художницы умело сочетают эти узоры с гладкой фактурой нерасшитого полотна, в других — заполняют ими всю плоскость. Художницы-мастерицы А. Тихонова, Н. Жигунова сами создают сюжетные и орнаментальные рисунки для вышивки. Новые узоры, созданные ими, насчитываются сотнями. Крестецкие вышивальщицы и их изделия многократно были отмечены медалями и почетными дипломами на отечественных и международных выставках.

Близкими по технике и орнаментации являются художественные изделия артелей Горьковской обл., выпускающих не только декоративные скатерти, занавеси, накидки, но и вышитую одежду. Преобладают изделия, вышитые разнообразными, напоминающими тонкое кружево, гипюрами. В основе узора лежат ромбические фигуры, расположенные в шахматном порядке. Заполняются ромбы цветками — «розетками» всевозможных форм. Наивысшего развития вышивка гладью (правда, уже не счетная, а по рисункам) получила в Мстере (Владимирская обл.). Здесь наряду с росписью по лаку и филигранным промыслом производится

вышивка своеобразного, присущего только этому району, типа. Элементы геометрического орнамента имеют здесь подчиненное значение, а основу составляют мотивы растений, плодов, ягод, животных, птиц, бабочек и стрекоз. Вышивки отличаются богатством и разнообразием композиции. Широкую известность получили такие сюжетные произведения мстерских вышивальщиц, как «Салют» В. Носковой, «Басни Крылова» Т. Дмитриевой-Шульгиной и ряд др. Мстерские мастерицы, кроме белой глади, выпускают декоративные изделия, украшенные цветной гладью или так называемым владимирским швом. Портьеры, диванные подушки и скатерти с большим вкусом украшаются цветочным орнаментом, выполненным в жизнерадостной ярко красочной гамме.

Развитие многоцветной вышивки в ее исконных центрах — Калужской, Рязанской и Смоленской областях — шло теми же путями, как и другие виды народного искусства: сперва обогащение орнаментики, появление крупных панно и других юбилейных изделий, совершенных по орнаментации и композиции, а затем разработка нового ассортимента изделий для современного интерьера. Используются как старые, так и новые швы — крест, роспись, цветная перевить, строчка и гладь. Особенностью композиции современной южнорусской вышивки является ее линейность, многоярусность и симметричность. В разработке новых моделей большая роль принадлежит художницам М. Гумилевской (Калужская обл.), В. Грумковой (Рязанская обл.), Т. Дмитриевой-Шульгиной, В. Носковой (Мстера). Интересной разновидностью декоративной вышивки является вышивка шерстью по плетеной сетке. Она получила широкое распространение в России в первом десятилетии XX в. и употреблялась главным образом при изготовлении декоративных скатертей и занавесок. Промысловое развитие она получила лишь в наши дни.

Центром золотого шитья в настоящее время является Торжок (Калининская обл.). Изделия из бархата, шелка, замши и сукна, изящно украшенные золотыми орнаментами, нашли применение и в современном быту.

Центры производства кружева находятся в Вологодской, Кировской, Липецкой и Рязанской областях. Кружевное дело в Вологде продолжает развиваться. Число мастериц, получивших хорошую подготовку в профессиональных школах, с каждым годом: возрастает. Художники-профессионалы и самородки, вышедшие из среды кружевниц, значительно расширили и обновили ассортимент узоров. Помимо мерных кружев, артели производят сцепным способом всевозможные штучные изделия, в том числе и уникальные панно, посвященные крупным событиям и памятным датам («Победа», «300-летие воссоединения Украины с Россией», «Спутник»), в которых органически слиты орнаменты и сюжетные сценки, с разнообразным, дополняющим основной узор фоном — решеткой.

В настоящее время в кружевных артелях осуществляют комбинирование кружев с полотном, вводят цветную нить, а изредка и бисер для подчеркивания элементов орнамента. Однако использование цвета в кружевном деле по-прежнему наблюдается больше всего в Рязанской обл. Полотенца, скатерти, дорожки, помимо традиционных бело-красных кружев, отделывают кружевами,.для плетения которых использованы зеленые, голубые,, синие и желтые нити.

После Великой Октябрьской революции изделия художественных промыслов, созданные на основе изучения лучших образцов и стилистических особенностей народного искусства, в массе своей несут следы исторической преемственности. Вместе с тем они имеют ряд специфических черт, свойственных только советскому искусству, обогащенному современной тематикой и новыми стилистическими особенностями. В них ярко прослеживается возврат к реализму — важнейшему изобразительному принципу народного искусства, частично утерянному в предреволюционные годы. Это касается как сюжетных форм искусства (богородская резьба), так и орнаментики (хохломская роспись), в которой отвлеченные декоративные мотивы сменяются жизненными декоративными формами. Созвучна нашему времени и яркая жизнерадостная красочность изделий.

Строительство коммунистического общества выдвигает перед советской художественной культурой все новые и новые задачи. Растущее благосостояние народных масс и развивающиеся у них эстетические вкусы требуют обновления как ассортимента, так и стиля всех видов прикладного искусства. В поисках новых художественных форм выработались отдельные стилистические особенности прикладного искусства: лаконизм, простота формы и цвета, использование свойств материала в художественно-образном решении изделий. За советское время было выращено немало ярких народных талантов. Большую роль в этом процессе играет и расцвет художественной самодеятельности. Именно поэтому в Программе КПСС, принятой XXII съездом КПСС, говорится: «Развитие и обогащение художественной сокровищницы общества достигается на основе сочетания массовой художественной самодеятельности и профессионального искусства»1. Дома народного творчества способствуют выявлению талантов и повышению их мастерства путем самообразования. В профессиональном прикладном искусстве с каждым годом вместе с армией художников из народа все большее участие принимают художники-профессионалы. Слияние профессионального и самодеятельного народного искусства, взаимодействие этих творческих начал, дополняющих друг друга, приносит исключительно плодотворные результаты, способствует дальнейшему расцвету декоративно-изобразительного искусства русского народа и ясестороннему удовлетворению художественных запросов трудящихся.