Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Арабы Йемена: основные занятия
Этнография - Народы Передней Азии

Йемен занимает территорию около 200 тыс. км2. На западе он омы- 1X1 вается водами Красного моря, на севере и северо-востоке граничит л 1с Саудовской Аравией, на юге и юго-востоке—с британской колонией и протекторатом Аден. Южные границы Йемена уже на протяжении многих лет систематически нарушаются английскими властями в Адене,стремящимися отторгнуть часть территории этого небольшого арабского государства. Совсем недавно, в конце декабря 1956г.— январе 1957 г., английские захватчики начали новую крупную агрессию против Йемена, подвергнув варварской бомбардировке пограничный город Катаба и ряд других населенных пунктов в южных районах страны.

Йемен — страна гор. 60% территории страны находятся на высоте 500—2000 м над ур. м., выше 2000 м расположено 28% и ниже 500 м — только 12%. По климатическим и природным условиям Йемен принято делить на три зоны:

Тихама — прибрежная полоса шириной от' 30 до 70 км, с тяжелым знойным климатом и бедной растительностью;

центральное нагорье Джебель, изрезанное глубокими руслами многочисленных временных дождевых потоков — вади. Отдельные вершины гор достигают 3500 м. Плодородные горные долины, зажатые между цепями хребтов, тянутся с севера на юг и юго-восток. Переходя в возвышенности Хадрамаута, горные цепи постепенно спускаются к берегам Индийского океана.

Особенным плодородием и богатством растительного мира отличаются западные предгорья Йемена, открытые муссонам, дующим с июня по сентябрь со стороны Индийского океана;

засушливые полупустыни и пустынные земли восточных районов, переходящие в безводные бескрайные просторы южноаравийской пустыни Руб-эль-Хали ^Бахр-эс-Сафи).

Вдоль берегов Йемена тянутся коралловые рифы и небольшие архипелаги. Парусные лодки (санбуки) местных мореходов, искусно лавируя между рифами, без особых затруднений подходят к берегу, но глубоко сидящие морские суда, заходящие в йеменские порты Ходейду и Моху, вынуждены оставаться на рейде в нескольких километрах от берега.

Недра Йемена мало исследованы. Предполагается, что в южных областях страны имеются значительные запасы нефти. Несколько севернее Ходейды в прошлом разрабатывались месторождения соли. Установлено наличие в Йемене месторождений железной и медной руды, серы, горючих сланцев, каменного угля и других полезных ископаемых. В районе г. Сана встречаются самоцветы: агат, оникс, халцедон, яшма; местные ювелиры используют их в своем производстве.

На территории Йемена проживает около 4,5 млн. человек, но расселение очень неравномерное. Наибольшая плотность населения в Джебеле, где в отдельных районах на 1 км2 приходится 70—80 жителей. На восток от Сана и в Неджране, в степных и полу степных районах, где преобладают кочевые бедуинские племена, плотность населения не превышает 2—3 человек на 1 'кма.

Подавляющее большинство населения Йемена — арабы. Однако по своему антропологическому типу арабы Тихамы Йемена значительно отличаются от населения северной и центральной Аравии. Близость африканского материка (в ясные дни из Моха отчетливо видны очертания«афряканского берега Красного моря), тысячелетние сношения, существовавшие между юго-западной Аравией и Восточной Африкой, работорговля —все это сказалось на внешнем облике населения. У обитателей приморской полосы довольно темный цвет кожи, несколько вывороченные губы, густые курчавые волосы. Жители Джебеля по своему типу более приближаются к бедуинам центральной Аравии: это люди среднего роста, сухощавого сложения, с красиво изогнутым носом, темными волнистыми волосами.

Помимо арабов, в Тихаме проживают африканцы из Судана и Восточной Африки, сомалийцы — потомки бывших невольников, индийцы (последние по преимуществу в городах). Довольно многочисленны были еврейские колонии в городах Сана, Менаха, Таиз. Йеменских евреев, которые жили в гетто совершенно изолированно от арабского населения, насчитывалось в 1949 г. до 50 тыс. В настоящее время они почти полностью переселились в государство Израиль.

Йемен, как и вся юго-западная Аравия, принадлежит к числу древнейших очагов переднеазиатской цивилизации. Уже более тридцати веков назад в юго-западной Аравии существовали рабовладельческие государства — Минейское (Маинское), Сабейское, Сабейско-Химьярское, которые вели оживленную посредническую торговлю между странами, расположенными в бассейне Средиземного моря, и Индией.

Диодор Сицилийский, Страбон, Птолемей, римские географы во главе с Плинием описывали «благодатную область» сабеев, населенную многочисленным народом и изобилующую благовониями, и отмечали, что, благодаря оживленным торговым связям с Индией и соседними странами, сабейские города накопили огромные богатства.

От минейского и сабейского времени сохранились остатки мощных крепостных стен, плотин и водосборных цистерн, скульптурные изображения и многочисленные так называемые южноарабские надписи на камне и меди. Такие же надписи на сабейском языке в большом числе обнаружены на колонизованном сабейцами абиссинском побережье; они высечены на каменных надгробных обелисках, достигающих в высоту 33 м. Это самые высокие каменные монолиты в мире, их отделка в виде многоэтажного здания с окнами и дверьми живо напоминает современные многоэтажные здания Йемена и Хадрамаута.

Южноарабские надписи содержат отрывки религиозных и законодательных текстов, записи царей об устройстве плотин и покровительстве земледелию. Высокой культурой земледелия юго-западная Аравия славилась по всему античному миру. Сложные ирригационные сооружения обеспечивали богатые урожаи и свидетельствовали о передовой для своего времени технике сабейцев. Арабские предания связывают самую гибель Химьярского государства с разрушением гигантской плотины в районе древнего города Мареб. Общий упадок юго-западной Аравии на рубеже нашей эры объяснялся перемещением путей римской торговли с Востоком1.

Под впечатлением рассказов о плодородии, богатстве и изобилии са- _бейской земли римские географы присвоили этой части полуострова имя .. «Счастливой Аравии» (Arabia Felix), и этот эпитет сохранился до наших дней как в литературе, так и среди населения Йемена. По толкованию средневековых арабских филологов, самое название «Йемен» может иметь двоякое объяснение: «быть счастливым, благословенным» или же «идти направо» (от Мекки).

На протяжении своей более чем! трехтысячелетней истории Йемен подвергался неоднократным нашествиям чужеземных завоевателей. Египетские фараоны, римские императоры, Византия, Абиссиния, сасанид- ский Иран не только вмешивались в дела юго-западной Аравии, но и стремились обосноваться на ее побережье.

Накануне появления ислама эта часть Аравийского полуострова была подчинена абиссинцам.

В первой половине VII в. Йемен был занят отправленными из Мекки мусульманскими отрядами и принял ислам. В первые века халифата Йемен управлялся присылавшимися из Дамаска, а затем Багдада наместниками халифа, но, начиная с X в., ^ласть перешла к местным феодальным правителям. В 1538 г. Йемен завоевали османские турки. Этот первый этап турецкого владычества длился около ста лет. В XVII в. Йемен вернул себе независимость. Во второй половине XIX в., после открытия Суэцкого канала, османское правительство вновь утвердило свою власть в юго-западной Аравии, и вплоть до первой мировой войны территория Йемена оставалась ареной упорной, непре- кращающейся борьбы йеменских племен, в особенности племен Джебеля, против турецких захватчиков.

После первой мировой войны Османская империя распалась. В 1919 г. глава господствующей в Джебеле религиозной секты зейдитов имам Яхья Ибн Мухаммед, руководивший после смерти своего отца имама Мансура борьбой горских племен против турок, принял титул короля Йемена и пе- 5 ренес свою резиденцию в Сану, которая отныне стала столицей нового государства.

Начался процесс феодальной централизации Йемена. В течение десяти лет, последовавших за провозглашением независимости страны, войска имама последовательно совершали походы против отдельных племен или их федераций; только после военных поражений изъявили свою покорность имаму главы племен хашид и бакиль (район Джауфа) и бени ям; было сломлено сопротивление племени зараник и завершено освобождение Тихамы от захвативших ее Идриситов, которые до 1926 г. правили в соседнем Асире.

Борьба за ликвидацию феодальной раздробленности Йемена являлась прогрессивным историческим процессом. Английские империалисты, стремясь расширить за счет йеменских территорий зону Аденского протектората, пытались использовать соперничество отдельных феодалов и их недовольство объединительной политикой имама Яхьи. Попытки аденских властей урезать йеменские территории не раз приводили к острым конфликтам в юго-западной Аравии. В 1934 г. в результате интриг английских и итальянских агентов в Асире была спровоцирована война между Йеменом и Саудовской Аравией; эта война закончилась поражением Йемена.

После второй мировой войны в страну началось проникновение американских монополий. Империалистическая борьба за Йемен нашла свое выражение в убийстве имама Яхьи (1948), более сорока лет находившегося у власти. Однако провозгласивший себя в Сана имамом сеид Абдалла аль-Вазир, один из крупнейших и наиболее влиятельных йеменских феодалов, был разгромлен войсками Сейфульислама Ахмеда, старшего сына имама Яхьи, ныне имама Ахмеда.

Попытки западных держав вовлечь Йемен в агрессивные военные блоки оказались бесплодными. Йемен, отвергнув и багдадский пакт, и «доктрину Эйзенхауэра», пошел по пути расширения сотрудничества с другими арабскими государствами, выступающими за укрепление своей политической и экономической самостоятельности.

Современный Йемен — теократическая монархия, в которой светская и духовная власть сосредоточена в руках имама, главы зейдитской общины. Имам управляет страной, опираясь на армию и поддерживающих его феодалов. В стране существует ряд министерств и совещательный совет, в который входят виднейшие сановники королевства. Йеменская регулярная армия (джейгиан-низами) немногочисленна; в случае необходимости имам объявляет призыв племенного ополчения (джейгиалъ- барани).

В административном отношении Йемен делится на ряд провинций — лива (в йеменском произношении лува), которые в свою очередь распадаются на када и нахия. Во главе лива стоит амилъ, назначаемый имамом из среды местных феодалов или приближенных к нему лиц. В отдельных случаях обязанности амиля выполняют шейхи местных племен. Внутренняя политика йеменских властей направлена на создание централизованного административного аппарата, однако в ряде районов власть имама признается племенами только номинально.

Основные занятия

Основным источником существования большинства жителей Йемена является сельское хозяйство. Еще в древние времена Йемен был страной террасового земледелия. Террасы, покрывающие склоны гор— яркое свидетельство трудолюбия йеменского земледельца, который под палящими лучами тропического солнца с утренней зари до позднего вечера работает на своем клочке земли. Требуется много труда и настойчивости, чтобы поддерживать в порядке и сохранности поле, прилепившееся к каменному склону горы. Землю на поле доставляют на низкорослых йеменских осликах из ближайшей долины в плетенных из пальмовых листьев корзинах и жестяных бидонах. Иногда землю носят крестьянки на голове. Обработка поля производится вручную мотыгой или деревянной сохой, в которую запряжены горбатый зебу, или верблюд, или пара ослов. Слежавшиеся комья разбивают палками, растирают руками. Сеют вручную; волочащаяся по полю доска заменяет борону. Урожай убирают серпами, нередко колосья срывают прямо руками. В Тихаме зерно из колосьев вымолачивают палками; в горных районах по расстеленным на земле снопам прогоняют скот.

В период дождей, когда бурные потоки устремляются с гор, крестьяне должны особенно тщательно следить за каменной кладкой стен поля, а когда созревает урожай, приходится днем и ночью охранять его от птиц и зверей.

По вечерам и рано утром стада обезьян (в горах Йемена их очень много) совершают опустошительные набеги на поля. Их отгоняют камнями, ударами в бидоны и медные тазы, криком. Появление саранчи — еще большее бедствие. Тучи этих насекомых опустошают целые районы страны, нанося огромный ущерб сельскому хозяйству. Борьба с саранчой ведется самыми примитивными средствами: когда сторожа замечают приближение саранчи, все население деревни спешит в поле: мужчины размахивают палками и покрывалами (лъхаф), женщины кричат и стучат в медные и железные тазы, дети визжат; весь этот шум должен испугать насекомых и помешать им опуститься на поля.

В Йемене мало крупных ирригационных сооружений. Орошение полей производится темиыже методами, как и в далеком прошлом. Вода либо отводится из горного потока в небольшие каналы* и канавы, либо добывается вручную или тягой животных из колодцев. Воду из глубоких колодцев поднимают кожаными ведрами, и она по желобам течет в водоем или в разбегающиеся по полю канавки. С утра до позднего вечера скрипят тяжелые оси водоподъемных сооружений, верблюды или ослы ходят взад и вперед под присмотром мальчика, получающего за свой труд несколько медных монет в день.

В районе Сана около одной пятой обрабатываемых земель орошается водой горных потоков, сады и огороды — водой из колодцев; остальные земли — неполивные (богарные).

В оазисах Тихамы, где вода имеется в достаточном количестве, земля дает до трех урожаев в год. Район г. Зебид, славящийся плодородием, известен в Тихаме под именем «Хинд-ас-сагира» (малая Индия). В гордой части страны снимают два урожая: один в зимние месяцы, второй в летнее время.

Зимой по преимуществу возделывают пшеницу, ячмень, дурру, фасоль, летом — также кунжут, горчицу и некоторые другие культуры. Люцерна и клевер зеленеют на полях круглый год. Финиковая пальма произрастает и плодоносит в оазисах Тихамы, но собственного урожая фиников Йемену не хватает, и значительное количество их поступает из южного Ирака и восточной Аравии. Из плодовых культур, которыми особенно богаты горные районы, следует назвать апельсины, лимоны, абрикосы, тамаринд, орехи, миндаль, бананы. С успехом культивируется виноградная лоза.

В районе Сана насчитывается двадцать четыре сорта винограда высокого качества.

Всемирной известностью пользуется йеменский кофе. Кофейное дерево произрастает в западной и южной частях йеменского плато на высоте 1500—1800 м над ур. м. Культура кофе очень трудоемка. Дерево начинает плодоносить на пятом году и в течение пятнадцати лет дает в среднем 2—2,5 кг кофейных бобов в год. Урожай сушат на солнце, а затем в больших шерстяных мешках доставляют в Ходейду, где скупщики занимаются очисткой, сортировкой и экспортом кофе. Экспорт сравнительно не велик; в лучшие годы он не превышает 6 тыс. тонн.

Йеменский кофе, появившийся в Западной Европе в середине XVII в., получил там название «мокко» по порту Моха, через который в тот период проходила вся внешняя торговля Йемена. В Йемене это наименование применяется только к экспортным сортам кофе, внутри же страны кофе носит название тех районов и племен, на территории которых оно выращивается, например рейми, бури, харази, хейми. Особенно высокими качествами отличается кофе, произрастающий на территории племени бени матар.

В восточной степной и полупустынной части Йемена, а также в отдельных районах Тихамы преобладает пастбищное скотоводство. Разводят овец, коз, зебу, верблюдов, реже лошадей. Лошадь в хозяйстве крестьянина почти не применяется, ее можно увидеть только в конюшнях феодалов. Продукты животноводства в основном идут на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. Из страны вывозится незначительное количество кож, верблюжьей и овечьей шерсти.

Добывающей и обрабатывающей промышленности в Йемене нет. В Сана имеются небольшие ремонтные мастерские; развито мукомольное и маслобойное производство, однако здесь применяется исключительно ручной труд. В 1952 г. во всей стране имелось не более двух-трех предприятий, оснащенных керосиновыми или нефтяными двигателями. В последние годы правительство предприняло ряд шагов по укреплению национальной экономики: проведена финансовая реформа, намечено строительство электростанций, цементного завода, текстильных предприятий.

Ремесленная деятельность развита в Йемене шире, чем в соседних Хиджазе или Хадрамауте. Изделия йеменских кустарей — ткачей, медников, шорников, оружейников, ювелиров — пользуются широкой известностью и за пределами страны. Несмотря на примитивность выработки, ткани, изготовляемые кустарями Зебида, Сана, Бейт-эль-Факиха, отличаются большой прочностью. Ремесленники Бейт-эль-Факиха елавятся также своими изделиями из дерева — мебелью, ларцами и т. п., которые они расписывают яркими красками. В настоящее время ремесла Йемена все больше приходят в упадок.

Автомобильный транспорт пока еще не получил в Йемене сколько-нибудь широкого распространения. Для перевозки грузов по-прежнему используются караваны верблюдов, медленно двигающиеся по дорогам Тихамы и горным тропам. Сохраняются старинные парусные лодки сан- буки, на которых ходят вдоль побережья Аравии.