Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Участие в культурной жизни городского и сельского населения у русских
Этнография - Народы Европейской части СССР

Культурная жизнь русского города и деревни на современном этапе своего развития так же многогранна и содержательна, как и общественный быт. Меры Коммунистической партии и Советского правительства по обеспечению небывалого расцвета всех областей культуры направлены к тому, чтобы культурное развитие в период развернутого строительства коммунистического общества явилось завершающим этапом великой культурной революции и создания всех необходимых идеологи ческих и культурных условий для победы коммунизма Ч

Политика партии и правительства по развертыванию культурного строительства получает надежную поддержку со стороны советской общественности. В сельской местности, например, оживленное строительство школ, клубов, библиотек ведут сами колхозы, имеющие возможность делать значительные отчисления средств из своих доходов на культурные нужды. Свои культурные учреждения (клубы, дома культуры и др.) открывают также многие крупные промышленные предприятия.

Главным источником просвещения и приобретения знаний является, разумеется, школа. Ее функции распространяются не только на детей школьного возраста, но и на взрослое население; к ним относятся и занятия с малограмотными, еще встречающимися среди людей пожилого возраста, и, что особенно важно, с молодежью, по каким-либо причинам не получившей законченного неполного среднего или среднего образования и желающей продолжить обучение без отрыва от работы. Молодежь прежде всего обучается в вечерних и заочных учебных заведениях. Число общеобразовательных вечерних школ с 1945/46 по 1961/62 г. увеличилось в республике почти в два раза (с 6,7 тыс. до 12,08 тыс.). У рабочей и колхозной молодежи наблюдается большое стремление к получению специального среднего и высшего образования в техникумах, училищах, специальных школах и вузах. Почти половина учащихся средних специальных заведений занимается заочно или после работы. Большая часть этих студентов — рабочие. Чтобы облегчить им получение специального образования без отрыва от производства, на многих крупных предприятиях создана широкая сеть вечерних учебных заведений, в том числе техникумов и даже вузов.

Коллективы многих передовых предприятий сейчас добиваются, чтобы рабочие ведущих профессий получили среднее техническое образование.

На помощь рабочим и колхозникам, желающим учиться, приходят также народные университеты культуры, которые сравнительно недавно стали открываться в городах, районных центрах, непосредственно на предприятиях и в колхозах. Они пользуются большой популярностью среди городского и сельского населения, и число их непрерывно растет. Среди слушателей значительный процент составляют люди пожилого возраста, стремящиеся пополнить свои знания. Задача народных университетов заключается в том, чтобы дать населению общие сведения, касающиеся различных областей науки, техники, литературы и искусства. Рабочие и колхозники различных возрастов имеют возможность пополнять свои знания также в школах и кружках сети партийного просвещения, где изучаются история КПСС, основы марксизма-ленинизма, политэкономия, конкретная экономика промышленности или сельского хозяйства. В республике, пожалуй, нет ни одного промышленного предприятия, колхоза или учреждения, где не работали бы эти кружки. Во многих колхозах в последние два-три года стали организовываться вместо простейшей сельскохозяйственной учебы начальные экономические школы.

Одну из самых распространенных форм политического воспитания масс составляет агитационная работа.

Агитаторы ведут беседы прежде всего на актуальные политические темы, касающиеся международного положения и внутренней жизни нашей страны. Не меньшее место в работе агитколлективов занимают беседы с населением на темы производства, трудовых достижений бригад и новых задач, стоящих перед ними. Лекционную работу проводят местные лекторские группы, входящие в широкую сеть общества «Знание». Лекторская группа имеется на каждом предприятии, в каждом колхозе; в ряде случаев для чтения лекций приглашают лекторов и специалистов из районных и областных центров, из других городов.

Могучим источником культуры является радио, вошедшее в бытовой обиход почти каждой семьи. Развитие радиофикации идет быстрыми темпами: в 1940 г. в РСФСР насчитывалось 4231 тыс. радиотрансляционных точек, а в 1960 г. их было 19 021 тыс., т. е. примерно в 4,5 раза больше.

Особенно быстро развивается радиофикация сельской местности. Так> с 1950 по 1960 г. число радиоточек возросло более чем в 5,5 раз. В большинстве областей Европейской части РСФСР радиофикацией в настояшее время охвачена основная часть всех селений. В селениях, где имеется радиотрансляция, радио можно встретить почти в каждой семье. Помимо трансляционных точек, городское и сельское население широко пользуется радиоприемниками. Нередко молодожены, обзаводясь вещами первой необходимости, считают обязательным приобретение радиоприемника. За последние годы в городах и в сельской местности очень быстро стало развиваться телевидение, которое дает громадные возможности для культурного роста населения. Чтобы ускорить внедрение телевидения в быт, в сельской местности часто на паевых началах колхозы и городские организации сооружают телеусилительные мачты и радиорелейные линии.

Одним из самых действенных и массовых средств развития культуры является периодическая печать. На 1961 г. по РСФСР выпускалось 4330 названий газет с разовым тиражом в 48 229 тыс. экземпляров, 2702 журналов и других периодических изданий, тираж которых равнялся 722 183 тыс. экземпляров. По сравнению с 1950 г. разовый тираж газет увеличился почти в два раза, а общий тираж периодики — почти в четыре раза. Потребность в этих изданиях велика. Почти в любом населенном пункте ежегодно подпиской на газеты и журналы охватывается не менее 80—90% всех семей. Нередко встречаются колхозы, в которых все хозяйства имеют не менее одной, а иногда и две-три газеты. Кроме личной подписки, потребности населения в периодической печати широко удовлетворяются через библиотеки, различные общественные организации и советские учреждения. Очень часто колхозные библиотеки выписывают журналы и газеты 50—60 названий.

Большие успехи достигнуты также в распространении среди населения книг. Основная заслуга в этом принадлежит массовым библиотекам, число которых год от года увеличивается. Число этих библиотек в РСФСР с 56 119 в 1940 г. увеличилось к 1961 г. до 67 496, а книжный фонд в них возрос почти в три раза (с 124 480 тыс. до 512 442 тыс. экземпляров). По сравнению с 1913 г. книжный фонд библиотек увеличился более чем в 72 раза.

Библиотеки пользуются заслуженной популярностью среди населения. Для сельской местности стало обычным явлением, когда 80—90% семей читает библиотечные книги. Подсчитано, например, что в Калининской обл. каждый третий житель имеет свой абонемент в библиотеке и берет книги не только для себя, но часто для всей семьи.

Чтобы сделать книгу более доступной для широкого читателя, стационарные библиотеки организуют передвижные фонды, которые через читателей- активистов направляются в заводские цеха, на колхозные фермы, на полевые станы, в отдаленные селения и т. п. Особенно большую роль передвижки играют в сельской местности, где библиотеки часто обслуживают по несколько деревень. В весенне-летний период библиотекари сельских библиотек сами отправляются на фермы, полевые станы, в дома, предлагая колхозникам интересную литературу, выполняют их заявки, подготовляют специальные выставки, подбирают и распространяют литературу о передовом опыте различных специалистов сельского хозяйства. Такая же работа осуществляется библиотеками на заводах и фабриках. Они организуют специальные тематические вечера, посвященные конкретным вопросам производства, а также обсуждают специальную литературу. Распространенной формой массовой работы библиотеки с населением являются читательские конференции, посвященные разбору творчества отдельных писателей и различных художественных произведений, отражающих острые вопросы современности. В деревне часто, например, обращаются к произведениям В.    Овечкина и В. Тендрякова, посвященных современной деревне, близких и хорошо понятных колхозному читателю. В настоящее время во многих семьях имеются собственные библиотеки в первую очередь там, где есть молодежь и школьники. На покупку книг выделяются деньги из семейного бюджета, и эта статья расхода год от года возрастает. За последние годы большую работу по распространению книги проводит общественность. На многих предприятиях и в колхозах продажей литературы занимаются общественные продавцы, активно пропагандирующие книгу.

Помимо библиотек, из культурно-просветительных учреждений повсеместно развита широкая сеть клубов, домов культуры и других учреждений клубного типа (изб-читален, красных уголков, домов агитаторов). По РСФСР их насчитывалось к 1961 г. около 74 тыс., в том числе более 7 тыс. в городе и более 66 тыс. в сельской местности.

Формы клубной работы очень разнообразны, и их содержание во многом определяется общественными и производственными задачами, которые стоят перед заводом, колхозом, районом и т. д. Клуб принимает активное участие в политико-воспитательной работе, помогая партийным организациям и лекторским группам в проведении лекций, бесед, в организации университетов культуры, агитбригад, совещаний передовиков производства, теоретических конференций, производственной учебы. В клубной работе за последние годы широкое распространение получили тематические вечера и устные журналы, посвященные различным вопросам политики, производства, искусства, литературы, взаимоотношений молодежи, культуры быта. Публике нравится и непринужденная форма беседы, и элементы некоторой театрализации в оформлении, и сама форма, позволяющая за короткое время узнать о многом.

Одной из главных форм клубной работы является деятельность кружков. В любом городском и колхозном клубе можно встретить художественную самодеятельность, драматическую и хоровую. Среди многочисленных кружков самодеятельности немало коллективов, творчество которых приближается к профессиональному. Только в Ленинграде в настоящее время более 20 самодеятельных театров за свое мастерство заслужили право называться народными театрами. Далеко за пределами своих домов культуры и городов известны, например, хор завода им. Лихачева (Москва), хор строителей (Воронеж), хореографический коллектив фабрики «Пролетарка» (Калинин) и т. д.; подобные коллективы имеются и среди колхозного населения (колхозный духовой оркестр с. Кардаилово Оренбургской обл.). Все более широкое распространение получают сейчас самодеятельные симфонические оркестры, хореографические и оперные студии (например, народный театр оперы и балета Дворца культуры им. С. М. Кирова и народный театр балета Дворца культуры им. А. М. Горького в Ленинграде), что свидетельствует о высокой ступени развития художественной самодеятельности. Художественная самодеятельность, регулярные общественные смотры, конкурсы, фестивали помогают выявлять народные таланты и в значительной степени удовлетворять эстетические потребности населения. Особенно важно это для сельской местности, куда еще сравнительно мало доходит живое профессиональное искусство. Поэтому самодеятельность наряду с радио, кино, а в некоторых местах и телевидением остается одним из проводников художественной культуры в деревне.

Из всех средств культуры самым массовым и доходчивым является кино. В нашл дни оно играет огромную роль в расширении политического и культурного кругозора населения, в укреплении норм советской морали и формировании художественных вкусов, в ознакомлении с передовым производственным опытом, с достижениями науки, техники, искусства и т. д. Практически в республике нет населенных пунктов, жители которых не могли бы смотреть кинофильмы. Число стационарных и передвижных кино- установок очень быстро растет. В РСФСР оно выросло с 1959 по 1962 г. с 50,7 тыс. до 70,3 тыс. Кино является также хорошим помощником в учебных заведениях.

Особенно большие возможности в демонстрировании кинофильмов имеются в городах, где есть специальные кинотеатры с простыми, широкими, панорамными или стереоскопическими экранами, а в клубах, домах культуры, красных уголках и непосредственно на промышленных предприятиях — свои киноустановки. В сельской местности основная роль в распространении кино принадлежит пока что кинопередвижкам. В среднем одна киноустановка обслуживает население в радиусе трех-четырех км. В деревнях, обслуживаемых передвижкой, киносеансы обычно бывают восемь-девять раз в месяц, а при постоянной киноустановке — 18—20 раз. Молодежь, как правило, и в городе, и в деревне ходит в кино два-три раза в неделю, семейные люди среднего возраста — три-четыре раза в месяц.

Между городом и сельской местностью существует органическая культурная связь. Очень важным результатом культурной революции в нашей стране является стирание грани между городом и деревней в культурном отношении, создание в основном одинаковых условий для подъема культурного уровня городского и сельского населения. В сельской местности еще наблюдается определенное отставание культурной работы, но это не имеет ничего общего с былой деревенской изолированностью, косностью и духовной отсталостью. Русское колхозное крестьянство и, в еще большей степени, современный рабочий класс располагают такими возможностями приобщения к высотам человеческой культуры, о каких в прошлом труженики не могли и мечтать. В каждом, даже небольшом, городе и районном центре любой области есть дом культуры, несколько кинотеатров; в областном городе, как правило, — театр, филармония, краеведческий музей, иногда картинная галерея, музыкальное училище и т. д.

Городская культура играет чрезвычайно важную роль в развитии у сельского населения художественных вкусов и правильных эстетических представлений. Шефство районных домов культуры и домов народного творчества над сельскими культурно-просветительными учреждениями и коллективами самодеятельности способствует знакомству колхозников с образцами классической музыки и литературы, с лучшими произведениями советских авторов, помогает развитию понятия о культуре исполнения, о значении художественных выразительных средств различных видов и жанров искусства и т. д. Шефские концерты облегчают колхозникам восприятие произведений литературы и искусства.

Основой духовных устремлений советских людей является глубокий патриотизм, сознательное отношение к труду, чувство интернациональной солидарности с другими народами, проявляющееся особенно ярко в настоящее время.

В целом для быта русского населения на современном этапе развития советского общества характерно единство основных общественных и культурных интересов различных поколений. Наибольшим разнообразием отличаются культурные запросы и духовные устремления молодежи. Для рабочей и сельской молодежи в настоящее время самой ярко выраженной потребностью является стремление к знаниям, к учебе, чтобы производительно работать, в совершенстве овладевать новой техникой, теоретически осмысливать свой трудовой опыт. Отсюда и та тяга к среднему техническому образованию, к повышению квалификации и другим видам специального обучения, которая присуща работающей молодежи. Молодежь на пути к знаниям не останавливается перед трудностями, возникающими при сочетании напряженной работы с учебой. У молодежи ярко' выражено также стремление к самостоятельности в работе. Юноши и девушки хотят нести личную ответственность за дело и воочию видеть результаты своих усилий. В этом находит выражение романтика труда, столь свойственная современной советской молодежи — наследнице революционных традиций своих отцов.

Большое место в запросах молодежи занимают в настоящее время и проблемы эстетики и этики. Юноши и девушки в городе и, что особенно важно, в деревне хотят разбираться в эстетических и этических нормах, принятых в советском обществе, хотят правильно воспринимать и оценивать произведения литературы и искусства, видеть положительные и отрицательные стороны в поведении людей, в манере одеваться, в манере благоустраивать и украшать быт. Не случайно поэтому, среди молодежи чрезвычайно популярны лекции и тематические вечера, посвященные вопросам советской морали и нравственности (о любви, дружбе и товариществе, о браке и семье, о правилах поведения, о подлинной красоте и т. д.). Вопросы эстетики вошли в круг духовных интересов широких рабочих и крестьянских масс, что является важным достижением культурной революции в нашей стране. Многомиллионные массы молодежи занимаются физкультурой и увлекаются различными видами спорта.

Степень активного участия в культурной жизни людей средних возрастов определяется тем, что их духовные запросы формировались на различных этапах культурной революции. Рабочие и колхозники этих возрастов регулярно читают газеты, слушают радио, с интересом ходят на лекции о международном положении и т. д. Они расширяют свой кругозор чтением специальной и научно-популярной литературы довольно широкого профиля. В их художественных запросах преобладает интерес к советской тематике, к герою-современнику.

Старшее поколение не отстает от стремительных темпов современной жизни. Многие из них принимают еще активное участие в производственной и общественной деятельности предприятий. Те из стариков, которые ушли на пенсию, выступают в роли советчиков и критиков производственной, общественной и культурной жизни любого города или села. Новые книги, только что выпущенные кинофильмы, посвященные советской действительности, образам советских людей, привлекают их внимание и получают строгую оценку. Для старшего поколения, особенно женщин, наиболее доступным источником культуры является радио; состояние здоровья и обязанности по домашнему хозяйству не позволяют часто пожилым людям регулярно ходить в кино, много читать и пр. Не случайно, что в разговоре с ними можно услышать: «Радио для нас — второй хлеб». Не меньшее значение сейчас имеет и телевидение.