Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Развитие общественной активности и культурное строительство после Великой Октябрьской социалистической революции
Этнография - Народы Европейской части СССР

Для современного образа жизни русского, как и всего советского народа чрезвычайно характерна общественная активность трудовых масс в разных сферах производственной, общественной и культурной деятельности. В Программе КПСС записано, что в период развернутого строительства коммунизма повышается роль общественных организаций, происходит дальнейший рост творческой активности всех слоев населения страны1. Вместе с тем неуклонно развивается и такая чрезвычайно важная сторона духовных запросов людей, как стремление к непрерывному повышению своего культурного уровня, все более полному удовлетворению разнообразных культурных потребностей. В условиях развернутого строительства коммунизма значение этих факторов все более возрастает.

В результате социалистического переустройства страны, огромных хозяйственных и культурных достижений создались условия, благодаря которым уже в наши дни в общественном и культурном быту города и деревни зарождается то новое, что найдет свое полное развитие в коммунистическом обществе.

Черты нового быта формируются на основе современных обычаев, традиций, общественных институтов, форм культуры, которые в свою очередь складывались в различные периоды истории советского народа. В этом процессе использовались прогрессивные бытовые традиции и формы, выработанные народом в результате его исторического опыта и в процессе революционной борьбы трудящихся.

Общественный быт эпохи построения социализма формировался первоначально в значительной степени в условиях сохранявшихся элементов старого бытового уклада, и новые революционные формы его рождались в острой непримиримой борьбе с отжившими и отживавшими, ставшими помехой на пути прогрессивного развития.

Общественный быт периода построения коммунизма развивается непосредственно из быта социалистического, на основе его опыта и заложенных в нем коммунистических форм и принципов. Для общественной жизни исключительное значение имеет руководящая роль партии, политика которой направлена к неуклонному повышению массовой активности народа.

Развитие общественной активности и культурное строительство после Великой Октябрьской социалистической революции и до Великой Отечественной войны

Великая Октябрьская социалистическая революция, сломавшая старый социальный строй, а вместе с ним и старые общественные институты, призвала к управлению государством широкие народные массы. Основы цовой общественной жизни начали формироваться сразу же после свержения самодержавия, что выразилось прежде всего в огромной волне многочисленных митингов, собраний, демонстраций народных масс. Особенно яркой и многообразной стала общественная жизнь в городах и промышленных центрах. С 1917 г., в обстановке революционного подъема начали возникать многочисленные массовые организации, товарищества, объединения, вовлекшие в общественную деятельность миллионы трудового населения. Как в проведении самой революции, так и в последующем развитии советской демократии, в выработке соответствующих общественных форм руководящая роль принадлежала русскому народу и прежде всего его рабочему классу.

Общественная жизнь первого десятилетия Советской власти определялась важнейшими задачами республики — защитой социалистического отечества от интервенции и контрреволюции, восстановлением, а позднее перестройкой народного хозяйства.

В первые послереволюционные годы основными центрами, вокруг которых развивалась общественная жизнь в городе и в деревне, стали органы Советской власти — Советы депутатов трудящихся, руководимые партийными органами. Впервые Советы возникли еще в 1905 г. в ходе революционной борьбы народных масс. После Октября депутатами Советов стали представители рабочих, крестьян и красноармейцев, непосредственно участвовавшие в революции и пользовавшиеся доверием трудящихся. Первые депутаты не имели достаточного хозяйственного и организационного опыта, но именно им пришлось на своих плечах выносить все трудности становления Советской власти и учиться управлять государством.

Советы решали многочисленные политические, хозяйственные и культурные задачи, связанные прежде всего с наделением крестьян землей, борьбой с контрреволюцией, со спекуляцией, организацией контроля над промышленными и торговыми предприятиями, над распределением продовольствия, помощью возникающим кооперативам, товариществам, коммунам, организацией культурных учреждений (клубов, народных домов, библиотек), привлечением к обучению детей школьного возраста, ликвидацией неграмотности взрослого населения, борьбой с детской беспризорностью и многое другое.

Вокруг Советов группировались передовые силы города и деревни, на которые Советы и опирались в решении всех этих задач и в своей повседневной практической деятельности.

В деревне, в условиях ожесточенной классовой борьбы опорой Советской власти были комитеты бедноты, осуществлявшие диктатуру пролетариата.

Вокруг комбедов образовывался большой бедняцкий актив, что обеспечивало успех проведения правильной классовой политики среди крестьянства. Уже в 1917—1920 гг. при Советах возникли различные общественные организации. Деятельность многих из них была направлена на переустройство быта. Таким образом, уже в те годы зарождалось характерное для Советов как выборных массовых органов управления государством сочетание деятельности депутатов — выборных представителей трудящихся— и деятельности актива, входившего в различные общественные организации. Этот принцип в последующее время получал все большее развитие.

Особенно многогранной и напряженной была общественная жизнь рабочего класса, которому принадлежала ведущая роль в революционном переустройстве страны. Заводские коллективы выдвигали своих рабочих на многие ответственные посты в государственный аппарат, в органы по охране общественного порядка, посылали их на работу в деревню и пр. Являясь выразителями и защитниками интересов рабочих на предприятиях, фабзавкомы сразу же после свержения самодержавия развернули кипучую хозяйственную и общественную деятельность, несмотря на то, что Временное правительство в законе об учреждении этих организаций пыталось сузить их полномочия.

После Октябрьской революции на фабриках и заводах управление производством было передано в руки рабочего контроля, которому предоставлялись самые широкие права.

Совершенно новым общественным явлением, инициатором которого выступили московские рабочие, были коммунистические субботники, впервые возникшие в 1919 г. Под руководством партийных ячеек и завкомов рабочие на собраниях выносили решения о проведении субботника или «недели трудового фронта». Работали бесплатно, сверх всяких норм, задерживались на заводе на несколько часов после смены, приводили в порядок городское хозяйство и т. д. Это движение распространялось и на деревни, хотя размах его там был меньшим. Первые коммунистические субботники показали, что в массах зародилось новое сознательное отношение к труду, проникнутое чувством патриотизма и общественного долга. Не случайно, как говорят очевидцы, субботники всегда проходили в приподнято-праздничной атмосфере. В условиях хозяйственной разрухи они принесли стране огромную пользу.

Новой формой общественно-производственной жизни, впервые проявившейся в 1923 г. среди ленинградских рабочих, были производственные совещания, которые широко бытуют и в наши дни. На этих совещаниях проявлялась производственная и политическая активность рабочего класса, приобщавшегося к участию в организации производства.

Одним из важнейших направлений общественной жизни того времени было строительство и укрепление нового быта, борьба со старыми патриархальными устоями. Октябрьская революция уравняла в правах женщину с мужчиной, однако женский вопрос в первые годы Советской власти продолжал стоять в центре внимания общественности. Необходимо было бороться за привлечение женщины к деятельному участию в построении нового быта, на деле защищать ее права в обществе и в семье. Женотделы, созданные при партийных организациях в 1919 г., занимались политическим просвещением, следили за работой ликбеза, посылали женщин на различные курсы, заботились об их трудоустройстве, помогали разрешать семейные конфликты и пр. Вместе с женотделами на промышленных предприятиях работу среди женщин проводили фабзавкомы. Они привлекали работниц к работе в комиссиях по охране труда, культпросвета, заботились о повышении их производственной квалификации. Все это сыграло определенную роль в пробуждении общественных интересов женщин, в формировании кадров активисток. Такими активистками-женделегатками были передовые работницы и крестьянки, участницы конференций и делегатских собраний, проводимых женотделами. Наиболее активных женделегаток выдвигали на выборные должности в партийные исоветские органы. Многие женщины, бывшие женделегат- ками в 20-е и 30-е годы, впоследствии стали крупными партийными и советскими руководителями.

Женделегаток в деревнях по сравнению с городом было значительно меньше и до коллективизации работать им было труднее. Это чаще всего были жены активистов или молодые вдовы-солдатки.

Начало культурной революции и ее влияние на быт

Размах общественной жизни в стране стоял в прямой связи с развитием культурной революции. Мероприятия партии и правительства в области культуры, культурное строительство, начавшееся еще в первые годы гражданской воины (создание клуоов, оиолиотек, изб-читален, внедрение в быт газет, книг и т. п.), находили живой отклик и поддержку среди широких слоев трудящихся. У народа чрезвычайно ярко проявилась огромная жажда знаний, стремление к просвещению, к участию в культурной работе. Тяга к культуре побуждала людей горячо браться за устройство культурных учреждений, заниматься в ликбезе, записываться в кружки. В деревне, как и в городе, население охотно участвовало в общественных работах по оборудованию школ, клубов и пр., «чтобы скорее увидеть будущий свет знания», как часто говорилось тогда в резолюциях крестьянских собраний1. На собственные средства, собиравшиеся в порядке самообложения или отчисления из доходов кооперативов и других организаций, население открывало избы-читальни, клубы, красные чайные. В первой половине 20-х годов культурных учреждений, содержавшихся на общественные средства, было намного больше, чем тех, которые находились на государственном бюджете. Например, в 1925—1926 гг. в Калужской губ. из 462 изб-читален на общественные средства было организовано 334, а в Самарской губ.— из 318 — 249.

Типичным явлением культурной жизни 20—30-х годов было движение за ликвидацию неграмотности. Еще в 1919 г. Советское правительство издала декрет, призывавший к обучению всех неграмотных в возрасте от 8 до 50 лет. С 1923 г. работу по внешкольному образованию населения возглавило общество «Долой неграмотность». Ликвидация неграмотности проходила успешно при поддержке трудового населения города и деревни. Кружки ликбеза возникали на всех предприятиях и во всех деревнях. Так, например, на 1          октября 1921 г. в 41 губернии Европейской части РСФСР насчитывалось 25 572 пункта ликвидации безграмотности и школ грамоты для взрослых, которые охватывали более 600 тыс. человек. Главными посетителями кружков была молодежь, но охотно учились также и многие люди среднего и даже пожилого возраста, которым нелегко было найти время для занятий. Большинство учащихся составляли женщины. В 1920 г., по имеющимся сведениям, в 19 губерниях из 164 466 учащихся в системе ликбеза женщины составляли 133 077 человек. Женщины вспоминают, что учились они с большим желанием. Особенно много самоотверженного труда вложили в это дело учителя, которые были не только преподавателями, но и организаторами кружков, воспитателями их участников, проводниками всего нового. Кроме кружков ликбеза, уже в 20-х годах кое-где работали так называемые народные университеты, которые давали трудящимся, помимо начатков грамотности, основные сведения в различных областях знания.

Одним из ярких проявлений массовой общественно-культурной деятельности явились культурно-просветительные кружки. Культурно-просветительные кружки вели большую пропагандистскую и просветительную работу, часто были организаторами ликбезов, читален, «народных домов» и «домов крестьянина»2. Размах этого движения был значителен; созывались специальные съезды, на которых обсуждались общие задачи и методы работы кружков и т. п. В городах, кроме того, сразу же после революции начали возникать народные театры, быстро завоевавшие популярность у населения. Нередко театры организовывались прямо на предприятиях, в воинских частях. Основное внимание обращалось на драматическую и хоровую самодеятельность.

Сначала чаще всего ставились пьесы классического репертуара (например, «Гроза» А. Н. Островского, «Коварство и,любовь» и «Разбойники» Ф. Шиллера, «Овод» Э. Войнич, «Сорока-воровка» А. И. Герцена и др.); несколько позже появились современные драматические произведения самодеятельных и профессиональных авторов на исторические, революционно-героические и злободневные бытовые темы. Исключительной популярностью, особенно в деревне, пользовалось творчество Демьяна Бедного. Его басни инсценировались или разыгрывались как массовые игры, в которые вовлекались зрители. С успехом на самодеятельной сцене шли, например, пьесы В. Масса, посвященные актуальным вопросам.

В городах со второй половины 20-х годов выступали коллективы «Синей блузы» (типа агитбригад), а в деревнях — «Красной рубахи», которые в форме «живой газеты» по-боевому откликались на самые разнообразные современные события. Желание — у одних выступать, а у других смотреть — было так велико, что пьесы ставили не взирая ни на какие трудности. В сельской местности, например, спектакли из-за отсутствия помещения часто проходили в ригах и в сараях, при свете керосиновых ламп или даже коптилок. В 1918—1920 гг. во многих городах, на улицах и площадях, в дни революционных праздников организовывали большие массовые инсценировки с тысячами участников и десятками тысяч зрителей — так называемые массовые действа. Например,«Свержение самодержавия» (1919 г., Петроград), «К мировой коммуне» (1920г.,Петроград), «Праздник труда» (1926г., Москва). Большие уличные представления организовывались также и в сельской местности.

В 20-е годы с развитием печати вырастали многочисленные кадры рабкоров и селькоров, являвшихся проводниками нового, на производстве и в быту. Нередко их деятельность вызывала акты мести со стороны кулацких, нэпманских и других враждебных элементов. Злободневным боевым и конкретно-бытовым материалом печать того времени во многом была обязана активности местных корреспондентов. Среди сельского населения самыми популярными газетами были «Беднота» и «Крестьянская газета».

В целом о развитии культурного строительства можно судить, например, по данным 1921 г., когда в Европейской части РСФСР в системе политико-просветительных учреждений насчитывалось свыше 33 тыс. изб-читален, свыше 13 тыс. постоянных и около 6 тыс. передвижных библиотек, более 5 тыс. клубов и народных домов, свыше 6400 музыкальных и драматических кружков и т. д.

Уже в 20-е годы большое значение для проведения культурной революции в деревне имела развивавшаяся шефская помощь фабрично-заводских предприятий. Шефство осуществлялось главным образом через сельскую избу-читальню, являвшуюся основной базой всей политической и культурной работы в деревне. Руководили работой шефские комиссии, заводские парткомы.

Чрезвычайно характерным явлением общественной жизни с первых дней революции становятся митинги, в которых выражалась реакция народа на события внутренней и международной жизни. Очень популярными стали народные демонстрации, связанные с важными политическими событиями и революционными праздниками, превратившиеся в традиционные. Например, в 1923 г. по всей стране прокатилась волна митингов и демонстраций протеста против ультиматума Керзона — наглой провокации британского империализма.

В 20-е годы начинается процесс формирования советских традиций в быту; помимо установившихся праздников (1 Мая, 7 Ноября), возникали новые, складывался определенный церемониал в их проведении. В Москве 2 августа 1923 г. впервые был отпразднован день авиации, а в ноябре того же года на Всероссийской сельскохозяйственной выставке состоялся первый физкультурный парад. Многое из того, что возникло в общественной жизни в то время, получило дальнейшее развитие в последующие периоды советской истории. Другие формы, сыграв определенную историческую роль, прекратили свое существование. Например, со временем перестали проводиться антирелигиозные диспуты, «суды» над церковью и богом, похороны атрибутов старого мира (сохи, ремня и т.п.).