Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Современное состояние промыслов у русских
Этнография - Народы Европейской части СССР

В первые годы после Октябрьской революции, в обстановке гражданской войны и хозяйственной разрухи, промыслы играли большую роль в снабжении Красной Армии обувью, сбруей, средствами передвижения, а населения — необходимыми предметами быта, простейшими машинами и т. д. Промыслы сохраняли свое значение на протяжении 20-х годов. С 1921 г. кустарям, работавшим не только в артелях, но единолично и пользовавшихся трудом членов своей семьи и в незначительных размерах наемным трудом, были установлены налоговые льготы, дано право свободно распоряжаться изделиями своего производства. Расширялись существовавшие центры кустарного производства и возникали новые.

С начала 20-х годов сильно активизировался процесс объединения кустарей в артели и промысловые союзы.

В 1922 г. был организован Всероссийский центр кустарной кооперации. Развитию промкооперации способствовало заключение договоров с ее объединениями на поставку государству разных изделий. Несмотря на трудности с сырьем и оборудованием, на конкуренцию частных предприятий, в эти годы промыслы переживали период подъема. Число крестьянских хозяйств, входивших в них на паевых артельных началах, с каждым годом возрастало. Отсутствие посредников и скупщиков делало работу в артелях несравненно более выгодной для рядового кустаря-производителя. Промысловое хозяйство развивалось в обстановке острой классовой борьбы. Некоторые кустарные заведения после революции возобновляли работу на старой социальной основе. Особенно это стало ощущаться в годы нэпа. Сложность борьбы за новые социалистические отношения в кустарной промышленности была вызвана пестротой социального состава кустарей.

Огромную роль в развитии промкооперации сыграл кооперативный план В. И. Ленина, начертавший путь развития промыслов в эпоху строительства социализма. Государство поддерживало и субсидировало промысловые артели не только потому, что они снабжали население предметами первой необходимости, но и потому, что артели способствовали формированию новых общественных отношений, нового, основанного на принципах коллективизма, мировоззрения. Резолюция XIII конференции РКП(б) «Об очередных задачах экономической политики» в 1924 г. давала направление развитию кустарных промыслов: «В отношении кустарной промышленности партия считает необходимым оказать поддержку развитию промысловой кооперации в целях противодействия росту, на основе кустарной промышленности, частного капитала и установления необходимой связи кустарной промышленности с госпромышленностью»

В связи с бурным развитием промышленности, начиная с 30-х годов, многие промыслы (прядение и ткачество, кирпичный и гвоздарный, про- мыслы по обработке продуктов животноводства и мн. др.) вливались в социалистическую промышленность, и на смену кустарной технике пришло машинное производство. Многие фабрики и заводы возникали в старых центрах промысла (например, в с. Богородском Горьковской обл.— скорняжные фабрики и кожевенные заводы; в Кимрах — обувная фабрика и т. д.).

Другие промыслы угасли или резко сократились, поскольку потребность в их изделиях исчезла (тележный и колесный, гончарный, бондарный, корзинный, туесовый и др.).

В рамках промысловой кооперации продолжали развиваться художественные промыслы, промыслы по обслуживанию населения (портняжный, сапожный, сапожно-валяльный, шляпный и др.), по изготовлению некоторых видов товаров широкого потребления, еще не вошедших полностью в ассортимент государственной промышленности (производство трикотажных изделий, ряда строительных материалов, бытовых предметов — утюгов, посуды, скобяных изделий, музыкальных инструментов), промыслы по производству простых сельскохозяйственных машин, инструментов и оборудования для промышленных предприятий. В годы Отечественной войны эти артели переключились на выпуск продукции оборонного значения. В восстановлении народного хозяйства в послевоенное время они сыграли большую роль.

К 50-м годам промысловая кооперация выполнила свои экономические и политические задачи. Артели выросли в крупные промышленные предприя- тйя, не уступающие по числу членов коллектива и объему продукции ряду государственных фабрик и заводов.

В конце 50-х годов промысловая кооперация была ликвидирована, а ее предприятия вошли в системы совнархозов, городских и сельских коммунальных хозяйств местных Советов депутатов трудящихся. Артели художественных промыслов выросли в фабрики художественных изделий. При ликвидации промысловой кооперации особое внимание к художественным промыслам выразилось в создании Государственного комитета по делам местной промышленности и художественных промыслов при Совете Министров СССР, который заботится о дальнейшем развитии традиционных народных производств.

В настоящее время из деревообрабатывающих промыслов развиваются промыслы художественной росписи и резьбы. Они сосредоточены, в основном, в исторически сложившихся районах художественной обработки дерева: Хохломе, Городце, Кирове* Загорске, Калинине, Богородске, Кудрине; появились и новые центры — Хотьково (резьба по самшиту), Бирск (обработка капокорня) и др.

Ковроделие и изготовление художественных тканей продолжают традиции дореволюционного ручного ткачества. Традиционными центрами ковроделия являются Курск и Тюмень, новыми наиболее значите л ьными—Кур г ан, П ен- за, Томск, Киров, Владимир, Тула, Калининград, Челябинск, Ставрополь. Фабрики художественного ткачества сосредоточены во Владимирской, Воронежской, Ивановской и Рязанской областях, а также в Череповце. Фабрики выпускают занавеси, покрывала, салфетки, диванные подушки, шарфы, пледы и другие изделия.

В молодом промысле художественной росписи тканей, сложившемся в 30-х годах, используются художественные традиции набойки и создаются новые по рисунку и колориту способы украшения ткани. Набоечный промысел исчез, хотя до 30-х годов он еще существовал, возродившись после Октябрьской революции.

В Вологодской, Кировской, Липецкой, Рязанской областях успешно развивается плетение кружев. Молодые кружевницы, начинающие свою работу, как и вся молодежь, посвятившая себя работе в области народного искусства, получают очень серьезную профессиональную подготовку.

Вышивальный промысел развивается в Тарусе, Городце, Михайлове, Мстере, Новгороде и других центрах. Изделия вышивальщиц разнообразны—- занавеси, накидки и покрывала, скатерти и декоративные полотенца, белье и одежда. Наряду с трудоемкой ручной вышивкой появляется и машинная вышивка, выполняемая в стиле ручной.

Основные центры художественной обработки металла по-прежнему традиционные Великий Устюг (серебряные с чернью винные сервизы, кубки, браслеты, броши, салфеточные кольца, подстаканники), Ростов Ярославский (производство брошей, пудрениц, туалетных коробочек, украшенных росписью по эмали), Красное-на-Волге Костромской обл. (ювелирные украшения — кулоны, серьги, перстни; декоративные изделия — блюда, кубки, чаши; утилитарно-декоративные изделия — сухарницы, конфетницы, хлебницы и т. п.), Москва и Подмосковье (например, с. Синьково Бронницкого района и др., славящиеся портсигарами, подстаканниками, разнообразием высокохудожественных ювелирных украшений).

Гранильное мастерство и камнерезное искусство, как и резьба по кости, развиваются как в традиционных, так и во вновь сложившихся центрах промыслов; обработка камня сохраняется в Пермской и Свердловской областях. Центром, возникшим в послереволюционное время, является «Борнуко- ва пещера» Горьковской обл. С мастерами издавна всемирно известных центров косторезного промысла — Холмогоров и Тобольска — успешно соперничают мастера новых центров резьбыпо кости: Хотькова (Московская обл.) и Кисловодска. Мастера-косторезы производят кубки, броши, кулоны, серьги, ножи для разрезания бумаги, рамки, шкатулки, скульптуру и т. п.

Промысел художественной керамики развился необычайно широко. Помимо старинных центров промысла (Гжели и Скопина), многие фабрики занимаются изготовлением художественно-оформленных бытовых предметов и декоративной керамики, широко вошедшей в современный интерьер.

Пр оизв одств о л акир ов ан- ных изделий из папье-маше с росписью развивается не только в Федоскине, но и в новых центрах — Палехе, Мстере и Холуе, т. е. в районах распространения в дореволюционное время иконописного промысла.

В отличие от кустарных промыслов прошлого, игравших такую большую роль в народном хозяйстве, современные художественные промыслы занимают скромное место в экономике страны. Но роль изделии художественных промыслов в быту людей социалистической эпохи неизмеримо возросла. «Художественное начало еще более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека», — записано в Программе КПСС о роли искусства в повседневной жизни человека1.

Художественные промыслы, выросшие на почве народного мастерства, хранящие традиции национальной культуры, вносят свой вклад в дело воспитания эстетических представлений строителей коммунизма, которые создают самую передовую общечеловеческую культуру.