Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Евреи Израиля. Борьба за демократию
Этнография - Народы Передней Азии

Сразу же после образования государства Израиль правительство разрешило неограниченную иммиграцию евреев из других стран. Более того, Всемирная сионистская организация создала вербовочные пункты во многих странах и развернула широкую пропаганду, обещая иммигрантам все^ возможные блага. В Израиль устремились евреи из многих капиталистических стран.

В результате иммиграции и отчасти естественного прироста население Израиля с мая 1948 г. до конца 1954 г. возросло более чем в два раза и составило 1719 тыс. человек; из них 1526 тыс. (около 89%) евреи, остальные главным образом арабы7.

Так называемые «новые иммигранты» (лица, въехавшие в страну после образования государства Израиль) оказались в тяжелых условиях: многие из них по сей день не имеют ни работы, ни постоянных жилищ. Это приостановило поток иммиграции и даже вызвало частичную эмиграцию из Израиля. В 1951/52 г. въехало и поселилось в Израиле 134 тыс. «новых иммигрантов», а в 1952/53 г.— лишь 17 тыс.

До первой мировой войны переселенцы в Палестину прибывали главным образом из Австро-Венгрии, западных областей царской России, восточной части Германии. В период английского мандата основные контингенты иммигрантов шли из Германии, Австрии, Чехословакии, Польши, Румынии и прибалтийских буржуазных республик. После образования* государства Израиль сюда направились уцелевшие от фашистских погромов евреи, которые после поражения гитлеровской Германии оказались в «лагерях для перемещенных лиц». В Израиль переселилось также большое число евреев (более 300 тыс.) из азиатских (преимущественно арабских) стран, а также из Северной Африки.

К 1952 г. граждане Израиля, родившиеся,за границей, распределялись по своему происхождению следующим образом: из стран Европы — 62,7 %, из азиатских стран — 27,3%, из Африки — 9,4%, из Америки и Океании — 0,6%1.

Таким образом, в настоящее время основную массу еврейского населения Израиля составляют выходцы из Европы.

Население распределено по территории Израиля крайне неравномерно. Наиболее густое население (более тысячи человек на 1 км2) сосредоточено на побережье Средиземного моря. Это плодородная область с крупными городами Тель-Авив — Яффа и Хайфа. Значительно меньше плотность населения во внутренней части Израиля, представляющей собой плато, на востоке круто обрывающееся к долине р. Иордан и впадине Мертвого моря.

Совсем незначительна плотность населения на юге страны, в пустынной области Негев, где на территории в 12,6 тыс. км2 живет около 100 тыс, человек (включая арабских кочевников).

Основные занятия и положение народных масс

Основные занятия евреев Израиля — сельское хозяйство и работа на промышленных предприятиях. До второй мировой войны еврейское население занималось главным образом разведением цитрусовых на вывоз. Культура цитрусовых (апельсинов, грейпфрутов, лимонов) и в настоящее время является важной отраслью сельского хозяйства; цитрусовые составляют крупную статью экспорта. Однако теперь все большее значение приобретает производство зерновых, бобовых, картофеля, овощей, оливок, а также молочных и мясных продуктов. Хотя продукция сельского хозяйства за последнее время и возросла, она удовлетворяет лишь небольшую часть потребности страны в продовольствии и сырье; значительное количество пищевых продуктов и сельскохозяйственного сырья ввозится из-за границы.

Большая часть земель в Израиле принадлежит крупным колонизационным трестам, в которых широко представлен американский и английский капитал. Наиболее крупный колонизационный трест — «Кереи каемет» — владеет более чем третьей частью обрабатываемой земли2. Земли колонизационных трестов сдаются в аренду капиталистическим сельскохозяйственным «кооперативам» или кулакам-колонистам, эксплуатирующим труд батраков. Земледельцы-собственники страдают от засилья израильских и иностранных монополий, от налоговых тягот; мелкие собственники, запутавшиеся в долгах банкам, вынуждены продавать свою продукцию скупочным компаниям по ценам, значительно ниже рыночных1.

Колонизационные тресты и банки тесно связаны с американскими и английскими монополиями, контролирующими сельское хозяйство и промышленность Израиля. Особенно значительную роль играет в стране американский капитал. Навязав государству Израиль так называемую «помощь», США подчинили своему контролю банки, промышленность, торговлю.

Промышленность Израиля представлена главным образом мелкими предприятиями.

По переписи 1952 г. насчитывалось 1,8 тыс. промышленных предприятий, в каждом из которых работало* не меньше 10 человек, а всего 57 тыс. человек. В 1953 г. в промышленных и ремесленных заведениях, была занята 121 тыс. человек2. Главные пролетарские центры—Хайфа и Тель- Авив, где сосредоточены основные отрасли промышленности (текстильная, обувная, фармацевтическая, парфюмерная, мыловаренная, стекольная, пищевая, цементная). В Натании развито алмазогранильное производство (40 мастерских). В Хайфе часть рабочих занята на английском нефтеочистительном и американских автосборочном и трубопрокатном заводах. Некоторое количество рабочих занято в районе Мертвого моря, где англо-американская концессионная компания добывает калийные и бромистые соли, а также на разработках фосфатов и каолина.

Несмотря на некоторый рост промышленного производства в последние годы, Израиль не в состоянии обеспечить себя сырьем и промышленными товарами и потому прибегает к большому импорту из-за границы. В целом экспорт покрывает лишь 30% импорта3.

Платежный баланс хронически дефицитен. Дефицит покрывается ввозом капитала, американскими займами и субсидиями, а также репарациями, получаемыми от Федеральной Республики Германии. Задолженность Израиля иностранным государствам составляет 500 млн. долларов4. Все это ведет к усилению финансово-экономической зависимости Израиля от крупных капиталистических стран. На экономическом положении Израиля отрицательно сказывается отсутствие торговых связей с арабскими государствами. Агрессивная политика правящих кругов Израиля до отношению к этим государствам, израильские военные авантюры делают необходимым содержание большой армии, что ложится тяжелым бременем на плечи трудящихся масс страны.

Проводимая правительством Израиля политика всяческого поощрения импорта иностранных товаров препятствует развитию национальной промышленности и ведет к хронической безработице. В 1954 г. в стране было 13 тыс. только зарегистрированных безработных5. Особенно тяжело положение «новых иммигрантов»: многие из них прожили последние средства и не могут ни вернуться обратно на родину, ни найти работу в стране. Не только пролетариат, но и средние слои населения испытывают на себе действие экономических трудностей. Владельцы многих мелких предприятий вынуждены свертывать производство, мелкие торговцы разоряются.

Особенности культуры и быта

В Израиле наблюдаются значительные культурно- бытовые различия между лицами, родившимися в Палестине, и иммигрантами, а также между самими иммигрантами, прибывшими из разных стран. Ь материальной и духовной культуре евреев Израиля смешение разнородных элементов создает пеструю картину народной жизни.

В городах сочетается восточная и европейская архитектура. Так, например, с Яффой, этим давно существующим городом с характерным восточным колоритом, смыкается Тель-Авив — новый город европейского типа, выросший в XX в. Постройки Тель-Авива отчасти приспособлены к южному климату: дома имеют плоские кровли, глубокие крытые балконы. В районах более поздней застройки многоэтажные каменные дома перемежаются с одно- и двухэтажными коттеджами. Зелени мало: лишь особняки богачей окружены небольшими садами. Рабочие кварталы Тель- Авива состоят из длинных рядов бараков и домов временного типа. Наружные стены их иногда обиты толем.

Печальное зрелище представляют собой лагери для иммигрантов, где к концу апреля 1955 г. проживало около 20 тыс. человек1. Часто вдали от постоянных населенных пунктов, на открытых местах, рядами расставлены сотни брезентовых палаток и домишек, построенных из гофрированного железа, жести, фанеры и толя; нередко в одной небольшой палатке ютится несколько семей. В зиму 1951/52 г. множество подобных жилищ было залито наводнением, унесшим много человеческих жертв.

Одежда евреев Израиля в большинстве случаев не отличается от распространенной в странах Европы; среди коренного еврейского населения Палестины, а также среди евреев, иммигрировавших из Ирака, Северной Африки, сохраняются такие элементы традиционной одежды, как халат, длинное, прямого покроя женское платье, сандалии.

Семейный быт иммигрантов из европейских стран заметно отличается от быта выходцев из стран Востока и палестинских евреев. Европейские евреи женятся позже, нежели азиатские и африканские или родившиеся в Палестине; однако евреи, прибывшие из Европы, женятся в Израиле раньше, чем обычно женились на родине, а азиатские и африканские евреи — позже. В деревнях вступают в брак раньше, чем в городе. Очень различен численный состав семей. На еврейскую семью, прибывшую из Ирана, в среднем приходится 7,5 детей, из Йемена — 7, из Ирака — 5,9, из Сирии и Ливана — 4,5, из Англии — 1,8, из Германии — 1,7, из Австрии — 1,5. На семью, жившую в Палестине до второй мировой войны, в среднем приходится 3,3 ребенка2.

Смешанные браки между евреями и не евреями очень редки и отмечены лишь среди прогрессивных слоев населения. Меньшее, хотя и существенное, значение при вступлении в брак придается тому, из какой страны прибыли будущие супруги или их родители. Заметна тенденция заключать браки между уроженцами стран с более или менее сходным культурно- бытовым укладом. Само собой разумеется, что учитывается и социальная принадлежность будущих супругов.

В семейном быту евреев, выходцев из стран Востока, сохраняются патриархальные черты — деспотическая власть отца, приниженное положение женщины. Эти порядки поддерживаются и насаждаются реакционными кругами Израиля. Под влиянием духовенства парламент утвердил закон о браке и разводе, предусматривающий разрешение всех вопросов семейного права раввинскими судами. По религиозным нормам женщина не вправе развестись с мужем по своему желанию, не имеет равных с мужем прав в отношении детей и имущества, обязана соблюдать древний обычай левирата1. В то же время Израиль — единственная из стран Передней Азии, где женщины призываются в армию.

Стремясь отвлечь трудящиеся массы от классовой борьбы, реакционные круги Израиля широко используют религиозную пропаганду и пропаганду буржуазно-националистических сионистских идей.

Иудаизм, официальная религия государства Израиль, используется еврейской буржуазией как средство духовного порабощения широких трудящихся масс.

В Израиле существуют субсидируемые государством религиозные школы. В светских школах, наряду с общеобразовательными предметами, в обязательном порядке преподается Талмуд с его проповедью покаяния, примирения со страданиями, воздаяния в загробном мире. Издание Талмуда, Библии и других религиозных книг финансируется государством. Широко культивируется талмудическая обрядность. Всем праздникам придается религиозный характер; в субботу жизнь в стране замирает, на улицах почти не видно людей, городской транспорт не работает, магазины и лавки закрыты. В стране официально введен древнееврейский календарь. Начальной датой летоисчисления считается 7 октября 3761 г. до н. э. (так называемая «эра иудеев»). Начало древнееврейского года приурочивается к началу осени, а длительность его сильно колеблется и не совпадает с длительностью года по григорианскому календарю.

Среди иммигрантов искусственно насаждается древнееврейский язык (иврит), который веками оставался мертвым языком иудейского культа. Хотя иврит объявлен государственным языком Израиля, им владеет лишь часть евреев, и то главным образом родившихся в Палестине. Иммигранты этого языка, как правило, не знают и говорят либо на разговорном еврейском (идиш), либо на языке той страны, откуда они прибыли. В среде израильских евреев можно услышать немецкую, английскую, французскую, арабскую, персидскую речь.

Для того чтобы несколько сгладить большие различия в языке и культуре, сохраняющиеся в отдельных группах евреев Израиля, сионистские деятели создают в иммигрантских лагерях, городах и селениях дневные и вечерние курсы до обучению древнееврейскому языку1. Здесь же иммигрантам стараются привить сионистские идеи «исключительности» и «бесклассовости» еврейского общества, националистические идеи превосходства над арабским населением Израиля. Последние находят свое практическое выражение в политике сионистов по отношению к 186-тысячному арабскому меньшинству страны.

Реакционные идеи сионизма лежат в основе деятельности большинства политических партий Израиля. Таковы правосоциалистическая «Рабочая партия Израиля» (МАПАИ) и левосоциалистическая «Объединенная рабочая партия» (МАПАМ), партия крупной буржуазии «Общие сионисты», клерикальная партия «Мизрахи», ультранационалистическая «Партия Свободы» (Херут) *и другие.

Идеология сионизма насаждается и в рабочем движении. Крупная буржуазия с помощью МАПАИ стремится подчинить профсоюзы своим интересам. Руководимая лидерами МАПАИ профсоюзная организация Гистадрут включает, наряду с рабочими, мелких предпринимателей и другие нетрудовые элементы. В 1950 г. руководители Гистадрута против воли рядовых членов организации провели решение о выходе из рядов Всемирной федерации профсоюзов, а в 1953 г. приняли решение о вступлении в состав Международной федерации свободных профсоюзов2. Рабочие-коммунисты, которые протестовали против этого решения, были исключены из состава Гистадрута. Такая же политика раскола единства трудящихся проводится сионистами вженских имолодежных организациях.

Прогрессивные силы Израиля разоблачают идеи сионизма, обнажают его антинародную сущность. Коммунистическая печать (газета «Кол- гаам», журнал «Зу Гадерех» и др.) указывает, что сионизм как идеология крупной еврейской буржуазии тесно связан с идеологией американо-английского империализма и служит целям закабаления народов Израиля3.

Трудящиеся массы Израиля все чаще и организованнее выступают в защиту своих экономических и политических прав, против политики подчинения диктату империалистических государств. В течение последних лет происходили массовые забастовки промышленных и сельскохозяйственных рабочих, студентов, учителей, врачей, служащих государственных учреждений. Состоялся ряд демонстраций ремесленников, безработных, обитателей иммигрантских лагерей.. Экономические требования, как правило, связывались с политическими; борьба за национальную независимость— с борьбой за мир. Часто совместно выступали иммигранты и «коренное население», арабы и евреи. Многотысячные демонстрации проходили под лозунгами «За единство рабочего класса», «За повышение заработной платы и улучшение условий труда», «Против ввоза готовых изделий», «За снижение налогов» и т. д.

В последние годы во всех больших городах Израиля проходили массовые выступления против запрещения первомайских демонстраций, против реакционных законов о гражданстве и о паспортах, против преследования борцов за мир и демократию. Трудящиеся евреи и арабы совместно выступали против увольнения арабских рабочих и сгона арабских крестьян с земли, за отмену военного положения в арабских районах, за равноправие арабов с евреями. Так, например, в 1954 г. забастовка арабских рабочих Назарета в знак протеста против ограничения свободы передвижения была поддержана митингами солидарности в Тель- Авиве, Хайфе, Иерусалиме и других городах, а также выступлениями арабских крестьян в районе Назарета1.

В демократическое движение народов Израиля все шире втягиваются, женщины. Сплотившись вокруг «Организации демократических женщин», они борются за равноправие в семейной и общественной жизни, за равную оплату труда, за охрану материнства и младенчества, за демократию и прочный мир. В течение последних лет в городах и деревнях отмечены демонстрации женщин, протестовавших против роста дороговизны, саботирования закона о всеобщем обучении и сокращения ассигнований на народное образование. Требуя отмены реакционного закона о браке и разводе, женщины организовали ряд митингов протеста и через Международную демократическую федерацию женщин обратились в Комитет защиты прав человека. Состоявшийся в 1954 г. в Хайфе съезд демократаческих женщин Израиля проходил под лозунгами «Защита прав женщин», «Защита детей», «Борьба за мир». Этими лозунгами съезд объединил тысячи еврейских и арабских женщин различных политических убеждений.

Ширится движение демократической молодежи Израиля. Передовая молодежь активно участвует в международных демократических организациях, проводит в стране многочисленные мероприятия в защиту прав молодежи и в защиту мира. Накануне XII съезда ВЛКСМ (1954 г.) под приветствием, адресованным молодежи СССР, в Израиле были собраны тысячи подписей. Еврейская и арабская молодежь объединилась для совместных действий в месячнике дружбы молодежи Израиля и Советского Союза. Выступая на XII съезде ВЛКСМ, представитель Израиля заверил советскую молодежь, что комсомол его страны под руководством Коммунистической партии усилит борьбу за единство молодежи, за солидарность и братство евреев и арабов, за мирное демократическое развитие народов1.

После состоявшегося в 1950 г. первого Всеизраильского конгресса сторонников мира во многих городах страны были созданы комитеты защиты мира, в которых представлены широкие слои населения. Борцы за мир провели массовые демонстрации протеста против попыток вовлечения Израиля в агрессивные блоки; собрано большое число подписей под Стокгольмским воззванием о запрещении атомного оружия и под обращением Всемирного Совета Мира о заключении пакта пяти держав.

Во главе демократического движения народов Израиля стоит рабочий класс и его передовой отряд — Коммунистическая партия Израиля. Компартия требует улучшения условий труда, расторжения кабальных договоров с США, укрепления дружбы между народами.

Компартия Израиля последовательно борется за интересы как еврейских, так и арабских трудящихся масс. Она требует отмены военного режима и режима национальной дискриминации в отношении арабского населения. Компартия добивается возвращения арабам отобранных у них земель, уравнения оплаты и условий труда арабских и еврейских рабочих, установления для арабов свободы передвижения, равноправия арабского и еврейского языков. По инициативе компартии в стране созданы комитеты арабских рабочих для развертывания борьбы за равноправие арабских и еврейских трудящихся. В апреле 1955 г. эти комитеты провели в Хайфе конференцию, на которой присутствовало 135 делегатов от арабских рабочих, а также множество представителей от еврейских рабочих, заверивших участников конференции в полной солидарности еврейских и арабских трудящихся. Конференция приняла резолюцию, осудившую политику создания агрессивных военных блоков на Ближнем Востоке и втягивания в них Израиля1.

Компартия и все прогрессивные элементы страны решительно осудили провокационную роль правящих кругов Израиля, выступившего зачинщиком в проведении широкой захватнической операции империалистических держав против Египта, а затем принявшего деятельное участие в военных провокациях против Иордании и Сирии. XIII съезд Коммунистической партии Израиля, состоявшийся летом 1957 г., подчеркнул, что присоединение Израиля к «доктрине Эйзенхауэра» еще больше изолирует его от народов Азии и Африки, и призвал прогрессивные силы Израиля сплотиться в борьбе за ликвидацию израильско- арабского конфликта на основе отказа от политики обслуживания интересов империализма2.

В условиях, когда агрессивная политика и тотальная милитаризация страны тяжелым бременем легли на плечи народных масс Израиля, самое будущее которого поставлено под угрозу в результате провокационной политики его экстремистских кругов, прогрессивные силы Израиля вместе с прогрессивными силами всего мира стремятся к созданию единого фронта борьбы в защиту мира и международной безопасности. Они сознают бесперспективность политики «с позиции силы», которой пытается следовать правительство Израиля в отношении соседних арабских стран, и хорошо понимают, что лишь политика смягчения международной напряженности может обеспечить независимое экономическое и политическое развитие страны.