Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народные знания и представления народов Саудовской Аравии. Народное образование
Этнография - Народы Передней Азии

В ряду народных знаний и представлении важнейшее место занимает народная медицина, в которой многовековой опыт и практические познания тесно переплетаются с предрассудками и магическими повериями.

При распространенности тяжелых эпидемических заболеваний (оспа и др.) и таких болезней, как сифилис, туберкулез, трахома, число врачей в стране пока еще очень не велико. Подобное положение делает народную медицину важным фактором здравоохранения, а народных лекарей (табибов) — главными целителями недугов.

Арабская народная медицина широко использует различные травы, применяемые при лечении ран, накожных, внутренних и глазных заболеваний. Глазные болезни чаще всего лечат сурьмой. Лучшим средством от желудочных болезней считается верблюжье молоко (свежее оказывает на желудок послабляющее действие, постоявшее — закрепляет). Распространены прижигания пораненного или больного органа раскаленным железом, кровопускание, оттягивание крови. Применение всех этих средств, как правило, сопровождается (а иногда и заменяется)магическими формулами и заговорами, жертвоприношением и самым распространенным и универсальным целебным средством — прикладыванием бумажек с коранической или колдовской надписью.

Роль табибов часто играют кузнецы, которые в Саудовской Аравии в значительной части принадлежат к бродячему племени сулайб. Члены этого племени выполняют кузнечно-котельные, цирюльные и иные работы, гадают, приглашаются для совершения магических действий, лечат больных.

Из положительных народных знаний следует отметить элементы астрономии, особенно среди кочевников, хорошо знающих звездное нёбо и умеющих по нему ориентироваться. Кочевники же умеют конденсировать водяные пары из воздуха, складывая для этого кучи камней в больших каменных цистернах. Во внутренней Аравии известно изготовление самодельного пороха из находимых в пустыне селитры и серы.

Народное образование

В 1949 г. в Саудовской Аравии было около двухсот государственных и частных начальных школ и ~ несколько средних (шестилетних) учебных заведений. Число школ растет; для подготовки учителей имеются три педагогических училища. Светских высших учебных заведений пока нет, но уже подготовляется создание университета (в Джидде). Значительную роль играют религиозные школы — начальные и высшая «Мусульманская школа права».

Религия

Аравия — родина ислама. В середине AV11I в. в центральных областях Аравии на основе сунниз

ма ханбалитского толка сложилась нынешняя официальная религия страны — ваххабизм. Основателем его был Мухаммед Ибн Абдульваххаб (1703—1792), уроженец южного Неджда. Под религиозной формой возвращения к первоначальному исламу, очищенному от идолопоклонства и роскоши (под этим понимается поклоцение могилам святых, употребление ..четок* курение табакаг ношение шелковой одежды, музыка, пение и т. п.), ваххабизм отражал требования централизации страны и борьбы с иноземными — турецкими, а позднее и английскими — захватчиками. Первое время Ибн Абдульваххаб подвергайся гонениям, но вскоре нашел сильного покровителя в лице эмира г. Дерайя, Мухаммеда Ибн Сауда, который сделался политическим главой возникшей организации ваххабитов. В дальнейшем распространение ваххабитской идеологии тесно* переплеталось с собиранием и централизацией аравийских земель эмирами из дома Саудидов, и в настоящее время ваххабизм является государственной религией Саудовской Аравии.

Современный ваххабизм оформлен как религиозное братство, охватывающее большую часть населения Саудовской Аравии и возглавляемое королем и советом улемов (представителей высшего духовенства). Члены ваххабитских общин называют друг друга братьями (ихван). Жизнь ваххабитов регламентирована обязательными правилами, касающимися вопросов религии, морали и быта. Наблюдение осуществляется священниками — мутавеа; они же играют роль миссионеров, вовлекающих в братство новых членов. Распространение ваххабизма идет под знаком борьбы с «извращенной» обрядностью традиционного ислама, с одной стороны, и доисламскими, «языческими» пережитками, сохраняющимися преимущественно в бедуинской среде,— с другой.

В бедуинских племенах сохранились доисламские религиозные верования, частично бытующие и в среде оседлых крестьян. Древнейший тотемистический пласт отражен, например, в обычае называть слабых детей именем крупного и сильного зверя. Анимистические верования выражаются в поклонении дух;ам (джиннам) скал, деревьев, ручьев, пещер.

Духам приносят в жертву животных, на священные деревья навешивают одежду, в пещеры приносят камни. Во время солнечных и лунных затмений поднимают Шум, крики, стрельбу, чтобы прогнать злого духа. Болезни также приписываются деятельности злых духов.

У кочевников в особенности сохраняется чрезвычайно развитый культ родовых и племенных предков. Родовые и племенные группы, как правило, связывают свое имя с именем предка-эпонима, причем название рода или племени обычно представляет собой личное имя эпонима с до

бавлением слов бени, ауляд, алъ (сыновья, дети, потомство) или же форму множественного числа от этого имени (шарарат от Шарар, амарат от Амар и т. д.). Даже пережиточно-тотемные наименования родов и племен (сир^ хан — «волки», сукур — «соколы» и др.) в настоящее время осознаются арабами не как имена животных, а как личные имена родоначальников.

Среди кочевников, как и среди оседлых, распространены многочисленные и разнообразные магические поверья. Запрещение делать изображения людей и животных в отдаленных сельских районах поныне объясняется не столько нормами ислама, сколько боязнью, чтог колдуя над изображением, можно причинить вред его оригиналу. Различные магические обряды применяются во время охоты: оружие увешивается перьями, окропляется кровью и т. п. Женщины, желающие иметь детей, изготовляют маленькие колыбельки и держат их в своем помещении. Повсеместно употребляются амулеты от сглаза, от болезней, от змеиного укуса, навешиваемые в особенно большом количестве на детей и животных; амулеты можно видеть даже на радиаторах автомобилей. Распространена также магическая церемония вызывания дождя. Активная религиозная пропаганда ваххабитов постепенно ослабляет остатки доисламских верований, но они еще очень заметны, особенно в глухих сельских местностях и в среде кочевых племен.

Антиимпериалистическое движение

Этнографическое изучение Саудовской Аравии показывает, что в результате длительного влияния отсталой Османской империи, господства феодальных отношений и зависимости от иностранных капиталистических монополий развитие экономики и культуры этой страны было задержано, а ее трудолюбивый народ лишен возможности развернуть свои природные таланты.

За последнее время правительство Саудовской Аравии провело ряд полезных мер, направленных на подъем экономики и культуры страны. Достигнуты некоторые результаты в области развития народного хозяйства, просвещения, печати и т. п. Однако груз прошлого еще слишком тяжел, предстоит сделать еще многое, чтобы Саудовская Аравия была выведена из ряда малоразвитых стран. Этому, несомненно, в сильнейшей степени будет способствовать антиимпериалистическое движение, которое в Саудовской Аравии, как и в других арабских странах, принимает все более серьезный характер.

Важной чертой развертывания антиимпериалистического движения на современном этапе является его сочетание с демократическим движением трудящихся. В этом отношении характерна упоминавшаяся выше забастовка 1953 г.— крупнейшая в истории рабочего движения Саудовской Аравии1, поддержанная забастовками солидарности и массовыми демонстрациями в Хуфуфе, Катифе, Рас-Тануре и других городах страны. Предъявление администрации АРАМКО не только экономических, но и политических требований (в частности, прекращения национальной дискриминации рабочих-арабов и создания профсоюзов) и, главное, уступки, вырванные рабочими, явились важной вехой в развитии антиимпериалистического движения арабов Саудовской Аравии.

Саудовская Аравия заняла видное место в ряду тех арабских стран, которые выступили против политики империалистической агрессии.

Заключение Саудовской Аравией оборонительных пактов с Египтом и Сирией (1955) укрепило ее политические позиции в борьбе против происков агрессивных империалистических группировок. Совместно с Сирией и Египтом Саудовская Аравия отвергла и осудила Багдадский военный пакт «как противоречащий интересам арабского мира»1, совместно с другими арабскими странами осенью 1956 г. активно выступила в поддержку Египта, подвергшегося разбойничьему нападению со стороны англо-французских и израильских агрессоров.

В 1957 г. принятие правительством Саудовской Аравии американской «помощи» и продление договора о предоставлении США военных баз вызвало в стране новую волну антиимпериалистического и демократического движения. Летом 1957 г. в столице страны Эр-Рияде проходили демонстрации с требованием отклонения «доктрины Эйзенхауэра» и ликвидации американской военной базы в Дахране. Одновременно вновь было выдвинуто требование создания профсоюзов, а также избрания Законодательного совета и провозглашения конституции.

Дальнейшее развертывание в Саудовской Аравии борьбы против колониализма во всех его формах — важнейпшй фактор обеспечения ее суверенности и независимости от империалистических монополий, свободного и мирного развития ее национальной экономики и культуры.