Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Ломка старых форм общественной жизни и формирование новых советских традиций у русских
Этнография - Народы Европейской части СССР

Общественная жизнь 20-х годов характеризовалась острой борьбой нарождающегося нового со старым. Мелкобуржуазная стихия всячески мешала развитию ростков нового советского быта. Например, кулацкие элементы, используя свое влияние на отсталые и темные слои деревенского населения, распрстраняли всевозможные нелепые слухи об активистах, порочили общественные и культурные мероприятия и открыто выступали против них.

Большое внимание в эти годы общественность города и деревни уделяла атеистической пропаганде. Борьба с религией носила острый характер, что частично определялось той открыто враждебной позицией, которую занимали церковь и духовенство в отношении к новому строю в первые годы Советской власти.

Самое активное участие в атеистической и антицерковной пропаганде и агитации принимала молодежь, вносившая во все проводимые мероприятия боевой задор и выбиравшая наиболее действенные методы борьбы. В городских и деревенских клубах, в красных уголках и избах-читальнях проводились антирелигиозные диспуты и беседы, выпускались «живые» газеты, ставились спектакли с острым сатирическим содержанием. В начале 20-х годов во время религиозных праздников организовывались антирелигиозные кампании комсомольской «пасхи» и комсомольского «рождества».

После XIII съезда партии (1924 г.), на котором стоял вопрос об антирелигиозной пропаганде, характер ее в значительной степени изменился. Атеистическая пропаганда стала более планомерной и глубокой.

Октябрьская революция способствовала бурному развитию атеистического мировоззрения,издавна подспудносуществовавшего в сознании трудового народа. Отход населения от религии начался уже в первые годы революции. У разных групп городского и сельского населения он протекал неодинаково, более интенсивно — среди городских индустриальных рабочих и бедняцких слоев деревни. В первую очередь становились атеистами бывшие солдаты, матросы, рабочие и сельские активисты, передовая молодежь (особенно мужчины), входившая в комсомол или группировавшаяся вокруг него. О росте атеизма в 20-е годы свидетельствовал отчетливо наметившийся отказ значительных кругов населения от внешней религиозной обрядности, что во многом определялось успехами культурной революции.

Как в борьбе с религией, так и в работе по оздоровлению быта в целом застрельщиком была передовая рабоче-крестьянская молодежь, коммунисты и комсомольцы, которые объявили беспощадную войну патриархальным обычаям, косным нравам, вытравляли такие антиобщественные явления, как, например, самогоноварение и хулиганство, сильно развившееся в период нэпа. Не менее энергично обрушивалась молодежь на мещанские взгляды и понятия, доходя в этом иногда до крайностей (например, получали одобрение упрощенные формы одежды, принципиально отрицались всякие украшения, ношение женщинами длинных волос и т. п.).

Преодоление косности, патриархальщины и становление советского быта труднее проходили в деревне, где в крестьянской среде, значительно сильнее чем в рабочей, проявлялись частно-собственнические интересы.

В авангарде строителей социализма находились коммунисты. С неменьшей энергией, чем за политику и хозяйство, они брались за перестройку культуры и быта. Бывали, например, случаи, когда ячейка коммунистов вся целиком вступала в культурно-просветительный кружок1 с таким же сознанием своей ответственности, как несколько ранее записывалась в вооруженный добровольческий отряд. Особенно велика заслуга коммунистов в воспитании первых советских общественников, что сказалось и в последующих периодах строительства социализма.

Общественная жизнь в период индустриализации и коллективизации. Движение за новое отношение к труду. Укрепление советских традиций

В годы индустриализации страны и колхозного строительства общественная жизнь города и деревни вступила в новый этап развития. Она сосредоточивалась главным образом вокруг вопросов повышения производительности труда, воспитания в людях новых коллективистских принципов, развертывания соцсоревнования и ударничества.

Общественная жизнь в деревне определялась глубочайшими революционными преобразованиями, которые происходили в связи с коллективизацией сельского хозяйства.

Создание колхозов сопровождалось ожесточенной классовой борьбой, в нее втягивалось все крестьянство. В ликвидации кулачества как класса большую роль сыграла бедняцко-середняцкая общественность, которая давала открытый бой своему давнему врагу, активизировавшемуся за годы нэпа.

Организация колхозов сопровождалась бурными собраниями. На этих собраниях горячо обсуждались преимущества коллективного хозяйства перед единоличным, возникали ожесточенные споры, продолжавшиеся на улицах, дома, в семье, на посиделках; нередко вспыхивали стычки на почве непримиримости классовых интересов.

В процессе коллективизации были найдены новые пути развития общественности, не только в деревне, но и в городе. В это время по инициативе партии возникло движение двадцатипятитысячников — посланцев рабочего^ класса в деревню; их выдвигали на предприятиях партийные и профсоюзные организации. Вооруженные передовой идеологией, эти люди помогали местным активистам в организации колхозов. Из города на помощь деревне (на сев или уборку урожая) по призыву партии шли и рабочие бригады — комсомольцы, студенты и молодые специалисты. Таким образом, городская общественность, организованная партией, приняла самое непосредственное участие в перестройке деревни. Шефское движение было одним из видов смычки города с деревней. Шефство над деревней или над целым районом брали отдельные заводы, фабрики или вузы. Оно выражалось в том, что рабочие или студенты выезжали на места, где налаживали общественную и культурную работу, помогали в уборке урожая и т. д. До 1939 г. эту деятельность возглавляло шефское общество, возникшее еще в 1925 г.

С организацией колхозов начала складываться колхозная демократия; различные формь* ее (общее собрание колхозников, выборность правления, контроль работы артели через ревизионную комиссию, подотчетность выборных лиц коллективу и т. д.) давали возможность всем членам артели участвовать в управлении хозяйством, что имело большое значение не только для решения хозяйственных вопросов, но и для дальнейшего развития общественной активности, для выработки принципов коллективизма в сознании колхозников. Преодоление вековых частнособственнических понятий было сложным и длительным процессом. Огромную роль в утверждении новых понятий играли МТС и совхозы, которые на практике убеждали крестьянство в преимуществах новых форм хозяйства.

Индустриализация страны отмечена многочисленными трудовыми и общественными подвигами советских людей, которые, откликаясь на призыв партии и советского правительства, одиночками и семьями, уезжали на стройки. Возглавляла это общественное движение комсомольская молодежь. Так росли гиганты Волховстроя, Кузбасса, Магнитогорска, Комсомольска- на-Амуре и т. д. Многие, закончив работу на одном объекте, переезжали на новую стройку.

Одним из характерных новых явлений общественной жизни 30-х годов было движение за высокую производительность труда, которое выразилось в соревновании и ударничестве, развившихся во всех отраслях народного хозяйства. Соревнование, руководимое партийными и профсоюзными организациями, принимало различные формы. Самым распространенным и массовым было ударничество, начавшееся еще в конце 20-х годов. С 1935 г. родилось движение новаторов и передовиков социалистического производства, известное под названием стахановского движения. В конце 30-х годов большое значение для повышения производительности труда имело движение многостаночников и рационализаторов, свидетельствовавшее о росте технической оснащенности промышленности и повышении культурно-технического уровня рабочего класса.

Досрочное выполнение пятилеток было самым популярным лозунгом того времени. Повышение производительности труда достигалось различными способами: выискивали новые формы организации работы, брали на буксир отстающих, широко применялись трудовые вахты, ударные дни, недели, декады, месяцы. Ход соревнования широко освещался в печати и по радио, он отражался также в красочных и выразительных плакатах, диаграммах, каррикатурах, в которых общественность давала оценку положительным и отрицательным фактам из жизни коллектива, пропагандировала методы новаторов и пр.

К середине 30-х годов соцсоревнование широко захватило колхозы, которые к этому времени экономически окрепли и окончательно сложились как социалистический тип крестьянского хозяйства. Колхозники боролись за высокие урожаи, женщины стремились овладеть специальностями трактористов и комбайнеров; в льноводческих районах, в частности, развернулось движение звеньев за высокие урожаи льна и т. д. Один из председателей колхоза того времени рассказывает, что приходилось уговаривать бригады не оставаться в поле до ночи. Каждая их них желала уйти последней, и правлению пришлось вынести постановление о том, чтобы одновременно кончать работу и ехать по домам.

Трудовые подвиги вселяли в людей уверенность в себе, повышали общественную значимость достигнутого, заставляли другими глазами смотреть на работу и на самих себя. Большое значение для воспитания нового отношения к труду имели слеты ударников и стахановцев, различные формы обмена опытом, награды и другие поощрения, которые получали рабочие и колхозники за работу. Передовые коллективы награждались вымпелами, переходящим красным знаменем, передовики производства получали премии и путевки в дома отдыха, санатории. Самой высокой наградой стало присвоение звания Героя Социалистического Труда, которое в 1938 г. было учреждено советским правительством *. Особенно важным все это было для женщин, большинство из которых впервые получило общественную оценку своих трудовых усилий. В активную общественную жизнь, связанную с трудовым подъемом , по существу вовлекалось все работающее население, что имело большое значение для развития духовного облика советского человека в целом.

В ходе социалистического строительства проходил интенсивный процесс роста и укрепления трудовых кадров. Это время дало целую плеяду талантливых, высокоидейных ] и преданных делу руководителей-выдвижендев. Например, за годы двух довоенных пятилеток на государственную и общественную работу только с одного московского завода «Серп и молот» было выдвинуто 300 рабочих.

В 30-е годы увеличивается число добровольческих обществ, вовлекавших в свои ряды десятки миллионов трудящихся и способствовавших развитию их политической сознательности и активной самодеятельности в различных областях общественной жизни. Широкую деятельность развернуло общество,, укреплявшее международные революционные связи трудящихся — МОПР, добровольные объединения, содействовавшие укреплению обороны страны,, развитию санитарного дела и спорта (Осоавиахим, Общество Красного креста и Красного полумесяца, спортивные общества «Спартак», «Динамо, «Труд») и др. Среди городского населения успешно работало общество «Друг детей», которое шефствовало над детскими учреждениями и оказывала немалую помощь семьям в воспитании подрастающего поколения.

В период построения социализма в связи с ростом рабочего класса сильно расширились ряды профсоюзов, которые были призваны играть большую роль в государственной, хозяйственной и общественной жизни страны.

Однако эти годы уже были отмечены нарастанием культа личности Сталина, что оказывало отрицательное влияние на всю общественную жизнь советских людей. В это время были нарушены ленинские нормы партийной и, советской жизни. Развитию инициативы и самодеятельности масс мешали администрирование, формализм и бюрократизм, боязнь нового и следование определенным установленным образцам и примерам. Все это приводило к окостенению многих форм общественной жизни.Несмотря на зажим демократических принципов, рабочие и колхозники самоотверженно боролись за построение социализма, проявляя верность партии и стойко сохраняя морально-политическое единство всего советского народа.

Новые советские общественные обычаи и традиции возникали и развивались под влиянием событий общественной, производственной и политической жизни страны (выборы в органы власти, подведение итогов соревнования, чествование героев страны и т. п.). В быту колхозного населения закрепляются новые праздники, возникшие в советской деревне еще в 20-е годы (например, праздник урожая). Получили также развитие спортивные праздники — спартакиады с физкультурным парадом и соревнованиями по различным видам спорта. В основном они проводились в городах и районных центрах. В 30-е годы получил широкое распространение детский праздник елки, приурочивавшийся к Новому году и зимним школьным каникулам. Новогодняя елка в сельской местности сначала устраивалась в школах; в домах колхозников она появилась несколько позже.

Общенародным торжеством стали важнейшие советские праздники — 7 Ноября и 1 Мая, главным моментом в которых является народная демонстрация — символ солидарности трудящихся и смотр достижений страны. Широко отмечались и в городе, и в деревне Международный женский день и День Конституции. В общественной жизни находили свое отражение и идеи интернациональной солидарности трудящихся. Горячую поддержку всего советского народа вызывала героическая борьба испанского народа с фашизмом (проводились митинги солидарности, сбор средств в пользу испанских бойцов, движение широкой общественности, направленное на заботу о детях, эвакуированных из Испании).

Достижения культурной революции. Стойкость традиций в годы Великой Отечественной войны

В 30-х годах нарастали темпы культурной революции. Идет борьба за всеобуч, вводится обязательное семилетнее образование детей, продолжается работа по ликвидации неграмотности взрослого населения, расширяется сеть учреждений культуры, газета и книга все шире и шире входят в повседневный быт широких народных масс, рабочих и колхозных семей. О размахе культурной революции говорят следующие цифры. В 1934 г., например, число учащихся в школах ликвидации неграмотности и в школах малограмотных в РСФСР превышало 4,5 млн. человек; число массовых библиотек достигло 23 831 (с 63 787 передвижками в них); число клубных учреждений по сравнению с 1928 г. резко увеличилось.

Уровень образования молодежи по сравнению с 20-ми годами заметно повысился (в среднем 5—6 классов). В деревне развитие культурной революции в начале 30-х годов несколько отставало по сравнению с городом. Деревня, испытавшая многие экономические затруднения в период становления колхозного строя, не имела еще достаточной материальной базы для развития культуры своими силами.

В повышении культурного уровня большую роль сыграло развитие профессионального обучения. Массовый характер приняло движение рабочих за овладение техническим минимумом. На промышленных предприятиях очень популярными становились школы техминимума, школы новаторов производства, различные технические курсы и кружки.

О широком охвате техническим обучением рабочих свидетельствует, например^ тот факт, что в середине 30-х годов на московском заводе «Серп и молот», который был заводом-вузом, обучалось 90% всех рабочих; малограмотные рабочие здесь превращались в квалифицированных металлургов, а грамотные получали высшее образование. Для подготовки кадров средних и высших технических специалистов из рабочих при многих промышленных предприятиях организовывались рабочие университеты, вечерние техникумы; еще с конца 20-х годов большое значение в подготовке кадров приобрели рабочие факультеты — рабфаки. Они сыграли большую роль в создании новой интеллигенции, подготовив сотни тысяч рабочих для поступления в вузы. Например, на Урале, где проблема инженерно-технических кадров стояла особенно остро, в 1929/30 учебном году в рабфаках училось 1200 человек, а в 1930/31 — 6500.

В 30-е годы было положено начало профессиональному обучению и в деревне. В колхозах возникали кружки, в которых работники животноводства и полеводства получали первые систематические знания по основам сельского хозяйства. В условиях социалистического строительства проявлялись новые возможности для развития культуры. Например, к концу 30-х годов некоторые колхозы, достигшие высокого экономического уровня, на свои средства начинали строить электростанции, радиофицировали селения, открывали клубы и т. п.

В повседневной жизни городского и сельского населения значительно повышается роль клуба и библиотеки. Если в 20-е годы еще во многих деревнях крестьяне приходили в избы-читальни и клубы главным образом на собрания, спектакли или киносеансы, бывшие тогда редкостью, а в остальное время проводили свой досуг на посиделках или дома, то теперь клуб, работа которого значительно расширилась, больше стал привлекать к себе не только молодежь, но и людей среднего возраста.

Массового развития достигает художественная самодеятельность. Многие любительские хоровые коллективы с годами превратились в профессиональные. Хоры народной песни зачастую являлись собирателями и хранителями местного народного творчества. Некоторые из этих коллективов отличались ярко выраженной индивидуальностью и получили широкую известность. Таким был, например, хор пожилых женщин под руководством А.  Лебедевой из слободы Александровской Воронежской обл., не раз показывавший свое искусство на смотрах художественной самодеятельности.

Много внимания уделялось политическому воспитанию масс и пропаганде научных знаний. Широкий размах получило издание политической и художественной литературы для массового чтения.

В условиях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. общественная и культурная жизнь даже в районах, значительно отдаленных от линии фронта, не могла оставаться такой, какой она была в мирное время. Все подчинялось требованиям войны, обеспечению нужд армии, достижению победы над врагом. Широко развернулось общественное движение помощи фронту. Заводы и колхозы давали дополнительную продукцию в фонд армии, разгоралось соревнование, заводились личные счета выработки (например, у сталеваров Урала), по инициативе рабочих практиковались сверхурочные трудовые вахты. Проводились общественные кампании по сбору денежных средств на постройку танковых колонн, самолетов, посылались индивидуальные и коллективные подарки бойцам. О размахе этого движения можно судить, например, по такому факту: только в 1942 г. из Нижнего Тагила было отправлено фронтовикам 132 тыс. продуктовых посылок и свыше 136 тыс. штук теплых вещей. Нередко общественность, выделяла своих представителей, которые отвозили подарки на фронт. Волнующие встречи работников тыла с фронтовиками отражали нерушимое единство всего советского народа.

Большим общественным делом была многообразная помощь эвакуированным из районов военных действий. Нередко эвакуированные жили в продолжении нескольких лет фактически одной семьей с местными жителями, материально и морально поддерживая друг друга.

Во время войны особенно сильно возросла роль женщин в производстве и в общественной жизни. Широкий размах приняло движение женщин за овладение мужскими профессиями. В условиях военного времени быстра росли кадры женщин — руководителей производства. Очень велика была роль женщины в сельском хозяйстве, где на ней целиком лежала вся работа, от тяжелого физического труда до обязанностей организаторов и руководителей.

В тяжелые годы войны сократилась культурно-массовая работа клубов, изб-читален, библиотек; среди некоторой части населения стало наблюдаться некоторое оживление бытовых пережитков прошлого, в том числе и тех, которые были связаны с религиозной идеологией. Это было явлением временным и ни в коей мере не означало отступления от советских традиций, успевших за годы социалистического строительства прочно войти в быт советского народа. Во время войны получила дальнейшее развитие такая характерная для советского человека черта, как дружеская солидарность, желание быть в коллективе. Общения друг с другом люди искали не только на работе, оно было необходимо им и в минуты отдыха, и в минуты душевных волнений, — вместе слушали по радио и читали в газетах сводки Совинформ- бюро, читали письма близких, приходившие с фронта, делились радостью и горем. Война, нарушившая мирное строительство, показала не только душевную стойкость советских людей и их преданность идеям социализма, но и. крепость советских общественных традиций с их коллективистической основой, незыблемость советских принципов быта. Об этом красноречиво свидетельствуют бесчисленные примеры героической деятельности партизан и участников подпольных организаций во временно оккупированных городах и селах нашей страны, легендарное мужество простых советских людей в грозные дни блокады Ленинграда, беспримерный героизм в труде и в быту десятков тысяч рабочих и колхозников, ковавших в тылу победу над врагом.