Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Изменение в одежде у русских после Великой Октябрьской революции
Этнография - Народы Европейской части СССР

Октябрьская революция и последующая социалисти ческая перестройка разрушили остатки патриархального быта. Коренные изменения в укладе жизни отразились и на одежде. Постепенно исчезли резкие различия в одежде, обусловленные классовыми рамками, существовавшими в царской России. После революции были уничтожены сословные отличия, а с ними — старая форменная одежда.

В настоящее время горожане — рабочие и интеллигенция — не имеют заметных различий в одежде. Исчезла резкая разница в одежде между городскими и сельскими жителями, сглаживаются и локальные различия в костюме сельского населения разных областей.

С первых дней революции советская общественность уделяла немало внимания вопросам развития костюма и его роли в социалистической культуре. В этот период ярко проявилась тенденция противопоставить костюм советских людей костюму буржуазного Запада. В одежде рабочих и трудовой интеллигенции 20-х годов сказывалось стремление к простоте и удобству. Одежда делалась предельно строгой, без лишних украшений. Дело было не только в экономических трудностях гражданской войны. Общественное мнение решительно порицало франтовство. В быт городского населения под влиянием гражданской войны вошли полувоенные костюмы — брюки галифе, френч, гимнастерка, кожаная куртка. Несколько позже в мужском костюме широкое распространение получила свободная блуза с поясом из той же материи (толстовка). Пиджачные «пары», «тройки» (с жилетом) носили реже. Наиболее распространенным головным убором стали «кепки». Женский костюм в 20-х годах состоял из платья или короткой юбки с блузой, позже носили жакет (английский костюм) . В ообще в женском туалете 20-х годов появилось много общего с мужским: кожаная куртка, кепи, короткая стрижка волос. Весьма характерен был красный платочек, повязанный концами назад, без которого трудно представить себе образ комсомолки и работницы того времени. Тогда же среди молодежи распространилась, под влиянием немецкого союза красных фронтовиков,одеждаиз ткани защитного цвета: гимнастерка с отложным воротником, подпоясанная широким кожаным ремнем с ; портупеей —^ узеньким ремешком через плечо. Юноши носили при этом узкие брюки — «бриджи», заправленные в вязаные гетры, девушки — прямые, довольно короткие юбки. Дополнялась эта одежда фуражкой защитного цвета или платком и под названием «юнг штурм» стала своего рода комсомольской формой. Другой особенностью развития одежды в городе (а частью и деревни) в послереволюционный период было обращение к русской национальной одежде и дальнейшее развитие ее лучших традиций, в частности, использование фабричного льняного полотна и кустарных тканей (цветная рединка и др.), народных узоров и элементов покроя. В течение многих лет были модными в городе платья и блузки с русской вышивкой. Изготовляются и носятся они и в настоящее время. На основе сарафана были разработаны новые виды летней одежды. Повсеместное распространение получили в конце- 20-х — начале 30-х годов сшитые из пестрой яркой ткани сарафаны с лифом. Были созданы модели платьев с использованием силуэта русского- костюма с сарафаном. Южнорусский шушпан с характерным орнаментом на подоле и рукавах послужил основой для разработки модели верхней одежды. Как в городе, так и в деревне распространилась русская мужская рубашка косоворотка из фабричного полотна с гладьевой вышивкой стоячего^ воротника, краев рукавов и подола. Как и раньше, ее цосили, а иногда носят и сейчас, навыпуск с поясом.

Значительное изменение крестьянской одежды началось еще в эпоху гражданской войны. Вернувшиеся в деревню фронтовики приносили с собой одежду военного образца: брюки-галифе, френч, «буденовку» — шлем, «чапаевку» — род папахи, некоторые части морской формы — полосатую «тельняшку», шапку — «бескозырку», брюки-клеш и т. д. Побывавшие на фронте крестьяне вернулись с новыми представлениями о быте, одежде и оказывали большое влияние на женскую часть населения. Под их влиянием женщины отказывались от рогатых кичек и других тяжелых головных уборов, понев и сарафанов и переходили к более легкой городской одежде того времени. Вместе с тем в первые годы революции, в связи с недостатком промышленных товаров в стране, в селениях многих областей возродилось исчезнувшее было домашнее прядение и ткачество. Недостаток промышленных товаров в деревне задерживал исчезновение традиционного костюма. Одежда в деревнях сплошь и рядом изготовлялась из холста, домашней шерстяной ткани, однако очень часто ее шили городского покроя; женская, например, одежда состояла из домотканой юбки и кофты. Это было временное явление, и в дальнейшем происходил все больший отход от старинной одежды и распространение фабричных тканей. В быт деревни после революции входило много новых гигиенических навыков, шире распространялось но шение нижнего и употребление постельного белья и пр.

Разница в одежде разных поколений крестьянского населения, которая всегда наблюдалась в одежде, в этот период была особенно заметной. Старшее поколение больше придерживалось традиционной одежды или городской одежды моды конца XIX в. Этому способствовало и то, что в обычае старой деревни было запасать одежду и ткани. Пожилые женщины донашивали «полсапожки» с резинкой и коты, которые привыкли бережно сохранять и надевать только в церковь по большим праздникам. У молодых появились новые виды обуви: высокие ботинки со шнуровкой, гетры и пр. Старшее поколение не одобряло короткие платья и стриженые волосы.

Значительные возрастные различия проявлялись также в мужской одежде. У пожилых преобладала косоворотка, но у молодых мужчин распространялась рубашка с отложным воротником, которую носили уже не на выпуск, а как и в городе, заправив в брюки. Наряду с пиджаком появились френч, гимнастерка и толстовка, которые бытовали в городе. Если у стариков еще кое-где сохранялся картуз, то у молодежи и людей среднего возраста кепка стала основным головным убором. Верхнюю одежду составляли прямой «пиджак» на вате, овчинная шуба, тулуп, полушубок; распространен был «сак» — короткая женская одежда, сшитая в талию, и такая же, но длинная—«дипломат» (мода конца XIX—начала XX в.).

Классовое расслоение деревни продолжало еще сказываться на одежде, ее качестве, фасоне, степени обеспеченности ею разных групп крестьянства.

С середины 30-х годов костюм горожан становится разнообразнее,в нем наблюдается отход от преобладавших до этого предельно строгих форм. В развитии одежды огромное значение имело создание с конца 30-х годов кадров художников-модельеров, а затем организация домов моделей в ряде крупных городов РСФСР. Если до того моделированием одежды занимались лишь отдельные, подчас очень талантливые художники-одиночки, то с этого времени оно стало одной из отраслей художественной промышленности страны. На развитие моделирования в последнее время влиял также широкий международный обмен творческим опытом, который установился с зарубежными странами, особенно со странами народной демократии. Художники, обращаясь к русской национальной одежде, используют принципы декоративного решения, применявшиеся в народной одежде, некоторые особенности покроя народного костюма, элементы национального орнамента.

Народный орнамент широко используется в рисунках фабричных тканей, разработанных по мотивам русской набойки, вышивки, русской народной игрушки. Часто в основу рисунка кладется орнамент других народов Союза. Обращение к творческому опыту других народов Советского Союза обогатило современную русскую одежду. Повсюду вошла в быт «украинка» — мужская рубашка с отложным воротником, украшенная вышивкой, а в последнее время — западноукраинская «гуцулка» — мужская рубашка с многоцветной нагрудной вышивкой у прямого разреза ворота, с низким стоячим воротником и завязками спереди. Носят эти рубахи также по- украински — заправленными в брюки. Переработкой традиционной украинской женской сорочки является современная «украинка» — блузка из тонкой белой ткани с пышными вышитыми рукавами, доходящими до локтя, и с собранным воротом. Широкое применение получили среднеазиатские тюбетейки, ставшие у русских мужским, женским и, в особенности, детским летним головным убором. Меховую, особенно детскую, верхнюю одежду нередко украшают орнаментом, характерным для народов Севера. Многоцветные вязаные узорные изделия — рукавицы, перчатки, жакеты, которые распространены, особенно у горожан, нередко изготовляются на основе традиционной одежды и узоров народов Прибалтики. То же можно сказать и о ярких тканых головных платочках, характерных для горожанок, а также о металлических ювелирных и янтарных украшениях Прибалтики. Заколки, выполненные в стиле старинных народных фибул, броши и ожерелья из янтаря находят широкий спрос, особенно в городах. Отдельные детали прежней традиционной одежды придают своеобразие одежде горожан, которая в целом, однако, мало чем отличается от одежды населения зарубежных стран Европы.

В 30-х, и особенно в 40-х годах, было внесено немало изменений в военную форму; введена особая форма для служащих отдельных ведомств (водников, железнодорожников, гражданской авиации и некоторых других). В 40-х годах была введена единая форма для учащихся средней школы. Еще с 20-х годов широко известен по всей стране пионерский костюм с красным галстуком, распространившийся теперь также и в странах народной демократии. У девочек он состоит из белой блузки и синей юбочки, у мальчиков — из белой сорочки и темных брюк.

Большое внимание в послереволюционный период уделялось и уделяется поныне разработке разных видов производственной одежды. Немало вы- думки и изобретательности прилагается к тому, чтобы сделать ее удобной и вместе с тем красивой. Особая одежда, приспособленная к условиям труда, создана для строителей и рабочих других специальностей,для работников городского транспорта, продавцов магазинов, для медицинских работников и т. п.

За последние десятилетия ассортимент тканей для одежды стал особенно богатым, используются разнообразные по узорам и вышивке хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, льняные ткани, а в настоящее время—ткани из синтетического волокна. Широко применяются различные отделочные материалы для одежды (тесьма, цветной шнур, бисер и мн. др.).

Сильно изменилась обувь горожан. В настоящее время в городе сапоги носят почти исключительно военнослужащие, ботинки (штиблеты) — преимущественно пожилые люди. Мужчины среднего возраста и молодежь носят в основном «полуботинки» — туфли различных фасонов, а летом — открытые сандалеты. Женщины также носят преимущественно открытую обувь — туфли и сандалеты на высоких или низких каблуках, сообразно моде и личным вкусам. Ботинки, которые делаются на теплой подкладке или на меху, сохраняются только как зимняя обувь.

Большие изменения в одежде сельского населения произошли в период победы колхозного строя. Исчезновение домашнего изготовления тканей для одежды привело к заметному сокращению районов бытования традиционной одежды. С ростом экономического благосостояния колхозников увеличивается спрос на фабричные товары— ткани, обувь, готовое платье, галантерею. Особенно заметно эти потребности проявились с 50-х годов, с укреплением экономической базы колхозного крестьянства, с переходом к денежной оплате труда процесс сближения одежды, бытующей в городе и в деревне, проходил все более интенсивно. Этому способствовало и развитие легкой промышленности в стране, увеличение сети сельских магазинов и разнообразия товаров широкого потребления. Во многих крупных селах за последние годы созданы мастерские для шитья легкого и верхнего платья, комбинаты бытового обслуживания дляшитья и ремонта обуви. Распространение городских мод усилилось с широким проникновением в село журналов, книг по домоводству, под влиянием кино и телевидения. Из города воспринимается, как правило, лишь то, что наиболее отвечает вкусам и подходит к условиям колхозной жизни. Больше городских новшеств проникает в те колхозные семьи, где есть учащиеся техникумов и вузов, живущие в городах, в семьи квалифицированных работников, механизаторов сельского хозяйства или же в семьи сельской интеллигенции.

С развитием культурных потребностей колхозного крестьянства произошли изменения в отношении населения к той одежде, которая в прошлом считалась второстепенной или совсем отсутствовала (например, белье). Более равномерно распределяется одежда между членами колхозной семьи; особенно большое внимание уделяется детской одежде. В прошлом из-за скудности и недостатков детям приходилось нередко довольствоваться обносками или одеждой с чужого плеча. Сейчас детская одежда специально шьется или покупается готовой и стала обычной для детей всех возрастов, начиная с грудного. Особенно хорошо и опрятно одевают школьников. Для них нередко шьют школьное форменное платье, особенно для девочек, хотя в деревне ношение формы учащимися не обязательно.

В отличие от прошлого нижнее белье прочно вошло в быт деревни. В первые годы после революции в деревне белье у женщин обычно состояло лишь из рубашки с короткими рукавами или без рукавов, с круглым вырезом ворота и из нижней юбки; шили его частью из домотканины, а частью из миткаля или ситца с цветочками. В настоящее время состав нижнего белья значительно пополнился, другим стало оно по покрою и качеству. Белье шьют сами из покупной ткани. Девушки нередко украшают его вышивкой и кружевами своей работы. Для последних лет характерно распространение покупного трикотажного белья, шелкового или бумажного.

Новой для деревни является разнообразная одежда и обувь спортивного типа, получившая большое распространение.

Новые производственные условия сельского хозяйства, повышение культуры труда и санитарно-гигиенических требований вызвали большие изменения в рабочей, производственной одежде крестьян. Для работы необходима теплая, но вместе с тем легкая одежда, поэтому в ней обычно преобладают короткие формы, не стесняющие движения во время работы. На работе носят фартук, куртку и штаны из толстой непромокаемой ткани, прорезиненную одежду, плащи из брезента, резиновые или керзовые сапоги и т. д. Механизаторы имеют комбинезоны, в холодное время носят костюм, стеганный на вате. Для некоторых видов работ введены халаты. Они необходимы работникам животноводческих ферм (доярки надевают белые халаты, а голову повязывают платочком).

В таких промыслах, как охота, рыболовство используется издавна выработанная, хорошо приспособленная к местным условиям одежда и обувь. Охотники в Сибири, например, надевают на промысел легкую доху — про- мышлёнку — из козульих шкур, качу тки — меховые чулки, кокольды — рукавицы из меха и т. п. Широко используются для работы мягкие сапоги —ичиги, или бродни, а также унты, пимы, сшитые из овчины или собачьей или оленьей шкуры.

По-прежнему в деревне на некоторые работы — сенокос и жатву — принято одеваться нарядной празднично. Жатвенные и покосные рубахи заменены цельным платьем из ситца. Местами (например, в некоторых селах Архангельской и Вологодской обл.) надевают хранящиеся в сундуках рубахи из кумача с пестрядинным станом и узорным подолом. Сарафан — ку- машник, который цосят в некоторых местах, при этом снимают совсем или подтыкают его края за пояс, чтобы виден был узорный подол рубашки. Эти рубахи (подолъницы) надевают также женщины-колхозницы весной в момент первого выгона скота в поле. «Молодухи», т. е. недавно вышедшие замуж, надевают в этих случаях подолы — юбки, сплошь украшенные многоцветными узорами, искусно выполненными шерстью, и отороченные по краю морхами — бахромой из разноцветного гаруса.

Современная одежда сельского населения, хотя и не так резко, как в первые годы революции, все же различается по возрастам более, чем в городах. В ней выделяется также повседневная и праздничная одежда. Различается она и по сезонам, что обусловлено климатом. Наиболее отличается зимняя верхняя одежда, которую чаще всего покупают готовой в сельских магазинах или городах. Широко распространена мужская и женская одежда прямого пиджачного покроя (на вате или из меха). Длинное пальто на вате с меховым воротником или шуба на меху составляет главным образом выходную и праздничную одежду. Для весенне-летнего или осеннего времени характерны плащи из прорезиненной ткани. Новым для деревни является верхнее платье, сшитое йз светлой ткани, что в прошлом не практиковалось.

В настоящее время русскую традиционную одежду, даже в качестве праздничной, носят в очень немногих областях РСФСР, преимущественно женщины. Традиционные виды русской верхней одежды употребляются главным образом в дорожных условиях. Для зимних переездов в деревне еще держат широкий овчинный тулуп с большим воротником, который надевают поверх шубы не подпоясывая, или одежду того же покроя, но яз сукна (халат, армяк). В Сибири и на Урале для этих же целей имеют доху, сшитую мехом наружу, из собачьих, козульих или оленьих шкур.

Мужчины, как правило, одеваются в одежду современного городского покроя. Кроме пиджака, носят гимнастерку, куртку из бумажного бархата (вельветку) на застежке «молния», трикотажные вещи: джемпера, свитера и др. Молодежь, более тесно связанная с городом, особенно быстро воспринимает новшества. Фасоны рубашек у молодежи меняются в зависимости от моды. Летом носят рубашки с короткими рукавами; характерны клетчатые ковбойки; щеголи надевают клетчатую или с ярким рисунком распашную с застежкой спереди рубашку, выпущенную поверх суженных книзу брюк, как это носят сейчас в городе. Русскую косоворотку, сшитую дома или фабричной работы, носят главным образом мужчины старшего возраста, особенно из старообрядцев. Так, например, в Забайкалье мужчины «семейских» одеваются по-городски, но на стариках можно увидеть кумачевую косоворотку «навыпуск», иногда с тканым узорным поясом, и широкополую фетровую шляпу, которая заменила старую войлочную. Обычай заправлять брюки в сапоги по-прежнему широко распространен в деревне, так как сапоги там — основная рабочая и праздничная обувь мужчин. Во многих районах молодежь из щегольства носит их с отвернутыми вниз широкими голенищами. Кроме сапог, выходную обувь в теплое время года составляют штиблеты, ботинки и туфли, особенно у учащейся молодежи.

Бритье бороды и усов стало среди сельской молодежи почти обязательным. Волосы, сравнительно коротко подстриженные, носят «на косой пробор», зачесывают назад и т. д. Наиболее распространенный головной убор мужчин — кепка; в настоящее время входят в быт деревни распространенные в городах фетррвые и соломенные мужские шляпы Носят также фуражку. Зимой, особенно на юге, носят кубанку, круглую шапку из мерлушки с расширяющимся кверху околышем и суконным дном, которая характерна для многих народов Кавказа. Повсеместным зимним головным убором является ушанка — меховая шапка с ушами.

Закономерный процесс исчезновения старого костюма и распространение новых форм одежды также значительно отражается на женской одежде. Распространенной женской одеждой повсюду являются юбка с блузкой — кофточкой или платья, покрои которых меняются. Шелковое или шерстяное платье, фабричные чулки (иногда — капрон), «модельные» туфли составляют праздничный наряд молодой девушки из колхоза. Широко распространены платья из штапельных и ситцевых тканей с набивным рисунком. Много из того, что считалось ранее предосудительным для женщины, в настоящее время не осуждается даже старухами (например, ношение длинных шаровар-штанов спортивного типа, которые колхозницы надевают на работу, или платьев с короткими рукавами и открытым Боротом). Из различных женских украшений наиболее распространены ожерелья и серьги. Стало характерным для сельской молодежи обоего пола ношение часов-браслета. Значительные различия в прическе женщин и девушек сохранились лишь в немногих районах, в этих же местах обычно сохраняется и разница в головном уборе. Девушки-подростки носят косы. Прическа молодых женщин от прически девушек, как правило, ничем не отличается. Чаще всего волосы собирают в пучок; нередко подстригают волосы и завивают соответственно моде. Применяется и электрозавивка волос. Часто ходят с непокрытой головой. Обычай обязательного для замужней женщины покрывания головы, как правило, теперь никем не соблюдается. В летнюю, особенно рабочую пору, голову накрывают легким платком, завязывая его под подбородком йли скалывая булавкой. В холодное время носят шерстяной или пуховый, вязаный теплый платок белого или серого цвета. Зимой, в морозы — большую суконную шаль, которую накидывают сверху вязаного платка, не завязывая, или же накидывая на плечи. Молодежь носит береты, но женские шляпы, какие носят в городах, до сих пор мало распространены в деревне.

Основной женской обувью являются фабричные туфли на низком каблуке, наиболее удобные в деревенских условиях, ботинки, тапочки, босоножки; сапоги носят и женщины и девушки на работу, особенно весной и осенью. Для этих же целей используются высокие резиновые ботики. Широкое распространение резиновой обуви характерно для деревни послеоктябрьского периода. Зимнюю обувь, как женскую, так и мужскую составляют сапоги, валяные из овечьей шерсти валенки (катанки) и более легкие чесанки, которые носят с галошами.

Одежда, надеваемая в особые моменты жизни семьи (на свадьбу, поминки, похороны), имеет свои особенности. На свадьбе и похоронах более, чем в других случаях, используется традиционная одежда и головные уборы. Одежде девушки-невесты в семье по-прежнему уделяется особое внимание, но в отличие от прошлого сейчас не заготовляют большого количества платья и тканей с расчетом на несколько поколений. Для невесты обычно шьют лишь несколько свадебных платьев, которые она меняет в течение свадебного празднества, продолжающегося несколько дней. Особым является головной убор невесты, который часто состоит из вуали и цветов. В некоторых селах Рязанской обл. девушки, одевающиеся по-городски до замужества и после него, на свадьбу «справляют» себе весь снаряд молодой вместе с поневой и повойником, и в дальнейшем хранят его. На севере в некоторых местах невеста надевает атласник — прямой сарафан на лямках, и жемчужный кокошник, в которых сидит за «столами»; в кокошниках сидят также многие из гостей (Архангельская обл.).

Сохраняется еще кое-где обычай, по которому старшее поколение при жизни готовит себе наряд на «умирало», т. е. на смерть, причем обычно заготовляется традиционная одежда, которая из быта давно уже исчезла.

Отдельные селения в областях РСФСР, в которых русское население продолжает носить традиционную одежду в качестве праздничной, а пожилые даже как повседневную, составляют своеобразные небольшие «островки». Они сохранились в южных областях (Воронежской, Курской, Брянской, Калужской и др.), кое-где на Севере и в Сибири.

В современной деревне с изменениями женской одежды изменился и характер украшений. На Севере, например, бытует многоцветная тамбурная вышивка, для многих других мест типична отделка одежды апликациями из полосок и кусочков ткани. Любовь к рукоделию проявляется в вязании кружев для носильного и постельного белья. Прядением овечьей шерсти и вязанием из нее занимаются многие пожилые колхозницы. Из шерсти изготовляют прочные теплые чулки, носки, варежки или перчатки, особенно необходимые в сельских условиях. В некоторых областях с большим мастерством изготовляются пуховые или шерстяные платки и шарфы. Заслуженной славой пользуются и в городах пензенские пуховые и тончайшие шерстяные оренбургские платки.

При всем сходстве одежды современной деревни с одеждой в городе, в ней немало особенностей, придающих ей своеобразный характер. Эти особенности составляют те традиционные детали, которые бытуют в разной степени в разных областях и у разных возрастных групп колхозного крестьянства; к этим особенностям относится излюбленная цветовая гамма в одежде колхозников. Любовь к определенным расцветкам, узорам, сочетаниям тонов, иногда очень смелых и ярких, иногда же более приглушенных, придают локальный колорит одежде колхозников разных областей. Особенностью является и то, что воспринятые из города формы иногда перерабатываются, изменяются по своему. Сильнейшее влияние города вместе с тем не является односторонним, так как и в городе используется то лучшее в одежде, что было создано в крестьянской среде.