Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Арабы Ирака
Этнография - Народы Передней Азии

Арабы составляют основное население государства Ирак, образовавшее гося после первой мировой империалистической войны в результате раздела Османской империи.

Территория Ирака — свыше 435,4 тыс. км2, численность населения — 4871 тыс. Точные данные о национальном составе населения отсутствуют. Наряду с арабами, в Ираке проживают курды, айсоры, турки, дерсы, армяне.

Согласно официальному справочнику1 в 1936 г. арабы составляли 79% населения, курды — 16, персы — 2,75, турки — 2,25%. Для того чтобы преуменьшить цифры, характеризующие численность национальных меньшинств, официальная статистика исключила из подсчетов айсоров, армян, «черкесов», евреев. Арабы населяют главным образом южные и центральные районы страцы, где они составляют 92—98% всего населения. Напротив, в курдских районах северного Ирака арабское население не превышает 20 ;6.

Ирак, древняя Месопотамия, лежит в бассейне двух крупнейших рек Передней Азии — Тигра и Евфрата. Значение их для географической характеристики страны и в жизни ее населения аналогично значению Нила в Египте, Инда и Ганга в Индии, Хуанхэ в Китае.

В физико-географическом отношении в Ираке отчетливо выделяются три района:

горная часть, занятая отрогами Армянского Тавра и Загроса. Высота гор с юга на север увеличивается с 500 до 2000 м и на северо-востоке доходит до 3000 м. Это — Иракский Курдистан;

равнинная часть, лежащая по среднему течению Тигра и Евфрата, так называемая Верхняя Месопотамия, или Джазира («остров»). Это ровное плато, перерезанное невысокими горными хребтами Джебель-Синджар и Джебель-Хамрин и почти на всем своем протяжении покрытое песками и гравием. На западе, за Ейфратом, оно переходит в такое же пустынное плато, являющееся частью Сирийской пустыни и пустыни Большой Нефуд;

начинающаяся несколько севернее Багдада низменность Южной Месопотамии, или Арабского Ирака, образованная плодородными наносами обеих рек на месте занимавшего ее некогда Персидского залива. Тигр и Евфрат текут здесь медленно, в пологих берегах, образуя бесчисленные рукава и порой теряясь в болотах. Подле Гурны реки сливаются и образуют мощный поток Шатт-эль-Араб, впадающий в Персидский залив. Разливы Тигра и Евфрата, охватывающие огромные пространства, а также перемещения русла рек способствовали образованию в низменной части страны многочисленных болот и озер: Хаббания, на Евфрате — озера Бахр-и-Неджеф и Хаммар, болота Джезаир-Мунтефик, сливающиеся на востоке с болотами Хор-Амара, покрывающими правый берег Тигра. Весь южный Ирак представляет собой огромное болотистое пространство. Обилие воды, столь редкое в Передней Азии, здесь становится бедствием и требует проведения сложных мелиоративных работ.

Большая часть территории Ирака находится в зоне субтропического климата — с теплой зимой, сухим и теплым летом. В Багдаде сухой период продолжается 220 дней — с апреля по ноябрь. В южной части Джа- зиры и Арабском Ираке климат тропический. Летние температуры здесь одни из самых высоких на земном шаре; в районе Басры не менее 120 дней в году держится температура свыше 39°, а в отдельные дни доходит до 56°. Лишь со второй половины октября температура начинает спадать, и ночи становятся прохладнее.

Древнейшее население появилось на территории Ирака в эпоху позднего неолита. За 4500—4000 лет до н. э. в южной части Месопотамии жили шумеры — первые известные нам насельники страны. Позднее, около середины IV тысячелетия до н. э., северную часть Двуречья заняли пришедшие из Аравии племена аккадийцев, говорившие на языках семитской группы.

Основной хозяйственной деятельностью древнего населения Месопотамии, первоначально занимавшегося охотой и рыболовством, вскоре стало земледелие. Но земледелие требовало искусственного орошения: в то время как в Египте разливы Нила заканчиваются в ноябре, обеспечивая зимние культуры достаточным количеством влаги, в Ираке разлив рек наступает слишком поздно для зимних культур и слишком рано для летних. Разливы заканчиваются в мае, т. е. в начале жаркого и сухого периода. Необходимо было обеспечить водоснабжение во время засухи^ предотвратить разрушения от разливов, отвести излишки воды из одних мест и оросить другие. Человек должен был вложить огромный труд, чтобы создать ту сеть оросительных каналов, которая уже в глубокой древности покрывала тысячи километров.

Следы этой оросительной системы сохранились до сих пор; археологически установлено, что древнейшие каналы относятся к концу V — началу IV тысячелетия до н. э.

Развитие земледелия и скотоводства, возникновение металлургии, распространение меновой торговли и создание крупных ирригационных сооружений — все это влекло за собой потребность в увеличении числа рабочих рук. Возник институт рабства, родовой строй быстро разлагался. В то же время необходимость устройства и поддержания оросительных сооружений требовала объединения мелких общин, «вмешательства централизующей силы правительства»1. Уже к началу III тысячелетия до н. э. в Двуречье существовало свыше двадцати мелких государственных образований, большая часть которых к началу XIX в. до н. э. объединилась в крупное раннерабовладельческое государство Вавилон. К этому времени семитское население Месопотамии уже полностью успело растворить в себе шумеров, а вместе с тем приняло новые волны переселенцев и завоевателей — горцев гутеев, кочевые племена амореев.

В вавилонскую эпоху достигла высокого развития рабовладельческая культура, преемственно развивавшаяся с шумеро-аккадийских времен. Раскопки в городах Двуречья обнаружили огромные архитектурные комплексы, в состав которых, наряду с монументальными дворцами и храмами, входили характерные для Месопотамии семиступенные башни — зиккураты. Эти храмовые башни служили обсерваториями — одними из первых в мире. Кроме астрономии, развитие которой вызывалось необходимостью заранее точно знать время очередных разливов Тигра и Евфрата, в Вавилонии были заложены основы арифметических и геометрических знаний, появились начатки медицины и филологии. Уже в начале IV тысячелетия шумерами была создана картинная письменность, позднее развившаяся в упрощенное клинообразное письмо. До нас дощли многочисленные глиняные таблички с клинописными произведениями древне-вавилонской науки и литературы; в числе последних много произведений религиозно-философской, мифической и эпической поэзии. Особенный интерес представляет замечательная поэма о Гильгамеше, в которой смело поставлен вопрос о смысле человеческой жизни; здесь же впервые в литературе дан образ первобытного человека — Энкиду.

Около 1400 г. до н. э. в северной части Месопотамии укрепилось влияние Ассирии — государства, возникшего на рубеже III и II тысячелетий по среднему течению Тигра. Ассирийцы, близко родственные аккадийцам и испытавшие сильнейшее влияние вавилонской культуры, в VIII в. до н. э. основали крупнейшую военно-рабовладельческую державу, простиравшуюся от Аравии до Закавказья. После распада разгромленной в 612—605 гг. до н. э. Ассирии Месопотамия последовательно объединялась в составе Ново-Вавилонского

царства и ахеменидского Ирана, в 336 г. до н. э. она вошла в состав империи Александра Македонского, а затем эллинистической империи Селевкидов. Все эти завоевания сыграли известную роль в этногенезе народов Месопотамии и формировании их культуры; впрочем, влияние эллинизма здесь было значительно слабее, чем в западных областях Передней Азии.

В III в. н. э. Южная Месопотамия вошла в состав Иранского государства Сасанидов, в то время как Северная стала ареной длительной борьбы между Ираном и Римом, а затем Византией. Такое положение сохранялось вплоть до арабского завоевания.

Арабизация прилегающих к Аравийскому полуострову районов Месопотамии началась задолго до завоевания. Уже с середины I тысячелетия до н. э. началось проникновение арабов за пределы Аравии. Не* посредственно на территории Ирака, на нижнем течении Евфрата, существовало арабское княжество Лахмидов, образованное здесь Сасанидами для охраны границ государства. Ко времени завоевания в Ираке имелось значительное арабское население.

В 30-х годах VII в. в страну хлынуло большое количество арабов, преимущественно кочевых племен, переходивших к оседлости. Завоеватели стали смешиваться с коренным населением страны, воспринимая его древнюю высокую культуру и в свою очередь распространяя ислам и арабский язык, родственный арамейскому языку коренного населения. Арабизации способствовала и налоговая политика первых халифов, облагавших немусульманское население дополнительными тяжелыми поборами. В последующие столетия в страну еще не раз откочевывали арабские племена полуострова, ускоряя процесс формирования в Ираке арабской народности. Арабское завоевание ускорило развитие феодализма, начавшееся уже в сасанидское время. К VIII в., когда Ирак стал провинцией Аббасидского халифата, феодальный строй стал господствующим.

Ведущее положение страны среди областей халифата и ее расположение на пересечении торговых путей из Северной Африки и Европы в Иран и Индию способствовали экономическому и культурному развитию раннесредневекового Ирака и его столицы — Багдада. Арабские географы оставили подробные описания мощной ирригационной системы, развитой городской жизни и обширных торговых связей аббасидского времени.

В Багдаде встречались купцы из Китая, Испании, Африки, славянских земель. «Русские из племени славян,— писал географ IX в. Ибн Хордад- бех,— вывозят меха бобров и чернобурых лисиц из самых отдаленных краев славянской земли... Иногда случается, что они везут свои товары из Джурджана через Итиль в Багдад»1.

Хозяйственное развитие халифата стимулировало интерес к точным наукам, географии, истории. Басра, Куфа и особенно Багдад превратились в крупнейшие научные центры, где работали ученые арабы, персы, таджики, сирийцы и др. Ко времени Багдадского халифата относится перевод на арабский язык трудов Галена, Гиппократа, Эвклида, Платона, Аристотеля, многих античных и индо-иранских математиков, астрономов, историков. В это же время были созданы исторические своды Табари и Масуди, географические работы Ибн Хордадбеха и Ибн Хаука ля, труды математика Абульвафа, химика Ибн Хайяна, астронома ас-Суфи. Подъем литературы нашел выражение в творчестве Абу-Новаса, Ибн аль-Мутазза и других поэтов, расцвет искусства — в монументальных дворцовых постройках и мечетях, в XIII в. разрушенных монголами. .

Экономический и культурный расцвет аббасидского Ирака основывался на жесточайшей эксплуатации феодальнозависимых крестьян, рабов и ремесленников. На этой почве возникали массовые движения, в которых классовая борьба переплеталась с освободительным движением покоренных народов. Народные восстания расшатывали Багдадский халифат; одновременно его ослаблял рост крупного феодального землевладения и феодальной раздробленности. К середине X в. аббасидские халифы владели одним Ираком, а вскоре их господство было ограничена Багдадом и его округой.

В XI в. Ирак был захвачен тюрками-сельджуками, а два века спустя подвергся монгольскому завоеванию. Нашествие монголов в еще большей степени, чем вторжение сельджуков, способствовало разрушению земледельческой и городской культуры Месопотамии. Ирригационные сооружения, заботливо поддерживавшиеся арабами, были разрушены, культурные ценности уничтожены. Начавшееся запустение было усилено нашествием Тимура (XIV в.) и в особенности османским завоеванием (конец XVI — начало XVII в.) после ожесточенной борьбы га Ирак между османами и сефевидским Ираном.

Четыре столетия турецкого господства были для Ирака тяжелым временем экономического упадка, жестокого национального гнета и культурного застоя. Турки душили арабскую культуру, закрывали арабские школы, пытались ассимилировать арабское население. Стремясь обеспечить господство над племенами, турецкие паши натравливали их друг на друга, привлекали на свою сторону шейхов, способствовали их превращению в феодальных помещиков. Ответом были многочисленные восстания арабских племен против турецких захватчиков.

Уже с XVI в. тяжелый гнет турецких и собственных феодалов дополнился начавшейся экспансией европейских держав. Португальцы и голландцы подорвали морскую торговлю арабов, а в 1581 г. в Багдаде открыла свои фактории английская «Турецко-левантийская компания». После длительной борьбы с Францией Англия утвердилась в Ираке, превратив его к середине XIX в. в своего колониального поставщика ячменя, пшеницы, шерсти, фиников и в рынок сбыта английских товаров. Это привело к усилению феодальной эксплуатации крестьянства, разорению ремесленников, к консервации феодальной отсталости страны. На Ирак как на составную часть Османской империи полностью распространялись капитуляционный режим, деятельность администрации Управления оттоманского долга и Оттоманского банка.

С конца XIX в. Ирак стал ареной борьбы между английским и германским империализмом. Открытие в конце XIX в. богатейших нефтяных месторождений в районе Мосула, а также предпринятое германскими империалистами строительство Багдадской железной дороги обострили империалистические противоречия на Ближнем Востоке и послужили одной из причин, вызвавших первую мировую войну. В период войны территория Ирака была важным театром военных действий Англии против Турции, выступившей на стороне германской коалиции; английские империалисты стремились использовать для захвата страны турецко-арабские противоречия, в первую очередь освободительную борьбу арабов против турецкого гнета.

В 1917—1918 гг. английские колонизаторы оккупировали большую часть Месопотамии, но, не решаясь в условиях подъема национально- освободительного движения открыто установить колониальный режим, в 1920 г. оформили мандат на вновь образованное государство Ирак, включившее в себя Багдадский, Бассорский и Мосульский вилайеты бывшей Османской империи. Турецкая нефтяная компания, образованная, английскими и немецкими капиталистами накануне первой мировой войны, была переименована в «Ирак петролеум компани» и реконструирована; однако распределение акций по-прежнему обеспечивало преобладание английских монополий, которые, вследствие политического господства Англии в Ираке, оказались решающей силой. Для того чтобы привлечь на свою сторону арабскую феодальную верхушку и компрадорскую буржуазию, англичане допустили их к управлению страной; в августе 1921 г. Ирак был провозглашен конституционной монархией, во главе которой был поставлен Англией эмир Фейсал, сын шерифа Мекки — Хусейна.

В 1922, 1923 и 1926 гг. Англия навязала Ираку ряд договоров и соглашений, закрепивших колониальную, по существу, зависимость страны в экономическом, военном и внешнеполитическом отношении. Так как Англию стеснял мандат, обязывавший предоставить равные права концессионного соискательства всем странам — членам Лиги наций и США, она добилась формальной отмены мандатного режима. Ирак стал суверенным государством, «добровольно» предоставившим Англии важнейшие экономические и политические позиции в стране. Это положение закрепил договор 1930 г., вошедший в силу с 1932 г. и заключенный сроком на 25 лет. Договор 1930 г. поставил вооруженные силы Ирака под контроль Англии, разрешил последней держать в стране свои войска, сохранил колониальную зависимость иракской экономики от английских монополий.

Накануне и во время второй мировой войны в Ираке активизировалась гитлеровская агентура, опиравшаяся на профашистски настроенные феодальные группировки. Но подрывная работа фашистских элементов была ликвидирована, и в 1943 г. правительство Ирака объявило державам оси войну, воздержавшись, однако, от участия в военных действиях. В годы войны усилилась колониальная зависимость Ирака от английского империализма, в частности вырос долг Англии Ираку — один из рычагов давления английских империалистов на иракскую буржуазию и помещиков.

В послевоенные годы английские монополии сохранили господствующее положение в экономической и политической жизни страны, продолжая контролировать нефтяную промышленность, транспорт, внешнюю торговлю и финансы Ирака. В то же время началось усиленное проникновение в Ирак американских монополий. В 1951 г. США навязали Ираку договоры о технической и военной «помощи»; наряду с английскими, в стране появились американские «эксперты».

Ирак стал объектом борьбы между английскими и американскими монополиями.

Современный Ирак — конституционное королевство. Во главе Ирака стоит король из династии Хашимитов. Парламент состоит из двух палат: назначаемого королем сената и выборного меджлиса. Имущественный и возрастной цензы, ценз оседлости, существующий при наличии многочисленных кочевых и полукочевых племен, отсутствие избирательных прав у женщин и т. п. лишают подавляющее большинство населения возможности участвовать в выборах.

Территория Ирака разделена на 14 областей (лива), которые распадаются на округи (када) и районы (нахия). Мелкие административные деления частично совпадают с границами расселения арабских племен Ирака — мунтефик, дулайм, акейдат и др.; феодальные вожди этих племен нередко являются начальниками округов и районов.