Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Жилище народов Саудовской Аравии. Одежда и украшения. Пища
Этнография - Народы Передней Азии

Наиболее распространенным видом жилища, характерным не только для бедуинов, но и для полуоседлого и недавно перешедшего к оседлости населения, является шерстяная палатка — «дом из козьей шерсти». Палатка ставится на деревянных кольях, высота и число которых зависит от состоятельности хозяина. Обычно бедная палатка имеет два-три кола, богатая — до девяти тройных рядов кольев. На колья натягивается черное шерстяное полотнище с перпендикулярно к земле свисающими стенками. Полотнище сшивается из отдельных полос до полуметра шириной. Закрепляют палатку посредством привязанных к кольям веревок, другой конец которых прикрепляют к небольшим колышкам, вбитым в землю в трех-че- тырех шагах от палатки. Палатка, если ее размеры это позволяют, делится на две части ковром или куском материи, подвешенным во всю ширину палатки на средних кольях. Правая (при входе) половина палатки считается мужской и служит для приема гостей, левая половина — женская или семейная. Так как шейхи и вообще богатые арабы часто имеют более одной жены, женская половина палатки делится свисающими полотнищами на несколько помещений. Отдельная палатка для новой жены ставится редко. Посредине мужского отделения палатки расположен сложенный из камней очаг для варки кофе; в маленьких палатках этот очаг часто находится снаружи, вблизи входа. У внутренней перегородки сложены ковры, матрацы, подушки. В женской половине палатки у внутренней перегородки также сложены скатанные матрацы, платье, мешки, сосуды с припасами и прочая утварь. Здесь же находится большой кухонный очаг со стоящим на нем железным или медным котлом для варки пищи.

Разбирают и собирают палатку всегда женщины.

Планировка лагеря зависит от величины группы. Большие лагери разбиваются беспорядочно, палатки располагаются по отдельным семейным и родовым группам, иногда удаленным друг от друга на значительное расстояние. Менее крупный лагерь представляет собой прямоугольник, составленный из нескольких параллельных рядов палаток, числом до восьми. Небольшие лагери, как правило, построены подковообразно. Это—так называемый дуар (от дара—«окружать»). Свободное пространство посредине служит загоном для скота, а далеко вытянутые от кольев веревки еще в недавнем прошлом должны были препятствовать проникновению сюда всадников во время грабительских набегов — газу.

Такую же центральную площадь, служащую местом собраний, обычно имеет и каждая арабская деревня, хотя вообще планировка селений в разных областях страны очень различна. Деревенские дома построены из глины, сырцового кирпича или же грубо обтесанного камня. Дома состоятельных крестьян иногда имеют так называемый «средиземноморский» план: это четырехугольник, образованный комплексом низких помещений, связанных посредством центрального внутреннего дворика. Длинные и узкие комнаты между собой не сообщаются. Дверь и одно окно выходят во внутренний дворик, откуда проникают свет и воздух. Дворик устлан циновками, разгорожен занавесками, нередко имеет бассейн для сбора дождевой воды. Дом делится на две половины: женскую, или семейную (махарам), и мужскую, где принимают гостей (маджлис). Но гораздо чаще сельский дом состоит "всего лишь из одной жилой комнаты, снабженной хозяйственными пристройками, и имеет не внутренний, а внешний дворик, окруженный глинобитной или каменной стеной.

Города Саудовской Аравии, за исключением Дахрана, Рас-Танура и некоторых кварталов Джидды, застроенных домами европейского типа, сохраняют облик средневекового восточного города, с его извилистым лабиринтом узких улиц и переулков, крытыми базарами, минаретами, кофейнями и домами, обращенными фасадом во двор. Дома состоятельных горожан, как правило, средиземноморского типа. Богатые дома, особенно в Хиджазе, имеют несколько этажей, часто украшены майоликой, навесными балкончиками и т. п. Своеобразны по своей архитектуре каменные городские дома Асира, имеющие форму усеченной пирамиды.

Одежда и украшения

Основные элементы одежды кочевников —рубаха, плащ и головной платок. Рубаха — очень широкая, с длинными рукавами и разрезом на Груди —обычно доходит до лодыжек. Плащ (аба) представляет собой широкое и длинное, разрезанное спереди одеяние из верблюжьей, козьей или овечьей шерсти, с отверстиями для рук, реже с короткими рукавами. Почти в каждой области принят определенный цвет аба: в Неджде преобладают одноцветные черные или темнокоричневые, в восточной Аравии — красные и т. д. Состотельные люди обычно имеют зимние и летние аба; последние тоньше и светлее, часто белые. Головной платок (куфия, сумада)— это квадратный кусок белой или цветной хлопчатобумажной ткани, размером 130 X X 130 см, который складывается по диагонали и надевается на голову таким образом, что один конец спускается на затылок и шею, а два другие спадают на плечи или прикрывают нижнюю часть лица. Платок придерживается на голове шнуром из верблюжьей или козьей шерсти, дважды закрученным вокруг головы. Цвет шнура и самого платка в прошлом различался не только по областям, но и по племенам.

Наиболее обычной и как бы традиционной обувью кочевников являются грубые кожаные сандалии — ниалъ, подошвы, прикрепляемые к ноге маленькой петлей, зажатой между большим и вторым пальцами.

Следует отметить очень своеобразный элемент мужской одежды населения внутренней Аравии. Это хаку — пояс, носимый на голом теле с юношеского возраста. Хаку — это длинный ремень, иногда сплетенный из отдельных кусочков кожи, обернутый несколько раз вокруг талии. В некоторых областях хаку обильно и часто смазывают жиром. Назначение хаку неясно; можно думать, что некогда ношение его было связано с инициацией.

Костюм оседлого крестьянина состоит из рубахи и штанов. Последние считаются здесь специфически крестьянским элементом одежды: они широки и доходят до икр.‘В качестве зимней одежды служат аба и нагольные овчинные шубы.

В городах распространен так называемый мекканский, а в настоящее время — и современный европейский костюм. Мужской мекканский костюм состоит из длинной белой рубахи, безрукавки, кафтана и невысокой круглой шапочки или чалмы. Сверху надевается цветная безрукавка и такой же длинный, как и рубаха, кафтан, обычно из пестрой хлопчатобумажной ткани. Рубаха или кафтан подпоясаны ремнем или куском пестрой ткани. Зимой поверх кафтана носят либо аба, либо суконную или овчинную куртку. Обувь раньше представляла собой красные или желтые туфли из толстой кожи без каблуков и с загнутыми носками, теперь — сандалии бедуинского типа. Мекканский костюм характерен для сохраняющих патриархальные устои староарабской жизни зажиточных горожан, деревенских бгатеев, шейхов полуоседлых племен. Для городской бедноты типична «полуевропейская» одежда: фабричного изготовления рубаха навыпуск, дешевые бумажные брюки, безрукавка, зимой — стеганная ватная куртка.

Женская одежда мало отличается от мужской. Женщины носят широкие, но сужающиеся книзу штаны. Сверху надевается рубаха; в городе ее делают более узкой, в сельских местностях она шире. Покрой рубахи не отличается от мужского, но ворот, рукава и подол обычно орнаментированы. Рубаха подпоясывается длинным поясом в несколько оборотов.

В качестве верхней одежды служат безрукавки, кафтаны и плащи, ана-г логичные мужским. Обувь — в большинстве случаев высокие простые ботинки без каблуков, с кисточками спереди. Обычный головной убор — черный, синий или красный платок, а на юге нередко высокая соломенная шляпа с широкими полями. Иногда во время работы крестьянки подвязывают волосы лентой и сбрасывают платок на плечи.

Закрывание лица распространено только в городах и пригородных районах. Для этой цели служит особое черное (в Хиджазе — белое) покрывало, украшенное по краям кисточками, а у богатых женщин золотыми нитками или кружевом. Этим платком горожанка закутывает нижнюю часть лица, так что видны только глаза и верхняя часть носа.

Женщины всех слоев общества любят и в большом количестве носят всевозможные украшения, качество которых зависит от состоятельности владелицы. Браслеты и ножные кольца делают из синего и зеленого стекла, рога, свинца, серебра, золота и т. п. Из этого же материала изготовляются перстни. Бедуинки, а во многих областях и крестьянки носят в правом или в левом крыле носа небольшое кольцо или розетку из коралла, перламутра, стекла или металла. В центральной Аравии носовые кольца иногда достигают такой величины, что во время еды их приходит ся снимать или приподнимать. Не менее распространены различного вида ожерелья и цепочки с подвесками. Женщины вплетают в косы, обычно уложенные вокруг лба или спадающие на плечи, особую полосу материи с круглыми металлическими подвесками или монетами.

Женщины часто сурьмят ресницы, брови красят индиго, а ногти хной. Большое распространение имеет татуировка, к которой поныне прибегает большинство арабских крестьянок, бедуинок и даже горожанок. Девочкам с шестилетнего возраста татуируют синей или зеленой краской лоб, подбородок, губы, щеки, руки, грудь, ступни ног. Место и узор татуировки не одинаковы в разных районах и у различных племен, но почти повсеместно наибольшее значение придается татуировке лба и подбородка.

Мужчины украшений не носят и не татуируются. Богатые крестьяне иногда сурьмят ресницы и края век, считая, что это красиво и улучшает зрение. Для оседлых арабов характерно предписываемое шариатом бритье головы; у кочевников в наиболее глухих районах местами еще сохраняются старинные прически: волосам предоставляют свободно расти и заплетают их в косы, или оставляют в локонах, или укладывают на затылке,—в каждом племени по-своему. В некоторых племенах Хиджаза середину головы выбривают, а оставшиеся по бокам волосы заплетают в косы. Усы и бороду либо бреют, либо подстригают, причем состоятельные люди нередко красят их в черный, красный или желтый цвет.

Пища

Пища зависит не только от имущественного положения, но и от хозяйственных занятий той или иной группы населения. Для крестьян основным продуктом питания являются произведения их полей, для кочевников—продукты животноводства. Вместе с тем постоянно происходит торговый обмен между этими двумя хозяйственными группами, нередко представляющими разные подразделения одного племени.

И оседлые и кочевники едят руками, засучив правый рукав. Как правило, едят дважды в день: утром и незадолго до захода солнца, когда спадает дневная жара.

Основу пищи оседлых арабов составляет хлеб — пресные лепешки, изготовляемые из пшеницы, ржи, ячменя и т. п. Лепешки пекут в печах — небольших постройках из камня и глины, обычно устраиваемых во дворе рядом с домом. Посредине имеется глиняный или железный котел с крышкой; в зависимости от его величины, в него кладут 10—15 лепешек, закрывают крышкой, набрасывают вокруг топливо и поджигают его. Постройка настолько низка, что человек не может стоять в ней во весь рост.

Другое традиционное блюдо — бургулъ — каша из толченой пшеницы или кукурузы, политая кислым молоком. В торжественных случаях эту крутую пирамидально сложенную кашу поливают жиром или покрывают маленькими кусочками мяса. В ходу и каша из муки, смешанная с оливковым маслом и стручковым перцем. Большое распространение имеют похлебки из гороха, чечевицы, фасоли, тыквы, всевозможные ово- щи, фрукты и особенно финики. Финики в ряде областей имеют не меньшее, если не большее значение, чем зерновые. Обычно из них делают пасту, сохраняемую круглый год; эту пасту иногда смешивают с ячменной или другой мукой. В большом употреблении сушеные и вяленые финики. Из фиников же гонят водку, а из сока финиковой пальмы варят сахар и приготовляют алкогольный напиток лагби.

Мясо за столом небогатых людей — редкое, праздничное блюдо, которое приготовляется и съедается с большой торжественностью.

Излюбленный традиционный напиток арабов — кофе. Он был завезен абиссинцами в Йемен еще в XI в., но долгое время не получал заметного распространения и только в XVI в. впервые был отмене! в литературе как ритуальное питье суфиев. В начале XVI в. кофе про ник в Мекку, оттуда распространился в северную Аравию, Турцик и Европу.

У арабов процесс приготовления и питья кофе представляет сложнук и торжественную церемонию, связанную, как правило, с приемом гостей Кофе варит сам хозяин или особый слуга. Сначала в котле или в ложке обжаривают зерна, помешивая их маленькой металлической палочкой Толчение зерен производится в особой ступке, с соблюдением определен ного ритма. Для варки служат медные или латунные сосуды трех разме ров, похожие на чайник. Готовый кофе подают в чашечках. Пьют в поряд ке старшинства. Почетным гостям подают трижды, после чего приличш требует поблагодарить и отказаться. Как правило, кофе пьют без сахара но с добавлением пряностей, чаще всего гвоздики и кардамона.

Пища кочевых арабов отличается от пищи оседлых резким преобла данием молочных продуктов. Важнейший пищевой продукт кочевников — верблюжье, овечье или козье молоко в свяжем и кислом виде. Иногд; все три сорта сливаются вместе. Зимой и весной, когда животные даю' наилучшее молоко, сбивают и запасают масло. Для этого женщины на ливают молоко в "бурдюк, надувают туда воздух и раскачивают бурдю] на веревке или трясут на коленях. Меньше распространено производ ство сыра. Зато посредством кипячения изготовляют нечто вроде сухог< молока, которое перед употреблением растворяют в воде. В жарко< время в большом ходу напиток из кислого, сильно разбавленного водо1 молока.

Важное место в питании кочевников занимают покупные продукт! земледелия, в особенности финики и зерно. Лепешки пекут на плоско* железном блюде или же прямо в песке между двумя слоями горячей золы Мясо на столе рядового кочевника появляется лишь в конце лета, когд; иссякает корм и скот перестает доиться. Мясо варят или же жарят в ямах выложенных камнями.