Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Хозяйство бедуинов и феллахов в Саудовской Аравии
Этнография - Народы Передней Азии

У арабов Саудовской Аравии до настоящего времени наблюдается восходящее к глубокой древности и недавно еще чрезвычайно резкое деление на кочевых и оседлых. Кочевники-скотоводы и сейчас составляют не менее половины населения Саудовской Аравии, гда возделывается лишь ничтожная часть территории страны.

Хозяйство бедуинов

Большую часть кочевого скотоводческого населения составляют верблюдоводы, которые, в отличие от полу оседлых овцеводческих племен, называются в Аравии «бедуинами», т. е. жителями пустыни. Одногорбый аравийский верблюд используется бедуинами самым универсальным образом. Молоко и мясо идут в пищу, из шерсти изготовляют ткани для верхней одежды и мешков, из шкуры выделывают кожу и ремни, навоз идет на топливо; используется даже верблюжья моча: ею моются и употребляют в качестве «лекарственного» средства. Ежегодная продажа верблюжьего молодняка дает бедуинам возможность покупать финики, зерно, изделия городского ремесла, но многие бедняки питаются почти исключительно верблюжьим молоком в пресном и кислом виде1.

Вместе с тем, до первой мировой войны верблюд был единственным транспортным средством не только для самих бедуинов, но и для многочисленных торговых караванов и караванов хаджжей (паломников в Мекку). Это позволяло бедуинам наниматься проводниками, отдавать животных внаем и, главное, создавало обширный рынок сбыта верблюдов. Покупкой их занимались векили, или укейли,— старинная, широко разветвленная корпорация торговцев верблюдами, имевшая главный нентр в Багдаде, а своих представителей — почти в каждом крупном бедуинском племени.

О том, какое место занимает верблюд в жизни бедуина, говорит уже то обстоятельство, что классификация этих животных по возрасту, полу и качеству включает свыше ста терминов, а слова «верблюд» и «красота» происходят от одного корня.

Скотоводческое хозяйство бедуинов связано с сезонными перекочев- ками в поисках пастбищ. Почти все бедуинские племена имеют три «квартиры»: зимнюю, весеннюю и летнюю. Зимой, в период дождей, пустынные пространства Аравийского полуострова покрываются зеленой растительностью. Во время обильных дождей верблюды отъедаются настолько, что начинают болеть, и пастухи завязывают им морды. Влажный зеленый корм позволяет верблюдам обходиться без воды до трех-четырех недель, люди же восполняют недостаток воды верблюжьим молоком; таким образом, в зимний период бедуинские племена почти не связаны с водными источниками. С наступлением весны (апрель—май) зеленые пастбища высыхают. Верблюды нуждаются в частых, приблизительно раз в четыре дня, водопоях, и племя вынуждено перекочевывать на весенние пастбища, по соседству с временными дождевыми лужами или искусственными водохранилищами. Последние чаще всего высечены из камня и имеют в глубину несколько метров; нередки большие подземные хранилища воды, в которые ведет колодец с лестницей. Когда иссякают и эти водные ресурсы, племя перекочевывает на летовку, к постояннымисточникамводы, расположенным в земледельческой зоне. Здесь бедуины проводят два самых сухих месяца         июль и август. Верблюды пасутся в окрестных степных районах и, по древнему обычаю, на скошенных крестьянских полях. Здесь же бедуины продают продукты верблюдоводства и запасаются финиками, зерном, необходимыми товарами. С первым осенним дождем — в конце августа или в начале сентября — племя снова уходит в пустыню, и все стадии кочевки повторяются.

Несколько отличен, по-видимому, мало известный порядок кочевания бедуинских племен центральной Аравии. Климатические условия здесь иные: на широте Мекки идут как субтропические зимние, так и тропические- летние дожди, а еще южнее последние превалируют.

Двигаясь по традиционным, строго установленным маршрутам, крупные бедуинские племена Аравии пересекают огромные пространства пустыни, нередко свыше тысячи километров1. Такой тип кочевания чрезвычайно ограничивает бедуинов в разведении других видов скота. Овцы и козы не могут обходиться без воды сколько-нибудь значительное время, а это не позволяет бедуинам брать их с собой в пустыню. Поэтому бедуины, как правило, не имеют рогатого скота и даже вынуждены покупать у овцеводов полотнища для палаток, которые изготовляются не из верблюжьей, а из козьей шерсти. Равным образом, весьма ограничено в бедуинских кочевьях и число лошадей; лошадь служит здесь только для верховой езды и рассматривается как признак немалого богатства ее владельца.

Широко распространенное в Сирии, Ираке и Иордании полукочевое овцеводство не получило в Саудовской Аравии такого развития из-за отсутствия травянистых пастбищ и скудости водных источников. Однако и здесь имеется значительное количество полуоседлых овцеводов (Неджд, Джебель-Шаммар) и козоводов (горные долины Хиджаза).

Преобладание, несмотря на тысячелетний процесс оседания кочевников, кочевого скотоводства в Саудовской Аравии объясняется двумя причинами. Первой и, по-видимому, главной причиной было отсутствие на территории северной и центральной Аравии сколько-нибудь значительных водных ресурсов, вследствие чего переходившие сперва к полу оседлому овцеводству, а затем и к оседлому земледелию кочевые племена должны были выселяться в прилегающие к полуострову районы Сирии и Ирака. Подтверждением служит история расселения арабских племен — постоянное движение с юга на север, из внутренней Аравии в Сирийскую пустыню и Месопотамию. Вторая причина — неоднократно засвидетельствованный рядом авторов встречный процесс перехода полуоседлых и оседлых арабов к кочевому верблюдоводству, вызванный различными обстоятельствами: военными опустошениями, упадком ирригационной системы, налоговым гнетом. Встречный процесс «бедуинизации» в известной степени нейтрализовал действие процесса оседания.

В конце XIX в., когда отсталые натурально-замкнутые страны Аравийского полуострова были частично вовлечены в сферу мирового капиталистического рынка и начали все сильнее ощущать конкуренцию товарного капиталистического животноводства Австралии, Аргентины, Южно-Африканского Союза, начался упадок кочевого скотоводства, усиливший тягу кочевников к оседлому земледелию. Но тогда это стремление не было еще всеобщим, не носило массового характера. Мировой сельскохозяйственный кризис 1920-х годов нанес тяжелый удар всем формам хозяйства аравийских племен, но особенно сокрушительным оказался для бедуинского верблюдоводства. После первой мировой войны империалистические державы, стремясь наиболее выгодно использовать захваченные ими в районе Ближнего и Среднего Востока рынки сбыта и источники сырья и одновременно подготавливая стратегические линии и базы для новой войны, развили значительную деятельность цо строительству автомобильных и железных дорог. Автомобильные дороги были проведены не только в Иране, Ираке, Турции, Сирии, Египте и т. д.; они прошли по многим древним караванным путям внутренней Аравии1. Уже первая трансаравийская автомобильная линия, пересекшая в 1923 г. Сирийскую пустыню, сократила до двадцати часов путь, для которого каравану верблюдов требовалось тридцать дней, причем перевозка грузов обходилась в несколько раз дешевле. Понятно, что древний вьючный транспорт не мог бороться с современными средствами сообщения, и верблюдоводы не только лишились возможности сдавать животных внаем и сопровождать караваны, но и столкнулись с огромным понижением спроса и цен на верблюдов.

До первой мировой войны хороший грузовой верблюд стоил на Ближнем Востоке 20—30 ф. ст., во время войны — 50—100, а в 1920-х годах цена упала до 3—6 ф. ст. Так же обстояло дело и с коневодством: цена кровной лошади среднего качества снизилась со 100 ф. ст. до 202.

Экономический кризис и начавшаяся замена вьючного транспорта автомобильным были основной причиной катастрофического упадка кочевого скотоводческого хозяйства аравийских племен и их перехода к оседлому земледелию.

Значительную роль сыграла политика саудовского правительства, занявшегося организацией расстроенной хозяйственной жизни кочевников. В условиях острого кризиса кочевого хозяйства это могло означать лишь перевод кочевников к оседлому земледелию.

Первая попытка перевода бедуинов к оседлости была предпринята Ибн Саудом в 1912 г., когда при использовании колодезной ирригации была основана первая , хиджра (ваххабитская земледельческая колония) бедуинского племени мутайр. Опыт оказался удачным, однако к относительно широкому освоению новых земель и переводу к оседлости значительных бедуинских групп правительство приступило лишь в 1920-х годах. Ливанский писатель А. Рейхани, посетивший Эр-Рияд во второй половине 1920-х годов, называет около 60 хиджр, организованных саудовским правительством в различных бедуинских племенах внутренней Аравии1. Число хиджр возросло к началу 30-х годов, т. е. ко времени углубления мирового сельскохозяйственного кризиса и одновременно дальнейшей централизации Саудовского государства. В 1934 г. насчитывалось 140 хиджр, половина которых была основана у вновь открытых источников воды. Общее количество осевших бедуинов к этому времени составило около 200 тыс.2

Таким образом, часть бедуинов Саудовской Аравии была переведена к оседлому земледелию. Однако большое количество бедуинов, ввиду недостатка орошенных земель, должно было по-прежнему заниматься кочевым верблюдоводством.

Хозяйство феллахов

В Аравии, как и во всех странах с жарким засушливым климатом, возможно лишь поливное земледелие. Обычным источником ирригации служат колодцы, достигающие иногда огромных размеров. Так, например, колодец эль-Хаддадин, доставляющий воду оазису Тейма в западной Аравии, имеет 16 м в диаметре. Колеса с ведрами, надетые на одну ось, приводятся в движение верблюдами и выливают воду в большой резервуар, откуда затем вода отводится каналами во вторичную сеть. Водоснабжение строго нормируется. Нехватка воды, представляющая обычное бедствие в хозяйстве феллахов, по мере возможности восполняется сбором дождевой воды в каменные цистерны.

Из сельскохозяйственных культур наиболее распространены пшеница, просо, рожь, ячмень, дурра, овес, бобовые, на востоке страны — рис. В садоводстве преобладающее значение имеет финиковая пальма, затем виноград, фиги и др. В Асире выращивают кофе. Из технических культур распространены эфиромасличные, но доля их в хозяйстве весьма не велика.

Земледельческая техника слабо развита.Удобрения применяются редко. Широко распространен деревянный, так называемый «арабский» плуг, влекомый верблюдами, быками или ослами. В беднейших крестьянских хозяйствах в плуг иногда впрягаются женщины, а порой землю обрабатывают мотыгой. Для разрыхления земли после вспашки употребляются деревянные грабли, лоп&ты и заступы. Уборка урожая производится серпами или особого типа кривыми садовыми ^ножами. Молотят, прогоняя скот по разостланным на земле снопам, отвеивают многозубыми деревянными вилами, в ситах или подбрасывая в пальмовых плетенках или на деревянных подносах. Для размола зерна служат главным образом ручные мельницы или даже каменные или деревянные ступки.

Помимо рабочего скота (верблюдов, быков, лошадей, ослов) феллахи держат овец и коз. Крупный рогатый скот преобладает только в южных районах Неджда и частично в восточной Аравии (зебу). Выпас производится общинными пастухами или детьми; стада охраняются собаками.

Подсобным занятием местами служит охота. Охотятся на газелей и антилоп, обычно в местах водопоя, пользуясь естественными прикрытиями или устраивая их из камней. С собаками и ловчими соколами охотятся на зайцев.

При охоте на мелких животных и птиц до сих пор пользуются метательными дубинками, иногда напоминающими бумеранги. На побережьях Красного моря и Персидского залива распространены рыболовство, ловля жемчуга и добыча черного коралла, которые нередко составляют основной промысел части населения. На хиджазском побережье Красного моря известны чисто рыболовческие племена туали и эт-теми.

Товарно-денежные отношения в крестьянском хозяйстве развиты мало, и оно в значительной степени остается полунатуральным. Многие необходимые в крестьянском обиходе предметы выделываются в семье крестьянина. Женщины ткут шерстяные ткани, ковры, лепят глиняную посуду, шьют кожаную обувь и упряжь. Мужчины дубят кожи, изготовляют деревянный сельскохозяйственный инвентарь, каменные ручные мельницы. Покупаются преимущественно лишь металлические изделия и ткани. Кузнецы и другие немногочисленные ремесленники являются обособленной эндогамной группой, которая, так же как и у ряда народов Африки и некоторых других народов Азии, считается «неблагородной».