Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Русское народное поэтическое творчество в период Великой Отечественной войны
Этнография - Народы Европейской части СССР

Война, нарушившая мирную жизнь и труд советского народа, внесла в народное поэтическое творчество новые идеи, темы и образы; изменились и условия его создания и бытования. В воинских частях и партизанских отрядах распространялись разного рода рассказы, иногда и сказки, пословицы, меткие слова и особенно песни, о которых бывшие фронтовики вспоминают как о своих неизменных боевых спутницах.

В воинские части и госпитали выезжали бригады артистов и самодеятельные коллективы, выступали перед бойцами со своими новыми произведениями и народные сказители и сказочники — А. Е. Суховерхова, А. Е. Волкова, И. Ф. Ковалев и др.

Песенный репертуар фронтовиков был обширен и разнообразен. Бойцы пели песни, которые полюбили раньше и которые напоминали им о доме, семье, любимой — популярные массовые песни, романсы, традиционные народные песни. Вспоминались и некоторые песни гражданской войны, старые солдатские, казачьи и исторические героико-патриотические песни (например, «Ермак», «Платов»). Очень много возникало новых песен, их создавали поэты-песенники (так, любимыми фронтовыми песнями стали «Землянка» А. Суркова, музыка К. Листова; «Огонек» М. Исаковского, музыка народная, и др.) и сами фронтовики. Песенники и поэты были почти в каждой части. Армейские ансамбли и фронтовая печать способствовали быстрому распространению понравившихся песен по фронту. Солдаты, усваивая песню, нередко изменяли ее, применяли к своей части, вставляли другие имена и географические названия. Это было возможно потому, что героические события и подвиги, изображавшиеся в песнях, были массовым явлением.

Новые песни складывались и на мелодии популярных песен. При этом сохранялась структура стиха и ведущий образ песни, получивший новую интерпретацию. Известно много песен на мотив «Раскинулось море широко», множество разнообразных песен породила «Катюша». Исключительная популярность «Катюши» была обусловлена тем, что образ советской «девушки простой» полюбился бойцам. Особую группу составляли песни о «Катюше» — миномете, пришедшем на фронт «с песнею, смертельной для врагов».

Пламенный патриотизм, готовность сделать все для победы, в которую всегда верили, — идейный пафос песен Великой Отечественной войны. Но в песнях разного типа и в разные периоды войны общие для" всего советского народа чувства получали разное художественное воплощение. Для начала войны характерны песни маршевого типа, песни — призывы, с обобщенными образами: «Идет война народная, священная война». Затем в песни начинают вноситься конкретные детали. Песни запечатлели бои 1941 г. под Москвой и подвиг гвардейцев-памфиловцев, не пропустивших в столицу фашистские танки:

Велика ты страна, но нельзя отступать За спиною — родная Москва.

Москва как символ Родины характерна для всех песен военного времени. Творчество фронтовиков последовательно отразило великую битву на Волге, разгром фашистов под Курском и многие другие героические эпизоды вплоть до полной победы. Созданы были песни о городах-ге- роях: Ленинграде и «дороге жизни» по льду Ладожского озера, о Севастополе, Одессе и др.

Героями песен были сами участники войны, порою их образы конкретизировались,— парень молодой с Васильевского острова, моряк черно- морского флота, москвичи — «слесарь с винтовкой» и «профессор с Волхонки», шагающие в одном строю в московском ополчении и т. п. Воспеты были и подвиги героев: Матросова, Доватора и др. Воспоминания о близких и ожидание скорого свидания с ними особенно характерны для фронтовой лирики последнего периода войны. Тесная связь фронта и тыла породила особый песенный и стихотворный жанр — письма на фронт или с фронта и ответы на них.

Партизанскому фольклору были свойственны те же темы и образы, что и фронтовому, но особенности партизанской борьбы и быта определили их известное своеобразие; больше здесь сказалось воздействие традиционного фольклора. В песнях воссоздавались образы партизан и обстановка, в которой они действовали («Шумел сурово брянский лес», «На опушке леса старый дуб стоит» и др.), воспевались герои партизанской борьбы, например, Заслонов — «дядя Костя». О Заслонове и Ковпаке ходило также много устных рассказов, в которых частично использовались и традиционные мотивы преданий.

Большинство фронтовых песен распространялось и в тылу. Для собственно же тылового творчества, в основном женского, характерны темы помощи фронту и ожидания находящихся в армии родных. Эти произведения нередко имели форму письма или обращения к любимому: в них давался наказ смелее бить врага и скорее возвращаться с победой, рассказывалось о жизни и работе в тылу.

Взятый в целом, фольклор периода Великой Отечественной войны является своеобразной художественной летописью, отразившей дела и чувства советских людей в годы тяжелых испытаний.

Народное поэтическое творчество в период развернутого строительства коммунизма

По окончании войны в народном творчестве зазвучали темы мира и созидательного труда. В песнях и частушках рисовались образы вчерашних фронтовиков, вернувшихся на фабрики и колхозы. Типичны и образы молодежи, самоотверженно восстанавливающей хозяйство, разрушенное войной. Такой обобщенный образ дан, например, в песне «Каменщик», созданной молодыми строителями, восстанавливавшими Воронеж.

Развернулась деятельность хоров народной песни, к ранее существовавшим хорам прибавилось много новых (Уральский, Омский и др.).

Возрастающий культурный уровень народа приводит все к большему сближению профессионального и самодеятельного художественного творчества. Сейчас, когда наш народ вплотную приступил к развернутому построению коммунистического общества, народное массовое поэтическое творчество вступает в новый этап. Перед ним стоит благородная задача — украсить жизнь, воспитывать у людей лучшие моральные качества и любовь к прекрасному. Чрезвычайно благотворно сказалась на развитии народного творчества развернутая Коммунистической партией борьба по искоренению последствий культа личности; народные таланты получили теперь возможность художественно изображать современность во всем ее многообразии.

Одна из основных форм современного развития народного поэтического творчества — художественная самодеятельность. О значении ее и связях с профессиональным искусством отмечалось на XXII съезде КПСС в докладе о Программе Коммунистической партии Советского Союза: «Широкую арену выявления и развития народных талантов и дарований представляет собой художественная самодеятельность, которая приобретает все больший размах. Это, однако, не снимает необходимости развития профессионального искусства. В творческой деятельности профессиональных коллективов и выдающихся мастеров искусств художественная самодеятельность будет и впредь находить для себя образцы, на которые следует равняться. В свою очередь народное творчество послужит неиссякаемым источником обогащения и расцвета профессиональной литературы и искусства»1.

Устная поэзия продолжает и сейчас бытовать во всех слоях русского народа. Трудовые процессы она, как правило, теперь не сопровождает. Основные виды современного русского фольклора — песни и частушки — живут полной жизнью в сфере домашнего и общественного быта. Без них не проходят праздники, гулянья, свадьбы, встречи друзей и родственников, проводы в армию и пр.

Как показывают наблюдения исследователей, на улице и дома репертуар песен и частушек иной, чем в самодеятельности. В различных группах населения и при разных случаях поются разные песни, но, как правило, репертуар их всегда смешанный. Поют старинные песни и романсы, массовые советские песни, песни военных лет, а также песни, созданные местными поэтами и самодеятельностью.

Еще более разнообразны частушки, большая часть которых является местным творчеством, а нередко и импровизацией. Сами певцы выделяют разные виды частушек, отличающиеся по содержанию, ритмике, мелодии, форме исполнения и назначению. Частушки могут исполняться хором (смешанным, мужским или женским), двумя девушками поочередно,

девушкой и парнем и т. п.; поются они без сопровождения или под аккомпанемент гармонии или аккордеона. Очень часто частушки сопровождают танцы колхозной молодежи: кадриль, барыню («русского»), елецкого, сормача и др.

Народная поэзия в русской литературе и искусстве

Традиционное устное поэтическое творчество явилось одним из источников русской художественной литературы, в своих лучших образцах всегда находившейся в тесном взаимодействии с народной поэзией. Когда в XVII в. появились сатирические и бытовые повести, то сюжеты и образы многих из них заимствовались из фольклора (повести об Ерше Ершовиче, о Куре и Лисице,. Карпе Сутул ове, о Горе-Злочастии). Передовые деятели русской культуры XVIII—XIX вв. хорошо понимали историческое и художественное значение народной поэзии. Особенно большое внимание уделили ей писатели демократического направления — Н. И. Новиков, М. Д. Чулков, М. Попов и др.; А. Н. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» использовал фольклор, чтобы показать отношение народа к различным явлениям, в частности к рекрутчине. Народные песни, обряды, пословицы и пр. заполняли комические оперы; образы былин и сказок получили отражение в поэмах и пьесах конца XVIII — начала XIX в. («Добрыня» Г. Р. Державина, «Илья Богатырь» И. А. Крылова, «Илья Муромец» Н. М. Карамзина, «Бова» А. Н. Радищева, «Алеша Попович» и «Чурила Пленкович» Н. А. Радищева и др.).

Основоположник новой русской литературы А. С. Пушкин обращался к писателям с призывом: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели — чтобы видеть свойства русского языка»1. С такими же примерно словами обращался к молодым советским писателям основоположник пролетарской литературы А. М. Горький. Сказки самого А. С. Пушкина — блестящий образец творческого использования народной поэзии.

Поэты-декабристы А. А. Бестужев (Марлинский) и К. Ф. Рылеев на основе народных песен создали первые в России революционные агитационные песни (например, «подблюдные» — «Идет кузнец из кузницы» и др.).

Для А. С. Пушкина и декабристов устное поэтическое творчество было важнейшим проявлением национальной культуры, источником для познания психологии, воззрений и культуры народа. Эту линию продолжили и углубили революционные демократы — В. Г. Белинский, А.           И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов.

Творчество большинства русских писателей в той или иной форме связано с фольклором. В первой половине XIX в. популярным жанром лирической поэзии была «русская песня». Из народной песни выросло творчество А. В. Кольцова, И. С. Никитина, И. 3. Сурикова и др. Разнообразно и широко использовал устное поэтическое творчество Н. А. Некрасов. JI. Н. Толстой включил в свои произведения песни, писал сказки и легенды, в которых он использовал и сюжеты легенд, записанные от В. П. Щеголенка, когда последний гостил в Ясной Поляне. В свою очередь в устную поэзию входили произведения, сюжеты и образы художественной литературы.

После революции связи между художественной литературой и массовым поэтическим творчеством стали органичными. Советская литература — народная по своему существу, и все сколько-нибудь значительные ее произведения получают самый широкий отклик и служат образцом для массового творчества. Напротив, фольклор широко и разнообразно входит в литературные произведения. Своеобразно использовал разные фольклорные жанры В. В. Маяковский. Донской фольклор органически входит в романы М. А. Шолохова; на основе уральских горнозаводских сказов выросло творчество П. П. Бажова. Народно-поэтическая стихия пронизывает поэму А. Т. Твардовского «Василий Теркин», которая в свою очередь вызвала много поэтических откликов. С народной песней связано творчество поэтов, создающих массовые песни. Образность и художественные приемы традиционной крестьянской лирики широко использует М. Исаковский, и в этом одна из причин широчайшей популярности его песен. В повести С. Антонова «Поддубенские частушки» приведены не только образцы современного народного творчества, но и содержатся живые зарисовки процесса создания частушек и их роли в жизни колхозной деревни.

Образы былин, сказок и песен вдохновляли русских художников и композиторов. Достаточно вспомнить картины В. И. Сурикова «Покорение Ермаком Сибири» и «Степан Разин»; картины В. М. Васнецова «Три богатыря», «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван царевич на сером волке» и др.; «Садко» и «Бурлаки» И. Е. Репина; многие оперы Н. А. Римского-Корсакова, «Добрыню Никитича» А. Г. Гречанинова, «Богатырскую симфонию» А. П. Бородина и другие произведения. Советские композиторы продолжают эту традицию. Можно назвать, например, балет С. С. Прокофьева «Каменныйцветок», оперу М. И. Красева «Морозко», кинофильмы на сюжеты сказок и былин. Народно-поэтические образы воплотились в скульптурах С. Т. Коненкова, который создал и замечательный скульптурный портрет сказительницы М. Д. Кривополеновой, в скульптуре из фарфора С. М. Орлова и других произведениях русских советских художников.