Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Исторические судьбы народов европейской части СССР
Этнография - Народы Европейской части СССР

Исторические судьбы народов Европейской части СССР складывались с древнейших времен в условиях постоянных взаимосвязей и взаимных влияний. Народы Европейской равнины были также связаны со своими соседями за пределами этой территории — с народами Центральной и Северной Европы, Зауралья, Средней Азии, Кавказа.

Общность исторических судеб отразилась в процессах, которые привели к развитию племен, к объединению разрозненных областей в единое государство, образованию национальностей и консолидации наций.

С первых веков н. э. все большую роль в этнической истории Восточной Европы начинают играть славяне (венеды). Расселяясь на обширных пространствах от Карпат до Балтийского моря и от Эльбы до среднего Поднепровья, они находились в тесном общении с родственными им летто-литов- цами на северо-западе; на юго-западе и юге — с фракийцами и населением южнорусских степей, оставшимся после отступления скифов-кочевников в Крым; на востоке и севере — с тюрко- и финноязычными племенами Поволжья, Приуралья и Севера. Среди венедов различали склавинов (на северо-западе) и антов (на юго-востоке).

Славянская культура и взаимосвязи славян с другими народами Восточной Европы, возникновение у славян классового общества, образование и развитие славянских государств оказали решающее влияние на этническую историю Европейской части СССР.

На юго-западе Восточной Европы лежала в первые века н. э. своеобразная историко-этнографическая область, где на границе римской провинции Дакии жили, по-видимому, различные в этническом отношении племена — геты, даки, славяне, скифы, отчасти сарматы, а с III в. н. э.— и готы. До настоящего времени трудно определить этническую принадлежность памятников, относящихся к так называемой Черняховской культуре, так как все упомянутые племена, очевидно, смешивались между собой и к тому же находились под сильным влиянием римской культуры. Большинству из них было известно плужное земледелие. Черняховская культура характеризуется так называемыми полями погребений — бескурган- ными могильниками.

К северу и северо-западу от этой области, в бассейнах верхнего Днепра, Немана и Даугавы, жили в первых веках н. э. балтийские племена. Среди восточнобалтийских племен выделялись литва (аукштайты), летьгола (лат- галы), ятвяги (судавы) и голядь (галинды); из западнобалтийских — жмудь (жемайты), корсь (курши) и пруссы. Промежуточное положение между восточными и западными балтийцами занимала зимегола (земгалы).

К северу от этих племенных групп, у берегов Рижского и Финского заливов, жили прибалто-финские племена — ливы и эсты (чудь). Северо- восточная группа эстов (водь), обитавшая у берегов Чудского озера, в . середине I тысячелетия нашей эры выделилась особо. К прибалто-фин- ским племенам принадлежали также сумь и емь на территории современной Финляндии, корела (с ее южным ответвлением ижорой) и весь (вепсы), жившие между Ладожским, Онежским и Белым озерами. Северными соседями их была лопь (лопари), распространявшиеся в то время на юг гораздо дальше, чем в наши дни. К востоку от веси, в бассейне Северной Двины (древнерусском Заволочье), жила чудь заволоцкая, по языку и культуре, вероятно, близкая к веси. В бассейне Вычегды заволоцкая чудь, по-видимому, соприкасалась с северными группами пермских финнов — предками коми-зырян, которые в IV—V вв. н. э. переселялись из бассейна верхней Камы. Русские летописи называют население, образовавшееся там в результате смешения этих племен, пермью, а некоторым западноевропейским источникам и скандинавским сагам, вероятно, эта область была известна под именем Биармии. К той же пермской группе относились жившие южнее и восточнее предки коми-пермяков (в верховьях Камы) и удмуртов (вотяков, по позднейшим русским источникам). Пермские финны были, несомненно, потомками племен, оставивших памятники ананьинской и пьяноборской культур. Крайний северо-восток Европы (низовья Печоры) был в то время заселен печорой, которая, по мнению многих исследователей, представляла собой потомков палеоазиатов, ассимилированных самоядью (ненцами), продвинувшейся сюда из-за Урала в конце I — начале II тысячелетия н. э. К югу и востоку от Печоры на обоих склонах Урала в I тысячелетии н. э. обитала югра (угры) — предки современных хантов и манси, которых более поздние русские источники называли остяками и вогулами. Южные группы тех же угров, предки современных мадьяр, или венгров, жившие уже в лесостепной и степной полосе между реками Камой и Уралом, впоследствии вместе с волной преимущественно тюркоязычных кочевников проникли далеко на Запад вплоть до Дуная.

Среднее Поволжье, а частично и восточные районы Волго-Окского междуречья были в то время населены другими угро-финскими племенами, потомками племен Городецкой и, может быть, дьяковской культур. К их числу относятсямеря,черемиса (марийцы) и мордва (с несколькими этническими подразделениями — эрзя, мокша, а также исчезнувшие мурома и, возможно, мещера).

В крушении рабовладельческих государств на юге Восточной Европы немалую роль сыграли племена, нахлынувшие с северо-запада и главным образом с востока, из Азии. Завоеватели подчиняли местное население и образовывали политические объединения, достигавшие иногда большого могущества, но, как правило, лишь на сравнительно короткий срок — королевство готов (царство Германариха, II—IV вв.), держава гуннов (IV— V вв.), аварский каганат (VI в.). Это были чрезвычайно пестрые в этническом отношении союзы племен, которые включали, помимо пришельцев, готов, гуннов, аваров и т. п., а также алан, сарматов,'славян. Проникая в пределы Западной и Восточной Римской империй, они зачастую там и оседали. Так, в VII в. прошли через Причерноморье тюркоязычные болгары, которые осели на Балканском полуострове и были там настолько ассимилированы славянами, что совершенно утратили свой язык.

Другая группа болгарских племен в VII—VIII вв. продвинулась из Приазовья и Прикубанья на северо-восток и образовала на Средней Волге и нижней Каме крупное государство — Волжскую Булгарию с городами Булгаром, Биляром, Суваром и др., просуществовавшее несколько столетий и оказавшее огромное влияние на развитие народов Поволжья. В состав Булгарского царства входили местные финноязычные племена, частично племена восточнославянские и проникшие в Поволжье с юга ираноязычные аланы. В начале своего существования Волжская Булгария зависеда от другого тюркского государства — Хазарского каганата, объединявшего кочевые и подчинившего оседлые племена Северного Кавказау Приазовья и Донских степей.

Объединения славянских племен в крупные союзы известны с VI в. (скла- вины и анты). Позднее, в IX в., наиболее значительную роль играл союз племен, возглавляемый полянами, или русью. Центрами его были Родня, потом Киев. Другой важный племенной союз возглавлялся, по-видимому, словенами. Центром его, вероятно, была сначала Старая Ладога, а в X в. стал Новгород на Волхове. Вероятно, эти крупнейшие центры Древней Руси знали в IX в. арабские писатели, называвшие их Куявия и Славия. О местонахождении и этнической принадлежности третьего также упоминаемого ими центра — Артании—в науке до сих пор ведутся споры. Славянские княжества с самого начала своего существования и позднее включали как славянские, так и неславянские племенные группы. Так, в Новгородское княжество вошли не только славянские союзы племен — словене и кривичи, но также чудь, водь, весь, ижора, корела, лопь, частично емь и летьгола; в Полоцком княжестве были не только славяне-кривичи и дреговичи, но и литва, ятвяги и голядь. Под властью киевских князей находились поляне, древляне, радимичи, вятичи, северяне, дреговичи, уличи, тиверцы, волыняне и белые хорваты и ятвяги. В Рязанском княжестве были кривичи и вятичи и южные группы мордвы, включая мурому и мещеру, и т. д.

Объединение в IX в. Киева и Новгорода под властью киевских князей привело к образованию феодального Древнерусского государства, прости^ равшегося (в X в.) от южных берегов Ладожского и Онежского озер до среднего течения Днепра и от Чудского озера до верховьев Волги,а на запа де и юго-западе—до Карпат, Прута и низовьев Дуная. Вне этой сплошной территории находились принадлежавшие также к Древнерусскому государству Тмутараканское княжество (на Таманском и Керченском полуостровах) и Саркел (Белая Вежа) в среднем течении Дона.

Соседями Древнерусского государства были на востоке Волжская Бул- гария, на юго-востоке — Хазарский каганат, на юго-западе — Болгарское царство, на западе — Венгрия и Польша. Хазарский каганат пал в середине X в. под ударами Киева, с одной стороны, и кочевников-печенегов— с другой. В середине XI в. место печенегов на юге заняли нахлынувшие из Азии кочевники — кипчаки, или половцы, как их называли на Руси, надолго отрезавшие восточных славян от Черного моря.

На западе волна славянской колонизации проникла на среднее течение Западной Двины и западный берег Чудского озера, вплоть до Юрьева (Тарту). На севере новгородцы в XI—XIII вв. достигли южного побережья Студеного (Белого) моря, на северо-востоке — бассейнов рек Юга и Сухоны, ассимилировав значительную часть веси и чудь заволоцкую. В дальнейшем они продвинулись еще дальше и достигли южного побережья Кольского полуострова (Терский берег), бассейнов Пинеги, Мезени, Вычегды и Печоры, где вступили в непосредственный контакт с пермью, печорой, югрой и самоядью. Славянская колонизация Поволжья, где славяне сталкивались с мордвой, издавна шла как с северо-запада, откуда переселялись кривичи, так и с юго-запада, откуда двигались вятичи. В Древнерусском государстве с развитием феодальных отношений и сложением древнерусской народности племенные связи заменялись связями территориальными.

Дальнейшее развитие феодальных отношений привело к усилению обособленности земель Древнерусского государства, к созданию предпосылок для образования в древнерусской народности трех восточнославянских народностей — русской, украинской и белорусской, которые в дальнейшем, в течение нескольких столетий развивались как близко родственные, в тесном контакте с соседними народами. Распад Древнерусского государства был ускорен нашествием из Азии новой волны кочевников — татаро-монгол. Это нашествие 1236—1242 гг., самым неблагоприятным образом отразившееся на социально-экономическом и культурном развитии всех народов Восточной Европы, имело существенное значение для их этнической истории. Славянские земли в северном Причерноморье, в нижнем, а отчасти и в среднем Поднепровье в значительной степени запустели. Древнерусская народность сыграла в этот тяжелый для нее период выдающуюся роль в истории Европы, заслонив ее от нашествия монголо-татар. В пределы Центральной Европы они вторглись значительно ослабленными, что послужило причиной их поражения в Чехии. В результате татарского завоевания на Среднем и Нижнем Поволжье, в Причерноморских степях и в Крыму образовалось несколько татарских феодальных государств с полукочевым скотоводческим, а кое-где и с оседлым земледельческим населением (Золотая Орда, а с ее распадом — ханства Крымское, Казанское, Астраханское и др.). Татары повсюду смешались с остатками прежних поселенцев, восприняв в ряде случаев их культуру. Впоследствии, в XV—XVIII вв., эти ханства были присоединены к Русскому государству.

Часть земель на крайнем юго-западе (Галиция, частично Волынь) в XIV в. была захвачена Польшей. Небольшая группа восточных славян в Закарпатье еще в XI—XII вв. попала под гнет венгерских феодалов.

У балтийских и финских племен Прибалтики под влиянием Древнерусского государства с XII в. стали складываться феодальные отношения и создавались предпосылки для образования литовской, латышской и эстонской народностей. Однако в начале XIII в. этот процесс был прерван вторжением немецких «крестоносцев», захвативших земли прусов, уничтоживших потом это племя почти полностью, западных литовцев (жемайтов), куршей, земгалов, латгалов и южных эстов (северная Эстония в то же время была захвачена датчанами). К северу от Литвы Ливонский орден с XIII в. огнем и мечом расширял захваченные им земли. Вторгнувшиеся также в Прибалтику датские феодалы, оказавшись не в силах справиться с сопротивлением населения, уступили Ордену занятые ими земли эстонских крестьян. Еще севернее, в области расселения финнов-суми (финнов-суоми), еми (тавастов) и карел, такую же захватническую роль играли шведские феодалы. Движение немцев и шведов на восток было приостановлено русскими, нанесшими в 1240—1242 гг. сокрушительные удары агрессорам.

В бассейне Немана, Вилии и Западного Буга литовские племена создали свое феодальное государство значительно позже славян, к середине XIII в. Это государство не было однородным по своему этническому составу. К началу XIV в. литовские феодалы захватили ряд западных древнерусских земель.

К началу XV в. в состав Литовского государства вошли жемайты, что способствовало сложенйю литовской народности. Под давлением польских феодалов, в условиях возрастающей угрозы немецкой агрессии и внутренних феодальных распрей литовские князья пошли в 1385 г. на унию с Польшей. Однако литовская и польская народности продолжали существовать обособленно. Языковую и культурную самобытность сохраняло в Польско-Литовском государстве также восточнославянское население, испытавшее жестокий гнет со стороны польских феодалов, постоянные вплоть до XVIII в. грабительские нападения крымских ханов и агрессию Османской Турции. Этот гнет ощущали и сами литовцы, попавшие после унии также в подчиненное положение.

Шведы к XV—XVI вв. укрепились в Финляндии и западной Карелии, а в начале XVII в.в результате интервенции в Русское государство захватили все берега Финского залива. В Прибалтике Швеция после Ливонской войны и распада Ливонского ордена в середине XVI в. делила власть в Эстонии и Латвии с Польшей.

Таким образом, после распада Древнерусского государства, народы, населявшие его западные части, и народы Прибалтики вплоть до XVIII в. испытывали агрессию более сильных западных соседей (немецких, польских, шведских, датских феодалов); на юге и юго-западе украинская народность вела постоянную борьбу с крымскими татарами и турками.

Оборона против постоянных нашествий с востока тюркских и иных полу кочевых народов для народов Восточноевропейской равнины была возможна только при условии создания сильного централизованного государства. Такое централизованное феодальное государство сложилось в XIV—XV вв. вокруг Москвы. С самого своего образования оно развивалось как многонациональное. С присоединением Новгородской и Псковской земель (XV—

XVI  вв.) в это государство, объединившее основную часть развивавшейся русской народности, вошли коми-зыряне, а также некоторые группы восточных эстонцев (сету),водь, ижора, карелы и лопари. В XV в. и в особенности в XVI в., когда русскими не только было свергнуто татарское иго, но и покорены татарские государства Поволжья, мордовское, марийское, удмуртское, чувашское, башкирское и татарское население Поволжья и Прикамья также было включено в состав Русского государства.

Расширение территории Русского государства в XV—XVII вв. было сложным и многообразным процессом, в котором следует различать явления политического характера, стимулировавшиеся захватническими устремлениями русских феодалов, и общность исторических судеб народов, определявшуюся целым рядом конкретных национальных, экономических и других обстоятельств.

По мере социально-экономического развития и укрепления государства, после длительных войн были воссоединены с основной частью русских земель западные земли, захваченные ранее польскими и литовскими феодалами. Испытывавшие одновременно национальный, экономический и религиозный гнет украинский и белорусский народы постоянно тяготели к Русскому государству; в результате в 1654 г. основная часть украинского народа добилась воссоединения с Россией. На северо-востоке, востоке и юго-востоке (Поволжье,Приуралье,Сибирь) присоединение к России обитавших там неславянских народов ускорялось переселениями туда значительного числа русских.В южные степи охотно переселялисьне только русские, но и украинские и белорусские крестьяне, посадские и мелкие служилые люди. Эти переселения в значительной степени объяснялись стремлением широких народных масс избавиться от усиливавшегося феодального гнета. В XVI в. заселялись также низовья Днепра и Дона, где, в частности,в результате смешения различных этических элементов создалось казачество, проникавшее также на Северный Кавказ. Позднее казаки появились и на Яике.

К первой половине XVII в. относится переселение (после временной уступки Швеции части русских земель у берегов Финского залива) значительной группы карел в верховья Волги, где они образовали особую этнографическую группу тверских карел, позднее частично смешавшуюся с русскими. К началу XVII в. относится первое появление в степях Нижнего Поволжья калмыков, которые окончательно вошли в состав Русского государства в середине этого столетия.

Народы, входившие в состав Русского государства, находились на разных ступенях общественного развития. У тех из них, которые к моменту присоединения достигли уровня классового общества, феодальная верхушка довольно быстро сливалась с русским дворянством.Что же касается эксплуатируемых масс покоренных народов, то на их плечи лег двойной гнет — феодальный и национальный. У народов и племен, находившихся еще на стадии доклассового общества (например, ханты, манси и некоторые другие народы Сибири), опорой царского правительства становилась родоплеменная верхушка. В дальнейшем все эти народы поддерживали восстания русских крестьян, в частности, во время крестьянских войн XVII—XVIII вв. (Болотникова, Разина, Пугачева), а зачастую восставали и сами, в то время как феодальная и родоплеменная верхушка обычно верно служила царскому правительству.

Долгое соседство, общность территории и устанавливавшейся экономической жизни приводили к тому, что вошедшие в состав Русского государства нерусские народы воспринимали ряд важнейших черт культуры русского народа и сами передавали элементы своей культуры поселившимся в их краях русским. Так,например, в северо-западных областях (бывшие Новгородская, Псковскдя и Тверская земли) финноязычные народы (ижора, чудь, весь и корела) уже в XVI—XVII вв. выработали ряд общих черт с русскими в разных областях материальной культуры и быта (жилище, одежда, орнамент и т. п.), а некоторые из них (водь, ижора, весь) впоследствии восприняли русский язык. С другой стороны, русские, украинские и белорусские крестьяне, а также казаки, проживавшие в окружении иноязычного населения, воспринимали некоторые особенности его материальной культуры и быта и отчасти смешивались с ним.

XVII век явился, как известно, важным рубежом в развитии Русского государства. Производительные силы достигли в этот период того уровня, при котором стало возможным постепенное слияние множества мелких местных рынков в единый всероссийский рынок. Это было обусловлено процессом разделения труда как внутри отдельных отраслей производства, так и между различными территориями страны и, что особенно важно для этнической истории, ослаблением обособленности населявших страну племен и народов.

На рубеже XVII и XVIII вв. Россия стала сильнейшим государством Восточной Европы. В результате Северной войны (1700—1721) в состав Российской империи вошли на северо-западе земли, населенные карелами, ижорцами, водью, эстонцами, латышами. Присоединение к России способствовало более быстрому экономическому развитию народов Прибалтики. Немецкие и шведские феодалы все же удержали под властью царской России свои позиции, а эстонское и латышское крестьянство осталось на положении эксплуатируемого класса. Города Прибалтики, в которых сохранилось преобладание немецкого бюргерского населения, носи л и своеобразный характер.

К концу XVIII в. территория Российской империи еще более выросла. Она охватила всю южную Прибалтику до границ Восточной Пруссии, западную часть Восточной Европы до Немана, Западного Буга и Днестра, весь юг с Крымским полуостровом, часть Северного Кавказа, значительную часть Казахстана. Таким образом, многонациональное государство стало еще более сложным по своему национальному составу. В него вошли на западе территории, населенные литовцами,поляками,частично Левобережная Украина и Белоруссия, а на юго-востоке — народы Кавказа. Часть восточнославянских народов (белорусов и украинцев) в результате разделов Польши оказалась в составе Австрии и Пруссии. Закарпатская Украина, как указывалось, еще в начале средних веков подпала под власть Венгрии.

В первой половине XIX в. к Российской империи были присоединены Финляндия, ряд областей Польши (вместе с Варшавой), Бессарабия и некоторые районы в устье Дуная с их сложным этническим составом (молдаване, украинцы, болгары, гагаузы, цыгане и др.), Дагестан, народы Закавказья. Объективно включение этих народов в XVIII—XIX вв. в состав сильной России означало избавление их от иногда даже прямого физического уничтожения (например, казахов, грузин, армян). Но политика царского правительства по отношению ко всем этим народам, не исключая и восточных и западных славян — украинцев, белорусов, поляков,— носила эксплуататорский и руссификаторский характер. Царизм попирал основные права народов даже тогда, когда они формально имели свою конституцию (Финляндия, Польша). Царская Россия превратилась в тюрьму народов; угнетенные народы неоднократно пытались защитить свои права и поднимали восстания. Нарастало недовольство широких масс русского населения. Национально-освободительное движение угнетенных народов нередко смыкалось с классовой борьбой.

Разложение феодальных отношений, зарождение и развитие в различных областях экономической жизни страны элементов капитализма уси лило неравномерность развития входивших в Российскую империю племен и народов. Если одни из них (например, народы Севера) оставались еще на уровне разложения родового строя, то другие (русские, украинцы, белорусы, поляки, финны, эстонцы, латыши, литовцы, татары Поволжья) находились уже на пути перерастания народности в нацию «...Создание этих национальных связей,— писал В. И. Ленин,— было не чем иным, как созданием связей буржуазных»1.

Дальнейшее этническое развитие народов России характеризовалось их интенсивным сближением, стиранием многих локальных перегородок и местных различий. Именно в этот период постепенно ассимилируются как многие этнические группы внутри наиболее крупных народов, так и некоторые мелкие народы.

В сближении народов особенно большую роль сыграло развитие промышленности и рост городов. На фабриках и в городах представители различных народов оказывались втянутыми в постоянное тесное общение между собой, благодаря чему все быстрее утрачивали некоторые черты своей национальной культуры.

Отход крестьян разных национальностей на заработки в города и промышленные районы усиливал влияние городской культуры даже на глухие деревни и также создавал предпосылки к ликвидации национальной обособленности. Сохранявшиеся крепостнические пережитки зачастую затрудняли отход. Но распространение фабричной промышленности в сельские районы являлось действенным средством усиления в деревне буржуазных связей. «Мужика не пускают на фабрику,— писал позже В. И. Ленин,— фабрика идет к мужику»1.

Буржуазия охотно пользовалась в своих интересах темнотой, забитостью народа и неравноправным положением национальностей в царской России. Период капитализма наложил поэтому весьма своеобразный отпечаток на процесс этнического развития народов России. Способствуя, с одной стороны, сближению народов, он, с другой стороны, обострял национальную рознь и усиливал национализм.

Таким образом, середина XIX в. явилась важным этапом в экономическом, социальном и политическом развитии России. Феодальные отношения уже изжили себя и стали тормозом в развитии общества. Военному краху (Крымская война) сопутствовал экономический кризис. В стране назрела революционная ситуация. Чтобы крестьяне сами не освободили себя «снизу», правительство (по выражению самого царя Александра II) предпочло освободить их «сверху». В 1861 г. в России была проведена так называемая «крестьянская реформа», а затем в течение 13 лет еще ряд буржуазных реформ — земская, городская, военная, судебная и др. Грабительский характер крестьянской реформы многократно подчеркивался революционе- рами-демократами. Достаточно сказать, что 22,5 млн. помещичьих крестьян, которые «освобождались» в результате реформы, получили наделы земли в среднем меньше тех, которыми пользовались под властью помещиков. Лучшие земли, «отрезанные» от крестьянских наделов в пользу помещиков, составляли до двух пятых всех крестьянских земель.

Так был определен дальнейший путь развития социальных отношений в деревне, когда сохранялись помещичьи латифундии и существовало лично свободное, но нищее крестьянство, экономически целиком зависящее от помещиков и все более разорявшееся. Ускорился процесс пролетаризации беднейшего крестьянства, составлявшего огромные резервы рабочей силы для развивающейся промышленности.

Проводимая в 1906—1910 гг. столыпинская реформа, согласно которой крестьянам разрешался выход из общины, фактически усилила расслоение крестьянства и развитие сельского хозяйства по прусскому пути. Усилился поток переселенцев — малоземельных крестьян (в основном, русских, украинцев и белорусов, а также народов Поволжья) — в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию.

Развитие капитализма приводило, как уже сказано, к все более интенсивной ломке старого уклада, созданию классового единства представителей различных национальностей как трудящихся, так и эксплуататорских классов. В то же время оно способствовало национальному развитию населявших страну народов, консолидации наций, подъему национально-освободительных движений. Наряду с усилившимся обменом лучшими достижениями национальной культуры, с выработкой сходного образа жизни у тех или иных социальных слоев разных национальностей (при усилении бытовых различий между этими слоями) по-прежнему сохранялись некоторые специфически национальные формы культуры и быта.

После отмены крепостного права пролетариат и буржуазия в России окончательно оформились как классы. Особенностью российской буржуазии всех национальностей было то, что она зависела от царизма и иностранного капитала. Пролетариат России был в то время одним из самых молодых в мире; чрезвычайно тяжелые условия труда, низкий уровень заработной платы, высокая концентрация производства способствовали тому, что российский пролетариат рано вступил на путь революционной борьбы. В этой борьбе выковывался союз рабочего класса с крестьянством; в ее развитии существенную роль играла разночинная революционно-демократическая интеллигенция.

На смену дворянским революционерам-декабристам пришли революционеры-демократы, а в конце XIX — начале XX в. во главе революционного движения становится пролетариат, создавший свою марксистскую партию. Гегемония пролетариата в революционном движении складывалась по мере его консолидации как передового класса вместе с увеличением его роли в жизни страны в целом.

Ведущим в этом процессе, в силу самих условий исторического развития страны, являлся русский пролетариат. Утверждение капиталистических отношений в различных областях страны сопровождалось, как правило, образованием значительных групп русских рабочих, составлявших на новых местах то ядро, вокруг которого вырастали молодые кадры местных рабочих разных национальностей. Так, русский пролетариат сыграл значительную роль в развитии пролетариата украинского, белорусского, татарского и т. д. В Прибалтике, где развитие капитализма было более ранним, сложились большие группы латышского и эстонского пролетариата. В западных частях страны формировался польский, еврейский, литовский, латышский и эстонский рабочий класс, который выступал в революционной борьбе рука об руку с русскими рабочими.

Для революционного движения характерно развитие интернационализма, стремление сплотить революционные силы рабочих и крестьян. Рабочий класс в своем подавляющем большинстве осознавал необходимость борьбы за общее дело всех трудящихся независимо от их национальности. Национально-освободительная борьба развертывалась на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Литве, Латвии,Эстонии,отчасти и у народов Поволжья и Прикамья, Идеологическим выражением национальной борьбы в известной мере стало «культурное возрождение» — стремление к развитию литературы на родном языке, к созданию национального искусства, к изучению быта своего народа и его прошлого. Передовая марксистская мысль всегда боролась против косных, отсталых обрядов, обычаев, привычек и хозяйственных приемов, которые нередко культивировала и старалась сохранить национальная и русская буржуазия. В. И. Ленин отмечал, что в культуре каждого народа есть две культуры — прогрессивная и реакционная, и не надо смешивать, например, русскую культуру, характеризуемую именами Чернышевского и Плеханова, с культурой Пуришкевичей и Струве1. Эти же направления в национальной культуре были четко выражены на Украине, в Прибалтике, Польше, у многих народов с резко выраженной социальной дифференциацией.

Правительство царской России всячески разжигало национальную рознь между населяющими страну народами, стремясь помешать установлению классового единства трудящихся. Оно усилило «руссификацию» страны, насильственно насаждая православие и русский язык, искусственно задерживая развитие национальных культур и в то же время поддерживая реакционные элементы, мешавшие развитию и сближению национальностей.

Царизм всеми средствами пытался подавить нарастающее революционное движение. В конце 80-х — начале 90-х годов XIX в. правительство провело ряд мероприятий, направленных на ликвидацию буржуазных реформ 60-х годов и получивших впоследствии название контрреформ. Вдохновителем этой политики был отъявленный реакционер К. П. Победоносцев, стремившийся подавить все прогрессивное в любой области жизни.

«В те годы дальние, глухие,

В сердцах царили сон и мгла:

Победоносцев над Россией Простер совиные крыла,

И не было ни дня, ни ночи,

А только — тень огромных крыл»

писал впоследствии А. Блок1, передавая очень точно то впечатление, которое политика царизма производила на прогрессивную интеллигенцию.

Царское правительство окончательно разоблачило свою подлинную сущность, расстреляв мирную манифестацию петербургских рабочих 9 января 1905 г., в результате чего рассеялись последние остатки «наивного монархизма» народных масс. Еще раньше, в 1904 г., ввязавшись благодаря авантюрной внешней политике на Дальнем Востоке в войну с Японией, правительство рассчитывало, что «маленькая победоносная война» поднимет его престиж в международных кругах и внутри страны. Но война была проиграна и показала всему миру гнилость царского режима. Стачки рабочих, крестьянские выступления, волнения в армии и на флоте слились в огромную волну первой буржуазно-демократической революции, кульминационным пунктом которой стало Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в Москве. В ходе революционных событий во многих городах страны создавались Советы рабочих депутатов. Борьба русского рабочего класса и крестьянства захватила рабочий класс и крестьянство других национальностей. Особенно значительными были революционные выступления в Прибалтике, Польше, на Украине, в Закавказье. Но революционная борьба еще не слилась с национальным освободительным движением, еще не упрочился сою?* рабочего класса с крестьянством. Армия, состоявшая преимущественно из крестьян, в целом осталась верной царскому правительству, что позволило ему потопить в крови вооруженные восстания. Буржуазии царское правительство сделало ряд уступок и тем окончательно переманило ее в лагерь контрреволюции.

Империалистическая война 1914 г. еще раз показала разложение буржуазно-помещичьего строя. Проводившаяся большевиками огромная революционная работа подготовила народные массы к новым революционным боям, и вслед за второй буржуазно-демократической революцией, в феврале 1917 г. свергнувшей самодержавие, последовала Великая Октябрьская социалистическая революция в октябре 1917 г.

Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая новую эру в истории человечества, определила новые пути национального развития народов бывшей царской России. В борьбе с контрреволюционными силами России и международным капиталом сложилось первое социалистическое государство — Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, сплотившая вокруг себя другие социалистические республики в Союз Советских Социалистических Республик (декабрь 1922 г.). Основу государства положили Российская Федеративная, Украинская, Белорусская и Закавказская Федеративная Социалистические республики. Позднее, в 1925 г., в него вошли Узбекская и Туркменская республики. Впервые в истории человечества возникло многонациональное государство, основанное на принципе добровольности, равноправия и суверенитета каждого народа. Исходя из марксистско-ленинских принципов разрешения национального вопроса, Коммунистическая партия и Советское правительство проводили в жизнь принцип равноправия и братского сотрудничества наций. Буквально в первые дни установления Советской власти была обнародована Декларация прав народов России, провозглашавшая право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Вскоре после опубликования этой Декларации правительство молодой Российской республики признало право на независимость Финляндии. В результате гражданской войны и иностранной военной интервенции, кроме Финляндии, на территории бывшей Европейской России образовались буржуазные государства — Эстония, Латвия и Литва, буржуазно-помещичья Польша,захватившая значительные части Западной Белоруссии и Западной Украины. Была оккупирована боярской Румынией Бессарабия.

В составе РСФСР в первые же годы был образован ряд автономных советских социалистических республик, автономных областей и национальных округов. Находившиеся ранее в колониальных условиях прежде отсталые народы получили все возможности для социально-экономического и культурного развития. В дальнейшем большинство автономных областей было преобразовано в автономные республики, а некоторые автономные республики выросли в союзные. Это отражало успехи социалистического строительства у народов Европейской части СССР, их быструю национальную консолидацию.

Социалистическая революция резко изменила положение основных классов страны — рабочих и крестьян. Крестьянство получило в свои руки землю, а рабочие из пролетариев превратились в фактических владельцев основной массы промышленных предприятий. Совершенно исчезли сметенные революцией эксплуататорские классы старой России — помещики и крупная буржуазия. Мелкая буржуазия — кулачество и торговцы — в первые годы революции были только подавлены, но не уничтожены окончательно. В 20-х годах в советском хозяйстве существовали следующие уклады: патриархальное крестьянское хозяйство, мелкое товарное производство (крестьяне-середняки и некооперированные кустари), частнокапиталистический сектор (кулаки, владельцы мелких предприятий, торговцы), государственный капитализм (в основном — концессии, взятые иностранными капиталистами и находившиеся под контролем советского государства), и, наконец, социалистический уклад — национализированные крупные промышленные предприятия и первые кооперативные объединения в городе и в деревне. Социалистический уклад уже в то время являлся ведущим, но борьба социалистических и капиталистических элементов в экономике страны протекала очень остро. Твердая политика Коммунистической партии обеспечивала перевес социалистического сектора.

Основы социалистической экономики, заложенные с первых шагов Советской власти, значительно укрепились в период восстановления народного хозяйства.

Еще в 1919 г. VIII съезд партии наметил величественную программу преобразования страны на социалистических основах. Окруженная со всех сторон врагами Советская Россия начала разрабатывать план электрификации—ГОЭЛРО. «Коммунизм,— говорил В. И. Ленин,—есть Советская власть плюс электрификация всей страны...»

К 1926 г. закончился период восстановления народного хозяйства» В главнейших отраслях промышленности довоенный уровень был достигнут, а в ряде отраслей и превзойден. Начался новый период развития экономики страны — индустриализация, в процессе которой перевес в развитии тяжелой промышленности обеспечивал, в конечном итоге, подъем всех отраслей народного хозяйства и потребления. Пятилетние планы (выполнявшиеся по основным показателям в более короткие сроки) обеспечили успешное развитие нашей страны, превращение ее из аграрной в индустриальную.

Социалистическое развитие страны обусловливало необходимость коренной перестройки сельского хозяйства. Все больше выявлялось несоответствие в развитии мелкого крестьянского хозяйства и социалистической промышленности. Единственным правильным решением была социалистическая перестройка сельского хозяйства на кооперативных началах, его коллективизация. XV съезд партии в конце 1927 г. определил курс развития нашей страны на сплошную коллективизацию. Коллективные хозяйства — сельскохозяйственные артели — создавались в обстановке острой классовой борьбы. Кулачество оказывало отчаянное сопротивление коллективизации, искусственно создавая продовольственные затруднения, не останавливаясь перед вредительством, поджогами и террористическими актами. Главной силой, на которую опиралось колхозное движение, являлась беднота, выступавшая в союзе с середняками против кулачества, которое было в результате коллективизации ликвидировано как класс. Рабочий класс и его партия оказывали огромную поддержку крестьянству. В 1929 г. были созданы машинно-тракторные станции (МТС), обеспечившие коллективным хозяйствам прочную техническую базу. В деревню для руководящей политической и организационной работы были направлены десятки тысяч лучших представителей рабочего класса. Партия и правительство исправляли левацкие ошибки, допускавшиеся при проведении коллективизации, защищали права колхозников и их интересы. В 1933 г. при МТС были созданы политотделы, игравшие важнейшую политическую роль в жизни колхозной деревни. Коллективизация в основном завершилась во второй пятилетке. В 1935 г. колхозы объединяли 93% всех крестьянских дворов и обрабатывали более 99% всей посевной площади.

Победа коллективизации и успешный рост промышленности обеспечили построение фундамента социализма, что нашло свое отражение в новой конституции СССР, принятой в 1936 г. VIII съездом Советов.

В социалистическом государстве интенсивно протекал процесс преобразования и развития (на базе ранее сложившихся наций) наций социалистических, наций нового типа, отличающихся отсутствием антагонистических классов, наличием социалистической системы хозяйства, дружественными отношениями между собой, особенностями своего духовного облика.

Процесс преобразования наций периода капитализма в нации социалистические происходил постепенно, по мере развертывания строительства социалистического общества, в обстановке острейшей борьбы с врагами социалистической революции, с капиталистическими элементами города и деревни, с буржуазными националистами разных мастей. Преобразование наций в социалистические стало возможным в ходе социалистического строительства, в результате неуклонного проведения ленинской национальной политики Коммунистической партии, которая обеспечила не только политическое равноправие всех наций,но и ликвидацию их экономического и культурного неравенства, унаследованного от старого самодержавного режима.

В отличие от наций периода капитализма, господствующей силой в которых являлись эксплуататорские классы, руководящую роль в жизни социалистических наций играет рабочий класс, который уже в условиях капитализма стал передовой частью народа. Направляющей силой во всех сферах жизни советского общества является Коммунистическая партия, которая из партии рабочего класса превратилась в партию всех трудящихся Советского Союза. Политика социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства сыграла важнейшую роль в коренном преобразовании экономических основ наций,что привело в свою очередьк преобразованию их классового состава. Социалистические нации состоят из дружественных классов — рабочих и крестьян—и вышедшей из народных масс новой интеллигенции. Поэтому одним из главных отличий социалистических наций является социально-политическое и идейное единство всего народа, имеющего одну и ту же цель—построение коммунизма. Важной чертой социалистических наций Советского Союза является постепенное стирание резких различий между трудящимися города и деревни, уничтожение последних остатков национализма и шовинизма. Процесс образования социалистических наций характеризуется тесным взаимодействием различных наций, оживленным обменом лучшими достижениями национальной культуры, расцветом материальной и духовной культуры, национальной по форме и социалистической по содержанию. Ведущую роль в этом процессе играла русская социалистическая нация, много способствовавшая образованию других социалистических наций, одни из которых (украинцы, белорусы, татары и др.) уже давно сложились как нации, другие (молдаване, карелы, удмурты, мари, чуваши, коми, башкиры, многие народы Средней Азии и Сибири) — прежде более отсталые в экономическом и культурном отношении и находившиеся на разных стадиях общественного развития (от родового строя до феодализма) — сплотились в нации только в советское время. Советское государство содействовало образованию социалистических наций, развивая промышленность и культурные учреждения окраин большими темпами, чем в центре, уделяя особое внимание образованию на местах рабочего класса, колхозного крестьянства, национальной интеллигенции, ведя ожесточенную борьбу против пережитков старого в экономике и культуре этих народов.

Образование социалистических наций отразилось на структуре социалистического государства. Выраставшие нации получали государственную организацию и автономию. По конституции 1936 г. в Советский Союз входило 11 союзных республик — Российская Федеративная, Украинская, Белорусская, Грузинская, Армянская, Азербайджанская, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Киргизская и Казахская. В 1939 г. с Украинской и Белорусской ССР воссоединились Западная Украина (Галиция и Западная Волынь) и Западная Белоруссия. В 1940 г. в состав УССР вошла Буковина; в состав СССР были приняты Литовская, Латвийская и Эстонская Советские республики; тогда же были образованы из автономных республик Карело-Финская и Молдавская союзные республики.

Жизненность и сила Советского многонационального государства особенно ярко проявились во время Великой Отечественной войны (1941 —1945 гг.). Советское государство в течение нескольких лет по существу одно вело тяжелую борьбу с вооруженными до зубов немецко-фашистскими захватчиками, сумело не только выгнать их со своей территории и освободить народы Украины, Белоруссии, Прибалтики, но и уничтожить захватчиков в самом их логове. В ходе войны, когда фашистские войска были уже далеко отброшены от границ нашей страны, советские социалистические нации и Советское государство оказали огромное влияние на за рубежные народы. Ряд стран стал на путь строительства социализма, а для трудящихся всех других стран мира развитие Советского государства служит вдохновляющим примером и руководством в революционной и национально-освободительной борьбе за светлое будущее.

По окончании войны были установлены новые границы между СССР и народно-демократической Польшей, причем произошел обмен населением, в результате которого значительное число украинцев, белорусов и литовцев переселилось в пределы своих советских республик. Чехословацкая республика передала СССР Закарпатскую Украину. Таким образом, впервые в истории, именно в условиях Советской власти, осуществилась вековая мечта украинского и белорусского народов о национальном воссоединении в рамках единых социалистических государств, крупнейших после РСФСР союзных республик, играющих важную роль в хозяйстве Советского Союза и занимающих почетное место в международной жизни.

После окончания войны в состав РСФСР вошла Калининградская область. В этом крае поселилось преимущественно русское население, создавшее заново села и города, разоренные войной. На севере к РСФСР отошла от Финляндии область Петсамо (Печенга), издавна заселявшаяся старым русским населением — поморами.

В республиках Прибалтики и западных областях Украины и Белоруссии в 1949 г. завершилось социалистическое преобразование всего народного хозяйства, была завершена коллективизация. Литовская, латышская и эстонская нации стали на путь социалистического развития.

Культ личности Сталина нанес в ряде случаев огромный ущерб развитию советской национальной политики. Во время войны и в послевоенный период значительные массы людей, и даже целые народы, например карачаевцы, балкарцы, чеченцы, ингуши, калмыки, подвергались необоснованным репрессиям, лишались национальной и государственной автономии, переселялись в отдаленные места страны. Эти ошибки были в дальнейшем исправлены Коммунистической партией.

Национальное строительство продолжало развиваться в соответствии с изменениями народонаселения. В 1954 г. Крым был передан из РСФСР в Украинскую ССР. Карело-Финская ССР была в 1956 г. преобразована в Карельскую автономную республику в составе РСФСР.

Победа социалистического строя обусловила коренные преобразования в области культуры, способствовала складыванию общих черт в духовном облике советских людей разных национальностей. Она создала самые благоприятные условия для наиболее свободного и полного проявления творческих дарований народа. Она знаменовала собой глубочайший переворот не только в общественно-политических условиях, но и в умах людей, в их духовной жизни. В СССР произошла грандиозная по своим масштабам культурная революция. Советская гуманистическая культура представляет собой качественно новую, высшую ступень в истории мировой культуры.

Развитие советской культуры происходит в условиях непримиримой борьбы против пережитков всякого национализма и шовинизма, против тенденций к национальной ограниченности, к идеализации прошлого и затушевыванию социальных противоречий в истории, против вредных обычаев и нравов, мешающих социалистическому строительству. Новая, социалистическая культура СССР является подлинно общенародной, она служит интересам народа, утверждает наиболее передовые идеалы современности.

Созданная в результате Октябрьской революции новая, социалистическая культура СССР развивается в национальных формах. Сохраняя лучшие национальные традиции, формировавшиеся на протяжении столетий, трудящиеся нашей страны создали новые культурные традиции. Каждая национальная культура воспринимает достижения других братских культур и, в особенности, богатой культуры русского народа. В то же время русская культура впитывает в себя духовные сокровища других советских народов. Проникнутая великими идеями дружбы народов, советская многонациональная культура является общим достоянием всех народов СССР.

Советская власть уже с первых дней своего существования начала активную борьбу не только за ликвидацию классового неравенства, но и за ликвидацию неравенства между мужчиной и женщиной. У всех народов СССР женщине были предоставлены равные права с мужчиной во всех областях деятельности — производственной, общественной, культурной, в семейном быту.

Большое значение имела и имеет последовательная борьба партии за утверждение атеистического мировоззрения масс. Церковь, являвшаяся оплотом мракобесия и реакции, была отделена от государства, школа — отделена от церкви.

Еще в 1919 г. был издан декрет о ликвидации неграмотности среди взрослых. За два с небольшим года после этого, в условиях гражданской войны и разрухи грамоте обучились пять млн. человек. Для борьбы с неграмотностью была образована Всероссийская Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности при Народном комиссариате по просвещению, а также в 1923 г. добровольное общество «Долой неграмотность». К борьбе с неграмотностью были привлечены все культурные силы города и деревни. Если в 1897 г. в царской России грамотные люди составляли немногим более одной четверти населения, то в 1926 г. грамотных было уже более половины (56,6%), в 1939 г.— почти девять десятых (89,1%), а в 1959 г. неграмотных оставалось всего 1,5% (главным образом из старшего поколения). Так, за короткий срок неграмотная Россия превратилась в страну сплошной грамотности.

У ряда народов, не имевших своей письменности, она была создана на основе русского или латинизированного алфавита. На такие алфавиты перешли и народы, у которых до революции существовала письменность, неприспособленная к их живому языку и сильно затруднявшая овладение грамотой (например, арабская). В 1930 г. в СССР было введено всеобщее обязательное обучение; непрерывно растет число учащихся в средних специальных и высших учебных заведениях. Коммунистическая партия и Советское правительство приняли ряд мер к тому, чтобы создать новую советскую интеллигенцию, сделать высшее образование достоянием трудящихся. Это обеспечивалось расширением сети высших и средних специальных учебных заведений, устройством специальных рабочих факультетов для подготовки в вузы и т. п. К 1939 г. 1177 тыс. человек получили высшее образование (из них 956 тыс. горожан и 221 тыс. сельских жителей). Это было в четыре с лишним раза больше, чем в царской России к 1913 г. В 1959 г. в СССР было уже 3778 тыс. человек с высшим образованием — в 3,2 раза больше, чем в 1939 г.1

Представленные советским строем широкие возможности национального и государственного развития народов не только не повели к обособлению их друг от друга, что предрекали некоторые «теоретики» национального вопроса, но, напротив, способствовали интенсивному сближению народов Советского Союза. Огромную роль здесь сыграл настойчиво и последовательно проводившийся партией и правительством принцип строгой добровольности всех политических и культурных мероприятий, направленных на сближение народов. Так, насильственное насаждение царским правительством русского языка привело в свое время к тому, что борьба против его обязательного применения была одним из основных элементов национального движения. Советское правительство обеспечило всем народам реальную возможность пользоваться родным языком во всех областях жизни, в том числе в литературе, школе, суде, государственном аппарате. Это привело ке только к расцвету национальных культур и росту национальной интеллигенции, но и к тому, что чрезвычайно возросла роль самого русского языка как средства общения между народами Советского Союза. На этом языке стали говорить неизмеримо больше. При переписи 1959 г. 124,1 млн. человек назвали своим родным языком русский. Это значит, что каждый девятый гражданин СССР нерусской национальности считает русский язык своим родным языком.

После исторического XX съезда партии народы Советского Союза, решительно преодолевая последствия культа личности Сталина, вступили в новый период своего развития. XXI внеочередной съезд КПСС утвердил семилетний план развития народного хозяйства (1959—1965 гг.), предусматривающий переход к развернутому строительству коммунизма во всех областях экономики и культуры. XXII съезд, до конца разоблачив остатки антипартийных групп, принял новую Программу партии — Коммунистический манифест нашего времени, наметивший конкретные пути развития Советского государства на базе всенародной социалистической демократии, построения в основном на протяжении ближайших 20 лет коммунистического общества и обеспечения самого высокого жизненного уровня по сравнению с любой капиталистической страной.

В настоящее время в Советском Союзе неуклонно повышается реальная заработная плата рабочих и служащих,рабочий день сократился до 7—6 часов,принят новый закон о повышении пенсионной обеспеченности трудящихся,расширяется и улучшается сеть бесплатного медицинского обслуживания, предприятий бытового обслуживания,выплачиваются пособия многодетным и одиноким матерям. Огромный размах получило бесплатное обучение во всех звеньях, включая высшую школу, производится выплата стипендий всем нуждающимся, созданы благоприятные условия для вечернего и заочного обучения. С каждым годом растет число домов отдыха, санаториев, пансионатов, туристских баз, обеспечивающих потребности широких народных масс, растет с каждым годом сеть общественного питания, огромный разках получило жилищное строительство. Убедительным показателем подъема благосостояния и улучшения жизненного уровня трудящихся является резкое снижение смертности и увеличение средней продолжительности жизни в Советском Союзе по сравнению с дореволюционным временем.

Важнейшей задачей культурных преобразований является воспитание нового советского человека — строителя коммунизма,— моральный кодекс которого включает такие нравственные принципы, как советский патриотизм, интернационализм, коллективизм, преданность делу коммунизма, добросовестный труд на благо общества, подлинный гуманизм, непримиримость к тунеядству, стяжательству.

В наше время на основе создания новых очагов промышленности, освоения целинных земель, новых средств связи чрезвычайно усилился процесс сближения народов Советского Союза. Этому много способствует и увеличившаяся вследствие указанных выше причин подвижность населения. В наши дни люди самых различных национальностей работают на одних и тех же стройках, промышленных предприятиях, в совхозах, колхозах, учатся в одних и тех же учебных заведениях. Сильно возросло число смешанных по национальности браков. Повышение благосостояния трудящихся обусловливает стирание различий в образе жизни как между национальностями, так и между людьми различных групп населения — промышленных и сельскохозяйственных рабочих, колхозников, интеллигенции.

Год от года больше становится таких семей, в которых можно увидеть не только представителей различных наций, но и представителей различных социальных групп советского общества.

Неуклонная демократизация всего общественного строя, усиление прав республик во всех областях национального строительства обеспечивает полное гармоническое развитие экономики и культуры всех социалистических наций. Неуклонно развивается братская взаимопомощь и дружба народов Советского Союза. Одной из форм содружества наций в деле строительства коммунизма является, например, создание укрупненных экономических районов, в некоторых случаях объединяющих две или несколько национальных республик или областей.

В области культуры, как уже говорилось, чрезвычайно расширился обмен лучшими достижениями всех народов нашей страны. Декады национального искусства и литературы, кинофестивали, художественные выставки, переводы всех видов классической и современной литературы на языки народов СССР, постановка пьес и кинофильмов являются ярким выражением этого процесса. «Придавая решающее значение развитию социалистического содержания культур народов СССР, партия будет содействовать их дальнейшему взаимообогащеиию и сближению, укреплению их интернациональной основы и тем самым формированию будущей единой общечеловеческой культуры коммунистического общества»,— гласит Программа партии1.

Значительно более сложным является, как отмечено в этом же историческом документе, процесс стирания языковых различий между народа ми. В этом процессе особую роль играет межнациональный язык, которым в условиях нашей страны стал русский язык. Во всех республиках неуклонно возрастает число людей, свободно владеющих русским языком; для многих он стал вторым языком общения наряду с родным. На русском языке многие советские люди разных национальностей воспринимают лучшие достижения не только русской, но и мировой культуры. «Исторический опыт развития социалистических наций показывает,— говорится в Программе партии,— что национальные формы не окостеневают, а видоизменяются, совершенствуются и сближаются между собой, освобождаясь от всего устарелого, противоречащего новым условиям жизни»2. В процессе всестороннего социально-экономического и культурного сближения социалистических наций складывается новая историческая общность — советский народ, сплоченный единым марксистско-ленинским мировоззрением, общими чертами морали, культуры и быта, общей великой задачей построения коммунистического общества.