Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Резное дерево у русских. Живопись, графика, роспись
Этнография - Народы Европейской части СССР

Русское народное декоративно-изобразительное искусство, отражающее художественные вкусы и традиции народа, богато и разнообразно. Оно формировалось веками и неразрывно связано с бытом и эстетическими запросами народа. Все его виды и локальные типы имеют между собой много общего — простоту и рациональность форм, органическую связь между формой и отделкой предметов, яркую жизнерадостную, часто контрастную гамму. Много общего и в характере национальной орнаментики и в манере подачи сюжетных сцен — двух основных видов изображений, которые как бы дополняются одно другим.Наиболее широкое распространение в русской орнаментике имеет геометрический и растительный орнамент, а также изображение животных и птиц. Сюжетная линия в народном искусстве представлена символической, сказочной и жанровой тематикой.

Резное дерево

В художественной отделке жилища первое место как по древности происхождения, так и по массово сти распространения занимает резное дерево.

Скульптурная обработка дерева богаче всего была представлена в Архангельской, Вологодской, Пермской, Ярославской и Нижегородской губерниях. Объемные изображения здесь применялись в XIX — начале XX в. чаще всего для украшения коньков, венчающих крышу, повалов и «куриц», поддерживающих кровлю. По примитивной технике выполнения (вытесывание топором) и характеру орнаментации (различные, большей частью условные варианты головы и верхней части туловища коня и птицы) большая часть исследователей относит возникновение этого вида скульптуры к периоду бытования у восточных славян дохристианских культов, среди которых видное место занимал культ коня, непременно сопровождавший культ солнца. Скульптура из дерева применялась также для украшения амбаров, ворот, ставень, некоторых деталей интерьера (дверных и печных коников) и утвари, но последняя выполнялась уже более совершенным инструментом — ложчатым долотом. Ковшам и солонкам, вырезаемым из одного куска дерева, чаще всего придавали форму птицы, туловище которой служило резервуаром, а хвост и голова — ручками. Сосуды в виде уток, гусей, лебедей, бытовавшие в XVII—XIX вв., отличаются лаконичностью и точностью изображения и исключительной пластичностью формы.

Весьма многогранное применение деревянная скульптура малых форм нашла в детской игрушке. Домашнее производство игрушки было особенно распространено в среднерусских и северных губерниях. Уже в XVIII в оно приобрело товарный характер. Во второй половине XIX в. крупнейшими центрами этого ремесла были районы Троице-Сергиева посада Московской губ. и соседнего с ним с. Богородского. Богородские резные игрушки пользовались большим успехом внутри страны и служили предметом вывоза за границу. Большим спросом за рубежом пользовались также изделия из капокорешка, которыми славилась Вятская губ. Наряду с массовым производством игрушек, изображающих животных, птиц и сказочные персонажи, в деревянной скульптуре реалистически отражались бытовые злободневные сюжеты. Жизненность жанровых сценок подчеркивалась юмором, переходящим в сатиру при изображении купцов- мироедов и надменных бар.

апапПомимо бытовой скульптуры, в северных и среднерусских губерниях вплоть до начала XX в. была распространена скульптура религиозного характера, изображавшая «святых», а чаще — «страсти Христовы» (бичевание,распятие). Она была обычно больших размеров (в рост человека) и часто раскрашивалась х.

Еще более широкое распространение, чем скульптура по дереву, в народном быту имела плоско-рельефная резьба больших и малых форм. Она украшала, особенно в северных губерниях, в Верхнем и Среднем Поволжье, фасады домов, а внутри их — дверные проемы, лавки, полки и божницы. Первоначально эту резьбу выполняли топором путем стесывания, затем появляется долбленая резьба, сделанная при помощи топора, ножа и долота, а также контурная и ногтевидная, наносимая при помощи ложчатого долота.

С введением ложчатого долота плоско-рельефная резьба приобрела более плавные контуры. Резьба этого вида повсеместно применялась для украшения утвари — прялок, коромысел, вальков и др., а также дуг, телег и саней.

Наибольшего развития она достигла в Поволжье, где ею украшались речные суда и жилые строения. Поволжская резьба имела ряд отличительных особенностей (большую высоту рельефа, разнообразие орнамента, сложную композицию). Любимыми мотивами ее являлись растительная гирлянда и парные фигуры симметрично расположенных животных или мифологических существ. Наряду с исконными геометрическими орнаментальными мотивами широкое распространение в ней получали разнообразные жанровые сценки. В 70—80 годах XIX в. в связи с изобретением лобзика плоско-рельефная резьба повсеместно была вытеснена более дешевой и менее трудоемкой пропиловкой.

Живопись, графика, роспись

Первые известные нам образцы живописи и бытовой росписи относятся к XI в. Особое развитие они получили в монастырях и городских центрах, где непосредственно вслед за принятием христианства как государственной религии появляются фрески и иконы. Иконопись и монументальная живопись выполнялись профессиональными художниками по византийским канонам и первоначально существенного влияния на народное изобразительное искусство не имели, однако под влиянием окружающего быта и народной орнаментики эти виды вскоре приобрели своеобразные, чисто русские черты. В XVII—XVIIIвв. в процессе формирования всероссийско- горынкав ряде районов, в частности в Московскойи Владимирской губерниях, иконопись приобрела характер промысла, однако сохраняла традиционные формы и стилистические особенности (схематизм композиции, упрощенная манера изображения форм и ограниченный набор красок). Одной из особенностей композиции иконы была многоярусность, центрирование основного образа и окружение его как рамкой рядом сцен, выполненных в более мелком масштабе. В центре иконы чаще всего находилось изображение святого, по бокам которого помещались его «деяния».

Одним из интереснейших видов народного изобразительного искусства был лубок, развившийся в России параллельно с книгопечатанием и к концу XVIII в. завоевавший широкую популярность. Красочные занимательные дешевые листы его можно было встретить в красном углу любой крестьянской избы. Лубки, как правило, сопровождались текстом и по своему сюжету были очень разнообразны. Среди них имелись лубки лирические (являвшиеся часто иллюстрациями народных песен), исторические (изображавшие главным образом битвы), сказочные (изображавшие различные моменты из жизни героев русских былин и сказок — Бо- вы Королевича, Алеши Поповича, Ильи Муромца, Ивана Царевича, Василисы Прекрасной и др.), религиозные, назидательные и нравоучительные. Большой популярностью пользовались бытовые и сатирические лубки. На них изображались различные моменты производственного и домашнего быта (пахота, посиделки, народные гулянья) и резко высмеивались пороки — лень, пьянство, щегольство. Большой популярностью пользовался лубок-памфлет «Как мыши кота хоронили», а в период Отечественной войны 1812 г.— сатирические листки, высмеивающие французов. В связи с острой социальной направленностью многих народных картинок в 1839 г. для них ввели правительственную цензуру, в результате чего лубок вскоре прекратил свое существование, но впоследствии возродился в виде хромолитографии и олеографии. По технике исполнения лубок представлял собой примитивную одноцветную гравюру, которая от руки раскрашивалась тремя-четырьмя яркими красками. В художественной манере лубок отражал традиции народного изобразительного искусства; для него было характерно силуэтное решение композиции и условная многоярусная передача пространства. Лубки оказали большое влияние на фольклор и на многие виды крестьянского изобразительного искусства, в частности на искусство бытовой росписи.

Раскраска и роспись русского народного жилища масляными красками широко вошла в быт в XVII в. Простейшими видами ее была раскраска, выполнявшаяся чаще всего двумя контрастными цветами, а также орнаментальная роспись, имитирующая кирпичную или белокаменную кладку. Характерной особенностью этого вида народной росписи была красочность и лаконичность. На ставнях и фронтонах дома в XIX — начале XX в. поверх фонового тона часто изображались яркие цветы, львы, птицы или сказочные звери. В большей части северных и поволжских губерний двери, подпечье, голбцы, полати, заборки, залавки и шкафы также раскрашивались яркой масляной краской, причем геометрический центр украшался растительной ветвью или розеткой. Сюжетная роспись была более характерна для утвари. Так, при раскопках древнего Новгорода в слоях XIII—XIV вв. был обнаружен ряд предметов, покрытых орнаментальной и сюжетной росписью. Роспись на прялках, коробах, сундуках и мелкой утвари с ее традиционными стилистическими особенностями сохранялась вплоть до 20-х годов XX в.

К древнейшему типу русской бытовой живописи относилась роспись мезенского и северодвинского типа, которой свойственна довольно блеклая красно-черная гамма красок, геометрический и стилизованный орнамент в виде животных, а также линейная многоярусная композиция. Вологодская, северодвинская и архангельская роспись отличалась более сложной композицией, в которой нередко основное внимание сосредоточивалось на центральном мотиве. Основу орнамента этих росписей составляли растительные элементы, а центральные сценки чаще всего носили жанровый характер (скачущие всадники, мчащиеся тройки, изображения пирушек, чаепитий и др.).

Роспись на утвари по своим стилистическим особенностям резко отличалась от настенной. Она была также ярко декоративна, но это достигалось иными средствами и приемами — графичностью изображений и композиционной насыщенностью. Жанровые сценки и орнамент подчинялись единому декоративному замыслу и густо, иногда в несколько ярусов, заполняли плоскость расписываемого предмета. Все изображения были подчеркнуты контрастной обводкой и, как и в лубке, покрыты заливкой ярких тонов. Особое место в бытовой росписи занимали нижегородские изделия. Старейшие дошедшие до нас росписи этого края по своему стилю близки к вологодским. В XIX в., видимо под влиянием ремеслен- ников-иконописцев, а может быть, непосредственно ими самими, техника росписи была видоизменена. Она стала менее графичной и более близкой к живописи. В XVIII в. в Нижегородском крае, в районе с. Хохломы, возник специальный промысел по изготовлению и росписи деревянной посуды; со второй половины XIX в. роспись стала дополняться лакировкой. В течение XIX в. хохломские изделия подвергались влиянию ряда модных городских стилей, однако в основе своей сохраняли традиционное орнаментальное древнерусское травное письмо, графическую его трактовку и золотисто-красную с черным гамму. Деревянная росписная посуда производилась также в районах Твери, Калуги, Дорогобужа, в Вологодско-Белозерском крае и в Подмосковье.

Еще большее влияние городских вкусов сказалось на оформлении бытовых изделий из папье-маше, производство которых возникло в конце XVIII в. в подмосковном с. Федоскине1. Главным потребителем этих изделий (шкатулок, табакерок, подносов) были дворяне и зажиточные горожане, и роспись была рассчитана на их вкусы, однако по рисунку и подбору цветов сохраняла национально русский характер благодаря использованию народных традиций. Роспись выполнялась на черном фоне, в сочетании с которыми яркие тона выглядели особенно сочно; рисунок и композиции, отличавшиеся примитивностью, обладали тем не менее большой декоративной выразительностью. В XIX в. мастера стали копировать произведения профессиональных художников того времени. Однако они настолько перерабатывали и стилизовали оригинал, что заимствованное произведение приобретало иные, свойственные лишь федоскинским миниатюристам, стиль и композицию.

Интересной разновидностью росписи на черно-лаковом фоне являлась роспись на железных подносах, возникшая невдалеке от с. Федоскино, в с. Жестове, в первой трети XIX в. По своим техническим и стилистическим особенностям она была близка федоскинской и отличалась столь яркой декоративностью, что вскоре завоевала себе широкий рынок сбыта, вытеснив продукцию более старых уральских подносных промыслов (Нижне-Тагильских, Невьянских и др.).

Одной из своеобразных разновидностей русской декоративной росписи была роспись писанок — праздничных (особенно «пасхальных») яиц. Искусство это сложилось еще в глубокой древности. Писанки изготовлялись «восковым способом», т. е. заливкой или накапыванием воском орнамента (капанки), выскабливанием (скобленки) и реже росписью кистью (рисованки). К концу XIX в. в центральной и северной России они были вытеснены крашеными яйцами (крашенками). Большая часть писанок очень красочна, исполнена в красно-желто-черной расцветке и украшена геометрическим или растительным орнаментом.

Ювелирные изделия

Особое место среди росписи занимает роспись по эмали. Эмаль как отделочный материал использовалась в русском бытовом искусстве издревле.

Перегородчатой эмалью украшались ювелирные изделия, оружие и церковная утварь. Исчезнувшее в результате татаро-монгольского нашествия почти повсеместно, это искусство в XVI—XVII вв. возродилось в виде перегородчатой эмали, и в виде росписи эмалевыми красками достигло пышного расцвета в Москве и в ряде северных городов —Сольвычегодске, Великом Устюге, а в XVIII в.— в Петербурге и Ростове Ярославском. Сольвычегодская и великоустюжская роспись по эмали носили, в основном, орнаментально-графический характер, близкий к местным народным традициям росписи. В других же центрах изготовлялись главным образом портретные или тематические миниатюры, чаще всего на религиозные темы. Особой популярностью пользовались ростовские росписи, отличавшиеся выразительностью рисунка. В них преобладала не графическая, а живописная манера, характеризовавшаяся объемным, светотеневым рисунком. Изделия, украшенные эмалью, были довольно дороги и предназначались для церковного обихода; выделывались и бытовые предметы для зажиточных слоев общества. Еще менее распространены в народе были другие види ювелирного искусства — художественная обработка золота и серебра, развитая в тех же пунктах. Искусство украшения золотых и серебряных изделий чернью было известно еще мастерам Киевской Руси. Гравированное изделие посыпалось порошком черни, прокаливалось (благодаря чему чернь заполняла .все нанесенные резцом штрихи и линии), а затем полировалось. Предметы, выполненные в этой технике, украшались орнаментом и чаще всего сюжетными композициями: охотничьими или галантными сценками, сценками, иллюстрирующими русские приключенческие повести и былины, а также нередко видами городов. Черненые и гравированные изделия русских мастеров были широкоизвестны за пределами России и неоднократно получали почетные дипломы на международных выставках.

В Великом Устюге производились различные бытовые предметы с эмалью, серебряными и золотыми накладками, предметы, сделанные или частично украшенные сканью (филигранью) — венцы и оклады к иконам, коробочки, брошки, браслеты, которые также часто украшались перегородчатой эмалью. К концу XIX в. наряду со старыми центрами ювелирное производство налаживается в с. Красном Костромской губ. и с. Рыбной Слободе Казанской губ., где народные мастера выпускали для широких слоев населения вещи из меди, белого металла и серебра (серьги, броши, перстни, браслеты и т. д.). Они выполнялись в различной технике — литьем, гравировкой, филигранью и отделывались чернью и эмалью. Среди них были прекрасные по форме предметы, но выпускалось и много безвкусных изделий, рассчитанных на городское мещанство.

Художественная обработка металла

В начале XIX в. особенно крупным центром художественной обработки металла был Урал, где кустари выковывали светцы, фигурные дверные ручки и щеколды, замки, ключи, жуковины и др. Светцы выковывались чаще всего на витом стержне, ритмично обрамленном завитками различной длины, в которых и закреплялась лучина. Плавные закругленные контуры были характерны также для дверных колец, ручек и щеколд, нередко украшенных завитками или стилизованными крутошеими головками птиц и коней. В богатых избах замки делались с рельефными украшениями, апетли входных дверей укреплялись1на фигурных накладных пластинах, выкованных или высеченных из толстого листового железа. Просечное железо применялось также для обкладки деревянных ларцов и подголовников и для украшения фасадов жилых зданий богатых крестьян и мещан (бордюры и подзоры крыш, навершия водосточных труб).