Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Арабы и евреи Израиля. Основные занятия
Этнография - Народы Передней Азии

Государство Израиль образовалось в 1948 г. на части территории Палестины.

Палестина, которая до конца первой мировой войны, так же как и другие арабские страны, входила в состав Османской империи, уже с середины XIX в. стала объектом острого соперничества между Англией, Францией, Германией, а позднее и Соединенными Штатами Америки. В последней трети XIX в., когда в связи с открытием Суэцкого канала (1869 г.) стратегическое и торговое значение Палестины возросло, борьба за нее колониальных держав еще более усилилась. В своем стремлении утвердиться в этой части Арабского Востока державы использовали возникшую в 1890-х годах еврейскую буржуазно-националистическую Всемирную сионистскую организацию, развернувшую пропаганду за переселение евреев из различных стран на свою «историческую родину»— в Палестину.

Как отмечалось выше1, еврейское население Палестины уже в период римского владычества в своей массе выселилось за пределы этой страны,, рассеявшись по различным областям Средиземноморья, а позднее также Центральной и особенно Восточной Европы. При этом еще в античное время еврейские общины диаспоры стали утрачивать родной язык, которым в то время был арамейский. В средние века разговорным языком- большинства европейских евреев стал идиш, возникший как диалект верхненемецкого; аналогичная картина наблюдалась в странах Передней Азии и Северной Африки, где местные евреи говорили на персидском, арабском, берберских и других языках. По-арабски, в частности, говорили и крайне немногочисленные еврейские общины, сохранившиеся в Северной Палестине (в середине XIX в. здесь насчитывалось около 12 тыс. евреев, в значительной мере ассимилировавшихся с окружающим арабским населением).

«Возвращение» евреев в Палестину, с которой их предки порвали связь почти две тысячи лет назад, носило, таким образом, искусственный характер. Кроме того, оно теснейшим образом было связано с империалистической политикой на Ближнем Востоке.

В конце первой мировой войны английское правительство опубликовало так называемую «декларацию Бальфура», которая предусматривала создание в Палестине «еврейского национального очага», и под этим предлогом по окончании войны оставило здесь свои оккупационные войска, а затем добилось мандата на управление Палестиной. «Декларация Бальфура» преследовала, таким образом, отнюдь не филантропические цели. Английский империализм стремился закрепить свои позиции на Ближнем Востоке, использовать сионистское движение в качестве противовеса требованиям арабов о предоставлении им независимости.

Незначительная еврейская иммиграция в Палестину, проходившая во второй половине XIX в. (к 1914 г. общая численность еврейского населения в Палестине составляла всего лишь 85 тыс., а в последующие годы даже уменьшилась), после первой мировой войны усилилась.

Еврейские капиталисты получали от британских властей в Палестине выгодные концессии. Сионистские колонизационные тресты стали приобретать в Палестине землю, получая ее в концессию от англичан или же скупая у арабских помещиков, которые раньше сдавали землю в аренду феллахам. Нередко сионисты насильственно сгоняли феллахов с обрабатываемой ими земли.

Наряду с еврейскими буржуазными элементами в Палестину иммигрировало трудящееся еврейское население Западной Европы, преследуемое у себя на родине фашизирующимися правительствами. Иммиграция приняла массовый характер после установления гитлеровского режима в Германии и усиления реакции в панской Польше и боярской Румынии. Трудящиеся евреи попадали в Палестине в экономическую и политическую зависимость от еврейских капиталистов. Пытаясь задержать развитие растущей классовой борьбы, еврейская буржуазия натравливала евреев на арабов. В свою очередь арабские феодалы, стремясь отвести нараставшее движение арабского крестьянства в русло межнациональной борьбы, натравливали феллахов на все еврейское население. Британские власти разжигали национальный антагонизм, провоцировали столкновения между арабами и евреями, а сами выступали в роли якобы беспристрастных арбитров. Однако колониальный реяшм, установленный британскими властями в Палестине, вызывал непрекращавшиеся анти- британские выступления.

По окончании второй мировой войны, когда в результате исторической победы СССР над фашизмом усилилось национально-освободительное движение на Ближнем Востоке, антибританские выступления в Палестине возобновились с новой силой. Не будучи в состоянии по-прежнему удерживать свое господство над Палестиной, Англия в 194J7 г. передала вопрос на разрешение Организации Объединенных Наций, которая 29 ноября 1947 г. приняла решение о создании в Палестине двух независимых государств — арабского и еврейского. 14 мая 1948 г. на территории Палестины образовалось буржуазное еврейское государство Израиль.

Как уже отмечалось выше, тотчас же после образования государства Израиль, последнее в результате войны с арабскими странами аннексировало значительную часть территории, которая по решению ООН должна была войти в состав арабского государства; остальное присоединили Иордания и частично Египет (г. Газа с округом). Древняя столица Палестины, Иерусалим, была разделена на две части: большую часть — так называемый Новый город — контролирует Израиль, Старый город и кварталы к северу и югу от него — Иордания.

В последующие годы правительство Израиля продолжало вести агрессивную, захватническую политику по отношению к соседним арабским странам. Осенью 1956 г. вооруженные силы Израиля, ставшего орудием колониальных планов Англии и Франции, начали вооруженное вторжение на территорию Египта. Эти агрессивные действия явились результатом предумышленного сговора с империалистическими державами, сделавшими попытку силой заставить Египет отказаться от национальной независитмости и суверенитета. Оккупировав Синайский полуостров и район Газы, израильские захватчики прибегли к варварским репрессиям против мир- лого арабского населения. Правительство Израиля пыталось аннексировать район Газы, а также острова Тиран и Санафир в Акабском заливе. Будучи вынужденным убрать свои войска с египетской территории, Израиль не прекратил попыток угрожать соседним арабским государствам. Весной 1957 г. Израиль принял участие в серии провокаций на границах Иордании, имевшихь целью содействовать грубому американскому вмешательству во внутренние дела этой страны. С попытками американского империализма развязать агрессию против Сирии связаны военные приготовления Израиля и постоянно провоцируемые им инциденты на сирийской границе. Присоединение Израиля к «доктрине Эйзенхауэра» воодушевило израильских экстремистов на продолжение их подрывной деятельности на Ближнем Востоке, на дальнейшее незаконное удержание захваченных территорий Арабской Палестины, на сохранение и углубление израильско-арабского конфликта, являющегося постоянным очагом военной опасности в районе Ближнего Востока.

АРАБЫ

К началу 1948 г., по данным комиссии Организации Объединенных Наций, на территории Палестины насчитывалось 1237 тыс. арабов1. Арабо- израильская война 1948—1949 гг. привела к массовому бегству арабов с территории, занятой израильскими войсками. В результате к 1954 г. численность арабов в Израиле сократилась до 186 тыс., а число арабских беженцев за пределами Израиля к середине 1955 г. достигло 906 тыс. (в Иордании 500 тыс., в Ливане 104 тыс., в Сирии 88 тыс., в принадлежащем Египту районе Газы 214 тыс.)2.

Большинство арабов Израиля — сельские жители. В городах проживает около 50 тыс. человек. Около 20 тыс. ведут полукочевой образ жизни3. Основная масса арабского населения (до 65%) сосредоточена в северной части страны, особенно в Галилее, которая в административном отношении включена в Северную провинцию Израиля. В провинции Хайфа проживает до 11% всех арабов Израиля, в Центральной провинции — до 12%, в провинции Тель-Авив — до 3%, в провинции Иерусалим — до 2% и в Южной провинции — до 7%4. Во многих селениях арабы живут смешанно с евреями5. Полукочевые племена сосредоточены главным образом на юге, в пустыне Негев (по-арабски Неджеб), но имеются и на севере — к западу от Тивериадского озера.

Основные занятия

Арабские феллахи Израиля занимаются преимущественно богарным земледелием. Возделываются главным образом пшеница и ячмень, меньше сорго, бобовые, кормовые, табак. Часть земли занята под огороды, оливковые рощи, сады, виноградники, бахчи. Держат рабочий скот (быков, буйволов, ослов, верблюдов, лошадей), овец, коз, занимаются птицеводством.

Полукочевники разводят преимущественно овец и коз, в меньшей степени верблюдов, а на севере также и буйволов. Отгонное скотоводство они сочетают с земледелием. На юге полукочевники засевают небольшие участки земли зерновыми культурами, оставляя для ухода за посевами несколько человек, преимущественно стариков. У полукочевников северных районов страны земледелие более развито и преобладает над скотоводством. На севере полукочевые племена, так же как и феллахи, возделывают огороды, разводят птицу.

Значительная часть обрабатываемых земель и пастбищ принадлежит арабским помещикам и шейхам полукочевых племен, эксплуатирующим труд издольщиков и батраков. Мелкие самостоятельные хозяйства находятся в кабальной зависимости от еврейских и арабских скупщиков сельскохозяйственной продукции; количество этих хозяйств неуклонно уменьшается.

Фабрично-заводской промышленности в арабских районах Израиля почти нет. Немногочисленны и кустарно-ремесленные предприятия: по переписи 1952 г. насчитывалось 79 арабских предприятий (главным образом по производству тканей, обуви,пищевых продуктов),в которых было занято 268 человек1.

В культурно-бытовом отношении оседлое и полукочевое арабское население Израиля мало отличается от соответствующих групп населения соседних Иордании и Сирии. Среди сельского населения незначительными бытовыми особенностями' различаются арабы-мусульмане (127,5 тыс.), христиане (41,5 тыс.) и друзы (17,5 тыс.)2.

Национальная дискриминация

Арабское национальное меньшинство Израиля живет в условиях политической, экономической и культурной дискриминации. В районах с преимущественным арабским населением действуют военная администрация и военные суды. Арабы лишены свободы передвижения, выбора места жительства, не имеют права создавать какие-либо организации3. На арабских рабочих, которые ищут работы вне своего постоянного места жительства без разрешения военных властей, налагаются высокие штрафы. Арабы подвергаются повышенному налоговому- обложению: кроме подушного налога, с них взимаются особые сборы — налог с урожая и так называемый «яичный налог»4.

Часто под предлогом «обеспечения безопасности» или под другими предлогами арабских крестьян сгоняют с земли, которую возделывали их отцы и деды, и тем самым лишают средств к существованию. В 1953 г. только в нескольких арабских районах Галилеи у феллахов было отобрано 35 тыс. га лучших земель. Часть этих земель была передана еврейскому колонизационному тресту «Керенкаемет», который роздал их еврейским сельскохозяйственным «кооперативам», остальная часть осталась необработанной5. Проводится неприкрытая экономическая дискриминация арабских крестьян. Так, общество «Бустан Кармел» платит феллахам за их сельскохозяйственную продукцию только половину рыночной цены.

Не менее тяжело положение арабских рабочих Израиля. Заработная плата арабов вдвое меньше заработной платы еврейского рабочего той же квалификации; арабской работнице платят четвертую часть того, что получает еврейка1. Лишение арабских рабочих свободы передвижения дает предпринимателям возможность особенно жестоко их эксплуатировать, отвергая все требования о повышении заработной платы и улучшении условий труда. В то же время нередки случаи, когда уполномоченные Гистадрута (Всеобщая федерация еврейских трудящихся) добиваются увольнения арабских рабочих под тем предлогом, что они не состоят в этом профсоюзе, и ставят на их места рабочих-евреев2.

До 1952 г. многие арабские рабочие Израиля объединялись Арабским конгрессом профсоюзов. В 1952 г. Гистадрут под давлением масс принял решение о допуске и арабских рабочих в объединяемые им профсоюзы, а также об обслуживании арабских рабочих общими биржами труда. Арабский конгресс профсоюзов, стремясь к ликвидации раскола рабочего движения в Израиле, объявил о своем самороспуске и призвал трудящихся- арабов вступать в профсоюзы, объединяемые Гистадрутом. Тысячи арабских рабочих откликнулись на этот призыв, но многим из них было отказано в приеме в профсоюзы; это коснулось многих активных участников рабочего движения и безработных рабочих3.

Арабы Израиля подвергаются дискриминации также и по линии просвещения и здравоохранения. На просвещение и здравоохранение арабского населения отпускаются ничтожные средства. В Галилее (вместе с Эздрелонской долиной), где сосредоточена основная масса арабов, в 1952/53 г. имелось всего 10 больниц4. В то время как арабы составляют более 10% населения Израиля, число начальных школ для арабских детей не превышает 3% всех школ страны, а средняя школа имеется только одна5. В стране нет ни одного арабского театра, выходит лишь одна газета на арабском языке («Эль-Яум»)6.

В особенно тяжелом положении арабское население Израиля оказалось в 1956 г., во время израильской агрессии против Египта. Под предлогом «обеспечения безопасности» тысячи арабских семейств были переселены в другие районы, лишились земли и имущества; многие мирные жители, в том числе женщины, дети, старики, подверглись самому бесчеловечному обращению.