Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Современный общественный досуг и советские праздничные традиции
Этнография - Народы Европейской части СССР

Общественное начало приобретает все большее значение в повседневном и праздничном досуге населения. Эта область общественной жизни отличается наибольшим своеобразием, так как она тесно переплетается с местными обычаями, с бытом людей, с их личными и семейными привычками, вкусами и т. п. Общественный досуг в широком смысле слова включает в себя множество разнообразных видов проведения свободного от работы времени. Можно выделить собственно общественный досуг, когда люди одного производственного, учебного или бытового коллектива (например, завода, колхоза, учебного заведения, общежития, одного дома, селения) в дружеском общении коллективно посещают кино, театры, музеи, лектории, очень часто с последующим обменом впечатлений, участвуют в прогулках, в туристских походах и т. д. Наряду с этим чрезвычайно распространены и другие формы общественного досуга, когда свободное время проводится индивидуально, с семьей или с ближайшими друзьями вне дома, в общественных местах, согласно личным вкусам и интересам. Для такого досуга в нашей стране имеются большие возможности: постоянно расширяется сеть культурных учреждений, спортивных залов, стадионов, туристических баз, пансионатов, все более разносторонней становится работа кружков, разнообразных любительских обществ, которые удовлетворяют самые различные склонности людей. Таким образом, все формы общественного досуга гармонически сочетают в себе общественное начало с индивидуальными потребностями различных категорий населения.

Общественные формы досуга особенно развиты в рабочей городской среде, но они все более упорно проникают и в быт сельского населения. Во многих колхозах за последние годы утвердился, например, обычай совместно проводить летом выходной день. В такой день колхозники с семьями на автомашинах с утра выезжают куда-нибудь к реке, в лес, в луга, где гуляют, веселятся и тут же на кострах готовят еду. Общественное начало особенно свойственно досугу молодежи, которая часто выступает как организатор многих интересных мероприятий, особенно спортивных (фестивали, праздники песни, спортивные праздники, дружеские встречи спортивных коллективов и т. п.). В городах новым видом общественного развлечения стало посещение молодежных кафе, большинство из которых создается на общественных началах. Исключительное место в быту советского города в настоящее время приобретает туризм в самых различных его видах. Туризмом занимаются люди разного возраста, входящие в спортивные общества, индивидуально или самодеятельными группами, производственными коллективами, семьями. Всеобщее признание приобрели туристские походы выходного дня.

Современные праздничные обряды, обычаи, торжественные церемонии очень различны по происхождению и по своим формам. Одни из них представляют собой старую народную или революционную традицию, зачастую переосмысленную и видоизмененную, другие сложились или продолжают складываться в наши дни. Этот процесс сложения новых общественных традиций, начавшийся еще в первые годы существования Советской власти, особенно активно протекает теперь, когда у трудящихся возросла потребность сделать жизнь более разнообразной и красочной. Сейчас общественность принимает самое непосредственное участие в создании новых праздничных традиций, сознательно и творчески отбирая из старого или создавая заново то, что лучше всего выражает настроение народа. Жизнь русского народа, как и других народов нашей страны, в настоящее время богата различными общественными праздниками. Многие праздники являются общесоветскими с единым церемониалом. Национальные или местные праздники в большей степени несут в себе этническую специфику. Элементы этой специфики имеются, конечно, и в проведении основных общесоветских праздников. Их, ставший привычным теперь торжественный церемониал вырабатывался^ в первую очередь в русской среде. Одни из существующих праздников являются частью не только общественного, но и семейного быта всего народа или определенной группы людей (по профессиям, по роду занятий и пр.), другие же отражают более или менее установившуюся традицию общественного быта.

К общественным праздникам, имеющим общенародное значение, относятся прежде всего революционные праздники: 7 Ноября — день Великой Октябрьской социалистической революции, 1 Мая — день Международной солидарности трудящихся, а также многие общеполитические памятные даты — День Конституции СССР (5 декабря), 8 марта — Международный женский День, день Советской армии и военно-морского флота, день рождения В. И. Ленина, день защиты детей и др. Многочисленные праздники, связанные с определенными профессиями и занятиями—день шахтера, день железнодорожника, день строителя, всесоюзный день физкультурника и т. д., отмечаются главным образом в городах и поселках. Имеется немало торжеств, носящих местный или эпизодический характер (праздники песен, юбилеи городов и отдельных населенных пунктов). Праздниками, тесно связанными с русскими традициями, являются праздник встречи Нового года, Праздник Урожая и праздник Русской зимы. Они сопровождаются особенно красочной обрядностью.

Годовщины Великой Октябрьской революции и празднование 1 Мая воспринимаются и как памятные даты важнейших революционных событий, и как смотр трудовых достижений народа, и как заслуженный отдых. Подготовка к ним начинается задолго до их наступления. На предприятиях, в учреждениях, в колхозах заранее продумывается программа проведения праздничного торжества, готовится оформление для демонстраций и праздничных вечеров, выступления художественной самодеятельности. На торжественных заседаниях подводятся итоги работы и результаты предпраздничного соревнования, вручаются премии лучшим работникам; общественность выпускает праздничный номер стенной газеты. В городах праздник начинается народной демонстрацией, за которой следуют массовые народные гулянья на площадях, на улицах, в парках, на стадионах, сопровождающиеся музыкой, песнями, танцами, эстрадными выступлениями артистов и т. п. Повышению праздничного настроения способствует украшение улиц и общественных зданий флагами, плакатами, портретами, гирляндами и& электрических лампочек и зелени. Очень эффектно выглядит иллюминация в больших городах. Орудийные салюты в честь праздника сопровождаются красочными фейерверками. Много удовольствий получают в праздниГчные дни дети, для которых в школах и в детских садах устраиваются утренники с подарками. Старшие школьники весело проводят время на школьных вечерах. В сельских местностях в проведение этих праздников обязательно входит посещение родственников, живущих в поселках районного центра или близлежащих городах, куда отправляются всей семьей. Эта традиция особенно характерна для деревень центральной Европейской части РСФСР.

Праздники, сложившиеся за годы Советской власти и прочно и органически вошедшие в жизнь народа, тесно связаны с семейным бытом. Готовясь к празднику, в семьях проводят уборку квартир и домов, закупают подарки, придумывают сюрпризы. Весьма оживленно бывает накануне праздников в магазинах: покупатели много внимания уделяют подбору закусок и вин для праздничного стола. Хозяйки ревниво соблюдают обычай печь пироги и всевозможные печенья. В деревнях центральных областей РСФСР сохраняется старый русский обычай варить квас и домашнее пиво. В эти дни почта и телеграф бывают завалены поздравительными телеграммами, письмами и открытками. На праздник собираются компании близких друзей, принимают гостей, посещают родных и знакомых. Все шире в праздничные дни распространяются туристские поездки и походы.

Большой популярностью пользуется повсюду праздник 8-го марта. В обычаях этого праздника находит свое выражение любовь, уважение и почет, которыми окружена женщина в нашей стране. Этот праздник стал днем «всесоюзных женских именин»: женщин поздравляют и на производстве, и дома; им преподносят подарки, цветы, стараются сделать что-нибудь приятное. Особенно трогательна в этот день забота детей о своих мамах.

Как к общенародным праздникам относится население города и деревни и к выборам в органы государственной власти. Торжественной частью праздника является голосование на избирательных пунктах, куда избиратели стараются прийти пораньше; после голосования на избирательных пунктах смотрят кино, концерт, молодежь танцует, поет. К обеду или к вечеру по домам собираются небольшими компаниями, чтобы «проводить праздник», или отправляются в клуб, в кино, в театр.

Ярко выраженный общественный характер носит и праздник Нового года, который отмечает каждая семья. Новогодние празднества отличаются особенно веселым, развлекательным характером. Повсюду устраиваются нарядные елки, у которых веселится не только детвора и молодежь, но и люди солидного возраста. Елку можно встретить в каждой семье, в каждом клубе и театре, на площадях, во дворах и в магазинах.

В семейном кругу, в дружеской компании, на молодежном балу, за столиком ресторана, в вагоне поезда — всюду в 12 часов поднимаются бокалы за Новый год, за здоровье, за счастье, за мир и труд, за будущее. Распространено новогоднее ряжение на балах и уличных гуляньях. Любимым персонажем при этом бывает традиционный дед-мороз. Он приносит мешок с подарками и поздравлениями, часто шуточного характера. Много подарков получают дети дома и на общественных елках.

Для русской деревни новогодний праздник — явление новое. До Октябрьской революции крестьяне не знали ни «елки», ни обычая встречать Новый год, ни веселых новогодних компаний и балов. Это имело место лишь в уездных городах и больших селах среди интеллигенции, чиновничества, купечества. В крестьянской же среде было принято отмечать святки (время от рождества до крещенья), большинство обрядов которых, носивших магический характер, приурочивалось собственно к рождеству. В настоящее время Новый год стал одним из любимейших праздников колхозного крестьянства. Из старых новогодних и святочных обрядов в некоторых русских селах и деревнях еще сохраняется обычай «колядования», или «кликанья овсеня» (например, в областях Тамбовской, Воронежской, Смоленской, Ярославской, Костромской, Вологодской, Калининской). Обычай состоит в том, что молодежь, а иногда и люди пожилого возраста, нарядившись «дедом», «бабкой», «цыганом», «барыней» и пр., традиционными для русского ряжения персонажами, обходят все дома, желая хозяевам всяческого благополучия, и поздравляют их с Новым годом. При этом поют шуточные песни, «колядки» или «овсеньки», пляшут, разыгрывают короткие шутливые сценки и требуют вознаграждения. Первоначальный аграрно-магический смысл этих обрядов давно забыт, и они всеми воспринимаются как веселые народные развлечения.

За последние годы общественность создает новое народное увеселение — праздник Русской зимы. В основу его положены некоторые традиционные масленичные обряды. В городах, больших селах или станицах, на стадионах, в парках, на площадях и на улицах проводятся спортивные соревнования (по лыжам, конькам, городкам, по хоккею и пр.) и зимние игры (в снежки, в снежную крепость), лепят снежных «баб», катаются с гор, устраиваются массовые традиционные катания на лошадях. В деревнях можно видеть знаменитые русские тройки, впряженные в расписные сани, с бубенцами под дугой, на которых катается разряженная молодежь.

В послевоенные годы, по примеру прибалтийских республик, в РСФСР стали устраиваться «праздники песен», которые бывают обычно летом в городах и районных центрах и сопровождаются смотром коллективов художественной самодеятельности и народным гуляньем. Эти праздники отличаются большой красочностью, потому что многочисленные участники эстрадных выступлений одеваются в традиционные национальные костюмы.

За последние годы в деревнях возникло много местных колхозных праздников, в организации и оформлении которых принимает самое живейшее участие районная и сельская общественность. Таковы, например, праздник весны или окончания весенних полевых работ, Праздник Урожая или завершения хозяйственного года. По характеру проведения эти праздники повсюду имеют много общего (подведение итогов работы, награждение лучших тружеников, выступление коллективов художественной самодеятельности, спортивные соревнования, массовые народные гулянья и т. п.). Летние праздники проводятся всегда на свежем воздухе. Каждый праздник в том или ином месте имеет и свои особенности, которые определяются его характером, изобретательностью устроителей, а также местными народными традициями. Например, в центральных областях Европейской России широко распространены такие весенние обычаи, как украшение помещений, где проводится праздник, ветками молодой зелени, плетение молодежью венков (север Калининской области, Вологодская обл.). Праздничное торжество часто включает в себя вынесение традиционной хлеб- соли, повязывание расшитыми полотенцами почетных гостей. Конные соревнования с казачьей джигитовкой обычно являются праздничной забавой молодежи на Кубани. Повсеместно распространены обычаи «последнего снопа», сопровождающие Праздник Урожая. Они по своему характеру перекликаются со старыми «дожинками», но иногда приобретают и новую форму, когда торжественно выносятся на сцену снопы, корзины с яблоками, початками кукурузы, кочанами капусты и т. д.

В общественной жизни русского населения старые религиозные праздники в настоящее время занимают очень небольшое место. Окончательно исчезли различные религиозные обряды и действия, требовавшие совместного участия массы верующих. Отошло в прошлое повсеместное массовое хождение людей в церковь в праздники и в воскресные дни. Празднование дат религиозного календаря не сопровождается теперь, как это было раньше, массовым гуляньем. Небольшая часть населения, в основном в деревне, отмечает лишь главные христианские праздники (рождество, крещение, пасха, троица, покров), при этом празднование проводится исключительно в семье. Празднование «престольных дней» удерживается в быту колхозного крестьянства более стойко, особенно в тех районах, где преобладающим типом сельского поселения является небольшая деревня (например, Вологодская, Владимирская, Калининская, Ивановская, Костромская область). В прошлом каждое селение имело два-три таких праздника, приходившиеся на различные времена года. Там, где эти праздники соблюдаются, никто, конечно, не вникает в их религиозное существо, и они воспринимаются как традиционное деревенское гулянье, продолжающееся два-три дня и сопровождающееся приемом многочисленных гостей из соседних деревень (гощение). Сельская общественность проводит активную борьбу с этим вредным пережитком прошлого. Внедрение новых обычаев в быт способствует отходу населения от празднования «престольных дней».

Из других старых форм общественного досуга до сих пор кое-где еще сохраняются деревенские молодежные сборища — «посиделки», «светлые вечера», «свозы» и т. п. Посиделки встречаются главным образом там, где еще мало культурных учреждений или где они недостаточно хорошо работают. С развитием культуры все эти архаические примитивные развлечения быстро исчезают из быта колхозной молодежи и ее досуг все теснее связывается с клубом, библиотекой, университетом культуры и пр.

Действительность постоянно порождает новые формы общественной деятельности, в которых проявляется потребность советского человека служить социалистическому обществу и удовлетворять возрастающие культурные запросы. Общественная жизнь города и деревни в целом развивается по одним и тем же законам. Единое содержание советского общественного быта во многом определяет и единство его форм, распространенных как у отдельных групп русского населения, так и у разных народов Советского Союза.