Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Культура и быт арабов Ливана. Национально-освободительное движение
Этнография - Народы Передней Азии

Арабы Ливана, являясь частью более щирокого арабского единства, объединены языковой и культурной общностью с Сирией и другими арабскими странами. Вклад Ливана в современную арабскую культуру очень значителен. Быт ливанских арабов, семейные отношения, материальные условия жизни — все это тоже близко напоминает аналогичные явления в Сирии. Так же как и в Сирии, здесь на каждом шагу наблюдаются контрасты, переплетение старого быта с новым. Поэтому, не вдаваясь в подробное описание культуры и быта Ливана, мы подчеркнем лишь некоторые специфические черты, свойственные культурной жизни и быту этой стюаны.

Жилище

Жилища ливанских арабов чрезвычайно разнообразны. Бейрут часто называют «европейским городом».

Действительно, столица Ливана в значительной мере утратила традиционный облик: в ее центральной части вдоль широких улиц и вокруг площадей громоздятся многоэтажные здания европейского типа — отели, магазины, рестораны, ночные кабарэ. Старые одноэтажные дома традиционной восточной стройки идут на слом и на их месте возводятся доходные дома, обычные для любого капиталистического города. Скопления глинобитных лачуг, конур из фанеры, полуразвалившихся деревянных домишек, встречающиеся на каждом шагу в пролетарских кварталах и предместьях Бейрута, тоже скорее составляют неотъемлемую черту капиталистического города европейского типа. Жилищная проблема является одной из самых острых проблем в жизни ливанских трудящихся. Рабочие вынуждены ютиться на чердаках и в подвалах больших домов, в «бидонвиллях», лишенных элементарных удобств и санитарных условий. Плата за комнату достигает 25 ливанских лир в месяц, что при среднем дневном заработке — 2—3 лиры — для большинства трудящихся делает недоступным нормальное жилище. Неслучайно в программе требований, выдвинутых профсоюзами Ливана, на одном из первых мест стрит требование о предоставлении жилищ1.

Однако в старом Бейруте и других городах Ливана сохраняется еще немало узких и кривых уличек с домами восточного типа, крытых базаров с бесчисленными рядами лавок и ремесленных мастерских.

Передовые ливанские архитекторы, подобно сирийским, стремятся придать национальный облик и колорит вновь строящимся большим домам в центральной части нового города.

В селениях, расположенных в равнине, дома размещаются, как правило, вдоль дорог; в горных селениях они лепятся к склонам гор и к скалам, часто расположены в несколько ярусов — один над другим. В селениях Ливана встречаются дома двух типов. Для старого типа характерна плоская крыша (как и в Сирии). Дома нового типа покрыты по* катыми черепичными крышами. Обычное крестьянское жилище — это небольшой дом кубической формы, сложенный из массивных камней, зачастую не имеющий окон. Как и в Сирии, люди здесь живут в одном помещении с животными2. Плоская крыша используется для сушки овощей и плодов, для других хозяйственных надобностей; часто она служит местом для отдыха и ночного сна. В зависимости от достатка семьи размеры такого дома могут быть расширены; он может быть построен в два яруса, причем в этом случае нижний ярус служит помещением для скота и для хранения запасов, верхний — для жилья. Дома нового типа чрезвычайно

разнообразны по своей архитектуре; это скорее не деревенские дома, а дачи для горожан: их строительство связано с развитием туризма и курортного дела.

Одежда

В типах одежды ливанцев наблюдается та же пестрая смесь европейских и восточных элементов, что и в Сирии, причем европейский костюм, особенно у мужчин, распространен еще в большей мере. Он преобладает не только в городах, но и в селениях. Так же как и в Сирии, европейский головной убор здесь не прививается: ливанская молодежь либо ходит с непокрытой головой, либо носит головной убор бедуинского типа; пожилые люди обычно носят тарбуш. Традиционный мужской костюм, сохраняющийся в крестьянской среде, состоит из темносиних или черных шаровар, рубахи с открытым воротом или совсем без ворота, повязанной широким черным поясом, поверх которой надета безрукавка или куртка обычно тоже черного или темносинего цвета. Одежда женщины состоит из длинного, темного платья, поверх которого часто надевают безрукавку и широкий пояс.

Пища

Обычную пищу трудящихся составляют хлебные лепешки — довольно толстые и пышные в городах, очень тонкие и длинные в деревнях, а также кислое молоко и маслины. Овощи и плоды едят лишь во время сбора, а баранину преимущественно в праздники. Распространен также традиционный в странах Востока бургу лъ. Ливанский журнал «Ат-Тарик» указывает, что в долине Аккар, в Бика, в Южном Ливане — там, где живут производители лучшей пшеницы, население питается кукурузой и ячменем, страдает от недоедания, голодает1.

Рацион состоятельных людей разнообразен и состоит как из европейских, так и из восточных блюд, описанных в главе о Сирии»

Семейный и общественный быт

Наиболее распространенной формой семьи в Ливане, как и в Сирии, является моногамная семья, состоящая из мужа, жены и детей. Между близкими семьями сохраняются тесные родственные узы. Старые формы брака постепенно уступают место новым. По наблюдениям Гэлика, браки заключаются по соглашению между женихом и невестой; неодобрение родителей, хотя и вызывает известные трудности, не может помешать браку. С момента обручения брачущиеся могут свободно встречаться друг с другом и даже оставаться наедине. Практика уплаты махра сходит на нет, а в ряде селений Ливана уже целиком отсутствует, хотя раньше она была общепринята не только в мусульманской, но и в христианской среде. Обычно брачущиеся получают подарки, необходимые для устройства домашнего хозяйства, от родителей как жениха, так и невесты, а также от родственников и друзей. Предпочитаются браки между жителями одной и той же деревни. Свадебный обряд очень сложен и сохраняет еще много архаических традиционных моментов1.

В районах, где сохраняются феодальные отношения, например в долине Аккар, преобладают старые формы брака, причем крестьянин не может жениться без разрешения феодала. Чтобы получить такое разрешение, он должен поднести феодалу «подарок» — 100 лир и, по обычаю, поцеловать ему руку2.

В Ливане широко отмечаются религиозные праздники и посты как мусульманские, так и христианские. Кроме того, празднуются отмеченные выше национальные праздники — день независимости и день эвакуации иностранных войск. С 1954 г. официально признан ливанским правительством праздник труда — 1 Мая. В этот день трудящиеся Ливана не работают.

Религия

Религия еще играет большую роль в жизни страны. Как отмечалось выше, религиозный состав населения очень сложен. Среди христиан наиболее многочисленны марониты, названные так по имени основателя секты, возникшей в Сирии в период византийского господства,— святого Маруна. В первые века своего существования марониты вели активную борьбу против византийских, а затем арабских властей. С конца XVI в. мароннтская церковь подчиняется Ватикану и исповедует католическую веру, но сохраняет свою особую церковную организацию и старинный восточный ритуал, приближающийся к православному. На маронитских священников не распространяется обет безбрачия.

Священным языком маронитской церкви является сирийско-арамейский, но евангелие читается всегда на арабском языке. Первоначально* марониты селились в северной части горного Ливана, затем распространились по всему Ливану и особенно в городе Бейруте.

Православные поселились на Ливане также в период арабского завоевания, заселив округа Кура и Метен; в отличие от маронитов и друзов, эта группировка не выделила феодальной знати.

Униатская (греко-католическая) церковь образовалась в Ливане в начале XVIII в. вследствие раздоров в среде высшего православного духовенства. Отколовшаяся группа признала главенство Ватикана, сохранив старые обряды и догмы православной церкви.

Друзы поселились на Ливане в XI в.; они заселили южные районы Ливанских гор (округ Шуф), а также район Вади эт-Тим. В конце XVIII в. часть ливанских друзов переселилась в Хауранские горы (ныне Джебель- Друз) в Сирии. Сведения об их религии даны в главе о Сирии.

Наряду с официальными религиями, в Ливане, так же как и в Сирии, широко распространены культы местных святых, зачастую восходящие- к глубокой древности.

Образование

Система образования в Ливане в течение долгого времени находилась в руках различных религиозных организаций — как местных церквей и общин, так и иностранных духовных миссий. Соперничество между религиозными общинами и миссиями и еще в большей мере соперничество между державами привело к тому, что здесь было открыто значительное число школ — маронитских, православных, униатских, мусульманских, а также французских, английских, американских, русских. Эти школы способствовали в известной мере распространению грамотности и созданию кадров ливанской интеллигенции; однако вследствие своего религиозного и политического направления они сыграли отрицательную роль, насаждая антипатриотические чувства и пренебрежение к национальной культуре. Известный ливанский писатель Амин Рейхани, обучавшийся во французской школе, рассказывает, что там его учили любить Францию и ненавидеть арабов Иностранные школы способствовали широкому распространению в Ливане иностранных языков, особенно французского. Целью этих школ была подготовка агентуры соответствующих держав внутри Ливана.

Исключением, быть может, являлись русские школы, которые, вопреки намерениям русского правительства и православной церкви, стали рассадниками демократических идей, свойственных передовой русской литературе и культуре. После первой мировой войны русские школы в Ливане были закрыты.

Религиозные и иностранные школы до настоящего времени играют значительную роль в системе образования, но число их заметно уменьшается, а число национальных светских школ, открытых правительством Ливана, заметно растет.

Высшее образование до последнего времени находилось также исключительно в руках иностранных религиозных миссий. Два университета, существующих в Бейруте,— американский (основан в 1866 г.) и французский (основан в 1881 г.)— принадлежат американской протестантской миссии и иезуитской миссии. В 1951 г. в Бейруте учрежден национальный педагогический институт, на базе которого создается национальный университет.

Народное творчество

Народное творчество Ливана имеет много общего с народным творчеством Сирии. То же многообразие художественных кустарных изделий, та же любовь к песне, к народным танцам, те же чудесные сказания и сказки, в которых воплощается творческий гений арабского народа.

Народные танцы и музыка Ливана изучались советским балетмейстером Игорем Моисеевым, который в мае — июне 1956 г. посетил Ливан по приглашению президента республики, чтобы оказать помощь в создании ансамбля ливанского народного танца. Среди многочисленных танцев ливанских горцев, с которыми ознакомился И. Моисеев,— и групповая пляска — дабка, и пляски, инсценирующие свадебные обряды, и сольные танцы: танец девушки с платком, танец старика с наргиле, танец с ножами, танец живота, танец двух фехтовальщиков с саблями и т. д.2

Танцы проходят в сопровождении распространенных на Востоке музыкальных инструментов. Это най — флейта, уд — пятиструнный инструмент, напоминающий большую мандолину, барабан. Собирателями ливанского музыкального фольклора являются композиторы братья Али и Мансур Рахбани.

Литература

Арабская интеллигенция Ливана сыграла крупную роль в создании современной арабской литературы, в том просветительном движении, которое получило название «Ан-Нахда аль-Арабия» (Арабское возрождение). В середине XIX в. в Бейруте возникло научно-литературное общество, ставшее центром этого движения. Оно выдвинуло ряд замечательных арабских писателей и просветителей: Бутруса Бустани (1819—1883) — основателя национальных школ и газет,, издателя арабской энциклопедии «Даират аль-Маариф» («Круг знаний»); Насифа Язиджи — лингвиста и поэта; Ибрахима Язиджи — автора поэмы, призывавшей арабов к борьбе за национальное освобождение.

Крупную роль в развитии арабской литературы и общественной мысли сыграли ливанцы Адиб Исхак (1856—1885)—атеист и материалист, борец за единство и независимость арабских народов; Шибли Шумайил (1850— 1916) — философ-материалист и демократ; Джурджи Зайдан (1861— 1914)— автор серии широко распространенных исторических романов,, а также научных и научно-популярных трудов; Фарах Антун (1861— 1922)— автор романов, философских и публицистических произведений с ярко выраженным антифеодальным направлением, переводчик произведений Толстого и Горького на арабский язык.

К младшему поколению ливанских литераторов, отразивших в своих произведениях передовые освободительные идеи первой русской революции 1905—1907 гг., принадлежат: Джубран Халил Джубран (1883—1931), гневно клеймивший в своих повестях и рассказах феодализм и социальное- неравенство; Амин Рейхани (1876—1940) — поэт, писатель и публицист, выступавший против буржуазной псевдодемократии и колониальной политики империализма; наш современник Михаил Нуайме, получивший образование в России1.

Большое влияние на развитие новой арабской литературы оказали переводы произведений Пушкина, Гоголя, Толстого, Горького, сделан- ные в начале XX в. группой арабских писателей Ливана, Сирии и Палестины из числа воспитанников русских школ2.

В результате подъема национально-освободительного движения арабских народов и влияния идей Великой Октябрьской социалистической революции в арабской литературе сложилось новое направление — прогрессивный реализм3. Предшественником и идейным вдохновителем этого направления является академик Омар Фахури (1900—1946)— выдающийся писатель, поэт, критик и публицист, неутомимый общественный деятель, возглавлявший Общество друзей Советского Союза и Антифашистскую лигу Ливана. К писателям этого направления относятся доктор Жорж Ханна. Антун Табит, Хусейн Муруве и ряд других прогрессивных литераторов, активно участвующих в борьбе ливанского народа за мир,, независимость и демократию.

Национально-освободительное движение

Наряду с Египтом и Сирией Ливан был родиной арабского национально-освободительного движения. Именно здесь, в Бейруте, в конце 1870-х годов было основано первое арабское тайное общество, призывавшее к свержению турецкого гнета. В 1900-х годах, в период пробуждения Азии, арабские патриоты Ливана внесли крупный вклад в дальнейшее развитие движения. Они активно участвовали в арабских легальных и тайных обществах, основанных после младотурецкой революции, а также в первом арабском конгрессе. В 1913 г. в стране была проведена всеобщая забастовка против турецкого гнета.

После захвата Ливана Францией в стране развернулось движение против колониального мандатного режима. Совместно с патриотами Сирии патриоты Ливана добивались отмены мандата и провозглашения национальной независимости. Во время сирийского восстания 1925—1927 гг. бои за национальную независимость происходили и на территории Ливана. Развитие национально-освободительного движения в Ливане затруднялось наличием влиятельных феодально-компрадорских группировок, служивших французскому империализму. Однако с течением времени на авансцену ливанской общественной жизни выступают демократические силы — прежде всего молодой рабочий класс. В 1924 г. была основана Народная партия Ливана, вставшая на защиту прав рабочих и крестьян. Это была первая коммунистическая группа в Ливане. В 1930 г. коммунисты Ливана вошли в коммунистическую партью Сирии, развернувшую борьбу за единый антиимпериалистический фронт, за создание и объединение профсоюзов и крестьянских комитетов. В Бейруте с 1936 г. выходит орган компартии Сирии «Саут аш-Шааб» («Голос народа»). В 1939 г. политические и общественные организации Ливана, собравшиеся на антифашистский конгресс в Бейруте, создают Лигу борьбы с фашизмом и нацизмом.

Переход правящих кругов Франции в 1940 г. на сторону гитлеровской Германии привел к установлению в Ливане фашистского режима. Патриоты Ливана развернули антифашистскую борьбу. С их помощью в 1941 г. фашисты были изгнаны из страны союзными войсками. 26 ноября 1941 г. Ливан был объявлен независимой республикой, но в стране еще оставались англо-французские оккупационные войска. В 1943 г. ливанский парламент принял конституцию независимого Ливана. Попытки правительства де-Голля отменить эту конституцию и восстановить мандат встретили решительное сопротивление народных масс, которое называют в стране ливанской революцией. Во главе движения стал Ливанский национальный конгресс, объединивший все патриотические силы страны. Это движение вынудило империалистов признать конституцию независимого Ливана (22 ноября 1943 г.) и отказаться от восстановления мандата.

В 1945 г. новый подъем освободительного движения был вызван попытками Франции сохранить в Ливане оккупационныйарежим и добиться экономических и политических привилегий. Народ и правительство Ливана потребовали вывода англо-французских войск из страны. Совместно с Сирией Ливан обратился с этим требованием в Совет безопасности ООН, где оно было поддержано Советским Союзом. К концу 1946 г. иностранные войска были выведены из Ливана.

Теперь перед национально-освободительным движением Ливана возникли новые задачи: укрепить и отстоять завоеванную независимость от всяких посягательств со стороны империализма. Эта задача предполагала прежде всего борьбу против различных проектов вовлечения Ливана в империалистические блоки. Прогрессивные силы Ливана успешно решили эту задачу. Все попытки вовлечь Ливан в агрессивные блоки, создать на его территории иностранные военные базы, оккупировать ее — оказались отраженными сопротивлением народных масс. В успешном исходе этой борьбы крупную роль сыграли Компартия Сирии и Ливана, Ливанский национальный конгресс, профсоюзы, Ливанский комитет сторонников мира, основанный в 1949 г., и ряд других прогрессивных организаций. Попытки реакционных кругов Ливана проводить угодную империалистам политику неизменно наталкивались на сопротивление народа.

Решительное сопротивление вызвали также попытки вовлечь Ливан в турецко-пакистанский пакт (1954 г.) и в Багдадский пакт (1955 г.).

В Ливане развернулось движение за национализацию иностранных компаний, за самостоятельное развитие страны. В 1956 г. был принят закон, отменивший налоговые привилегии иностранных концессионных компаний.

Укреплению экономической независимости способствовало развитие экономических связей с Советским Союзом.

Осенью 1956 г. Ливан, как и другие арабские страны, проявил солидарность с Египтом в его борьбе против разбойничьей агрессии Англии, Франции и Израиля.

Выдвинутая в 1957 г. «Доктрина Эйзенхауэра», наталкивается на растущее сопротивление ливанского народа, продолжающего отстаивать независимость Ливана, мир и арабское единство.