Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Семейный быт и духовная культура славян
Этнография - Народы Европейской части СССР

В области семейного быта восточных славян период сложения и развития древнерусской народности характеризовался отмиранием рода и усилением моногамной семьи. Многие родовые обычаи отошли в прошлое. Русская Правда ограничивала кровную месть кругом только ближайших родственников (родители, дети, братья, племянйики), причем уже заметно стремление заменить ее денежным штрафов. На первый план выступает большая семья, в которую входят родители и'их взрослые дети с потомством. Имущество крестьянской семьи находилось, по-видимому, в распоряжении отца, после смерти которого делилось между сыновьями. Дочери не имели права наследования, но, выходя замуж, они приносили в семью будущего мужа приданое.

В то же время складывается и укрепляется феодальный род, экономической основой которого было владение землей и крепостными.

В отличие от смердов у феодалов женщины также имели право наследовать имущество, а одна женщина — княгиня Ольга — даже была долгое время правительницей государства. Семья у феодалов уже в начале развития феодальных отношений была малой, чему способствовал обычай ранних браков и выделения новым семьям владений, хотя бы и зависимых от старейших членов рода.

В общественной жизни восточных славян большую роль играла территориальная община. В деревне это были мир и вервь, о которых говорилось выше, в городах — улица, конец. Однако роль собрания общины — веча в большинстве княжеств отступала на второй план перед феодальной дружиной, управителями-тиунами и т. п. Это наблюдалось уже во второй половине XI в. В тех же областях, где, как в Новгороде и Пскове, сложилась не феодальная монархия, а феодальная республика, вече сохранилось, но фактическая власть была в руках крупнейших феодальных фамилий.

В Древнерусском государстве создавалась своя яркая и самобытная культура. Немалую роль здесь сыграла распространившаяся еще в X в. азбука (кириллица). К XI—XII вв. относятся древнейшие памятники русской литературы, среди которых особое место занимали публицистические произведения: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, знаменитое автобиографическое Поучение Владимира Мономаха,описания путешествий (Хождение игумена Даниила), памфлеты (Моление Даниила Заточника), наконец, жития святых. Наиболее ярким произведением этого периода, пронизанным высокими патриотическими идеями, было Слово о полку Игореве — героическая песнь о походе на половцев Игоря Святославича в конце XII в. К тому же периоду относятся первые исторические произведения — летописи, которые велись во многих крупных феодальных центрах Древней Руси. До нас дошли и великолепные образцы устного народного творчества — былины.

народыСохранившиеся древние здания и материалы археологических раскопок говорят о высоком развитии деревянного и каменного зодчества. Здания, построенные из дерева, отличались богатством архитектурных форм, в особенности сложностью силуэтов домов, увенчивавшихся множеством затейливых кровель и куполов; каменные здания, преимущественно церкви* возводили сначала по византийским образцам из кирпича, но и они имели ряд самобытных древнерусских черт. В конце XII — начале XIII        в. во Владимиро-Суздальском княжестве был создан новый архитектурный стиль. Стройные здания из белого камня украшались богатой резьбой, изображавшей иногда целые сцены. В этом стиле строились #е только церкви. Известен княжеский дворец, построенный из белого камня великим князем Владимирским Андреем в его резиденции Боголюбове.

Древнерусская живопись известна как по остаткам росписи монументальных сооружений, так и по иконам и рисункам в древних рукописях. В XII в. с усилением влияния церкви живопись приобретает несколько условный характер. Наряду с этим ярче выступают местные черты, свойственные развивающимся феодальным центрам, создаются местные художественные школы. Что же касается монументальной скульптуры, то до введения христианства она была весьма развита. Многочисленные изображения божеств обычно представляли собой статуи, иногда весьма сложные по композиции. Принятие христианства привело к почти полному исчезновению этого вида искусства. Культовые здания украшались мозаикой, росписью, иногда барельефами, но не статуями (в отличие от римско-католи- ческих церквей, где ставилось множество скульптур).

Древнерусская культура получила в дальнейшем развитие в культурах русского, украинского и белорусского народов.

XII—XIII вв. исследователи выделяют как особый этап в развитии древнерусской народности, на котором создаются предпосылки для ее дробления и формирования в дальнейшем русской, украинской и белорусской народностей1.

В области экономики быстрыми темпами шло развитие на новой феодальной основе земледелия, отделение ремесла от сельского хозяйства, развитие торговли, рост ремесленных и торговых городов. Городская жизнь во всех своих проявлениях способствовала созданию устойчивых общностей в области производства, быта и культуры. В этом направлении город оказывал свое влияние на деревню, создавая и развивая местный рынок. Изделия городских ремесленников находили сбыт обычно в радиусе 150—200 км вокруг города, а некоторые из них распространялись и по всей Руси. Однако феодальные отношения препятствовали дальнейшему развитию обмена, образованию единого внутреннего рынка, необходимого для общности экономической жизни (что является одним из непременных условий образования нации).

Развитие феодальных отношений привело в XII—XIII вв. к политическому обособлению крупных русских областей, к феодальной раздробленности Древнерусского государства. Фактически самостоятельными государствами, лишь номинально признававшими главенство великих князей, были Владимирское, Галицко-Волынское, Киевское, Черниговское, Рязанское, и другие княжества, Новгородская земля. Вражда князей, феодальные войны, обострение классовых противоречий привели к общему ослаблению Руси. За совместными походами против половцев и других кочевников, отрезывавших от Древнерусского государства южные степи, следовали ожесточенные феодальные распри между русскими князьями,- в которых враждующие стороны нередко привлекали тех же половцев, торков, берендеев, венгров (угров) и поляков (ляхов).

Объединительные тенденции, свойственные широким народным массам, особенно сильно отразились в древнерусской литературе и фольклоре. Однако попытки политического объединения, предпринимавшиеся наиболее дальновидными феодалами, имели лишь кратковременный успех.

Разорение Руси татаро-монголами в XIII в., которым разрозненные княжества не смогли дать отпора, привело к дальнейшему ослаблению связей между русскими землями. Уничтожение ряда городов, запустение целых областей, увод в плен населения, переселение значительных масс крестьян и горожан из наиболее подверженных набегам татар земель в другие "земли, падение уровня развития ремесел, нарушение торговых связей, тяжелое татарское иго — таковы были последствия монгольского завоевания. Но и разоренная татарами страна сумела все же отстоять свое существование в борьбе с восточными и западными врагами. С середины XIII в. исторические судьбы восточнославянских земель были различны. Большая их часть попала на два с лишним столетия под тяжелое татарское иго. Западными юго-западные земли — Галицко-Волынская, Турово-Пинская, Киевская, Полоцкая, а позднее также Смоленская и часть Черниговской оторвались от этого ядра и вскоре стали зависимыми от Литовского, Польского и частично Венгерского государств. Различные исторические судьбы восточных славян, их экономическая и культурная разобщенность привели в дальнейшем к созданию трех родственных восточн9Славянских народов — русского, украинского и белорусского, которые лишь в XVII—XVIII вв. воссоединились в одном государстве.