Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Утварь народов Саудовской Аравии. Язык и письменность. Транспорт. Литература
Этнография - Народы Передней Азии

Домашняя утварь и у оседлых, и у кочевников в основном одинакова. Разница не столько в форме предметов, сколько в их количестве: так, например, всякого рода посуда, в особенности керамическая, имеется в большем количестве у оседлого населения, между тем как в бедуинских палатках больше ковров, покрывал и т. п.

Из кухонной посуды в первую очередь следует назвать железный или медный котел для варки пищи. В зависимости от местности он имеет форму полушария, цилиндра или усеченного конуса. В домах оседлых арабов такой котел висит над очагом на цепи, в палатках — стоит на конических глиняных подставках до 20 см высотой. Для приготовления пищи служат также различного диаметра и высоты медные кастрюли с ручкой и без ручки, вогнутые железные листы, большие и малые деревянные ложки. Во время еды пользуются медными, деревянными или глиняными чашками и медными подносами.

Для замешивания теста служат корыта — глиняные у оседлых крестьян, деревянные у кочевников. Каменные зернотерки оседлых в палатках кочевников обычно заменяются деревянными ступками, которыми пользуются и оседлые крестьяне для приготовления крупы.

Для хранения зерна и воды в домах земледельцев употребляются большие глиняные сосуды, у кочевников — шерстяные мешки и кожаные бурдюки. В изготовлении кожаной утвари бедуины достигли большого совершенства. У них имеются кожаные ведра, горловина которых распялена двумя сбитыми крестообразно палками, и даже специальные кожи для поения скота; их кладут в яму или приподнимают края при помощи камней.

В областях, где много финиковых пальм, большое распространение имеют плетенные из пальмовых листьев и волокон различной величины и формы корзины, мешки, веревки, циновки, покрывала и т. п.

В качестве постельных принадлежностей повсеместно служат кошмы, ковры, матрацы и длинные подушки, набитые шерстью, соломой, ватой или перьями.

В домах оседлых племен все это на день складывают в стенные ниши или же на деревянные сундуки. Такие же супдуки нередки в палатках зажиточных кочевников. Обычно они обиты медными пластинками и имеют ножки высотой до 70 см. Обстановка арабского жилища, дополняется ткацким станком и детской люлькой — деревянной или плетенной из пальмовых ветвей.

В богатых городских и сельских домах встречается и европейская утварь. Здесь можно увидеть кровати, столы, стулья, шкафы, зеркала, и т. п. Но далеко не всегда эти предметы используются по своему назначению. Бывает, что кровать или стол приобретены только для того, чтобы- показать гостям зажиточность хозяина, который в своем быту продолжает спать, есть и работать на полу, на традиционных коврах или циновках.

Транспорт

Уже отмечалось, что за последние тридцать лет в Саудовской Аравии получил значительное распространение автомобильный транспорт, а в недавнее время построена железная дорога, соединившая Эр-Рияд с Рас-Танура. Существует и воздушное сообщение. Однако старые транспортные средства еще далеко не вытеснены. В стране имеется большое количество караванных дорог и сохраняется вьючный и верховой транспорт. Караванный тракт представляет собой ряд узких, извилистых троп, обычно хорошо различимых, так как почва на караванной тропе состоит не из песка или земли, а из скопившегося на протяжении столетий верблюжьего навоза.

Хороший вьючный верблюд может нести до 350 кг груза на протяжении 20-дневного марша, со средней скоростью 4—5 км в час. Обычный суточный переход составляет до 30—40 км.

Лошади и ослы используются преимущественно в оазисах. Ослов обычно вьючат, лошадей вьючат или запрягают в высокие повозки с двумя большими колесами, напоминающие среднеазиатскую арбу.

В качестве верховых животных используются беговые верблюды — залулы, лошади и ослы. Верблюжье верховое седло состоит из двух широких продольных дощечек, двух поперечных планок и двух кожаных подушек — передней и задней. По бокам в виде украшения свисают кисти и шнуры. Более громоздки и сложны женские седла-паланкины и специальные сооружения для перевозки на верблюде маленьких детей. Для управления верблюдом употребляют палку длиной около 75 см с крючком на конце. Этим крючком захватывают кольцо, продетое через носовой хрящ животного, и поворачивают его голову в нужную сторону.

Хороших («арабских») лошадей в Саудовской Аравии мало, так как на протяжении столетий они систематически вывозились в Индию, Иран* Европу и т. д. Качества кровной арабской лошади общеизвестны: быстрота, неутомимость, неприхотливость в еде. Лошадиная сбруя состоит из простой узды и одного повода с левой стороны. Взнуздывают лошадей только у оседлых арабов. Седло часто заменяется простой подушкой* Стремена (треугольной или лопатообразной формы) употребляются преимущественно в городах. Роль шпор часто выполняет железный зубец, лривязанный ремнем к босой пятке. Подковывают лошадей не всюду; кое-где еще сохраняются старинные-подковы, покрывающие все копыто.

Ослов держат повсеместно, особенно много их в городах. В горных районах Хиджаза и Асира для верховой езды и вьючных перевозок используют мулов.

Водные средства передвижения, наряду с немногочисленными паровыми и моторными судами, представлены довольно сходными между собой каботажными судами, плавающими на Красном море и в Персидском заливе. Это большие парусные лодки с длинным носом и короткой кормой; на Красном море они несколько больше, чем в Персидском заливе.

В городах переноской грузов занимаются многочисленные носильщики. Грузы средней тяжести обычно несут на голове, надевая на нее для устойчивости особое тряпичное кольцо. В сельских местностях такими же кольцами для ношения тяжестей пользуются женщины.

Язык и письменность

Арабы Саудовской Аравии говорят на аравийском наречии арабского языка, распадающемся на диалекты Неджда, Хиджаза, Асира и др. Кроме того, свои незначительные специфические особенности имеет субдиалект каждого кочевого племени.

Основной словарный фонд и грамматический строй арабского языка сложился в глубокой древности. На протяжении первых семи столетий нашей эры на основе взаимодействия и скрещивания языков арабских ллемен Хиджаза и Неджда стал складываться так называемый классический арабский язык; разработка его грамматики завершилась в VIII—IX вв., в эпоху Аббасидского халифата.

В последующие столетия словарный запас арабского языка и его разговорных наречий значительно расширился, обогатился заимствованиями из языков других народов Передней Азии, а затем и европейских; между тем грамматика классического арабского языка не пересматривалась со времени Аббасидов, что способствовало некоторому отрыву письменного языка от разговорного.

В основу арабской письменности лег финикийский алфавит, заимствованный в III в. н. э. хиджазскими племенами у набатейцев и к IX в. принявший свою современную форму. Арабы пишут справа налево. В алфавите 28 букв, большинство которых имеет три формы начертания, в зависимости от того, стоит ли буква в начале, середине или конце слова. Вместе с одиннадцатью дополнительными знаками это составляет около 90 алфавитных знаков. Это обстоятельство, а также обозначение на письме только долгих гласных, ведет к трудности усвоения арабской грамоты учащимися.

Литература

Истоки арабской поэзии восходят к периоду распада первобытно-общинного строя (V—VI вв. н. э.) и представлены замечательной поэзиеи лирического и лирико-описательного характера, возникшей в бедуинской среде внутренней Аравии. Древнеарабские касиды представляли собой однорифменные стихотворения размером до 150 строк. Чаще всего это были лирические произведения, панегирики, реже — сатиры. Передаваясь долгое время изустно, образцы древнеарабской поэзии были записаны около середины IX в., в эпоху Багдадского халифата. Наиболее известны из них избранные стихотворения поэтов Имруулькайса, Антары, Зухейра и др., а также сборники «Хамаса», «Диван племени хузейль» и «Книга песен» Абуль- фараджа Исбахани.

Первым письменным образцом прозы явился Коран, составленный в первой трети и записанный в середине VII в. В противоположность древнеарабской поэзии, Коран, отражающий эпоху перехода к классовому обществу, сложился не в бедуинской, а в оседлой среде, среди торгово-ремесленного населения Мекки и Медины.

Положив начало развитию арабской классической литературы, литература собственно Аравии в дальнейшем развивалась очень слабо и главным образом по линии канонических наук, процветавших в священных городах Хиджаза — Мекке и Медине. Известный сдвиг в литературной жизни страны произошел лишь в XX в., под непосредственным влиянием возрождения арабской литературы, начавшегося в XIX в. в Сирии и Египте.

В 1920-х годах в Хиджазе оформилась группа молодых литераторов, испытавших влияние сирийского литературного возрождения и противопоставивших себя сторонникам традиционализма. Они группировались вокруг мекканской газеты «Умм-аль-Кура». Отход от архаизирующих тенденций и поиски новых литературных форм проявились в сборнике ас-Сибана «Литература Хиджаза» и большой антологии хиджазских поэтов и писателей «Откровение пустыни». В целом, однако, литература в Саудовской Аравии все еще недостаточно развита. За последние годы заметное развитие получила пресса1.

Народное творчество

Большим богатством и разнообразием отличается устное, а также музыкальное народное творчество. Наложенный ваххабизмом запрет на музыку, танцы, «мирское» пение оказался мало действенным. Вечерами,, когда спадает дневная жара, арабы — как крестьяне, так и кочевники — заходят друг к другу в гости поговорить, обсудить новости. Если собирается большая компания, поют песни, слушают музыку, танцуют. Такие сборища особенно оживленны, если на них присутствует бродячий певец из племени сулайб. Нередко, впрочем, деревня или бедуинское племя имеют своих певцов и сказителей, преемников шайров, певцов древнеарабских племен. Песнями, музыкой и танцами всегда сопровождаются народные и семейные празднества, особенно такие, как свадьба, рождение ребенка, обрезание и т. п.

Наибольшее распространение в стране имеют бедуинские песни, носящие любовно-лирический и героический характер. В них воспеваются храбрость, великодушие, мудрость и справедливость предков, славные битвы, красота и стремительный бег кобылиц и верблюдов, любовь к девушке и упорные домогательства женихов. Из героических песен наиболее известна поэма о древнеарабском племени бени хшУаль. Повсеместно цоются и трудовые песни; их поют погонщики верблюдов, женщины, доставая воду из колодца или сбивая масло, и т. д. Наряду с этим очень популярны короткие комические или фантастические рассказы, рассказы о животных. Распространены, особенно в бедуинской среде, исторические сказания или легенды, связанные, как правило, с генеалогией того или иного племени. В песнях, рассказах, сказаниях, пословицах находит отражение и социальный протест угнетенных народных масс, выражаются надежды и чаяния простого народа.

Песни поются под аккомпанемент рабабы (эрбабы)— самого распространенного в народе музыкального инструмента. Это — нечто вроде одно- или двухструнной скрипки со смычком из конского волоса. Нередко рабаба представляет собой обыкновенный ящик, обтянутый козьей кожей, через который продета палка и натянуты струны из сухожилий. Хоровому пенью сопутствуют звуки большого котлообразного барабана или, чаще, табла—обтянутых кожей медных литавров разных размеров. Меньше распространены флейта, различного рода трещотки и квадратный или круглый бубен. Если музыкальных инструментов нет под рукой,, тант отбивают на любом подходящем для этого предмете.

Танцуют обычно по кругу или в две шеренги, в одной — мужчины, в другой — женщины. Популярен танец двух девушек в круге поющих и хлопающих в ладоши людей. Имеются особые танцы, связанные с тем или иным событием: свадьбой, примирением кровников и т. п. Так, на празднике обрезания девушки исполняют традиционный «змеиный танец»: под громкие напевы собравшихся, девушки по трое движутся вперед ритмическими шагами, одновременно наклоняя вперед верхнюю часть туловища и производя ею волнообразные змеиные движения; четвертая девушка движется им навстречу, раскачиваясь таким же образом.