Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народы арабских стран
Этнография - Народы Передней Азии

Арабы, арабские народы — название и самоназвание группы народов, составляющих абсолютное большинство населения юго-западной части азиатского материка— огромного Аравийского полуострова и прилегающих к нему с севера областей Передней Азии, а также Египта и Северной Африки1.

Происхождение и древнейший период истории арабов изучены мало. В буржуазном арабоведении долгое время господствовали и частично продолжают иметь хождение различного рода несостоятельные теории о происхождении арабов (равно как и других семитских по языку народов) из Армении, Средней Азии, Африки. Однако уже в XIX — начале XX в. ряд крупных востоковедов, в том числе русские ученые А. Е. Крымский, Б. А. Тураев и др., основываясь на данных истории, языка и фольклора, указывали на Аравию, как на историческую родину всех семитских народов.

Первоначальной областью расселения древнеарабских племен была, по-видимому, северо-восточная часть Аравии, но уже во II тысячелетии до н. э. кочевые объединения арабов распространились по всему полуострову, ассимилировав другие семитские племена запада полуострова и досе- митское население его южной части (незначительные остатки которого представлены современными племенами махри — сокотри). На юге Аравии возникли первые из известных нам арабских рабовладельческих государств — Маинское, или Минейское, Сабейское, Сабейско-Химьяр- ское (II—I тысячелетия до н. э.).

В середине I тысячелетия н. э.роль одного из крупнейших экономических центров северо-западной Аравии (Хиджаза)играла Мекка, возникшая как торговая фактория Сабейского царства. На рубеже VI и VII вв. здесь возникла новая монотеистическая религия — ислам, сыгравшая значительную роль в укреплении объединения арабских племен, в арабских («исламских») завоеваниях и в складывании арабского государства —халифата.

Арабские завоевания VII—VIII вв.,одно из наиболее значительных событий средневековой истории, рассматриваются многими буржуазными исследователями как результат «воинствующего духа» ислама; стоящие на идеалистических позициях авторы нередко утверждают, что именно новая религия арабов — ислам — сделала возможным для арабских племен завоевание половины тогдашнего цивилизованного мира. В действительности арабские завоевательные войны были закономерным следствием определенных социально-экономических условий, создавшихся в восточном Средиземноморье.

В VI—VII вв. скотоводческое хозяйство бедуинов (кочевых верблюдоводческих племен), составлявших основное население Аравийского полуострова, переживало кризис. Экстенсивное кочевое скотоводство требовало- обширных пастбищных территорий, которых уже не хватало для увеличивавшихся стад. Аравия не могла прокормить свое возросшее население, в» ней создались условия, в общем виде уже охарактеризованные выше1. Кризис кочевого хозяйства послужил основной причиной арабских завоеваний. В этом же направлении действовало переживавшееся бедуинами в VI—VII вв. интенсивное разложение общинно-родовых отношений, зарождение классовых противоречий и повсеместно характерное для этой стадии исторического развития стремление к экспансии. Иными словами, выход арабских племен за пределы полуострова был вызван теми же причинами, что и «великое переселение народов», завоевательное движение германских и славянских племен в позднеантичной Европе.

Определенными закономерностями общественно-экономического развития был обусловлен также и грандиозный успех арабских завоевательных войн. В VI в. Византия и Иран, в состав которых входило подавляющее большинство завоеванных арабами стран, раздирались острейшими экономическими и классовыми противоречиями, порожденными кризисом рабовладельческого строя, который охватил все Средиземноморье. Как в V в. на Западе Римская империя, обессиленная внутренним кризисом, не сумела отразить нашествие германских племен, так в VII в. на Востоке Византийская империя и Иран не нашли сил для борьбы с племенами арабов. И в Византии, и в Иране народные массы, в надежде избавиться от непосильного гнета, часто поддерживали арабских завоевателей; арабов поддерживали и торговые города, страдавшие от византийско-иранских войн, стремившиеся к восстановлению экономического единства в восточном Средиземноморье.

Именно эти причины, а не «наступательная сила» ислама, обусловили успех завоевательных войн арабов. Ислам, однако, сыграл немалую роль как знамя «священной войны» против немусульман, как идеологическое оформление и обоснование арабской экспансии.

Вышедшие в VII в. в своей значительной части за пределы Аравийского полуострова арабские племена заняли ряд стран Передней Азии и Северной Африки, в том числе сопредельные с Аравией Сирию и Ирак,, куда и раньше не раз выселялись семитские племена Аравии. Взаимодействуя и смешиваясь с покоренными народами этих стран, арабские завоеватели усваивали их высокую древнюю культуру и в свою очередь распространяли арабский язык и ислам. Тем самым было положено начало- образованию новых арабских народов на территории Сирии, Палестины,. Ирака, Египта и Северной Африки.

Созданная силой оружия огромная держава арабов, Омейядский, а затем Аббасидский халифат, просуществовала сравнительно недолго. К X в. в результате освободительной борьбы покоренных народов и роста феодальной раздробленности отдельные части халифата приобрели самостоятельного. Однако значительная часть арабских земель Передней Азии и впоследствии.оставалась объединенной в составе Фатимидского халифата, а затем сельджукского и мамлюкского государств. В XVI в. арабские страны Передней Азии, кроме большей части Аравийского полуострова, были завоеваны турками-османами, вошли в состав Османской империи и до окончания первой мировой войны оставались под игом турецких феодалов. Начиная с XIX в. арабские страны, как и другие части Османской империи, подвергались систематическому ограблению со стороны империалистических колонизаторов — Англии, Франции, позднее — США.

арабские страны

Еще в XIX в. Англией был захвачен ряд княжеств на восточном и южном побережьях Аравии. По окончании первой мировой войны Англия добилась мандата на Ирак, Палестину и Трансиорданию, распространила влияние на Хиджаз и внутреннюю Аравию; Франция получила мандат на Сирию и Ливан. Арабские страны были разорваны на части, превратились в полуколонии империалистических держав.

В период между первой и второй мировыми войнами Арабский Восток превратился в один из крупнейших узлов экономических и политических противоречий империализма. Нефтяные богатства и важнейшее стратегическое положение арабских стран на мировых морских и воздушных путях с Запада на Восток привлекли к себе внимание американских монополий, вступивших в борьбу с утвердившимся здесь ранее английским и французским капиталом. В то же время усилилась борьба арабских народов за национальную независимость и свободу. Развертывание в арабских странах национально-освободительной антиимпериалистической борьбы привело к завоеванию многими из них государственной независимости {накануне и главным образом в период второй мировой войны). В 1945 г. была создана «Лига арабских государств», провозгласившая своей целью сближение и сотрудничество между арабскими народами Ближнего Востока. Лига играет немалую роль в укреплении арабского единства. Особенно показательно в этом отношении широкое антиимпериалистическое движение, развернувшееся в арабских странах в самое последнее время: борьба против участия арабских государств в агрессивном Багдадском блоке, оборонительные пакты, заключенные между Египтом, Сирией и Саудовской Аравией, единодушная поддержка арабскими странами Египта, подвергшегося нападению англо-франко-израильских агрессоров. Так называемая «доктрина Эйзенхауэра»— новейшая американская колониальная концепция, согласно которой США должны заполнить «пустое пространство» («вакуум сил»), якобы образовавшееся на Ближнем Востоке в результате поражения англо-французского империализма,—

Государство

Численность населения, тыс.

общая

в том числе ориентировочно арабов

Сирия (республика)................

3361

2890

Ливан (то же)..........................

1321

1200

Ирак (конституционная монархия) .

4871

4200

Иордания (то же)....................

1330

1320

Саудовская Аравия (монархия) . . .

7000

6800

Йемен (то же)..........................

4500

4400

Маскат * и Оман ....................

550

500

Договорный Оман *...............

80

70

Катар (княжество) *...............

20

13

Кувейт (то же) * . ................... ...........................

150

140

Бахрейн (то же) *....................

112

55

Аден* ......................................

650

600

Аден **....................................

130

110

также встретила решительный отпор со стороны арабских народов. Все это свидетельствует о распаде колониальной системы империализма на Арабском Востоке и о растущей политической солидарности арабов в их борьбе за свою независимость и безопасность.

В настоящее время арабские государства Передней Азии насчитывают около 24 млн. человек (см. таблицу на стр. 381).

Кроме того, около 330 тыс. арабов проживают в управляемом Египтом округе Газа и на Синайском полуострове, 186 тыс.—в государстве Израиль, около 820 тыс. — в Иране, около 300 тыс. — в Турции, около. 25 тыс. — в Афганистане.

Арабские народы Передней Азии — группа народов, связанных определенной исторической и этнической общностью, не исключающей, однако, и определенных различий.

Арабы пользуются общеарабским литературным языком и говорят на его территориальных разговорных диалектах (в Передней Азии — аравийском, сирийском, иракском), из которых аравийский распадается на ряд субдиалектов (в Хиджазе, Неджде, Йемене и других областях полуострова). Все эти диалекты, близкие между собой, восходят к северно-арабскому языку (южная ветвь семитских языков), который уже в VIII—IX вв. н. э. лег в основу классического языка арабской письменности. Литературный язык и поныне един для всех арабских народов, что несомненно является одним из важнейших факторов арабского единства1.

Территориальная близость арабских народов и известная общность их исторических судеб обусловили наличие значительных элементов общеарабской культуры, проявляющихся, например, в литературе, устном и изобразительном народном творчестве, архитектуре и т. п. Однако весьма значительны и культурные особенности отдельных арабских народов, порожденные различными историческими и географическими условиями, культурными влияниями и пр. Арабские народы стремятся к единству, к тесному экономическому, политическому и культурному сотрудничеству, успешно преодолевая последствия колониального раздела арабских стран.

арабы

Замедленный империалистической колонизацией процесс формирования буржуазных наций у арабских народов значительно ускорился после первой и в особенности после второй мировой войны. Тяга арабских народов к единству, их языковая и историко-культурная общность создают серьезные предпосылки для образования единой арабской нации.

Наряду с арабами, в арабских странах Передней Азии проживают курды, евреи, армяне, айсоры, а также, в незначительных количествах, индийцы, африканцы и европейцы (о курдах, армянах и айсорах, составляющих национальные меньшинства в Ираке и Сирии, сказано выше).