Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Изменения семейных отношений у русских после Великой Октябрьской революции
Этнография - Народы Европейской части СССР

Великая Октябрьская социалистическая революция положила начала перестройке основ семейного быта. Прежде всего произошло юридическое раскрепощение женщины, уравнение ее в правах с мужчиной во всех областях жизни. Советское законодательство, начиная с первых своих декретов, исходило из понимания брака как свободного и равноправного союза мужчины и женщины, образующего семью, со всеми вытекающими отсюда обязательствами. Первые декреты Советской власти от 1917 г., а затем «Кодекс об актах гражданского состояния», принятый в 1918 г., признали правовое значение только за браком гражданским, зарегистрированным в соответствующем государственном органе (загсе). Тем самым был лишен юридического значения церковный брак, который в первой половине 20-х годов оставался все же преобладающим не только в деревне, но и в пролетарских центрах. Была также введена свобода расторжения брака па инициативе любой из сторон. Существенные изменения в брачное законодательство были внесены Кодексом 1926 г., когда жизнью был поставлен вопрос о незарегистрированных брачных отношениях, тягостно отражавшихся на положении женщины. Фактический брак был полностью приравнен по своему правовому значению к браку зарегистрированному. В 20-х годах, и особенно 30-х годах, получили значительное распространение незарегистрированные браки. В первые годы Советской власти стремление к свободному брачному союзу в какой-то мере было вызвано общим революционным духом эпохи, ярко выраженным протестом против консерватизма бытовых устоев; в частности, это было очень характерно для рабочей среды. Такие браки были большею частью устойчивы; позже, когда в связи с законом от 8 июля 1944 г. они были фактически оформлены* многие из них имели давность более 10—20 лет. Юридическая простота оформления браков у менее сознательной части населения повлекла за собой безответственное отношение к брачным обязательствам. С победой социализма и упрочением материальной базы семьи в сознании масс все более крепло нетерпимое отношение к мелкобуржуазной распущенности в брачных отношениях. В целях дальнейшего укрепления семьи в 1944 г. юридические права были признаны только за зарегистрированными браками* одновременно был усложнен развод.

Складывание новых семейных отношений — процесс длительный и сложный, развивавшийся под влиянием всего комплекса политических, социально-экономических и культурных преобразований. Середина 20-х годов характеризуется ломкой традиционно-бытового уклада, резким ослаблением влияния церкви, что было особенно характерным для рабочей семьи. Перестали соблюдаться посты, участились случаи гражданских обрядов при рождении детей. Типичным явлением были поиски новых бытовых и обрядовых форм: стали устраиваться комсомольские свадьбы, октябрины (праздник по поводу рождения ребенка). Однако в целом семейный быт был еще очень противоречив. Резко сказывались культурные различия в рабочей среде, постоянно пополнявшейся из отсталых элементов деревни.

С ослаблением патриархальных устоев деревни большие сдвиги произошли и во внутреннем укладе крестьянской семьи, что в первую очередь сказалось на характере семейных отношений и, в особенности, на взаимоотношении поколений. Декрет о земле и распределение ее на новых началах (по числу членов семьи) устранили одну из основных причин, задерживавших семейные разделы. Первые годы советского периода характеризуются массовым распадом больших семей в тех районах, где неразделенная семья продолжала существовать. Процесс этот окончательно завершился в период коллективизации.

Значительно большую самостоятельность получила молодежь, которая стала играть активную роль в формировании новых элементов семейного быта. В отдельных случаях молодежь полностью порывала с традиционнобытовым укладом (по отношению к браку, образованию и т. д.). Однако, пока экономической базой крестьянской семьи оставалось единоличное хозяйство, внутри семьи сохранялось в той или иной степени фактическое неравенство ее членов. Лишь победа колхозного строя создала основу для развития в семье социалистических отношений.

На современном этапе развитие прогрессивных сторон семейного быта стоит в теснейшей связи с характерными для современности процессами стирания национальных и социальных перегородок. В значительной мере этому способствуют смешанные (в национальном и социальном отношениях) браки. Процесс национального сближения протекает с особой активностью в связи с изменениями в расселении больших людских массивов (освоение целинных земель, возникновение новых промышленных районов, бурное развитие старых промышленных центров и т. д.). На развитие новых черт семейного быта огромное влияние оказало и продолжает оказывать постепенное увеличение в составе семей прослойки интеллигенции. Этот процесс, начавшийся с первых лет Советской власти, при современных масштабах индустриализации страны и техническом перевооружении промышленности стал особенно интенсивным. Большое значение имеет и пополнение рабочего коллектива молодежью с законченным средним образованием. В большом числе современных семей подчас бывает трудно определить, к какой социальной категории их следует отнести. Обычными стали браки между представителями умственного труда (педагоги, врачи, инженеры и т. п.) и рабочими и колхозниками. Весьма значительна прослойка интеллигенции и в колхозных семьях. За последние годы получившая образование молодежь все чаше стала оседать в своих колхозах, еще больше содействуя развитию прогрессивных сторон семейного быта.

Все это не означает, что процесс социалистической перестройки семьи и семейного быта завершился. Отставание сознания, наличие буржуазных предрассудков в сознании отдельных людей, а в ряде случаев и недостаточное развитие культуры вызывают различные отступления от социалистической морали, проявления мещанства в быту и т. д. Значительная разница сохраняется еще в хозяйственном и культурно-бытовом укладе сельской и городской, в частности рабочей, семьи, что определяется не только существующими еще различиями между городом и деревней, но в значительной мере и семейно-бытовыми традициями.

Современная русская семья — городская и сельская — семья малая; чаще всего она состоит из двух поколений, т. е. из родителей (или одного из них) и их неженатых (незамужних) детей. Теперь сыновья, женившись, стремятся выделиться из родительской семьи. Несмотря на эту общую тенденцию, большую группу, особенно в сельских местностях, составляют семьи, состоящие из трех поколений, когда молодая супружеская пара проживает совместно с родителями (или с одним из них). Традиция, по которой один из сыновей обязательно оставался с родителями, поддерживается деревенским общественным мнением. Как правило, в первую очередь отделяются те молодые пары, у которых имеются младшие братья и сестры.

Наблюдения над жизнью современной деревни показывают, что стремление молодежи к личному и хозяйственному обособлению все более нарастает. За последние годы в ряде районов, где процесс сближения городского и сельского населения во всех областях жизни идет особенно интенсивно, все более растространенным становится отделение молодой супружеской пары от родителей и в тех случаях, когда у последних нет других детей.

Выдел в настоящее время не представляет больших трудностей. Колхозный трудодень дает возможность молодой супружеской паре быть не зависимой от родительской семьи. Вновь образующаяся семья получает поддержку со стороны колхоза: ей нарезается новый приусадебный участок, оказывается помощь в строительстве дома. Отделяющийся имеет право на свою долю в общесемейном имуществе. В соответствии со старой крестьянской традицией родители и другие взрослые члены оказывают ему посильную помощь (денежную и трудовую), выделяют из семейного имущества хозяйственный инвентарь, скотину и т. п. Связи между стариками-роди- телями и живущими отдельно детьми (особенно замужними дочерьми) остаются очень тесными; они сохраняются и тогда, когда молодая пара живет и работает вне родной деревни. Молодые помогают родителям, а старики родители нередко воспитывают малолетних внуков. Очень распространено совместное проживание со стариками-родителями (или с одним из них) овдовевшей дочери с детьми. Совместная жизнь вдовы-снохи с семьей покойного мужа в настоящее время почти не встречается, и в этом сказываются отчасти отрицательные традиции прошлого. Ей либо выделяется отдельное помещение в том же доме, либо она уходит в родительский дом, если там нет женатого сына. Как явление новое следует отметить случаи, когда семейная пара принимает на свое иждивение овдовевшую мать жены (тещу). Во многих станицах Кубани широко распространены семьи, в которых молодые супруги живут с родителями жены, причем переход молодой пары зачастую бывает и в тех случаях, когда сын оставляет одинокую мать или зять входит в многочисленную семью тестя.

В Рязанской обл. (с. Кораблино), по наблюдению этнографов, зять-прий- мак в семьях такое же заурядное явление, как невестка. Все это — яркое проявление того, как рушатся традиционные представления, унаследованные от патриархального семейного уклада.

Структура городской семьи, в частности рабочей, более гибка и подвижна, менее стеснена традициями, вытекавшими из имущественных отношений. Более характернб совместное проживание родителей с замужней дочерью и ее семьей, чем с женатым сыном. В большинстве же случаев женатые (и замужние) дети живут отдельно. Это в значительной степени связано с введенным в 1956 г. новым законом о пенсиях по старости и потери трудоспособности, материально и морально упрочившим положение престарелых людей. В городских семьях, связанных родственными узами с деревней, часто проживают побочные родственники (со стороны мужа и жены), получающие в городе образование.

Значительные изменения по сравнению с прошлым произошли в численном составе семьи. Как показали данные всесоюзной переписи 1959 г., а также этнографические обследования, проведенные в различных областях РСФСР, наиболее значительную группу среди русского сельского населения составляют семьи в три—четыре человека (в среднем — 44,6% от общего числа семей; по отдельным областям этот процент колеблется от 41,6 до 51,3). Семьи из пяти человек и выше составляют 27,7 %; по отдельным областям — от 19,9% до 33,8%. Это по преимуществу многодетные семьи или же семьи из трех поколений.

В Сибири в среднем семьи крупнее. Судя по данным выборочных обследований в некоторых районах Приангарья и Забайкалья, в этих районах семьи в три — шесть человек (в Приангарье — три-семь человек) составляют более 70%.

В городах и в селах одиночки в преобладающем большинстве — женщины, по преимуществу вдовы. Существование этой категории населения объясняется последствиями войны.

Городская семья, в частности рабочая, несколько меньше сельской (колхозной). Основную ее часть также составляют семьи в три—четыре человека. Семьи численностью в пять человек и выше в среднем составляют 20,2%; по отдельным областям этот процент колеблется от 14,1 до 24,7. В сельских промышленных районах рабочая семья как по своей структуре, так и по численному составу приближается к колхозной.

Основой перестройки быта и семейного уклада явилась социалистическая экономика, на почве которой сложились принципиально новые семейные взаимоотношения. Огромное значение имел и общий рост культуры деревни, проникновение в крестьянскую среду новых взглядов, нового общественного мировоззрения.

Материальная база современной колхозной семьи — доходы, получаемые членами семьи от общественного хозяйства. Значительную, хотя и дополнительную, роль в бюджете семьи продолжает играть личное подсобное хозяйство. Недвижимое имущество колхозного двора, равно как и скот, составляют коллективную собственность семьи, что до настоящего времени определяет некоторые особенности имущественных отношений в колхозной семье и в известной мере внутрисемейные порядки.

В противоположность старой, построенной на патриархальных началах, семье внутренние взаимоотношения в современной колхозной семье строятся на правилах социалистического общежития и равноправия всех взрослых членов.

Экономическая независимость женщины, ее новое общественное лицо обусловили и новую роль в семье. Женский труд играет большую роль в колхозном производстве, и заработки женщин составляют большую часть семейного бюджета. Огромное значение имеет также та забота, которой окружена в советском обществе женщина-мать. В настоящее время все более крепнет ее авторитет как хозяйки и воспитательницы детей, как организатора бытового уклада семьи. В большинстве случаев трудно бывает определить, кто из супругов играет в семье ведущую роль. Теперь официальный глава семьи — лишь представитель семейного коллектива по хозяйственным делам, юридически ответственный перед государством за своевременный взнос платежей и налогов. Все важнейшие дела в семье решаются по взаимной договоренности супругов и совместно с другими взрослыми членами семьи. В настоящее время дети обычно отдают заработок родителям, обычно «казначеем» в семье бывает мать, и общесемейные средства расходуются в соответствии с потребностями хозяйства и нуждами отдельных членов семьи.

Более сложно и противоречиво складываются взаимоотношения в семьях, где молодая пара живет со стариками-родителями. Как и раньше, все доходы (не только натуральные, но и денежные), получаемые молодой семьей, поступают в общий бюджет. Молодая пара, как правило, участвует в распределении общесемейных средств, но такой порядок все же ограничивает ее возможности устраивать свою жизнь соответственно своим вкусам; разница поколений в привычках подчас еще бывает значительной, что приводит нередко к трениям. Меньше разногласий возникает в семьях, где представители старшего поколения — люди с более широким кругозором и передовым мировоззрением, активные участники колхозного строительства. Особенно разительны те изменения, которые произошли в положении невестки (снохи) и прежде всего во взаимоотношениях ее со свекровью. В распределении труда между ними сохраняются некоторые традиции — готовит пищу обычно свекровь, а невестка ей помогает. Однако суть взаимоотношений уже другая, и от прежнего беспрекословного подчинения и полной зависимости от свекрови не осталось и следа. В период летних наиболее напряженных работ в колхозе свекровь обычно полностью освобождает невестку от домашнего хозяйства. Те же черты взаимоуважения и взаимопомощи отличают семейный коллектив в целом. Молодые супружеские пары не придерживаются уже традиционного разграничения в работах. Молодые мужья зачастую помогают женам в прополке огорода, в уборке урожая и во многих других работах. В семьях, где имеются трудоспособные старики, основные работы по подсобному хозяйству ведутся ими, при некоторой помощи других членов семьи. Кое-какие моменты в разделении труда между членами семьи остались от старых традиций: например, в уходе за скотиной во многих местах еще сохраняется традиционное деление на мужские и женские работы.

Решающее значение для развития прогрессивных сторон семейного быта в условиях колхозной деревни имеют новые явления, которые возникают в деревне в ходе дальнейшего развития колхозного строя, что в конечном счете ведет к ликвидации социально-экономических и культурных различий между городом и деревней. Эти изменения, которые особенно заметны во многих экономически развитых колхозах, в значительной мере определили развитие многих новых черт в хозяйственном и семейно-бытовом укладе населения.

Принципиально новый характер семейных взаимоотношений еще в большей степени присущ рабочей семье. Многие лучшие черты современного семейного уклада идут еще от традиций потомственной рабочей среды; взаимоуважение и дружба между ее членами, большой авторитет женщины в семье. Как это исстари повелось в рабочих семьях, заработанные деньги хранятся у матери семейства, которая является и главной распорядительницей средств. Понятие о главенстве в семье здесь не только почти совершенно стерто, но зачастую и принципиально отрицается, что особенно характерно для молодых семей. Несмотря на неуклонный рост культурно- бытового обслуживания, наличия в городах коммунальных удобств, все большую механизацию домашнего труда, повседневная трудовая нагрузка городской женщины в домашнем хозяйстве остается большой, что оставляет ей по сравнению с мужчиной меньше свободного времени для культурного отдыха и повышения своего образования. Тем не менее, как показали выборочные обследования бюджетов времени трудящихся, проведенные в 1958—1960 гг. в ряде городов и промышленных пунктов Сибири, за последние годы не только сократилась разница в свободном времени мужчин и женщин, но и в характере его использования. В этом сказываются не только современные условия труда и быта семьи и ее общий культурный уровень, но и новый характер семейных взаимоотношений, взаимопомощь и забота членов семьи друг о друге. Особенно ярко это проявляется в семьях, где женщина работает. Характерно, например, что при невозможности совместного проведения досуга при работе в разные смены, один из супругов всегда дает возможность другому посмотреть хорошую кинокартину или принять участие в каком-либо культурном или общественном мероприятии. Большой заботой окружает один из супругов другого, когда тот учится и т. д.

Несколько иначе, чем в колхозной семье, строятся в рабочих семьях и взаимоотношения при совместном проживании молодых супругов с родителями. В рабочей среде довольно часто встречаются семьи, где молодая пара живет единым бюджетом с родителями. Однако чаще молодая пара отчисляет лишь часть своего заработка на общее питание семьи, остальные же средства расходует по собственному усмотрению на себя и на детей (на одежду, приобретение мебели, культурные расходы и т. д.). Если родители (или один из них) работают или получают пенсию,1'jTO часть их заработка также идет на общее питание. Такой порядок не стесняет самостоятельность молодежи и не ущемляет интересы родителей.

Современную семью (и рабочую, и колхозную) отличает неизмеримо выросший культурный уровень. В прошлое ушла былая социально-куль- турная замкнутость.

Теперь передовая рабочая семья по своему укладу, характеру интересов и духовных запросов, уровню материального быта сближается с семьей интеллигентской.

Наиболее распространенными видами культурного отдыха рабочих, особенно крупных городских центров, является посещение кино и театров, просмотр телевизионных передач. Молодежь (особенно учащаяся в высших учебных заведениях) охотно посещает концерты. Излюбленные места отдыха — рабочие клубы и дворцы культуры. Молодежь принимает активное участие в художественной самодеятельности, занимается различными видами спорта. Семьи обязательно выписывают на дом газеты и журналы. Почти в каждой семье имеются собственные книги, а иногда и довольно значительные библиотеки. Так, например, по данным обследования, проведенного в Свердловске, каждый третий рабочий-машиностроитель имеет домашнюю техническую библиотеку. Все чаще молодые рабочие пополняют свои библиотеки подписными изданиями классиков отечественной и мировой литературы.

Точно так же и в быт колхозной семьи широко вошло слушание радиопередач (особенно концертов народной песни, лекций по сельскому хозяйству, о воспитании детей и т. п.), посещение клуба и кино, выписывание на дом и чтение газет, книг. Все шире распространяется и телевидение. За последние годы все более стирается резкая разница, которая наблюдалась в использовании досуга представителями разных поколений в семье.

Б крупных общественных хозяйствах, где культурная жизнь более разнообразна и богата, культурные мероприятия посещают сейчас не только молодежь, но и люди среднего и пожилого возраста. На Кубани, например, абонементы в университеты культуры покупаются по несколько штук на семью. Все это способствует идейному сближению членов семьи.

В настоящее время уже вполне утвердился образ жизни, характерный в общих чертах для всех слоев советского общества. В быт современной семьи прочно вошли новые обычаи. Общей традицией стало отмечать в семье такие праздники, как годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, день 1 Мая, День Конституции (5 декабря), празднование Международного женского дня (8 марта) с установившимся обычаем поздравлений и подарков. За последние годы повсеместно вошел обычай празднования Нового года всей семьей, с торжественным ужином и тостами, в то время как еще совсем недавно в сельских местностях Новый год справлялся лишь в молодежных компаниях. Широко принято устраивать новогоднюю елку для детей. Празднуются также и дни рождения; они почти совсем вытеснили празднование именин. В городской среде торжественно отмечаются годовщины бракосочетания, особенно «серебряные» и «золотые» свадьбы.

Летом детей обычно вывозят за город, что раньше было доступно лишь обеспеченным классам. Многие рабочие семьи отправляют детей на все лето к родственникам в деревню. Огромное число детей отдыхает в пионерлагерях, в детских садах, расположенных в дачных местностях. Работающие члены семьи проводят свои отпуска в домах отдыха, в санаториях.

За последние годы распространение получил, особенно среди молодежи, туризм. В некоторых местностях (в частности, эта традиция сильна на Урале) рабочие предпочитают во время отпуска самодеятельный отдых, в частности, выезды на рыбалку, на охоту и т. п. Характерны также выезды всей семьей в воскресные дни за город — за ягодами, за грибами, на пляжи и т. д.

Ни в чем, быть может, так ярко не сказались черты нового в современной семье, как в методах воспитания ребенка. Это один из наиболее ярких показателей общего культурного роста населения. Большую роль здесь сыграли широкая пропаганда педагогических и медицинских знаний и хорошо налаженный патронаж детей младенческого возраста. Обращение к бабкам, к различным суеверным способам лечения, столь распространенные в прошлом, в настоящее время почти изжиты. Роды происходят в родильных домах, а если, как это иногда случается в сельских условиях, на дому, то всегда с фельдшерицей, а не с бабками-повитухами. Систематически проводимые патронажные мероприятия дали свои положительные результаты. В большинстве семей и в городе и в деревне ребенка кормят по часам; в рацион грудных детей вошел рекомендуемый прикорм — соки, витамины; для более старших готовится специальная пища. В ежедневный режим ребенка с самого раннего возраста введены систематические прогулки на свежем воздухе, о чем не было и речи в старых крестьянской и рабочей семьях. Дети содержатся чисто, их регулярно купают, меняют белье; в повседневный быт, а не на показ, как то было раньше, вошли детские простыни, наволочки; в любой семье имеется достаточный комплект детского белья. Немалые суммы из семейных бюджетов расходуются на приобретение детской одежды, обуви, головных уборов и т. д. В повседневный обиход вошли детские коляски, кровати, специальная детская мебель, детская посуда. С раннего возраста детям покупаются игрушки, детям постарше — коньки, лыжи, велосипеды; в редкой семье в настоящее время нет детских книжек; ребенку сызмальства читаются сказки, рассказы, стихи. Сельский ребенок по кругу своих представлений не уступит сейчас городскому ребенку. Детям школьного возраста по возможности отводят в доме определенное рабочее место, а если позволяют жилищные условия, отдельную комнату. В большинстве случаев родители внимательно следят за учебой детей, проверяют выполнение домашних заданий, посещают родительские собрания. Школьники всегда обеспечены учебниками, книгами, тетрадями. Большое внимание уделяется в семьях выработке с детства трудовых навыков у ребенка, что является общей чертой современного воспитания. На принципе сочетания общего образования с производственным трудом построена в настоящее время вся советская школа. Сельские дети проходят хорошую трудовую подготовку и в колхозе, где они работают обычно в летнее время. При некоторых сельских школах организованы ученические бригады, за которыми в колхозном поле закреплены определенные участки. Производственная практика организована сейчас и в городских школах.

Родители проявляют большое внимание и к культурным запросам детей. Условия города позволяют шире приобщать детей к культуре, заботиться о их всестороннем развитии и эстетическом воспитании. Родители посещают с детьми детские спектакли, цирк, зоопарк, зачастую музеи и картинные галереи, поощряют участие детей в хореографических, музыкальных, спортивных кружках. Наиболее способные дети учатся в музыкальных и других художественных школах; во многих рабочих семьях, где дети учатся музыке, уже не редкость пианино.

Всестороннему внешкольному воспитанию детей способствует широкое развитие в СССР сети упомянутых культурных учреждений: детских библиотек, спортивных, музыкальных, и других школ и училищ; огромная воспитательная работа проводится в Дворцах пионеров, имеющихся во многих городах страны. В стенах Дворцов пионеров было заложено начало деятельности большого числа прославленных специалистов в самых различных отраслях науки и искусства, шахматистов и т. п.

Наряду со всем тем новым и положительным, что прочно вошло в семейный быт, сохраняются еще отрицательные явления, препятствующие нормальному воспитанию детей. Несмотря на значительный рост сети детских учреждений (яслей, садов), потребность в них и в городе и в деревне еще очень велика. Не всегда достаточен присмотр за детьми, отсюда отрицательное влияние улицы на ребенка; в ряде случаев сказывается и невысокий культурный уровень самих родителей. Вполне очевидно поэтому огромное значение, которое приобретает наряду с воспитательной ролью семьи общественное воспитание детей.

Социалистические преобразования глубоко затронули и брачные отношения. За послереволюционные годы коренным образом изменилось отношение к церковному обряду. Перелом в этом отношении произошел уже в 30-е годы, когда среди рабочего и сельского населения число церковных браков резко упало. В настоящее время церковный брак встречается в единичных случаях. Повсеместно на территории Советского Союза производится гражданская регистрация брака. Во многих сельских местностях в силу традиции оформление брака считается завершенным лишь после того, как «сыграна» народная свадьба. Теперь уже вошло в обычай регистрировать брак одновременно с проведением свадьбы, но во многих районах (на Кубани, в Прибайкалье, Приангарском крае) имеют значительное распространение случаи регистрации брака спустя некоторое время после проведения 7свадьбы, иногда с появлением первого ребенка.

Весь духовный облик молодежи, ее образ жизни, способствует живому взаимоотношению, дружбе. И если для передовой части рабочей молодежи подобный склад взаимоотношений был в какой-то мере характерен и для прошлого, то для крестьянина это явилось результатом коренной ломки традиционного уклада жизни.

Отдельные обследования, проведенные главным образом в колхозной среде, указывают на известное повышение брачного возраста по сравнению с дореволюционным временем. В настоящее время отсутствуют те экономические причины, которые побуждали крестьянство к ранним бракам. Теперь, как правило, мужчины женятся уже по возвращении из армии, т. е. в возрасте 22—25 лет. Девушки выходят замуж большею частью в 18— 22 года. Понятие «перестарка», когда девушка свыше 20 лет, по традициям старой деревни, не могла рассчитывать на брак, отпало. Особенно заметный перелом в этих воззрениях наблюдается у сельской молодежи, учащейся в высших учебных заведениях; девушки в таких случаях не спешат с замужеством. Средний] брачный возраст городской молодежи, видимо, менее устойчив и несколько выше, чем в сельской среде.

Заключение браков в сельских местностях происходит главным образом, как и в старину, в осенне-зимний и весенний сезоны, что объясняется спецификой хозяйственной жизни деревни. В городах браки заключаются в течение всего года, но особенно принято их приурочивать к октябрьским и майским праздникам. Существенные изменения произошли и в народном свадебном обряде, который сохраняется в колхозной среде. Он сократился в своих сроках и упростился. Если раньше народная свадьба представляла собой сложный комплекс взаимосвязанных обрядов, то теперь большая часть их совсем отпала. Резко сократился предсвадебный период. Наиболее устойчивым оказался обычай сватовства. Официальный сговор между родителями обеих сторон считается и сейчас повсюду обязательным. Однако поскольку о вступлении в брак договариваются сами молодые люди, роль сговора сводится по существу лишь к решению связанных со свадьбой хозяйственных вопросов (о предстоящих расходах, дне свадьбы, числе ее участников). Приданое теперь не имеет экономического значения, и в тех случаях, когда девушка не может его приобрести, это не является препятствием к заключению брака. В некоторых местностях, особенно с давними пролетарскими традициями, о размерах приданого даже не договариваются. В некоторых районах от старых традиций сохранился обычай «гляденья дома жениха» (Калининская обл.), или «смотреть стены» (на Кубани). Теперь этот обычай выполняется лишь в тех случаях, когда жених и невеста из разных селений, и сводится к более близкому знакомству будущих родственников. Из предсвадебного цикла почти повсеместно выпало рукобитье (запой). Там, где этот обряд еще соблюдается, он сохранился в старом своем значении, и ни одна из сторон после него не может отступиться от согласия на брак. В таких случаях (Тамбовская обл.) рукобитие закрепляется регистрацией в загсе непосредственно после запоя, и молодая пара большей частью фактически вступает в супружеские отношения. Однако, пока не сыграна свадьба, молодая продолжает оставаться в родительском доме. По понятия* населения, традиционный свадебный обряд и нужен для того, чтобы молодая могла перейти в дом мужа.

Новое крепко упрочившееся положение женщины в семье и коллективе наложило свой отпечаток на весь свадебный обряд. Из него исчезли моменты, обусловленные подчиненным положением женщины в прошлом (например, оплакивание невестой своей девичьей воли). Изменилось поведение просватанной девушки. Теперь молодежь и после сговора продолжает ло-прежнему встречаться друг с другом (в клубе, кино, у себя дома) Поэтому совершенно отпали традиционные свадебные посидки с посещением невесты женихом. В большинстве местностей отпал и девичник. Там, где он сохранился (например на Кубани, на Дону), он принял характер молодежной вечеринки с соблюдением некоторых традиционных моментов (величание гостей, одаривание и т. д.).

Повсеместно наиболее стойкой оказалась собственно свадьба, которой, как и раньше, придается большое значение. Свадьба длится теперь большею частью два-три дня. На нее собирается не менее 30—40 человек; если раньше это были многочисленные родственники и свойственники, то теперь принято приглашать друзей по работе, представителей колхозной и сельской общественности. В свадьбе сохраняются ее основные традиционные моменты в их обычной последовательности: одевание невесты, приезд за ней жениха и разыгрываемая при этом сценка выкупа места подле невесты. В некоторых местностях сохранился игровой обычай «продажи косы невесты», символичность которого подчеркивается тем, что у невест теперь большею частью короткая стрижка. Соблюдается благословение родителями жениха и невесты перед их отъездом в дом жениха. К этому моменту приурочивается поездка молодой пары в сельсовет для регистрации брака, причем этот акт органически вошел в народный свадебный церемониал.

Сохраняется также обычай устройства «преград» по пути следования свадебного поезда, украшения его цветами и лентами (борта автомашины «бантят»). В день свадьбы утром или накануне ее перевозится приданое невесты, чему предшествует шутливый торг («выкуп приданого»). Свадебный пир в доме молодого, являющийся центральной частью торжества, сопровождается песнями и плясками. В отличие от прошлого, в общем веселье принимает участие и молодая. Удерживаются и обычаи второго дня свадьбы — посещение молодыми родителей невесты и заключительный свадебный пир в доме молодого с «золочением» молодой и разыгрыванием ряда шуточных сценок. Весь этот комплекс обрядов в разных местностях чрезвычайно разнообразен. В ряде районов народный свадебный обряд бытует в настоящее время и в более полной форме (Кубань). С другой стороны, часто заключение брака сопровождается простой семейной вечеринкой.

Традиционный свадебный обряд бытует до сих пор и среди некоторой части рабочих. Особенно это характерно для старейших промышленных центров с их издавна сложившимся рабочим населением, продолжающим большею частью жить на старых дедовских усадьбах, в тесных родственных и соседских связях, что видимо, и является главной причиной устойчивости традиционного быта. Одним из ярких примеров может служить Нижний Тагил, среди коренного населения которого до сих пор бытует старинная уральская свадьба. В городах молодежь, недавно вышедшая из деревни, уже не исполняет народного свадебного обряда. Оторванная от своей среды, она быстрее порывает с традиционными формами быта. В среде городской молодежи в настоящее время всеобщее распространение получила простая свадебная вечеринка, сводящаяся к торжественному ужину, песням и танцам. Как попытку создания нового свадебного церемониала можно рассматривать так называемые комсомольские свадьбы, возникшие по инициативе городской молодежи и за последние годы проникшие в сельскую среду. Характерно, что в сельской среде они включают в себя элементы народной свадебной традиции. Таковы, например, комсомольские свадьбы, устраиваемые на Кубани. В передовой рабочей среде традиция комсомольской свадьбы все более крепнет. Чаще всего ее устраивают передовики производства, и в таких случаях свадьба принимает широкий общественный характер. Она устраивается всем цехом (или обоими цехами, в которых работают молодые), и гостей набирается иногда более 100 человек. Свадьба происходит в этих случаях в клубе или дворце культуры. В торжественной обстановке происходит и регистрация брака (в районном загсе или во дворце бракосочетаний). По приезде молодых из загса их встречают родители с хлебом и солью. За свадебным столом поются свадебные песни, но не традиционные народные, а новые, созданные советскими композиторами. Во всем этом церемониале сказывается желание придать торжественность, подчеркнуть социальное значение брака, приводящего к образованию новой семьи.

Наряду с тем новым, что составляет основное содержание жизни современной семьи, в семейном быту продолжают удерживаться некоторые косные традиции. В семье дольше, чем в общественной жизни, удерживаются различного рода пережитки — бытовые и религиозные. Более стойка они держатся в сельской среде, что в значительной мере объясняется спецификой деревенского коллектива, тесно спаянного родственными и соседскими отношениями, в силу чего моральное давление окружающих, боязнь их осуждения продолжает сказываться на многих сторонах сельското быта, в частности, и в бытовании некоторых элементов религиозно-обрядовой жизни.

Однако это не имеет ничего общего с той религиозной регламентацией быта, которая была столь характерна для дореволюционного времени, особенно в деревне.

Повсеместно устраивают празднества по случаю рождения ребенка. Они, как и раньше, носят название «родины» (в некоторых районах по традиции их продолжают называть «крестины») и устраиваются тотчас же после выхода матери из больницы. Если ранее эти празднества были связаны с крещением ребенка, то теперь их устраивают независимо от того, крещен ребенок или нет. Обычный в таких случаях обед сопровождается обильным угощением, но без традиционной «крестильной каши». Кроме родственников, приглашаются соседи и товарищи по работе. Ребенку кладут ч<на зубок» — подарки и деньги. Отсутствие бабки-повитухи, запретов в отношении родильницы, а главное, само устройство родин до того, как ребенок крещен, лишает современное празднество традиционного обрядового значения. В настоящее время это просто семейный праздник по случаю рождения ребенка, наречения ему имени и придерживаются его буквально все. Праздник по случаю рождения ребенка у кого-либо из членов бригады коммунистического труда отмечается обычно при участии всего коллектива бригады.

Относительно стойко удерживаются в сельских местностях традиционные обряды, связанные с погребением умерших. По приходе с кладбища устраиваются поминки. Продолжает соблюдаться также обычай поминовения умерших в особо установленные традицией дни (с посещением кладбища). Такие старые элементы похоронного обряда, как причитания и плачи по покойнику в большинстве районов расселения русских исчезли.

В случае смерти членов партии или комсомола, представителей общественности, а сплошь и рядом и рядовых тружеников, теперь и в селах уже устраивают гражданские похороны по установленному для таких случаев ритуалу: с установлением гроба в клубе или сельском дворце культуры, проведением гражданской панихиды, с траурной процессией в сопровождении духового оркестра и т. д.

Отход от религиозных устоев более глубок и последователен в потомственных рабочих семьях, что и естественно, так как он явился логическим завершением процесса формирования атеистического мировоззрения, начавшегося в передовых рабочих слоях еще задолго до революции. Погребение умерших по церковному ритуалу совершается еще среди некоторой части рабочих, особенно, если есть пожилые родственники умершего. Очень стойко держатся обычаи поминок, устраиваемых семьей после прихода с кладбища, а также посещение кладбища, однако это уже не столько религиозная, сколько бытовая традиция.

В условиях экономического и культурного роста страны происходит изживание культурно-бытовых перегородок между различными социальными слоями населения. Теперь подчас бывает трудно определить, к какой социальной категории может быть отнесена та или другая семья (особенно рабочая), чему в значительной мере способствует распространение смешанных в социальном отношении браков. Образование прослойки интеллигенции внутри семьи (рабочей и колхозной) играет важную роль в перестройке ее быта, в складывании новых его форм.

Наметившиеся за последние годы качественные изменения в быту колхозной семьи в большой степени связаны с новой организацией сельскохозяйственного производства, приближением его к труду в промышленности, что явилось важнейшим фактором все большего сближения сельской семьи по ее культурно-бытовому укладу, по характеру семейных взаимоотношений с семьей городской.

В быту советской семьи (всех социальных прослоек) все большую роль играет последовательно проводимое обобществление форм удовлетворения ее материально-бытовых нужд. Это уже сейчас приводит к значительному высвобождению женшины от домашнего труда и к более интенсивному включению ее в производство, в общественную и культурную жизнь.

Складывается единый тип советской семьи, в корне отличной от буржуазной. Наиболее характерной чертой советской семьи является все более возрастающая ее связь с обществом и его жизнью. Само возникновение супружеского союза на основе взаимной склонности мужчины и женшины меняет положение женщины в семье, укрепляет ее авторитет. В ходе построения коммунистического общества создаются необходимые условия для окончательной ликвидации пережитков неравенства женщин, в частности, «для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием женщин в общественном труде и общественной деятельности, в занятиях наукой, искусством»1. Участие мужа и жены в трудовой и общественной жизни активно связывает семью с коллективом. Семья теряет черты прежней замкнутости и изолированности. Воздействие передовой общественности на семью способствует быстрейшему изживанию вредных и косных традиций семейного быта. Складывающийся в этих условиях домашний уклад, основанный на душевной близости и живом общении членов семьи, оказывает положительное влияние на подрастающее поколение и содействует росту здоровой в физическом и моральном отношении молодежи.