Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Сельджукское государство турков
Этнография - Народы Передней Азии

Турки (самоназвание тюрк)—народ, составляющий подавляющее большинство населения в современной Турции.

Кроме Турции, где турок насчитывается свыше 21 млн., они в значительном количестве проживают в балканских странах; это остатки больших масс колонистов, переселенных турецкими султанами из Малой Азии. Турки в большом числе и компактными массами проживали в Болгарии (по переписи 1946 г.—около 700 тыс.). По договору между Турцией и Болгарией об обмене населением, часть турок выехала в Турцию, и численность их в Болгарии сократилась. В Югославии, по переписи 1931 г., проживало 1561 тыс. мусульман; большинство их составляли боснийские и герцеговинские сербы, но часть — турки; в Греции — 191,3 тыс. турок (перепись 1928 г.), в Румынии — около 50 тыс. Незначительное количество турок проживает в Албании.

Турецкие буржуазные националисты, говоря о численности турок, нередко называют цифру в 100 млн. Это отражает пантюркистскую установку — этнически объединять общим термином «турки» все народы, входящие в так называемую тюркскую семью языков (подавляющее большинство их проживает в СССР — узбеки, туркмены, азербайджанцы, татары, киргизы, казахи и др.).

Агрессивный характер пантюркизма, требующего объединения всех тюркоязычных народов с Турцией во главе, ярко обнаружился в 1918 г.г когда Турция, под флагом воссоединения с «братьями-турками», бросила свои войска для захвата Кавказа, и в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., когда пантюркисты, вдохновляемые германским империализмом, претендовали на закавказские советские территории. В послевоенные годы пантюркисты выступают в тесном союзе с американскими империалистами. В турецкой реакционной печати еще недавно высказывались требования присоединить к Турции Крым, Кавказ, Азербайджан, Урал, Туркестан и большую часть Сибири1.

В действительности в этническом отношении турки имеют очень мало общего с другими тюркоязычными народами. Изучение этногенеза турок показывает, что древнетюркские огузские племена, появившиеся в 40-х годах XI в. на территории Малой Азии, впоследствии на протяжении ряда столетий смешивались с местным и соседним населением — греками, армянами, грузинами, славянами, арабами и т. д.

Сельджукское государство

В огромном Османском государстве, сменившем первоначальное  малоазиатских турок, немусульманское население подвергалось насильственной ассимиляции. Народы, порабощенные османами, в упорной борьбе с ними сумели отстоять свою национальность, свой язык, свою культуру. Однако многие десятки тысяч представителей этих народов, особенно если они оказывались в турецком окружении и были вынуждены в целях самосохранения принять ислам, потеряли свой язык и национальность и смешались с турками. Во время многочисленных завоевательных походов в Европе, Азии и Африке турки захватывали в плен десятки тысяч славян, венгров, румын, персов, арабов, африканцев, грузин, кавказских горцев и др., обращали их в рабство и перегоняли внутрь Турции. Заметным фактором этнического смешения был также принудительный набор христианских мальчиков для подготовки из них, после обращения в ислам, солдат турецкой армии. Все это привело к изменению антропологического состава анатолийских турок, оказало существенное влияние на их культуру и даже язык, породило этнические различия между турками и другими тюркоязычными народами.

История формирования турецкой народности начинается с вторжения в Малую Азию тюркоязычных огузских кочевых племен, входивших первоначально в союз обширного так называемого Сельджукского государства, которое, однако, очень быстро распалось на ряд независимых феодальных государств, одним из которых было государство малоазиатских сельджуков. Со временем столицей этого государства стал город Конья (Икония), по имени которого государство иногда называли Иконийским.

Сельджуки завоевали в Малой Азии территорию, населенную народами с древней культурой: греками, армянами, грузинами. Огузские племена, пришедшие в Переднюю Азию, состояли из кочевников-ското- водов и намного отставали в своем социально-экономическом развитии от аборигенов Передней Азии. Их общественный строй можно характеризовать как патриархально-феодальный, так как большое значение сохраняли еще родо-племенные отношения1.

Огузские племена поселились преимущественно в степях Центральной Анатолии и частично в прибрежных районах на север о- и юго-западе Малой Азии. На первых порах они продолжали заниматься главным образом скотоводством; земледельческое население по-прежнему состояло из местных жителей: армян, грузин, греков. Население городов также было большей частью нетурецким. Постепенно часть кочевников осела на землю. В Сельджукском государстве существовали феодальные отношения по типу военно-ленной системы: земля считалась собственностью султана, который раздавал ее феодалам в пожизненное владение.

Завоеватели с течением времени перенимали от покоренного населения его культурные навыки, усваивали технику земледелия, ремесла, строительные приемы и т. п. Но это происходило медленно, многие культурные ценности были уничтожены и восстанавливались с большим трудом.

В XII и XIII вв. продолжалось, хотя и с меньшей интенсивностью, переселение тюркских племен с востока, особенно в связи с нашествием монголов. В середине XIII в. монголы вторглись в Переднюю Азию и подчинили себе Сельджукское государство, которое вскоре распалось на отдельные, зависимые от монголов, феодальные княжества. Среди последних было и OcMaHQKoe княжество, расположенное на северо-западе Малой Азии. Название оно получило по имени первого независимого князя Османа.

Окраинное положение Османского княжества делало его фактически независимым и от сельджукского султана и от монголов. Оно стало убежищем для турок, бежавших от монголов, и центром притяжения мелких феодалов, неспособных самостоятельно отстоять свое существование. Воспользовавшись слабостью Византии, где в это время усилилась внутренняя социальная борьба, а также тем, что другие крупные турецкие княжества (Айдынское, Караман и др.) были заняты войной с монголами и внутренними неурядицами, османы в течение нескольких десятилетий захватили обширную территорию и положили начало крупному турецкому государству, позднее получившему название Османской империи.

От государства Сельджукидов османы унаследовали военно-феодальную организацию. Османская феодальная и феодализирующаяся земельная и кочевая знать, в погоне за новыми пахотными землями и пастбищами и увеличением числа эксплуатируемых крестьян, вела беспрерывные войны для захвата чужих земель и порабощения живущего там населения. Походы османов против соседних народов освящались религией турок — исламом. Созданная при султане Мураде I (1359—1389) регулярная пехота — янычары (ени чери — «новое войско») вместе с феодальной кавалерией обеспечивала успех османского оружия.

Главными объектами завоевательной политики Османского государства стали Византия, Болгария, Сербия. В 50-х годах XIV в. турки впервые появились в Европе, в течение четырех десятилетий покорили всю Болгарию, а в 1453 г. захватили Константинополь (по-турецки Истамбол) па- перенесли туда свою столицу. С захватом этого важнейшего экономического и политического центра сила Османского государства значительно возросла. Во второй половине XV и в XVI в. турки завоевали Сербию, Боснию, Албанию, большую часть Венгрйи, осуществили крупные захваты в Азии и Африке.

В конце XV и в первой половине XVI в. завершился процесс сложения турецкой народности со своей территорией, языком и известной культурной общностью.

Турецкие завоевания принесли порабощенным народам, особенно христианским, среди которых преобладали славяне, неслыханные бедствия и страдания. Турецкая пословица гласила: «Где ступит копыто турецкого коня, там трава не растет»1. На Балканы хлынули массы турецких переселенцев — земледельцев и скотоводов, захвативших поля и пастбища населения; место болгарских, греческих, сербских и иных феодалов заняли турецкие, усугубившие социальный гнет национально-религиоз- ным угнетением.

В Османском государстве уже в первый период его существования получили дальнейшее развитие феодальные отношения. Обращая в свою собственность («собственность государства») завоеванные земли, султаны раздавали их феодалам в наследственное владение, с обязательством выступить с подчиненными им людьми в поход по первому зову султана. Крупнейшими феодалами, собственниками обширных земель, были султан и его семья, а также мусульманское духовенство. Его земельные владения образовались из передаваемых ему султанами 20% всех завоеванных территорий, а главным образом — из земель, переданных духовенству собственниками и владельцами при условии сохранения права пользования этими землями, с целью избежать их конфискации, произвола властей и т. п. Имущество мусульманского духовенства, в том числе и земли, называлось вакуфами.

Развитие феодального способа производства в Османской империи сопровождалось усилением эксплуатации крестьянства1, особенно нетурецкого. Крестьяне были обязаны платить феодалам продуктовую ренту, а также денежные налоги'. Нетурецкое крестьянство было обложено дополнительными налогами. Уже в конце XV в. султанское правительство прикрепило крестьян к феодальному владению.

Рост феодальной эксплуатации вызывал крестьянские восстания. В XV в. вспыхнуло крупное крестьянское восстание в Западной Анатолии, проходившее под религиозными лозунгами и связанное с именами шейха Бедреддина Симави и простого крестьянина Берклюдже. Мустафа. Восстание было жестоко подавлено.

К концу XVI в. в Турции военно-ленная система начала разлагаться, что повлекло за собой снижение военной мощи Османской империи. В то же время, в результате великих географических открытий, значительная доля международного торгового оборота пошла по другим путям, минуя Османскую империю, которая до этого владела основными торговыми путями между Европой и Китаем, Индией, Ираном. В этот период в евро* пейских странах зарождались новые производственные отношения, для развития которых в Османской империи не было еще предпосылок. Снижение военной мощи и возникшее социально-экономическое отставание Османской империи от европейских стран вскоре привело к тому, что турки стали терпеть военные поражения и источник богатой военной добычи иссяк. Военные расходы перестали возмещаться добычей. Это послужило одной из важнейших причин, вызвавших усиление центробежных стремлений феодалов и рост эксплуатации крестьян как феодалами, так и государством. Бегство крестьян из деревень и крестьянские восстания приняли массовый характер и вызвали расстройство экономической жизни. В истории Османской империи кончился период, который буржуазные историки обычно называют «периодом расцвета», выразившегося в успешных завоевательных походах, расширении границ империи и блеске двора турецких султанов.

В XVII и XVIII вв. Турция еще владела обширными территориями в Европе, Азии и Африке, вела частые войны, но уже не приобретала территорий, а теряла их.

В XVIII в. заметно усилилась экспансия передовых буржуазных государств Европы, прежде всего Англии, и таких сильных феодально-абсолютистских государств, как Франция. Обширная Османская империя, приобрела для них еще больший интерес в качестве рынка, могущего снабжать их сельскохозяйственным сырьем и поглощать готовые товары. Под нажимом европейских держав турецкие султаны, начиная с середины XVIII в.,* в порядке одностороннего обязательства и в ущерб турецкой торговле, предоставляли иностранцам крупные экономические и политические льготы, которые они раньше давали в виде милости. Эти льготы, называвшиеся капитуляциями, превратились в одну из форм колониального порабощения Турции. На основе капитуляций иностранные купцы пользовались в Турции неприкосновенностью жизни и имущества, платили низкие ввозные пошлины и были неподсудны турецким властям, тогда как турецкие купцы не были ничем защищены от произвола турецких властей.

В то же время дипломатия Англии и Франции оказывала все большее воздействие на внешнюю политику султанского правительства, вовлекая его в войны с Россией. Войны с европейскими государствами показали полную непригодность феодальной турецкой армии. Султан Селим III (1789—1807) стал на путь военных и частичных финансовых реформ, но встретил яростное противодействие феодалов и янычар. Махмуд II (1808— 1839) провел в жизнь реформы, не удавшиесяСелиму III. Он уничтожил войско янычар, упразднил военно-ленную систему, создал армию и министерства по европейскому образцу. Этими мероприятиями Махмуд II способствовал укреплению абсолютистской власти в Турции. Но полуфеодальное землевладение сохранилось, а феодальный и налоговый гнет еще более усилился. Османская империя продолжала оставаться государством, в котором феодальный режйм препятствовал развитию более прогрессивных капиталистических отношений. «... Турецкое, как и всякое другое восточное владычество,— писал Ф. Энгельс,— несовместимо с капиталистическим строем; извлеченная прибавочная стоимость ничем не обеспечена от хшцнь’х рук сатрапов и пашей; нет налицо первого основного условия буржуазного приобретения — обеспеченности личности купца и его собственности»1. В конце XVIII и в начале XIX в. внутренний кризис Османской империи еще более углубился в связи с тем, что развернулось массовое национально-освободительное движение порабощенных турецкими феодалами балканских народов*

В годы Крымской войны усилилось экономическое порабощение Турции Англией и Францией. Турция была закабалена займами, в ней были созданы английские и французские банки. Ввоз английских и французских товаров еще раньше привел к упадку местную обрабатывающую промышленность — текстильную, керамическую, кожевенную и другие ее отрасли. Внешняя торговля оказалась в руках иностранных купцов и их агентуры из местной, главным образом нетурецкой (греческой, армянской, еврейской), торговой буржуазии.

Англия и Франция внешне приветствовали проведение в Турции реформ 1830—1860-х годов, известных под названием танзимата, т. е. «преобразований». Уравнение христиан в правах с мусульманами иностранные капиталисты использовали для усиления компрадорской буржуазии (преимущественно христианской) и своих позиций в Турции. Но восставшие народы Балкан, опираясь на помощь России, добились свободы. Решающее значение для освобождения болгар и других народов имела русско-турецкая война 1877 — 1878 гг. Однако под гнетом турецких феодалов продолжали оставаться армяне, грузины, арабы, курды, равно как и сам турецкий народ. Вопрос о судьбах Османской империи, порабощенных ею народов, из-за которого шла борьба между европейскими державами, получил название «восточного вопроса». В течение многих десятилетий он оставался одной из самых острых проблем международных отношений.

Как ни силен был феодальный и иностранный гнет, все же в Турции, хотя и слабо, развивались капиталистические отношения. Народились прослойка торговой буржуазии и связанные с ней слои, классовые интересы которых требовали перемен в управлении страной и борьбы с иностранным засильем. Этого же требовали и интересы известной части турецких помещиков. Воспользовавшись напряженной обстановкой, создавшейся незадолго до войны с Россией, сторонники реформ (новоосманы) добились в декабре 1876 г. принятия султаном Абдул-Хамидом II конституции, составленной их главой, Мидхат-пашой, по образцу бельгийской конституции. Однако после окончании русско-турецкой войны Абдул- Хамид II вновь установил режим самодержавного террора. Разогнав в 1878 г. парламент, он не собирал его до тех пор, пока его не принудила этому революция, вспыхнувшая в июле 1908 г. Мощным толчком, пробудившим турецкие массы, послужила революция 1905—1907 гг. в Россия.

К началу XX в., в результате некоторого промышленного ^железнодорожного строительства (большую известность приобрела. строившаяся немцами Багдадская железная дорога), развития внешней и внутренней торговли, постепенного формирования единого внутреннего рынка и других процессов, окрепла турецкая буржуазия, зародились кадры пролетариата; процесс формирования турецкой буржуазной нации приближался к своему завершению Ч Турецкая революция 1908 г. была буржуазной. Пролетариат был еще количественно незначителен и политически слаб и не мог оказать влияния на развитие революции. Во главе революции стояла младотурецкая партия «Единение и прогресс», объективно выражавшая интересы турецкой торговой буржуазии. Младотурки не были сторонниками глубоких реформ, особенно в области аграрных отношений; они стремились не к упразднению султанской власти, а лишь к ее ограничению; у них не было программы решительной борьбы против иностранного капитала. Такая половинчатость политики младотурок объясняется тем, что больше всего они боялись вовлечения в движение широких народных масс. Эта ограниченность младотурок была на руку лрежде всего империалистам. В. И. Ленин писал по этому поводу: «Младотурков хвалят за умеренность и за сдержанность, т. е. хвалят турецкую революцию за то, что она слаба, за то, что не пробуждает народных низов, не вызывает действительной самостоятельности масс, за то, что она враждебна начинающейся пролетарской борьбе в империи оттоманов,— и в то же самое время Турцию продолжают грабить по-прежнему. Хвалят за то, что возможно продолжать по-старому грабеж турецких владений» 2.

Оказавшись у власти, младотурки не стали добиваться освобождения Турции от гнета иностранного капитала. Более того, подчинив Турцию интересам германского империализма, развязавшего первую мировую .войну, и приняв в ней участие на стороне Германии, младотурки принесли турецкому народу неисчислимые бедствия. В годы первой мировой войны Турция фактически превратилась в колонию Германии. Трудящиеся массы города и деревни еще сильнее обнищали. На фронтах Турция терпела поражение за поражением. Государства Антанты уже имели наготове план раздела Турции. От этой грозной опасности ее избавила Великая Октябрьская социалистическая революция в России.

Советское правительство отказалось продолжат*» империалистическую войну. В своем обращении «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 3 декабря 1917 г. оно заявило об аннулировании договоров о разделе Турции, захвате Константинополя и насильственном отторжении армянских территорий, входящих в состав Турецкого государства. 3 марта 1918 г. в Брест-Ли'говске был подписан мирный договор между Советской Россией и Османской империей.

Военный разгром Турции, приведший к Мудросскому перемирию (30 октября 1918 г.), позволил союзникам приступить к разделу Османской империи. Они начали оккупацию турецких территорий. Был захвачен Стамбул, подготовлялся раздел страны между победителями. Но турецкий народ, вдохновленный героическим примером трудящихся России, поднялся на борьбу против захватчиков. Первыми в 1918 г. восстали крестьяне и трудящиеся городов в районах, пограничных с Советской Россией. Крестьяне создали партизанские отряды, которые вступили в борьбу с оккупантами. С весны 1919 г. к массовому движению против захватчиков стала присоединяться национальная буржуазия и другие патриотически настроенные элементы. По имени возглавившего движение видного выразителя интересов турецкой национальной буржуазии, генерала Мустафы Кемаль-паши, само движение, направленное протщв иностранных захватчиков и поддерживавшего их султанского правительства, иногда называют кемалистской революцией.

Кемалистская революция была прогрессивным событием: она сыграла большую роль в жизни турецкого народа и имела серьезное международное значение. В июне 1920 г. советское правительство первым признало новое правительство Турции. 16 марта 1921 г. в Москве был подписан договор «О дружбе и братстве» между РСФСР и Турцией; аналогичные договоры были заключены несколько позднее между Турцией и другими советскими республиками. Советская Россия оказала новому правительству Турции и всему национально-освободительному движению турецкого народа большую материальную и моральную поддержку.

Оккупанты во главе с Англией, действуя совместно с султанскими властями, мобилизовали силы для подавления национально-освободительного движения. Ими было инспирировано выступление Греции, в мае 1919 г. открывшей военные действия против Турции. В ходе борьбы кема- листы провели некоторые революционные мероприятия, направленные против султанского правительства. 24 апреля 1920 г. в Анкаре состоялось «открытие нового парламента — Великого национального собрания Турции (меджлиса), избравшего новое правительство. 1 ноября 1922 г. меджлис объявил о ликвидации султаната, оставив все же за султаном звание халифа (до 1924 г.). 29 октября 1923 г. Турция была объявлена республикой. Мустафа Кемаль в тот же день был избран меджлисом ее президентом.

Тем временем армия нового правительства разгромила греческие войска и изгнала их из страны. Империалистические державы, орудием которых была Греция, потерпели военное и политическое поражение. Они вынуждены были пойти на подписание в Лозанне 24 июля 1923 г. мирного договора с кемалистским правительством, покинуть страну и признать отмену капитуляций. В свою очередь кемалисты пошли на ряд уступок Англии, Франции и США в экономических вопросах и в вопросе о режиме проливов. Тем не менее Лозаннский договор знаменовал собой победу турецкого народа, отстоявшего при поддержке Советской России свою национальную независимость.

Народ, поднявшийся против оккупантов, жаждал также и социального освобождения. Крестьяне хотели избавиться от феодального гнета, рабочие и другие трудящиеся города стремились к улучшению своего материального положения. Но стоявшая во главе движения буржуазия боялась народных масс. Ее тревожили симпатии, проявляемые трудовым народом к идеям Октябрьской революции. В январе 1921 г. кемалистскими войсками были разгромлены крестьянские партизанские отряды и ликвидировано руководящее ядро коммунистов.

Победой турецкого народа над империалистами воспользовались буржуазия и помещики, установившие свою диктатуру. Конституция, принятая 20 апреля 1924 г., отразила пройденный этап национальнобуржуазного движения и юридически закрепила победу буржуазного строя. Новая конституция сохранила некоторые нормы старой султанской конституции, как, например, провозглашение турецкого языка государственным, систему избирательного права и др. Только в 1928 г. из конституции было исключено упоминание об исламе как государственной религии. В последующие годы, в частности в 1937 г., в конституцию были внесены дополнения и поправки, направленные на дальнейшее укрепление буржуазно-помещичьей диктатуры.

С первых же дней существования республики в Турции установился режим, при котором самым жестоким образом подавлялись попытки рабочего класса и крестьянских масс бороться за свои классовые интересы. В 1924 г. был принят новый уголовный закон, списанный с итальянского фашистского закона и жестоко преследующий борцов за интересы трудящихся. Тяжелым преследованиям подверглась турецкая Коммунистическая партия, созданная в конце 1920 г. Уже через год-два после своего основания Коммунистическая партия вынуждена была уйти в глубокое подполье, откуда продолжала руководить классовыми боями турецкого пролетариата.

Единственной легальной партией в Турции в течение почти четверти века была правящая помещичье-буржуазная Народно-республиканская партия, созданная Кемалем Ататюрком и его ближайшими сторонниками в 1923 г. Эта партия в 1945 г. вынуждена была разрешить существование других партий, но в том же году демократические прогрессивные партии, созданные после опубликования закона, были снова запрещены и остались лишь партии, отстаивавшие интересы буржуазии и помещиков. Наиболее влиятельной из них оказалась Демократическая партия, основанная несколькими бывшими руководящими членами Народно-республиканской партии во главе с крупным капиталистом Джелаль Баяром и в 1950 г. пришедшая к власти. В программе обеих главных партий правящих классов Турции мало различий/

В первые десять-двенадцать лет после провозглашения республики турецкое правительство провело в жизнь ряд буржуазных реформ в области экономики, культуры и быта, которые, при всей их ограниченности,, носили прогрессивный характер. О них сказано ниже, в соответствующих разделах.

На первом этапе своего развития Турецкая республика под руководством выдающегося государственного деятеля Кемаля Ататюрка установила добрососедские дружеские отношения с Советским Союзом. Дружба и деловое сотрудничество с СССР во многом способствовали независимому экономическому и политическому развитий Турции и отвечали коренным интересам как турецкого, так и советского народа. Однако по мере роста крупной торговой и финансовой буржуазии, оказывавшей все большее влияние на правительство Турции, во внутренней и внешней политике страны усиливалась линия на сближение с иностранным капиталом- В 1938—1939 гг. Турция получила кредиты от Франции, Англии и Германии. В октябре 1939 г. Турция подписала с Англией и Францией, занимавшими антисоветскую позицию, договор о взаимопомощи. Накануне вероломного нападения Германии нй СССР Турция заключила с ней договор о дружбе и ненападении (в июне 1941 г.). Во время войны турецкое правительство снабжало гитлеровцев стратегическим сырьем и продовольствием, пропускало военные корабли держав оси через проливы, сосредоточило большую часть своей армии на советской границе.

В годы войны турецкая буржуазия и помещики резко усилили эксплуатацию рабочих и крестьян (законом был установлен одиннадцатичасовой рабочий день). Взвинчивание цен на предметы первой необходимости спекуляция, военные поставки обогатили буржуазию и помещиков, в то время как трудящиеся массы оказались на грани нищеты. Классовая дифференциация в городе и в деревне значительно усилилась.

После войны господствующие классы Турции втянули страну в агрессивные антисоветские блоки и подчинили свою политику интересам наиболее агрессивных кругов США. Оставаясь отсталой, слабо развитой страной, Турция подвергается систематическому ограблению со стороны монополистического капитала США и других империалистических стран, что крайне тяжело отражается на условиях жизни широких масс турецкого народа и общем положении Турции. Неизменно проводя политику ослабления международной напряженности, советское правительство предприняло ряд шагов, направленных на нормализацию отношений с Турцией. Все более широкие слои турецкого народа отчетливо осознают необходимость изменения односторонней экономической и внешнеполитической ориентации Турции, восстановления и укрепления добрососедских, дружественных отношений с ее миролюбивым соседом — Советским Союзом.