Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Арабы Иордании
Этнография - Народы Передней Азии

Иордания — арабское королевство на территории Арабской Палестины и прилегающих к ней с востока районов Заиорданья.

В физико-географическом отношении территория Иордании не однородна. Крупнейшая река страны Иордан, впадающая в большое перенасыщенное солями озеро — Мертвое море, делит Иорданию на две части: Предиорданье (районы Арабской Палестины) и Заиорданье (Трансиордания).

Для большей части Предиорданья характерны плодородные почвы, значительное количество осадков (свыше 600 мм), обильная растительность средиземноморского типа. Такова же северо-западная часть Заиорданья, но большая часть его покрыта сухими песчаными, глинистыми или каменистыми пустынями и полупустынями. В целом Заиорданье представляет собой плоскогорье со средней высотой около 800 м над у р. м., приподнятое в районе Мертвого моря и понижающееся по направлению к северу и востоку. Плоскогорье в различных направлениях пересечено горными возвышенностями и широкими крутыми оврагами— руслами временных дождевых потоков (вади Акаба, вади Сирхан, вади Хауран и др.).

Недра Иордании содержат железо, медь, битумы, фосфаты; воды Мертвого моря — калийные соли и другие ценные химические продукты. Реки Иордан и Ярмук таят в себе значительные энергетические ресурсы и могут быть широко использованы в целях орошения и обводнения.

История Иордании теснейшим образом связана с историей соседних Палестины и Сирии, вместе с которыми она до конца первой мировой войны входила в состав Османской империи1. Население областей современной Иордании приняло активное участие в освободительной борьбе арабских народов против турецкого ига, развернувшейся в годы империалистической войны. Эта борьба, вначале использованная Англией для изгнания турок и усиления своих колониальных позиций в арабских странах Азии, вскоре встретила в английском империализме своего наиболее опасного врага. В начале 1921 г. эмир Абдаллах, второй сын хид- жазского короля Хусейна, был назначен англичанами правителем вновь образованного княжества Трансиордания, территория которого, ранее считавшаяся частью Сирии, во время войны была оккупирована Англией. Абдаллах обязался водворить в стране «порядош и получил средства для создания регулярной армии под командованием английских офицеров. В 1922 г. Трансиордания стала подмандатной территорией Англии.

В результате подавления арабского национально-освободительного' движения, в Трансиордании, так же как в Палестине, Сирии, Ливане, Ираке, был установлен жестокий мандатный режим. Выразитель интересов феодальной клики страны, эмир Абдаллах, всецело подчинился английскому верховному комиссару в Палестине и его резиденту в Аммане. Страну наводнили английские офицеры, финансовые «советники» и т. п. Резко усилился налоговый гнет, за шейхами трансиорданских племен были признаны частновладельческие права на племенные земли. , Восстания ограбленных племен были жестоко подавлены при помощи английских самолетов и броневиков.

Захват Трансиордании Англией был юридически оформлен договором 1928 г., согласно которому Англии предоставлялся контроль над внешней политикой, финансами, юстицией и вооруженными силами, страны, а также право держать в Трансиордании свои войска. В том же году эмир издал конституцию и провел выборы в парламент, которому после долгого сопротивления пришлось ратифицировать договор.

В 1920—1930-х годах Трансиордания превратилась в главный военно-политический плацдарм английского империализма на Ближнем Востоке. Ее значение еще больше возросло с проведением через ее территорию английского нефтепровода Киркук — Хайфа, а позднее и американского нефтепровода Дамман—Сайда.

После второй мировой войны, когда в арабских странах усилилось антиимпериалистическое движение, Англия отменила мандат на Трансиорданию и признала ее суверенным королевством, состоящим в «вечном союзе» с Англией. Однако этот новый договор 1946 г., как и последующий договор 1948 г., также носил неравноправный, кабальный характер. В стране по-прежнему сохранялась английская оккупация, так же велико было засилье английских «советников», многочисленны привилегии английского капитала. Предоставление Трансиордании независимости и провозглашение ее королевством находились в прямой связи с английскими планами создания под властью короля Абдаллаха обширного хашимитского1 королевства, которое включало бы в себя Трансиорданию, Ирак, Сирию и часть Палестины и входило бы составной частью в ближневосточный агрессивный блок. Не удивительно, что англо-трансиорданские договоры встретили резкое осуждение со стороны демократических сил арабского мира.

В то же самое время непрекращавигаяся борьба арабов Палестины против гнета английского империализма и сионистской буржуазии2, а также обострение англо-американского соперничества на Ближнем Востоке заставили Англию передать «палестинский вопрос» на рассмотрение Организации Объединенных Наций, которая в ноябре 1947 г. отменила английский мандат на Палестину и приняла решение о разделе ее на два государства — арабское и еврейское. Однако решение ООН было сорвано.

Вскоре после образования (в мае 1948 г.) еврейского государства Израиль последнее в результате войны с арабскими государствами захватило часть территории Палестины, которая по решению ООН должна была быть предоставлена новому арабскому государству. Остальное присоединили Египет (г. Газа с округом) и Трансиордания, получившая с этого времени наименование «Иордании».

В конце 40-х и начале 50-х годов Иордания подверглась экспансии американского империализма, резко возросшей после второй мировой войны.

В 1951 г. ставленник англичан король Абдаллах был убит, и в Иордании усилилась борьба между проанглийскими и проамериканскими феодальными группировками, приведшая к ряду государственных переворотов, усилению произвола империалистов и их феодальной агентуры и, как следствие этого, к дальнейшему развертыванию массового антиимпериалистического движения1.

Территория Иордании (в соответствии с соглашением, заключенным между нею и государством Израиль в 1950 г.) составляет 96,5 тыс. км2. Численность ее населения — 1330 тыс.; из них около 500 тыс. составляют арабские беженцы из захваченных Израилем районов Палестины. Подавляющее большинство населения составляют арабы. Лишь около 10 тыс. человек принадлежит к числу так называемых «черкесов» — выходцев с Северного Кавказа, во второй половине XIX в. поселенных турецким правительством на территории Иордании в качестве военных колонистов.

«Черкесы» сконцентрированы главным образом в районе Аммана; большая часть их служит в гвардии, полиции, государственном аппарате.

В стране проживает незначительное число армян, туркмен, а также африканцев — потомков рабов и осевших в стране паломников.

Крупнейший город страны — ее столица Амман, частично перестроенный на европейский лад и разросшийся за последние годы вследствие притока арабских беженцев из Израиля. Амман насчитывает около 200 тыс. жителей. Другие наиболее значительные города: Бейт-Лахм, Иерихон, Рамаллах, Набулус — в Арабской Палестине, Эс-Сальт, Ирбид, Керак — в Заиорданье. Иордании принадлежит также часть Иерусалима (по-арабски Эль-Кудс) — так называемый Старый город. Единственный порт страны — Акаба — расположен на Красном море.

Основные занятия и положение народных масс

Главное занятие большинства населения — сельское хозяйство как в форме оседлого земледелия, так и в форме полукочевого и кочевого скотоводства. Специфическую особенность экономики составляет наличие хозяйственных форм, представляющих все стадии пере хода от оседлого земледелия к кочевому скотоводству (кочевой и полукочевой образ жизни и поныне ведет значительная часть населения страны).

Оседлое земледельческое население преобладает в Арабской Палестине и на северо-западе Заиорданья (области Аджлун и частично Белка). Феллахи культивируют пшеницу, ячмень, сорго, кукурузу, виноград, оливки, различные виды фруктов и овощей, из технических культур главным образом — табак, а также сезам. Земледелие носит преимущественно неполивной (богарный) характер. Техника земледелия продолжает оставаться отсталой. Главные сельскохозяйственные орудия — легкий деревянный плуг с железным лемехом и треугольный заступ. Тягловой силой служат ослы, верблюды, буйволы, лошади. Урожай убирают серпом, а местами и простым ножом. Для молотьбы утрамбовывают площадку на возвышенном ветреном месте; верблюд или пара ослов тащат по кругу тяжелое бревно, усаженное снизу железными остриями или острыми камнями. Провеивают зерно посредством подбрасывания на ветру, мелют, как правило, на каменных ручных жерновах.

Оседлые крестьяне Иордании живут в глинобитных, сырцовых, а в Заиорданье — чаще всего каменных домах. Последние представляют собой прямоугольник длиной до 6—8 и шириной до 4—6 м. Стены возводятся из слегка обтесанного камня на известковом растворе. Перекрытие обычно сводчатое. В центральной части дома расположен очаг; здесь готовят пищу, принимают гостей, зимой спят. Летом спят на террасе. Перед домом — огороженный двор, где ночует скот, расположен сеновал, стоит большая хлебная печь. Среди беднейшего населения Арабской Палестины, а частично и Заиорданья, распространены овальные полусферические хижины из ветвей и пальмовых циновок, с деревянной дверью (аригие).

Основной пищей феллахов является ячменный или грубого помола пшеничный хлеб, выпекаемый в виде круглых пресных лепешек, различные крупяные и овощные похлебки, а в некоторых районах Заиорданья также и финики — этот «хлеб арабской бедноты».

Южная часть Белки и Керак населены преимущественно полуоседлы- ми племенами. Хозяйство этих племен характеризуется совмещением кочевого скотоводства с более или менее развитым земледелием. В скотоводческом хозяйстве первое место занимает мелкий рогатый скот — козы и овцы, крупного рогатого скота мало. Число верблюдов не велико; часто их нет совсем, а для транспортных целей служат ослы, мулы, лошади. Кочевание происходит лишь в зимнее время, в период обильных дождей, когда скотоводы имеют возможность уходить в пустыню и проводить здесь несколько месяцев, перегоняя стада от одной дождевой лужи к другой. Амплитуда перекочевок никогда не превышает 200—300 км, а некоторые племена или роды, имеющие немного скота и ограниченные в своих вьючно-транспортных возможностях, кочуют всего километров на двадцать. Проводя большую часть года в местах с постоянным водоснабжением, а следовательно, пригодных для земледелия, полукочевники в огромном большинстве случаев совмещают свое скотоводческое хозяйство с обработкой земли: осенью, перед откочевкой на зимние пастбища, они вспахивают и засевают небольшие участки, для охраны которых остается несколько семей.

В зависимости от соотношения земледельческого и скотоводческого укладов различаются две группы полукочевников: гиеайя («рассеянные», «разделенные») и райя («стадо»).

У швайя козоводство и овцеводство составляют основу хозяйства, а земледелие носит подсобный, второстепенный характер. Швайя кочуют на значительные расстояния, на протяжении всего года живут в шерстяных палатках, в своих небольших земледельческих хозяйствах культивируют только зерновые. К райя относятся племена, у которых земледелие преобладает над скотоводством. Для них характерно максимальное использование посевной площади, разнообразный ассортимент сельскохозяйственных культур, очень небольшая амплитуда кочевания, проживание большую часть года в. постоянных жилищах. Далеко не всегда, однако, можно с уверенностью отнести полукочевое племя к разряду швайя или райя.

Во многих племенах Иордании хозяйственный уклад варьирует таким образом, что одни подразделения ведут хозяйство типа швайя, другие — типа райя, третьи — вполне оседлы.

В питании полуоседлых арабов Иордании, наряду с хлебом и финиками, видное место занимают молочные продукты, в первую очередь козий я овечий сыр и кислое молоко. Мясо на столе простых скотоводов можно встретить главным образом в периоды бескормицы.

Еще южнее, в Маане и в пустынных районах восточного Заиорданья, Кочуют верблюдоводческие племена бедуинов. Крупнейшие из них — бе- ни сахр (около 6 тыс. человек) и хувейтат (около 5 тыс.). Бедуины— наименее значительная по численности группа населения страны: в 1940-х годах в Заиорданье оседлое население насчитывало 180 тыс., полукочевое—120 тыс., а численность кочевников-верблюдоводов не превышала 40 тыс.

Быт бедуинов южной и восточной Иордании в основном аналогичен описанному выше быту аравийских бедуинов.

Основная масса земель Иордании принадлежит феодалам-помещикам и шейхам кочевых племен. В 1920-х годах правительством были переданы шейхам в собственность и пастбищные территории племен. Феллахи и полукочевники арендуют на издольных условиях небольшие участки земли, отдавая земледельцу, ростовщику и сборщику налогов до четырех пятых частей урожая.

Бедственно положение кочевников-скотоводов. Захват шейхами пастбищных земель и кризис скотоводческого хозяйства, обострившийся после первой мировой войны, вызвал массовое разорение кочевников. Однако усилившаяся тяга к оседлому земледелию натолкнулась на отсутствие свободных земель в плодородных районах страны, между тем как обширные степные пространства требовали значительных затрат на орошение. Начиная с 1931 г. подмандатное правительство Иордании неоднократно объявляло о своем намерении способствовать проведению ирригационных работ. На перевод кочевников к оседлости были выделены небольшие суммы, но разорившиеся скотоводы так и не получили сколько-нибудь ощутимой помощи. Их безвыходным положением широко воспользовались шейхи, превратившие их в своих полукрепостных издольщиков — земледельцев и пастухов.

Отсталость экономики, господство в стране феодальных и полуфеодальных отношений способствуют консервации многочисленных патриархальнородовых пережитков. Не только бедуины, но и полукочевники сохраняют родо-племенное деление. Значительная часть оседлого населения также помнит еще свою племенную принадлежность и частично объединена в мелкие родовые группы, существующие внутри соседских общин.

В кочевых и полукочевых районах действуют племенные адаты, сохраняются кровная месть и другие традиции патриархально-феодального быта.

Промышленность в Иордании вследствие длительного господства колонизаторов мало развита. Горнорудные и минеральные богатства страны не разрабатываются (исключение составляют весьма ограниченные разработки фосфатов). Добыча калийных солей на Мертвом море в последние годы прекращена. Обрабатывающая промышленность в основном ограничена несколькими десятками мукомольных, маслобойных, мыловаренных, кожевенных, винокуренных и табачных предприятий полукустарного типа. В экономически более развитых городах Арабской Палестины имеется несколько небольших фабрик по производству шерстяных тканей, металлоизделий, картонажная и спичечная. Железнодорожный транспорт, представленный короткой (323 км) линией Дераа — Амман — Маан1, и несколько шоссейных дорог также не могут занять сколько- нибудь значительное число рабочих рук.

Рабочий класс Иордании, таким образом, сравнительно не многочислен. Не велико и городское население в целом, тем более, что жители многих небольших городков частично занимаются сельским хозяйством на пригородных землях и с трудом отличимы от феллахов. Положение пролетаризированных слоев городского населения очень тяжелое. Рабочий день на предприятиях достигает 10—12 часов, заработная плата низка. На табачных предприятиях широко применяется детский труд. Слабое развитие промышленности в городах Иордании вызывает безработицу. Значительная часть городской бедноты перебивается случайной поденной работой. Положение широких слоев городского населения ухудшилось за последние годы также и в связи с массовым наплывом в города арабских беженцев из Палестины, находящихся в особенно бедственном положении.

Язык и духовная культура

Арабы Иордании в своем большинстве говорят на сирийском (сиро-палестинском) наречии арабского языка, однако диалекты некоторых кочевых племен Заиорданья ближе стоят к аравиискому наречию. В стране выходит несколько газет и журналов,имеется ряд библиотек, небольшой музей. В городах есть радио, используемое также и в религиозных целях (передаются проповеди, призывы к очередным молитвам),-несколько кинотеатров.

Процент грамотных среди арабов Иордании низок, а среди женщин и кочевого населения практически близок к нулю. Лишь за последние годы число школ несколько увеличилось (в основном это пятиклассные школы, преобладающие в системе народного образования Иордании). В стране ощущается острый недостаток врачей.

По религии арабы Иордании в основном мусульмане-сунниты. Суннизм — государственная религия страны. Духовенство владеет значительными вакуфными землями, сохраняет существенные позиции в школьном образовании и судопроизводстве.

Около 50 тыс. арабов Иордании исповедуют христианство. В своем большинстве это потомки доисламского христианского населения Палестины и Сирии (православные); в меньшей части — мусульмане, обращенные в христианство европейскими миссионерами (католики и протестанты). В незначительном числе в'Иордании проживают друзы.

Демократическое и антиимпериалистическое движение

Массовый приток в Иорданию арабских беженцев из государства Израиль намного увеличил числен- ность населения страны, значительно пополнил ряды городского и сельского пролетариата. В конце 1940-х и начале 50-х годов в стране заметно усилилось прогрессивное демократическое движение, возглавленное Коммунистической партией Иордании. Колонизаторы и реакционные силы внутри страны ответили на это движение свирепым террором. Сотни демократов были брошены в тюрьмы, в получившие печальную известность концлагери Байир и Аль-Джафр. Ряд руководителей Коммунистической партии Иордании был приговорен к долгосрочным каторжным работам; тюремному заключению подвергся секретарь иорданского Комитета в защиту мира.

Однако все репрессии оказались бессильными остановить растущее движение за мир, демократию и национальную независимость. Десятки тысяч арабов Иордании подписали Обращение о заключении пакта мира между пятью великими державами. В 1952—1954 гг. в Аммане, Набулусе, Бейт- Лахме, Иерусалиме и других городах проходили массовые забастовки и демонстрации, участники которых требовали отмены запрещения рабочих организаций, установления восьмичасового рабочего дня, освобождения арестованных патриотов, демократических реформ и, прежде всего, прекращения империалистической оккупации страны.

Широкое антиимпериалистическое движение развернулось в стране в конце 1955 г. в связи с попытками империалистов втянуть Иорданию в агрессивный Багдадский пакт, для чего на ее правительство был оказан грубый нажим со стороны Турции, Ирака и особенно Англии и США. Массовые выступления протеста против планов присоединения Иордании к Багдадскому пакту охватили всю страну. В Аммане и других городах были объявлены всеобщие забастовки; мощные демонстрации, в которых приняли участие рабочие, торговцы, учителя и т. д., в ряде случаев переросли в открытые столкновения с полицией и отрядами так называемого Арабского легиона, возглавлявшегося английским генералом Глаб- бом; в Бейт-Лахме демонстранты подожгли резиденцию американской администрации по осуществлению «четырех пунктов программы Трумэна». В результате народного движения правительство Моджелли, готовившееся по указке колонизаторов присоединиться к Багдадскому пакту, было вынуждено уйти в отставку.

В 1956 г. на парламентских выборах большинство депутатских мест получили представители тех партий, которые боролись против происков империалистических колонизаторов. Было принято решение о расторжении кабального англо-иорданского договора. Новое правительство, возглавляемое Набулси, отвергло «доктрину Эйзенхауэра» и стало проводить независимую политику.

Это вызвало прямое и грубое вмешательство американского империализма во внутренние дела Иордании. Посольство США в Аммане стало центром подрывной антиправительственной деятельности, в восточную, часть Средиземноморья был послан 6-й американский флот. Опираясь на поддержку извне, реакционные силы внутри страны весной 1957 г. совершили проамериканский переворот. Все политические партии были распущены, профсоюзы запрещены, тысячи патриотов брошены в тюрьмы и конц- лагери. В стране воцарилась неприкрытая реакционная диктатура, опирающаяся на американские штыки.

Но и в этих условиях народ Иордании не прекратил своей героической борьбы против сил империализма и внутренней реакции. В течение BcerOi лета 1957 г. в городах и селениях распространялись антиимпериалистические листовки; в Аммане, невзирая на массовые аресты, проходили многолюдные демонстрации и забастовки1. Широкие народные массы Иордании продолжают выступать против «доктрины Эйзенхауэра» и Багдадского, пакта, против политического и экономического закабаления Иордании США, в поддержку той политики национальной независимости, которую проводят Сирия и Египет.